Глуховым, детей просят рассказать о чем-то из личного опыта, например как прошел день рождения или что ребенок делал утром. Анализ результатов показал, что при рассказе дети ограничивались очень маленьким количеством высказываний, отсутствие деталей, дети могли перескакивать с одного события на другое, не соблюдая смысловых и логических последовательностей.
Исследованием возможностей старших дошкольников с данной патологией к пересказу занималась М.В. Арсентьева. Автор упоминает, что исследуемые часто путали местами важные сюжетные моменты, могли несколько раз повторять один и то же эпизод, часто не могли прийти к логическому завершению. У всех детей пересказ был значительно короче исходного текста, часто он заменялся просто ответами на вопросы.
Возможности составления рассказа-описания детей с ОНР описала в своих работах О.С. Ушакова. Она отмечала, что такой вид рассказывания детям с данной патологией часто недоступен или значительно затруднен. В ответ на просьбу описать предложенную игрушку, дети, как правило, начинали просто перечислять ее части, часто называли одну и ту же часть несколько раз. Если они совсем не могли самостоятельно составить рассказ-описание логопед предлагал им план, однако испытуемые часто пропускали или путали его пункты.
H.С. Жукова в своих работах упоминала, что у детей с данной патологией страдает также понимание текста, из-за бедного словарного запаса и отсутствия понимания связи слов в предложениях и самих предложений. Из-за этого дети часто упускают детали, ухватив лишь общую суть текста, поэтому пересказы, которые они строят, часто бывают неточные [2].
Дошкольники с ОНР редко начинают первыми общаться, игры они не подкрепляют рассказами и значительно меньше задают вопросы взрослым, чем дети с нормой речевого развития, отмечает Е.В. Шмидт. Все это также замедляет процесс становления связной речи.
Выводы. Подводя итоги, можно сделать вывод, что у детей с ОНР из-за недостаточного развития связной речи страдает коммуникация. Они меньше вступают в диалог с взрослыми и игровые процессы со сверстниками, что негативно сказывается на их общем развитии, так как игровая деятельность на данном возрастном этапе является ведущей. О.Е. Грибова, описывая особенности коммуникативного взаимодействия детей с данной патологией, отмечала у них игнорирование собеседника, неумение высказывать просьбу, пассивность во время беседы до момента прямого вопроса или указания.
Значимость связной речи для детей трудно переоценить, как было ранее сказано, она выполняет важнейшие социальные функции.
Что касается речи детей с ОНР, многие ученые связывают ее несформированность с недостаточным развитием мыслительных операций. Характеризуя речь таких детей, можно отметить отсутствие причинно-следственных связей при рассказе, лексические и грамматические ошибки, скудность словарного запаса, краткость и спутанность событий при пересказе.
Процесс формирования связной речи достаточно длительный и зависит от множества факторов: среды, в которой растет ребенок, качества его взаимодействия с людьми и т.д. Помимо этого детям с патологиями речи требуется квалифицированная помощь. Успех во многом зависит от того на сколько грамотно организовал коррекционную работу логопед. При этом особенно важно выявить особенности лексических, фонетических и грамматических средств. Многие родители не придают значения грамматическим ошибкам, которые допускает их ребенок, поэтому часто дети с ОНР идут в школу, и в дальнейшем, сталкиваются с трудностями в обучении.
На данный момент нет единой методической системы для формирования связной речи старших дошкольников. Создание данной статьи обусловлено необходимостью всестороннего изучение своеобразия развития связной речи для разработки действенных коррекционных приемов и методов.
Литература:
I. Глухов, В.П. Методика формирования связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - Издательство: Изд. В. Секачев, 2014 г. - 243 с.
2. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Е. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова и др. - М., 1998. - 345 с.
3. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. - 325 с.
4. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
5. Ткаченко Д.А., Родин Ю.И. О месте и значении психомоторной функции в формировании навыка письма у детей с общим недоразвитием речи. Вестник Мининского университета. - 2020. - Том 8, № 3. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1118
6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа). - М.: Издательство «Альфа», 1993. - 87 с.
