Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС КАК СУБЪЕКТ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС КАК СУБЪЕКТ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
678
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС / СТАРШЕКЛАССНИК / ДОПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скударёва Галина Николаевна, Бенин Владислав Львович

В статье актуализирована проблема допрофессионального педагогического образования с позиций исследования педагогического класса как его субъекта. Рассмотрены исторические предпосылки развития педагогических классов в отечественном педагогическом образовании с начала XIX века и до настоящего времени. Выявлено, что педагогический класс как феномен более двухсот лет является «действующим лицом» истории образования и отображает вехи развития допрофессионального педагогического образования. Показано, что история развития педагогических классов имела нелинейную траекторию. Она определялась как общими политическими трансформациями в стране, так и противоречивыми представлениями государства и общества о целях и содержании профессиональной подготовки и самоподготовки учителя. Сегодня, в условиях старения и дефицита педагогических кадров, в России наблюдается активизация деятельности педагогических классов. Это сопряжено с их социально-педагогической ролью в решении проблемы подготовки будущих учителей посредством допрофессионального педагогического образования. Выявленная сущность педагогического класса позволила охарактеризовать его как: социокультурный и социально-экономический феномен; новый организационно-функциональный механизм развития непрерывного педагогического образования, обеспечивающий интегративную предметную, профильную и профессиональную подготовку старшеклассника; средство развития воспитательной системы школы и инструмент управления ею; субъект процесса становления допрофессионально-педагогической компетентности старшеклассника и компонент социального образовательно-деятельностного пространства её становления. Педагогический класс рассмотрен как структурный элемент и компонент социального образовательно-деятельностного пространства общественно-активной школы, а его образовательное пространство - как социальное образовательнодеятельностное пространство становления допрофессионально-педагогической компетентности старшеклассника. Образовательное пространство педагогического класса представлено функциональными характеристиками его подпространств: личностного, социального, профессионально-педагогического. Деятельность педагогического класса регулируется механизмом трехвекторной организации: социально-педагогического взаимодействия субъектов, социального образовательнодеятельностного пространства, образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скударёва Галина Николаевна, Бенин Владислав Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CLASS AS A SUBJECT PRE-PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION

The article actualizes the problem of pre-professional pedagogical education from the standpoint of the study of the pedagogical class as its subject. The authors consider historical prerequisites for the development of pedagogical classes in domestic pedagogical education from the beginning of the 19th century to the present. It is shown that the pedagogical class, as a phenomenon for more than two hundred years, has been the "doer" in the history of education and reflects the milestones in the development of pre-professional pedagogical education. It is shown that the history of the development of pedagogical classes did not have a linear trajectory. It was determined both by the general political transformations in the country and by the contradictory ideas of the state and society about the goals and content of professional training and self-training of teachers. Today in conditions of aging and a shortage of teaching staff, there is an increase in the activity of pedagogical classes in Russia. It is associated with their socio-pedagogical role in solving the problem of preparing future teachers through pre-professional pedagogical education. The revealed essence of the pedagogical class made it possible to characterize it as: a sociocultural and socio-economic phenomenon; a new organizational and functional mechanism for the development of lifelong pedagogical education, providing an integrative subject, profile and professional training of a senior pupil; a means of developing the educational system of a school and a tool for managing it; the subject of the process of formation of pre-professional-pedagogical competence of a senior pupil and a component of the social educational-activity space of its formation. The pedagogical class is considered as a structural element and a component of the social educational-activity space of a socially active school, and its educational space - as a social educational-activity space to form a preprofessional-pedagogical competence of a senior pupil. The educational space of the pedagogical class is represented by the functional characteristics of its subspaces: personal, social, professional and pedagogical. The activities of the pedagogical class are regulated by the mechanism of a three-vector organization: social and pedagogical interaction of subjects, social educational and activity space, and the educational process.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС КАК СУБЪЕКТ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 379

Галина Николаевна Скударёва, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики, Государственный гуманитарно-технологический университет

