Научная статья на тему 'Социальная компетентность личности: педагогический аспект'

Социальная компетентность личности: педагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИОННАЯ НОРМА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ И КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПЕДАГОГИКА / SOCIALIZATION NORM / COMPETENCE AND COMPETENCIES / SOCIAL COMPETENCE / SOCIAL AND PERSONAL AND BEHAVIORAL FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанова Елена Владимировна

В статье акцентируется внимание на педагогическом взгляде автора в свете теоретического обоснования социально-личностных и социально-поведенческих особенностей компетентности личности. Автором предпринята попытка выявить специфику содержания и структурных характеристик социальной компетентности с целью обоснования социальных основ компетентности личности и формулирования соответствующих задач профессиональной подготовки в ВУЗе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on the pedagogical view of the author in the light of the theoretical substantiation of socio-personal and socio-behavioral characteristics of the competence of the individual. The author attempts to identify the specifics of the content and structural characteristics of social competence in order to substantiate the social foundations of the competence of the individual and the formulation of the relevant tasks of vocational training at the University.

Текст научной работы на тему «Социальная компетентность личности: педагогический аспект»

УДК 37.017

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Молчанова Елена Владимировна, Кубанский государственный университет, г. Тихорецк

Е-mail: [email protected]

Аннотация. В статье акцентируется внимание на педагогическом взгляде автора в свете теоретического обоснования социально-личностных и социально-поведенческих особенностей компетентности личности. Автором предпринята попытка выявить специфику содержания и структурных характеристик социальной компетентности с целью обоснования социальных основ компетентности личности и формулирования соответствующих задач профессиональной подготовки в ВУЗе.

Abstract. The article focuses on the pedagogical view of the author in the light of the theoretical substantiation of socio-personal and socio-behavioral characteristics of the competence of the individual. The author attempts to identify the specifics of the content and structural characteristics of social competence in order to substantiate the social foundations of the competence of the individual and the formulation of the relevant tasks of vocational training at the University.

Ключевые слова: социализационная норма, компетентность и компетенции, социальная компетентность, социально-личностные и поведенческие особенности, педагогика.

Key words: socialization norm, competence and competencies, social competence, social and personal and behavioral features.

Важное место в современном педагогическом пространстве и в частности в процессе подготовки специалистов отводится персональным (личным) и социальным ключевым квалификациям. «Компетентность» (от лат. ^mpetens -соответствующий, способный) означает достаточность определенных знаний, позволяющих судить о чем-либо Данный термин синонимичен с такими категориями как «грамотность», «осведомленность», «информированность», «эрудированность», «образованность», «подготовленность» [1]. Но понятие «компетентность» все же нельзя рядоположить и свести к вышеперечисленным понятиям, так как только «компетентность» может быть оценена по конечному результату. Именно компетентность применима к определённым категориям специалистов, характер работы которых связан с принятием определенных решений (эксперты) или обладающих глубокими знаниями в конкретной области (ученые, исследователи, преподаватели)

Особенностью нового поколения основных образовательных программ высшего образования в современной России состоит в реализации идей компетентностного подхода, именно ему характерен перенос упора с преподавателя и содержания дисциплины («подход, в центре которого

Преподаватель») на обучающегося («центром является Студент»). Центральной задачей в области компетентностно-ориентированного подхода является обеспечение системной связи требований к результатам освоения и содержания образования, обеспечивающего достижение этих требований. Целью данной статьи является выявление специфики содержания структурных характеристик социальной компетенции личности в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе.

Эффективность образовательного процесса с точки зрения создания условий для личностно-профессионального развития студентов ВУЗа проявляется в соответствии / не соответствии определенному идеалу, на который сориентированы все субъекты. С одной стороны, данный идеал можно назвать моделью выпускника ВУЗа, в которой отражены качественные характеристики компетенций, закрепленные федеральным государственным образовательным стандартом. С другой стороны, ВУЗ обеспечивает не только соответствующий уровень подготовки студентов, но и реализует научно-исследовательские, проектные, учебно-воспитательные и иные направления работы, решая задачи комплексного развития личности будущего специалиста, соответствующей конкретной на данный момент социализационной норме [2].

