Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ЦЕНТРЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ЦЕНТРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОДРОСТОК / ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА / СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ORGANIZATION OF SOCIALLY SUCCESSFUL ACTIVITIES / ADOLESCENT / POSSIBILITIES OF CHILDREN 'S INTERNATIONAL CENTER / SOCIAL SUCCESS / COMPLEX DEVELOPMENT OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новак Мария Андреевна, Насретдинов Илья Рафаилевич

В статье определена целостная основа организации социально успешной деятельности подростков в условиях детского международного центра и значимость реализации основных направлений, определяющих формирование их социальной успешности (учебного, коммуникативного, патриотическо-хореографического, личностного); охарактеризованы основные возможности детского международного центра (смысловые, преобразующие, интеграционные). Уточнено, что организация социально-успешной деятельности подростков в центре осуществляется на основе использования методов А.С. Макаренко (теория создания воспитательного коллектива), психолого-педагогических методик академика РАО М.П. Щетинина (метод погружения), а также разностороннего комплексного развития воспитанников с учетом применения инновационных образовательных и социально-воспитательных практик, позволяющих сформировать социально-успешную взрослеющую личность, способную к полноценной самореализации в постоянно изменяющихся рискогенных условиях образовательной практики и современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новак Мария Андреевна, Насретдинов Илья Рафаилевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SOCIALLY SUCCESSFUL ACTIVITIES OF ADOLESCENTS IN THE CHILDREN'S INTERNATIONAL CENTER

The article defines a holistic basis for the organization of socially successful activities of adolescents in the conditions of the children 's international center and the importance of implementing the main directions determining the formation of their social success (educational, communicative, patriotic-choreographic, personal); The main possibilities of the children 's international center (sense, transformative, integration) are described. It is specified that the organization of social and successful activities of teenagers in the center is carried out on the basis of the methods of A. S. Makarenko (Theory of creation of educational team), psycho-pedagogical methods of academician RAO M. P. Chestinin (Method of immersion), as well as versatile complex development of pupils taking into account the application of innovative educational and social-educational practices, which allow to form a socially successful adult personality, capable of full self-realization in constantly changing risky conditions of educational practice and modern society.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ЦЕНТРЕ»

Педагогика

УДК: 374.1

соискатель кафедры педагогики и социологии Новак Мария Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); магистрант Насретдинов Илья Рафаилевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ

МЕЖДУНАРОДНОМ ЦЕНТРЕ

Аннотация. В статье определена целостная основа организации социально успешной деятельности подростков в условиях детского международного центра и значимость реализации основных направлений, определяющих формирование их социальной успешности (учебного, коммуникативного, патриотическо-хореографического, личностного); охарактеризованы основные возможности детского международного центра (смысловые, преобразующие, интеграционные). Уточнено, что организация социально-успешной деятельности подростков в центре осуществляется на основе использования методов А.С. Макаренко (теория создания воспитательного коллектива), психолого-педагогических методик академика РАО М.П. Щетинина (метод погружения), а также разностороннего комплексного развития воспитанников с учетом применения инновационных образовательных и социально-воспитательных практик, позволяющих сформировать социально-успешную взрослеющую личность, способную к полноценной самореализации в постоянно изменяющихся рискогенных условиях образовательной практики и современного общества.

Ключевые слова: организация социально успешной деятельности, подросток, возможности детского международного центра, социальная успешность, комплексное развитие личности.

Annotation. The article defines a holistic basis for the organization of socially successful activities of adolescents in the conditions of the children 's international center and the importance of implementing the main directions determining the formation of their social success (educational, communicative, patriotic-choreographic, personal); The main possibilities of the children 's international center (sense, transformative, integration) are described. It is specified that the organization of social and successful activities of teenagers in the center is carried out on the basis of the methods of A. S. Makarenko (Theory of creation of educational team), psycho-pedagogical methods of academician RAO M. P. Chestinin (Method of immersion), as well as versatile complex development of pupils taking into account the application of innovative educational and social-educational practices, which allow to form a socially successful adult personality, capable of full self-realization in constantly changing risky conditions of educational practice and modern society.

Keywords: organization of socially successful activities, adolescent, possibilities of children 's international center, social success, complex development of personality.