E-meil: skudarevagalina@yandex.ru

Владислав Львович Бенин, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культурологии и социально-экономических дисциплин, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы E-mail: benin@lenta.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС КАК СУБЪЕКТ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье актуализирована проблема допрофессионального педагогического образования с позиций исследования педагогического класса как его субъекта. Рассмотрены исторические предпосылки развития педагогических классов в отечественном педагогическом образовании с начала XIX века и до настоящего времени. Выявлено, что педагогический класс как феномен более двухсот лет является «действующим лицом» истории образования и отображает вехи развития допрофессионального педагогического образования. Показано, что история развития педагогических классов имела нелинейную траекторию. Она определялась как общими политическими трансформациями в стране, так и противоречивыми представлениями государства и общества о целях и содержании профессиональной подготовки и самоподготовки учителя. Сегодня, в условиях старения и дефицита педагогических кадров, в России наблюдается активизация деятельности педагогических классов. Это сопряжено с их социально-педагогической ролью в решении проблемы подготовки будущих учителей посредством допрофессионального педагогического образования. Выявленная сущность педагогического класса позволила охарактеризовать его как: социокультурный и социально-экономический феномен; новый организационно-функциональный механизм развития непрерывного педагогического образования, обеспечивающий интегративную предметную, профильную и профессиональную подготовку старшеклассника; средство развития воспитательной системы школы и инструмент управления ею; субъект процесса становления допрофессионально-педагогической компетентности старшеклассника и компонент социального образовательно-деятельностного пространства её становления. Педагогический класс рассмотрен как структурный элемент и компонент социального образовательно-деятельностного пространства общественно-активной школы, а его образовательное пространство - как социальное образовательно-деятельностное пространство становления допрофессионально-педагогической компетентности старшеклассника. Образовательное пространство педагогического класса представлено функциональными характеристиками его подпространств: личностного, социального, профессионально-педагогического. Деятельность педагогического класса регулируется механизмом трехвекторной организации:

социально-педагогического взаимодействия субъектов, социального образовательно-деятельностного пространства, образовательного процесса.

Ключевые слова: педагогический класс, старшеклассник, допрофессионально-педагогическое образование, допрофессионально-педагогическая компетентность

Для цитирования: Скударёва, Г.Н. Педагогический класс как субъект допрофессионального педагогического образования / Г.Н. Скударёва, В.Л. Бенин // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021. - №3(93). - С. 82 - 94.

Galina N. Skudareva, Cand.Sci. (Pedagogy), Associate Professor, Head at the Department of Pedagogy, State Humanitarian and Technological University E-mail: skudarevagalina@yandex.ru

Vladislav L. Benin, Dr. Sci. (Pedagogy), Professor, Head of the Department of Cultural Studies and Socio-Economic Disciplines Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla E-mail: benin@lenta.ru

PEDAGOGICAL CLASS AS A SUBJECT PRE-PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION

Abstract. The article actualizes the problem of pre-professional pedagogical education from the standpoint of the study of the pedagogical class as its subject. The authors consider historical prerequisites for the development of pedagogical classes in domestic pedagogical education from the beginning of the 19th century to the present. It is shown that the pedagogical class, as a phenomenon for more than two hundred years, has been the "doer" in the history of education and reflects the milestones in the development of pre-professional pedagogical education. It is shown that the history of the development of pedagogical classes did not have a linear trajectory. It was determined both by the general political transformations in the country and by the contradictory ideas of the state and society about the goals and content of professional training and self-training of teachers. Today in conditions of aging and a shortage of teaching staff, there is an increase in the activity of pedagogical classes in Russia. It is associated with their socio-pedagogical role in solving the problem of preparing future teachers through pre-professional pedagogical education. The revealed essence of the pedagogical class made it possible to characterize it as: a sociocultural and socio-economic phenomenon; a new organizational and functional mechanism for the development of lifelong pedagogical education, providing an integrative subject, profile and professional training of a senior pupil; a means of developing the educational system of a school and a tool for managing it; the subject of the process of formation of pre-professional-pedagogical competence of a senior pupil and a component of the social educational-activity space of its formation. The pedagogical class is considered as a structural element and a component of the social educational-activity space of a socially active school, and its educational space - as a social educational-activity space to form a pre-professional-pedagogical competence of a senior pupil. The educational space of the pedagogical class is represented by the functional characteristics of its subspaces: personal, social, professional and pedagogical. The activities of the pedagogical class are regulated by

the mechanism of a three-vector organization: social and pedagogical interaction of subjects, social educational and activity space, and the educational process.

Keywords: pedagogical class, high school student, pre-professional pedagogical education, pre-professional pedagogical competence.

For citing: Skudareva G.N., Benin V.L.(2021) Pedagogical class as a subject pre-professional pedagogical education. Pedagogical journal of Bashkortostan. No. 3(93):82 -94. (In Russ).

