Научная статья на тему 'Организационное построение органов государственной власти в Тувинской народной республике и некоторые нормативные акты регулировавшие исполнительную распорядительную власть'

Организационное построение органов государственной власти в Тувинской народной республике и некоторые нормативные акты регулировавшие исполнительную распорядительную власть Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
80
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИСТЕРСТВАХ ТНР / PROVISION ON THE MINISTRIES TUVAN PEOPLE''S REPUBLIC / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / GOVERNMENT BODIES / ПРАВИТЕЛЬСТВО ТНР / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ / EXECUTIVE / РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПРАВОСУДИЕ / JUSTICE / GOVERNMENT OF TUVAN PEOPLE''S REPUBLIC / ADMINISTRATIVE ORGANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Монгуш Чечек Базыр-ооловна

В связи с происходившими изменениями в социально-экономической, государственной сфере, требовалось совершенствование устройства государственных органов власти Тувинской Народной Республики. В феврале 1922 года были учреждены министерства. 9 августа 1933 года было принято «Общее положение о министерствах Тувинской Народной Республики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Монгуш Чечек Базыр-ооловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF PUBLIC AUTHORITIES IN THE TUVAN PEOPLE''S REPUBLIC AND CERTAIN NORMATIVE ACTS TO REGULATE EXACUTIVE REGULATORY POWER

In this connection there is a change in the socio economic, public sector, improving device required public authorities Tuvan People's Republic. In February, 1922 the Ministries were created. 9 August one thousand nine hundred thirty-three had been adopted "General Regulations of the Ministry of the People's Republic of Tuva".

Текст научной работы на тему «Организационное построение органов государственной власти в Тувинской народной республике и некоторые нормативные акты регулировавшие исполнительную распорядительную власть»

Тувинский государственный университет_ ^^

УДК 301.085:15+301.085-053.7

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ И НЕКОТОРЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ РЕГУЛИРОВАВШИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ РАСПОРЯДИТЕЛЬНУЮ ВЛАСТЬ

Монгуш Ч.Б.

Тувинский государственный университет, Кызыл

ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF PUBLIC AUTHORITIES IN THE TUVAN PEOPLE'S REPUBLIC AND CERTAIN NORMATIVE ACTS TO REGULATE EXACUTIVE

REGULATORY POWER

Mongush Ch.B.

Tuvan State University, Kyzyl

В связи с происходившими изменениями в социально-экономической, государственной сфере, требовалось совершенствование устройства государственных органов власти Тувинской Народной Республики. В феврале 1922 года были учреждены министерства. 9 августа 1933 года было принято «Общее положение о министерствах Тувинской Народной Республики».

Ключевые слова: Положение о Министерствах ТНР, Конституция, государственные органы, Правительство ТНР, исполнительные, распорядительные органы, правосудие.

In this connection there is a change in the socio - economic, public sector, improving device required public authorities Tuvan People's Republic. In February, 1922 the Ministries were created. 9 August one thousand nine hundred thirty-three had been adopted "General Regulations of the Ministry of the People's Republic of Tuva".

Key words: Provision on the Ministries Tuvan People's Republic, Constitution, government bodies, Government of Tuvan People's Republic, executive, administrative organs, justice.

В связи с происходившими изменениями в социально-экономической, государственной сфере, требовалось совершенствование устройства государственных органов власти Тувинской Народной Республики (далее - ТНР).

Первая Конституция (Основной закон) Танну-Тувинской народной республики 1921 г. законодательно закрепила образование ТНР [1]. Согласно первой Конституции Республики Танну-Тува Улус (народа Урянхая) 1921 г. республика объявлялась свободной и независимой в своих внутренних делах государством [2]. Согласно Первой Конституции Тувы Законодательной властью в республике признан Съезд всех хошунов (районов). Исполнительная власть принадлежит Всеобщему Центральному Совету (Правительству). Упоминание о судебной власти, как об исключительном и самостоятельном органе власти, уполномоченном осуществлять правосудие, в первой Конституции отсутствовало. Правосудие осуществлялось Центральным Советом [3].

