Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФОРУМЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

МОЛОДЕЖНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФОРУМЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ ФОРУМНАЯ КОМПАНИЯ / МОЛОДЕЖНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФОРУМЫ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кайванов Владимир Александрович

В статье раскрываются возможности молодежных образовательных форумов в развитии социальной компетентности подрастающего поколения. Автором дается развернутая характеристика молодежных образовательных форумов, включающая в себя их ключевые особенности. Особое внимание уделяется рассмотрению педагогического потенциала молодежных образовательных форумов, который раскрыт через их основные функции (обучающая, воспитательная, познавательная, коммуникативная функция, личностно-развивающаяся, исследовательская, информационная, интеграционная, проектная). Предложена авторская интерпретация социальной компетентности старшеклассников как личностного образования, представленного системой социальных знаний и умений, способностей и качеств, отвечающих за конструктивность социального функционирования и достижение социальной успешности. С учетом данной позиции определены возможности молодежных образовательных форумов в развитии социальной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH EDUCATIONAL FORUMS AS A MEANS OF DEVELOPING THE SOCIAL COMPETENCE OF HIGH SCHOOL STUDENTS

The article reveals the possibilities of youth educational forums in the development of social competence of the younger generation. The author gives a detailed description of youth educational forums, including their key features. Particular attention is paid to the consideration of the pedagogical potential of youth educational forums, which is revealed through their main functions (teaching, educational, cognitive, communicative function, personality-developing, research, information, integration, project). The author's interpretation of the social competence of high school students is proposed as a personal education, represented by a system of social knowledge and skills, abilities and qualities that are responsible for the constructiveness of social functioning and the achievement of social success. Taking into account this position, the possibilities of youth educational forums in the development of social competence are determined.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФОРУМЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

12. Рудакова, И.А. Основы управления педагогическими системами: учебное пособие / И.А. Рудакова. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. - 280 с.

13. Саак, А.Э. Инвестиционная политика муниципального образования: учебное пособие по специальности «Государственное и муниципальное управление» / А.Э. Саак, О.А. Колчина. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2010. - 330 с.

Педагогика

УДК 374.33

аспирант Кайванов Владимир Александрович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

МОЛОДЕЖНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФОРУМЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. В статье раскрываются возможности молодежных образовательных форумов в развитии социальной компетентности подрастающего поколения. Автором дается развернутая характеристика молодежных образовательных форумов, включающая в себя их ключевые особенности. Особое внимание уделяется рассмотрению педагогического потенциала молодежных образовательных форумов, который раскрыт через их основные функции (обучающая, воспитательная, познавательная, коммуникативная функция, личностно-развивающаяся, исследовательская, информационная, интеграционная, проектная). Предложена авторская интерпретация социальной компетентности старшеклассников как личностного образования, представленного системой социальных знаний и умений, способностей и качеств, отвечающих за конструктивность социального функционирования и достижение социальной успешности. С учетом данной позиции определены возможности молодежных образовательных форумов в развитии социальной компетентности.

Ключевые слова: молодежная форумная компания, молодежные образовательные форумы, старшеклассники, социальная компетентность, развитие социальной компетентности.

Annоtation. The article reveals the possibilities of youth educational forums in the development of social competence of the younger generation. The author gives a detailed description of youth educational forums, including their key features. Particular attention is paid to the consideration of the pedagogical potential of youth educational forums, which is revealed through their main functions (teaching, educational, cognitive, communicative function, personality-developing, research, information, integration, project). The author's interpretation of the social competence of high school students is proposed as a personal education, represented by a system of social knowledge and skills, abilities and qualities that are responsible for the constructiveness of social functioning and the achievement of social success. Taking into account this position, the possibilities of youth educational forums in the development of social competence are determined.

Key words: youth forum company, youth educational forums, high school students, social competence, development of social competence.

Введение. В центре интересов любого государства было и остается внимание к молодому поколению, как движущей силы, обеспечивающей развитие, укрепление институтов гражданского общества и активного участника общественных процессов. Подрастающее поколение обладает мобильностью, инновационной ментальностью и активностью поэтому для государства оно является стратегической силой и инициатором различных актуальных, инновационных процессов. Однако раскрытие потенциала подрастающего поколения требует поиска принципиально новых подходов к развитию тех личностных и социальных характеристик, которые наиболее востребованы в современных реалиях.