Введение. Условия взросления современных подростков, обусловленные прогрессивными тенденциями негативного влияния со стороны социума (расширяющийся, неконтролируемый поток информационных ресурсов; появление новых агентов социализации, выполняющих не только позитивные, но и негативные функции; постоянный рост психологической и моральной нагрузки в образовательных организациях и семье; неумение конструирования продуктивных моделей личностно-средового взаимодействия; разрушительное влияние западной культуры; имущественное расслоение; размывание ценностно-нормативных основ жизнебытия; игровые компьютерные зависимости) предопределяют значимость организации социально-успешной деятельности подростков в детском международном центре «Добрая Школа» в рамках реализации новых социокультурных практик свободного выбора сфер общения и познания окружающей действительности и себя в ней при расширении взаимодействия воспитанников различных стран, народов и их культур и воспитания в духе открытости и понимания многообразия их культурных норм и истории.

Организация социально успешной деятельности детского международного центра на основе учета национальных и мировых культурно-ценностных приоритетов включения подростков в разнонаправленные виды интеллектуальных, творческих и других досуговых занятий необходима для приобщения воспитанников к базовым ценностям межкультурного сосуществования, развития способности к восприятию множественности жизнесуществования в различных культурных и социальных контекстах, а также для редукции уровня психо-эмоционального истощения (последствия авторитарного учебно-воспитательного процесса, ориентированного только на результат любыми способами), разностороннего и комплексного личностного роста, развития навыков преодоления трудностей социализации, выстраивания продуктивной коммуникации и работы в команде, становления лидерских качеств [7].

Так была предопределена необходимость обоснования возможностей детского международного центра (смысловых, преобразовательных, интеграционных), позволяющих реализовывать определенные направления (учебное, коммуникативное, патриотически-хореографическое, личностное) в контексте формирования поколения социально-успешных подростков, ориентированных на достижение результативности в разнообразных сферах общественной практики, воспитания социально-адаптированных членов общества и сильных личностей, безболезненно интегрирующихся в инновационные области постиндустриальной реальности с учетом прогрессивных тенденций социума и позитивного ресурсного потенциала современной молодежной субкультуры, продуктивного включения в межкультурный диалог, обусловленный общностью интересов подростков разных культурных групп.

В данной статье представлено теоретическое обоснование и практико-ориентированный аспект использования смысловых, преобразующих и интеграционных возможностей детского международного центра «Добрая Школа» для организации социально-успешной деятельности подростков, а также способы и приемы формирования социальной успешности личности, которые применяются в данном центре.

Изложение основного материала статьи. Детский международный центр «Добрая Школа» организовывает социально успешную деятельность при реализации нескольких направлений: учебное, коммуникативное, патриотически-хореографическое, а также личностный рост подростков. Главным целевым ориентиром центра является воспитание культурно-нравственных ценностей у подростков в ходе

культурного обмена, прямых контактов и создания «единого культурного поля» формирования социальной успешности воспитанников, которые смогут быть полноценными членами международного сообщества, гармонично встроятся в социум в рамках глобализации и информатизации мирового пространства, будут социально-успешными, толерантными, социально мобильными, активными и занимать передовые позиции в современном мире. Социальная успешность подростков при этом рассматривается как интегративная характеристика личности, от-ражающая систематизированные знания о нормативно одобряемых нормах и установках социума, эмоционально-ценностное отношение к достижению успеха и признанию со стороны других, направленность на продуктивное социальное взаимодействие, обеспечивающие приобретение опыта социально значимой деятельности, субъективно ценных достижений.

Организация социально успешной деятельности в рамках учебного направления как ключевого направления детского международного центра «Добрая Школа» (далее - центр) осуществляется в рамках реализации преобразующих возможностей центра, усиливающих акцент на развитии умений воспитанников активно познавать, приобретать, преобразовывать информацию и активно учиться. М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик и Н.Ф. Прокина констатируют - «Учение для подростка, как и для младшего школьника, является главным видом деятельности. И от того, как учится подросток, во многом зависит его уровень психического развития, социальной успешности, становление его как гражданина. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опереться педагог» [6]. В центре при организации социально-успешной деятельности регуляторами учебы подростков являются тьюторы, которые обеспечивают разработку индивидуальных образовательных программ социальной успешности для воспитанников и ведут процессы индивидуальной персонифицированной работы с подростками на основе «проявления позитивного отношения к их деятельности и готовности содействия разнонаправленным начинаниям, самоутверждению и самореализации» (Н. Б. Крылова) [4].

