Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МОНИТОРИНГ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
950
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ / УРОВНИ УСВОЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / КАРТЫ ОБУЧЕННОСТИ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резникова Е.В., Будникова Е.С.

Введение. В статье обоснована актуальность проведения мониторинга динамики развития учеников младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях общеобразовательной организации, осуществляющей инклюзивное образование; представлен вариант отслеживания динамики развития и усвоения образовательной программы обучающимися с ОВЗ. Цель статьи - обосновать и раскрыть авторскую систему осуществления мониторинга динамики развития учеников младшего школьного возраста с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации, осуществляющей инклюзивное образование. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме организации мониторинга обученности детей с ОВЗ, наблюдение, описание, метод статистической обработки информации. Основными методами исследования являются анализ научной литературы по теме исследования, изучение состояния проблемы, изучение истории развития детей, изучение их личных дел и медицинских карт. В исследовании использовали контрольно-измерительные материалы, направленные на изучение индивидуальных особенностей усвоения образовательной программы обучающимися, беседа, анализ и обобщение полученных результатов. Результаты. Разработаны параметры проведения мониторинга обученности детей младшего школьного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивной практики. Мониторинг динамики развития детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы предполагает использование специально разработанных карт обученности учащихся по предметам для отслеживания результативности усвоения образовательной программы. Обсуждение. Подчеркивается, что результаты экспериментальной работы доказывают необходимость проведения мониторинга динамики развития учеников младшего школьного возраста с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации, осуществляющей инклюзивную практику с использованием специально разработанных карт обученности учащихся по предметам для отслеживания результативности усвоения образовательной программы. Заключение. Делается вывод о том, что проведение мониторинга развития обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования является показателем усвоения ребенком планируемых результатов по основным школьным предметам. Мониторинг помогает определить типичные и индивидуальные трудности в усвоении ребенком с ограниченными возможностями здоровья учебного материала. Основные положения: - определена система отслеживания динамики развития и обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной школы; - описаны методические подходы к проведению мониторинга динамики развития и обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной школы; - представлены результаты мониторинга динамики развития обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ, получающих образование в общеобразовательной школе, позволяющие выявить сложности и проблемы в усвоении образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Резникова Е.В., Будникова Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING THE DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL-AGE CHILDREN WITH DISABILITIES IN INCLUSIVE EDUCATION

Introduction. The article substantiates the relevance of monitoring dynamics of development of young pupils of primary school age with disabilities in the conditions of the general educational organization implementing inclusive education; presents a variant of monitoring dynamics of development and mastering of educational program by students with disabilities. The aim of the article is to substantiate and disclose the author's system of monitoring the dynamics of development of primary school age students with disabilities in the conditions of the general educational organization that provides inclusive education. Materials and methods. The main methods of research are the analysis of scientific literature on the problem of organizing the monitoring of learning of children with disabilities, observation, description, method of statistical processing of information. The main methods of research are analysis of scientific literature on the topic of the study, study of the state of the problem, study of children's development history, study of their personal files and medical records. In the study we used control-measuring materials aimed at the study of individual characteristics of learning of the educational program by students, conversation, analysis and synthesis of the results. Results. Parameters for monitoring the learning of primary school-age children with disabilities in inclusive practice have been developed. Monitoring the dynamics of development of children with disabilities in the conditions of a general school involves the use of specially designed maps of student learning in subjects to track the results of mastering the educational program. Discussion. It is emphasized that the results of the experimental work prove the necessity of monitoring dynamics of development of primary school age students with disabilities in conditions of the general education organization carrying out inclusive practice with the use of specially designed cards on learning outcomes of students in subjects for tracking the results of assimilation of the educational program. Conclusion . It is concluded that monitoring the development of students with disabilities in the conditions of inclusive education is an indicator of the child's mastery of planned results in the main school subjects. Monitoring helps to identify typical and individual difficulties in mastering educational material by a child with disabilities. Highlights: The system of tracking the dynamics of development and learning of children with disabilities in the conditions of an inclusive school is defined; The methodological approaches to monitoring the dynamics of development and learning of children with disabilities in an inclusive school are described; The results of monitoring the dynamics of development of primary school students with disabilities receiving education in mainstream schools, allowing to identify difficulties and problems in the assimilation of the educational program.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI 10.25588/CSPU.2021.161.1.015

УДК 371.9 ББК 74.5

Е. В. Резникова1, Е. С. Будникова2

^RCID № 0000-0002-4785-3559 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: elen2211@mail.ru

2ORCID № 0000-0003-2111-1976 Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 73 г. Челябинск» г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: katena2204@mail.ru

МОНИТОРИНГ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность проведения мониторинга динамики развития учеников младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях общеобразовательной организации, осуществляющей инклюзивное образование; представлен вариант отслеживания динамики развития и усвоения образовательной программы обучающимися с ОВЗ. Цель статьи — обосновать и раскрыть авторскую систему осуществления мониторинга динамики развития учеников младшего школьного возраста с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации, осуществляющей инклюзивное образование.

