Научная статья на тему 'Культуросообразная среда образовательной организации как средство субъектно-развивающей социализации обучающегося'

Культуросообразная среда образовательной организации как средство субъектно-развивающей социализации обучающегося Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРОСООБРАЗНАЯ СРЕДА ВУЗА / SUBJECT DEVELOPING SOCIALIZATION / STUDENT / EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE HIGHER EDUCATION / THE KULTUROSOOBRAZNY ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пак Любовь Геннадьевна, Каменева Елена Григорьевна

В статье обоснованы теоретические аспекты использования культуросообразной среды образовательной организации как средства субъектно-развивающей социализации обучающегося в контексте определенным образом организованного конструкта, интегрирующего системообразующие компоненты (информационно-познавательный, ценностно-мировоззренческий, коммуникативно-интерактивный) и предметно-практические компоненты (организационно-управленческий, материально-технический, субкультурный); охарактеризованы основные позиции организации культуросообразной среды образовательной организации в аспекте реализации содержания культурно-интеракционного ориентира субъектно-развивающей социализации студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

КULTUROSOOBRAZNY ENVIRONMENT OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION AS MEANS OF THE SUBJECT DEVELOPING SOCIALIZATION OF THE STUDENT

In article theoretical aspects of use of the kulturosoobrazny environment of the educational organization as means of the subject developing socialization of the student in the context of definitely organized construct integrating backbone components (information and informative, valuable and world outlook, communicative and interactive) and subject and practical components are proved (organizational and administrative, material, subcultural); the main positions of the organization of the kulturosoobrazny environment of the educational organization in aspect of implementation of the contents cultural and interactive a reference point of the subject developing socialization of the student are characterized.

Текст научной работы на тему «Культуросообразная среда образовательной организации как средство субъектно-развивающей социализации обучающегося»

Таблица 7

Функциональные показатели студентов отделения «Спортивные игры»

№ Функциональная система 1 курс, (1семестр) 4 курс (8 семестр)

М ± m М ± m

1 сердечнососудистая 3,0 ± 0,22 3,8 ± 0,24

p < 0,01

2 дыхательная 3,2 ± 0,34 | 4,0 ± 0,30

p < 0,01

3 центральная нервная 2,8 ± 0,20 | 3,6 ± 0,35

p < 0,01

Примечание: функциональные показатели оценивались по пятибалльной шкале: 5 - отлично, 4 - хорошо. 3 - удовлетворительно. 2 - плохо

Следовательно, оптимизация физической активности студентов экспериментального отделения «Спортивные игры» за счет факультативных занятий физическими упражнениями дала возможность достоверно улучшить функциональные показатели основных систем организма, что является ярким правлением оптимизации состояния здоровья студентов.

Выводы. Изучение возможностей физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности убедительно продемонстрировало актуальность факультативных занятий физическими упражнениями. Успешное развитие основных физических качеств и улучшение функционального состояния мы наблюдали у студентов экспериментального отделения, в котором были организованы дополнительные занятия спортивными играми.

Литература:

1. Миронова С.П., Ольховская Е.Б. Инновационные образовательные технологии в сфере физической культуры и спорта: технология педагогического мониторинга // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 168-173.

2. Ольховская Е.Б. Профессиональное здоровье педагога: проблемы, пути оптимизации // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-7. С. 70-76.

3. Сапегина Т.А., Ольховская Е.Б. Предупреждение девиантного поведения студентов средствами физкультурно-спортивной деятельности // Научно-методический журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 2316-2320.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Пак Любовь Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург) кандидат педагогических наук, доцент Каменева Елена Григорьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

КУЛЬТУРОСООБРАЗНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО СУБЪЕКТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Аннотация. В статье обоснованы теоретические аспекты использования культуросообразной среды образовательной организации как средства субъектно-развивающей социализации обучающегося в контексте определенным образом организованного конструкта, интегрирующего системообразующие компоненты (информационно-познавательный, ценностно-мировоззренческий, коммуникативно-интерактивный) и предметно-практические компоненты (организационно-управленческий, материально-технический, субкультурный); охарактеризованы основные позиции организации культуросообразной среды образовательной организации в аспекте реализации содержания культурно-интеракционного ориентира субъектно-развивающей социализации студента.

