Научная статья на тему 'РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРУМОВ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ'

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРУМОВ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
667
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ / МОЛОДЕЖНЫЕ ФОРУМЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФОРУМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахуташвили Татьяна Викторовна, Черникова Ирина Владимировна

Статья посвящена анализу возможностей образовательных форумов в развитии личностного потенциала молодежи. В ней представлена комплексная характеристика образовательных форумов, авторский подход к их классификации. Особое внимание авторами уделяется раскрытию преимуществ образовательных форумов, их отличительных особенностей и возможностей реализации принципов инновационных образовательных трендов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EDUCATIONAL FORUMS IN DEVELOPING THE PERSONAL POTENTIAL OF YOUNG PEOPLE

The article is devoted to the analysis of the possibilities of educational forums in the development of the personal potential of young people. It presents a comprehensive description of educational forums, the author's approach to their classification. The authors pay special attention to the disclosure of the advantages of educational forums, their distinctive features and opportunities for implementing the principles of innovative educational trends.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРУМОВ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ»

Педагогика

УДК 37.04-053

кандидат педагогических наук, доцент Бахуташвили Татьяна Викторовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего

образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь);

кандидат педагогических наук, доцент Черникова Ирина Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего

образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРУМОВ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Статья посвящена анализу возможностей образовательных форумов в развитии личностного потенциала молодежи. В ней представлена комплексная характеристика образовательных форумов, авторский подход к их классификации. Особое внимание авторами уделяется раскрытию преимуществ образовательных форумов, их отличительных особенностей и возможностей реализации принципов инновационных образовательных трендов.

Ключевые слова: молодежь, обучение, социальное воспитание, личностный потенциал молодежи, молодежные форумы, образовательные форумы.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the possibilities of educational forums in the development of the personal potential of young people. It presents a comprehensive description of educational forums, the author's approach to their classification. The authors pay special attention to the disclosure of the advantages of educational forums, their distinctive features and opportunities for implementing the principles of innovative educational trends.

Keywords: youth, education, social education, personal potential of young people, youth forums, educational forums.

Введение. Российское общество претерпевает кардинальные изменения, затрагивающие все аспекты жизнедеятельности социума, что предъявляет принципиально новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения. В связи с чем актуальные преобразования наиболее ярко проявляются в системе образования и молодежной политики. Существующая система образования, должна быть ориентирована на решение важнейшей задачи - развитие личностного потенциала молодежи. Востребованным становится формирование личностных ресурсов молодого поколения, обеспечивающих устойчивое стремление к профессиональной самореализации, готовность к непрерывному самообразованию, способность творчески подходить к осуществлению ведущей деятельности, проявлять социальную и инновационную активность. Поскольку молодежь является ресурсом человеческого капитала, источником общественного развития, государство все больше концертирует внимание на молодежи, как одной из самых мобильных, активных, инициативных, динамично развивающихся социально-демографических групп.

Современные реалии диктуют спрос на человека нового формата, обладающего личностной мобильностью, высокой адаптивностью, конкурентоспособностью. Неотъемлемыми составляющими личностной эффективности становятся развитое аналитическое мышление, быстрая обучаемость, эмоциональный интеллект, многозадачность. Новые требования к личностным характеристикам успешного профессионала и активного члена общества актуализируют потребность в создании инновационного образовательного пространства, разработке и внедрении передовых образовательных технологий, ориентированных на всестороннее развитие личности молодого человека.

В настоящее время в России все большую популярность приобретают молодежные образовательные форумы, которые направленны на создание условий для самореализации молодежи, раскрытие и реализацию их личностного и профессионального потенциала, развитие профессиональных, интеллектуальных, творческих и других компетенций, востребованных в современных социально-экономических условиях.

Анализ отечественного и зарубежного опыта в данной области показывает, что одной из эффективных технологий в сфере образования и социального воспитания молодежи являются форумы различной направленности, в том числе и образовательные. Образовательные форумы являются уникальной площадкой, призванной оказывать влияние на процесс формирования, воспитания личности через потенциал образования.

