Выводы. Использование кейс технологий в дошкольной образовательной организации для формирования компетентного педагога будет успешной, если учитывать последовательность работ. Мы разделили на три этапа, это подготовка педагогов, практическая (освоение схем и анализа ситуации), анализ.
I этап включает в себя:
1. ознакомление молодых педагогов в начале работы с основными сведениями о детском саду.
2. Показать слайд-шоу об истории создания и развития учреждения, его сегодняшнем положении.
3. Организовать встречу молодых педагогов с одним из опытных педагогов данного учреждения.
4. Предоставить молодому педагогу возможности задать возникшие у него вопросы и получить на них компетентные ответы от заведующей ДОО, старшего воспитателя, наставника.
5. Организация школы молодых педагогов внутри детского сада, чтобы каждый чувствовал комфортно.
II этап освоение схем и анализа:
1. Практический анализ ситуаций письменном виде, проводится индивидуально.
2. Проведение семинаров-практикумов с использованием кейс технологий в подгруппах (3-5 человек) на 60 минут.
3. Межгрупповая сессия включает в себя серию последовательных докладов рабочих групп, ответы на вопросы, поставленные в кейс заданиях.
III Этап анализ:
1. Обсуждение в подгруппах.
2. Организовать рефлексию с педагогами в формате круглого стола.
3. Подведение итогов плюсы и минусы результатов анализа ситуаций.
В настоящее время актуальность использования кейс технологии становится все более очевидной. Введение кейсов в процесс профессионального становления дает возможность молодым специалистом погрузиться в мир реальной профессиональной практической деятельности, что заметно повышает квалификацию выпускников вузов и позволяет им впоследствии быстро адаптироваться на рабочих местах.
Литература:
1. Андюхов Б. Кейс-технология-инструмент формирования компетентностей // Директор школы. -2010. - №. 4. - С. 61-65.
2. Иванова, Н.В. Развитие представлений о среде в педагогической науке / Н.В. Иванова, М.А. Виноградова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2011. - № 4. - Т. 3. -С. 150-154.
3. Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: общие понятия // Маркетинг. 1999. № 1. С. 39-44.
4. Сурмин Ю.П. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.
5. Царапкина Ю.М. Использование кейс-технологий при обучении студентов // Образование и наука. -2015. - №. 3 (122).
Педагогика
УДК 371.485
кандидат педагогических наук, доцент Каменева Елена Григорьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); магистрант Силкина Татьяна Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК БАЗОВОГО РЕГУЛЯТИВА СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В статье раскрывается содержание понятия социальной компетентности как процесса, который формируется последовательно и поэтапно в рамках личностных приращений в ходе жизнедеятельности субъектов образования и зависит от интеграционного единства влияний семейных традиций, норм и установок образовательных организаций (детских садов, школ, учреждений дополнительного образования). Отмечено, что формирование социальной компетентности необходимо современным подросткам для достижения социальной успешности в рамках оптимального моделирования и апробирования успешного социального поведения, развитых умений социального взаимодействия, согласованных с набором личностных и социально востребованных качеств в постиндустриальном социуме.
Ключевые слова: социальная компетентность, общеобразовательные организации, социальная успешность, подросток, социальное взаимодействие, базовый регулятив.
Annotation. The article reveals the content of the concept of social competence as a process that is formed consistently and gradually within the framework of personal increments during the life of the subjects and depends on the integration unity of influences of family traditions, norms and attitudes of educational organizations (kindergartens, schools, institutions of supplementary education). It is noted that the formation of social competence is necessary for modern teenagers to achieve social success within the framework of optimal modeling and testing of successful social behavior, developed skills of social interaction, agreed with a set of personal and socially demanded qualities in post-industrial society.
Keywords: social competence, general education organizations, social success, adolescent, social interaction, basic regulation.