В феврале 1922 года были учреждены министерства: внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов. Конституция Тану-Тувинской Республики 1923 года, в отличие от предыдущей Конституции, устанавливала постоянно действующий законодательный и распорядительный орган власти - это Совет Министров ТНР. Вся полнота власти, как у постоянно действующего органа, находилась у четырех высших министров и главного

Правительственного министра, а также их секретарей - заместителей. Важнейшие вопросы решались путем созыва всех высших министров четырех министерств. В Основном Законе (Конституции) Тувинской республики 1924 года в статье 1 провозглашалось, что Верховным органом власти Тану-Тувинской Республики является Всеобщий Хурулдан (Съезд), в период между съездами - Малый Хурулдан (Парламент). Исполнительным и распорядительным органом Малого Хурулдана (Парламента) являлся Совет Министров, действовавший в составе Председателя Совета Министров, его заместителя; Министра внутренних дел, Министра юстиции и двух судей Министра финансов, Министра иностранных дел [4].

В начале 1930-х гг. ТНР переходит к следующему этапу своего развития, связанному с усилением роли государства, полностью подчиненного Тувинской Народной Революционной Партии.

9 августа 1933 года было принято «Общее положение о министерствах Тувинской Народной Республики», утвержденное Президиумом Малого Хурала ТНР [5]. Положение состояло из шести частей.

I часть посвящена общим вопросам. Согласно п. 1 указанного Положения в качестве исполнительных органов действовали следующие министерства: Министерство животноводства и земледелия; промышлености и торговли; культуры; юстиции; иностранных дел и одно Управление Государственной Внутренней Политической охраны на правах министерства. Каждое министерство осуществляло возложенные на него задачи и проводило свою работу на основании своих положений, а «Общее Положение» распространяло свое действие на все министерства.

II часть Положения рассматривает предметы ведения министерств. На министерства возлагались обязанности по руководству порученной им отраслью работы, наблюдение за деятельностью подведомственных им учреждений и организаций, проведение проверки, координации их деятельности. Кроме того, министерства проводили в жизнь директивы, постановления, распоряжения высших государственных органов ТНР и законов Республики. По заданиям высших органов или по своей инициативе министерства разрабатывали проекты законов и постановлений, касающихся их деятельности и вносили эти проекты на рассмотрение в соответствующие органы. В пределах своих компетенций издавали постановления, инструкции, циркуляры, приказы. Кроме того министерства обладали правом рассмотрения жалоб на действия и распоряжения подведомственных им учреждений и лиц. По утверждению Совета Министров, смету расходов и штат сотрудников министерства разрабатывали самостоятельно.

III часть Положения посвящена министрам ТНР. Согласно п. 9 Положения во главе каждого министерства стоял министр, назначаемый и сменяемый Президиумом Малого Хурала. Каждый министр являлся членом Совета Министров. В круг полномочий министра входило назначение, перемещение, увольнение личного состава министерства, вынесение распоряжений, приказов, утверждение материалов, протоколов совещаний. Министр лично определял круг дел, подлежащих ведению его заместителям, заведующим отделами и секторами министерства. Министру принадлежали полномочия по распоряжению кредитами министерства и утверждению проектов смет. Министры были ответственны перед Президиумом Малого Хурала и Советом министров за состояние и деятельность возглавляемого им министерства и подведомственных ему учреждений.

IV часть - о заместителях министров. Заместители министров назначались Президиумом Малого Хурала по представлению Совета Министров. Заместители участвовали в заседаниях Совета Министров с правом совещательного голоса. В случае

Тувинский государственный университет _

отсутствия министра исполняли его обязанности, пользовались всеми правами министра и участвовали в заседаниях Совмина с правом решающего голоса.