DOI: 10.21510/1817-3292-2021-93-3-82-94

Современная образовательная политика России стратегически ориентирована на системное перспективное видение развития педагогического образования, сопряжённое с инновационными подходами к подготовке будущего учителя [9]. Решая проблему старения и дефицита педагогических кадров, государственные власти предпринимают попытки её снятия в том числе за счет трансформации допрофессионального педагогического образования. Позиция Министерства просвещения Российской Федерации в этом вопросе выражена в заявлениях его руководителя, министра С.С. Кравцова, на заседаниях Гайдаровского форума (РАНХиГС, г.Москва, 14-15 января 2021 г.) и комитета Госдумы по образованию и науке (24 марта 2021 г.). Им декларировано, что вскоре в стране будет создано 5 тысяч профильных педагогических классов, в которых станут учиться школьники - будущие высококлассные учителя, и что «учителей необходимо отбирать со школы, выявлять детей, которые заинтересованы в педагогической работе» [2]. Исходя из этого и опираясь на мнение В.Г. Белинского, что «новое, чтоб быть действительным, должно исторически развиться из старого» [1], предпримем попытку представить историю становления педагогических классов в России, значение которых в профессиональной подготовке учителей, как показало время, трудно переоценить.

В начале XIX века профессиональная подготовка учителей, в соответствии со школьными уставами 1804 и 1828 гг., не предполагала необходимости владения учителями специальными педагогическими знаниями. Далее, во второй трети XIX в., развитие педагогического образования было затруднено противоречивыми представлениями о целях и содержании профессиональной подготовки и самоподготовки учителя. Считалось, что профессиональное учительское образование должно основываться на обучении наукам, которые учитель готовился преподавать, но не на овладении систематизированными педагогическими знаниями, не предусмотренными программой [11].

Только с 1840-х годов в российском образовании появляется понимание практического значения и места педагогики в содержании профессиональной подготовки учителей. Конец первой половины XIX в. (1848 г.) ознаменовался открытием педагогических классов и началом систематической работы по профессиональной ориентации в

Александровском училище, в которое была преобразована мещанская половина Смольного института благородных девиц. Приобретенный там первый опыт попечения старших воспитанниц над младшими можно рассматривать как прообраз педагогической практики.

Вторая половина XIX в. характеризуется педагогической подготовкой всех воспитанниц женских епархиальных училищ. С 1859 г., с началом работы К.Д. Ушинского в Смольном институте, великим русским педагогом определена профессиональная ориентация образования на учительские профессии. Им вводится преподавание педагогики как науки и искусства воспитания человека, внедренной в педагогические классы российских учебных заведений.

В 60-е годы XIX в. осуществляется открытие педагогических классов при столичных и провинциальных женских гимназиях ведомства учреждений императрицы Марии Фёдоровны (1864 г.). После отмены крепостного права (1868 г.), благодаря культурно-просветительской деятельности И.Я. Яковлева, открываются педагогические классы в Симбирской чувашской учительской школе [4]. С 1867 г. вводится курс педагогики в Ярославском женском училище духовного ведомства.

Остановимся подробнее на создании педагогических классов в женских гимназиях ведомства министерства народного просвещения. С 1862 года существенная роль в подготовке народных учительниц отводится женским семиклассным мариинским гимназиям. В правилах приема в них отмечалось, что восьмой дополнительный педагогический класс учреждается для лиц, «желающих приобрести право на звание домашних наставниц и учительниц». Для этого обязательно изучается курс педагогики и дидактики, осуществляется обучение начальному преподаванию русского языка и арифметике. Показательно, что каждая ученица останавливала выбор только на одном предмете, по которому она желала стать домашней наставницей или учительницей [7]. «Сверх того они упражняются в педагогической практике, под руководством учителей и преподавательниц женской гимназии...» [7]. Практические занятия по педагогике проводились ученицами, как воспитательницами, в младших классах женской гимназии, и заключались в осуществлении «ближайшего воспитательного наблюдения», а также в посещении уроков по избранному предмету. После прохождения пассивной практики ученицы обязаны были провести достаточное количество пробных уроков для оценки уровня их педагогической и методической подготовки.

Кроме того, педагогические классы организовывались в составе двухклассных городских училищ. «Положение о городских училищах», изданное в 1872 году, регулировало как деятельность педагогических классов в составе двухклассных городских училищ, так и действия его выпускников, желающих стать учителями. В частности, в Положении указывалось, что выпускники, желающие впоследствии быть учителями городских училищ, «занимаются, под руководством учителя, повторением

училищного курса и чтением указанных им книг и помогают ему в классном преподавании, повторяя, по его указанию, со слабыми учениками пройденное учителем. По достижении ими 16 лет они поступают в первый класс учительского института ...» [6].

