Научная статья на тему 'Профессиональная направленность старшеклассника в современных условиях'

Профессиональная направленность старшеклассника в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1063
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / САМОСОЗИДАНИЕ / ИНТЕРЕС / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / САМОАКТУЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Товарищева Фекла Дмитриевна

В современных условиях профессиональная компетентность в основных сферах деятельности человека в жизни является определяющим фактором личного благосостояния и развития общества. Особую актуальность в этой связи приобретает профессиональная направленность старшеклассника. Формирование у старшеклассников профессиональной направленности является важным направлением в выборе будущей профессии выпускников школы, в связи с этим необходимы новые подходы к организации профессиональной ориентации. Личностно-ориентированная парадигма развития образования изменяет содержание профориентационной работы со старшеклассниками в образовательных учреждениях. В статье предпринята попытка теоретического обоснования проблемы формирования профессиональной направленности школьника, подготовки его к осознанному выбору профессии в современных условиях. В работе использован общенаучный диалектический метод познания данной проблемы, который позволил рассмотреть вопрос о системной организации профориентации. Рассматривается компетентностный подход как новый уровень развития профессиональной и социальной мобильности. В основе исследования лежит идея «делания человеком себя» (Н.А. Люрьи). Личная заинтересованность, самоактуализация деятельности школьника, его сознательная позиция к данному процессу рассматриваются как основной признак продвижения старшеклассника в саморазвитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vocational Orientation of High School Students in Modern Conditions

In the modern conditions, professional competence in the main spheres of human activity in life is the determining factor of personal well-being and development of the society. In this regard, the formation of professional orientation of high school students, as the basis for promoting conscious choice of the future profession, acquires special importance. This involves the search for new approaches to the organization of professional guidance, taking into account the changes that are taking place in education. The personalityoriented paradigm of education changes the content of professional guidance work with high school students in educational institutions. The article makes an attempt of theoretical substantiation of the issue of forming schoolchildren’s professional orientation, preparing them for a conscious choice of profession in modern conditions. The work was done with the use of the general dialectical method of cognition of this problem, which allowed considering the issue of systemic organization of professional guidance. The competence approach as a new level of professional and social mobility development is considered. The study is based on the idea of man’s self-making (N. A. Lurie). Personal interest, self-actualization of students, their conscious attitude to this process are considered as the main sign of the promotion of high school students in self-development.

Текст научной работы на тему «Профессиональная направленность старшеклассника в современных условиях»

УДК 371.888.6

Ф.Д. Товарищева

Профессиональная направленность старшеклассника в современных условиях

СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В современных условиях профессиональная компетентность в основных сферах деятельности человека в жизни является определяющим фактором личного благосостояния и развития общества. Особую актуальность в этой связи приобретает профессиональная направленность старшеклассника. Формирование у старшеклассников профессиональной направленности является важным направлением в выборе будущей профессии выпускников школы, в связи с этим необходимы новые подходы к организации профессиональной ориентации. Личностно-ориентированная парадигма развития образования изменяет содержание профориентационной работы со старшеклассниками в образовательных учреждениях. В статье предпринята попытка теоретического обоснования проблемы формирования профессиональной направленности школьника, подготовки его к осознанному выбору профессии в современных условиях. В работе использован общенаучный диалектический метод познания данной проблемы, который позволил рассмотреть вопрос о системной организации профориентации. Рассматривается компетентностный подход как новый уровень развития профессиональной и социальной мобильности. В основе исследования лежит идея «делания человеком себя» (Н.А. Люрьи). Личная заинтересованность, самоактуализация деятельности школьника, его сознательная позиция к данному процессу рассматриваются как основной признак продвижения старшеклассника в саморазвитии.

Ключевые слова: профессиональная направленность, профессиональная ориентация, развитие, саморазвитие, самосозидание, интерес, компетентность, компетенция, самоактулизация.