Сравнительно недавно в психолого-педагогической литературе широкое распространение получило понятие «компетентность». Так, в конце 1960 -начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. - в отечественной науке зарождается специальное направление - компетентностный подход в образовании.

Мы разделяем тезисы Э.Ф. Зеера, который рассматривает компетенцию как интегративное качество личности человека, включающее систему необходимых знаний, умений и навыков, достаточных для выполнения определенного вида профессиональной деятельности [3].

Согласно предложенной еще в 1956 году американским психологом таксономии образовательных целей Б. Блума и его последователей, учет составляющих результата образования всегда наблюдается в трех сферах: когнитивной (познавательной), аффективной (ценностно-эмоциональной), психомоторной. Именно Б. Блум предложил организовать когнитивную или познавательную сферу в виде особой иерархической структур, включающей в себя знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценку явлений и действий

[4].

Научно-педагогической общественностью высшей школы по заказам Минобрнауки России, а также силами творческих коллективов на базе ряда ведущих ВУЗов страны и научных учреждений, поисковые исследования компетентностного подхода были реализованы в рамках аналитического ведомственного пилотного проекта «Развитие научного потенциала высшей школы». В частности, в рамках этих исследований Р.Н. Азарова, Н.М. Золотарева, А.К. Маркова рассматривали компетентность как «особое свойство личности». Авторы, применяя термин «компетенция» выделяли специальную, социальную, личностную и индивидуальную виды компетенций [5].

Современный теоретик педагогики Н.К. Чапаев предлагает подвергать анализу социальную компетентность как совокупную характеристику гражданской зрелости профессионала, его умения предвидеть последствия своих действий, делать правильный выбор при их выполнении, а также соблюдать определенный баланс личных и общественных интересов. [6]. Мы придерживаемся аналогичного мнения, и считаем, что социальная компетентность это знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владения приемами социального общения и поведения.

Однако, проведенный анализ научных трудов показал, что, при всем богатстве теоретических материалов, системных исследований, посвященных внедрению компетентностно-ориентированного подхода в работу образовательных учреждений, не был выявлен и сформулирован алгоритм педагогического сопровождения социальной компетенции личности в процессе ее профессиональной подготовки в ВУЗе.

С определенной долей допущения можно сказать, что компетенция являясь способностью применения знаний, умений и личностных качеств для успешной деятельности в определенной области, является интеграционным процессом, который представляет собой определённый набор способов и стратегий проживания различных жизненных ситуаций, благодаря которым человек, целостно и системно выстраивает свою деятельность. В первую группу ключевых компетенций включены ценностно-смысловые компетенции: ценностный мир личности, способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, понимание своей роли и предназначения, целевые и смысловые установки. Данные компетенции лежат в основе самоопределения личности и позволяют формировать как индивидуальные образовательные траектории, так и программы жизнедеятельности в целом.

Общекультурные компетенции связаны с решением вопросов, в которых субъект должен быть хорошо осведомлен, обладать соответствующим опытом: знания о национальной и общечеловеческой культуре, понимание духовно-нравственных основ жизни человека и социума, отдельных социальных групп, семьи, общественных отношений и явлений; понимание роли науки и религии в социальном развитии и пр.

Учебно-познавательные компетенции: целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка и пр., активизируют самостоятельную познавательную деятельность, обеспечивают логическую, методологическую, общеучебную стороны освоения познаваемых объектов. Сюда также относятся и креативные навыки: умение добывать знания из реального мира, приемы действий в нестандартных ситуациях, эвристические методы решения проблем.

Информационные компетенции позволяют работать с информацией, компьютерными технологиями, позволяют вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразовывать, сохранять, передавать и пр.