Учебные процессы в центре построены по постклассической системе образования, в отличие от обычных общеобразовательных школ: дети распределены по небольшим группам (10-15 человек), а социально успешное обучение происходит в нескольких форматах. Первый тип занятий - классическое лекционное занятие: тьютор передает теоретическую информацию по той или иной теме школьной программы предмета, а дети воспринимают ее и записывают (при необходимости). На данном этапе задача тьютора - убедится, что все усвоили информацию. Второй тип занятий - работа в группе, нацеленная на достижение социальной успешности каждого подростка: тьютор дает определенное задание, и участники коллектива разрешают тот или иной вопрос самостоятельно, советуясь между собой, выстраивая продуктивную коммуникацию, определяющую результативность коллективного решения той или иной задачи, а тьютор проверяет качество работы и следит за всем процессом, организуя педагогическое сопровождение в рамках поддерживающих, сопровождающих и мотивационно-стимулирующих стратегий.

На данном этапе в детском международном центре «Добрая Школа» применяются различные интерактивные методы, происходит максимальное включение подростка в процесс обучения, и усвояемость информации значительно повышается, формируется социальная успешность воспитанников. Т.С. Панина и Л.Н Вавилова считают, что именно «интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного («здесь и теперь») использования знаний. Если формы и методы интерактивного обучения применяются регулярно, то у обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение (поскольку ошибка не влечет за собой негативной оценки), устанавливаются доверительные отношения с преподавателем» [9], обеспечивается оптимальное формирование социальной успешности подростков (они начинают верить в себя, свои силы и возможности). На третьем этапе происходит индивидуальная проработка темы с подростком, на основе анализа его текущего образовательного уровня и уровня социальной успешности.

Также социально успешное обучение в центре осуществляется не по классовой системе, как в обыкновенной общеобразовательной школе, а по методу погружения, разработанному академиком Российской академии образования Михаилом Петровичем Щетининым [3]. Суть метода погружения -изучение школьного предмета в системе, а не изучение разрозненных его частей. Погружение длится, как правило, одну неделю, в течение которой ребенок изучает один основной предмет, к примеру химию, и не отвлекается на другие. За счет интенсивности занятий и системности информации, за короткий срок можно изучить гораздо больший объем знаний и поверить в себя, собственные силы за счет позитивного общественно-одобряемого оценивания со стороны коллектива, тьюторов, родителей. К примеру, за одну неделю в детском международном центре «Добрая Школа» можно изучить программу школьной четверти по математике. За счет чего достигается такой успех? Перед тем, как предмет попадает к детям, преподаватель (тьютор) основательно разрабатывает его, систематизирует знания, структурирует и приводит в понятный для ребенка вид. А.С. Макаренко считал, что «педагог должен знать свой предмет по-настоящему хорошо, и тогда его будут уважать и слушаться, даже если он резкий человек [5]. Затем информация также системно подается уже непосредственно подросткам. Когда воспитанники видят общую картину предмета, взаимосвязи между разделами и самую основную информацию, у них формируется стержень предмета, на который уже гораздо проще нанизывать более подробные детали. За счет системности информации, а также заинтересованности самого тьютора в том, чтобы ребенок правильно воспринял информацию, эффективность занятий кратно увеличивается, как и усвояемость информации на данном занятии, происходит формирование социальной успешности подростка, основные элементы которой презентуются далее в реалиях общеобразовательной организации и социальной жизни общества.

Дети в коллективе детского международного центра «Добрая Школа» разновозрастные и распределены по парам - после того, как тьютор выдал теорию, старший объясняет материал младшему, тем самым сам лучше усваивает информацию за счет повторения, а младший в свою очередь может задать все сложные вопросы и ему объяснят. Приемы разновозрастного обучения составляют базу формирования социальной успешности детей, позволяя свободно и ответственно реализовать собственные знания вне авторитарной позиции взрослых. Как известно, при передаче информации другому человеку, информация в голове передающего структурируется еще лучше. Этот секрет применяется в детском международном центре «Добрая Школа», и благодаря ему информация усваивается основательно и надолго.

Детский центр «Добрая Школа» не является заменой общеобразовательной школы, а гармонично дополняет ее. За счет интерактивных методов формирования социальной успешности подростков данная система дает превосходные результаты - успеваемость ребенка в обычной школе увеличивается на 67%, дети становятся социально и личностно успешными, начинают выигрывать олимпиады и сдавать экзамены на высокий балл, начинаю продуктивно взаимодействовать с другими, участвовать в социально одобряемых и социально признаваемых акциях и проектах.

