Научная статья на тему 'СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ЗНАЧИМЫЙ РЕГУЛЯТИВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА'

СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ЗНАЧИМЫЙ РЕГУЛЯТИВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ СОЦИУМ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА / ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / POST-INDUSTRIAL SOCIETY / SOCIALIZATION / STUDENT / EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY / EXTRA-EDUCATIONAL ACTIVITY / SOCIAL AND PROFESSIONAL RESPONSIBILITY OF THE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пак Любовь Геннадьевна

В статье обоснованы теоретические аспекты рассмотрения социализации как значимого регулятива формирования социально-профессиональной ответственности студента вуза; охарактеризованы основные позиции реализации процесса социализации в целях формирования социально-профессиональной ответственности студента на основе использования резервов целенаправленной организации образовательного процесса вуза (федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, дисциплины учебных курсов, курсов по выбору деонтологической направленности, программы практик) и возможностей внеаудиторной деятельности (организуемой на основе использования многообразия зон личностного самоопределения, самореализации и самоутверждения студента, расширяющих знания о способах, средствах и моделях социально-ответственного поведения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пак Любовь Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION AS A SIGNIFICANT REGULATOR OF FORMATION SOCIAL AND PROFESSIONAL RESPONSIBILITY OF THE UNIVERSITY STUDENT

The article justifies theoretical aspects of the consideration of socialization as a significant regulatory factor in the formation of social and professional responsibility of a university student; The main positions of implementation of the process of socialization in order to form the social and professional responsibility of the student on the basis of the use of reserves of purposeful organization of the educational process of the university are described (federal state educational standard of the higher education, discipline of training courses, elective courses of deontological orientation, program practician) And opportunities for extramudinal activities (organized using the diversity of personal self-determination, self-realization and self-affirmation zones of the student, enhancing knowledge of ways, means and models of socially responsible behaviour).

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ЗНАЧИМЫЙ РЕГУЛЯТИВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА»

международных центров, в которых можно реализовать и выстроить процесс культурно-нравственного, патриотического, комплексного развития подростков в целях уменьшения уровня деградационных тенденций в современном обществе и формирования социальной успешности воспитанников.

Литература:

1. Володина Л.О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье: национальный опыт и региональные особенности: монография. Вологда: ВГПУ, 2010. 208 с.

2. Газман, О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 179 с.

3. Идея школы М.П. Щетинина [Электронный ресурс]/ URL: http://rodova.narod.ru/shalva.htm

4. Крылова, Н.Б. Забота - Поддержка - Консультирование // Новые ценности образования: сб. науч. ст. / Н.Б. Крылова; под ред. Т.В. Анохиной, Н.Б. Крыловой. М.: Инноватор, 1996. С. 14-15.

5. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Полная версия. М., 2017. 640 с.

6. Матюхина М.В., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. 256 с.

7. Пак Л.Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации: монография. Оренбург, 2013. 312 с.

8. Пак Л.Г. Теоретические аспекты формирования социально-профессиональной ответственности обучающихся во внеаудиторной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2019. Вып. 63. Ч. 3. С. 96-99.

9. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. 4-е изд., стер. М: Издательский центр «Академия», 2008. 176 с.

Педагогика

УДК: 378.1

доктор педагогических наук, профессор Пак Любовь Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ЗНАЧИМЫЙ РЕГУЛЯТИВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА

Аннотация. В статье обоснованы теоретические аспекты рассмотрения социализации как значимого регулятива формирования социально-профессиональной ответственности студента вуза; охарактеризованы основные позиции реализации процесса социализации в целях формирования социально-профессиональной ответственности студента на основе использования резервов целенаправленной организации образовательного процесса вуза (федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, дисциплины учебных курсов, курсов по выбору деонтологической направленности, программы практик) и возможностей внеаудиторной деятельности (организуемой на основе использования многообразия зон личностного самоопределения, самореализации и самоутверждения студента, расширяющих знания о способах, средствах и моделях социально-ответственного поведения).

Ключевые слова: постиндустриальный социум, социализация, студент, образовательный процесс вуза, внеаудиторная деятельность, социально-профессиональная ответственность обучающегося.