Таким образом актуальность поднятой проблематики обусловлена:

- возрастающей потребностью в развитии личностного потенциала молодежи, формировании личностных ресурсов молодого поколения, обеспечивающих их успешность в профессиональной сфере и социальной жизни;

- востребованностью в педагогической практике принципиально новых образовательных технологий, вызывающих интерес у молодого поколения, удовлетворяющих их познавательные потребности и запросы в сфере образовательных услуг;

- необходимостью расширения практики образовательных форумов так как они имеют огромный педагогический потенциал, который реализуется через комплексное сочетание ценностных, содержательных, технологических и методических средств, способных осуществлять воспитательное, обучающее воздействие на молодого человека.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время относительно новой формой активности молодежи можно считать образовательные форумы, целевой ориентир которых направлен на предоставление возможностей для раскрытия потенциала молодежи, формирования активной жизненной позиции, получения новых знаний, развития профессиональных компетенций и др.

Современные социально-экономические реалии, яркая трансформация рынков, активное развитие технологий во всех сферах жизнедеятельности человека предъявляют новые запросы и требования к образованию и образовательным результатам, которые необходимы человеку для успешной интеграции, социализации в постоянно изменяющихся условиях современной жизни и для эффективного построения своей жизненной и профессиональной стратегии.

Содержание образовательных форумов заключается в создании площадки для презентации современных образовательных технологий и методик в сфере обучения, развития разносторонне развитой личности.

Основополагающей целью образовательных форумов вне зависимости от уровня их организации является создание особой среды, включающей в себя социокультурные, коммуникативные, образовательные и личностно-развивающие компоненты и способствующей самоопределению представителей молодого поколения, их самореализации, поддержки молодежных инициатив, формированию компетенций, вытребованных в современных реалиях и в целом приращению человеческого капитала.

Основным преимуществом образовательных форумов является то, что они предоставляют возможность широкому кругу представителей молодого поколения не только презентовать экспертному сообществу собственные инициативы, идеи и проектные разработки, но и получить актуальное обучение у ведущих преподавателей отечественной и зарубежной

системы образования, специалистов-практиков, представляющих различные сферы профессиональной деятельности в зависимости от тематической ориентации конкретного молодежного форума.

В общем виде образовательный форум можно представить, как уникальную информационно-образовательную, обучающую, коммуникативно-дискуссионную площадку, которая направлена на решение следующих задач:

- распространение эффективных педагогических, обучающих практик, актуальных в современной образовательной и социальной действительности;

- предоставление качественного обучения в рамках определенной образовательной программы в соответствующей профессиональной области;

- трансляция инновационных, прогрессивных теоретических и практических разработок;

- развитие социальной, образовательной грамотности и компетентности;

- создание условий для развития личностных характеристик, способствующих самоопределению, самореализации, самосовершенствованию, самоактуализации в условиях непрерывного образования;

- повышение профессиональных, интеллектуальных, творческих и других компетенций;

- организация действенной системы раскрытия, определения, оценки, содействия и стимулирования молодежных инициатив.

Образовательные форумы бывают различной направленности. Основываясь на анализе современных исследований [1, 3], мы предлагаем классификацию образовательных форумов по методу формирования набора тем:

1. Тематические - это образовательные форумы, в которых четко определены тематические границы, они строятся в соответствии отраслевой (экономические, социально-политические, технические и др.) или предметной (математические, педагогические, социологические и др.) тематики.

2. Проблемные - образовательные форумы с определенным проблемным полем, чаще всего связаны с актуальными вопросами и проблемами в различных сферах жизнедеятельности общества.

3. Постоянно действующие - образовательные форумы, имеющие традицию проводиться ежегодно с основным целевым ориентиром - популяризация различных сфер приложения активности молодежи, обучение, развитие наиболее востребованных личностных и профессиональных компетенций.

Ярким примером представленной классификации является олимпиада «Я-профессионал», в рамках которой проводятся различные тематические, профильные, проблемные, междисциплинарные образовательные форумы. Мероприятия, проводимые в рамках данных образовательных форумов, отличаются практической ориентацией и объединяют талантливую молодежь всех субъектов Российской Федерации. Образовательные форумы в рамках олимпиады «Я-профессионал» предполагают интеграцию совместных усилий ведущих отечественных вузов и компаний. Молодые люди получают возможность взаимодействия и общения в профессиональном сообществе, включающем в себя признанных экспертов и специалистов в определенной области. Здесь у них формируются представления о тенденциях развития интересующей их профессиональной деятельности, актуальных профессиональных требованиях, запросах и предпочтениях потенциальных работодателей [2].