В настоящее время одной из относительно новых форм активности молодого поколения стали молодежные форумы, основной задачей, которых является предоставление возможностей для развития инициатив, активной жизненной позиции, социальной компетентности, включения в решения социально значимых проблем.

Сущность молодежных форумов заключается в их информационно-образовательной, дискуссионной, коммуникационной направленности, где молодые люди получают возможность приобретения актуальных знаний, умений и практики реализации своих инициатив, проектов, идей в интересующей их области. Направленность молодёжных форумов в контексте их тематики разнообразна - это, и, развитие предпринимательской активности среди молодежи, волонтерской деятельности, социально-политической, экономической инициативности и многие другие актуальные вопросы современного мира.

Реализуемая в отечественной практике Всероссийская молодежная форумная компания ориентирована на внедрение в нашей стране системы молодежных форумов различного уровня (международные, всероссийские, региональные и т.п.) с целью информирования молодежи о возможностях интеграции в современный социум, личностной и профессиональной самореализации. Среди действенных всероссийских молодежных форумов можно выделить «Территория смыслов», «Будущее за нами!», «Восток», «Байкал», «Таврида», «Машук» и др. Практически во всех регионах России наблюдается высокая активность деятельности молодежных форумов.

Молодежные образовательные форумы ориентированы на создание особой среды, включающей в себя социокультурные, коммуникативные, образовательные и личностно-развивающие компоненты и способствующей самоопределению представителей подрастающего поколения, их самореализации и саморазвитию. Поэтому особую актуальность приобретает проблематика использования молодежных образовательных форумов как средства развития социальной компетентности представителей подрастающего поколения.

Изложение основного материала статьи. В общем виде молодежный образовательный форум можно представить, как уникальную образовательную площадку, которая направлена на решение следующих задач:

- распространение эффективных обучающих практик, актуальных в современной образовательной и социальной действительности;

- предоставление качественного обучения в рамках определенной образовательной программы в соответствующей профессиональной обрасти;

- трансляция инновационных, прогрессивных теоретических и практических разработок;

- развитие социальной грамотности и компетентности молодого поколения;

- создание условий для развития личностных характеристик, способствующих самоопределению, самореализации, самосовершенствованию, самоактуализации в условиях непрерывного образования;

- повышение профессиональных, интеллектуальных, творческих и других компетенций представителей подрастающего поколения;

- организация действенной системы раскрытия, определения, оценки, содействия и стимулирования молодежных инициатив [1].

В качестве отличительных особенностей молодежных образовательных форумов, опираясь на современные исследования в данной области [2, 4, 5] можно выделить:

- молодежные форумы образовательной направленности не являются составляющей формальной системы образования и могут проводиться по инициативе различных организаций и объединений;

- тематика молодежных образовательных форумов затрагивает актуальные для целевой группы проблемы, т.е. учитывает их интересы, запросы и потребности;

- форумы ставят перед собой краткосрочные цели, их содержание выстроено на основе индивидуализированного, а не стандартизированного подхода, они направлены на получение конкретных, практико-ориентированных результатов;

- участие в образовательных форумах носит добровольный характер, основано на проявлении инициативы и самостоятельности представителей целевой группы;

- организационная структура образовательных форумов вариативна, часто построена по модульному принципу, и обладает высоким потенциалом адаптации под индивидуальные возможности и потребности участников;

- к реализации, образовательной составляющей форумов привлекаются специалисты различного профиля в том числе представители власти, бизнес-сектора, научно-академических кругов, общественные деятели и т.д.;

- форумы не только позволяют сформировать конкретные компетенции, но и стимулируют общее развитие инновационного мышления, проявление инновационной и социальной активности;

- в ходе проведения форумов задействован широкий спектр ресурсов: профессиональных, образовательных, методических, информационных, социальных, культурных и др.;

- молодежные образовательные форумы предоставляют возможность получения качественного обучения с использованием передовых образовательных технологий, возможность профессиональной экспертной оценки инновационных идей, разработок, проектов представителей молодого поколения и реализации их в реальной практике.

С учетом вышесказанного можно утверждать, что молодежные образовательные форумы имеют большой педагогический потенциал, который реализуется через комплексное сочетание ценностных, содержательных, технологических и методических средств, способных осуществлять воспитательное, обучающее, развивающее воздействие на молодого человека.

