4. Soskovets, L.I. Religioznye konfessii Zapadnoy Sibiri v 40-60-e gody XX veka. - Tomsk, 2003.
5. Shiller, V.V. Etnokonfessional'noe vzaimodeystvie v Kemerovskoy oblasti v kontse XIX-XX vv. (istochniki i metody izucheniya): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. - Kemerovo, 2004.
6. Sovetov, I.M. Sovet po delam religioznyh kul'tov pri SNK SSSR v 1944-1945 gg.: obyazannosti i sfera kompetentsii, organizatsionnaya struktura i osnovnye napravleniya deyatel'nosti / I. Sovetov, M. Odintsov // Rossiyskoe obedinenie issledovateley religii [E/r]. - R/d: http://www.rusoir.ru/president/works/ 186
7. Gosudarstvennyj arhiv Kemerovskoy oblasti (GAKO). F. R - 964. Op. 1. D. 1.
8. GAKO. F. R - 964. Op. 1. D. 9.
9. Istoriya Evangel'skih hristian-baptistov v SSSR. M.: Izd-vo VSEHB, 1989.
10. GAKO. F. R - 964. Op. 2. D. 5.
11. GAKO. F. R - 964. Op. 1. D. 19.
12. GAKO. F. R - 964. Op. 1. D. 10
13. GAKO. F. R - 964. Op. 1. D. 30.
14.Savinskiy, S.V. Istoriya baptizma. - Odessa, 1996.
15. GAKO. F. R - 964. Op. 2. D. 4.
16. GAKO. F. P - 75. Op. 10. D. 16.
17. GAKO. F. P - 75. Op. 10. D. 141
18. GAKO. F. R - 964. Op. 1. D. 40.
Статья поступила в редакцию 22.09.11
УДК: 323 248 (Р573)
Seden A.V. YOUTH ASSOCIATIONS IN TUVA AND THEIR ROLE IN THE POLITICAL SOCIALIZATION OF YOUTH. In this article, it was considered the activity of youth associations and the problems of increase of social and political involvement of youth. If would be interesting and useful for specialists of social management during the realization of state youth policy of the region.
Key words: youth of Tuva, youth policy, social associations, social and political participation (involvement) of youth.
А.В. Седен, канд.ист.наук ТувГУ, г. Кызыл, Email: aldynaseden@yandex.ru
МОЛОДЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ТУВЕ И ИХ РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЖИ
В статье рассмотрены деятельность общественных объединений и проблемы повышения общественно-политической активности молодежи. Материал представляет интерес для специалистов в области социального управления в процессе реализации государственной молодёжной политики на региональном уровне
Ключевые слова: Молодёжь Тувы, молодежная политика, общественные объединения, общественно-политическая активность молодёжи.
Республика Тыва, по сравнению с другими регионами России, является молодой республикой, средний возраст населения - 27 лет. Состав молодых людей в возрасте 14-30 лет составляет 32 процента от общего числа жителей [1, с. 4].
Государственным органом по делам молодёжи является Управление по государственной молодёжной политике, воспитанию, дополнительному образованию и социальной защите детей, которое входит в структуру Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Тыва. В сельских районах реализация молодежной политики возлагается на специалистов по молодёжной политике, физической культуре и спорту. Отдельная структура по делам молодежи - Комитет по молодёжной политике и спорту мэрии г. Кызыла - существуют только в столице.
В своей работе Управление по молодёжной политике активно взаимодействует с общественными организациями, что особенно важно в проведении крупных молодёжных мероприятий. Так, в 2007 г. были проведены VI Международный фестиваль молодёжи и студентов стран Азиатско-Тихоокеанского региона в г. Кызыле, круглый стол «Неформальная молодёжь: проблемы и перспективы», фестиваль хип-хоп культуры «Саянский стиль». С 2008 г. реализуются программы школ вожатых, лидеров молодежных объединений, студенческого самоуправления.
В Туве действуют 6 детских и молодёжных общественных организаций [2]. Это - «Союз молодых специалистов», «Союз молодых педагогов». Наиболее массовым и организованным является детская общественная организация «Салгал» (более 20 тыс. чел.). Она реализует конкретные программы по развитию детского и молодёжного спорта, выявлению и поддержке молодых талантов, национально-культурному возрождению, на базе загородного лагеря ежегодно проводит смену «Лидеры XXI века».