Направленность образовательных форумов в рамках олимпиады «Я-профессионал» достаточно широка, выделим некоторые:

- Образовательный форум по математике и искусственному интеллекту. Участники форума знакомятся с ролью и местом математики в современной науке, с возможностями реализации своих знаний на практике, с передовыми разработками и проектами в области искусственного интеллекта, с известными исследователями, учеными, представителями крупнейших IT-компаний, цифровых гигантов и финтех-пионеров, таких как Яндекс, ABBYY, Mail.ru Group, Сбер, Тинькофф Банк и др.;

- Образовательный социогуманитарный форум. Форум направлен на развитие социогуманитарных наук, обучение методам исследования социальных процессов, знакомство молодежи с актуальными трендами на современном рынке труда, с запросами работодателей на востребованные образовательные услуги и др.;

- Образовательный форум «Тебе решать!». Форум характеризуется сквозной тематикой, базовые направления: информационная и кибербезопасность, программирование и информационные технологии; предпринимательство и др. Основной задачей является научить проектному подходу для реализации как рутинных, так и нестандартных задач на основе генерации новых идей, креативного мышления;

- Образовательный форум Президентской академии по государственному и муниципальному управлению. Форум создает уникальные условия для активных, талантливых студентов для продвижения своих идей и проектов по развитию органов государственной власти и местного самоуправления. Дает возможность обучаться новым управленческим моделям, поработать над своим личностным ростом, профессиональным развитием, начать карьеру в системе государственного и муниципального управления.

Необходимо отметить, что образовательные форумы имеют огромный педагогический потенциал, который реализуется через комплексное сочетание ценностных, содержательных, технологических и методических средств, способных осуществлять воспитательное, обучающее воздействие на человека.

В качестве отличительных особенностей образовательных форумов можно выделить:

- наличие различных ресурсов: профессиональных, образовательных, методических, информационных, социальных, культурных и др.;

- возможность получения качественного обучения с использованием передовых образовательных технологий;

- возможность профессиональной экспертной оценки инновационных идей, разработок, проектов представителей молодежи и реализация их в реальной практике.

Также следует подчеркнуть, что образовательные форумы позволяют реализовывать принципы новых трендов в образовании. Согласно исследованиям С.Ю. Поповой, Е.В. Прониной к этим принципам следует относить:

1. Принцип индивидуализации. Данный принцип позволяет опираться на индивидуальные образовательные потребности и приоритеты каждого участника форума. Сущность этого принципа состоит в том, что каждый участник образовательного форума может сконструировать и пройти собственный путь к освоению того знания, которое является для него наиболее актуальным и востребованным. Принцип индивидуализации характеризуется субъект-субъектным взаимодействием между участником и тренером, преподавателем, профессионалом. Данное взаимодействие направлено на помощь, определение образовательного пути и сопровождение индивидуальной образовательной программы в рамках форума. Необходимо отметить, что реализация данного принципа зависит от формата обучения и профессионализма, мастерства наставка/тренера.

2. Принцип открытости, ориентирован на преодоление границ конкретного, запрограммированного учебного поля зафиксированного традиционной системой образования и включение в обучение инновационных, прогрессивных методик, технологий, которые могут дать новый образовательный эффект.

3. Принцип вариативности, направлен на создание разнообразной «избыточной» среды, по отношению к которой становится возможным осуществление реального выбора в построении индивидуальной образовательной программы в условиях образовательного форума [4].

При реализации вышеуказанных принципов в образовательном форуме создается система перехода от «знаниевого» к «деятельностному» содержанию образования.

Выводы. Подводя итоги комплексной характеристики образовательных форумов, необходимо отметить, что они могут организовываться и проводиться как в сфере формального образования, так и неформального по инициативе различных организаций и объединений, и затрагивать актуальные запросы и потребности различных целевых групп. Образовательные форумы имеют вариативную характеристику, строятся по модульному принципу, обладают высоким педагогическим, адаптивным потенциалом и ориентируются на индивидуальные потребности участников форума. Образовательные форумы позволяют сформировать востребованные современными условиями компетенции, а также стимулируют развитие социальной, образовательной активности, инновационного, критического, проектного мышления представителей подрастающего поколения.

Литература:

1. Гарькин И.Н. Молодежные форумы - площадка для личностного и профессионального развития молодых специалистов // Молодой ученый. - 2014. - № 18 (77). - С. 533-535.

