DOI: 10.25198/1814-6457-223-55 УДК 371. 01 (07)
Новак М.А.
Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Россия
E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ПОДРОСТКА В ДЕТСКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ЦЕНТРЕ
Смысл педагогического поиска фокусируется мною на раскрытии содержания приоритетных условий и их действенности в развитии личностной платформы социальной успешности подростка. В ходе анализа теории и практики формирования социальной успешности подростков мною выяснена ценность социокультурных практик. Наличие разнообразных практик обогащает повседневную жизнь подростков цифрового поколения пробами в различных коммуникационных форматах. При этом мне видится эффективным персонализированное тьюторское сопровождение в стратегиях «с глаза на глаз», «равный - равному». Живое взаимодействие порождает новые механизмы передачи «ядер знаний» жаждающим успешности и признания подросткам. Смысловым «зерном» стал обновленный он/оф-лайн формат деятельности «Семейного клуба» на базе детского международного центра.
Цель исследования - выделить организационные условия в создании образовательно-воспитательного пространства формирования социальной успешности подростков. Задачи - раскрыть содержание приоритетных условий и их действенность в формировании личностной платформы социальной успешности подростка. Мне видится оптимально достаточным выделение трех организационных условий формирования социальной успешности подростков в детском международном центре. 1 .Разнообразие социокультурных практик подростков цифрового поколения. В ходе практик подростки учились интегрировать собственные интересы в мировое полотно культуры. 2. Персонализация тьютерского сопровождения. Педагоги центра овладевали умением содействовать развитию субъектности подростков и их адаптации к жизни в современном формате жизнетворчества на базе детского международного центра. 3. Современный он-/офлайн формат деятельности «Семейного клуба» в рамках авторского проекта «Добрая школа». Клуб оптимизировал взаимоотношения воспитанника - тьютора - родителя в выстраивании индивидуальной траектории успеха подростка.
Я считаю данные условия необходимыми для формирования социальной успешности подростка в детском международном центре.
Ключевые слова: социальная успешность подростка, социокультурные практики, тьюторское сопровождение, онлайн и офлайн деятельность семейного клуба, детский международный центр.
Для цитирования: Новак, М.А. Организационные условия формирования социальной успешности подростка в детском международном центре / М.А. Новак // Вестник Оренбургского государтсвенного университета. - 2019. - №5(223). -С. 55-61.
Novak M.A.
Orenburg state pedagogical university, Orenburg, Russia E-mail: noma2020@ list.ru
ORGANIZATIONAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF TEENAGER SOCIAL SUCCESS IN THE CHILDREN'S INTERNATIONAL CENTER
The meaning of the pedagogical search focuses on the disclosure of the content of priority conditions and their effectiveness in the development of the personal platform of social success of the teenager. During the analysis of the theory and practice of formation of social success of teenagers, I found out the value of socio-cultural practices. The presence of a variety of practices enriches the daily lives of digital generation teenagers with samples in various communication formats. At the same time, I see personalized tutoring as effective in «eye-to-eye» and «peer-to-peer» strategies. Live interaction creates new mechanisms for transferring «knowledge cores» to teenagers who are eager for success and recognition. The semantic «grain» was the updated online format of the «Family club» based on the children's international center.
The purpose of the study is to identify organizational conditions in creating an educational space for the formation of social achievement of adolescents. Tasks-to reveal the content of priority conditions and their effectiveness in forming a personal platform for social success of a teenager.
I think it is optimal to identify three organizational conditions for the formation of social success of adolescents in the children's international center.
1.A variety of socio-cultural practices of the digital generation of adolescents. During the practice, teenagers learned to integrate their own interests into the world's cultural fabric.
2. Personalization of tutoring support. Teachers of the center mastered the ability to promote the development of the subjectivity of adolescents and their adaptation to life in the modern format of life creation on the basis of the children's international center.
3. Modern online format of the «Family club» in the framework of the author's project «Good school». The club optimized the relationship of the pupil-tutor-parent in building the individual trajectory of the teenager's success.
I believe these conditions are necessary for the formation of social success of a teenager in the children's international center.
Key words: social success of a teenager, socio-cultural practices, tutor support, online and offline activities of the family club, children's international center.
For citation: Novak M.A. Organizational conditions for the formation of teenager social success in the children's international center. VestnikOrenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2019, no. 5(223), pp. 55-61.
