Педагогика
УДК:378.2
магистр педагогики Новак Мария Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ТЬЮТОРСТВО В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ПОДРОСТКА В ДЕТСКОМ
МЕЖДУНАРОДНОМ ЦЕНТРЕ
Аннотация. Статья посвящена осмыслению тьютерства как педагогического феномена. Раскрывается сущность тьюторства, уточняются функции и возможности тьюторского сопровождения подростка. В результате анализа теории и педагогической практики выявлена необходимость тьюторского сопровождения как условия формирования социальной успешности подростков в детском международном центре.
Ключевые слова: социальная успешность подростка, тьюторство, тьюторское сопровождение подростка.
АпжШюп. The article is devoted to the understanding of tutoring as a pedagogical phenomenon. The purpose of the study is to identify the functionality of tutoring in shaping the social success of adolescents in the international children's center. The essence of tutoring is revealed, the functions and possibilities of tutoring of a teenager are specified. As a result of the analysis of theory and pedagogical practice, the need for tutorial support as a condition for the formation of social success of adolescents in the international children's center is revealed.
Keywords: social success of a teenager, tutoring, tutoring of a teenager.
Введение. Тьюторство как педагогический феномен притягивает исследователей, пытающихся вскрыть ресурсные аспекты тьюторского сопровождения, явно выходящего за рамки привычного формата, благодаря интерактивности коммуникационно - воспитательных средств виртуальной эры подростков нового поколения Z, рожденных в цифровой среде и отличающихся высокой чувствительностью к неуспешности в социально - информационной представленности Я-концепции личности, как в реальном, так и в виртуальном плане. Весьма затребованной в образовательных организациях нового типа является тьюторская компетентность в преодолении подростковой конфликтности и поддержке позитивной самооценки взрослеющей личности, без жесткого диктата и авторитарного давления.
Формулировка цели статьи касается осмысления тьюторства как более широкого понятия, выявления сущности и функций тьюторского сопровождения подростка как условия формировании социальной успешности подростков в детском международном центре.
Изложение основного материала статьи. Актуальность поиска эффективных условий формирования социальной успешности подростков подтверждается в ряде исследований авторов Е.Ю. Варламовой, О.А. Востриковой, О.В. Губановой, Т.М. Ковалевой, С.О. Кожакиной, Н.Б. Крыловой, Л.Г. Пак [1; 2; 3; 5; 6; 7; 9].
Социальная успешность становится все более недостижима для современных подростков, социализирующихся в хронической тревожности взрослых (47,2%), постоянной ситуации откладывания дел как преобладающей модели поведения взрослых (прокрастинации 34.3%), стрессовой блокированности окружающих, демонстрирующих непродуктивную суетливость, отсутствие ясности в мыслях и делах (18,5%) [3; 5]. Согласно широкомасштабным исследованиям центра RuGeneration, Е.Шамис подчеркивает, что страх неуспешности занимает 5 место среди 600 фобий подростков и усиливается «эффект устрицы» в самоустранении от мира [10].
В связи с этим актуальным является минимизация рисков обучающихся в различных образовательных организациях. Обобщая характеристики разного рода рисков, отметим быстро растущие средовые, личностные и организационно - технологические риски, наносящие ущерб становлению социально уверенной и созидательной личности подростка [8; 9].
Е.Ю.Варламова, рассматривая социальную успешность как устойчивое психо - эмоциональное состояние личности, основанное на включенности в позитивное взаимодействие с достижением социально значимого статуса, обогащающего Я-концепцию подростка, подчеркивает необходимость организационно -педагогически условий: обеспечение психологически комфортной обстановки, педагогическое сопровождение обучающихся педагогами-гуманистами с соответствующей профессионально -деятельностной установкой [1].
С.О. Кожакина считает оптимально необходимым условием формирования социальной успешности подростков расширение функций педагогов от традиционных (организационно - информационных, обучающих, мониторинговых) до социо-рефлексивно-мотивирующих и вариативно применяемых корректирующих, фасилитационных и поддерживающе-сопровождающих функций педагога [6].
