Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ'

УСЛОВИЯ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
168
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / МОЛОДЕЖНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФОРУМЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кайванов Владимир Александрович

В представленном исследовании обосновывается необходимость целенаправленного развития социальной компетентности подрастающего поколения. Автор анализирует современные подходы к пониманию сущности феномена социальная компетентность, дает собственную интерпретацию понятия «социальная компетентность подростков» и раскрывает ее структуру. В статье предлагаются условия развития социальной компетентности подростков и соответствующие им технологии, характеризуется потенциал молодежных образовательных форумов в плане реализации данных условий и технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS AND TECHNOLOGIES FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIAL COMPETENCE OF ADOLESCENTS

The presented study substantiates the need for purposeful development of the social competence of the younger generation. The author analyzes modern approaches to understanding the essence of the phenomenon of social competence, gives his own interpretation of the concept of "social competence of adolescents" and reveals its structure. The article offers conditions for the development of social competence of adolescents and the technologies corresponding to them, characterizes the potential of youth educational forums in terms of the implementation of these conditions and technologies.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ»

4. Брайант Леви Р. Демократия объектов / Л.Р. Брайант. Пермь: Гиле Пресс, 2019. - 320 с.

5. Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: капитализм и шизофрения / Ж. Делез. - М.: Астрель, 2010. Т. 2. - 895 с.

6. Крамар М., Саркисов К. Опыты нечеловеческого гостеприимства: Антология. - М.: V-A-C press, 2018. - 336 с.

7. Мейясу К. После конечности: Эссе о необходимости контингентности. - М.: Кабинетный ученый, 2015. - 196 с.

8. Платон. Избранные диалоги / Платон. - М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2002. - 960 с.

9. Плотин. Первая эннеада / Плотин. - СПб.: «Издательство Олега Абышко»; «Университетская книга - СПб», 2010. - 320 с.

10. Плотин. Третья Эннеада. - СПб.: «Издательство Олега Абышко»; «Университетская книга - СПб», 2010 - 480 с.

11. Спиноза Б. Сочинения / Б. Спиноза. - Калининград: ОАО «Янтар. Сказ», 2005. - 432 с.

12. Харман Г. Спекулятивный реализм: введение / Г. Харман. - М.: РИПОЛ классик, 2019. - 496 с.

13. Харман Г. Четвероякий объект: метафизика вещей после Хайдеггера / Г. Харман. Пермь: Гиле Пресс, 2015. - 147 с.

14. Харман Грэм. Объектно-ориентированная онтология: новая «теория всего» / Г. Харман. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2021. - 272 с.

15. Ямпольская А. Искусство феноменологии / А.В. Ямпольская. - М.: РИПОЛ классик, 2018. - 342 с.

Педагогика

УДК 37.013.42

аспирант Кайванов Владимир Александрович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

УСЛОВИЯ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В представленном исследовании обосновывается необходимость целенаправленного развития социальной компетентности подрастающего поколения. Автор анализирует современные подходы к пониманию сущности феномена социальная компетентность, дает собственную интерпретацию понятия «социальная компетентность подростков» и раскрывает ее структуру. В статье предлагаются условия развития социальной компетентности подростков и соответствующие им технологии, характеризуется потенциал молодежных образовательных форумов в плане реализации данных условий и технологий.

Ключевые слова: подростки, социализация, социальная адаптация, социальное поведение, социальная успешность, социальная компетентность, условия развития социальной компетентности, технологии развития социальной компетентности, молодежные образовательные форумы.

Annotation. The presented study substantiates the need for purposeful development of the social competence of the younger generation. The author analyzes modern approaches to understanding the essence of the phenomenon of social competence, gives his own interpretation of the concept of "social competence of adolescents" and reveals its structure. The article offers conditions for the development of social competence of adolescents and the technologies corresponding to them, characterizes the potential of youth educational forums in terms of the implementation of these conditions and technologies.

Keywords: adolescents, socialization, social adaptation, social behavior, social success, social competence, conditions for the development of social competence, technologies for the development of social competence, youth educational forums.