Среди молодежных общественных организаций лидируют «Молодая Гвардия «Единой России» (более 1,5 тыс. чел.) и «Союз молодёжи Тувы» (более 3,5 тыс. чел.) [3, с. 2], который позиционирует себя в качестве неполитической, но лояльной
власти организации. В её Программе сказано, что ожидаемыми результатами деятельности является «увеличение численности молодёжи, задействованной в различных формах общественной самоорганизации и расширение представительства молодёжи в органах государственной власти и местного самоуправления» [4, с. 8]. Данные организации получили материальную и финансовую поддержку республиканского Министерства образования, науки и молодёжной политики в рамках соглашений «О сотрудничестве» (более 250 тыс. рублей). На протяжении ряда лет Министерством проводится конкурс в области проектной деятельности молодежных и детских общественных объединений. Если в 2008 и 2009 годах общий грантовый фонд составлял 600 тыс. рублей, то в 2010 году сумма вознаграждений победителей выросла до 2,5 млн. рублей. В 2008 г. грантов Председателя Правительства республики были удостоены члены «Союза молодёжи РТ» за проекты «Молодёжный Интернет-центр», «Труд и творчество молодых инвалидов», молодёжного журнала «Ты мне. Я тебе». В 2010 г. победа и главная премия в 200 тысяч рублей достались молодому предпринимателю с его действующим центром по обучению компьютерной грамотности. Остальные 300 тысяч поделили между собой НПО «Ре<^Мар» М. Манзырыкчы, разрабатывающее электронную карту Тувы, и проект Р. Ооржака по созданию и прокату фильма «Лама» [3, с. 139].
Молодёжные организации ведут работу по различным направлениям, в том числе, работа с трудными подростками, организация досуга, помощь молодым семьям, трудоустройство молодых специалистов, занятость в период каникул и другие виды поддержки молодежи. В то же время этот опыт разрознен, отсутствует преемственность в решении задач. Нет системы подбора, подготовки и переподготовки лидеров молодежного движения.
Активность молодежи снижает неблагоприятная социально-экономическая и политическая среда. Молодежь не представляет собой единой политической силы. Так надо ли в таком слу-
чае, чтобы молодежь участвовала в общественно-политической жизни? И возможно ли это? Уверенно можно сказать «да». Речь идет об усвоении молодым человеком общественно-политического опыта, о способности отстаивать свои взгляды и интересы. Приобретая политический опыт, человек становится не только личностью, но и гражданином, не только объектом, но и субъектом политики.
В решении данной проблемы должны быть заинтересованы и государство, и общественные движения, и партии. Впервые такую инициативу взяла на себя партия «Единая Россия», приняв решение о введении 20-ти процентной квоты для молодежи на выборах всех уровней. Председатель Партии «Единая Россия», Председатель Государственной Думы ФС РФ Б. Грызлов на одном из брифингов сказал: «Молодёжь - это огромная, растущая сила... Её надо вовлекать в политическую жизнь. Мы должны помочь подготовленной молодёжи прийти во властные структуры» [5]. Это было принято накануне выборов (в октябре 2006 г.) на территории 9 субъектов РФ депутатов Законодательных собраний, включая Республику Тыва.
Проект получил название «ПолитЗавод». Проводился он в форме публичного и открытого конкурса, в ходе отбора кандидаты принимали участие в политических дебатах, им предстояло собрать не менее 500 подписей в свою поддержку, провести как минимум 3 уличные акции, 3 встречи с «избирателями», подготовить о них фото и видеоотчёт. По итогам первого молодёжного политического проекта в партийный список кандидатов на выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала (Парламента) Тувы были внесены три представителя молодёжи [6].
По результатам выборов за кандидатов «Единой России» проголосовало 46,4 процента избирателей, что говорит о безусловной её победе. Из представителей молодёжи никто в Парламент не прошёл, но это не означает её поражения. Сам факт участия в выборной кампании, привлечение внимания общественности к участию молодого поколения в политических процессах - таковы были цели «ПолитЗавода» [7].
Появление такого проекта заставило задуматься над вопросом, как молодёжь соотносит себя с политикой, имеет ли она возможность реализовать себя в ней? Встречи и разговоры с молодежью (более 200 человек) на эту тему показали, что она не проявляет интерес к общественно политической жизни. Для молодёжи важны досуг, работа, общение с друзьями. Большинство следят за политическими событиями через СМИ, но мало кто хотел бы быть членом той или иной политической партии.
Это можно объяснить тем, что уровень организованности молодежи остается низким, а также существованием общественного мнения, что политика - это удел немногих избранных.