В наибольшей степени педагогический потенциал молодежных образовательных форумов раскрывается через их ключевые функции, к которым можно отнести следующие:

- обучающая функция, ориентирована на развитие компетенций, способностей к анализу информации, повышение качества знаний и готовности к их использованию посредством дополнительных форм и методов обучения в соответствии с направлением молодежного форума;

- воспитательная функция, направлена на формирование ценностных, нравственных ориентиров, мировоззренческих позиций, развитие убеждений, взглядов, понимания законов, норм, правил, санкций, регулирующих жизнедеятельность человека и общества в целом;

- познавательная функция, которая обеспечивает возможности всестороннего и объективного познания, анализа, исследования окружающего мира, тенденций его развития, расширение познавательных интересов, систематизацию знаний, преломление их в практическое применение и «производство» новых идей, инноваций;

- коммуникативная функция способствует организации эффективного коммуникационного поля, обмена информацией и опытом, формированию умений слушать, слышать, задавать вопросы, взаимодействовать в команде;

- личностно-развивающаяся функция нацелена на формирование потребностей и условий для непрерывного самообразования, совершенствования и саморазвития личности, развитие способности к самореализации, самоанализу, самоактуализации, саморегуляции;

- исследовательская функция содействует развитию умений анализа проблемы, постановки проблемной ситуации, формулирования целей, поисковых задач, нахождения подходов, методов к пониманию и решению исследовательской проблемы, получению новых знаний;

- информационная функция, направлена на создание интерактивного, надежного информационного пространства для эффективного взаимодействия, коммуникации субъектов форума;

- интеграционная функция формирует умения и навыки сплочения, взаимоответственности, взаимозависимости в процессе командной работы;

- проектная функция позволяет развивать способности к прогнозированию и проектной деятельности, приобрести опыт разработки практико-ориентированного проекта и презентации его перед экспертным сообществом.

В целом можно утверждать, что молодежные образовательные форумы способствуют: активизации жизненной позиции представителей подрастающего поколения, вовлеченность их в решение социально значимых задач, стоящих перед обществом; развитию коммуникации, поиску единомышленников, воплощению идей и инноваций в молодежной среде; повышению профессиональных, творческих компетенций, профессиональному самоопределению и становлению; формированию лидерских качеств, навыков работы в команде; повышению конкурентоспособности, более эффективному построению будущих карьерных стратегий; выявлению потенциала молодых и их продвижения; созданию условий для самореализации, саморазвития и самосовершенствования подрастающего поколения; развитию системы раскрытия, определения, оценки, содействия и стимулирования инициатив молодежи.

Перед тем, как конкретизировать возможности молодежных образовательных форумов в развитии социальной компетентности старшеклассников, кратко охарактеризуем данный феномен.

Опираясь на положения научных трудов Н.Н. Нагайченко, мы считаем целесообразным рассматривать социальную компетентность старшеклассников как сложное, динамичное, многокомпонентное личностное образование, представленное системой социальных знаний и умений, способностей и качеств, отвечающих за конструктивность социального функционирования и достижение социальной успешности [3].

В таком контексте социально компетентный старшеклассник способен быстро и без существенных негативных последствий разрешать сложные социальные ситуации, использовать накопленный опыт для оптимизации жизнедеятельности, выработки эффективных стратегий взаимодействия с социальной средой. Он обладает высоким адаптационным потенциалом, имеет сформированную мировоззренческую позицию, проявляет социальную активность и стремление к повышению организованности и управляемости собственной жизнью.

Молодежные образовательные форумы обладают следующими возможностями в развитии социальной компетентности старшеклассников:

- расширяют познавательные интересы, способствуют развитию креативности, дивергентного и критичного мышления, более глубокому и осознанному пониманию социальной действительности;

- стимулируют закрепление ценностного отношения к активной, продуктивной жизнедеятельности, мотивационных установок на достижение личной, социальной и профессиональной успешности;

- повышают стремление к расширению социальных контактов в значимых для старшеклассников сферах, готовность и способность к установлению диалога и сотрудничеству;

- положительно влияют на рост активности и самостоятельности, создают условия для проявления инициативы, социальной ответственности, повышения объективности самооценки и уверенности в собственных силах;

- развивают способности к грамотному использованию личностных и социальных ресурсов для реализации поставленных целей, в том числе и связанных с самореализацией и саморазвитием.