Педагогика
УДК 378.2
доктор педагогических наук, профессор Иконников Александр Иванович
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)
ОБУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМ КОМПОЗИЦИЯМ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ ВУЗОВ (ПОИСК
ЭСТЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ)
Аннотация. Статья посвящена поиску эстетических концепций при обучении современным композициям студентов творческих вузов. В статье утверждается, что эстетический опыт принципиален для творчества как форма небуквального доступа к объекту. Он случается, когда чувственные качества перестают принадлежать своему обычному чувственному объекту, но вместо этого переходят на реальный объект, неизбежно изымаемый из всякого доступа. Автор отмечает необходимость рассмотрения данной проблемы как составляющей профессиональной деятельности будущего художника-педагога. Соответственно, автор считает, что запланированная цель в развитии системы обучения современной композиции может быть достигнута только при нахождении современной эстетической концепции.
Ключевые слова: обучение, эстетические концепции, художественные практики, инсталляция, современное искусство, идея, форма, сущность.
Annotation. The article is devoted to the search for aesthetic concepts when teaching modern compositions of students of creative universities. The article states that aesthetic experience is fundamental to creativity as a form of non-manual access to an
object. It happens when sensual qualities cease to belong to their usual sensual object, but instead switch to a real object, inevitably removed from all access. The author notes the need to consider this problem as a component of the professional activities of the future artist-teacher. Accordingly, the author believes that the planned goal in the development of the teaching system of modern composition can be achieved only when a modern aesthetic concept is found.
Keywords: training, aesthetic concepts, artistic practices, installation, contemporary art, idea, form, essence.
Введение. Приступая к выполнению современных художественных композиций, студенты редко задумываются об эстетической стороне дела. Часто можно видеть, что сам процесс создания композиции идет по накатанному шаблону. Студенты пытаются передать окружающую действительность, реальность, не задумываясь об эстетической концепции произведения, об ее идеи. Поэтому часто работы начинающих учеников носят наивный, ученический характер и соответственно они скатываются к натурализму, срисовыванию внешнего вида действительности. На художественных выставках можно увидеть множество творческих работ выполненных в различных форматах, стилях, манерах. Вектор развития современного искусства очень многообразен, индивидуален и поэтому часто бывает трудно проследить основные его концепции, эстетические идеи.
Разработка научно-теоретических основ методики обучения современным композициям студентов творческих вузов, требует серьезного художественного, философского осмысления. Современное искусство невозможно понять в рамках обычной формальной логики. И поэтому необходимо обратиться к различным философским и художественным концепциям прошлого и настоящего. Мы предлагаем для понимания основных тенденций современного искусства остановиться на концепциях двух философов: нашего современника - Алена Бадью и философа жившего почти две тысячи лет назад -Плотина. По нашему мнению концепции этих двух философов достаточно близки и понятны для многих современных художников. Так, например, прочитав в свое время «Эннеады» Плотина Казимир Малевич создал свой первый «Черный квадрат», а Марк Ротко после прочтения опять же «Эннеад» Плотина также пришел к своему известному стилю.
Изложение основного материала статьи. Рассмотрим более подробно эстетическую концепцию Плотина. Она очень близка по смыслу концепции А. Бадью и имеет три уровня, три «ипостаси»:
1) «Профанный мир» - это наш земной мир;
2) Умопостигаемое - это виртуальный мир, мир искусства, мир Идей, фантазий, гипотез;
3) Благодать - это Благо, Единое, Целое, Ум, Душа, Красота [9].
Педагогу, разрабатывающему оптимальные варианты обучения студентов современным композициям в творческих вузах, важно учитывать, например, что идея третий «ипостаси» Плотина - Благодать (Благо, Единое, Целое, Ум, Душа, Красота) получила свое практическое применение в настоящее время. Этот мир эйдосов (образов), описан у учителя Плотина Платона как не имеющий цвета и формы в Федре [8, С. 289]. По мнению Плотина, Благо не мыслит и не сознает себя. Безмолвствующее мышление - прежде нашего мышления самих себя. Нам должно достичь внутреннего единства и цельности, подобно науке - цельной в единстве своих дисциплин, и устремиться к высшему [10, С. 445].