Введение. Для современной России характерны высокая динамика социальных процессов и социально-экономическая нестабильность. Подобные условия приводят к постоянной трансформации социального контекста жизни человека: меняются социальные нормы и требования, характер социального взаимодействия, появляются новые традиции и социально-культурные установки. При этом изменения требований касаются не только профессиональной, но и социальной сферы. Для эффективного функционирования в обществе человек должен быстро приспосабливаться к изменяющейся ситуации, проявлять социальную активность, инновационное мышление и быть готовым к непрерывному самообразованию и развитию. Такие перемены актуализируют необходимость развития социальной компетентности как одного из основных факторов, обеспечивающих достижение социального успеха, стабильности жизнедеятельности человека во всех ее проявлениях. Особенно это важно для представителей подрастающего поколения.

Социальная компетентность выступая как возможность человека позитивно преобразовывать социальное пространство и оптимизировать свое функционирование в нем поддается целенаправленному развитию в подростковом возрасте посредством создания условий для моделирования стратегий социального поведения, приобретения опыта конструктивного социального взаимодействия и субъектной самореализации.

Здесь стоит отметить, что социальная компетентность формируется и развивается преимущественно стихийно в процессе жизнедеятельности, где подросток учиться познавать социальную действительность, осваивать нормы и регламенты социального взаимодействия, самостоятельно преодолевать проблемные ситуации. Однако стихийное развитие социальной компетентности подростков, или даже ее развитие в ходе осуществления ведущей деятельности (обучение в школе) не отличается необходимой результативностью, слабо управляемо и не имеет четких целевых приоритетов. Тогда как целенаправленное развитие, имеющее концептуальное обоснование, соответствующие цели, методологическое и технологическое сопровождение позволит достичь гораздо более высоких результатов. Также следует иметь ввиду, что развитие социальной компетентности - это не просто освоение подростками готовых образцов и стратегий поведения, а переосмысление моделей социального поведения, накопление необходимых знаний, приращение успешного самостоятельного опыта социального взаимодействия. Это в обязательном порядке следует учитывать при реализации условий и технологий развития социальной компетентности подрастающего поколения.

Изложение основного материала статьи. Само понятие социальная компетентность носит достаточно дискуссионный характер. Долгое время в отечественной педагогике и психологии преобладала трактовка социальной компетентности исключительно через ее коммуникативные аспекты. В данном контексте в структуру социальной компетентности включали такие способности и личностные качества как: общительность, способность устанавливать и поддерживать социальные контакты, способность располагать к себе людей, умение аргументированно убеждать и отстаивать свою точку зрения и т.п.

В 90 годах XX века акцент в понимании социальной компетентности стал смещаться в сторону ее многоаспектного характера, взаимосвязи с различными сторонами социальной жизни человека. Подобные тенденции сохраняются и в настоящее время.

Калинина Н.В. под социальной компетентностью предлагает понимать комплекс знаний и умений, необходимых для эффективного осуществления социальной деятельности, успешной адаптации человека в социальной среде, оптимального хода процессов самоопределения и самореализации [3].

Веселкова Н.В., Прямикова Е.В. в своих исследованиях подчеркивают, что социальная компетентность - это совокупность знаний, умений и навыков, освоенных в процессе социального функционирования и отвечающих за способность человека ориентироваться в социальной среде и конструктивно взаимодействовать с ней [1].

По мнению Тютюсовой Е.А. социальную компетентность следует рассматривать как результат освоения индивидом социальной действительности, в процессе деятельности и общения, который предполагает гармонизацию осознания и принятия социальных проблем и установок на их конструктивное разрешение [5].

Изучения современных исследований по рассматриваемой проблематике [4] позволило выявить наиболее важные аспекты в раскрытии феномена социальная компетентность:

- социальную компетентность как правило представляют или как интегративную личностную характеристику, или как результат социального функционирования индивида, показатель его успешности, достижений в какой-либо области социальной жизни;

- развитие социальной компетентности имеет свои закономерности в различные возрастные периоды, эти закономерности обладают как определенными сходными чертами, так и специфическими особенностями, свойственными конкретному возрастному этапу;

- наиболее эффективно социальная компетентность развивается на основе приобретения опыта взаимодействия социальной средой в процессе осуществления самостоятельной деятельности, предпочтительно просоциального характера.