Актуальность поиска эффективных условий формирования социальной успешности подростков подтверждается в ряде исследований последних 10-и лет. В науке к настоящему времени сложились определенные теоретические предпосылки, необходимые для постановки и решения исследуемой проблемы. Феномен успешности подростков разрабатывается в работах авторов Е.А. Александровой, А.С. Белкина, Е.Ю. Варламовой, О.В. Губановой С.О. Кожакиной [1]-[4], [6]. Тьюторство как технология поддержки развивающейся личности охарактеризовано в работах О.В. Губановой, Т.М. Ковалевой, Л.Г. Пак [4], [5], [12]. О ценности культурных практик подростков пишет Н.Б. Крылова, А.В. Мудрик [7], [9]. Проблеме формирования родительской культуры посвящены работы Р.В. Овчаровой, А.Г. Малышева [8], [11].
Актуальность формирования социальной успешности подтверждается рядом принятых документов, регламентирующих образовательную деятельность. Формирование социальной успешности подростка как социально значимый результат образовательной политики общества и государства актуализируется в ходе анализа основополагающих нормативных документов. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года ключевой задачей определено формирование у подрастающего поколения компетенций инновационной деятельности, обеспечивающих свободу творчества, самовыражения и достижения успеха за счет их использования. В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей выступает совершенствование условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала для дальнейшего развития общества. В рамках реализации национального проекта «Образование» федерального проекта «Успех каждого ребенка» акцентируется внимание на создание для каждого субъекта образования качественных условий воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определена соци-
альная востребованность воспитания, социализации и своевременного социального созревания личности, потребности творить и совершенствоваться как важного условия успешного развития социума. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) указано направление на саморазвитие, самосовершенствование, воспитание обучающихся, обеспечивающее их социализацию в целом и социальную успешность в частности. В ФГОС ООО в Программе воспитания и социализации обучающихся определена значимость системы поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции субъектов образования, формирования конструктивного социального поведения, позитивной самооценки, самоуважения, продуктивных способов самореализации. В Государственной программе «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020 годы предусматривается необходимость распространения в области качественно новых моделей успешной социализации детей, возможностей их эффективной самореализации.
Формулировка цели и задач статьи фокусируется на раскрытии содержания приоритетных условий и их действенности в развитии личностной платформы социальной успешности подростка. Для достижения цели применялись методы: теоретического анализа научно-педагогической литературы, обобщения, интерпретации, резюмирования. В результате анализа теории и педагогической практики выявлена необходимость условий формирования социальной успешности подростков на базе детского международного лагеря: 1) компетентное тьюторское сопровождение становления подростков; 2) организация социокультурных практик для подростков цифрового поколения; 3) организация деятельности «Семейного клуба» в онлайн/офлайн форматах.
Поиск эффективных средств сопряжен с осмыслением педагогических возможностей детского международного центра как пространства получения нового продуктивного опыта успешности через призму совершения собственных выборов, проб и осознаний. Остановимся более подробно на каждом выделенном условии.
Тьюторство как педагогический феномен находится в центре исследований Т.М. Кова-
левой, разрабатывающей модель тьюторского сопровождения в образовательных практиках в соответствии с сущностной функцией индивидуального сопровождения обучающегося и спецификой открытого образования. В отличии от привычной схемы сопровождения по алгоритму (действия воспитанника - корректировка действий педагогом по известным нормам -закрепление норм в действии), в тьюторском сопровождении имеет место другой алгоритм: самостоятельная разработка приемлемых для воспитанника способов действия - обсуждение их с тьютором - «образовательная» проба выбранных способов - обсуждение опыта с тьютором, что делает сопровождение «адресным» и побуждающим к деятельности [5].
Смысл тьюторства при решении социально значимых задач обучающимися заключается в конструктивном побуждении субъекта к приложению сил с учетом минимизации рисков [12]. Тьютор содействует возникновению чувства уверенности и закреплению успешности в личном опыте подростка, виртуозно применяя психолого-педагогические приемы: авансирования успеха, исправленной вовремя ошибки, консультация в режиме обмена ролями, полет за линию горизонта [4].
Задачей тьютора, выступающим агентом формирования социальной успешности подростка, является выработка адекватного восприятия успеха и неудачи, методом осмысления сигнальной и обучающей роли ошибки в достижении успеха, связанным с ситуацией этического выбора. Феноменальность тьютор-ского сопровождения раскрывается в стратегиях «с глаза на глаз», «равный - равному», «живое взаимодействие», рождающих новые механизмы передачи «ядер знаний» подросткам, нуждающимся в успешности и признании их достижений в социуме [10].
