Научная статья на тему 'К проблеме формирования социальной компетентности подростков'

К проблеме формирования социальной компетентности подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
777
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ В ЕДИНОЕ ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ / ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОДРОСТКОВ / ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА / INTEGRATION OF RUSSIA INTO EUROPEAN UNIFORM EDUCATIONAL SPACE / COMPETENCE / COMPETENCES / SOCIAL COMPETENCE OF TEENAGERS / PROGRAM OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF TEENAGERS / SPACE OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROTECTION OF THE CHILDHOOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поддубная Татьяна Николаевна, Хатит Фатима Рамазановна, Шебанец Елена Юрьевна

Статья содержит обоснование формирования социальной компетентности подростков в учреждениях социально-педагогической инфраструктуры в аспекте интеграции России в единое европейское образовательное пространство, отражает авторский взгляд на содержание социальной компетентности подростков, формы, методы и технологии ее формирования в пространстве социально-педагогический защиты детства Республики Адыгея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поддубная Татьяна Николаевна, Хатит Фатима Рамазановна, Шебанец Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE IN TEENAGERS

The paper contains justification of formation of social competence at teenagers in establishments of social and pedagogical infrastructure in an aspect of integration of Russia into European uniform educational space. Also it reflects the authors’ view on the contents of social competence of teenagers, forms, methods and technologies of its formation in space of social and pedagogical protection of the childhood in the Republic of Adyghea.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования социальной компетентности подростков»

УДК 37.013.12 ББК 74.66 П 44

Т.Н. Поддубная

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: fondcb@mail. ru

Ф.Р. Хатит

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: fxatit@mail.ru

E.Ю. Шебанец

Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: lenal5@rambler.ru

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ

( Рецензирована )

Аннотация. Статья содержит обоснование формирования социальной компетентности подростков в учреждениях социально-педагогической инфраструктуры в аспекте интеграции России в единое европейское образовательное пространство, отражает авторский взгляд на содержание социальной компетентности подростков, формы, методы и технологии ее формирования в пространстве социально-педагогический защиты детства Республики Адыгея.

Ключевые слова: интеграция России в единое европейское образовательное пространство, компетентность, компетенции, социальная компетентность подростков, программа социально-педагогической поддержки подростков, пространство социально-педагогический защиты детства.

T.N. Poddubnaya

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Pedagogy and Social Psychology Department of the Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: fondcb@mail. ru

F.R. Khatit

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Pedagogy and Social Psychology Department of the Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: fxatit@mail.ru

E.Yu. Shebanets

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Pedagogy and Social Psychology Department of the Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: lenal5@rambler.ru

ON FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE IN TEENAGERS

Abstract. The paper contains justification of formation of social competence at teenagers in establishments of social and pedagogical infrastructure in an aspect of

integration of Russia into European uniform educational space. Also it reflects the authors' view on the contents of social competence of teenagers, forms, methods and technologies of its formation in space of social and pedagogical protection of the childhood in the Republic of Adyghea.

Keywords: integration of Russia into European uniform educational space, competence, competences, social competence of teenagers, program of social and pedagogical support of teenagers, space of social and pedagogical protection of the childhood.

Сегодня интеграция России в единое европейское образовательное пространство, ратификация Конвенции ООН оправах ребенка способствовали новому осознанию и понимаю института социально-педагогической защиты детства.

В современной России предпринят широкий спектр социально-педагогических мер в аспекте глобализации. Наиболее характерной тенденцией развития современного института социально-педагогической защиты детства является ориентация всех субъектов социальной защиты детства на создание «пространства социально-педагогической защиты детства», содержательную канву которого составляет территориально-обозначенное открытое социальное пространство, интегрированное в образовательное пространство, в котором осуществляется созидательно-интегрирующая деятельность субъектов социальной защиты детства по обеспечению социальных гарантий детства на основе сохранения социокультурных ценностей и традиций, направленная на создание конкретных педагогических условий и возможностей эффективного процесса социализации, самореализации и саморазвития индивида [1]. Создание данного пространства направлено на решение актуальных и злободневных проблем детей и подростков: снижение фактов насилия в отношении детей в семье, в учреждениях социально-педагогической инфраструктуры, на улице; улучшение здоровья несовершеннолетних, в т.ч. и психического; мотивацию детей на созда-

ние семьи в будущем и рождение детей. Следовательно, социальная ситуация развития несовершеннолетних нуждается в серьезном анализе и прогнозировании перспектив функционирования пространства социально-педагогической защиты детства, что обусловливает интеграцию усилия всех субъектов социально-педагогической защиты и поддержки детства - работников сферы образования, учреждений социальной защиты, ученых, родителей и др.

