Научная статья на тему 'ТРАЕКТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ'

ТРАЕКТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО / ОБЩЕСТВЕННОГО И ЖИЗНЕННО-ФУТУРОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бушная Наталия Владимировна

В статье раскрывается процесс формирования социальной компетентности старшеклассников. Образовательная траектория формирования социальной компетентности старшеклассников представлена этапами самоопределения, саморазвития, самореализации и характеризует особенности реализации их субъектности в образовательном пространстве школы посредством решения социальных задач индивидуально-личностного, общественного, жизненно-футурологического содержания через выявление своей позиции в образовательном пространстве, собственное изменение, развитие и самостоятельную деятельность по формированию социальной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRAJECTORIES OF THE FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF SENIOR STUDENTS

The article describes the process of the formation of social competence of senior school students. The educational trajectory of the formation of senior school students’ social competence is presented by stages of selfdetermination, self-development and self-realization and characterizes the peculiarities of their realization in school educational environment by means of solving social tasks of personal, public and life-futurological content identifying their own position, personal development and independent activities in the formation of social competence.

Текст научной работы на тему «ТРАЕКТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ»

российском образовании: Дошкольное

образование. - 999-№ 4. -27 с.

2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 80 с.

3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений 3-е. изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416а

4. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров: Издательство Юрайт, 2013. - 510 с.

5. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи // Проблемы и перспективы развития образования (II): Материалы междунар. заоч. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2012. -71с.

ТРАЕКТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

Бушная Наталия Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент, директор государственного учреждения образования «Гимназия №1 имени Ф. Скорины г. Минска», Республика Беларусь

THE TRAJECTORIES OF THE FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF SENIOR STUDENTS

Bushnaya Nataliya Vladimirovna

Ph.D. in Pedagogy, assistant Professor, The principle of state educational establishment «Gymnasium № 1 named after F. Scorina of Minsk»,

Republic of Belarus

АННОТАЦИЯ

В статье раскрывается процесс формирования социальной компетентности старшеклассников. Образовательная траектория формирования социальной компетентности старшеклассников представлена этапами самоопределения, саморазвития, самореализации и характеризует особенности реализации их субъектности в образовательном пространстве школы посредством решения социальных задач индивидуально-личностного, общественного, жизненно-футурологического содержания через выявление своей позиции в образовательном пространстве, собственное изменение, развитие и самостоятельную деятельность по формированию социальной компетентности.

ABSTRACT

The article describes the process of the formation of social competence of senior school students. The educational trajectory of the formation of senior school students' social competence is presented by stages of self-determination, self-development and self-realization and characterizes the peculiarities of their realization in school educational environment by means of solving social tasks of personal, public and life-futurological content identifying their own position, personal development and independent activities in the formation of social competence.

Ключевые слова: социальная компетентность старшеклассников, социальные задачи индивидуально-личностного, общественного и жизненно-футурологического содержания, самоопределение, саморазвитие, самореализация.

Key words: social competence of senior student, social problems of personal, public and life-futurological content, self-determination, self-development, self-realization.

Самореализация молодого человека в условиях глобальных вызовов современности во многом обусловлена наличием у него социальной компетентности, формирование которой в настоящее время входит в группу приоритетных образовательных задач на всех ступенях и уровнях системы непрерывного образования. Это объясняет высокие требования общества и государства к формированию социальной компетентности старшеклассников. Перед учащимися в этом возрасте встают задачи профессионального и жизненного самоопределения, определения своего места в системе социальных отношений. Выпускники школы, покидая учреждение образования, окунаются в социальный мир,

который предоставляет им целый спектр возможностей. Одновременно они сталкиваются с большим количеством социальных проблем, требующих от них осознанного и ответственного выбора в соответствии с личностными предпочтениями и социальной значимостью результата.