F.D. Tovarishcheva

Vocational Orientation of High School Students in Modern Conditions

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. In the modem conditions, professional competence in the main spheres of human activity in life is the determining factor of personal well-being and development of the society. In this regard, the formation of professional orientation of high school students, as the basis for promoting conscious choice of the future profession, acquires special importance. This involves the search for new approaches to the organization of professional guidance, taking into account the changes that are taking place in education. The personality-oriented paradigm of education changes the content of professional guidance work with high school students in educational institutions. The article makes an attempt of theoretical substantiation of the issue of forming schoolchildren's professional orientation, preparing them for a conscious choice of profession in modern conditions. The work was done with the use of the general dialectical method of cognition of this problem, which allowed considering the issue of systemic organization of professional guidance. The competence approach as a new level of professional and social mobility development is considered. The study is based on the idea of man's self-making (N. A. Lurie). Personal interest, self-actualization of students, their conscious attitude to this process are considered as the main sign of the promotion of high school students in self-development.

Keywords: professional orientation, professional guidance, development, self-development, self-realization, interest, competency, competence, self-actualization.

ТОВАРИЩЕВА Фекла Дмитриевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

E-mail: [email protected]

TO VARISHCHEVA Fekla Dmitrievna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy, Teachers' Training Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

Введение

В современных условиях наиболее важным направлением образовательной системы становится педагогическая помощь старшеклассникам в их личностном и профессиональном самоопределении. Обеспечение самоопределения личности, создание педагогических условий для ее самореализации составляют задачу школы в предоставлении обучающимся равных возможностей для их последующей профессиональной деятельности, с учетом реальных возможностей рынка труда. Для успешного решения этой проблемы необходим целый комплекс действий в обеспечении единства социально-педагогического целенаправленного влияния в организованной образовательной среде; собственной активности школьника как индивида, субъекта деятельности.

В этом смысле формирование профессиональной направленности старшеклассников имеет большое значение в выборе будущей профессии. Сегодня ситуация становится иной: меняются технологии обучения и воспитания. Требуются новые подходы к организации профессиональной ориентации, появляются новые виды общеобразовательных учреждений, разноуровневые образовательные программы. Как показывает опыт, практически реализация ведущей деятельности старшеклассника происходит через педагогически организованную деятельность, включающую различные ее формы и виды, объединенные единым смысловым содержанием. Так, смысловым содержанием деятельности является становление социализации и нахождение своего места в нем. В развитии профессиональной направленности проявляется сущность целенаправленного осмысления, оценка субъектом окружающего мира и собственности «Я». Главным продуктом, результатом является формирование у старшеклассника потребности и способности к самостоятельному развитию себя как личности, субъекта деятельности. Способность к саморазвитию - важнейшее свойство личности.

Важнейшая особенность старшеклассника заключается в познавательной деятельности, активно сочетающаяся с разнообразным трудом, что имеет большое значение для выбора профессии. Основное психологическое новообразование данного возраста - умение составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать деловые, эстетические, нравственные идеалы [1, с. 79]. Подобная направленность определена необходимостью развития компетентности личности в целом. К ключевой компетенции относится способность старшеклассника оценить жизненную ситуацию, найти правильные решения проблемы и др.

Компетентностный подход к профессиональной направленности старшеклассника

Под компетентностью понимается, по мнению специалистов, интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускников школы для осознанного выбора будущей профессии. Компетентность понимается как владение определенными знаниями, навыками, жизненным опытом. Так, И.А. Зимняя выделяет три группы компетентностей: к самому себе как личности, субъекту жизнедеятельности; к взаимодействию человека с другими людьми; к деятельности человека во всех ее типах и формах [2].

Опираясь на вышеизложенное, считаем, что компетентность является системообразующим фактором формирования профессиональной направленности личности. Значимость данного фактора заключается в том, что основным обновлением является воспитание субъект-ности старшеклассника, его самостоятельности, умения использования полученных знаний на практике. Следовательно, особую важность приобретает овладение способами умственных действий, закрепление знаний и превращение их в компетенции - предметные, метапредмет-ные и личностные.