Материалы и методы. Основными методами исследования U являются анализ научной литературы, посвященной проблеме организации мониторинга обученности детей с ОВЗ, наблюдение, описание, метод статистической обработки информации. Основными методами исследования являются анализ научной литературы по теме исследования, изучение состояния проблемы, изучение истории развития детей, изучение их личных дел и медицинских карт.

а

«о

о

S

ж

-"О йд

В исследовании использовали контрольно-измерительные материалы, направленные на изучение индивидуальных особенностей усвоения образовательной программы обучающимися, беседа, анализ и обобщение полученных результатов.

Результаты. Разработаны параметры проведения мониторинга обученности детей младшего школьного возраста с ОВЗ в ^

о

условиях инклюзивной практики. Мониторинг динамики развития |

детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы предполагает !

использование специально разработанных карт обученности уча- д

щихся по предметам для отслеживания результативности усвоения |

образовательной программы. |

Обсуждение. Подчеркивается, что результаты эксперимен- а

О

тальной работы доказывают необходимость проведения монито- | ринга динамики развития учеников младшего школьного возраста с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации, осуществляющей инклюзивную практику с использованием специально разработанных карт обученности учащихся по предметам для отслежи- ^ вания результативности усвоения образовательной программы.

Заключение. Делается вывод о том, что проведение мониторинга развития обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образо- |

вания является показателем усвоения ребенком планируемых резуль- №

о

татов по основным школьным предметам. Мониторинг помогает а

с

определить типичные и индивидуальные трудности в усвоении ребенком с ограниченными возможностями здоровья учебного материала. Ключевые слова: обучающиеся с ограниченными возмож-

у ч

ностями здоровья (ОВЗ); контрольно-диагностические работы; ин- § н

О н

дивидуальные достижения учащихся; уровни усвоения планируе- 1 ы

мых результатов; карты обученности; инклюзивное образование. 1 §

§ |

Основные положения: з

- определена система отслеживания динамики обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной школы;

а

а с

о

г

а н

определена система отслеживания динамики развития и ° §

г с

т

£ I б 1

- описаны методические подходы к проведению мониторинга 3 3

3 о

динамики развития и обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзив- а §

н О

ной школы; I |

- представлены результаты мониторинга динамики развития обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ, получающих образование в общеобразовательной школе, позволяющие выявить сложности и проблемы в усвоении образовательной программы.

1 Введение (Introduction)

В современной общеобразовательной школе весьма актуальными являются вопросы, связанные с организацией системы мониторинга образовательного процесса, диагностики учебных достижений младших школьников, диагностики успешности и эффективности оказания психолого-педагогической помощи. Продуманная и отлаженная система отслеживания позволяют не только выявить «точки роста» и «болевые точки» на уровне отдельного ученика, но и создать условия успешности каждого члена школьного коллектива.

Дети с ОВЗ получают образование в организациях, в которых создаются все необходимые специальные условия для результативного выстраивания учебно-воспитательного процесса. Одним из основных механизмов реализации психолого-педагогического сопровождения и проведения комплексной коррекционной работы является взаимодействие специалистов службы сопровождения, учителей школы. Такое взаимодействие включает многоаспектный анализ личностного и познавательного развития каждого ребенка, в том числе и с ОВЗ.

К педагогическим условиям эффективного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях относится их психолого-педагогическое сопровождение в условиях инклюзивного образования с целью успешной школьной социализации, адаптации и ^ сохранения положительной динамики развития [1; 2]. hq В деятельности учителя определенное место занимает мо-

ниторинг динамики обученности учащихся, в том числе и учеников | с ОВЗ. Эта деятельность носит систематический характер и имеет специфическую направленность. В начале обучения отмечаются те hq индивидуальные достижения, которые сформированы у ребенка на