Annotation. The article justifies theoretical aspects of the consideration of socialization as a significant regulatory factor in the formation of social and professional responsibility of a university student; The main positions of implementation of the process of socialization in order to form the social and professional responsibility of the student on the basis of the use of reserves of purposeful organization of the educational process of the university are described (federal state educational standard of the higher education, discipline of training courses, elective courses of deontological orientation, program practician) And opportunities for extramudinal activities (organized using the diversity of personal self-determination, self-realization and self-affirmation zones of the student, enhancing knowledge of ways, means and models of socially responsible behaviour).

Keywords: post-industrial society, socialization, student, educational process of the university, extra-educational activity, social and professional responsibility of the student.

Введение. Условия современного жизнебытия личности, обусловленные изменениями в социально-экономической, политической и социально-культурной областях постиндустриального общества диктуют необходимость модернизации и совершенствования системы вузовского образования, связанной с реализацией новой парадигмы социализации студента (имеющей субъектно-развивающий и здоровьеформирующий характер), нацеленной на:

— развитие ориентационных и инновационных адаптационных качеств, субъектных проявлений личности (инициативность, мобильность, самостоятельность, креативность, целеустремленность, рефлексивность и т.д.);

— усиление нравственной позиции будущих специалистов в ходе реализации освоенного функционала трудовых действий; установление новых ценностных и смысложизненных рамок собственного социокультурного существования (в аспекте ответственной зависимости личности — коллектива — профессии — социума);

— расширение сферы свободы обучающихся (от свободы безразличия к свободе причастности и свободе самореализации в единстве с социально-профессиональной ответственностью) для оптимальной интеграции выпускника вуза в постоянно изменяющиеся условия социума.

Целевой ориентир социализации в вузе соотносится с повышением уровня социально-профессиональной ответственности студента и определяет овладение обучающимся этическими основа миросвоения, успешного познания и трансформации социальных реалий, усвоение эффективных способов социально-профессионального взаимодействия, самовыражения и саморазвития, становление готовности к самостоятельному практическому решению профессиональных задач, эффективному и надежному выполнению освоенных трудовых функций и профессиональных обязанностей специалиста в самых

разнообразных условиях неопределенности на основе осмысленного выбора целей и способов реализации жизненного пути с учетом нравственных императивов общества и понимания последствий своей трудовой и социальной жизнедеятельности.

В этой связи ведущей задачей образовательной организации высшего образования выступает конструирование системы социализации как значимого регулятива формирования социально-профессиональной ответственности обучающегося вуза, поскольку от степени социализированности взрослеющего человека зависит уровень нравственной зрелости действий будущего специалиста, развитие умений прогнозировать личностные, профессиональные и социально значимые последствия поведенческих моделей, воспроизводство субъектом образования накопленного диапазона социально-профессиональных знаний, умений и навыков в разнообразных сферах общественной жизни будущего профессионала, полноценное включение в социокультурные практики в логике осмысленного определения свободы действий, меры и механизмов личностной, социальной и профессиональной ответственности.

Изложение основного материала статьи. Социализация выпускника вуза выступает значимым социальным феноменом, обусловливающим реализацию жизненно важного для общества функционала подготовки взрослеющего человека к жизнедеятельности в постоянно изменяющихся условиях социума и его продуктивного функционирования как ответственного субъекта общественных и профессиональных отношений. Социализация студента вуза отражает активную позицию обучающегося в освоении социальных знаний, восхождении к общечеловеческим ценностям, накоплении опыта продуктивной коммуникации и социально ответственной реализации своего предназначения в социуме и профессии [2].

Целевые ориентиры социализации обучающегося вуза в условиях социально-экономической трансформации постиндустриальной реальности обеспечивают формирование позитивных социализационных траекторий жизнеспособности студента (включающих систему личностных смыслов в аспекте понятий «нравственный долг», «совесть», «профессиональные обязанности», «обязанности, возложенные обществом на индивида», «ценностный выбор», «свобода», «рациональность», «мера возможного в деятельности»), нахождение оптимальных путей социально-профессиональной успешности и многообразных способов самоактуализации взрослеющей личности в единстве разума, чувств и действий, перспективное предвидение отсроченных последствий собственной деятельности, развитие социально-личностных и профессионально-значимых качеств в ситуациях ответственного решения практических социально-профессиональных задач, достижение высокого уровня социально-профессиональной ответственности как неотъемлемого личностного качества будущего специалиста в новых цивилизационных условиях существования.