Ключевые слова: субъектно-развивающая социализация, обучающийся, образовательная организация высшего образования, культуросообразная среда вуза.

An^tatton. In article theoretical aspects of use of the kulturosoobrazny environment of the educational organization as means of the subject developing socialization of the student in the context of definitely organized construct integrating backbone components (information and informative, valuable and world outlook, communicative and interactive) and subject and practical components are proved (organizational and administrative, material, subcultural); the main positions of the organization of the kulturosoobrazny environment of the educational organization in aspect of implementation of the contents cultural интеракционного a reference point of the subject developing socialization of the student are characterized.

Keywords: subject developing socialization, the student, the educational organization of the higher education, the kulturosoobrazny environment of higher education institution.

Введение. На современном этапе российское общество требует принципиального переосмысления опыта сопровождения субъектно-развивающей социализации обучающегося в условиях реформирования всех сфер постиндустриального социума в целом, подключения новых источников и ресурсов эффективного использования возможностей культуросообразной среды образовательной организации как значимого средства содействия личностному принятию студентом социокультурных ценностей, норм социума,

избирательно-оценочного овладения комплексом продуктивных моделей личностно-средового взаимодействия, приобретения нового социального опыта.

Принципиально значимая идея использования культуросообразной среды образовательной организации как средства субъектно-развивающей социализации обучающегося заключается в целенаправленном комбинировании системы активного взаимодействия обучающегося с внешним миром при оптимальном использовании ресурсов социума, образовательного процесса и личностных ресурсов для эффективного развития духовных сил, становления личности как субъекта культуры в условиях сознательного и свободного выбора своего места в образовании, профессии и социуме, реконструирования и воссоздания инновационных культурных идей в постоянно изменяющихся условиях современного общества.

Изложение основного материала статьи. Современные образовательные организации высшего образования с каждым годом увеличивают свой культуросообразный потенциал, расширяют перспективы для диалога и сотрудничества с другими сопряженными сферами, такими как экономика, политика, культура, выступая определяющим жизненным ресурсом в достижении студентом жизненного благополучия и конкурентоуспешности, средством успешной субъектно-развивающей социализации обучающегося. Мы, разделяя мнение Т. И. Ерохиной, считаем, что сфера образования в целом должна быть ориентирована на парадигму культуросообразности. Высшее образование как одно из основных звеньев в системе социальных институтов культуры и как компонент культуросообразной среды может способствовать формированию творческой самостоятельности студента, личностно детерминированному самоутверждению и самоактуализации, творческой самореализации, самоопределению, самоидентификации, обретению культурной идентичности и успешной субъектно-развивающей социализации обучающегося как результата образовательного процесса в культуросообразной среде вуза. Причем культуросообразная среда образовательной организации понимается не только как своего рода оболочка жизнедеятельности, но и как атмосфера, распространяющая свое воздействие вовне [2].

Необходимо отметить, что именно культуросообразная среда должна стать средством возрождения национальной культуры, предотвращения социальной деградации, способствовать переходу от общества потребления к обществу созидания. С точки зрения А.Н. Леонтьева, информационный поток, хлынувший лавиной на подрастающее поколение, не подкрепленный культоросозидающим содержанием приведет к обнищанию души, при обогащении информацией [8, ^ 241]. Поэтому гуманистическая педагогика, в рамках которой строится культуросообразная среда образования, должна помогать изменению социального характера молодых людей в направлении самоорганизации и личной ответственности, определять оптимальные направления субъектно-развивающей социализации обучающихся, быть гарантом гражданского мира, восстановления нравственности, социальной защищенности [7].

В культурособразной среде образовательной организации происходит присвоение индивидом культуры. Культуросообразная среда управляет этим процессом, провоцирует творческое отношение личности к самостоятельному приобретению социокультурных знаний и умений, успешное протекание процесса субъектно-развивающей социализации в рамках гармонизации личностно-средового взаимодействия, выраженности ценностно-эмоционального отношения к жизни, стремления к овладению нормами социума, самосовершенствованию, к самоактуализации [1]. В такой культуросообразной среде образовательной организации процесс накопления личностно и социально ценного опыта обучающегося протекает целенаправленно. Он эффективен при соблюдении трех условий: во-первых, эта среда упрощает получение тех результатов (способности, социокультурные знания, базовые компетенции), которые желательно иметь «на выходе»: во-вторых, она моделирует и потому проясняет социальное устройство; в-третьих, она создает проблемные ситуации, которые стимулируют желание студентов как субъектов социализации непрерывно расти. Культуросообразная среда образовательной организации обладает социализирующей, формирующей силой настолько, насколько индивид участвует в общественных видах деятельности, принимает цели этой деятельности, осваивает ее содержание и способы, а также эмоциональные, коммуникативные отношения, с нею связанные. Содержанием культуросообразной среды образовательной организации выступают так называемые культурные объекты — все, что усваивается от кого-либо, что передается от поколения к поколению, от человека более опытного к человеку менее опытному [10].