«Работа в пространстве возможностей» ориентирует тьютора на поиск ниш для реализации устремлений воспитанника, активизируя его самостоятельность и поощряя расширение опыта в освоении пространства возможностей подростка и международного центра. «Достоинство индивидуальности и самостоятельности» позволяет тьютору опираться на достоинства подростка, на право воспитанника избирать свою траекторию социальной успешности и ал-
горитм достижения [6]. «Авансирование личности» выражается в предвосхищении наивысшей точки развития качеств воспитанника, в применении приемов авансирования доверия как персонализированной помощи воспитаннику.
«Толерантность к неопределенности» как тьюторская установка предполагает работу тьютора с потенциалом разновариантных перспектив из неопределенной ситуации развития воспитанника в социально успешную личность [15]. «Событийное взаимодействие» акцентирует профессионализм тьютора на приоритетный отбор значимых для общности подростков событий, являющихся точкой поворота, и разворачивающих воспитанников лицом к лицу к ключевым стратегиям успеха. «Смыслообраз социальной успешности» как установка тьютора, сподвигает его демонстрировать устойчивую веру в успешную самореализацию подростка, создавая своеобразный «коридор достижений» в поле тьюторской мотивации [12].
Резюмируя вышеизложенное, подчеркнем, тьюторство как педагогический феномен представляет собой более широкое понятие, чем вид педагогического сопровождения подростка, будучи по сути, институтом социализации личности наряду с семьей, родительством, учительством, с расширенным спектром возможностей, благодаря набору взаимно усиливающих функций (социализирующей, поддерживающей, организационно-мотивирующей, этико - корректирующей, психотерапирующей), являясь значимым условием формирования социальной успешности подростка в детском международном центре, обеспечивая минимизацию дефицитов достижения успеха и обретения смыслов социальной успешности подросткам [10].
Учитывая то, что в рамках нашего исследования социальная успешность подростка рассматривается как интегративная характеристика личности, отражающая систематизированные знания о нормативно одобряемых нормах и установках социума, эмоционально-ценностное отношение к достижению успеха и признанию со стороны других, направленность на продуктивное социальное взаимодействие, обеспечивающие приобретение опыта социально значимой деятельности, логичным будет обозначить возможности детского международного центра, взаимосвязанные с содержанием и структурой
социальной успешности подростка: смысловые, интеграционные и преобразующие.
Обобщая научные работы по проблематике модернизации деятельности детского международного центра как специфической организации с воспитательной доминантой межкультурных и надкультурных ценностей универсального формата; институт социализации подрастающих поколений; открытой и самоценной системы образования; опытного пространства и инновационно-экспериментальной площадки временного и постоянного формирования, лаборатории вдохновляющих технологий творчества и социальной успешности, уточним ярко выраженные смысловые, интеграционные и преобразующие возможности детского международного лагеря в формировании социальной успешности подростков [10].
Актуализация идей социальной успешности подростка отражает концептуальные аспекты внедрения рассмотренных положений в практику целенаправленного формирования изучаемого феномена в детском международном центре, реализующим авторский проект «Добрая школа». В проекте «Добрая школа» заложены в качестве приоритетных целей формирование социально успешной личности подростков. В ходе анализа опыта выявлены особенности образовательной деятельности в «Доброй школе», а именно, информативно-ориентирующий конструктивный новостной контент информационных сообщений, объявлений и известий, вызывающих резонирование деятельных реакций подростков; поддерживающе-мотивирующее тьюторское сопровождение, придающее эмоционально-интеллектуальную яркость общения и снимающее напряженность и конфликтности в коммуникациях; разнообразие инновационно-креативных практик в различном формате коммуникаций в образовательной деятельности; высказывание своего мнения и выслушивание мнения других субъектов; использование разнообразных средств реального и виртуального общения [10].
Формирование социальной успешности мы рассматриваем как процесс тесно взаимосвязанный с коммуникативными умениями личности в виртуальном и реальном формате. Особенности формирования социальной успешности
подростков выражены в требованиях создания информативно-ориентирующего новостного контента информационных сообщений, наличия поддерживающе- мотивирующего тьюторского сопровождения и разнообразных инновационно - креативных практик в различном формате коммуникаций в образовательной деятельности. Данные характеристики актуализируют роль международных детских центров, создающих многоаспектные кейсы в социокультурных практиках для освоения успешности взаимодействия в международном коллективе соратников.