Опираясь на анализ существующих подходов, мы пришли к заключению, что социальную компетентность подростков можно интерпретировать как интегральное личностное качество, в состав которого входят соответствующие знания, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и способствующие эффективной адаптации к социальной среде и достижению социальной успешности. Подросток, обладающий высоким уровнем социальной компетентности, продуктивно разрешает проблемы, возникающие при взаимодействии с социумом. Таким образом социальная компетентность не водиться к простой сумме знаний и умений, а отражает потенциал подростка в решении жизненных проблем, преодолении сложных ситуаций с использованием накопленного опыта и выработанных стратегий социального поведения.

В самом общем виде социальная компетентность подростков включает в себя:

- представления об устройстве социума, функционировании основных социальных институтов, общественных процессах, тенденциях и проблемах общественного развития;

- понимание требований и норм общества, социальных ролей, характерных для определенного возрастного периода, ролевых ожиданий;

- ориентацию на социально-одобряемое поведение, соответствующее возрасту и ролевой позиции, конструктивный стиль совладающего поведения;

- навыки продуктивного социального взаимодействия (установление и поддержание социальных контактов, понимание своего и чужого эмоционального состояния, умение работать в команде и т.п.);

- представления о себе как субъекте социального взаимодействия, адекватную оценку собственного потенциала в достижении социальной успешности.

Если более детально раскрывать структуру социальной компетентности подростков, то можно выделить следующую совокупность компонентов:

1. Знаниевый компонент, который включает в себя представления о ролевых требованиях и ожиданиях к представителю своей возрастной группы; знания социальных норм и правил, особенностей выстраивания конструктивных социальных взаимоотношений; понимание собственных возможностей и особенностей, сформированные представления о себе как социальном субъекте; способности к анализу своего состояния и поведения, прогнозированию жизненных перспектив.

2. Мировоззренческий компонент, представленный мотивационным комплексом проявления социальной активности; осознанным принятием социальных норм и ценностей; ориентацией на достижение личностной и социальной успешности; установками на выстраивание конструктивного социального взаимодействия.

3. Деятельностный компонент, включающий в себя навыки социального взаимодействия, способности к саморегуляции поведения, навыки эффективной организации жизнедеятельности и опыт их успешного применения на практике.

4. Личностный компонент, предполагающий наличие таких личностных качеств как активность, креативность, самостоятельность, коммуникабельность, толерантность, психологическая устойчивость, целеустремленность и адаптивность.

Развитие социальной компетентности подростков будет более результативным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

- стимулирование самостоятельности и активности в выстраивании индивидуальной траектории развития системообразующих элементов социальной компетентности;

- организация психолого-педагогического воздействия как вариативной и мобильной системы, обладающей высоким потенциалом для оперативного реагирования на потребности и возможности подростков, изменения социальной среды, которые необходимо в обязательном порядке учитывать при развитии социальной компетентности;

- предоставление подросткам возможности смены видов обучающей и практико-ориентированной деятельности, выбора наиболее интересующих их содержательных модулей, форм и технологий их реализации;

- создание единой развивающей среды, интегрирующей личностные, содержательные и организационные аспекты целенаправленного психолого-педагогического воздействия в центре которого находится подросток с его интереса, запросами и степенью социальной активности;

- оперативное реагирование на изменение общественных требований, факторов, обуславливающих достижение представителями подрастающего поколения личной и социальной успешности;

- непрерывность, последовательность, систематичность и прогнозируемая эффективность мер по развитию социальной компетентности.

Реализация указанных условий требует применения соответствующих технологий, способных расширить социальную практику подростков, а именно: технологий, базирующихся на продуктивной, практико-ориентированной деятельности творческого характера; технологий, предполагающих диалогичность, организацию пространства совместной деятельности и социального взаимодействия; технологий, моделирующих необходимые элементы социальной реальности, те условия социальной среды, которые влияют на формирование и развитие социальной компетентности [2].

