Научная статья на тему 'О некоторых проблемах реализации государственной молодежной политики в республике Тыва'

О некоторых проблемах реализации государственной молодежной политики в республике Тыва Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
303
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ТЫВА / МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРИОРИТЕТЫ / ПРОБЛЕМЫ / REPUBLIC OF TUVA / YOUTH / STATE POLICY / TARGET PROGRAMS / PRIORITIES / PROBLEMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Седен Алдынай Викторовна

В статье рассматривается понятие государственной молодежной политики, нормативно-правовая основа и основные направления. На конкретных примерах раскрываются трудности ее реализации в Республике Тыва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME PROBLEMS OF REALIZATION OF THE STATE YOUTH POLICY IN THE REPUBLIC OF TYVA

In article the concept of the state youth policy, a standard and legal basis and the main directions is considered. On concrete examples difficulties of its realization in the Republic of Tuva.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах реализации государственной молодежной политики в республике Тыва»

ПОЛИТОЛОГИЯ-------

УДК 30 + 32.001 + 323(571.52)

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

Седен А. В.

Тувинский государственный университет, Кызыл

ABOUT SOME PROBLEMS OF REALIZATION OF THE STATE YOUTH POLICY IN THE REPUBLIC OF TYVA

Seden A.V.

Tuvan State University, Kyzyl

В статье рассматривается понятие государственной молодежной политики, нормативно-правовая основа и основные направления. На конкретных примерах раскрываются трудности ее реализации в Республике Тыва.

Ключевые слова: Республика Тыва, молодежь, государственная политика, целевые программы, приоритеты, проблемы.

In article the concept of the .■state youth policy, a standard and legal basis and the main directions is considered. On concrete examples difficulties of its realization in the Republic of Tuva.

Keywords: Republic of Tuva, youth, state policy, target programs, priorities, problems.

В основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации (1993 г.) государственная молодежная политика определяется «как деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив» [1]. За многие годы накоплен большой опыт в области социальной работы с молодежью, в том числе работа с трудными подростками, организация досуга, помощь молодым семьям, трудоустройство молодых специалистов и другие виды поддержки.

Республика Тыва по сравнению с другими регионами России является молодой республикой, средний возраст населения - 27 лет. Состав молодых людей в возрасте 14-30 лет составляет 33% от общего числа жителей [2].

Нарастание отрицательных тенденций в молодежной среде делало необходимым создание государственных органов для разработки и реализации молодежной политики. В Туве молодёжной политикой занимались Министерство по делам молодёжи (до 1999 г.), Государственный комитет Республики Тыва по

ш

Тувинский государственный университет_

делам молодёжи (до 2003 г.), Министерство по развитию физической культуры, спорта и молодёжной политике (до 2006 г.) Министерство науки, образования и молодёжной политики (до 2011 г.) ив настоящее время Министерство по делам молодежи и спорта.

Правовой основой государственной молодежной политики являются: Конституция РФ (1993 г.), Законы РФ «Об образовании» (от 13 января 1996 г., № 12-ФЗ), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (от 26 июня 1995 г.. № 98-ФЗ), «О президентской программе «Дети России» (Указ Президента РФ от 18 августа 1994 г., № 1696), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24 июля 1998 г., № 124-ФЗ), «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» (Постан Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г.), «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» (Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г., № 1075), «О дополнительных мерах поддержки молодежи в РФ» (Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996

г.)-

Пути реализации государственной молодёжной политики в Туве нашли наиболее полное выражение в законах «О государственной молодёжной политике» от 17 августа 1999 г., «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» от 17 декабря 2003 г., Концепции государственной молодёжной политики в Республике Тыва, в Республиканских целевых программах «Молодёжь Республики Тыва (на 2001-2003, 2004-2006, 2009-2010, 2011-2015гг), Государственной программы «Патриотическое воспитание детей и молодежи на 2007-2008 гг.».

Государственная молодёжная политика Республики Тыва основной своей целью ставит содействие молодому поколению в осуществлении ими своих прав и свобод, жизненном самоопределении, самовыражении и самоорганизации Ее приоритетными направлениями определены: трудовая занятость и профессиональная подготовка молодёжи, система социального контроля, организация полноценного досуга и культурное развитие молодёжи, формирование здорового образа жизни, поддержка молодой семьи, организационное кадровое, научно-учебное, информационно-методическое обеспечение реализации государственной молодёжной политики. Но при этом следует отметить, что такие приоритеты как решение жщшщно-бытовых проблем молодёжи, обеспечение доступного и полноценного образования, стимулирование общественно-значимой молодёжной инициативы трудновыполнимы и не совсем точно определены.