Выводы. Современные старшеклассники оказались в достаточно сложной ситуации нестабильности социально-экономической обстановки, трансформации большинства общественных институтов, необходимости адаптироваться к дуальной (социально-виртуальной) среде в условиях широкомасштабной цифровизации общества. К ним предъявляются постоянно меняющиеся и усложняющиеся требования, что затрудняет долговременное жизненное планирование и корректное определение образовательной и профессиональной траектории. С учетом этого значимость социальной компетентности старшеклассников существенно возрастает, тогда как существующая система обучения и воспитания подрастающего поколения не способна обеспечить ее целенаправленное развитие. Привлечение старшеклассников к деятельности молодежных образовательных форумов способно хотя бы частично решить данную проблему, поскольку форумы обладают рядом неоспоримых преимуществ в развитии социальной компетентности: вариативностью, актуальной для молодого поколения проблематикой, индивидуализированным подходом, направленностью на получение практико-ориентированных результатов, привлечением широкого спектра ресурсов и т.п.

Литература:

1. Бахуташвили, Т.В. Роль образовательных форумов в развитии личностного потенциала молодежи / Т.В. Башуташвили, И.В. Черникова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №71-1. - С. 34-36.

2. Гарькин, И.Н. Молодежные форумы - площадка для личностного и профессионального развития молодых специалистов / И.Н. Гарькин // Молодой ученый. - 2014. - № 18 (77). - С. 533-535.

3. Нагайченко, Н.Н. Социальная компетентность старшеклассников: содержание и структура понятия / Н.Н. Нагайченко // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - №3. - С. 14-19.

4. Орлова, О.В. Молодежные форумы / О.В. Орлова // Вестник государственного и муниципального управления. - 2015. - № 1 (16). - С. 69-75.

5. Попова, С.Ю. Молодежный форум как образовательная площадка / С.Ю. Попова, Е.В. Пронина // Научно-методический журнал «Образование личности». - 2015. - № 1. - С. 138-143.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Калинина Ирина Геннадьевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Толкова Наталья Михайловна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); старший преподаватель Енова Ирина Владимировна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Актуальность организации проектной деятельности в начальном общем образовании следует из гуманистической парадигмы современной педагогики, нацеленной на формирование личности, способной жить в сложных социальных условиях. Для современного учителя важно обладать компетентностью по созданию оптимальных педагогических условий проектной деятельности младших школьников, направленной на полноценное формирование будущей самостоятельной, активной, нравственной и образованной личности. В статье проводится анализ организации проектной деятельности в начальном общем образовании. Авторы подробно рассматривают основные блоки организации проектного обучения с детьми младшего школьного возраста. Выявляют этапы проектной деятельности и определяют критерии оценки деятельности младших школьников в рамках реализации проектов. В статье описаны ключевые моменты проектной деятельности в каждом классе начальной школы.

Ключевые слова: начальное общее образование, учитель, образовательный процесс, методы, средства, младший школьник, проектная деятельность.

Annotation. The relevance of the organization of project activities in primary general education follows from the humanistic paradigm of modern pedagogy aimed at the formation of a personality capable of living in difficult social conditions. It is important for a modern teacher to have the competence to create optimal pedagogical conditions for the project activities of younger schoolchildren aimed at the full-fledged formation of a future independent, active, moral and educated personality. The article provides an analysis of the organization of project activities in primary general education. The authors consider in detail the main blocks of the organization of project-based learning with primary school children. Identify the stages of project activity and determine the criteria for evaluating the activities of younger students in the framework of project implementation. The article describes the key points of project activity in each grade of primary school.

Key words: primary general education, teacher, educational process, methods, means, junior student, project activity.

Введение. В рамках внедрения ФГОС НОО [3] в образовательный процесс начального общего образовании потребовались такие методы обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную позицию учащихся. Одной из приоритетных задач, поставленной перед педагогами, стало воспитание свободной личности, которая могла бы самостоятельно мыслить, принимать решения, получать и использовать знания на практике. В связи с этим перед учителями возник вопрос: как организовать обучение таким образом, чтобы, стимулируя природную любознательность школьника, мотивировать его на получение новых знаний самостоятельно? Одним из вариантов ответов на этот вопрос как раз и стало использование технологии проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.