Компетенции, считают исследователи, обеспечивают привитие умений использовать знания, то есть, в конечном итоге, адаптироваться в быстро изменяющемся мире, личностной компетенции.

Происходящие изменения требуют развития таких качеств личности, как профессиональная и социальная мобильность, готовность к постоянному творческому росту, которые бы

сформировали новое мышление старшеклассника. Компетентность так же, как и компетенция включает в себя когнитивный, мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты. Она является ситуативной категорией и рассматривается нами как результат.

Заметим, что воспитательные возможности на основе ФГОС второго поколения заключаются в формировании учащихся жизненной стратегии достижения успеха. Воспитываются такие черты характера (личностные умения), как: инициатива, независимость, ответственность, смелость, стремление помочь отставшему, взять на себя большую часть интересной коллективной работы, желание попробовать себя в незнакомой деятельности, уважение к себе и другим, чувство чести и достоинства [3, с. 161].

Подобная направленность на развитие и совершенствование ключевых компетенций, как было отмечено, в виде предметных, метапредметных и личностных создает реальные условия, возможности, ситуации, где школьник осуществляет выбор решения, поступка. Компетенция связана, в целом, с развитием воспитательных систем и целями воспитания, а также с субъектным развитием и целями личностного роста.

Внедрение компетентностного подхода, по нашему мнению, повышает эффективность педагогического процесса, преобразуя личностно-ценные предметные знания в черты характера, свойства личности и принятия решений. Это и есть результат образования школьников. Таким образом, компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса определен как основополагающий и наиболее адекватный образовательным целям.

В данной работе внедрение компетентностного подхода к формированию профессиональной направленности рассмотрено как акцентирование аспектуального её содержания и развития личности. Профессиональную направленность, по нашему мнению, характеризует прежде всего отношение личности к осознанному выбору будущей профессии. Это позволяет нам считать, что профессиональная направленность имеет ряд специфических особенностей, которые определяются, в частности, через такие параметры, как: избирательность и специализация, способности и склонности, характерологические и стилевые особенности и др. [4]. На основании вышеизложенного можно утверждать, что профессиональная направленность, прежде всего, имеет предметное содержание. В нашем исследовании исходим из тезиса: субъектная позиция старшеклассника - есть процесс «делания человеком себя». Как отмечает Н.А. Люрьи, «все разрывы и диссонансы современного образования должна преодолеть сама личность, ее самость, сам воспитуемый, обучаемый посредством неких возможностей, которые у него, безусловно, есть, их надо только выявить, раскрыть, реализовать» [5]. Данный подход позволяет раскрыть содержание социального самоутверждения старшеклассника, основанное на его саморазвитие.

При этом саморазвитие личности положительно влияет на ее поведенческие качества (ценности, убеждения, принципы). Нравственная значимость понимается как отношение школьника к избираемой профессии. Изложенные выше предпосылки послужат, на наш взгляд, педагогическими условиями для саморазвития школьников. Так, при развивающей функции обучения обеспечивается интеллектуальное развитие школьников осуществляемого ими познания. Развивающая функция раскрывает механизмы способа поведения деятельности обучения. В связи с этим особую значимость приобретает оказание педагогической поддержки саморазвитии личности обучаемого на основе следующих положений:

- осознание самоценности, уникальности и неповторимости личности;

- неисчерпаемость возможностей творческого саморазвития;

- реализация компетентностного подхода;

- приоритет внутренней свободы по отношению к свободе внешней.

Усиление личностной направленности образования предполагает увеличение возможно -сти выбора у школьника и сформированность обобщенных способов выбора.

В этой связи профессиональная направленность является результатом развития самой личности. Наиболее значимой в реализации профессиональных планов является способность

личности к самоактуализации деятельности. Это личностное образование значительно влияет на овладение школьниками профориентационными знаниями, умениями.