Рядом нормативных документов (Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р), «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599, Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3, Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, проект Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и др.) зафиксированы качественные изменения в отечественной системе социально-педагогической инфраструктуры, направленные на эффективное обеспечение личностных результатов развития и социализации детей и подростков (мотивация к непрерывному личностному росту, духовно-нравственные ценностно-

смысловые ориентации, коммуникативные и другие социально значимые компетенции), формирование у них совокупности компетенций, новых жизненных установок личности, обеспечивающих эффективную интеграцию в общество, успешную самореализацию в жизни и будущей профессиональной карьере, то есть определены ключевые компетенции, определяющие содержание образования в современных условиях.

Национальной стратегией действий в интересах детей на 20122017 годы определены основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права, ориентированные на обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи.

Сегодня в контексте формирования компетентной личности акцентируется внимание и на национально-региональных ценностях. Так, целью воспитания подрастающей личности является определение приоритетов государственной политики в области воспитания детей, обеспечивающих становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение [2].

В числе важнейших воспитательных задач определены: создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания; содействие разработке и реализации образовательных программ, включению в образовательные програм-

мы элементов, направленных на повышение уважения детей к семье и родителям, старшим поколениям, подготовку личности к браку и семейной жизни на основе традиционных семейных и нравственных ценностей; поддержка родительских и иных общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных организациях; широкое привлечение детей к участию в деятельности социально-значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организациях и объединениях, волонтерском движении; расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей [2]. Иначе говоря, достижение нового качества образования обусловлено реализацией компетентностного подхода к содержанию образования, т.е. направлено на формирование у подрастающего поколения заданного набора компетенций, обеспечивающих способности применять полученные знания, умения и навыки для решения практических задач.

Компетентностный подход выступает основным детерминантом современного образования и зафиксирован в стандартах нового поколения ФГОС-3 и ФГОС-3+. «Компетентность - это готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества» [3]. Компетенция - competent (лат.) - соответствующий, способный; competence (англ.) - способность (компетенция). В федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения компетенция рассматривается как способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области [4]. И.А. Зимняя определяет компетенцию как совокупность взаимосвязанных качеств личности

(знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [5]. Таким образом, основной целью современных учреждений социально-педагогической защиты детства является не только формирование знаний, умений и навыков, но и формирование у обучаемых заданного набора компетенций. В числе этих компетенций важное место отведено социальной компетентности, включающей некий комплекс знаний, умений, навыков, способствующих эффективной адаптации и социализации личности в обществе. Проблема социальной компетентности является сегодня предметом научного дискурса (С.С. Фиранер, H.H. Нагайченко, Ю.А. Тюменева, H.A. Рототаева, И.И. Беседина, В.Г. Первутинский, И. Дементьева, Н. Зубарева, Г. Малая, Н. Гарашкина, A.B. Михайлов, Е.В. Каменская).

Подробный анализ социальной компетентности содержится в работе Е.В. Каменской «Социальная компетентность: соотношение научных теорий» (2012), которая утверждает, что концептуально близким понятием социальной компетентности являются категории «уровень развития социальной действительности», «социальная зрелость», т.е. некий определенный уровень адаптации человека к эффективному выполнению заданной социальной роли, уровень освоения действительности посредством сознания [6].

H.H. Нагайченко определено содержание социальной компетентности по направлению развития каждого из компонентов: «Личность» (знания ролевых требований и ожиданий, предъявляемых обществом к обладателям определенного социального статуса; знания общечеловеческих норм и ценностей; знания и представления человека о себе,

восприятие себя как социального субъекта и как личности; получение навыков и опыта эффективного социального взаимодействия и др.), «Гражданин» (знания об устройстве и функционировании социальных институтов; о различных социальных структурах и социальных процессах, протекающих в обществе; получение навыков и опыта ролевого поведения и др.), «Профессионал» (знания обязанностей и прав работника и работодателя, состава документов для приема на работу, требований к ключевым специальностям; получение навыков и опыта ролевого поведения, ориентированного на ту или иную профессию) [7].

Учеными определены показатели социальной компетентности подростков: сформированность навыков само- и взаимоподдержки; знание своих прав и умение их отстаивать, личная ответственность за совершаемые действия; владение средствами общения и конструктивного взаимодействия; способность адаптироваться в новых ситуациях; успешное выполнение социальных ролей, дисциплинированность; расширение субъектного опыта и т.д. [8; 9].