VI часть регулирует деятельность совещательных органов при министерствах. По усмотрению министра проводились совещания по отдельным вопросам (в том числе и с участием заинтересованных министерств и других ведомств), материалы и выводы которых утверждались министром, после чего они приобретали силу официальных распоряжений и подлежали исполнению как и другие распоряжения министра. Если выводы и материалы совещаний не утверждались министром, то имели только совещательный характер и являлись обменом мнениями.

31 января 1930 г. вступило в силу новое Положение о судоустройстве ТНР. Из ведения Министерства юстиции вывели Верховный суд ТНР. Трехуровневая система судопроизводства упразднялась. Высшим звеном оставался Верховный суд Республики, а на местах судопроизводство осуществлялось хошунными судебными органами. Сумонные судебные органы упразднялись, рассмотрение их дел переданы в хошунные судебные органы. В систему судопроизводства вводились новые органы, такие как Управление государственной внутренней политической охраны, милиция, прокуратура [6].

Организационное построение органов власти ТНР на декабрь 1939 года выглядела следующим образом.

Верховная власть в ТНР принадлежала Великому Хуралу (Собранию), который созывался не реже одного раза в три года. Делегаты избирались на хошунных, городских народных хуралах и на общих собраниях воинских частей ТНР.

В период между Великими Хуралами власть принадлежала Малому Хуралу, в составе 78 членов, созываемому не реже два раз в один год [7].

Законодательным и распорядительным органом власти в стране между Малыми Хуралами принадлежала Президиуму в составе семи членов.

Исполнительная власть принадлежала Совету Министров, избираемому Малым Хуралом. В составе исполнительной власти были Председатель Совета Министров и министр иностранных дел; министров: внутренних дел, животноводства и земледелия, торговли и промышленности, культуры и (здравоохранения), финансов, связи, а также военкома ТНР. В качестве отделов входящих в Совет Министров назывались: Управление горной промышленности, Государственное техническое снабжение, экономический и плановый совет, комитет по переходу на оседлость. Прокурор ТНР и Президиум Верховного суда ТНР избирался Великим Хуралом, но в повседневной практической работе имели тесную связь с Президиумом Малого Хурала и Советом Министров [8].

Таким образом, принимаемые в 30-40 годах прошлого столетия нормативные акты отражали соответствующие перемены в социально-экономической жизни республики, органы государственной власти были формированы по требованиям текущего времени. Если посмотреть на статистику, то видим, что в 1934 году ТНР состояла из 10 хошунов, которые подразделялись на 82 сумона, а сумоны на 774 арбана. А ранее в 1934 году ТНР состояла из 8 хошунов, объединяющих 70 сумонов и 762 арбанов. Коренное население насчитывало 66.567 человек (1934 год), 58.117 человек было в 1926 году [9].

Для сравнения, на сегодняшний день Республика Тыва, в соответствии с реестром административно-территориального деления [10] состоит из кожуунов (муниципальных районов), городов республиканского подчинения (городские округа), городов кожуунного подчинения (городские поселения), сумонов (административно-территориальные единицы в

составе кожууна-сельские поселения), поселков городского типа, сел и арбанов. Всего 2 города республиканского подчинения (городские округа) город Кызыл - столица Республики Тыва; город Ак-Довурак; 17 кожуунов (муниципальных районов); 4 города кожуунного подчинения (городские поселения); 120 сумонов; 1B арбанов; 4 села. Численность населения 313 lll человек (на 2015 г.). Библиографический список

1. Минаев, А.В. Конституционное строительство и государственная власть в Тувинской народной республике II Аспирантский вестник Поволжья. Самара: Изд-во: Самарский государственный университет, 2010. - № 1-2. -С. 154-15б.