а

«о

о

S

ж

-"О

момент поступления в школу или которыми он овладел на предшествующих годах обучения [3; 4]. По мере продвижения обучающимися в усвоении образовательной программы возникает необходимость проведения систематического отслеживания успешности ее усвоения. Теоретическое обоснование мониторинговой деятельности специалистов сопровождения при реализации инклюзивной практики находим в работах М. С. Артемьевой, А. Д. Вильшанской,

0 ж к

1

А. А. Дмитриева, Е. А. Екжановой, Л. М. Кобриной, А. Н. Коноплевой, к

ж

г д

и ж

Т. Л. Лещинской, М. Л. Любимова, Н. Н. Малофеева, Е. В. Резниковой. Е. А. Стребелевой, Л. Е. Шевчука, Л. М. Шипицыной, Е. А. Шкато-вой, Н. Д. Шматко и др.) [1]. |

Проблема мониторинга успешности усвоения образователь- ^

ной программы обучающимися с ОВЗ актуальна в педагогическом з

§

сообществе и вызвана повышенным спросом педагогов, родителей, ^ заинтересованных в успешном обучении и формировании психических, коммуникативных и творческих способностей у обучающихся. | Примером образовательного учреждения, осуществляющего | мониторинг успешности усвоения образовательной программы обучающимися с ОВЗ, на базе которого было проведено исследование, является Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 73 г. Челябинск». В исследовании принимали участие 85 обучающихся с ОВЗ (задержка психического развития) с 1 по 4 класс, получающих образование в общеобразовательной школе в условиях инклюзии. 'Ц

Таким образом, мониторинг динамики развития и обучения с е

I ж

детей с ОВЗ в условиях инклюзивной школы должен рассматри- к | ваться как целостная педагогическая система взаимодействия ребенка и педагога [4; 5].

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Текущие предметные «входные» срезы предлагаются учащимся в начале учебного года в первые две недели их пребывания в школе. Результаты выполнения этих контрольных работ являются отправной точкой для планирования индивидуального подхода и

Ж § § g

s §

8 у к

Ж ж

S §

? с

£ I ° g

5 К

8 д § §

а о ж №

к £

II

дифференцированной коррекционной работы на уроках с каждым конкретным учащимся.

Четвертные работы проводятся в течение учебного года, в конце каждой четверти и служат показателем правильного и грамотного сопровождения ребенка.

Итоговые контрольные работы проводятся в конце каждого года обучения и являются основанием для оценки успеваемости обучающихся и об их переводе в следующий класс [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всероссийские проверочные работы проводятся в конце обучения в начальной школе и являются региональным мониторингом индивидуальных достижений учащихся, показателем усвоения ребенком планируемых результатов по основным школьным предметам, том числе и у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [7].

3 Результаты (Results)

Специалистами службы сопровождения Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 73 г. Челябинск» был проведен мониторинг динамики усвоения планируемых результатов учениками 4-х классов, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом за последние 4-го года и отражены в рисунке 1 [4; 8].

а в о к и н

д ^

U

hq

а,

в вко

и н

со

е

йн

сц

hq

Не

справились

Базовый уровень

Повышенный уровень

2020 2019

2018

2017

Высокий уровень

В2017 02018 02019 02020

Рисунок 1 — Результаты проверочных работ учащихся 4-х классов с ОВЗ Figure 1 — The results of the test work of 4 - grade students with disabilities

Анализ усвоения планируемых результатов показал: из 85 учеников с ограниченными возможностями здоровья, выполнявших данную работу, достиг базового уровня 31 ученик; повышенный уровень усвоения планируемых результатов также отмечен у 31 ребенка; высокий уровень достигли 17 обучающихся, 6 детей не справились с работой. Следовательно, 93 % детей, испытывающих трудности в обучении, от общего количества выполнявших данную работу усваивают образовательную программу при реализации психолого-педагогического сопровождения.

О развитии личностных индивидуальных достижений у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья можно делать выводы по наличию или отсутствию интереса у них к обучению, работоспособности, усидчивости, темпу деятельности на уроках, наличию самоконтроля, пониманию инструкции, принятию помощи, умению самостоятельно преодолевать затруднения в решении поставленных задач учителем, уровня развития общей осведомленности, состояния психических процессов, уровня развития понятийного мышления, сформированности мыслительных операций.

Об уровне сформированности предметных достижений учащихся можно судить по изучению навыков чтения (способ чтения, скорость, характер ошибок, понимание прочитанного), сфор-мированности навыков письма (списывание, письмо по слуху, умение выполнять фонетический и морфемный анализ слов, синтаксический анализ предложения, знание морфологии речи), а также владение устными и письменными вычислительными опера-§ циями, знание нумерации чисел, умение их сравнивать, решать

а

простые и составные задачи, выполнять действия с именованными ^ числами, владеть геометрическим материалом [6; 7].