2. Официальный сайт студенческой олимпиады «Я- профессионал». - URL: https://yandex.ru/profi/school (дата обращения 10.05.2020).

3. Пальцев И.М. Молодежные форумы как одна из форм политической активности молодого поколения //Общество: политика, экономика, право. - 2017. - №1. - С.38-40.

4. Попова С.Ю., Пронина Е.В. Молодежный форум как образовательная площадка // Научно-методический журнал «Образование личности». - 2015. - № 1. - С. 138-143.

Педагогика

УДК 37.014

кандидат педагогических наук, доцент Башмакова Елена Анатольевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва); инструктор физической культуры Дегтярев Евгений Анатольевич

Автономная некоммерческая образовательная организация «Физтех-лицей» имени П.Л. Капицы (г. Долгопрудный)

ФАКТОРЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ БУЛЛИНГА И КИБЕРБУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В последние годы наблюдается повышенный интерес российских исследователей к проблеме буллинга. Одним из первых отечественных ученых, обратившихся к изучению данного явления, являлся И.С. Кон. Исследователи буллинга отмечают всплеск данного явления в подростковом возрасте. Буллинг в подростковом возрасте значительно чаще возникает в школе или на школьной площадке, чем за ее пределами, например, по месту жительства обучающихся. С вовлечением детей и подростков в мир социальных сетей и мобильных телефонов появился новый вид школьного насилия -кибербуллинг. Дети и подростки выкладывают большой объем личной информации в Интернет на своих страницах в социальных сетях. Эта информация может быть использована агрессором в целях запугивания своего объекта. Кибербуллинг может выйти из границ Интернета в реальную жизнь в виде других проявлений травли, когда агрессор и объект травли находятся в одной школе, в одном районе или городе. Буллинг среди школьников в последние годы активно обсуждается психологами, педагогами и родителями на форумах в сети Интернет, где участники предлагают описания своего опыта по предупреждению данного явления. В связи с наличием данной проблемы в подростковой среде в статье рассматриваются факторы и причины возникновения буллинга и кибербуллинга, предлагается воспитательная стратегия образовательной организации по профилактике и предупреждению этого вида насилия.

Ключевые слова: подростковый возраст, буллинг, конфликт, агрессия, причины, факторы, кибербуллинг.

Annotation. In recent years, there has been an increased interest of Russian researchers in the problem of bullying. One of the first Russian scientists who turned to the study of this phenomenon was I.S. Kohn. Bullying researchers note a surge in this phenomenon in adolescence. Bullying in adolescence is much more likely to occur in school or on the school playground than outside of it, for example, at the place of residence of students. With the involvement of children and adolescents in the world of social networks and mobile phones, a new type of school violence has emerged - cyberbullying. Children and teenagers post a large amount of personal information on the Internet on their social media pages. This information can be used by the aggressor to intimidate its target. Cyberbullying can go beyond the boundaries of the Internet to real life in the form of other manifestations of bullying, when the aggressor and the object of bullying are in the same school, in the same district or city. Bullying among schoolchildren in recent years has been actively discussed by psychologists, teachers and parents on forums on the Internet, where participants offer descriptions of their experience in preventing this phenomenon. In connection with the presence of this problem in the adolescent environment, the article examines the factors and causes of bullying and cyberbullying, and suggests an educational strategy of an educational organization for the prevention and prevention of this type of violence.

Keywords: adolescence, bullying, conflict, aggression, causes, factors, cyberbullying.

Введение. В условиях цифровизации общества перед образовательной организаций в центре внимания появляется проблема социализации обучающихся в новых условиях образовательной среды: информационно-насыщенной, коммуникационно-мобильной, обладающей потенциалом свободы выбора программ и курсов обучения. Обеспечение равных возможностей для получения доступного и качественного образования, с одной стороны, и, с другой стороны, бесконтрольное использование интернета и социальных сетей, особенно в подростковой среде общеобразовательной школы выявило следующие противоречия между:

- увеличением роли киберпространства в жизни современных подростков и необходимостью объективной оценки состояния буллинга в подростковой среде со стороны родителей;

- существующими концепциями профилактики и предупреждения конфликтов и отсутствием стратегии образовательной организации по разработке и реализации человековедческих технологий по профилактике кибербуллинга в подростковой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.