Эффективными форматами деятельности подростков в детском международном центре являются изучение курсов блогерства, лидерства, имиджмейкерства, включающих формы научно-популярных лекций, турниров по дебатам, командных ролевых игр; тематических «Music - event», имиджевых программ для подростков, мастер-классов «Как завести полезные деловые связи?», профессионального тестирования, программ спринт-дистанции «К успеху готов!», курса занятий «Быть грамотным финансово» для подростков «Азбука предпринимателя». При этом значимым выступает использования потенциала Интернет как макрофактора глобализационной социализации, который дает опыт виртуального освоения норм коммуни-цирования со сверстниками, субкультурными сообществами всего мира (например, аниме, косплей), разновозрастным контингентом социальных сетей, лидерами мнений - блогерами, эпатирующими парадоксальными «сториз». Все это подтверждает актуальность новых форм для формирования социальной успешности подростков цифрового поколения.
Феномен родительства взаимосвязан с развитием личности ребенка, полученным в суммарном результате формального, инфор-мального и неформального образования, социализирующего подростков в информационно-виртуальной реальности сегодня, содействуя их социальной успешности. По мнению ученых, исследующих риски в социализации подростков, освоение стратегий успешности выступает смысловым ориентиром в расстановке приоритетов преуспевания уже с подросткового возраста, и является профилактикой социальной дезадаптации, формируя устойчиво-позитивное состояние личности [11].
Родители, как равноправные участники образовательного процесса, ищут приемлемые формы совместной воспитательной деятельности в изменившемся мире, испытывая зачастую беспомощность в решении подростковых проблем. Так, по данным констатирующего эксперимента 47,3% родителей подростков признаются в нехватке знаний об особенностях подростков, 35,3% испытывают неуверенность и некомпетентность в воспитании подростков цифрового поколения 2, рожденных с 2004 года, живущих в цифровой среде и преодолевающих парадоксы социализации, остро переживающих свою успешность или неуспешность в реальном и виртуальном мирах [14].
Поколение центениалов (или Хоумленде-ров) как ориентированное внутрь «на себя», наделено высокими способностями к сути изобретения; умением быстро обрабатывать масштабные информационные потоки. В эмоционально-стрессовом потоке реальной и виртуальной жизни Хоумлендерам, не хватает опыта живого взаимодействия со сверстниками, понимания разных эмоций в личных коммуникациях, в которых нарабатывается умение эм-патии, поддержки, извинения или благодарения, урегулирования эмоциональных аспектов по освоению границ конфликта [14].
Родительство как ценность, самоценность подростков, их права на самоопределение осознается в ходе строительства образа успешного человека в жизни и в семье. Результатом является замена авторитарной позиции на партнерскую в детско-родительских отношениях, формировании гуманистических традиций взаимопомощи в семье и создание образа успешного родителя.
В виртуальных практиках родительства применяются современные интерактивные средства «подсказок» родителям в виде рекомендаций и материалов, размещенных на сайте «Доброй школы», который помогает родителям справляться с проблемами. Опираясь на Нижегородский опыт социальных сервисов, нами разработано содержание родительского Интернет-ресурса по разноаспектным темам, включающим кризис подросткового периода, взаимосвязь типа семьи с особенностями взросления подростков, ценность социальной успешности в семье. Подсказки сайта по вос-
питанию подростков как виртуозного искусства и науки для увлеченных родителей, помогают найти «ключик», открывающим партнерские отношения с подростком.
Проект «Добрая школа» на базе детского международного центра имеет целью проверку педагогического условия организации деятельности «Семейного клуба», обеспечивающем формирование социальной успешности подростков. В пилотажном исследовании принимали участие 178 подростков, 27 педагогов, 122 родителя.
Детский международный центр как специфическая организация с воспитательной доминантой межкультурных и надкультурных ценностей универсального формата располагает интеграционными возможностями в формировании образа успешного подростка и родителя.