Введение. В российской педагогике понятие социальной компетентности стало рассматриваться в ходе споров о качестве социального образования на данный момент, выдвижении новых требований и обновленного социального заказа к взрослеющему человеку со стороны социума для активного функционирования в обществе как существа социального, ориентированного в будущем на решение глобальных социальных проблем. При этом в обобщенном виде данное явление описывается как базовый регулятив, отвечающий за социокультурный иммунитет общества, развитие жизнеспособного и
жизнестойкого подрастающего поколения, обладающего высоким уровнем социальной предприимчивости и инициативности, самостоятельности и мобильности, ответственности «за и перед кем-либо», склонностью к разумному риску для достижения оптимальных результатов, конструированию эффективных взаимоотношения с другими людьми и реализации собственного самобытного потенциала для совершенствования социопространства и себя в этом пространстве.
Особое значение процесс формирования социальной компетентности приобретает в подростковом возрасте, который характеризуется: переходом от детства к взрослости, где особо важным для взрослеющих субъектов стоит жизненный успех, а также собственная социальная успешность и достижение в микро и макросоциуме достойного, престижного и социально-одобряемого статусного положения, выстраивание позитивной коммуникации с окружающими людьми, активное включение в разнообразные социальные взаимоотношения в рамках осмысления последствий собственных поведенческих моделей и продуктивного действования в слаженной командно-индивидуальной работе с оптимальными затратами и полученными максимальными результатами.
Вместе с тем, как свидетельствуют образовательная практика и теория в общеобразовательных организациях не достаточно должного внимания уделяется формированию социальной компетентности подростков и рассмотрению изучаемого феномена как базового регулятива социальной успешности. Подростки школ выступая компетентно информированными, освоившими предметные умения и навыки (на выпуске из школы), в большинстве, не владеют социальными навыками социально успешного жизнебытия в аспекте своевременной ориентировки нахождения целерационального пути решения нестандартных жизненных задач, поставленных социумом (в слаженности коллективных социальных действий и установки на совместную работу в рамках достижения социальной успешности и социального одобрения с учетом девиза «каждому по возможностям, каждому по труду»), не способны к реализации гибких навыков и качеств (гибкого ума и нестандартного мышления) в аспекте практического использования усвоенных в общеобразовательной организации знаниевых конструктов, что представляет фундаментальную преграду в интеграции субъектов образования в социальную структуру общества, рискогенность сферы полноценной и конструктивной реализации собственных личностных ресурсов, безболезненного освоению норм и установок новой взрослой жизни для достижения социальной успешности (связанной с характеристиками построения жизненной траектории, акме-вершинами, судьбой) (Н.В. Калинина [2]; Л.Г. Пак [5]). Что определяет возникновение феномена социального исключения из общества, социального отчуждения поколений и распространение девиантной, делинквентной и аддиктивной проявленности поведенческих способов у подростков в современном мире (Н.И. Сергеева [8]).
В этих условиях актуализируется проблема своевременного и целенаправленного формирования социальной компетентности как базового регулятива социальной успешности подростков в изменяющихся условиях постиндустриального социума.
Изложение основного материала статьи. Сформированность социальной компетентности подростков, выраженная готовностью к продуктивному осуществлению определенных многообразных видов деятельности (исполнению общегражданского функционала и совершенствованию социопространства окружающего жизнебытия; ценностно-смысловой направленности на непрерывное саморазвитие в течении всего жизненного пути; выбору будущей профессионально-трудовой деятельности, путей социальной и личностно-профессиональной самореализации; нацеленности на реализацию творческой деятельности в избранной сфере по интересам; созданию своей семьи в дальнейшем и т.д.) (Е.В. Каменская [3]) обеспечивает личностную комфортность, социальную успешность и, в перспективе, собственную профессиональную эффективность, содействует оптимальной интеграции взрослеющих субъектов в постоянно изменяющиеся условия прогрессивного развития социальной системы.
В ходе исследования произведен кратный обзор исследований по проблеме формирования социальной компетентности и социальной успешности подростков.