Значимым при этом выступает то, что культуросообразная среда образовательной организации как средство субъектно-развивающей социализации обучающегося предполагает формирование базовой платформы для выстраивания эффективных отношений, накопления опыта группового взаимодействия (сотрудничества, согласованности, взаимопонимания) социальных субъектов на основе субъект-субъектного общения, протекающего в форме смыслотворчества, саморазвития, со-рефлексии [9]. Необходимо признать, что обучающийся включаясь во все многообразие общественных форм деятельности, норм, оценок и ценностей (в логике соотнесенности образовательного процесса с культурой как множеством социальных пространств, включенности в разнообразные текущие социокультурные процессы) становится субъектом социализации, сознательно преобразуя реальную действительность, формируя свои отношения в системе «Я и общество». Как субъекту социализации студенту необходимо умение ориентироваться в нестандартных условиях и ситуациях, обретение личностных качеств, эффективных для конкуренции на рынке труда, стремление к постоянному личностному, социальному и профессиональному совершенствованию. Студент должен принимать активное участие как в решении собственных проблем, так и в жизни общества в целом на основе глубоко личностного, инициативно-творческого отношения к окружающей действительности.

Культуросообразная среда образовательной организации как средство субъектно-развивающей социализации обучающегося реализуется на функциональном уровне с использованием системообразующих компонентов динамического характера: информационного (разнообразие, вариативность учебного материала, многообразные дополнительные источники информации); мировоззренческого (духовно-нравственная атмосфера образовательного учреждения, эстетическое окружение, педагогический этикет); коммуникативного (гуманные и равноправные отношения между субъектами образования, основанные на взаимном интересе, уважении, договоре); интерактивного (сотрудничество, жизнетворчество, определяющие успешность интерактивных связей), — обеспечивающих способы распространения базовых культуросообразных смыслов и общечеловеческих ценностей. Культуросообразные идеи и общечеловеческие ценности через базовые и функционально-образующие факторы воплощаются в предметно-практических компонентах: организационно-управленческом (демократическое управление, самоуправление); материально-предметном (мебель, инвентарь, технические средства обучения, ремонт здания); знаково-

символическом (атрибуты, символы, знаки, подчеркивающие уникальность данного учреждения); психолого-педагогическом (психологическое просвещение, диагностика, психологическое консультирование, педагогическое сопровождение, тьютерство, фасилитация) [4].

Культуросообразная среда образовательной организации выступает средством субъектно-развивающей социализации, аккумулирующим фактором жизнетворчества обучающегося в силу того, что объединяет в себе социокультурный опыт всех субъектов образовательной системы вуза, строится с учетом накопленного социокультурного опыта обучающегося вне образовательной среды вуза, ориентирована на его ценностно-смысловое самоопределение как субъекта социализации. Построение культуросообразной среды происходит, исходя из локальной специфики образовательной организации, включающей особенности социокультурной среды региона и традиции педагогического коллектива. Условия построения культуросообразной среды образовательной организации включают: учет специфики этнокультуры региона; возможности и достижения социально-регионального расположения образовательной организации (наличие культурной инфраструктуры); образовательную среду, в которой происходит жизнедеятельность студенческого коллектива и каждой личности в отдельности; социокультурный опыт каждого субъекта образования; готовность педагогического коллектива к работе в новых условиях [7].

Культуросообразная среда образовательной организации выполняет функции социализации личности, социальной защиты, социально-психологической адаптации, что является условием воспитания у студента таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень гражданственности и самосознания, чувство собственного достоинства и самоуважения, самостоятельность и самодисциплина, независимость суждений и уважение мнения других людей, способность ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки, определять и свободно осуществлять содержание своей жизнедеятельности, способы своего развития и др. [6, с. 12].