2. Монгуш, Ч.Б. Становление правосудия в Тувинской народной республике. /I Вестник Тувинский государственный университет: Социальные и гуманитарные науки, 2015I1. C.B7

3. Минаев, А.В., Монгуш, Ч.Б. Основные нормативно-правовые акты в становлении судопроизводства в Тувинской Народной Республике (к 100-ю воссоединения Тувы и России посвящается). Новосибирск: Издательство ЦРНс, сборник материалов XIX Международной научно-практической конференции «Законность и правопорядок в современном обществе», 2014. - С.126-130

4. Государственный Архив Республики Тыва. Фонд 92, опись 1, д. 11.

5. РГАСПИ. Ф.495.Оп.153.Д.63.ЛЛ.14-15.

6. Государственный Архив Республики Тыва. Фонд 92, опись 1, д. 53.

7. ЦГА РТ ЦАДПОО.Ф.1 .Оп.1 .Д.2379.ЛЛ.137-139.

В. Минаев, А.В. Правовое развитие и становление Государственной границы Тувинской Народной Республики II Общество и право. Научно-практический журнал. - Краснодар: Изд-во Краснодар. ун-та МВД России, 200B, № 4 (22). - С. B1-B4

9. ЦГА РТ ЦАДПОО.Ф.1 Оп.1 .Д.1579 .ЛЛ.1 -7.

10. РЕЕСТР административно-территориального деления Республики Тыва Утвержден Постановлением Палаты представителей и Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва от 21 декабря 2005 года N 164B ЗП-1 (в ред. Постановления Законодательной палаты Великого Хурала РТ от 21.11.2007 N 55 ЗП-2)

Bibliograficheskiy spisok

1. Minaev, A.V. Konstitutsionnoe stroitelstvo i gosudarstvennaya vlast v Tuvinskoy narodnoy respublike // Aspirantskiy vestnik Povoljya. Samara: Izd-vo: Samarskiy gosudarstvennyiy universitet, 2010. - № 1-2. -S. 154-15б.

2. Mongush, Ch.B. Stanovlenie pravosudiya v Tuvinskoy narodnoy respublike. // Vestnik Tuvinskiy gosudarstvennyiy universitet: Sotsialnyie i gumanitarnyie nauki, 2015/1. S.Bl

3. Minaev, A.V.; Mongush, CH.B. Osnovnyie normativno-pravovyie aktyi v stanovlenii sudoproizvodstva v Tuvinskoy Narodnoy Respublike (k 100-yu vossoedineniya Tuvyi i Rossii posvyaschaetsya). Novosibirsk: Izdatelstvo TSRNS, sbornik materialov XIX Mejdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Zakonnost i pravoporyadok v sovremennom obschestve», 2014. - S.126-130

4. Gosudarstvennyiy Arhiv Respubliki Tyiva. Fond 92, opis 1, d. 11.

5. RGASPI. F.495.Op. 153. D.63. LL. 14-15.

6. Gosudarstvennyiy Arhiv Respubliki Tyiva. Fond 92, opis 1, d. 53. l. TSGA RT TSADPOO.F.1 .Op.1 .D.2379.LL.137-139.

B. Minaev, A.V. Pravovoe razvitie i stanovlenie Gosudarstvennoy granitsyi Tuvinskoy Narodnoy Respubliki // Obschestvo i pravo. Nauchno-prakticheskiy jurnal. - Krasnodar: Izd-vo Krasnodar. un-ta MVD Rossii, 200B, № 4 (22). -S. B1-B4

9. TSGA RT TSADPOO.F.1 Op.1 .D.1579.LL.1-7.

10. REESTR administrativno-territorialnogo deleniya Respubliki Tyiva Utverjden Postanovleniem Palatyi predstaviteley i Zakonodatelnoy palatyi Velikogo Hurala Respubliki Tyiva ot 21 dekabrya 2005 goda N 164B ZP-1 (v red. Postanovleniya Zakonodatelnoy palatyi Velikogo Hurala RT ot 21.11.2007 N 55 ZP-2)

Монгуш Чечек Базыр-ооловна - аспирант, старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected]

Mongush Chechek - post graduate student, senior lecturer of the Department of Constitutional and Municipal Law at the Tuva State University, Kyzyl, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.