Теоретическое исследование проводилось на базе научно-исследовательской лаборатории «Методология и технология модернизации социально-педагогической деятельности в условиях трансформирующегося общества» ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Л.Г. Пак).
Необходимо отметить, что в современных научных разработках отечественных ученых обозначены концептуальные подходы к процессам формирования социальной компетентности и социальной успешности взрослеющего человека в разнообразных условиях практики (В.В. Цветков, И.А. Маслова, С.А. Учурова, Г.Э. Белицкая, О.В. Лозгачева, И.И. Лукьянова, Н.В. Беккер, Т.И. Самсонова, Н.И. Сергеева, Е.В. Куприянова, В.М. Басова, Д.Б. Воронцов, Л.Н. Гиенко и др.).
Изучение различных проблем формирования социальной компетентности как базового регулятива социальной успешности подростков является центральным и в современных диссертационных исследованиях (по анализу с 2013-2020 гг.), в частности, в интересующей нас проблематике, ученые исследуют:
- ведущие идеи развития социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности (О.В. Галакова, 2013 г.);
- особенности воспитывающей среды как фактора формирования социальной компетентности старшеклассника (Н.Н. Нагайченко, 2013 г.);
- научные положения процесса воспитания у старшеклассниц качеств социально успешной личности (В.М. Пятунина, 2013 г.);
- концептуальные идеи формирования социальной успешности подростков (С.О. Кожакина, 2014 г.);
- теоретико-прикладные основы педагогического сопровождения развития социальной компетентности подростков с проявлениями одаренности (В.В. Казарина, 2015 г.);
- педагогические условия воспитания социальной компетентности кадетов в контексте обоснования ведущих идей деятельностного подхода (О.С. Симанкова, 2015 г.);
- теоретико-методологические позиции и ведущие идеи формирования социальных компетенций старших подростков методом кейсов (А.В. Стрелкова, 2016 г.);
- концептуальные положения процесса развития социальной компетентности подростков в воспитательном пространстве класса (Л.Н. Огородова, 2018 г.);
- педагогические условия формирования процесса социальной компетентности старшеклассников в культуросообразной среде школы (И.Г. Кужелева, 2020 г.).
Анализ вышеизложенных источников показал, что социальная компетентность подростков выступает как социально-значимый феномен, необходимый для оптимальной адаптации обучающихся в современные реалии социума и многоцелевой реализации социально успешного статусно-ролевого функционала, одобряемого и востребуемого постиндустриальным обществом в аспекте адекватного выбора правильных социальных ориентиров и продуктивного использования личностных и социальных ресурсов, выстраивания эффективного функционирования субъектов во взаимодействии с другими людьми и ценностного-смыслового понимания и многостороннего видения социальной действительности, оптимальности реализации и сохранения собственной самобытности в коллегиальном действии [5].
С такой точки зрения структуру социальной компетентности составляет, прежде всего, расширенный диапазон социальных знаниевых конструктов, поведенческих способов, личностных качеств, обеспечивающих оптимальность нахождения точек соприкосновения и взаимопониманий с партнерами по межличностной и деловой коммуникации; умений мгновенного и гибкого преобразования собственных поведенческих моделей в рамках саморегуляции и самоконтроля, обеспечения успешности интеграции в усложнившееся пространство постиндустриального социума, гармонизации осознания социальных проблем и индивидуальных ценностных ориентаций на основе ориентации на со-трудничество и взаимодействие с различными группами и индивидами [6].
Структурирование содержания социальной компетентности подростков в аспекте рассмотрения ее как базового регулятива социальной успешности определяет значимость социального интеллекта, открытости, креативности, установления и поддержания конструктивных социальных контактов и взаимоотношений в аспекте организованности, требовательности к себе и другим людям, нициативности в решении социальных проблем, развития социальной рефлексии, формирования ответственности за последствия собственных действий для окружающих людей, эмпатии, развития устойчивости к деструктивным влияниям социальной среды в основных жизненных сферах, своевременного и адекватного самоопределения и социального прогнозирования и рефлексии в индивидуальном и социальном пространстве.