В Концепции учитываются интересы четырёх возрастных групп молодёжи, подростков и детей: 14-16 лет, 17-19 лет; 20-24 года; 25-30 лет, что обусловлено определённым отличием в интересах, ценностных ориентациях, условиях жизнедеятельности. Концепция выделяет приоритетные направления работы с каждой из возрастных групп, что, на наш взгляд, не соответствует реальной приоритетной необходимости. Так, для третьей группы выделяется необходимость оказания помощи в выборе профессии и трудоустройстве, что не соответствует

реальным нуждам 20-24 летних молодых людей. В этом возрасте о выборе профессии говорить не приходится, данная группа является реально нетрудоустроенной группой с уже полученной профессией. Для старшей возрастной группы (25-30 лет), приоритетным определяется помощь в планировании семьи, организации здорового образа жизни и воспитании детей В то время как статистика показывает, что 26,1% матерей имеют детей в возрасте 18-19 лет, а 59,9% в возрасте 20-24 лет [3]. Получается, что ещё на уровне второй и третей группы молодёжь имеет семьи и нужно уже в этот период времени оказывать помощь в планировании семьи и воспитании детей. То есть дифференциация интересов возрастных групп не совсем соответствует реальности.

Концепция государственной молодёжной политики не разделяет приоритетных направлений по месту проживания молодёжи, хотя положение кожуунов (сельских районов) значительно отличается от положения города. Соответственно материальное положение и духовное развитие молодёжи сельской местности и города разнятся. Денежные доходы населения в районах ниже на 32,1% доходов городского населения.

Целевая программа «Молодёжь Республики Тыва (2001-2003 гг.)» включает конкретные программы и механизмы их реализации, и определяет конечный «социальный эффект» [4], полученный при реализации программ. В целом программа в общих чертах повторяет по содержанию концепцию государственной молодёжной политики. Конкретные механизмы реализации той или иной акции или программы носят декларативный характер, что несопоставимо с чрезмерно оптимистичными конечными результатами. Её продолжением стала республиканская целевая программа «Молодёжь Республики Тыва» на 2004-2006, 2009-2010, 2011 -2015 годы.

Несмотря на накопленный опыт, в республике ощущается острая необходимость в специалистах по социально-молодежной работе, в профессионалах, умеющих изучать и анализировать проблемы молодежи и намечать пути их решения.

Практика реализации молодежной политики показывает, что в республике наметились противоречия между установками молодых и ситуацией в обществе. В Туве отмечается самый низкий показатель брачности в Сибирском федеральном округе и как следствие - высокий уровень внебрачной рождаемости. Так, по данным переписи 2002 г. число супружеских пар в республике составило 58 тыс.. а в 1989 г. их было 61 тыс. Впервые были собраны сведения о числе незарегистрированных брачных союзов. Из общего числа супружеских пар 15 тыс. или 25.9% (по России - 10%) состояли в незарегистрированном браке. Наблюдается снижение числа незарегистрированных брачных союзов. В 2002 г. было зарегистрировано 1644 супружеских пар, а в 1989 г. - 2931. В 2009 г. показатель регистрируемых браков уменьшился на 2,3% [4. С 50]. В 2011 г. показатель регистрируемых браков увеличился по сравнению с 2010 г. на 5,8%. Тем не менее, брак перестаёт быть обязательным условием рождения ребёнка. За 1989-2002 гг. доля детей, родившихся вне зарегистрированного брака выросла с 34.3% до 62% от общего числа рождений. Республика по уровню внебрачных рождений стоит на

ш

Тувинский государственный университет_

втором месте после Коми-Пермяцкого автономного округа (65,1% от общего числа родившихся) [5, С. 8]

Основной причиной отказа от брака в городе является отсутствие жилья. Если говорить о сельской местности, то здесь многие семьи не регистрируют брак ДЛЯ получения различных ВИДОВ пособий (одинокой матери И Т.д.) ДЛЯ пополнения семейного бюджета.

В то же время в молодежной среде формируется ориентация на приоритет материального благополучия и достатка перед духовными ценностями. Как и во всем обществе наблюдается усталость от обещаний, растут социальные ожидания и требования, в среде молодежи сильны иждивенческие настроения и аполитичность.

Престиж образования среди молодежи продолжает оставаться высоким. Количество студентов, обучающихся в высших и средних специальных заведениях, ежегодно растет. Молодёжь обучается в государственном университете, десяти представительствах и филиалах государственных и негосударственных ВУЗов и ССУЗов городов России, семи средних специальных учебных заведениях. За пределами республики получают образование около 6 тыс. студентов.

Вместе с тем главной проблемой, затрагивающей жизненные интересы молодёжи, становится востребованность образовательной подготовки практикой. Диспропорции, сложившиеся между потребностями рынка труда и структурой специальностей, по которым ведётся подготовка в системе профессионального образования, дисбаланс в оплате труда специалистов и другие обстоятельства как экономического, так и морального порядка создают преграды для реализации образовательного потенциала молодёжи.