Полагаем, что профессиональная направленность старшеклассника немыслима без интереса к данной профессии. Интерес рассматривается как одна из форм направленности лично -сти. Это внимание, мысли, помыслы на определенном предмете. Профессиональная направленность как психологическое новообразование характеризует профессиональное развитие личности на этапе освоения профессии. Это ведущая характеристика познавательного процесса, влияющего на выбор учащимися профессии.

Следовательно, интересы, стремления с их мотивами, профессиональные идеалы - качества, определяющие профессиональную направленность. В содержательном плане профессиональная направленность обуславливается сферой только тех потребностей и интересов, которая связана с выбором профессии.

Следует обратить внимание на то, что в процессе формирования профессиональной на -правленности чувство взрослости происходит в результате перестройки организма, роста самосознания школьника, развития интереса к собственному «Я». Учет этого обстоятельства, на наш взгляд, оказывается здесь важным, поскольку способность к осознанному выбору профессии в этом возрасте тесно связана с формированием собственного образа Создание образа имеет большое значение в выборе школьниками будущей профессии. При этом важно активизировать все духовные силы старшеклассников для гармоничного становления личности человека.

В решении данного вопроса следует отметить положительный опыт по индивидуализации обучения в инновационных школах. Школы, работающие в данном направлении, дают возможность учащимся выбрать определенный профиль обучения, соответствующий их образовательным и профессиональным потребностям, ориентируясь на развитие личности. Обращают внимание на профдиагностику личностных качеств, психолого-педагогические наблюдения, вводят в учебный процесс спецкурсы, позволяющие сформировать адекватную самооценку.

Однако, как и любая развивающаяся система, ориентированная на создание условий для развития и саморазвития учащихся, воспитание у них ответственности в принятии самостоятельных решений, образование по своей сути противоречиво. Исходные противоречия характерные для образования, связаны с разрешением основных ее проблем: с одной стороны - воспитание свободного человека, а с другой - человека, готового к выбору профессии.

По нашему мнению, главные задачи образования - творить свободную, творческую, нравственную личность, способную самостоятельно строить себя.

Для успешного формирования профессиональной направленности необходимо учет этно-региональных особенностей республики. Основными факторами влияющими на формирование профессиональной направленности личности обучаемого являются: природно-географические, национальные, культурные, социально-экономические; генетические данные, биологические особенности; образовательная среда.

В качестве принципов воспитания нами определяются следующие: этнокультурная направленность на основе «традиции народа», сочетание гуманистического универсализма и индивидуализма воспитания, единство культурно-ценностного пространства, потребности старшеклассника на развитие. Здесь следует отметить, что принципы предусматривают настойчивость и инициативу в трансформации мировоззрения личности и ее ценностных установок в формировании профессиональной направленности. Воспитание детей в якутских семьях выполняет функцию: выработки жизненных позиций (работоспособность, усердие, настойчивость, терпимость, выносливость и др.). Так процесс трудовой деятельности родителей формирует мировоззренческие позиции, традиции. Психологические особенности, обусловленные национальными, культурно-этическими и историческими условиями жизни влияют на поведение народа саха. Следует отметить следующие черты характера: уважение традиции

и обычаи народа; гостеприимство; экологическая мудрость; предприимчивость, скромность, милосердие, выдержка и др.

Трудовое воспитание на основе менталитета народа саха имеет огромное значение в формировании профессиональной направленности старшеклассника.

Обращаясь к традициям воспитания народа саха, учению айыы, мы подразумеваем общее в формировании общечеловеческих ценностей. Якуты считали, что люди - это часть природы. Детей воспитывали бережно относиться к природе, поскольку человек с ней составляет единое целое. Природа, в представлении народа, это источник его существования. Это пробуждает школьника к природоохранной деятельности. Философское осмысление учения айыы рассматривает культуру как материальная и духовная культура, которая всегда сохраняла национальное своеобразие. Его методологической основой становится натурфилософия народа саха, согласно которой учение айыы представляет мировоззрение целого народа о вселенной. Итак, его воспитательная функция играет огромную роль в развитии личности обучаемого.