Необходимо отметить роль школы в организации процесса формирования социальной компетентности подростков как базового регулятива социальной успешности. В контексте нацеленности общеобразовательной организации не только на овладение подростками предметными знаниями и подготовкой единому государственному экзамену (ОГЭ и ЕГЭ), но и введение в учебно-воспитательный процесс вариативной программы мероприятий образовательно-воспитательной направленности, нацеленных на рост социальной компетентности подростков, трансляцию устойчивых социально успешных социокультурных стандартов поведения, у обучающихся формируются умения прогнозировать, своевременно предусматривать и минимизировать рискогенные обстоятельства жизнедеятельности, прогнозировать последствия собственных социожизненных выборов, продуктивно справляться с сложностями в рамках темпоритма адаптации к нестандартным ситуациям, многофункционально использовать накопленные знания в практике, корректировать осуществление самоконтроля поведенческих способов и деятельности с учетом позиций, интересов окружающих субъектов и личностных интенций и устремлений.
В более обобщенном варианте возможно выделить соответствующие функции формирования социальной компетентности подростков в аспекте достижения ими социальной успешности (модифицированные идеи Е.Н. Борисенко), проявляемые во внешней среде посредством поведенческих моделей субъекта образования и результативности их жизнедеятельности. Социализирующая функция, «которая проявляется в расширении социальных связей взрослеющего человека, освоении новых социальных ролей, облегчает прохождение всех фаз социализации (адаптация, индивидуализация, интеграция) в социальной группе или социальном сообществе, членом которых он становится. Ценностно-ориентационная функция социальной компетентности направлена на развитие позитивного отношения к социальным ценностям и их осмысление, на формирование системы ценностных ориентиров, осознание себя как носителя общечеловеческих ценностей. Регулятивная функция связана с регулированием различных видов общественной и личной деятельности субъекта образования, с соблюдением социальных и нравственных норм и правил в поведении, поступках и действиях. Гуманистическая функция проявляется в реализации гуманистического потенциала подростка, в уважении человеческого достоинства, неповторимости и уникальности каждого человека, в утверждении гуманных отношений в обществе. Личностно-развивающая функция социальной компетентности проявляется в становлении субъектности обучающегося, развитии его индивидуальных способностей, интеллектуальной изобретательности, направленности на постоянное саморазвитие и самосовершенствование, социальном самоопределении и самоактуализации в просоциальной деятельности» [1].
Важным для исследования представляется учет уже достигнутого и освоенного социального опыта, собственной активности подростков, выстраиваемой во взаимодействии с окружающим миром для расширения границ получения нового опыта социальной успешности в результате переживаний или смыслообразования, формирования мотивационно-ценностного отношения к социально-личностному развитию и саморазвитию, продуктивному взаимодействию с другими людьми, апробации социально успешных поведенческих способов субъектов как общественных деятелей и личностных преобразователей в области многомерной общественной практики различного уровня (уровень социальной общности; личностный, межличностный, групповой, институциональный уровень) [7].
Выводы. Таким образом, необходимо констатировать, что формирование социальной компетентности подростков в аспекте достижения ими социальной успешности позволяет рассмотреть содержание изучаемого феномена как процесса, который формируется последовательно и поэтапно в рамках личностных приращений в ходе жизнедеятельности субъектов и зависит от интеграционного единства влияний семейных традиций, норм и установок образовательных организаций (детских садов, школ, учреждений дополнительного образования), неформальных развивающих социопространств (коммуникации в микро и макроокружении, с ровесниками и взрослыми, деятельности в разнообразных коллективных объединениях, увлечения определенным хобби, влиянием средств массовой информации).
Отмечено, что формирование социальной компетентности необходимо современным подросткам для достижения социальной успешности в рамках оптимального моделирования и апробирования успешного социального поведения, нацеленности на изменение ситуации с использованием инноваций в перспективе непрерывного самосовершенствования и прогрессивного функционирования социальной группы, развитых
умений организации продуктивного социального взаимодействия, согласованных с набором личностных и социально востребованных качеств в постиндустриальном социуме.