Успешно социализируясь в реалиях образовательной организации высшего образования будущий специалист все мобильнее, инициативнее, компетентнее осваивает многообразие социальных и профессиональных ролей, конструирует и апробирует модели социально и профессионально ответственного поведения (в ходе гармонизации индивидуальных и общественных интересов, выполнения нравственного долга и профессиональных обязанностей), обеспечивающие эффективность достижения успешности в жизни общества в ситуациях неопределенности и выстраивания перспектив продуктивного профессионального жизнебытия с ориентацией на социальное благо в совместном существовании с другими людьми.

Оптимальность процесса социализации в целях формирования социально-профессиональной ответственности студента осуществляется на основе использования:

- резервов целенаправленной организации образовательного процесса вуза (федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, основная профессиональная образовательная программа, дисциплины учебных курсов, курсов по выбору деонтологической направленности, программы практик, интерактивные методы обучения и т.д.), обеспечивающего освоение фундаментальных знаний и информации о социально-профессиональной ответственности в аспекте «когнитивного осмысления и осознания изучаемого феномена, усвоения социально-нравственных, правовых императивов, общественных норм и санкций, эмоционально-ценностного принятия и воспроизводства непосредственной социально ответственной модели поведения» [1];

- возможностей внеаудиторной деятельности, организуемой на основе использования многообразия зон личностного самоопределения, самореализации и самоутверждения студента, расширяющих знания о способах и средствах социально-ответственного поведения и взаимодействия, задающих общие требования к человеческому общежитию, профессиональным отношениям и поведенческим нормативам в социуме в аспекте признания объективного усложнения и расширения горизонтов «всяческой» ответственности.

Организация процесса социализация в целях формирования социально-профессиональной ответственности студента при интеграционном единстве использования резервов целенаправленной организации образовательного процесса вуза и возможностей внеаудиторной деятельности обеспечивает:

- развитие личностных, профессионально и социально значимых качеств (социально-профессиональной ответственности, инициативности, трудолюбия, креативности, добросовестности, мобильности, исполнительности, самостоятельности, предвидения, независимости, целеустремленности, организованности, коммуникативности, мобильности, рефлексивности, суверенности);

- становление личностных смыслобразов (принятие социально-профессиональной ответственности за свои поведенческие модели, труд, здоровьесбережение, жизнь; осознание ценности непрерывного обучения и самосовершенствования; осмысление самоценности себя как активного субъекта социальных отношений и профессиональной практики, требований к себе как специалисту; ориентация на этические нормы и уважение к окружающим людям, сообществам, миру; сбалансированность личных и общественных интересов).

При этом происходит постановка обучающихся в активную позицию максимального использования личностного потенциала в создании прообразов будущих отношений и осмыслении жизнебытия (Я — Настоящее, Я — Профессионал и Социальный деятель, Я — Осознание зоны роста) с позиции принятия социально-профессиональной ответственности (за и перед кем либо) и ценностной установки к возложенным на себя обязательствам.

Наиболее важным положением является тот факт, социализирующий аспект образовательного процесса, обеспечивающего формирование социально-профессиональной ответственности обучающегося вуза предопределяют требования федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по определенному направлению подготовки. Так в исследовании по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» в рамках изучаемой проблематики ФГОС ВО

отражает необходимость развития «способности выпускника понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики» (общекультурная компетенция - ОПК-8) [5]; проект ФГОС ВО 3++ акцентирует внимание «способность обучающегося осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики» (общепрофессиональная компетенция - ОПК-1) [6].

Введение в образовательный процесс новых стандартов акцентирует внимание на изменение и преобразование целевых ориентиров процесса социализации в целях формирования социально-профессиональной ответственности студента вуза в области: обучения и формирования определенных компетенций, позволяющих выпускнику эффективно реализовать накопленный образовательный потенциал в избранной сфере трудовой деятельности в аспекте принятия личностных смыслов понятий «публичное применение собственного разума» (И. Кант), «добропорядочность», «морально-правовой долг», «совесть», «ответственность и свобода выбора в принятии разумных профессиональных решений», «субъективно-нравственный способ мышления», «нравственные императивы», «нравственный феномен социального и профессионального служения», «уважение человеческого достоинства», «общечеловеческая этика», «благонамеренность», осмысления нормативов, принятых в профессиональном сообществе и социуме.