В конце XIX - начале XX века в России педагогические классы как структурные элементы подготовки учителей начальной школы входили в разветвленную систему среднего и высшего педагогического образования наряду со специальными педагогическими учебными заведениями, педагогическими курсами и иными формами подготовки педагогов. Позже, в соответствии с Положением от 25 июня 1912 года, педагогические классы иногда создавались в высших начальных училищах - мужских и женских учебных заведениях. Однако содержание их подготовки не следует рассматривать как сколько-нибудь значимую. В качестве примера можно привести учебный план и программы по педагогике для 8-го дополнительного класса женских гимназий, опубликованные в журнале «Вестник воспитания» в 1913 году. Их современник И. Соловьев указывал на недостаток, выраженный в слабой подготовке по истории педагогики: «.Об истории педагогики, хотя бы и эпизодической, программы и не заикаются. Просто берутся отдельные педагогические трактаты с учениями, не обоснованными никакими философскими и историческими воздействиями. Даже о жизни педагогов воспитанницы знать в Истории отечественного образования и педагогики... не должны» [12]. Это один из часто встречавшихся в педагогической дискуссии того времени негативных отзывов.

Существенной недоработкой упомянутых материалов можно считать игнорирование важных рекомендаций К.Д. Ушинского, который в «Программе педагогического курса для женских учебных заведений» указывал: 1) начало преподавания педагогики надо осуществлять «с курса психологии в связи с педагогическими выводами из психологических законов»; 2) курс психологии предварить физиологическим обозрением, как «необходимым введением в психологию»; 3) по окончании психологической и общепедагогической подготовки начать изучение общей и частной дидактики, а затем основ истории педагогики [13].

В 1917 г. педагогические классы были упразднены, но ненадолго. Уже в начале 20-х гг. создаются подобные классы с углублённой гуманитарной подготовкой в опытных школах при Институтах народного образования. Также в 20-е гг. XX в. начинают функционировать школы-десятилетки с педагогическим уклоном, которые продолжают свою деятельность даже после закрытия в 1923 г. опытных школ расформированных Институтов народного образования.

В 1940-е гг. педагогические классы организуются в женских школах. Они были ориентированы не только на подготовку учительских кадров, но и на воспитание будущих матерей. В период Великой Отечественной войны педагогические классы организуются в женских

школах с тем, чтобы решить проблему нехватки педагогических кадров. В них, как «профактивизация» учениц, осуществляется шефская работа с младшими школьницами и изучаются педагогика, психология и логика.

Только в 50-60-е гг. XX века начинается системное исследование феномена педагогических классов, несмотря на весьма продолжительную историю его существования. В конце 50-х и в середине 60-х годов прошлого века «вариациями на тему» педагогических классов выступают педагогические кружки и клубные объединения. С середины 60-х гг. начинается эксперимент по созданию классов с ориентацией на педагогические профессии, в которых проводится предпрофильная подготовка учащихся общеобразовательных школ для поступления в педагогические вузы.

С 70-х гг., под научно-методическим руководством Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, осуществляется концептуализация педагогической профориентации и обоснование её эффективности в открывающихся педклассах в школах-базах прохождения педагогической практики студентами данного вуза. В те же годы формируются две модели допрофессиональной педагогической подготовки: 1) факультативы по педагогике и педагогической психологии; 2) создание факультетов допрофессиональной подготовки школьников при педагогических институтах в форматах «Школ будущего педагога», «Школ будущего учителя» и т.п. Кроме того, появляются объединения старших школьников для работы с пионерами в школах и клубах в качестве отрядных вожатых [11].

В 1979 году выходит в свет официальный норматив, регулирующий деятельность педагогических классов, - письмо Министерства просвещения СССР «Об усилении работы общеобразовательных школ, органов народного образования, институтов усовершенствования учителей по ориентации учащихся на педагогические профессии». Документ активизирует появление педагогических классов в Москве, Ленинграде, Ярославле и ряде других городов с включением в их учебные планы практических курсов по основам педагогики и психологии.

С середины 80-х и в начале 90-х гг. ХХ в. отмечается всплеск деятельности педагогических классов, которых в стране уже более пятисот. Характерно, что это классы многообразных и вариативных моделей, функционирующих на базе школ, учебно-производственных комбинатов, при вузах или на базе отдельных факультетов. Наиболее распространёнными становятся «Школы юных педагогов», объединения клубного типа при центрах работы с детьми и юношеством, «Школы педагогической ориентации».

