Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азарян А.А., Карамова К.И., Хутиева О.А.

В статье рассматриваются интерактивные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в воспитании детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азарян А.А., Карамова К.И., Хутиева О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE FORMS OF INTERACTION BETWEEN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND FAMILIES IN THE UPBRINGING OF PRESCHOOL CHILDREN

The article deals with interactive forms of interaction between a preschool educational organization and a family in the upbringing of preschool children.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Азарян А.А.,

Студентка ГБОУ ВО СГПИ, филиал в г. Железноводске Карамова К.И. Студентка ГБОУ ВО СГПИ, филиал в г. Железноводске Хутиева О.А. Кандидат философских наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования.

ГБОУ ВО СГПИ, филиал в г. Железноводске

INTERACTIVE FORMS OF INTERACTION BETWEEN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND FAMILIES IN THE UPBRINGING OF PRESCHOOL CHILDREN

Azaryan A.A

Student of the Stavropol pedagogical Institute, branch in Zheleznovodsk Karamova K.I

Student of the Stavropol pedagogical Institute, branch in Zheleznovodsk Scientific supervisor: Khutieva O. A. Candidate of philosophy, associate Professor of the Department ofprimary and preschool education. Stavropol pedagogical Institute, branch in Zheleznovodsk DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.2.62.348

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются интерактивные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в воспитании детей дошкольного возраста.

ANNOTATION

The article deals with interactive forms of interaction between a preschool educational organization and a family in the upbringing of preschool children.

Ключевые слова: интерактивные формы, сотрудничество, воспитание. Key words: interactive forms, cooperation, education.

В настоящее время сотрудничество с родителями учащихся занимает ценное место во многих приоритетных направлениях

воспитательного процесса в ДОО. Большинство педагогов хорошо осознают примат семейного воспитания и необходимость психолого-педагогической помощи родителям.

Семья-это уникальное первичное общество, которое дает ребенку чувство психологической безопасности и эмоциональной "поддержки". Семья не только живет с ребенком, но и является источником социального опыта. Именно в семье ребенок находит примеры для подражания, это и является началом социального рождения.

В настоящее время, к сожалению, присутствует факт некоторого «отклонения» родителей от воспитания и обучения детей, родители больше становятся в позицию «исполнителей материальных обязанностей», создателей материальных благ для своих детей. И только в процессе тесного взаимодействия, которое создается педагогами детского сада, родители начинают понимать, что основная ответственность

за воспитание детей лежит на родителях, а педагоги призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Сотрудничество между учителями и родителями требует равноправия партнеров, уважения к сторонам, которые взаимодействуют друг с другом, с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Самый важный способ реализации сотрудничества между учителями и родителями - это их взаимодействие, когда родители являются не пассивными наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса, поэтому мы можем сделать вывод, что между родителями и педагогами должно образоваться единое поле деятельности -сотрудничество в решении вопросов, касающихся воспитания, обучения и развития детей.

Современная дошкольная организация использует различные интерактивные формы взаимодействия с родителями, позволяющие им участвовать в воспитательно-образовательном процессе своего ребенка.

Слово "интерактив" пришло к нам из английского языка, от слова "взаимодействовать", где "Интер"-взаимный и "Act"- действовать. «Интерактивный» означает взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо [1, с.27].

Основные цели интерактивного общения:

1.обмен опытом;

2. формирование навыков;

3.создание условий для диалога;

4.сплоченность групп;

5.изменение психологической атмосферы [4, с. 510].

Многообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями позволяет педагогам значительно улучшить взаимоотношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей и расширить понимание детьми различных направлений воспитания.

Отечественная педагогическая наука накопила значительный опыт взаимодействия детского сада и семьи. К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, П. Ф. Лесгафт внесли большой вклад в контекст современного педагогического образования; актуальны их научные обобщения и выводы о том, что семья является началом всех начинаний, что семья - это первое образовательное учреждение, заложившее фундамент полноценно развитой личности. Исследователи считают, что, если мы хотим воспитать нравственно здоровое поколение, мы должны решать эту проблему "всем миром": детским садом, семьей, обществом [3, с.416с]. Современные исследователи также подчеркивают важность взаимодействия педагогов и родителей в воспитании и развитии дошкольников.

В своих работах исследователи предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества детского сада и семьи: т. н. Дронова, т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова -раскрывают потребность в саморазвитии педагогов и родителей. Маркова Н. Ф. Виноградов Г. Н., Годин Л. В., Зугич - обращают внимание на содержание работы с семьей. Учеными выдвинуты основные принципы в содержании работы с семьей:

1. единство в работе дошкольных организаций и семьи в воспитании детей;

2. взаимное доверие во отношениях между педагогами и родителями;

3. использование различных форм детского сада с семьей в их взаимосвязи;

4. формы индивидуальной и групповой работы с родителями [2, с.81].

Авторы закладывают основы для организации взаимодействия ДОО на принципах преемственности совместной деятельности, обратной связи, а также индивидуального подхода каждой семьи.

На сегодняшний день проблема взаимодействия педагогов и родителей в воспитательно-образовательном процессе может быть успешно решена за счет комплексных подходов в планировании совместной

деятельности, выборе показателей

результативности работы, единой

методологической, организационно-структурной и методической основы [5, с. 71].