Молодёжь, получившая профессиональное образование, оказывается «не у дел». Данное обстоятельство предопределяет широкое распространение в молодёжной среде строить свои жизненные планы без увязки с получаемым образованием, специальностью. Одним из самых сложных вопросов остаётся проблема трудоустройства сельской молодёжи. Сказывается низкая её конкурентоспособность, неразвитость рабочих мест на селе, сокращение объёмов производства. В связи с этим увеличился отток населения сельских местностей в городские поселения, особенно в столицу республики. В итоге каждый третий житель республики проживает в г. Кызыле.

Но город Кызыл не в состоянии обеспечить молодёжь работой и жильём. В г.Кызыле за 1998 год в службу занятости обратились 1648 человек, молодёжи 746 человек или 45 % от общего числа безработных. Работу же нашли только 155 человек [6]. В 2007 г. на учёте в службе занятости состояло уже 10 059 человек, из них 4 411 молодёжи, что составляет 43,8 % от общего числа безработных [7]. На конец 2010 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете 8,5 ищущих работу граждан [5, С. 50].

В то же время республике не хватает квалифицированных специалистов во многих отраслях экономики. Поэтому необходимо рассмотреть такие механизмы как квотирование рабочих мест, заключение контрактов на подготовку специалистов и другие меры, предусмотренные законодательством. Пока же

предпринимаемые государством меры по обеспечению занятости молодёжи недостаточно эффективны.

Острой остается и жилищная проблема. В 1997 году в городах и посёлках городского типа было введено в действие 14.3 тыс. кв. метров жилых домов, в сельской местности - 0,9 тыс. кв. метров, тогда как в 1990 году было введено 77,6 тыс.кв. м и 78,9 тыс.кв. м соответственно. Реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» позволило привлечь средства федеральной целевой программы «Социальное развитие села» и начать строительство. За 2001-2006 гг. введено в эксплуатацию 140 тыс. кв.м жилья, в т.ч. в 2006 г. - 26,3 тыс.кв. м жилья [7]. Также из федерального бюджета по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» в 2010 г. поступили средства в сумме 8,6 млн.рублей. 34 молодых семей получили субсидии на приобретение и строительство жилья. В 2012 г. объем федеральной субсидии, направляемой региону в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище», составит 10.2 млн. рублей. По региональной целевой программе «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей» Тува выделяет на решение этой задачи 7,147 млн. рублей [8].

Таким образом, проблемы реализации молодёжной политики в республике связаны как с особенностями социального статуса молодежи, так и с осложнением социально-экономической ситуации в России в целом и в Туве в частности. Государственная молодёжная политика характеризуется противоречивыми тенденциями: обозначенные в Программах и реализуемые на практике задачи не вполне соотнесены с масштабностью этих проблем, достижение заметного прогресса в их решении при ограниченных ресурсах проблематично. При таких обстоятельствах, в условиях ограниченных возможностей реализации молодежной политики со стороны государственных органов важно активное участие каждого молодого человека в решении его собственных проблем, так как «под лежачий камень вода не течёт». И здесь возникает потребность в организующей роли молодежных движений и организаций. При этом является неоспоримым фактом невозможность быстрых изменений к лучшему.

Библиографический список:

1. Государственная молодёжная политика в законодательстве Российской Федерации. Сб. документов в 3-х частях / Под ред. Лукова В. А. - М.: «Социум», 2000. - 4.1.

2. Итога Всероссийской переписи населения 2002 года по Республике Тыва. - Кызыл, 2003 г. -

23 с.

3. О государственной молодежной политике в Республике Тыва (в ред. законов Республики Тыва от 09.11.2001 N 1219; от 03.06.2004 N 776 ВХ-1).

4. Республиканская целевая программа «Молодёжь Рестблики Тыва (2001-2003 гг.)» - Кызыл,

2001.

5. Социально-экономическое положение Республики Тьюа за январь-декабрь 2009 года. Федерачьная служба госу дарственной статистики по Республике Тыва. - Кызыл, 2010. - 16 с.

6. См. Численность и состав безработных, зарегистрированных в службе занятости Республики Тьва за 1998 год. - Бюллетень. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва. - Кызыл, 1998. - 12 с.

7. Некоторые итоги социально-экономического развитая Республики Тьюа за январь-август 2007 года и исполнение прогноза на 2007 года. - Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва. - Кызыл, 2007.

8. ТуваОнлайн - Новости Республики Тыва: В Туве на обеспечение жильем молодых семей направят более 17 миллионов рублей. -2 августа, 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.