Параллельно активизируется научно-теоретическое осмысление проблем практической организации деятельности педагогических классов, начавшееся ещё в 1970-е гг. Не ограничиваясь рамками

диссертаций, монографий, научно-методических статей, оно выступает предметом общественных и профессиональных дискуссий на станицах педагогических журналов «Советская педагогика», «Педагогика», «Народное образование», «Вестник высшей школы» и др.

В середине 90-х и начале 2000-х годов, в связи с политическими трансформациями в стране и особенностями образовательной политики, намечается спад деятельности педагогических классов. Однако сейчас, начиная с 2010 г. и по настоящее время, наблюдается ренессанс их деятельности. Это связано с обновлением их организационных моделей и формосодержания в связи с обостряющейся ситуацией старения и дефицита педагогических кадров, а также в связи с реализацией модели непрерывного педагогического образования как международного тренда на его допрофессиональном этапе.

Какова сущность современного педагогического класса и его социально-педагогические характеристики? С.В. Панина и А.Ю. Николаева, вслед за И.С. Сергеевым, обобщают сформулированные под влиянием глобальных тенденций и современных вызовов предпосылки организации довузовской профориентации на педагогические профессии [5]. К ним относятся глобализация экономики и развитие международного партнёрства, содержательные изменения в мире труда и профессий, смена технологических укладов, скачкообразный рост профессиональной мобильности, активизация роли мотивационно-психологического фактора в повышении

производительности труда [8]. Отсюда вытекает обоснованная О.Г. Якимовым характеристика педагогических классов как социокультурного и социально-экономического феномена [17], где данный класс представлен с позиций социокультурной и культурообразующей обусловленности как важный компонент системы образования, отражающий вехи становления и развития профессионального педагогического образования. Его направленность выражается в социальной миссии выпускников школы [14], в обеспечении их культурного уровня, в ориентации профессиональной практики на осуществление культуротворческой деятельности будущих педагогов-учащихся педагогических классов.

В.Ф. Габдулхаков представляет педагогический класс как новый организационный, функциональный механизм развития педагогического образования, обеспечивающий интегративную предметную, профильную и профессиональную подготовку и характеризующийся развитием практической мотивации и организацией подготовки школьников к учительской работе [3]. В содержательном плане педагогических классов как функциональный механизм ориентирован на реализацию трёх аспектов профессиональной направленности содержания в процессе освоения общеобразовательных и факультативных курсов: 1) познавательный, предполагающий передачу школьникам знаний об

особенностях работы учителя; 2) нравственно-этический, нацеленный на приобщение учащихся к нормам поведения людей, занятых в педагогической сфере; 3) ценностный, связанный с формированием у школьников педагогических взглядов, понятий и представлений. Важным В.Ф. Габдулхаков считает формирование у старшеклассников педагогического класса не только уважения к учителям, но и воспитание у них любви к педагогической деятельности, пробуждение интереса к научным открытиям и проведению уроков с детьми, формированию педагогической культуры, педагогической чести, долга, ответственности, гордости за право называться учителем.

А.К. Шленёв рассматривает педагогический класс как средство развития воспитательной системы школы в процессе управления ею. Автор обосновывает эффективность становления педагогического класса как субъекта воспитательной системы школы при условии, если у учащихся сформирована мотивация на общественно-педагогическую деятельность в школе и организовано педагогически целесообразное взаимодействие класса с иными структурами школы и внешкольной среды [15].

Принимая во внимание вышеизложенное, заключаем, что педагогический класс является «действующим лицом» истории образования на протяжении более чем двухсотлетнего периода, отображая вехи развития допрофессионального педагогического образования. Осмысление представленных выше позиций В.Ф. Габдулхакова, А.Ю. Николаевой, С.В. Паниной, И.С. Сергеева, А.В. Хуторского, А.К. Шленёва, О.Г. Якимова позволяет нам предложить собственное понимание.

Мы представляем педагогический класс в двух ракурсах: как субъект процесса становления допрофессионально-пеагогической компетентности старшеклассника и как компонент социального образовательно-деятельностного пространства становления

допрофессионально-педагогической компетентности старшеклассника, что, соответственно, требует определения его понятия. Педагогический класс - это групповой субъект процесса становления допрофессионально-педагогической компетентности старшеклассника и компонент социального образовательно-деятельностного пространства общественно-активной школы, включающий личностное образовательное подпространство с направленностью на индивидуальное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование старшеклассников; социальное образовательное подпространство, обеспечивающее возможности организации жизнедеятельности классного сообщества; профессионально-педагогическое образовательное подпространство, создающее условия для непрерывного допрофессионально-педагогического образования обучающихся, удовлетворения их познавательных потребностей и развития

допрофессионально-педагогической компетентности. Деятельность педагогического класса регулируется механизмом трехвекторной организации: социально-педагогического взаимодействия субъектов, социальных образовательно-деятельностных пространств,

образовательного процесса [16].