Следует отметить, что на сегодняшний день можно качественно повлиять на ребенка через игры, т. е. совместные игры с педагогом или родителями, в связи с этим одну из форм взаимодействия всех участников образовательного процесса представляют интерактивные игры

Преимущества интерактивных игр:

1. интерактивные игры создают мотив для совместной деятельности, вызывая любопытство участников, доставляют им радость и повышают интерес к взаимодействию между участниками образовательного процесса;

2. они могут создать долговременный интерес к саморазвитию и к открытию своего человеческого и родительского потенциала;

3. интерактивные игры способствуют принятию новых стандартов общения и поведения;

4. ознакомиться с деталями образовательного процесса в ДОО [6, с.119].

Одной из основных форм совместной работы педагога с родителями считаются родительские собрания, целью которых является создание условий, необходимых для развития свободного общения, установления взаимных деловых, педагогических и взаимных дружеских связей на основе интересов воспитания ребенка. Не менее интересны и нужны такие интерактивные формы, как групповая дискуссия - совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины, что позволяет прояснить или изменить) мнение, позиции и ценности родителей; круглый стол - беседа, в которой участвует небольшая группа родителей и во время которой происходит обмен мнениями между ними и педагогами; «симпозиум» - более формализованное, по сравнению с предыдущим, обсуждение, в ходе которого родители и психолог выступают с сообщениями, представляющими свои точки зрения, а затем отвечают на вопросы аудитории. Любой из родителей на «симпозиуме» может заявить тему и выступить со своим видением ситуации или проблемы.

В итоге можно сделать вывод, что взаимодействие между семьей и ДОО - это долгая и кропотливая работа, требующая терпения, творческого подхода и взаимопонимания со стороны педагогов и родителей.

Различные формы взаимодействия с родителями позволяют педагогам повысить педагогическую культуру родителей, значительно улучшить отношения с семьями, вести совместную партнерскую деятельность во благо воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

Литературы:

1. Ерофеева Т.И, Мусиенко С.И. Создание коллектива единомышленников в инновационной педагогической деятельности. Инновации в

российском образовании: Дошкольное

образование. - 999-№ 4. -27 с.

2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 80 с.

3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений 3-е. изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416а

4. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров: Издательство Юрайт, 2013. - 510 с.

5. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи // Проблемы и перспективы развития образования (II): Материалы междунар. заоч. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2012. -71с.

ТРАЕКТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

Бушная Наталия Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент, директор государственного учреждения образования «Гимназия №1 имени Ф. Скорины г. Минска», Республика Беларусь

THE TRAJECTORIES OF THE FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF SENIOR STUDENTS

Bushnaya Nataliya Vladimirovna

Ph.D. in Pedagogy, assistant Professor, The principle of state educational establishment «Gymnasium № 1 named after F. Scorina of Minsk»,

Republic of Belarus

АННОТАЦИЯ

В статье раскрывается процесс формирования социальной компетентности старшеклассников. Образовательная траектория формирования социальной компетентности старшеклассников представлена этапами самоопределения, саморазвития, самореализации и характеризует особенности реализации их субъектности в образовательном пространстве школы посредством решения социальных задач индивидуально-личностного, общественного, жизненно-футурологического содержания через выявление своей позиции в образовательном пространстве, собственное изменение, развитие и самостоятельную деятельность по формированию социальной компетентности.

ABSTRACT

The article describes the process of the formation of social competence of senior school students. The educational trajectory of the formation of senior school students' social competence is presented by stages of self-determination, self-development and self-realization and characterizes the peculiarities of their realization in school educational environment by means of solving social tasks of personal, public and life-futurological content identifying their own position, personal development and independent activities in the formation of social competence.

Ключевые слова: социальная компетентность старшеклассников, социальные задачи индивидуально-личностного, общественного и жизненно-футурологического содержания, самоопределение, саморазвитие, самореализация.

Key words: social competence of senior student, social problems of personal, public and life-futurological content, self-determination, self-development, self-realization.

Самореализация молодого человека в условиях глобальных вызовов современности во многом обусловлена наличием у него социальной компетентности, формирование которой в настоящее время входит в группу приоритетных образовательных задач на всех ступенях и уровнях системы непрерывного образования. Это объясняет высокие требования общества и государства к формированию социальной компетентности старшеклассников. Перед учащимися в этом возрасте встают задачи профессионального и жизненного самоопределения, определения своего места в системе социальных отношений. Выпускники школы, покидая учреждение образования, окунаются в социальный мир,

который предоставляет им целый спектр возможностей. Одновременно они сталкиваются с большим количеством социальных проблем, требующих от них осознанного и ответственного выбора в соответствии с личностными предпочтениями и социальной значимостью результата.

Способность старшеклассников справляться с многообразными социальными проблемами и через их разрешение реализовывать себя в социуме мы связываем с наличием у них сформированной социальной компетентности. Сущность социальной компетентности личности

раскрывается в зарубежной (М. Аргайл, Дж. Боули, Г. Гибш, Г. Зильгер, У. Пфингстен, Л. Роуз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.