^ После проведения мониторинга динамики развития обуча-

«

о ющихся с ограниченными возможностями здоровья младшего

ик

зн школьного возраста специалистами сопровождения заполняются

зе

^ карты обученности учащихся по основным школьным предметам в ^ соответствии с индивидуальными показателями ребенка на конец

четверти и года. Мы условно выделяем 5 уровней: высокий — «5», выше среднего — «5», средний — «4», ниже среднего — «3», низкий — «2». Для удобства обозначения и зрительного восприятия результатов обученности выбрана цветовая гамма: высокий уровень — зеленый; выше среднего — голубой; средний уровень — желтый; ниже среднего — красный; низкий уровень — коричне- О

вый. Данные карты динамического наблюдения позволяют нагляд- |

£

но увидеть результаты успеваемости каждого ученика по предмету, §

ж

уровень сформированности планируемых результатов и соответ- §

ж а

ственно наметить перспективы проведения коррекционной работы. Примеры карт наблюдения предложены на рисунках 2-4 [6; 9].

ж §

£

8

№ |

№ Й

Л

а

£ № Ж О

I

О*

ж

О

ж О №

О £

а

о |

а

о О

г а

о §

о § №

О ж

§ I

ж О

I £ О

8 У §

Ж Ж О

? о О |

£ 8

а 8 8

ОО

№ £ аО

Ж № § 1

Карта обученности учащихся по математике ГОД обучения__tiacc _

Фамилия. имя Нуыерашк Знание тав ош Сравнение чисет Устные Письменные Решение

вычис.тснич приемы задач

0 I 3 4 0 1 2 3 4 0 1 3 4 0 1 - iр 4 0 1 j 3 4 0 1 1 4

1

>

4

4

5

■ ■ _ —

- — - — _

* ! 1 _

ДСНСГБКЯ с Геометрический мате] ты КОШрОШШ> работа* Р выссшй выше среднего

именованный и чистамн Ныраження

0 t 3 4 0 1 3 4 0 1 3 4 0 1 3 4 0 1 2 3 4 0 I 3 4 U

г среший ниже среднего Н1",кк!(

— U

: Г

Рисунок 2 — Карта обученности учащихся по математике Figure 2 — The map of students ' learning in mathematics

Карга обученноеiи учашихед ш> русскому яшку годовученя*__

.V» Фамилия. h\h Фожгнчесхпй pa><4?p Деление на Слою

Ршнчвмнв Ралнчение стога nepeiiiv > Чисти речи Раэбор ао

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pd.lHHCHHC 1ВЛНШ H ГЛУХИХ иердых ¡1 MAi ui>: составу

t * 3 4 0 1 2 3 4 0 1 3 4 0 1 2 4 0 J 3 4 0 • з 4

I — — —' -

i — - — - ■ —

4

J

6

7

8

9 —1—

ПрСДЮЖСННв Списывание* Дшепш!* высоклй [ | выше среднего

Гршншс iipcj.KM.eHHV Кол-во cm в предложении Главные члены прехм-игни* f 'Mib СЮ8 В прехложенни

Oj 1 2 j ) 1 2 3 4 0 1 2 i 4 0 1 * J 4 _0 I 2 * 4 0 1 з

j срслшШ

,.

-1 Н1ПКНЙ

h

Рисунок 3 — Карта обученности учащихся по русскому языку Figure 3 — The map of students ' learning in the Russian language

Карта обучсппости учащиеся по чтению год обучения_класс _

№ Фамилия, ими Чтение юкста Ответы на вопросы но Наизусть Знание писателей н их Пересказ

краткий ПОЛНЫЙ

0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 4 0 1 2 3 4 О 1 2 3 4 0 1 1 3 4

1

2

3

4

5

6

7 - -

К

9

ЦЫСОКИЙ

ныше среднего ^ Д средний |-1 ниже среднего

1 низкий

Рисунок 4 — Карта обученности учащихся по литературному чтению Figure 4 — The map of students ' learning in literary reading

4 Обсуждение (Discussion)

Учитывая мнение педагогов, специалистов, реализующих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, мы считаем, что проведение мониторинга динамики развития обучающихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать развитию познавательной деятельности, учебной активности, формированию навыков самоанализа и самоконтроля у обучающихся с ОВЗ.

s ж

5 Заключение (Conclusion) s

ж

s

s

s 8

Проведение мониторинга динамики развития обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования способствует выявлению потенциальных возможностей и резервов развития детей, помогает проанализировать, насколько осоз- |

нанно ребенок овладел образовательной программой, насколько уда- 3

з

лось сформировать навыки самоконтроля. Мониторинг позволяет

^

выявить ошибки, трудности, которые испытывал ученик в процессе выполнения диагностических работ для последующего планирования и проведения коррекционных занятий и организации обучения.