Способность старшеклассников справляться с многообразными социальными проблемами и через их разрешение реализовывать себя в социуме мы связываем с наличием у них сформированной социальной компетентности. Сущность социальной компетентности личности

раскрывается в зарубежной (М. Аргайл, Дж. Боули, Г. Гибш, Г. Зильгер, У. Пфингстен, Л. Роуз-

Крэснор, К. Рубин, М. Форверг, М. Форд, Ф. Хельман, Р. Хинтч, Г. Циммер) и российской (Г.Э. Белицкая, Е.В. Коблянская, В.Н. Куницина, А.И. Савенков и др.) психологии. Психологическому сопровождению процесса формирования социальной компетентности обучающихся посвящены исследования ряда российских ученых (Ю.И. Байков, Н.В. Калинина, Т.И. Филипиди и др.). Поиску средств формирования социальной компетентности студентов вузов посвящены исследования педагогики высшей школы (С. Н. Краснокутская, Д.А. Почебут, А. В. Спирин и др.). С учетом возраста процесс формирования социальной компетентности обучающихся раскрывается в исследованиях О.Ф. Борисовой (дошкольный); О.В. Галакова, Ю.В. Коротиной, О.А. Крузе-Брукс (младший школьный); Л.Н. Гиенко, Т.И. Самсонова (подростковый).

По отношению к современным старшеклассникам проблема формирования социальной компетентности изучена недостаточно (работы С.В. Никитиной, Н.Н. Нагайченко, М.С. Сулейманова и др.), обнаруживается дефицит эффективных и универсальных моделей данного процесса, отвечающих вызовам образованию XXI века. Сказанное определяет актуальность отражения образовательной траектории формирования социальной компетентности старшеклассников в образовательном пространстве школы в соответствии с современными подходами и требованиями к организации образовательной практики.

Социальная компетентность рассматривается нами как интегративная характеристика старшеклассника, отражающая его потребность, готовность и способность разрешать социальные проблемы с позиции личностной значимости, норм и ценностей социума посредством решения задач индивидуально-личностного, общественного, жизненно-футурологического содержания,

обеспечивающих его реализацию в социальном окружении. Формирование социальной компетентности старшеклассника происходит в процессе возрастания его субъектной позиции в образовательном пространстве школы. Это означает, что старшеклассник должен осознать и реализовать себя в качестве субъекта формирования своей социальной компетентности. Социальные задачи трех типов строятся в логике постепенного и постоянного усложнения процесса наращивания социального опыта учащихся, рефлексивного осознания социальной значимости своей личности, расширения пространства взаимодействия в направленности на инновационность и творчество так, чтобы было обеспечено непрерывное формирование социальной компетентности. В этом отношении важна преемственность в формировании социальной компетентности учащихся, которая обусловлена разной степенью самостоятельности, активности и ответственности учащихся, проявляющихся потребности, готовности и способности решать социальные задачи.

Старшеклассник имеет определенный багаж социальных знаний, опыт участия в социально значимой деятельности, т.е. занимает определенную позицию в структуре отношений образовательного пространства. Прежняя полудетская-полувзрослая социальная роль начинает осознаваться старшеклассниками как не соответствующая их возрастным особенностям [1, с. 94-106]. Как отмечают И.В. Лашук и М.Б. Завадский, молодые люди хотят независимости, но не готовы брать ответственность, личностный выбор не всегда сочетается с принятием на себя обязанностей. Будущая социальная жизнь представляется им как веер возможностей, которые заключают в себе как перспективу роста, восхождение на новую ступеньку социальной лестницы, так и перспективу занятия маргинальных и «нестатусных» социальных позиций [2, с. 33]. Потребность и стремление старшеклассников к персонализации вступает в противоречие с объективными возможностями проявления индивидуальности, которые создает ценностно-содержательная основа образовательного пространства школы. Поэтому становление субъектной позиции старшеклассника в образовательном пространстве в контексте развития его социальной компетентности в опоре на социально-антропологические особенности этого возраста предполагает формирование опыта проявления, развития и реализации «самости», т.е. осуществления самостоятельной деятельности. В процессе разрешения вышеотмеченного противоречия формирование социальной компетентности старшеклассников закономерно проходит три этапа: самоопределения, саморазвития, самореализации, - и сопровождается возрастанием его субъектности в решении социальных задач в образовательном пространстве школы.