Для оптимальной социализации в целях формирования социально-профессиональной ответственности студента вуза значимыми выступают дисциплины учебного плана, отражающие направление подготовки обучающегося вуза и организацию разнообразных видов практики. Так, в исследовании при анализе направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология и социальная педагогика были определены следующие учебные дисциплины, обеспечивающие определенные аспекты формирования социально-профессиональной ответственности студента вуза («Профессиональный портрет социального педагога»; «Нормативно-правовое обеспечение психолого-педагогической деятельности»; «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности»; «Правовые основы социальной защиты населения»; «Методика и технология работы социального педагога»; «Основы социальной работы»; «Информационная безопасность в психолого-педагогической деятельности»; «Практикум по психолого-педагогическому взаимодействию»; «Организация социально-педагогической службы в учреждениях различного типа»; «Управление социальными системами»; «Психологическая безопасность образовательной среды»). Данные дисциплины обеспечивают овладение студентом фундаментальной социальной информацией, имеющей выход на человеческую жизнедеятельность, расширение знаний и умений формирования гуманистического отношения к людям, накопление опыта успешного формирования устойчивого ответственного отношения к социальным и профессиональным знаниям, умениям, результатам будущей трудовой деятельности и другим субъектам труда.

Разделяя мнение Л.И. Дементий [1], о том, что проявленность социально-профессиональной ответственности взрослеющего человека предопределена организацией деятельности, которая задает нахождение ответственных способов осуществления в ней, продуктивной коммуникацией и взаимодействием, считаем, что важным в ходе целенаправленной социализации выступает организация разнообразных видов практики (учебной и производственной) обучающихся направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология и социальная педагогика.

В ходе организации и проведения учебной и производственной практик происходит: актуализация, углубление и закрепление теоретической подготовки обучающихся; развитие профессионального мировоззрения и личностно-профессиональных качеств, необходимых социальному педагогу / психологу для реализации профессиональной деятельности; приобретение практических умений в контексте определения возможности «практиковать» социально-профессиональную ответственность, т.е. руководствоваться принципами профессиональной этики при конструировании стратегии качественного и ответственного выполнения социально-значимых профессиональных задач, выстраивания продуктивного социально-профессионального взаимодействия, самостоятельного осуществления путей и способов достижения цели (при этом предвидя результаты и ответственность на уровне личностного смысла во благо себе, коллегам, трудовой деятельности, социуму).

Необходимо отметить, что успешность социализации в целях формирования социально-профессиональной ответственности обучающегося вуза обусловлена использованием возможностей внеаудиторной деятельности в в логике насыщения личностными смыслами содержательного и событийного взаимодействия субъектов образования в ходе вовлечения в социально значимые и профессионально ориентированные практики (расширение степени активного участия развивающихся индивидов в освоении окружающей действительности и преобразовании себя; повышение продуктивности социальных взаимодействий; развитие способности к ответственным действиям, взаимопомощи, к осмыслению и прогнозированию долгосрочных социальных и профессиональных перспектив» [3].

Внеаудиторная деятельность в разнообразии направлений (конкурсы, фестивали, досуговая деятельность, социальные акции и проекты, тематические выставки и недели, волонтерство, форумы и т.д.) выступает базовой платформой для овладения студентами основными этическими нормами и правилами эффективного социального и профессионального взаимодействия, повышения уровня самоконтроля и саморегуляции, расширения опыта самостоятельного применения социальных и профессиональных знаний (полученных в учебное время), становления основ индивидуального стиля будущей профессиональной деятельности, развития способности взять на себя ответственность за индивидуальное и коллективное действие, принятия «смысложизненных» решений, соотносимых с общественной пользой, профессиональной безопасностью и личностной эффективностью.