Помимо учебного направления детского международного центра «Добрая Школа» реализуется коммуникативное, патриотически-хореографическое, личностное направление социально-успешной деятельности, базирующееся на интеграционных возможностях центра (определяющих значимость активного общения, многоуровневости возрастной и межкультурной коммуникации, обмена ценностями и нравственными представлениями, идеями) и смысловых (обусловливающих осознание значимости достижения успеха в рамках социального взаимодействия и межкультурного содружества).

Для этого в центре организуются разнообразные тренинги (на сплочение коллектива, командообразование, на самопрезентацию и самоимиджирование, на выстраивание социальных связей, на личностный рост и т.д.), обеспечивающие развитие коммуникативных способностей подростков, умений проявлять и выражать собственные мысли, адекватно оценивать эмоциональное отражение поведенческих способов в коллективе единомышленников, воспринимать «инаковость» как объективную реальность, умение договариваться, обсуждать замысел работы, готовность участвовать в межкультурном взаимодействии, познавать новое и активно общаться, реализовывать творческий подход к коллективному конструированию собственного социально успешного образа и его самопрезентации в разнообразной социально успешной деятельности [8].

В рамках учебного, коммуникативного, личностного и патриотически-хореографического направлений детского международного центра тьюторы оказывают «превентивную и оперативную помощь детям в решении индивидуальных проблем личностно-средового взаимодействия, рисков, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, с принятием правил центра и норм человеческого межкультурного общежития, с усвоением приемов эффективной деловой и межличностной коммуникации, с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением)» (О.С. Газман) [2].

Реализация данных направлений центра также связана с развитием адекватного восприятия собственного физического образа в рамках оптимальной организации физической активности подростков. В «Доброй Школе» изучаются основы русского рукопашного боя и народная хореография. Эти два аспекта оказывают определяющее влияние на культурно-нравственное развитие подростков, а также определяют фундамент закладывания базовых ценностей здорового образа жизни, здоровьесбережения, здоровьеформирования, гармонично развитого физического тела, что очень важно в становлении социально успешной личности подростков и для их дальнейшей жизни. Помимо этого, физическая активность подростков является регулятором усталости мозга, позволяет сознанию не затуманиваться после продолжительных занятий по предмету. За счет постоянной смены деятельности также решается проблема психоэмоциональной загруженности и усталости воспитанников.

На занятиях русским рукопашным боем нет как такового «боя» - изучаются нижняя акробатика, основы ориентирования на местности, развивается физическое тело подростков и т. д. Проходя через большие физические нагрузки и преодолевая трудности, у воспитанников выстраивается внутренний стержень, они учатся справляться с преградами в реальной жизни, а также с давлением социума. Подростки растут как личность и становятся социально-успешными. С самого детства они приучаются к базовым основам жизни в коллективе и приспосабливаются к ней, учатся продуктивной коммуникации с другими, осваивают позицию социально успешной личности, которая может достигнуть высоких результатов в разнообразных сферах общественной практики. Это является неотъемлемой частью деятельности подростка в детском международном центре «Добрая Школа».

Помимо занятий рукопашным боем в центре происходят занятия народной хореографией. Дети занимаются народной казачьей и горской хореографией, они погружаются в культуру своих предков, у них также закладываются базовые ценности - парни превращаются в настоящих мужчин, а не в инфантильных мальчиков, которых мы, к сожалению, часто можем встретить в современном социуме, а девушки превращаются в прекрасных дам, вместо того, чтобы деградировать и закрываться от внешнего мира.

Разделяя мнение Л.О. Володиной, мы считаем, что «снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционной нравственной иерархии ценностей. Резко усилившаяся имущественная дифференциация и борьба за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению криминогенности среди подростков, бродяжничеству, токсикомании и наркомании среди несовершеннолетних, потере интереса к учению и самосовершенствованию у большого слоя асоциальной молодёжи, а также к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей, из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей» [1].

В этой связи организация социально успешной деятельности детского международного центра «Добрая Школа» позволяет нивелировать развитие негативных качеств подростка, обеспечивает профилактику игровой компьютерной зависимости, редуцирует негативное отношение к взрослым как объектам воздействия с учетом их рассмотрения как тьюторов, фасилитаторов, мотиваторов, качественно преобразует ситуацию социального развития ребенка как социально успешного субъекта общения, учебной и других видов общественно-значимой деятельности.