Организация процесса формирования социальной компетентности старшеклассника в ориентации на выделенные этапы задает образовательную траекторию в единстве нормативных требований, предъявляемых к организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, возможностей образовательного пространства школы и индивидуальных особенностей личности учащегося. Социальные задачи трех типов, посредством которых формируется социальная компетентность старшеклассников в

образовательном пространстве школы, строятся в логике постепенного усложнения процесса наращивания социального опыта учащихся, расширения пространства взаимодействия от этапа к этапу. Для каждого этапа разработаны содержательные характеристики образовательной траектории, включающие цели, направленность социальных задач трех типов и результат.

Цель этапа самоопределения состоит в осознанном принятии старшеклассником позиции воспитателя социально компетентного человека по отношению к самому себе. Данная цель достигается

через решение социальных задач, в результате которых у старшеклассников происходит: осознание социальной компетентности в качестве ценности-цели; принятие ценностей

образовательного пространства школы; осмысление себя в нем, его структурирование в соответствии со своими потребностями, интересами и способностями.

Возрастающая субъектность старшеклассника на этапе самоопределения формирует его способности «видеть», структурировать, осмысливать ценности, осознать себя в структурах образовательного пространства в контексте его потенциала, позволяющего решать социальные задачи, направленные на формирование его собственной социальной компетентности. Завершение данного этапа мы связываем с устойчивой мотивационно-ценностной сферой старшеклассника, осознавшего себя как субъекта формирования своей социальной компетентности, владением социальными знаниями и социальным опытом, которые определяют его потребность, готовность и способность решать новые социальные задачи, направленные на собственное развитие в контексте социальной компетентности.

Целью этапа саморазвития является поиск старшеклассником средств для самовоспитания и саморазвития социальной компетентности посредством решения определенных социальных задач. Осознание старшеклассником себя как творческой личности, созидающей и развивающей себя в структурах образовательного пространства, видах деятельности, конкретных разновозрастных общностях, происходит в процессе участия в образовательных проектах, социально значимых акциях, волонтерских отрядах, проектировании и реализации коллективных творческих дел, организации презентаций, событий, праздников, значимых как для себя, так и для других субъектов образовательного пространства. Сформированные на этапе самоопределения ценностные ориентации, мотивы и имеющиеся достижения в различных видах деятельности позволяют старшеклассникам определить свои сильные и слабые стороны и выработать дифференцированные пути саморазвития. Знание спектра возможностей социально-образовательных практик

образовательного пространства позволяет решать социальные задачи, осуществляя осознанный выбор сферы деятельности, обеспечивающей собственное развитие в его направленности на социальную компетентность. Результат этапа саморазвития детерминирует дифференцированное отношение к возможностям образовательного пространства, определяющее потребность, готовность и способность к самостоятельному решению и постановке социальных задач в их направленности на формирование социальной компетентности.

Этап самореализации предполагает, что старшеклассник готов к надситуативной активности и способен самостоятельно выстраивать свою индивидуальную траекторию,

осваивая новые для него социально-образовательные практики, существующие в образовательном пространстве, которые пока были не доступны для него. Процесс формирования социальной компетентности на этапе самореализации опирается на такие механизмы, которые предполагают возрастание рефлексии в самостоятельном осуществлении различных видов деятельности, ориентацию на инновационность, выход за пределы узких предметных знаний, непрерывное познание нового.

Возрастание субъектности старшеклассника на этапе самореализации обусловлено усложнением социальных задач, решение которых требует расширения пространства взаимодействия с субъектами образовательного пространства. На этом этапе социально значимый результат деятельности старшеклассников в меньшей степени зависит от внешних стимулов и влияний и обеспечивается их собственной социальной активностью. Учащиеся осознанно выбирают такие сферы самореализации, которые предполагают творческий и проблемный характер деятельности. Такая направленность самореализации в образовательном пространстве школы создает базис для трансформации социальных знаний, умений, навыков в убеждения, смыслы и ценностные ориентации старшеклассников, проявляющиеся в решении социальных задач индивидуально-личностного, общественного, жизненно-футурологического содержания.

Социальная компетентность проявляется на этом этапе как объективированный процесс, так как она «встраивается» в любой вид деятельности старшеклассников. Самореализация означает устойчивость мотивации достижения социально значимого результата своей деятельности, синтезирование старшеклассниками знаний о социальной действительности, о самих себе, выход за пределы узких предметных знаний, непрерывное познание нового, неизвестного знания, наращивание самостоятельности в осуществлении различных видов деятельности, ориентацию на инновационность.