Как нам представляется, формирование у подростков социальной компетентности имеет приоритетное значение, т.к. является результатом ратификации нашей страной Конвенции ООН о правах ребенка (1989), предусматривающей необходимость правового просвещения детей, формирование у них навыков самозащиты и самопомощи с целью проявления активной субъектной позиции при решении собственных проблем. В связи с этим в российских школах реализуется целостная программа гражданско-правового образования и воспитания [9].

Средством формирования социальной компетентности подростков выступила разработанная нами программа групповой социально-педагогической поддержки «Стра-

на, где я живу в 21 веке». Данная программа реализовывалась студентами кафедры педагогики и социальной психологии Адыгейского госуниверситета в учреждениях социально-педагогической инфраструктуры Республики Адыгея на классных часах в старших классах. Целью данной программы является формирование у обучаемых гуманистических социальных установок к себе, развитие представлений о своем месте в системе социальных связей и взаимоотношений, овладение навыками самозащиты. Задачами программы выступили: расширение у обучаемых представления о своем месте в окружающем мире, существующих нормах и ценностях; формирование представлений у детей и подростков о национальных традициях адыгейского народа, своем правовом поле, о действующей нормативно-правовой базе по защите их прав; овладение обучаемыми навыками самозащиты и самопомощи; развитие ценностного отношения к себе, своему здоровью, окружающей среде. Новизна программы заключается в интегративном подходе к формированию у учащихся гуманистических социальных установок к себе как субъекту собственного развития на основе ценностного потенциала, разнообразия информации о своем социальном поле с учетом национально-регионального компонента. Учитывая, что социальная защита детства в нашем понимании носит интегративный характер, в ходе реализации программы нами были отобраны специальные темы, отражающие социокультурные, правовые, здоровьесберегаю-щие аспекты [9].

Программа рассчитана на 16 часов учебного времени и состоит из трех разделов «Мое место в этом мире», «Мои права», «Мое здоровье», существенно расширяющих тематику основной части учебного плана и обеспечивающих специфику развития социальной компе-

тентности подростков. В процессе реализации программы социальный педагог и социальный работник применяют различные формы и методы работы: диагностические методики, беседы, деловые игры, «круглые столы», экскурсии, диспуты, тренинги, конкурс плакатов и т.д. Программа предполагает и использование интерактивных форм обучения, когда в ходе изложения материала возможны индивидуальные проектные разработки, самостоятельные мини-исследования учащихся: «Тайны моего имени и моей фамилии», «Кем я хочу стать?», «Вредные привычки», «Национальные традиции народов Кавказа» и др. В целом, с методической точки зрения программа включает в себя три основные уровня подачи и изложения материала: репродуктивный, реконструктивный и проектный. Каждая тема предполагает совместное обсуждение материала (диспуты, «круглые столы», беседы).

Особое место в программе принадлежит национально-региональному компоненту (тема «Моя родина - Адыгея!»). Представленная программа, имея универсальные характеристики, в то же время ориентирована на учет особенностей поликультурного образовательного пространства (которым является Республика Адыгея), базируется на регионально-территориальном принципе образовательной политики, когда каждый регион вправе определять содержание образования с учетом национально-регионального компонента, опираясь на собственные сложившиеся традиции, социокультурные механизмы образования и воспитания детей. Принцип культуросообраз-ности позволил нам определить этнокультурный компонент в качестве одного из элементов содержания данной программы, которая предусматривает культивирование и этнорегиональных ценностей. Ведь этнорегиональные ценности, лежащие в основе адыгства (чело-

вечность, почтительность, разум, мужество, честь; ребенок, его благополучие, семья как главнейшая ценность; приоритет семейного воспитания и др.) (Б.Х. Бгажноков, Н.Х. Байчекуева), не противоречат базовым общечеловеческим ценностям - Истины, Добра и Красоты, а наоборот, их конкретизируют и дополняют. Они направлены на актуализацию гуманистических установок человеколюбия, признание человечности господствующим принципом существования этноса. Этнокультурные традиции являются своеобразным путем освоения общечеловеческих, национальных ценностей, средством преодоления превосходства, значимости традиций одной нации над другими [1; 9].