Другой, не менее важной, формой участия молодёжи в политике, является молодёжный парламент Постановлением Законодательной Палаты ВХ РТ от 19 ноября 2003 г. была создана Общественная молодёжная палата при Законодательной Палате Республики Тыва [8]. Её создание демонстрирует заинтересованность законодательной власти в вовлечении молодёжи в процесс решения собственных проблем путём законодательной инициативы и реализации конституционного права молодых граждан на участие в управлении делами государства.
Однако, на сегодняшний день молодёжная парламентская структура, существует формально. Дело в том, что Молодёжный парламент был создан не по инициативе самих молодёжных общественных объединений, а по инициативе сверху. Его деятельность проявляется только в период работы от одного созыва парламента до другого, и он не стал ещё той серьезной структурой, которая могла бы реально представлять интересы молодёжи.
Успешному участию молодежи в общественно-политической жизни республики препятствует ряд факторов. Прежде всего, сказывается недостаточная развитость сети молодёжных объединений и соответственно низкий уровень участия молодёжи в общественной деятельности. Результаты опроса среди молодежи показали, что только 15 % молодых людей принимают участие в их работе. Во-вторых, для молодёжных объединений более характерно проведение различных массовых мероприятий, связанных с выборами или посвящённых каким то памятным датам, но не постановка и решение социально значимых проблем. В-третьих, недостаточное информационное обеспечение деятельности молодёжных объединений. В-четвёртых, республика нуждается в специалистах по социально-молодёжной работе, умеющих изучать и анализировать проблемы молодёжи и намечать пути их решения. Поэтому приоритетом на будущее становится сочетание энтузиазма при выборе целей и профессионализма при их реализации. Необходима общая концепция воспитания гражданских качеств у молодых людей, хорошо продуманная программа подготовки и воспитания молодого поколения к будущей политической жизни. Так как, молодежь - будущее страны, что является бесспорным, то роль участия молодежи в политике трудно переоценить.
Библиографический список
1. Возрастная структура населения // Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года по Республике Тыва. - Кызыл, 2003.
2. Список общественных объединений, зарегистрированных в Республике Тыва по состоянию на 27.09.2007 г. // Текущий архив контрольнорегистрационных дел Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва. - Кызыл, 2007.
3. О состоянии системы общего и начального профессионального образования и об итогах деятельности Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Тыва в 2008-2009 учебном году. - Кызыл, 2009.
4. Программа Молодёжной общественной организации «Союз молодёжи Тувы». - Кызыл, 2008.
5. Единая Россия, 2006. - 18 апреля.
6. Протокол Внеочередной Конференции Регионального Отделения Общероссийской Общественной Организации «Молодая гвардия Единой России» Республики Тыва от 27 июня, 2006.
7. Известия Тувы, 2006. - 22 июня.
8. Постановление Законодательной Палаты Великого Хурала Республики Тыва «Об общественной Молодёжной палате при Законодательной Палате Великого Хурала Республики Тыва». - Кызыл. - 2003. - 19 ноября. - №494 ЗП-I.
Bibliography
1. Vozrastnaya struktura naseleniya // Itogi Vserossiyskoy perepisi naseleniya 2002 goda po Respublike Tyva. - Kyzyl, 2003.
2. Spisok obschestvennyh obedineniy, zaregistrirovannyh v Respublike Tyva po sostoyaniyu na 27.09.2007 g. // Tekuschiy arhiv kontrol'no-registratsionnyh del Upravleniya Federal'noy registratsionnoy sluzhby po Respublike Tyva. - Kyzyl, 2007.
3. O sostoyanii sistemy obschego i nachal'nogo professional'nogo obrazovaniya i ob itogah deyatel'nosti Ministerstva obrazovaniya, nauki i molodezhnoy politiki Respubliki Tyva v 2008-2009 uchebnom godu. - Kyzyl, 2009.
4. Programma Molodezhnoy obschestvennoy organizatsii «Soyuz molodezhi Tuvy». - Kyzyl, 2008.
5. Edinaya Rossiya, 2006. - 18 aprelya.
6. Protokol Vneocherednoy Konferentsii Regional'nogo Otdeleniya Obscherossiyskoy Obschestvennoy Organizatsii «Molodaya gvardiya Edinoy Rossii» Respubliki Tyva ot 27 iyunya, 2006.
7. Izvestiya Tuvy, 2006. - 22 iyunya.
8. Postanovlenie Zakonodatel'noy Palaty Velikogo Hurala Respubliki Tyva «Ob obschestvennoy Molodezhnoy palate pri Zakonodatel'noy Palate Velikogo Hurala Respubliki Tyva». - Kyzyl. - 2003. - 19 noyabrya. - №494 ZP-I.
Статья поступила в редакцию 22.09.11