Таким образом, образовательная траектория формирования социальной компетентности старшеклассников закономерно проходит этапы самоопределения, саморазвития, самореализации и характеризует особенности реализации их субъектности в образовательном пространстве школы посредством решения социальных задач индивидуально-личностного, общественного, жизненно-футурологического содержания.

Возрастание субъектности старшеклассника происходит через выявление своей позиции в образовательном пространстве, осмысление в нем себя в качестве субъекта формирования социальной компетентности, собственное изменение, развитие и творчество, самостоятельную деятельность по формированию социальной компетентности через решение социальных задач, находящихся в поле социальной

значимости, личностной направленности и жизненной перспективы.

Список использованных источников:

1. Кадол Ф. В. Честь и достоинство старших школьников: теория и методика формирования. Учреждение образования «Гомельский

государственный университет имени Франциска Скорины». - Гомель, 2002.

2. Молодежь в зоне риска: социально-культурные основы профилактики пьянства и алкоголизма. Нац. акад. наук Беларуси, ин-т философии. - Минск: Беларуская навука, 2015.

3. Торхова А.В. Педагогическая поддержка саморазвития учащихся. - Минск: НИО, 2016.

К ВОПРОСУ О ПРОДВИЖЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОЛИМПИЗМА ПОСРЕДСТВОМ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНТЕРНЕТ-СЕТИ

Рябчук Юлия Васильевна

студент

ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры»,

г. Волгоград, Россия Горбанёва Елена Петровна доктор медицинских наук, доцент ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры»,

г. Волгоград, Россия

ON THE QUESTION OF PROMOTING THE CULTURAL VALUES OF OLYMPISM THROUGH

THE GLOBAL INTERNET

Ryabchuk Yulia Vasilievna

student

Volgograd State Physical Education Academy,

Volgograd, Russia

Gorbaneva Elena Petrovna Doctor of Medical Sciences, Associate Professor Volgograd State Physical Education Academy,

Volgograd, Russia DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.2.62.346

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается значимость интеграции спорта и культуры как одной из основополагающих концепций Олимпизма Пьера де Кубертена, направленной на гармоничное развитие личности. Проведен анализ состояния современных интернет-платформ и выявлена тенденция к цифровизации информации, в частности, связанной с Олимпийским движением. Определены проблемные аспекты в доступности ресурсов и информированности аудитории и предложены практические пути решения.

ABSTRACT

The article examines the importance of the integration of sports and culture as one of the fundamental concepts of Pierre de Coubertin's Olympism, aimed at the harmonious development of the individual. An analysis of the state of modern Internet platforms is carried out and a tendency towards digitalization of information, in particular, related to the Olympic Movement, is revealed. The problematic aspects of the availability of resources and the awareness of the audience are identified and practical solutions are proposed.

Ключевые слова: цифровизация; Олимпийское движение; Олимпийский канал; информационные ресурсы.

Keywords: digitalization; the Olympic movement; the Olympic channel; information resources.

Одним из важнейших аспектов современного Олимпийского движения остается интеграция спорта с искусством и культурой в целом. Олимпийские игры как социокультурное явление способны реализовывать социально-

воспитательную функцию на основе концепции Олимпизма Кубертена, предполагающую, прежде всего, гармоничное развитие личности.

Неотъемлемой частью Олимпийских игр являются культурные программы, которые проводятся городом-организатором для популяризации олимпийских идей и культурных ценностей страны, принимающей игры Олимпиады.

Отечественные и зарубежные авторы, изучающие и анализирующие проблематику содержания культурных программ Олимпиад, утверждают, что культурный компонент занимает в современном Олимпизме не менее важное положение, чем спортивный и коммерческий.

Согласно правилу 39 Олимпийской хартии, культурная программа, реализуемая

организационным комитетом Олимпийских игр, должна охватывать, как минимум, весь период функционирования Олимпийской деревни [5].

Исходя из этого, становится актуальной проблема доступности информации о проводимых Олимпийских играх и Олимпийском движении в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.