Субъектная позиция педагогического класса характеризуется активной деятельностью, что позволяет позиционировать его как реальный, а не потенциальный субъект. Выше отмечено, что педагогический класс является групповым (коллективным) субъектом, а потому понимается как «всякая совокупность людей, проявляющих себя через любые формы поведения, отношения, деятельности, общения, взаимодействия и др.» [15]. Важно, чтобы педагогический класс обладал высокой степенью субъектности. С опорой на мнение А.Л. Журавлёва, под степенью субъектности мы понимаем способность группы проявлять свои субъектные качества: взаимосвязь и взаимозависимость индивидов в группе, их способность к проявлению совместных форм активности, групповой саморефлексии [15]. Степень субъектности педагогического класса повышается поэтапно в условиях: 1) формирования системы деятельности педагогического класса, 2) его активного взаимодействия с субъектами школы, 3) активного взаимодействия класса с субъектами открытого внешкольного социокультурного пространства. Степень субъектности социально-педагогических взаимодействий в педагогическом классе определяется системой субъектных отношений в системе «учитель + обучающийся и его родители + одноклассники».

Педагогический класс мы рассматриваем как структурный элемент социального образовательно-деятельностного пространства общественно-активной школы, а его образовательное пространство - как социальное образовательно-деятельностное пространство становления

допрофессионально-педагогической компетентности старшеклассника [10]. Образовательное пространство педагогического класса детализируется функциональными характеристиками его личностного, социального и профессионально-педагогического подпространств.

Личностное образовательное подпространство характеризуется личностно-ориентированной направленностью на индивидуальное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование старшеклассников, основанное на понимании человека как уникальной, духовно-природной, саморазвивающейся системы, предоставляя старшекласснику условия для самоутверждения и самореализации. Социальное образовательное подпространство обеспечивает возможности организации жизнедеятельности классного сообщества. В процессе формирования педагогического класса социальная группа преобразуется в коллектив, где обучающиеся объединены социально значимой целью -формированием педагогической мотивации, овладением

допрофессионально-педагогической компетентностью.

Для успешного функционирования и развития педагогического класса становятся важными социально-педагогические технологии межличностного взаимодействия старшеклассников. Благодаря им осуществляется обмен социальным опытом, освоение допрофессионально-педагогических знаний, умений и навыков. Именно в процессе межличностного взаимодействия в социальном образовательно-деятельностном подпространстве педагогического класса у старшеклассника проецируется успешность становления личности будущего педагога. Параллельно у него формируются стратегические ценностные установки, развивается позитивное отношение к базовым ценностям общества, педагогического труда, образования и науки.

Важным технологическим компонентом выступает создание воспитательной системы педагогического класса как подсистемы его социального образовательного подпространства, которая отличается специфическими признаками профильного класса особого типа -педагогического. Существенное значение при этом приобретают сформулированные цели; субъекты воспитательной системы в лице обучающегося, профессионального педагогического и

непрофессионального заинтересованного сообществ;

квазипрофессиональная педагогическая деятельность старшеклассников; социально-партнёрские отношения; ресурсное обеспечение (кадровое, материально-техническое; научно-методическое); среда; управление воспитательной системой класса.

Профессионально-педагогическое образовательное

подпространство обеспечивает условия непрерывного

допрофессионально-педагогического образования старшеклассников для удовлетворения их познавательных потребностей и развития допрофессионально-педагогической компетентности. Ключевым условием является технологическая организация освоения образовательной программы с её составляющими, среди которых: учебный план профильного педагогического обучения, календарный учебный план-график, рабочие программы дисциплин, а также оценочные и методические материалы.

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что становление педагогических классов в России имеет весьма продолжительную историю. Вместе с тем историческая ретроспектива их становления показывает далеко не линейную траекторию, зависящую как от политических трансформаций в стране, так и от представлений о целях и содержании профессиональной подготовки педагога. Несмотря на весьма длительный период существования в России педагогических классов, до сих пор не наблюдается парадигмальных подходов к их исследованию. Однако сегодня мы имеем достаточные основания, дабы утверждать, что понятие «педагогический класс» заключает в себе разноаспектные сущностные характеристики. Педагогический класс может

рассматриваться как: социокультурный и социально-экономический феномен; как новый организационно-функциональный механизм развития непрерывного педагогического образования, обеспечивающий интегративную предметную, профильную и профессиональную подготовку старшеклассников; как средство развития и субъект воспитательной системы школы в процессе управления ею; как субъект процесса становления допрофессионально-пеагогической компетентности старшеклассника и как компонент социального образовательно-деятельностного пространства её становления. Каждый из названных аспектов ждет своего заинтересованного и вдумчивого исследователя.