Литература:
1. Борисенко Е.Н. Педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности студентов вузов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Кемерово, 2013. 38 с.
2. Калинина Н.В. Психологическое сопровождение развития социальной компетентности школьников: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Самара, 2006. 42 с.
3. Каменская Е.В. Социальная компетентность: соотношение научных теорий [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5383
4. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1989. С. 216.
5. Пак Л.Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации: монография. Оренбург, 2013. 312 с.
6. Пак Л.Г. Теоретические аспекты формирования социально-профессиональной ответственности обучающихся во внеаудиторной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2019. Вып. 63. Ч. 3. С. 96-99.
7. Рыжикова Ю.А. Педагогическая поддержка формирования социального опыта подростка в кадетском училище: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2018. 216 с.
8. Сергеева Н.И. Институциональные факторы формирования социальной компетентности подростков // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. № 4. С. 181-190.
Педагогика
УДК 371.8
доктор педагогических наук, доцент Картавых Марина Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ольга Михайловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет» (г. Пенза); аспирант Аракелян Артём Артурович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)
ОСВОЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ОПАСНЫХ
СИТУАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
Аннотация. В статье рассмотрены варианты организации образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности при освоении обучающимися способов безопасного поведения в опасных ситуациях социального характера. Акцент сделан на рассмотрении вопросов экстремизма и терроризма. В качестве основополагающих предложено использование в образовательном процессе технологии развития критического мышления, проблемной, проектной технологии, технологии кейс - стади.
Ключевые слова: социальные опасности, экстремизм, терроризм, технология развития критического мышления, проблемная технология, кейс - стади.
Annotation. The article discusses the options for organizing the educational process on the basics of life safety when students learn how to behave safely in dangerous situations of a social nature. Emphasis is placed on dealing with extremism and terrorism. The use of critical thinking technology, problematic, project technology, case-herd technology in the educational process is proposed as fundamental.
Keywords: Social dangers, extremism, terrorism, critical thinking technology, problematic technology, case herds.
Введение. Постиндустриальный этап общественного развития ознаменовался не только повсеместным распространением и превалированием непроизводственной сферы над материальным производством, ростом комфортности среды жизни человечества, но беспрецедентным увеличением количества угроз и опасностей особенно социального характера. Повсеместная информатизация, пронизывающая все сферы общественной жизни, оказала не только позитивное влияние на развитие общества, но и обнажила ряд острых социальных проблем, среди которых особую значимость приобрело повсеместное распространение экстремистской и террористической идеологии. Именно экстремизм и терроризм в наше время выступают одними из первостепенных вызовов человечеству. Экстремистские и террористические организации активно используют потенциал сети интернет и современных средств коммуникации для распространения своего преступного контента для рекрутинга все новых и новых своих последователей. В группе риска, зачастую, оказываются подростки и люди юношеского возраста - обучающиеся общеобразовательных организаций. В этой связи необходимость деятельности педагогов по предотвращению распространения экстремистской и террористической идеологии в образовательной среде школы не вызывает сомнений. На своеобразной «передовой» решения обозначенной педагогической проблемы оказываются учителя основ безопасности жизнедеятельности. Именно этим педагогическим работникам принадлежит «пальма первенства» в вопросах профилактики экстремистских и террористических проявлений среди обучающихся школ в процессе обучения и воспитания и развитие у них навыков безопасного поведения в условиях повсеместного распространения социальных опасностей.
Изложение основного материала статьи. В контексте настоящей работы мы исходим из педагогического постулата относительно того, что «мнение формируют». В данном случае, следует отметить тот факт, что именно учителя основ безопасности жизнедеятельности совместно с семьей обучающихся ответственны за процесс и результат образовательной деятельности по формированию у школьников