Становление и развитие личности обусловлены его генетическими данными, так и совокупностью природно-географических, этносоциальных и других условий жизни. Поскольку каждая личность - это конкретный продукт региона, органично связанный с ним. Личность нами рассматривается как «специфическое человеческое качество», формируемое под совокупным воздействием факторов социума, уникальность, которой проявляется на самостановление.

В становлении и развитии профессиональной ориентации в Республике Саха(Якутия) особо следует отметить огромную заслугу Анны Васильевны Мордовской. Имя А.В. Мордовской - педагога, доктора педагогических наук, профессора, бывшего заведующего кафедрой педагогики педагогического института СВФУ, тесно связано с профессиональной ориентаци-онной работы в общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия). В научном труде А.В. Мордовской «Приоритеты развития профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия)» [6] выделены основные проблемы данной системы: эпизодичность и фрагментарность, дефицит современных педагогических и психологических профессиональных ресурсов.

Изучение практики свидетельствует, что современные тенденции в развитии образования в Якутии обусловили поиск новых форм и методов организации образовательного процесса. В связи с этим все большее значение приобретает личностно-ориентированный, компетент-ностный и др. подходы в обучении. Мы полагаем, что радикальное планирование, управление образовательными учреждениями, организация учебной и научно-исследовательской деятельности в инновационных школах, а также реализация индивидуально-дифференцированного подхода в обучении - объективно способствуют осмыслению старшеклассниками необходимости выбора профессии, что находит отражение в формировании их профессиональной направленности.

Исходя из возможностей школ, осуществляются поиски новых путей развития образовательной системы. При этом следует отметить то, что их инновационная деятельность направлена на создание благоприятных условий для социализации личности. В целом школы являются центром, аккумулирующим духовные ценности народа.

Основным документом организации образовательного процесса в учебных заведениях Республики Саха (Якутия) является базисный учебный план, отражающий основные идеи Концепции национальных школ республики, обеспечивающий защиту региональных и этнокультурных интересов при сохранении единого образовательного пространства, реализацию дифференциации образования с учетом способностей учащихся.

Переход от централизованной к государственной национально- региональной системе образования является основой для создания реального многообразия в системе образования, появления школ, имеющих различные профессиональные направления. Так, гимназии и лицеи, как правило, ориентированы на формирование личности, готовой к творческой деятельности,

и предназначены для проведения повышенной подготовки по отдельным предметам, а также для подготовки старшеклассников к осознанному выбору профессии. Различные виды общеобразовательных учреждений прочно заняли место в системе образования. Именно это обуславливает необходимость перехода их к новым подходам, которые определяют системную деятельность общеобразовательного учреждения. В этой связи требуется переориентация на подготовку учащихся к реальным условиям жизни, создание новой, гибкой региональной системы управления на различных уровнях.

В опыте общеобразовательных учреждений накоплен педагогически ценный опыт по реализации профессионально-образовательных программ обучения старшеклассников с учетом их индивидуально-психологических особенностей (интересов, способностей, склонностей, мотивации учения). Вместе с тем, изучение практики профориентационной работы со старшеклассниками показывает, что общеобразовательные учреждения республики все еще не в полной мере используют возможности образовательного процесса в формировании профессиональной направленности учащихся. Реализуя профильное обучение, в основном, педагогические коллективы выбирают обучающие цели, при этом профориентации не уделяется должного внимания. Профориентационная работа в ряде школ проводится не целенаправленно, недостаточно комплексно и системно.

Обращает на себя внимание отсутствие необходимой согласованности между родителями и общеобразовательными учреждениями в подготовке старшеклассников к выбору профессии. Многие педагогические коллективы общеобразовательных учреждений недооценивают потенциальные возможности семьи в данном вопросе. Родители, в свою очередь, недостаточно хорошо владеют методикой подготовки своих детей к выбору профессии.