Библиографический список ж

1. Шевчук Л. Е. Теория и практика интегрированного обучения учащихся с особенностями развития в общеобразовательной школе : монография. Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2005. - 256 с.

2. Резникова Е. В., Будникова Е. С. Реализация индивидуального подхода при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ин-

о

клюзии // Вестник Челябинского государственного педагогического университе- £

ж

V §

3. Екжанова Е. А. К вопросу об итоговой оценке знаний обучающихся с § Ж

ж

I I

та. 2018. № 7 С. 243-255. , »

s № 8

ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования // Равные возможности — новые перспективы : материалы городской межвузовской

научно-практической конференции. М. : М1 Н У. 2009. С. 201-211. |

4. Об утверждении федерального государственного образовательного S стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными воз- § g можностями здоровья : приказ Министерства образования и науки Рос. Федерации о | от 19.12.2014 № 1598 с приложением : зарег. в Минюсте Рос. Федерации 03 февра ° ля 2015 г. №. 35847. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Ц ^

5. Borodina V.A. (2017). "Methodological Support of the Innovative о ^

Training of Special Education Teachers to the Education of Disabled Children". g §

ж ^

Journal of Pharmaceutical Sciences and Research, no. 12. pp. 2486-2492. ^ ^

а

«о

о

S

ж

-"О

и hq

«О §

S

ж

со 50

И5

hq

6. Екжанова Е. А., Резникова Е. В., Хабибуллина М. Б. Контроль знаний в системе коррекционного обучения. М. : Дрофа, 2008. - 128 с.

7. Титаренко Н. Н., Ашмарина В. Н., Пинженина С. В. Комплексные работы : учебно-методическое пособие. Екатеринбург : АНО «Центр Развития Молодежи», 2012. - 35 с.

8. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития / сост. О. А. Бондарчук, А. В. Бабурин. М. : Просвещение, 2018. - 152 с.

9. Попова А. А. Титаренко Н. Н., Махмутова Л. Г. Универсальные учебные действия в начальном образовании : монография. Челябинск : ООО «Фотохудожник», 2011. - 147 с.

Ye. V. Reznikova1, Ye. S. Budnikova2

^RCID No. 0000-0002-4785-3559 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Special Pedagogy, Psychology and Subject Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: E-mail: elen2211@mail.ru

2ORCID No. 0000-0003-2111 -1976 Teacher-defectologist of the Highest Qualification Category, Municipal Autonomous Educational Institution "Secondary School № 73 of Chelyabinsk", Chelyabinsk, Russia.

E-mail: katena2204@mail.ru

MONITORING THE DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL-AGE CHILDREN WITH DISABILITIES IN INCLUSIVE EDUCATION

Abstract

Introduction. The article substantiates the relevance of monitoring dynamics of development of young pupils of primary school age with disabilities in the conditions of the general educational organization implementing inclusive education; presents a variant of monitoring dynamics of development and mastering of educational program by students with disabilities. The aim of the article is to substantiate and disclose the author's system of monitoring the dynamics of development of primary school age students with disabilities in the conditions of the general educational organization that provides inclusive education.

Materials and methods. The main methods of research are the analysis of scientific literature on the problem of organizing

the monitoring of learning of children with disabilities, observation, description, method of statistical processing of information. The main methods of research are analysis of scientific literature on the topic of the study, study of the state of the problem, study of children's development history, study of their personal files and medical records. In the study we used control-measuring materials aimed at the study of individual characteristics of learning of the educational program by students, conversation, analysis and synthesis of the results.

Results. Parameters for monitoring the learning of primary school-age children with disabilities in inclusive practice have ^ been developed. Monitoring the dynamics of development of chil- | dren with disabilities in the conditions of a general school in- 3 volves the use of specially designed maps of student learning in ^

e £

o

s 0

s §'

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

g

h

e

subjects to track the results of mastering the educational program.

Discussion. It is emphasized that the results of the experimental work prove the necessity of monitoring dynamics of development of primary school age students with disabilities in conditions of the general education organization carrying out in- y clusive practice with the use of specially designed cards on learning outcomes of students in subjects for tracking the results of assimilation of the educational program.