Предлагаемые условия и технологии могут быть реализованы в рамках деятельности молодежных образовательных форумов, которые предоставляют возможность:

- погрузить подростков в активную созидательную деятельность, для выполнения которой необходимы проявление самостоятельной познавательной активности и творческого подхода к решению практико-ориентированных задач;

- сформировать набор компетенций, отвечающих за эффективность социального взаимодействия, познания социальной реальности, сбора и критического анализа информации и т.п.;

- сформировать просоциальные ценностные ориентации, мировоззренческие установки, осознанное понимание и принятие социальных норм и регламентов, их роли в жизнедеятельности современного человека;

- закрепить стремление к всестороннему познанию социальной действительности, самостоятельному изучения окружающего мира, закономерностей и проблем его развития;

- расширить познавательные интересы, обеспечить переход от накопления соответствующих знаний до их трансформации в инновационные идеи и разработки, имеющие практическое применение;

- создать коммуникативное поле, способствующее интенсификации обмена информацией и опытом, развития коммуникативных навыков, навыков командной работы, лидерских качеств;

- создать благоприятные условия для появления устойчивой потребности в непрерывном самообразовании, личностном саморазвитии.

Выводы. Современное общество требует от подрастающего поколения умения быстро приспосабливаться к перманентным изменениям, высокого уровня социальной активности и компетентности. Социальная компетентность в сложившихся условиях становиться залогом эффективной социализации и адаптации подростков, прочным фундаментом достижения и поддержания социальной и профессиональной успешности.

Изучив отечественные исследования по рассматриваемой проблематике, мы пришли к выводу, что социальную компетентность подростков можно понимать, как интегральное личностное качество, в состав которого входят соответствующие знания, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и способствующие эффективной адаптации к социальной среде и достижению социальной успешности. Здесь следует подчеркнуть, что социальная компетентность в целом отражает потенциал подростка в решении жизненных проблем, преодолении сложных ситуаций с использованием накопленного опыта и выработанных стратегий социального поведения.

Стихийное развитие социальной компетентности, происходящее в процессе социализации подрастающего поколения не всегда обеспечивает желаемый результат. Необходимо вводить систему целенаправленных мер по развитию социальной компетентности подростков, используя инновационные подходы и технологии, передовые достижения отечественной и зарубежной педагогической практики. На наш взгляд большим потенциалом в развитии социальной компетентности подрастающего поколения обладают молодежные образовательные форумы, и данный вопрос требует более пристального внимания научного сообщества.

Литература:

1. Веселкова Н.В., Прямикова Е.В. Социальная компетентность взросления. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. - 290 с.

2. Ветров Ю.П., Гладченко В.Е., Кужелева И.Г. Модель формирования социальной компетентности старшеклассников в культуросообразной среде школы // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2020. - №1. - С. 15-25.

3. Калинина Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. - 228 с.

4. Нагайченко Н.Н. Социальная компетентность старшеклассников: содержание и структура понятия // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - №3. - С. 14-19.

5. Тютюсова Е.В. Сущность социальной компетентности // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы V Международная науч.-практическая конференция (Чебоксары, 27 мая 2017 г.). - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 150-153.

Педагогика

УДК 376.37

кандидат психологических наук, доцент Калинина Ольга Валерьевна

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); магистрант Неустроева Елена Сергеевна

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯПРИ КОРРЕКЦИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИСТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Аннотация. Статья акцентирует внимание на пересечении понятий «связный монолог» и «творческое рассказывание». Раскрывает возможности и ограничения творческого рассказывания как коррекционного метода в системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста (5-6 лет). Описывает процесс разработки алгоритма использования приемов творческого рассказывания при коррекции связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Ключевые слова: связная речь, монологическая речь, словесное творчество, творческое рассказывание, воображение, старший дошкольный возраст.

Annоtation. The article focuses on the intersection of the concepts of "coherent monologue" and "creative storytelling". Reveals the possibilities and limitations of creative storytelling as a correctional method in the system of speech therapy work with preschool children (5-6 years old). Describes the process of developing an algorithm for the use of creative storytelling techniques in the correction of coherent speech of older preschoolers with general underdevelopment of speech of the third level.

Keywords: coherent speech, monologue speech, verbal creativity, creative storytelling, imagination, senior preschool age.

Введение. Связная речь в своей монологической вариации представляет собой сложнейшее новообразование дошкольного возраста не только при наличии дефектов речевой системы, но и в условиях нормо-типичного развития.

Становление связной речи, как правило, осуществляется в системе специально организованной логопедической работы с детьми, имеющими ее неполноценность.

Стимулирование такого речевого развития осуществляется с применением разнообразных методов и приемов, поэтапно применяемых в соответствие с онтогенетическим ходом развития детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.