1. Белинский, В.Г. О детских книгах / В.Г. Белинский // Избранные педагогические сочинения. - Москва: Педагогика, 1982. - С. 64-101.

2. В школах могут появиться профильные педагогические классы // Учительская газета. URL : https://ug.ru/v- shkolah-mogut-poyavitsya-profi lnye-pedagogicheskie-klassy/ (дата обращения: 03.06.2021).

3. Габдулхаков, В.Ф. О механизмах повышения эффективности педагогического образования / В.Ф. Габдулхаков // Высшая школа педагогики для образования будущего: коллективная монография / Г.Н.Скударёва, О.А.Милькевич [и др.]; под общ. ред. Г.Н.Скударёвой, О.А.Милькевич. - Орехово-Зуево: ГГТУ, 2019. -С. 10-17.

4. Краснов, Н.Г. Выдающийся чувашский педагог-просветитель / Н.Г. Краснов. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд.-во, 1992. -413 с.

5. Панина, С.В. Довузовская профориентация на педагогические профессии / С.В. Панина, А.Ю. Николаева // Мир науки, культуры, образования. -2019. - № 4 (77). - С. 143-148.

6. Положение о городских училищах (1872 г.) // Хрестоматия по истории педагогики. - Т. 4, Ч. 2. - Москва: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1936. - С. 60-63.

7. Сборник всех программ и правил для поступления во все мужские и женские учебные заведения, казенные и частные, по всем ведомствам / сост. Д. Влахопулов. -Москва, [б/г.]. - 526 с.

8. Сергеев, И. С. Организация педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях вертикальной интеграции образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. -2017.- № 1(25).- С. 14-18.

9. Скударёва, Г.Н. Общество и образование в современной России: социокультурные ориентиры / Г.Н.Скударёва - Орехово-Зуево, 2015. - 400 с.

10. Скударёва, Г.Н. Допрофессионально-педагогическая компетентность старшеклассника: понятийно-сущностный анализ / Г.Н.Скударёва // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. - 2021. - № 1. -С. 23-29.

11. Смирнов, В.И. Зарождение и развитие системы педагогического образования в России (конец XVIII - начало XX вв.) // Историко-педагогический журнал. -2013. - № 1. - С. 59-74.

12. Соловьев, И. Педагогика как учебный предмет в женских гимназиях / И. Соловьев // Вестник воспитания. - 1913. - № 4. - С. 183-188.

13. Ушинский, К.ДПрограмма педагогического курса для женских учебных заведений / К.Д. Ушинский // Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. - Москва: Педагогика, 1974. - Т.1. - С. 41-48.

14. Хуторской, А.В. Миссия ученика как основание его стремлений и компетентностей: научный результат / А.В. Хуторской // Педагогика и психология образования. - 2018. - Т. 4, № 1. - С. 51-64.

15. Шленёв, А.К. Педагогический класс как субъект воспитательной системы школы: дисс... канд. пед. наук / А.К. Шленёв. - Ярославль, 2000. -222 с.

16. Юсупова, Н.Г. Социальное партнёрство в технологической организации деятельности педагогического класса / Н.Г. Юсупова, Г.Н. Скударёва // Высшее образование сегодня. - 2021. - №6. - С. 18-24.

17. Якимов, О.Г. Педагогические классы как социокультурный и социально-экономический феномен в историческом аспекте / О.Г. Якимов // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2020. - № 2 (107). - С.235-240.

References

1. Belinsky V.G.(1982) O detskih knigah [About children's books] In: Selected pedagogical writings. Moscow: Pedagogy. Pp. 64-101. (In Russ.)

2. V shkolah mogut poyavit'sya profil'nye pedagogicheskie klassy [Specialized pedagogical classes may appear in schools]. Teachers' newspaper. URL: https://ug.ru/v-shkolah-mogut-poyavitsya-pro fi lnye-pedagogicheskie-klassy / (accessed: 03.06.2021). (In Russ.)