Выводы. Таким образом, необходимо констатировать, что организация социально успешной деятельности подростков имеет гигантское значение для формирования их социальной успешности в детском международном центре «Добрая Школа». При этом значимым выступает реализация основных направлений (учебной, коммуникативной, личностной патриотическо-хореографической) формирования социальной успешности подростков в рамках реализации смысловых, преобразующих, интеграционных возможностей детского международного центра. Исходя из вышеизложенного, ясна необходимость создания таких детских

международных центров, в которых можно реализовать и выстроить процесс культурно-нравственного, патриотического, комплексного развития подростков в целях уменьшения уровня деградационных тенденций в современном обществе и формирования социальной успешности воспитанников.

Литература:

1. Володина Л.О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье: национальный опыт и региональные особенности: монография. Вологда: ВГПУ, 2010. 208 с.

2. Газман, О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 179 с.

3. Идея школы М.П. Щетинина [Электронный ресурс]/ URL: http://rodova.narod.ru/shalva.htm

4. Крылова, Н.Б. Забота - Поддержка - Консультирование // Новые ценности образования: сб. науч. ст. / Н.Б. Крылова; под ред. Т.В. Анохиной, Н.Б. Крыловой. М.: Инноватор, 1996. С. 14-15.

5. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Полная версия. М., 2017. 640 с.

6. Матюхина М.В., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. 256 с.

7. Пак Л.Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации: монография. Оренбург, 2013. 312 с.

8. Пак Л.Г. Теоретические аспекты формирования социально-профессиональной ответственности обучающихся во внеаудиторной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2019. Вып. 63. Ч. 3. С. 96-99.

9. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. 4-е изд., стер. М: Издательский центр «Академия», 2008. 176 с.

Педагогика

УДК: 378.1

доктор педагогических наук, профессор Пак Любовь Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ЗНАЧИМЫЙ РЕГУЛЯТИВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА

Аннотация. В статье обоснованы теоретические аспекты рассмотрения социализации как значимого регулятива формирования социально-профессиональной ответственности студента вуза; охарактеризованы основные позиции реализации процесса социализации в целях формирования социально-профессиональной ответственности студента на основе использования резервов целенаправленной организации образовательного процесса вуза (федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, дисциплины учебных курсов, курсов по выбору деонтологической направленности, программы практик) и возможностей внеаудиторной деятельности (организуемой на основе использования многообразия зон личностного самоопределения, самореализации и самоутверждения студента, расширяющих знания о способах, средствах и моделях социально-ответственного поведения).

Ключевые слова: постиндустриальный социум, социализация, студент, образовательный процесс вуза, внеаудиторная деятельность, социально-профессиональная ответственность обучающегося.

Annotation. The article justifies theoretical aspects of the consideration of socialization as a significant regulatory factor in the formation of social and professional responsibility of a university student; The main positions of implementation of the process of socialization in order to form the social and professional responsibility of the student on the basis of the use of reserves of purposeful organization of the educational process of the university are described (federal state educational standard of the higher education, discipline of training courses, elective courses of deontological orientation, program practician) And opportunities for extramudinal activities (organized using the diversity of personal self-determination, self-realization and self-affirmation zones of the student, enhancing knowledge of ways, means and models of socially responsible behaviour).

Keywords: post-industrial society, socialization, student, educational process of the university, extra-educational activity, social and professional responsibility of the student.

Введение. Условия современного жизнебытия личности, обусловленные изменениями в социально-экономической, политической и социально-культурной областях постиндустриального общества диктуют необходимость модернизации и совершенствования системы вузовского образования, связанной с реализацией новой парадигмы социализации студента (имеющей субъектно-развивающий и здоровьеформирующий характер), нацеленной на:

— развитие ориентационных и инновационных адаптационных качеств, субъектных проявлений личности (инициативность, мобильность, самостоятельность, креативность, целеустремленность, рефлексивность и т.д.);

— усиление нравственной позиции будущих специалистов в ходе реализации освоенного функционала трудовых действий; установление новых ценностных и смысложизненных рамок собственного социокультурного существования (в аспекте ответственной зависимости личности — коллектива — профессии — социума);

— расширение сферы свободы обучающихся (от свободы безразличия к свободе причастности и свободе самореализации в единстве с социально-профессиональной ответственностью) для оптимальной интеграции выпускника вуза в постоянно изменяющиеся условия социума.

Целевой ориентир социализации в вузе соотносится с повышением уровня социально-профессиональной ответственности студента и определяет овладение обучающимся этическими основа миросвоения, успешного познания и трансформации социальных реалий, усвоение эффективных способов социально-профессионального взаимодействия, самовыражения и саморазвития, становление готовности к самостоятельному практическому решению профессиональных задач, эффективному и надежному выполнению освоенных трудовых функций и профессиональных обязанностей специалиста в самых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.