В связи с этим можно отметить, что данное утверждение философа нашло свое практическое применение в современной художественной и научной жизни, например, в световых и цветовых инсталляциях. Художники часто обращаются к исследованиям современной квантовой физики, которая изучает электромагнитное излучение, его особенности. В настоящее время художники обращают большое внимание на передачу света и свето-цвета, особенности данного явления, на его аффекты. Свет применяются в практике оформления экстерьеров и интерьеров зданий, в дискотеках, концертных залах, в оформлении улиц. Художники выявляют в своих работах не только качества света и цвета, но и структуру самого света, цвета, его различные регистры. При восприятии таких произведений создается определенная эмоциональная, художественная обстановка, что способствует психологическому комфорту зрителей, их приподнятому настроению и созданию ощущения радости и счастья. Эмоциональный фон способствует интеллектуальной активности зрителей, студентов, развитие их интуиции. Например, световые и цветовые инсталляции представленные на всемирной выставке «Экспо-2020», в городе Дубай, Объединенных Арабских Эмиратах.
При обучении студентов современному искусству преподаватели часто, прежде всего, ставят перед ними технические задачи, рассказывают о ремесле и мастерстве. Это действительно очень сложная и важная проблема. Однако нам думается, что обучение искусству надо начинать с выяснения цели, его Высокой Идеи. Стоит также отметить, что параллельно с поиском эстетических концепций в настоящее время ведется и поиск реальности. Реальность, согласно утверждениям философов, является виртуальной, невидимой, является вулканической сущностью. Художники, студенты пытаются выразить ее в своих произведениях, используя фантазию, воображение, представление. Конечно это не истинная картина реальности, а только гипотеза, намек. Примером могут быть цветовые, геометрические, структурированные художественные композиции студентов и художников, выражающие виртуальную сущность объектов.
В процессе обучения современному искусству, несомненно, заслуживает внимания заключение Плотина, что уже на уровне тел красота не есть форма, она есть скорее некое движение, грация, то, что нельзя рассчитать, то, чем не обладает само тело, ибо оно принадлежит душе, сущности объекта. Такова же красота художественных произведений, т.е. в них самих, и по их красоте мы узнаем красоту создавшей их души художника. Примером могут быть иконы выполненные русскими художниками-иконописцами 13-15 веков (Андреем Рублевым, Даниилом Черным, Дионисиям).
Вторая «ипостась» Плотина - умопостигаемая, представлена материальной формой. Данная форма имеет свои качества: геометрические (топологические) и цвет (чистый и незамутненный).
В процессе обучения современному искусству необходимо обратить внимание студентов на то, что в эстетической концепции Плотина нет места для объяснений, высказываний, суждений. В произведении должно править безмолвие, тишина и стерильность. В нем трудно что-то увидеть конкретное, трудно о нем что-то сказать конкретно. Его следует переживать, проживать «здесь и сейчас», ощущать, «жить настоящим или Вечным, быть Там (что одно и тоже)» [9, С. 226]. Примером могут быть многочисленные работы П. Клее, К. Малевича, А. Колдера и др.
Связь с эстетической концепцией Плотина можно наблюдать в современных художественных композициях, инсталляциях, в цифровом искусстве, в дизайне и архитектуре. Мастера используют чистые, не замутненные, не смешанные, «божественные» цвета и интенсивный тон. В таких произведениях отсутствуют «земные» краски, свет и тень, глубина и перспектива. Композиции до предела просты, цельны, ясны, и стерильны. Они представляют реальность иного порядка, виртуального. Здесь другой мир, умопостигаемый, виртуальный, реальный, сказочный, на уровне гипотезы, легенды и фантазии. Примером могут быть различные современные художественные практики, дизайнерские и архитектурные проекты. Ж. Делёз замечает, что когда-то Платон мечтал о небесной, идеальной красоте, то сегодня мы уже видим ее воплощенной в нашу реальность, в нашу окружающую жизнь [5]. Конечно, это стало возможным сейчас, так как произошел научный прогресс, и в частности появилось большое количество различных искусственных материалов, новых технологий. Примером могут быть современные работы выполненные художниками, придерживающимися объектно-ориентированной онтологии (философии), объектно-ориентированного искусства [12; 13; 14; 4; 6].