Выводы. Таким образом, необходимо констатировать, что социализация выступает как значимый регулятив формирования социально-профессиональной ответственности студента вуза, обеспечивающий повышение качества профессионального подготовки выпускника вуза не только как «homo sapiens — человека разумного, но и как homo agens — человека действующего, социализированного, с развитым чувством долга (перед собой, семьей, профессиональным сообществом, социумом), способного к саморазвитию, волевой саморегуляции и самоконтролю, проявляющего полноту ответственности за самостоятельный выбор цели собственного жизнебытия, построение и осуществление траектории социально-профессиональной самореализации, сознательный выбор средств [3; 4] в рамках сформированной культуры

познания, культуры творчества, культуры руководства и подчинения, культуры социально-профессионального взаимодействия, культуры достоинства и полезности.

Литература:

1. Дементий Л.И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2005. 45 с.

2. Пак Л.Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации: монография. Оренбург, 2013. 312 с.

3. Пак Л.Г. Теоретические аспекты формирования социально-профессиональной ответственности обучающихся во внеаудиторной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2019. Вып. 63. Ч. 3. С. 96-99.

4. Подшивалов В.Н. Социальная ответственность личности: философско-антропологический аспект: дис. ... канд. философ. наук. Екатеринбург, 2009. 196 с.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 1457 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образования (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440302.pdf.

6. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриат) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFG0SV03++/Bak3++/440302_B_3plus_22112017.pdf.

Педагогика

УДК:378

кандидат педагогических наук Петрова Вера Ивановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет», Институт математики, механики и компьютерных наук имени И.И. Воровича (г. Ростов-на-Дону)

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности организации и планирования самостоятельной работы студентов педагогического образования в контексте смешанного обучения. Проанализированы подходы к определению самостоятельной работы студентов и дано собственное определение самостоятельной работы студентов. Изучены критерии и этапы планирования самостоятельной работы студентов. Также, исследованы подходы к определению смешанного обучения. Сделаны выводы.

Ключевые слова: образовательный процесс, самостоятельная работа студентов, смешанное обучение, лекции, удаленное образование.

Annotation. This article discusses the features of the organization and planning of independent work of students of teacher education in the context of blended learning. The approaches to the definition of students 'independent work are analyzed and their own definition of students' independent work is given. The criteria and stages of planning independent work of students are studied. Also, approaches to the definition of blended learning are explored. Conclusions are drawn.

Keywords: educational process, independent work of students, blended learning, lectures, distant education.

Введение. В настоящее время можно говорить о том, что сущность, формы и методы обучения претерпевают кардиальные преобразования. И на сегодняшний день одной из самых популярных форм обучения является та, которая позволяет обучающимся добывать знания в самостоятельной форме. Различные методические подходы к использованию технологии смешанного обучения в работе со студентами способствует: развитию их интеллектуальных умений, образного мышления и творческих способностей; самостоятельно находить решения на поставленные вопросы; выполнять самостоятельно проектные и лабораторные задания в области использования информационных и коммуникационных технологий, что подготавливает студентов к их дальнейшей профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Современные преподаватели бьют тревогу по поводу того, что студенты, еще вчера являясь школьниками, совсем не умеют работать самостоятельно. В связи с этим возникла проблема, когда с одной стороны растет популярность самостоятельной формы обучения студентов, а с другой - общая неподготовленность к данной форме обучения.

Представляется, что решение данной проблемы должно найти себя в рамках получения высшего образования. Следовательно, можно говорить о том, что необходимо создавать специальные курсы, где студенты могли бы приобретать навыки самостоятельной работы, направленной на получение новых знаний. Для этого студенты должны быть ознакомлены с наиболее эффективными способами работы с различного рода информацией. Их необходимо подвести к осознанию того, как и в каком виде писать рефераты, курсовые, проводить различные научные исследования и т.д. Параллельно с этим, преподавателю необходимо учить своих студентов слушать, понимать и фиксировать всё то, что он говорит. Кроме того, важное значение имеет обучение студентов навыкам самостоятельной работы с различной учебно-методической литературой.

Проблема самостоятельной работы студентов представляется одной из наиболее острейших в современной истории образования. В связи с принятием Федерального Государственного Образовательного Стандарта значение самостоятельной работы студентов заметно возрастает, она превращается в один из важнейших элементов учебного процесса.

Рассмотрим некоторые подходы к определению самостоятельной работы студентов.

Наумова Л.К. и Акулова О.В. под самостоятельной работой студентов понимают форму учебной и познавательной деятельности по освоению образовательной программы, которая осуществляется в той или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.