Необходимость обновления эталонного образа социальной успешности, имеющегося у подростков и их родителей, подчеркивает О.А.Вострикова, раскрывая сущностной аспект успеха в изменяющемся (по ходу жизненного пути) формате одобрения и признания достижений со стороны общества, оценивая быстроту, находчивость, уникальность и конкурентоспособность, обретенные в реализации проекта [2].
Тьюторство как педагогический феномен находится в центре исследований Т.М. Ковалевой, разрабатывающей модель тьюторского сопровождения в образовательных практиках в соответствии с сущностной функцией индивидуального сопровождения обучающегося и спецификой открытого образования Тьюторство рассматривается автором, в первую очередь, как вид педагогического сопровождения обучающихся [5].
В отличии от привычной схемы сопровождения по алгоритму (действия воспитанника - корректировка действий педагогом по известным нормам - закрепление норм в действии), в тьюторском сопровождении имеет место другой алгоритм: самостоятельная разработка приемлемых для воспитанника способов действия - обсуждение их с тьютором - «образовательная» проба выбранных способов - обсуждение опыта с тьютором, что делает сопровождение «адресным» и побуждающим к деятельности [5].
Смысл тьюторства при решении социально значимых задач обучающимися заключается в конструктивном побуждении субъекта к приложению сил с учетом минимизации рисков. Среди рисков (средовых, личностных, организационно - технологических) одним из актуальных является неэффективное
использование возможностей и ресурсов детского международного центра, требующим оптимизации изучаемого феномена [8; 9].
Тьютор содействует возникновению чувства уверенности и закреплению успешности в личном опыте подростка, виртуозно применяя психолого - педагогические приемы: авансирования успеха, исправленной вовремя ошибки, консультация в режиме обмена ролями, полет за линию горизонта [4]. Наличие компетентных тьюторов чрезвычайно ценно для минимизации личностных рисков, доставляющих ущерб личностному развитию подростков, таких как, высокая тревожность, низкая степень самоуважения, неприятие себя, социальная отгороженность, и в целом, стихийно складывающийся неуспешности, приправленной онтологической неуверенностью [9].
О.В. Губанова, характеризуя возможности тьюторского сопровождения в профилактике конфликтного поведения подростков, фокусирует внимание на процессуальной сущности психолого - педагогического сопровождения с этапами установления, развертывания, завершения отношений, отсроченной оценки процесса и удаления сопровождаемого. Специфику тьюторского сопровождения исследователь видит в согласовании смыслов партнерского взаимодействия, открывающихся по ходу практического освоения различных форматов сотрудничества, со-творчества, со-переживания. Понимая природу подростковой противоречивости, важно обучать подростков стратегиям бесконфликтного поведения при неизбежном столкновении интересов, мнений и потребностей, позволяющих преодолевать подростковые комплексы, негативные реакции, агрессивность и тревожность, вскрывать резервы устойчивости личности в межличностных конфликтах с ровесниками и взрослыми, направленных на самоутверждение и признание в социуме, проявляющихся как движущая сила психо-возрастного развития подростка [3].
Включая подростка в различные форматы деятельности, тьютор способен развернуть подростка на осознание своих целей в жизни и личностных возможностей, активизируя область образовательных задач в зоне собственных интересов - и таким образом создать условие для персонально осмысленного решения. Задавая доминанту осознанного выбора в каждой конфликтной ситуации, тьютор создает резонирующее пространство высоких жизненных ценностей в сообществе внутри образовательной организации.
Новую актуальность в изменившихся условиях приобретают в педагогической практике общеизвестные виды деятельности: проектирование, исследование, творчество. В ответ на вызовы времени исследование спорного вопроса в науке, состоянии природы, технологическом буме, всегда требует аргументации на каждом этапе научного поиска: сбора информации и выдвижении гипотезы, отбора методов исследования, анализа, обработки и интерпретаций полученных результатов, обобщения и выводов.