Специфическая тема «Социальные болезни: как от них уберечься» раскрывает аспекты полового просвещения подростков, направлена на предупреждение распространения ВИЧ/СПИДа, инфекций, передающихся половым путем, наркомании в детско-подростковой среде. Она предполагает информирование детей и подростков о наиболее опасных социальных заболеваниях -наркомании и ВИЧ/СПИДе; доступ обучающихся к достоверной информации, средствам индивидуальной защиты, углубление ориентации на здоровый образ жизни, способах сохранения своего здоровья. Для изучения данной темы привлекались студенты-волонтеры (будущие социальные педагоги и социальные работники), которые прошли курс специальной подготовки в Адыгейском республиканском Центре по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями (АРЦПБ СПИД), что позволяет им осуществлять профилактическую работу среди несовершеннолетних.

После проведения бесед «Представление о моем здоровье», игры «Почему мы говорим о ВИЧ/СПИДЕ?» и тренинга «Уверенное и ответственное поведение» учащимся раздавались буклеты, популярная литература, освещающие вопросы профилактики наркомании и ВИЧ/ СПИДа, предлагалось пройти бесплатное анонимное обследование в АРЦПБ СПИД.

Программа групповой социально-педагогической поддержки «Страна, где я живу в 21 веке» носит практико-ориентированный характер, обусловленный выделением в процессе изучения каждого раздела следующих этапов: получение знаний (о себе, своей семье, социокультурном пространстве, социальных болезнях), понимание и осознание их сущности, стремление воплощать их в действительности (умение отстаивать свои права, личная ответственность за совершаемые действия, стремление к собственной защите, не нарушая при этом прав окружающих, ведение здорового и ответственного образа жизни). Триада названных действий образует ядро социальной компетентности подростков [9].

В целом, все предложенные для изучения темы, выбранные формы и методы работы ориентированы на позиционирование подростков в пространстве социально-педагогической защиты детства, определении своего места как объекта социально-педагогической защиты. Итак, содержание программы многоаспектно и направлено на создание эффективного пространства социально-педагогической защиты детства в направлении формирования у подростков социальной компетентности.

Примечания:

1. Поддубная Т.Н. Методология, теория и практика социальной защиты детства в современной России (в контексте гуманистической парадигмы образования): дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2007. 398 с.

2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://ivolin.ru/strategy-of-education-in-russia-up-to-2025-legitimizing-debilizatsii-russian-children.

3. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие. М.: Академия, 2006. 400 с.

4. Поддубная Т.Н., Крынина О.Ю. Инновационная компетентностная модель выпускника высшей школы (на примере бакалавра) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. Вып. 1. С. 111-118.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2003. 384 с.

6. Каменская Е.В. Социальная компетентность: соотношение научных теорий // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1.

7. Нагайченко Н.Н. Социальная компетентность старшеклассников: содержание и структура // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 3. С. 14-19.

8. Дронова Е.Н. Социально-педагогическая поддержка подростков в деятельности социального педагога общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2004. 200 с.

9. Поддубная Т.Н. Программа социально-педагогической поддержки как средство формирования социальной компетентности учащихся современной школы в процессе социально-педагогической деятельности // Наука и школа. 2010. № 2. С. 17-20.

References:

1. Poddubnaya T.N. Methodology, theory and practice of social protection of childhood in modern Russia (in the context of humanistic paradigm of education): Diss, for the Dr. of Pedagogy degree. Rostov-on-Don, 2007. 398 pp.

2. Strategy of development of education in the Russian Federation for the period till 2025. URL: http://ivolin .ru/strategy-of-education-in-russia-up-to-2025-legitimizing-debilizatsii-russian-children.

3. Krayevsky V.V., Berezhnova E.V. Methodology of pedagogy: a new stage: a manual. M.: Academia, 2006. 400 pp.

4. Poddubnaya T.N., Krynina O.Yu. Innovative competence-based model of a higher school graduate (based on the example of a bachelor) // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. Maikop: ASU publishing house, 2012. Issue 1. P. 111-118.

5. Zimnyaya I.A. Educational psychology: a textbook for higher schools. 2nd ed., enlarged and revised. M.: Logos, 2003. 384 pp.

6. Kamenskaya E.V. Social competence: correlation of scientific theories // Modern problems of science and education. 2012. No. 1.

7. Nagaychenko N.N. Social competence of senior pupils: contents and structure // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2012. No. 3. P. 14-19.

8. Dronova E.N. Social and pedagogical support of teenagers in the activity of a social teacher of comprehensive school: Diss, for the Cand. of Pedagogy degree. Barnaul, 2004. 200 pp.

9. Poddubnaya T.N. The programme of social and pedagogical support as means of formation of social competence of pupils of modern school in the course of social and pedagogical activity // Science and school. 2010. No. 2. P. 17-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.