Вследствие этого, старшеклассники недостаточно знают содержание выбираемых профессий, не владеют технологией профессионального самоопределения. И в результате они не в полной мере готовы осознанно выбрать будущую профессию.

Организация процесса практического формирования профессиональной направленности ставит следующие задачи:

- выращивание субъектного потенциала старшеклассника;

- стимулирование его активности;

- обучения приемам самоуправления, самовоспитания, самообразования;

- применение методов и приемов профессиональной ориентации и др.

Это происходит благодаря педагогическому сопровождению, включающего психолого-педагогическую поддержку, сотрудничества, социального самоопределения. Осознанное самоопределение старшеклассника в профессиональной ориентации, социальном, жизненном аспектах требует сформированности высокой мотивационной, теоретической и практической готовности осуществлять самостоятельный выбор и нести за него личную ответственность. Таким образом, самоопределение старшеклассника понимается нами как результат активизации профессионального самоопределения старшеклассника на основе творческого сотрудничества субъектов, характер которой должен быть межличностным, позитивным и конструктивным.

Заключение

Педагогические условия формирования профессиональной направленности личности старшеклассника отличаются от других условий тем, что они создаются целенаправленно, динамично и комплексно. Специфика данной проблемы - это не только выбор сферы деятельности, но и образа жизни, круга общения, поэтому для адекватной профессиональной направленности необходимо знание особенностей познавательных процессов и личностных качеств старшеклассников, и владение определенными коммуникативными и рефлексивными умениями.

Таким образом, формирование профессиональной направленности личности старшеклассника должно охватывать почти все стороны педагогического процесса. Именно комплексный

характер педагогических условий обеспечивает эффективность формирования профессиональной направленности и позволяет развиваться личности в зависимости от усложнения педагогических задач в ходе того или иного возрастного периода. Только при этих условиях профессиональная направленность личности школьника будет интегрироваться в повседневную социокультурную практику общеобразовательных учреждений.

Литература

1. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. - М.; Воронеж, 2005. - Т. 1.

2. Зимняя И.А. Компетентность человека - новое качество результата образования // Проблемы качества образования. № 4. - Уфа, 2003.

3. Комптентностный подход в педагогическом образовании: коллективная моногр. / Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой. - СПб.: Изд-во ГРПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 392 с.

4. Мордовская А.В. Теория и практика и жизненного интересов школьников в процессе факультативных занятий. - М.: Academia, 2000. - 176 с.

5. Люрьи Н.А. Образование: поиски, надежды, свершения // Образование в Сибири. - 1994. - № 1. - С. 16.

6. Мордовская А.В. Приоритеты развития профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия) // Наука и образование. - 2012. - №2 (66). - С. 115-121.

References

1. Fel'dshtejn D.I. Psihologiya razvitiya cheloveka kak lichnosti. - M.; Voronezh, 2005. - T. 1.

2. Zimnyaya I.A. Kompetentnost' cheloveka - novoe kachestvo rezul'tata obrazovaniya // Problemy kachestva obrazovaniya. № 4. - Ufa, 2003.

3. Komptentnostnyj podhod v pedagogicheskom obrazovanii: kollektivnaya monogr. / Pod red. V.A. Kozyreva, N.F. Radionovoj. - SPb.: Izd-vo GRPU im. A.I. Gercena, 2004. - 392 s.

4. Mordovskaya A.V. Teoriya i praktika i zhiznennogo interesov shkol'nikov v processe fakul'tativnyh zanyatij. - M.: Academia, 2000. - 176 s.

5. Lyur'i N.A. Obrazovanie: poiski, nadezhdy, sversheniya // Obrazovanie v Sibiri. - 1994. - № 1. - S. 16.

6. Mordovskaya A.V. Prioritety razvitiya professional'noj orientacii v Respublike Saha (Yakutiya) // Nauka i obrazovanie. - 2012. - №2 (66). - S. 115-121.

^■Mír^ír

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.