Опираясь на опыт А.Г. Малышев обосновывает необходимость социальных сервисов для действенной поддержки новых моделей отцовства виртуальной эпохи перемен в формате папа-школ, выполняющих свою социально-ориентирующую функцию для пап, ищущих выхода из трудностей временных или постоянных, касающихся кризиса семьи и института отцовства. Прошедшие папа-школы более эффективно тратят время совместного общения с ребенком, вовлеченность в воспитание носит более содержательный характер, готовность решать нестандартные ситуации возросла, масштабы вовлеченности пап в заботу о детях возросла на 35, 7%, что подтверждается анкетированным опросом мужчин, прошедших занятия в папа-школах, интервьюированием организаторов и модераторов пап-школ с изучением репертуара отцовских практик, и изменения их представления о функциях и обязанностях отца. Собирательный портрет отца, знающего специфику подростка, включенного в практики ответственного родительства, вполне может служить эталоном социально успешного родителя, реализующего принцип равноправия [8].
В Семейном клубе на базе детского международного центра успешно проводится family-ЫЫт§ как строительство партнерских отношений в ходе командных игр, творческих дел, тренингов, обучающих подростков и родителей совместной успешной деятельности для до-
стижения общей цели. Семейные флэш-мобы проводятся в соответствии с сезоном игровых программ на открытом воздухе (open-air). При проведении мастер-классов для подростков и отцов по казачьим танцам была выявлена высокая степень заинтересованности со стороны родителей. Также, родители с подростками под руководством тьюторов овладевали искусством изготовления оберега, в ходе чего воцарялись доверительные взаимоотношения подростков с родителями и тьюторами Доброй школы, растворялись конфликты. Участие родителей и тьюторов в тренинге «Толерантность к неопределенности» способствовало углубленному пониманию сущности конфликтов, нахождению способов конструктивного разрешения конкретных конфликтных ситуаций [10].
Таким образом, фундаментальная педагогическая задача по активизации родительства в деятельности Семейного клуба решается в совокупности традиционных и инновационных форм: родительских круглых столов, конференций, мастер-классов; работе интерактивных площадок семейного взаимодействия в творческих делах культурной, трудовой, спортивной,
научной направленности, семейного тимбил-динга (team-building). Эффективным является формат онлайн и оффлайн деятельности Семейного клуба, обеспечивающей гармонизацию взаимоотношений воспитанника - тьютора - родителя в выстраивании индивидуальной траектории успеха подростка, выступающей необходимым и достаточным регулятивом формирования социальной успешности воспитанника в детском международном центре.
Резюмируя вышеизложенное, уточним необходимые, на наш взгляд, и оптимально достаточные организационные условия формирования социальной успешности подростков в детском международном центре, выделенные в результате теоретического анализа и экспериментальной работы: вовлечение воспитанника в социокультурные практики; обеспечение тью-терского сопровождения подростка; организация онлайн и офлай деятельность «Семейного клуба». Данные условия выступают необходимым и достаточным регулятивом формирования социальной успешности подростка в детском международном центре.
25.07.2019
Список литературы:
1. Александрова, Е. А. Становление социальной успешности подростка в воспитательной деятельности школы / Е.А. Александрова, С.О. Кожакина. - М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. - 176 с.
2. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? / А.С. Белкин. - М: Просвещение. - 1991. - 169 с.
3. Варламова, Е.Ю. Организационно-педагогические условия обеспеченности социальной успешности школьников / Е.Ю. Варламова. - Кострома: КГУ, 2003. - 165 с.
4. Губанова, О.В. Возможности тьюторского сопровождения в профилактике конфликтного поведения подростков/ О.В. Губанова // Евразийский Научный Журнал. - №8. - 2015. - С. 33-39.
5. Ковалева, Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 100 с.
6. Кожакина, С.О. Специфика формирования социальной успешности подростка / С.О. Кожакина // Известия Саратовского университета, Сер. Акмеология образования. Психология развития, 2015. - Т. 2. - №4(8). - С. 412-417.
7. Крылова, Н.Б. Уклад школы будущего / Н.Б. Крылова. - М.: Народное образование. - 2009. - 441 с.
8. Малышев, А.Г. Влияние гендерно - чувствительных социальных сервисов (папа-школ) на вовлечение отцов в заботу о детях / А.Г. Малышев // Вестник Нижегородского университета. Серия: Социальные науки. - 2017. - №1(45). - С. 80-90.
9. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2014. - 368 с.
10. Новак, М.А. Детский международный центр как средство формирования социальной успешности подростка / М.А. Новак. -Оренбург: Изд-во ОренПечать, 2017. - 120 с.
11. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. - М.: Изд-во ЗАО «Институт психотерапии»,
2012. - 295 с.
12. Пак, Л.Г. Минимизация рисков обучающихся в образовательной организации / Л.Г. Пак, Е.В. Харитонова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - №2 - С. 192.
13. Пак, Л.Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации / Л.Г. Пак. - Оренбург: ОИЭК,
2013. - 312 с.
14. Шамис, Е.В каких условиях растет поколение Миллениум и Z [Электронный ресурс] / Е. Шамис. - URL: https://rugenerations. su/2009/05/21 (дата обращения 19.07.2019)
15. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей [Электронный ресурс] - URL: https://didacts.ru/ termin/vospitanie-sovershenstvuyuscheisja-socialno-uspeshnoi-lichnosti.html (дата обращения 22.11.19)
References:
1. Aleksandrova E.A., Kozhakina O.S. Stanovlenie social'noj uspeshnosti podrostka v vospitatel'noj deyatel'nosti shkoly [Formation of social success of the teenager in educational activity of school]. Moscow, Sentyabr, 2016, 176 p.
2. Belkin A.S. Situaciya uspekha. Kak ee sozdat? [The situation of success. How to create it?]. Moscow, Prosveshchenie. 1991, 169 p.
3. Varlamova E.YU. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya obespechennosti social'noj uspeshnosti shkol'nikov [Organizational and pedagogical conditions of provision of social success of schoolchildren]. Kostroma, KGU, 2003, 165 p.
4. Gubanova, O.V. Possibilities of tutor support in prevention of conflict behavior of teenagers. Evraziiskii naychnii zhyrnal [Eurasian Scientific Journal], 2015, no. 8, pp. 33-39.
5. Kovaleva T.M. Osnovi tiutorskogo soprovozhdeniya v obshem obrazovanii [Fundamentals of tutor support in General education]. Moscow: Pedagogical University "First of September", 2010, 100 p.
6. Kozhakina S.O. Specificity of formation of social success of the teenager. Izvestiya Saratovskogo universiteta, Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya [Izvestiya Saratov University, Ser. Acmeology of education. Developmental psychology], 2015, vol. 2, no. 4(8), pp. 412-417.
7. Krylova N.B. Uklad shkoly budushchego [Way of school of the future]. Moscow, Narodnoe obrazovanie, 2009, 441 p.
8. Malyshev A.G. Impact of gender-sensitive social services (dad schools) on the involvement of fathers in child care. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta. Seriya: Social'nye nauki [Bulletin of the Nizhny Novgorod University. Ser. Social Sciences], 2017, no. 1 (45), pp. 80-90.
9. Mudrik A.V. Socialnayapedagogika [Social pedagogy]. Moscow, Akademiia, 2014, 368 p.
10. Novak M.A. Detckii mezhdynarodnii center kak sredstvo formirovaniya socialnoi yspeshnosti podrostka [Children's international center as a means of forming social success of a teenager] Orenburg, OrenPechat, 2017, 120 p.
11. Ovcharova R.V. Psihologicheskoe soprovozhdenie roditelstva [Psychological support of parenthood]. Moscow: Publishing house of JSC "Institute of psychotherapy", 2012, 295 p.
12. Pak L.G., Haritonova E.V. Minimizing the risks of students in an educational organization. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2017, no 2, p. 192.
13. Pak L.G. Social'no-orientirovannaya deyatel'nost' studenta vuza: ot idei k realizacii [Socially-oriented activity of a University student: from idea to realization]. Orenburg, OIEK, 2013, 312 p.
14. Shamis E. Vkakih usloviyah rastetpokolenieMillenium i Z [What conditions is growing generation Millennium and Z]. Available at: https:// rugenerations.su/2009/05/21 (Accessed 25.10.2019)
15. Enciklopediyapedagogicheskih tekhnologij [Encyclopedia of pedagogical technologies]. Available at: https://didacts.ru/termin/vospitanie-s overshenstvuyuscheisja-socialno-uspeshnoi-lichnosti.html (Accessed 22.10.19)
Сведения об авторе:
Новак Мария Андреевна, соискатель кафедры педагогики и социологии Оренбургского государственного педагогического университета Е-mail: [email protected], [email protected] https://orcid.org/0000-0002-6052-5197
460000, г Оренбург, ул. Советская, д. 19