Комплексная программа по обучению современному искусству должна учитывать размышления Плотина по поводу эстетической концепции. Например, философ предлагает художнику создающему произведение оставить «снаружи внешнее зрение, не оборачиваясь назад на красоту тел... (...) перемени свое зрение на иное» [9, С. 238]. Художник, по его мнению, должен созерцать духовную красоту, а не материальную.
Плотин считает, что «восходящий прежде придет к Уму и Там увидит все прекрасные эйдосы, (...) это - само Прекрасное, это - Идеи» и далее «Благо же - по ту сторону, оно исток и начало Красоты» [9, С. 241]. Примером могут быть многочисленные современные инсталляции и художественные практики, выполненные в световом, цветовом и пластическом плане.
Для поэтапного процесса освоения методики обучения современному искусству в творческих вузах педагогу всегда важно быть в курсе современных научных открытий. Следует также обратить внимание на эстетическую концепцию Алена Бадью. Философ в работе «Философия и событие» утверждает, что современное искусство - это новый интеллектуальный уровень. По его мнению «Искусство должно быть стройным, как демонстрация, неожиданным, как ночная атака, и высоким, как звезды» [3, С. 109]. 1) Стройное - в основе которого должно лежать сознание, мышление - это Ум, (математика, цифра, геометрия). Это конструктивистская роль искусства. Математика должна позволить, по мнению К. Мейясу, получить доступ к первичным качествам вещей. Это и есть «интеллектуальная интуиция» [7]. 2) Неожиданное - это аффект, эмоция, удивление, чувственность, интуиция. 3) Высокое - это возвышение, то есть присутствие Идеи, близость к ней [3, С. 109].
Большой методический интерес представляет нестандартный подход А. Бадью. Философ утверждает, что «Эмоция -это космическая память». Эмоция связана с Вечностью. Если аффект представляется не-когнитивной и не-репрезентативной «интенсивностью», то эмоция возникает, когда такая «интенсивность» становится предметом нарратива, получает название и представляется как часть личностного опыта [3, С. 110].
При создании современной композиции студентам необходимо помнить, что, по мнению философов, эмоция позволяет человеку выйти из настоящего времени (здесь и сейчас), и сразу оказаться в Вечности. В этот момент происходит связь субъекта со всей субстанцией. Эмоция и есть тот «портал», который соединяет субъекта с сущностью, с Благом, Единым, Целым, Умом, Душой и Красотой с большой буквы согласно Плотину. Квантовая физика же утверждает, что субстанция есть самый большой компьютер природы. Субъект, имеющий эмоциональный «канал связи», с Вечностью используя интуицию, становится творческим, талантливым. Он наделяется, по мнению ученых, философов особыми способностями, как в научном плане, так и художественном.
Педагогу необходимо учитывать, что «восхождение» к творчеству, искусству происходит не автоматически, а постепенно в процессе соприкосновения с искусством. Например, дети любят слушать одну и ту же сказку много раз. Это не обязательно, что они не поняли ее содержание с первого раза. По-видимому, это есть желание ребенка повторить опыт нахождения его в виртуальной реальности, в сказке, в «Вечности», в другом мире, а не в «профанном», нашем мире. Оно приносит им большое эмоциональное наслаждение, радость и счастье. Это первый опыт знакомства с искусством, творчеством, фантазией, воображением. Произведение искусства «перемещает нас» в эстетическую установку, в сферу чистой эстетической «интуиции», созерцания [15, С. 51].
В связи с этим, в настоящее время многие научные руководители университетов, педагоги считают, что необходимо при обучении в вузах развивать интуицию у студентов усиливая межпредметные связи. Например, студентам творческих вузов предлагается дополнительно изучать на выбор, такие дисциплины, как математику, физику, квантовую физику и др., а студентам технических вузов факультативно предметы по искусству: живопись, танцы, музыку, пластику, дизайн и др.
Разработка теоретических основ методики обучения современному искусству требует обратить внимание на утверждение А. Бадью, что главная эстетическая задача искусства заключается в следующем:
1) увлечь зрителя загадкой, чтобы достичь точки моментального присутствия;
2) обострить до предела чувственное восприятие;
3) заставить композицию ухватить математику бытия;
4) выявить родство математики истины и красоты в искусстве;
5) вещь не подвластна интерпретациям;
6) Идея не может быть отделена от вещи;
7) мышление вещи и интуиция Идеи нераздельны.