Коммуникативные компетенции связаны со знанием родного и иностранных языков, владением способами конструктивного взаимодействия с людьми, навыками работы в команде, разными социальными ролями в коллективе.

Социально-трудовые компетенции позволяют субъекту выполнять гражданско-общественную деятельность, вступать в социально-трудовые отношения, семейные отношения, осуществлять профессиональное самоопределение, решать вопросы экономического и правового характера. Данная группа компетенций обеспечивает необходимую для современной жизни социальную активность и функциональную грамотность в рамках социально-трудовых отношений.

Еще одна группа компетенций связана с личностным самосовершенствованием. Данные компетенции позволяют личности осваивать навыки физического, духовного и интеллектуального саморазвития, осуществлять эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

В учебном процессе студенты реализуют непрерывное самопознание, развивая тем самым необходимые современному человеку личностные качества: психологическая грамотность, культура мышления и поведения [7].

Интегральным социально-личностным и поведенческим феноменом, соответствующим актуальной на данный момент социализационной норме, являются компетентность и компетенции [8]. Данные термины в силу своей содержательной и структурной сложности раскрываются учеными по-разному. В ряде определений акцент сделан на личностных составляющий; в других работах - на знаниях и умениях, обеспечивающих перенос компетенции на разные стороны деятельности; на выполняемых функциях, включающих субъект в ту или иную деятельность. В третьей группе исследований в определении компетенции приоритетом является субъект и его способность к самосовершенствованию, познанию разных видов деятельности. Однако ведущим компонентом компетенций везде называется опыт, интегрирующий в себе усвоенные субъектом действия, способы и приемы решения задач.

Многими исследователями выявляются ключевые компетенции, в которых отражаются представления о социальном опыте личности, а также об основных видах ее деятельности. Эти ключевые компетенции дают возможность овладеть социальным опытом, получить жизненно важные навыки деятельности в современных социальных условиях [9].

В процессе изучения социальной компетентности исследователями акцент делается на компетенциях социального существования и взаимодействия человека с людьми, при этом понятия «социальный» используется в самом широком смысле.

Рассмотрим в качестве примера рабочую программу дисциплины «Социология», которая составлена в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, профиль «Муниципальное управление», академический бакалавриат. Данная рабочая программа реализуется в филиале ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке. В паспортном разделе «Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы» указана компетенция «ОК-7 - Способность к самоорганизации и самообразованию». В рамках изучения указанной учебной дисциплины накапливается информация о новом актуальном составе результатов обучения, требующих проявления социальной компетенции.

Изучение данной дисциплины направлено на формирование у обучающихся компетенции ОК-7, что проиллюстрировано в таблице 1.

Таблица 1

Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Компетенция Компонентный состав компетенций

Знает: Умеет: Владеет:

ОК-7 Способность к самоорганизации и самообразованию - основные принципы и способы самоорганизации; - основные принципы и способы самоорганизации и самообразования; - о принципах и способах самоорганизации и самообразования в профессиональной деятельности - использовать принципы самоорганизации на практике; - использовать принципы самоорганизации и самообразования на практике; - использовать принципы самоорганизации и самообразования в профессиональной деятельности - навыками самоорганизации собственной жизнедеятельности; - навыками самоорганизации собственной жизнедеятельности и самообразования; - навыками самоорганизации и самообразования собственной профессиональной деятельности

Таким образом, заявленная цель освоения учебной дисциплины, состоящая в изучении и усвоении специфики социологического знания, важнейших проблем социологии как науки, развитии у студентов навыков самостоятельного мышления может быть достигнута благодаря раскрытию именно социальной компетентности с акцентом на социальное существование и взаимодействие человека с другими людьми.