Культуросообразная среда образовательной организации создает платформу реализации содержания культурно-интеракционного ориентира социализации обучающегося в аспекте [9]:

- организации в вузе субъект-субъектного взаимодействия, овладение студентами основами коммуникации, ориентированными на достижение взаимосогласованных действий в социуме (взаимоуважение, взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоподдержка и т.д.), и социально значимыми ценностями, нормами, образцами поведения, системой социальных связей и отношений на материально-практическом, духовно-практическом и духовно-информационном уровнях общения с опорой на культуру, национальные традиции народа, обеспечивающими успешность коммуникационного взаимодействия в микро- и макросреде;

- установки на гуманное отношение к студенту, предполагающая внимание к самобытному внутреннему миру личности, человечность межличностных отношений, отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства обучающегося;

- формирования важнейших характеристик, отражающих психолого-этические линии человеческих отношений: рефлективность — глубокое знаний личностных особенностей, достоинств и недостатков, установление их соответствия толерантному мировосприятию; ответственность — проявление внутренней силы в ситуации принятия решения, его качественного выполнения на основе вариативного подхода и системы личных требований; гибкость — умение в зависимости от состава участников событий и возникших обстоятельств принять решение; уверенность в себе — адекватная оценка собственных сил и способностей, вера в возможность преодолеть препятствия; самообладание — владение собой, управление эмоциями, поступками; вариативность — многомерный подход к оценке окружающей жизни и принятие адекватных сложившимся обстоятельствам решений; перцепция — умение подмечать и выделять различные свойства людей, проникать в их внутренний мир; эмпатия — сопереживание проблемам других людей, эмоциональная оценка событий [11];

- создания условий для свободного саморазвития, самоорганизации, жизнеспособности как отдельного студента, так и групп субъектов взаимодействия образовательного процесса в созидательно-преобразующем направлении с постоянным расширением «контуров» своей активности и самоактуализацией личности в социуме и культуре;

- освоение новых коммуникативных технологий разумного сочетания педагогической и социальной целесообразности при отборе содержания субъектно-развивающей социализации обучающегося: технологии социализации студента в условиях полисубъектного взаимодействия в образовательном процессе (С.П. Иванова [5]), технология полисубъектного диалога (Н.Е. Зыбина [3]), метод сопереживания ситуаций, лекция вдвоем, методы соучастия, сочувствия и содействия (И.П. Иванов [4]), метод эвристического обучения (А.В. Хуторской [13]), использование ролевых игр как вхождение студента в новую социальную реальность в качестве субъекта социализации, многообразных социальных отношений, расширяющих границы социального опыта и интериоризации социальных норм, установок и знаний социума.

Культуросообразная среда образовательной организации актуализирует содержание культурно-интеракционного ориентира субъектно-развивающей социализации обучающегося, направленное на формирование широкого мировоззрения, позволяющего осознать бесконечное многообразие мира и признать равноправными различные взгляды на мироустройство; формирование понимания глобальных проблем; воспитание толерантности к другой культуре, способности к социальному взаимодействию и диалогу различных культур; выработку системного мышления, обогащение духовно-личностных потенциалов и способов согласованного взаимодействия субъектов деятельности; развития умения выявлять смысл и мотивы любой деятельности и т.д. [12]. Культурно-интеракционный ориентир субъектно-развивающей социализации студента обусловливает не только освоение обучаемым социально-ролевых связей и отношений социума, обладающих определенной спецификой в социальной структуре общества, но и преобразование ценностно-смысловых конструктов отношения к себе, другим людям, обществу; возникновение чувства сопричастности, единения с другими. Межличностное интеракционное поле образовательных субъектов культуросообразной среды является динамическим социальным полем, которое находится в постоянном развитии, взаимопреобразовании: в нем происходит пересмотр смыслов деятельности (норм, идеалов, целей, ценностей, установок), изменение свойств его субъектов (меняющаяся и непреходящая уникальность индивида), одновременно совершается «вживление» в индивидуальный опыт взаимодействующих сторон и проектирование дальнейшего социального взаимодействия.