В ходе проектирования решения социально значимых проблем, подростки отталкиваются от поиска корней личной заинтересованности в заявленной теме, вскрывая источник огромной внутренней силы и энергии, получают опыт действенности и согласованности личностных и социальных устремлений, их инструментовки социально приемлемыми способами и стратегиями. Актуальность творчества подтверждается появлением большого числа конкурсов разнообразных талантов, широкого спектра новых видов и номинаций, позволяющих найти выход одаренностям подростков поколения Z, осваивающих стратегии успешности в ходе подготовки и участия, корректирующих свои промахи и ошибки в обретении опыта социальной успешности в глазах референтно значимых лиц из взрослых и сверстников.
Ценность проектирования, творчества, исследования как приоритетных в рейтинге эффективности средств формирования социальной успешности подростков доказана в работах О.В. Губановой, Н.Б. Крыловой, Л.Г. Пак [3; 7; 9].
Тьютор, поощряя самостоятельность и креативность, мониторит реальную ситуацию, разворачивая подростка на продуктивное взаимодействие с другими.
Н.Б. Крылова придает культурным практикам особую ценность в обогащении повседневных дел новым экзистенциальным опытом со-бытийности с другими людьми, наполненном самостоятельными пробами в освоении разноаспектных культурных норм в ближайшем социальном окружении, в котором каждый коммуникант выступает субъектом культуры [7]. Ценной является способность тьютора обеспечить это усвоение зерен поликультурности в социализирующих подростка культурных практиках в детском международном центре.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, подчеркнем, что функциями тьютора являются не только сопровождающая, но и весьма актуальны социализирующая, функция поддержки, организационно -мотивирующая, этико - корректирующая, психотерапирующая функции.
Исследуя возможности детского международного центра, мы в равной степени придаем значение содержательно-социализирующим и личностным ресурсам, влияющим на формирование социальной успешности подростков. Детский международный центр как специфическая организация с воспитательной доминантой межкультурных и надкультурных ценностей универсального формата располагает интеграционными возможностями в формировании образа успешного подростка.
Специфику деятельности детского международного центра характеризуют большой спектр затребованных образовательных услуг, разнообразие и вариативность социокультурных практик, событийность в организации социально - направленной деятельности, обеспечивающих ценностно -ориентирующую смысловую доминанту формирования личностных качеств в тьюторском поле профессионально - ролевого функционала нового типа педагога - воспитателя.
Задачей тьютора, выступающим агентом формирования социальной успешности подростка, является и выработка адекватного восприятия успеха и неудачи, методом осмысления сигнальной и обучающей роли ошибки в достижении успеха, связанным с ситуацией этического выбора [9].
Смысловыми концептами поля ключевых установок педагога-тьютера являются: работа в пространстве возможностей; достоинство индивидуальности и самостоятельности, авансирование личности, толерантность к неопределенности, событийное взаимодействие, смыслообраз социальной успешности.
«Работа в пространстве возможностей» ориентирует тьютора на поиск ниш для реализации устремлений воспитанника, активизируя его самостоятельность и поощряя расширение опыта в освоении пространства возможностей подростка и международного центра. «Достоинство индивидуальности и самостоятельности» позволяет тьютору опираться на достоинства подростка, на право воспитанника избирать свою траекторию социальной успешности и алгоритм достижения. «Авансирование личности» выражается в предвосхищении наивысшей точки развития качеств воспитанника, в применении приемов авансирования доверия как персонализированной помощи воспитаннику.
«Толерантность к неопределенности» как тьюторская установка предполагает работу тьютора с потенциалом разновариантных перспектив из неопределенной ситуации развития воспитанника в социально успешную личность. «Событийное взаимодействие» акцентирует профессионализм тьютора на приоритетный отбор значимых для общности подростков событий, являющихся точкой поворота, и разворачивающих воспитанников лицом к лицу к ключевым стратегиям успеха. «Смыслообраз социальной успешности» как установка тьютора, сподвигает его демонстрировать устойчивую веру в успешную самореализацию подростка, создавая своеобразный «коридор достижений» в поле тьюторской мотивации.