Conclusion. It is concluded that monitoring the development of students with disabilities in the conditions of inclusive § education is an indicator of the child's mastery of planned results in the main school subjects. Monitoring helps to identify typical and individual difficulties in mastering educational material by a child with disabilities.

Keywords: Students with disabilities; Control-diagnostic C work; Individual achievements of students; Levels of mastering of planned results; Learning maps; Inclusive education. ^

Highlights: a

The system of tracking the dynamics of development and lear- §

C6 §

c h O

o

——1

X

e

s $

a «0

o «

s

K

-"O

u hq

a

«0 §

s

K

CO &H

aj

hq

ning of children with disabilities in the conditions of an inclusive school is defined;

The methodological approaches to monitoring the dynamics of development and learning of children with disabilities in an inclusive school are described;

The results of monitoring the dynamics of development of primary school students with disabilities receiving education in mainstream schools, allowing to identify difficulties and problems in the assimilation of the educational program.

References

1. Shevchuk L.E. (2005), Teoriya i praktika integrirovannogo obucheniya uchashchikhsya s osobennostyami razvitiya v obshcheobra-zovatel'noy shkole [Theory and practice of integrated teaching of students with special needs in general education school], Monografiya, Obrazovaniye, Chelyabinsk, 256 p. (In Russian)

2. Reznikova E.V. & Budnikova E.S. (2018), Realizatsiya individu-al'nogo podkhoda pri obuchenii detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyakh inklyuzii [Realization of the individual approach in teaching children with disabilities in conditions of inclusion], Vestnik Chel-yabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 9, 243-255. (In Russian).

3. Ekzhanova E.A. (2009), K voprosu ob itogovoy otsenke znaniy obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v sisteme obshchego obrazovaniya [On the question of the final assessment of the knowledge of students with disabilities in the general education system]. Ravnyye vozmozhnosti — novyye perspektivy], Materialy gorodskoy mezhvu-zovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Ravnyye vozmozhnosti — novyye perspektivy" [Materials of the city interuniversity scientific and practical conference "Equal opportunity - new perspectives"], Moskovskiy pedagogicheskiy gosudarstvennyy universitet, Moscow, pp. 201-211. (In Russian).

4. Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta nachalnogo obshchego obrazovaniya obuchayushchihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya (Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 19 dekabrya 2014 g.№ 1598) [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 19, 2014 No. 1598 On Approval of the Federal State Educational Standard of Primary General Education for Students with Disabilities]. Zaregistrirovano v Ministerstve yustitsii Rossiyskoy Federatsii 03 fevrlya 2015 g. No. 35847) [Registered with the Ministry of Justice February 03, 2015 of the Russian Federation No. 35847)]. Spravochno -pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" (In Russian).

5. Borodina VA. (2017), "Methodological Support of the Innovative Training

of Special Education Teachers to the Education of Disabled Children", Journal of Pharmaceutical Sciences and Research, no. 12, pp. 2486-2492.

6. Ekzhanova E.A., Reznikova E.V. & Khabibullina M.B. (2008), Kontrol' znaniy v sisteme korrektsionnogo obucheniya [Knowledge control in the system of correctional education], Drofa, Moscow,128 p. (In Russian).

7. Titarenko N.N., Ashmarina V.N. & Pingzhenina S.V. (2012), Kom-pleksnyye raboty (uchebno-metodicheskoye posobiye) [Complex works (Study guide)], Tsentr Razvitiya Molodezhi, Yekaterinburg, 35 p. (In Russian).

8. Bondarchuk O.A. & Baburin A.V. (2018), Primernaya adaptiro-vannaya osnovnaya obshcheobrazovatel'naya programma nachal'nogo ob- ^ shchego obrazovaniya obuchayushchikhsya s zaderzhkoy psikhicheskogo s razvitiya [Approximate adapted basic general educational program of prima- §■'

I

ry general education of students with mental retardation], Prosveshcheniye, g' Moscow, 152 p. (In Russian).

9. Popova A.A., Titarenko N.N. & Makhmutova L.G. (2011), Univer- ^ sal'nyye uchebnyye deystviya v nachal'nom obrazovanii [Universal educa- s tional actions in primary education], Monografiya, Fotokhudozhnik, Chelya- I binsk, 147 p. (In Russian). o

"¡5 ft

£

S s

I

a <3

hh h o

0 -

5

1 5

s

I

I

5

a I

I

5

S'

s

c

-

R

I

ft

d c

c s

I

o' s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.