Педагогическое и методическое сопровождение при формировании социальной компетенции можно рассмотреть при изучении одной из тем учебной дисциплины «Социология». Например, при усвоении темы «Методология и методика эмпирического социологического исследования» студентам было предложено при выполнении аналитического задания «Вернадский В. И. полагал, что важным событием, повлиявшим на интенсивное развитие современной науки, было открытие книгопечатания И. Гуттенбергом» ответить на вопросы: 1. Почему изобретение книгопечатания является судьбоносным шагом в развитии научных представлений о мире? и 2. Какие открытия в науке внесли наиболее весомый вклад в развитие человечества? При выполнении задания и ответе на поставленные вопросы у студентов возможность реализации социальной компетентности проявилась в установлении связи между знанием и ситуацией. То есть в контексте рассматриваемой нами проблемы реализации социальной компетентности в образовательном процессе студентами была проявлена способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую при решении

конкретной проблемы. Конкретизация этапов формирования компетенции указана в таблице 2.

Таблица 2

Этапы формирования компетенций

Раздел дисциплины, темы Виды работ Код компетенции Конкретизация компетенций (знания, умения, навыки)

аудиторная Самостоятельная работа студента

Методология и методика эмпирического социологического исследования лекции вопросы для устного опроса ОК-7 - знает принципы и способы самоорганизации и самообразования в профессиональной деятельности

практические занятия реферат ОК-7 - умеет использовать принципы самоорганизации и самообразования в профессиональной деятельности; - владеет навыками самоорганизации собственной жизнедеятельности, самообразования и профессиональной деятельности

Как следствие, можно сказать, что все компетентности социальны, поскольку они выработаны и сформированы в социуме и являются социальными по своему содержанию, они и появляются, и функционируют в этом социуме [10]. При этом сама социальная компетентность включает в себя такие компетенции, которые формируют социальную зрелость и самосознание, готовность к взаимодействию, конструктивному разрешению проблем, ценности и смысл социокультурной деятельности, продуктивный уровень взаимоотношений, ответственность за результаты взаимодействия, социальный статус.

В заключении необходимо обратить внимание на то, что социальная компетенция важна не сама по себе, ее обоснование выделение должно быть неразрывно связано с содержанием образования, оно должно ставиться во главу угла при разработке содержания и структуры учебных программ. Поэтому, обладать данной компетенцией значит не означает быть образованным или ученым. Готовность к деятельности проявляется как психолого-педагогический настрой личности в виде знаний, умений, навыков, связанных с мобилизацией способностей, личного потенциала по реализации цели деятельности.

Считаем, что важнейшим направлением обновления образовательного ресурса ВУЗа можно назвать активное применение социализирующих возможностей профессиональной подготовки, введения студентов в пространство культурных смыслов, значений, ценностей, расширения их

мировоззренческого горизонта, предоставления условий для самостоятельного и осознанного выбора своего места в жизни и профессиональной деятельности [11].

Список использованных источников:

I. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

2. Дегтярева Е.А. Методы и критерии оценки инновационных процессов в образовании // Молодежь и наука: реальность и будущее: мат-лы IX Международной научно-практ. конференции. - Невинномысск, 2016. - С. 303305.

3. Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос.проф-пед.ун-та, 2000. - 258 с.

4. Bloom B.S., (Ed.). 1956. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longman.

5. Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов ВУЗов. Первая редакция. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научнометодических советов высшей школы, 2010. - 52 с.

6. Чапаев Н.К., Чошанов М.А. Креативная педагогика: проблемы, противоречия, пути их решения // Образование и наука. - 2011. - № 10 (69). - С. 3-27.

7. Жигимонт С.Н., Лобанова А.В., Молчанова Е.В. Личностный потенциал и социальная адаптированность личности: социально-психологический подход // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - №7-4. - С. 699-701.

8. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки, ключевые компетенции как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и личность специалиста. - М., 2002. - С. 14-32.

9. Ветров Ю.П., Кужелева И.Г. Структура и содержание социальной компетентности учащихся старшего школьного возраста, особенности ее формирования // Глобальный научный потенциал. - 2019. - № 4 (97). - С. 31-35.

10. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.

II. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие. - Ижевск: ИЦ Удмуртский ун-т, 2016. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.