Принципиальное значение для обучения студентов современному искусству имеет выводы философа о том, что искусство представляет собой высшую ступень Идеи. Искусство - это мысль, продуктом которой является реальность, а не эффект реальности [3, С. 17]. Студентам необходимо помнить, что форма - это Идея, данная в ее материальном показателе [7, С. 196]. Искусство - это не выражение обычной человечности и того, что в ней упрямо стремится к выживанию, или, «упорствует в том, чтобы быть». Например, Б. Спиноза часто предостерегает от смешения истинных идей с представлениями, символами и словами [11].
Поиск путей повышения уровня выполнения программных заданий по обучению современному искусству привел нас к выводу о том, что необходимо быть причастным к некоторой истине можно лишь одновременно осознавая, что существуют и другие истины, к которым мы пока не причастны. Сущность мышления всегда заключается в мощности форм [2, С. 202]. Сверхчеловеческое, будучи избавлено от частностей, изымается из любой интерпретации [2, С. 199]. Например, «Белом квадрате на белом фоне» К. Малевича. Примером могут быть также многочисленные пластические и работы и художественные практики современных европейских и американских художников: Э. Келли, А. Колдера и др.
Выводы. Подводя итоги можно сделать вывод о том, что эффективности обучения современным композициям студентов творческих вузов способствуют следующие факторы:
- установка учащихся на поиск эстетической концепции и как итог: выразительность исполняемых учебных работ, рост их качества;
- нацеленность студентов увлечь зрителя загадкой композиции, чтобы достичь точки моментального присутствия;
- обострить до предела чувственное восприятие зрителя (интенсивность цвета и тона);
- учет специфики творческой личности, индивидуальный подход в процессе обучения современным композициям.
Итак, совокупность этих сложных эстетических концепций дает возможность подготовить студентов к новым
решениям в соответствии с актуальными творческими задачами. Художественный эксперимент по обучению современной композиции студентов творческих вузов показал, что учащиеся начинают исследовать способ, посредством которого они творчески переводят (изобретают) мир вокруг себя.
Литература:
1. Бадью, Ален. Малое руководство по инэстетике / Ален Бадью. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. - 156 с.
2. Бадью, Ален. Век / Ален Бадью. - М.: Издательство «Логос», 2016. - 224 с.
3. Бадью Ален. Философия и событие / Ален Бадью. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2013. - 192 с.
4. Брайант Леви Р. Демократия объектов / Л.Р. Брайант. Пермь: Гиле Пресс, 2019. - 320 с.
5. Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: капитализм и шизофрения / Ж. Делез. - М.: Астрель, 2010. Т. 2. - 895 с.
6. Крамар М., Саркисов К. Опыты нечеловеческого гостеприимства: Антология. - М.: V-A-C press, 2018. - 336 с.
7. Мейясу К. После конечности: Эссе о необходимости контингентности. - М.: Кабинетный ученый, 2015. - 196 с.
8. Платон. Избранные диалоги / Платон. - М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2002. - 960 с.
9. Плотин. Первая эннеада / Плотин. - СПб.: «Издательство Олега Абышко»; «Университетская книга - СПб», 2010. - 320 с.
10. Плотин. Третья Эннеада. - СПб.: «Издательство Олега Абышко»; «Университетская книга - СПб», 2010 - 480 с.
11. Спиноза Б. Сочинения / Б. Спиноза. - Калининград: ОАО «Янтар. Сказ», 2005. - 432 с.
12. Харман Г. Спекулятивный реализм: введение / Г. Харман. - М.: РИПОЛ классик, 2019. - 496 с.
13. Харман Г. Четвероякий объект: метафизика вещей после Хайдеггера / Г. Харман. Пермь: Гиле Пресс, 2015. - 147 с.
14. Харман Грэм. Объектно-ориентированная онтология: новая «теория всего» / Г. Харман. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2021. - 272 с.
15. Ямпольская А. Искусство феноменологии / А.В. Ямпольская. - М.: РИПОЛ классик, 2018. - 342 с.