3. Gabdulkhakov V.F.(2019) O mekhanizmah povysheniya effektivnosti pedagogicheskogo obrazovaniya. [On the mechanisms of increasing the effectiveness of teacher education]. In: Higher School of Pedagogy for the Education of the Future: monography. Orekhovo-Zuevo. Pp. 10-17. (In Russ.)

4. Krasnov N.G.(1992) Vydayushchijsya chuvashskij pedagog-prosvetitel' [Outstanding Chuvash educator and educator]. Cheboksary: Chuvash. Publishing house. 413 p. (In Russ.)

5. Panina S.V., Nikolaeva A.Yu.(2019) Dovuzovskaya proforientaciya na pedagogicheskie professii [Pre-university career guidance for teaching professions.]. The world of science, culture, education. No. 4 (77): 143-148. (In Russ.)

6. Polozhenie o gorodskih uchilishchah [Regulations on urban schools] (1872). In: Reader on the history of pedagogy. Volume 4, Part 2. Moscow: State educational and pedagogical publishing house, 1936. Pp. 60-63. (In Russ.)

7. Sbornik vsekh programm i pravil dlya postupleniya vo vse muzhskie i zhenskie uchebnye zavedeniya, kazennye i chastnye, po vsem vedomstvam [A collection of all programs and rules for admission to all male and female educational institutions, state and private, in all departments] / comp. by D. Vlahopulov. Moscow, [s.a.]. 526 p. (In Russ.)

8. Sergeev I.S. (2017) Organizaciya pedagogicheskogo soprovozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya v usloviyah vertikal'noj integracii obrazovaniya. Pro-fessional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Organization of pedagogical support for professional self-determination of students in the context of vertical integration of education]. Professional education in Russia and abroad. No. 1 (25): 14-18. (In Russ.)

9. Skudareva G.N.(2015) Obshchestvo i obrazovanie v sovremennoj Rossii: sociokul'tur-nye orientiry. [Society and education in modern Russia: sociocultural guidelines]. Orekhovo-Zuevo. 400 p. (In Russ.)

10. Skudareva G.N.(2021) Doprofessional'no-pedagogicheskaya kompetentnost' starshe-klassnika: ponyatijno-sushchnostnyj analiz. [Pre-professional and pedagogical

competence of a senior pupil: conceptual and essential analysis.]. Bulletin of the State Humanitarian and Technological University. No.1: 23-29. (In Russ.)

11. Smirnov V.I.(2013) Zarozhdenie i razvitie sistemy pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii (konec XVIII - nachalo XX vv.). [The origin and development of the pedagogical education system in Russia (late 18th - early 20th centuries)]. Historical and pedagogical journal. No. 1: P. 59-74. (In Russ.)

12. Soloviev I.(1913) Pedagogika kak uchebnyj predmet v zhenskih gimnaziyah [Pedagogy as an academic subject in women's gymnasiums]. Bulletin of education. No. 4: 183-188. (In Russ.)

13. Ushinsky K.D.(1974) Programma pedagogicheskogo kursa dlya zhenskih uchebnyh zavedenij [Pedagogical course program for women's educational institutions] In: Ushinsky K.D. Selected pedagogical writings.: in 2 volumes. V. 1. Moscow: Pedagogy. Pp. 41-48. (In Russ.)

14. Khutorskoy A.V.(2018) Missiya uchenika kak osnovanie ego stremlenij i kompetent-nostej. Nauchnyj rezul'tat [The student's mission as the basis of his aspirations and competencies: scientific result]. Pedagogy and psychology of education. Vol. 4, No. 1: P. 51-64. (In Russ.)

15. Shlenev A.K.(2000) Pedagogicheskij klass kak sub"ekt vospitatel'noj sistemy shkoly [The pedagogical class as a subject of the educational system of the school]. dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences. Yaroslavl. 222 p. (In Russ.)

16. Yusupova N.G., Skudareva G.N.(2021) Social'noe partnyorstvo v tekhnologicheskoj or-ganizacii deyatel'nosti pedagogicheskogo klassa. [Social partnership in the technological organization of the activities of the pedagogical class]. Higher education today. - No. 6: 18-24. (In Russ.)

17. Yakimov O.G. (2020) Pedagogicheskie klassy kak sociokul'turnyj i social'no-ekonomicheskij fenomen v istoricheskom aspekte. [Pedagogical classes as a socio-cultural and socio-economic phenomenon in the historical aspect]. Bulletin of I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University. No. 2 (107): 235-240. (In Russ.)

Вклад соавторов. Авторы внесли равный вклад в подготовку статьи.

Contribution of the authors. The authors contributed equally to the article.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.