Выводы. Резюмируя вышеизложенное, подчеркнем, тьюторство как педагогический феномен представляет собой более широкое понятие, чем вид педагогического сопровождения подростка, будучи по сути, институтом социализации личности наряду с семьей, родительством, учительством, с расширенным спектром возможностей, благодаря набору взаимно усиливающих функций (социализирующей, поддерживающей, организационно - мотивирующей, этико - корректирующей, психотерапирующей), являясь профессиональным условием формирования социальной успешности подростка в детском международном центре, обеспечивая минимизацию дефицитов достижения успеха и обретения смыслов социальной успешности подросткам.
Литература:
1. Варламова, Е.Ю. Организационно-педагогические условия обеспеченности социальной успешности школьников / Е.Ю. Варламова. - Кострома: КГУ, 2003. - 165 с.
2. Вострикова, О.А. Эталонный образ успеха / О.А. Вострикова, М.Я. Дворецкая // Психология и психотехника. - 2014. - № 5. - С. 538-545
3. Губанова, О.В. Возможности тьюторского сопровождения в профилактике конфликтного поведения подростков / О.В. Губанова // Евразийский Научный Журнал. - №8. - 2015. - С. 33-39
4. Ключников, С.Ю. Методы развития уверенности / С.Ю. Ключников. - [Электронный ресурс] http://www.kluchnikov.ru/psixologicheskaya-pomoshh дата обращения (12.12.19)
5. Ковалева Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 100 с.
6. Кожакина, С.О. Специфика формирования социальной успешности подростка / С.О. Кожакина // Известия Саратовского университета, Сер. Акмеология образования. Психология развития, 2015. - Т.2. - № 4 (8). - С. 412-417.
7. Крылова, Н.Б. Реконструкция культурного опыта ребенка / Н.Б. Крылова. - М.: Изд-во: Образовательные проекты, 2018. - 195 с.
8. Новак, М.А. Педагогические возможности детского международного центра в формировании социальной успешности подростка / М.А. Новак // Проблемы современного педагогического образования. Сер: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 65 (4). -С. 241-243
9. Пак, Л.Г. Минимизация рисков обучающихся в образовательной организации / Л.Г. Пак, Е.В. Харитонова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2 - С. 192.
10. Шамис, Е. В каких условиях растет поколение Миллениум и Z // Е. Шамис. - [Электронный ресурс] https://rugenerations.su/2009/05/21 (дата обращения 19.07.2019)
Педагогика
УДК 377
старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат психологических наук, доцент Галич Татьяна Николаевна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Федосеева Наталья Валерьевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема художественно-эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста. Проведено исследование. В ходе эксперимента изучается содержание, характер методического руководства художественно-эстетическим развитием у детей 5-6 лет, по критериям, выделенным на основе анализа работ С.Ф. Багаутдиновой. Определены индикаторы эффективности методического руководства. Также дается анализ результаты исследования по художественно-эстетическому развитию у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольное образование, художественно-эстетическое развитие, дошкольная образовательная организация, исследование, старший дошкольный возраст, развитие, эффективность, мышление, творчество, взаимодействие.
Annotation. This article discusses the problem of artistic and aesthetic development in older preschool children. The study was conducted. During the experiment, the content, the nature of the methodological guidance of artistic and aesthetic development in children 5-6 years old are studied, according to the criteria identified on the basis of the analysis of S.F. Bagautdinova. Indicators of the effectiveness of methodological guidance are identified. It also analyzes the results of a study on the artistic and aesthetic development in older preschool children.
Keywords: preschool education, artistic and aesthetic development, preschool educational organization, research, senior preschool age, development, efficiency, thinking, creativity, interaction.
Введение. В современном образовательном пространстве возрастают требования к системе дошкольного образования детей как будущему человеческому капиталу государства. Происходит переход на новый стиль