Педагогика
УДК 37.013.42
аспирант Кайванов Владимир Александрович
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)
УСЛОВИЯ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В представленном исследовании обосновывается необходимость целенаправленного развития социальной компетентности подрастающего поколения. Автор анализирует современные подходы к пониманию сущности феномена социальная компетентность, дает собственную интерпретацию понятия «социальная компетентность подростков» и раскрывает ее структуру. В статье предлагаются условия развития социальной компетентности подростков и соответствующие им технологии, характеризуется потенциал молодежных образовательных форумов в плане реализации данных условий и технологий.
Ключевые слова: подростки, социализация, социальная адаптация, социальное поведение, социальная успешность, социальная компетентность, условия развития социальной компетентности, технологии развития социальной компетентности, молодежные образовательные форумы.
Annotation. The presented study substantiates the need for purposeful development of the social competence of the younger generation. The author analyzes modern approaches to understanding the essence of the phenomenon of social competence, gives his own interpretation of the concept of "social competence of adolescents" and reveals its structure. The article offers conditions for the development of social competence of adolescents and the technologies corresponding to them, characterizes the potential of youth educational forums in terms of the implementation of these conditions and technologies.
Keywords: adolescents, socialization, social adaptation, social behavior, social success, social competence, conditions for the development of social competence, technologies for the development of social competence, youth educational forums.
Введение. Для современной России характерны высокая динамика социальных процессов и социально-экономическая нестабильность. Подобные условия приводят к постоянной трансформации социального контекста жизни человека: меняются социальные нормы и требования, характер социального взаимодействия, появляются новые традиции и социально-культурные установки. При этом изменения требований касаются не только профессиональной, но и социальной сферы. Для эффективного функционирования в обществе человек должен быстро приспосабливаться к изменяющейся ситуации, проявлять социальную активность, инновационное мышление и быть готовым к непрерывному самообразованию и развитию. Такие перемены актуализируют необходимость развития социальной компетентности как одного из основных факторов, обеспечивающих достижение социального успеха, стабильности жизнедеятельности человека во всех ее проявлениях. Особенно это важно для представителей подрастающего поколения.
Социальная компетентность выступая как возможность человека позитивно преобразовывать социальное пространство и оптимизировать свое функционирование в нем поддается целенаправленному развитию в подростковом возрасте посредством создания условий для моделирования стратегий социального поведения, приобретения опыта конструктивного социального взаимодействия и субъектной самореализации.
Здесь стоит отметить, что социальная компетентность формируется и развивается преимущественно стихийно в процессе жизнедеятельности, где подросток учиться познавать социальную действительность, осваивать нормы и регламенты социального взаимодействия, самостоятельно преодолевать проблемные ситуации. Однако стихийное развитие социальной компетентности подростков, или даже ее развитие в ходе осуществления ведущей деятельности (обучение в школе) не отличается необходимой результативностью, слабо управляемо и не имеет четких целевых приоритетов. Тогда как целенаправленное развитие, имеющее концептуальное обоснование, соответствующие цели, методологическое и технологическое сопровождение позволит достичь гораздо более высоких результатов. Также следует иметь ввиду, что развитие социальной компетентности - это не просто освоение подростками готовых образцов и стратегий поведения, а переосмысление моделей социального поведения, накопление необходимых знаний, приращение успешного самостоятельного опыта социального взаимодействия. Это в обязательном порядке следует учитывать при реализации условий и технологий развития социальной компетентности подрастающего поколения.
Изложение основного материала статьи. Само понятие социальная компетентность носит достаточно дискуссионный характер. Долгое время в отечественной педагогике и психологии преобладала трактовка социальной компетентности исключительно через ее коммуникативные аспекты. В данном контексте в структуру социальной компетентности включали такие способности и личностные качества как: общительность, способность устанавливать и поддерживать социальные контакты, способность располагать к себе людей, умение аргументированно убеждать и отстаивать свою точку зрения и т.п.
В 90 годах XX века акцент в понимании социальной компетентности стал смещаться в сторону ее многоаспектного характера, взаимосвязи с различными сторонами социальной жизни человека. Подобные тенденции сохраняются и в настоящее время.