Выводы. Таким образом, культуросообразная среда образовательной организации выступает значимым средством субъектно-развивающей социализации обучающегося в контексте определенным образом организованного конструкта, интегрирующего системообразующие компоненты (информационно-познавательный, ценностно-мировоззренческий, коммуникативно-интерактивный) и предметно-практические компоненты (организационно-управленческий, материально-технический, субкультурный). При этом культуросообразная среда образовательной организации в рамках реализации содержания культурно-интеракционного ориентира субъектно-развивающей социализации обучающегося обеспечивает углубление диапазона знаний о социуме, себе, других людях; расширенное воспроизводство социокультурных норм, ценностей освоения и преобразования окружающей действительности; сознательное и самостоятельное конструирование системы личностно значимых отношений с окружающим миром; осуществление ответственного выбора траектории мироосвоения в логике культурного развития общества; формирование социально и культурно обусловленных умений и навыков, норм и способов взаимодействия.

Литература:

1. Банюхова А.Е., Шемелина О.С. Личностные аспекты креативности // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки. 2010. № 4. Т. 2. С. 205-211.

2. Ерохина Т.И. Формы и перспективы взаимодействия в культуросообразной научно-образовательной среде // Вестник Герценовского университета. 2013. № 1. С. 31-34.

3. Зыбина Н.Е. Социокультурное развитие первокурсников в образовательной среде вуза на основе интенционального подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2005. 22 с.

4. Иванов, A.B. Культурная педагогическая среда общеобразовательного учреждения как условие развития личности ребенка: монография. М.: АПК и ППРО, 2005. 152 с.

5. Иванова С.П. Учитель XXI века: ноопсихологический подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности. Псков: ПГПИ, 2002. 228 с.

6. Кекеева З.О. Образовательная среда - сфера развития культуры личности в образовательном пространстве // Научная мысль Кавказа: науч. и обществ.-теор. журн. Ростов н/Д, 2006. № 5. С. 10-13.

7. Крыжановская Е.С. Культуросообразная среда обучения студентов педагогического колледжа как фактор жизнетворчества личности: автореф. дис. . канд. пед. наук. Иркутск, 2003. 21 с.

8. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл: Академия, 2005. 352 с.

9. Пак Л.Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации: монография. Оренбург, 2013. 312 с.

10. Станкевич Л.В. Роль культуросообразной среды в формировании коммуникативной культуры будущих юристов // Среднее профессиональное образование. 2008. № 10. С. 70-72.

11. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. ст. / М-во образования РФ, РАО, Моск. психол.-соц. ин-т; [отв. ред. С. К. Бондырева]. 2-е изд., стер. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 367 с.

12. Хенви Э. Достижимая глобальная перспектива; пер. с англ. Я.И. Коплера [и др.]. Рязань: [Б. и.], 1994. 84 с.

13. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.

Педагогика

УДК: 37.047

кандидат технических наук, доцент Панов Николай Александрович

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

ЦЕННОСТНО-ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ТЕСТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Аннотация. В статье представлен анализ результатов ежегодного тестирования обучающихся общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, которое проводится с целью оценки их социально-педагогических характеристик, гражданственности, профессиональных и жизненных ожиданий.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, тестирование обучающихся, профессиональные ожидания, образовательный маршрут, рынок труда.

Annotation. The article presents an analysis of the results of the annual testing of students of secondary schools of St. Petersburg, which is carried out in order to assess their socio-pedagogical characteristics, citizenship, professional and life expectations.

Keywords: professional orientation, testing of students, professional expectations, educational route, labor market.

Введение. В настоящее время в нашей стране заметно активизируется работа по профессиональной ориентации в общеобразовательных школах. Под профессиональной ориентацией понимается «система работы по сопровождению профессионального самоопределения человека» [1]. Важность этого направления деятельности обусловлена основными направлениями развития российской системы образования, изложенными в стратегических государственных документах, которые ставят перед образовательными учреждениями следующие задачи:

- формирование социально грамотной и социально мобильной личности, ясно представляющей себе спектр имеющихся на сегодняшний день возможностей и ресурсов и способной успешно реализовать избранную позицию в том или ином социальном пространстве; умеющей учиться и овладевать новыми смежными профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда;

- помощь обучающимся в становлении самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми (одними из важнейших качеств личности становятся умение выбирать профессиональный путь и готовность обучаться в течение всей жизни);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.