Научная статья на тему 'Молодежные межшкольные СМИ как площадка для развития творческих способностей одаренных детей и форма представления их достижений'

Молодежные межшкольные СМИ как площадка для развития творческих способностей одаренных детей и форма представления их достижений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЖУРНАЛИСТИКА В ШКОЛЕ / СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЖУРНАЛИСТИКЕ / МЕДИА-ЦЕНТР / КОНВЕРГЕНТНАЯ РЕДАКЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЮНКОРОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скуленкова М.В.

В статье рассматривается один из возможных векторов развития одаренных учащихся по направлению медиажурналистика организация проектной деятельности детей на базе редакции межшкольного молодежного портала. Приводятся результаты экспериментальной деятельности на примере образовательного проекта «Регата творческих команд».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежные межшкольные СМИ как площадка для развития творческих способностей одаренных детей и форма представления их достижений»

Скуленкова М. В.

Методист МБОУДО «ДДЮТ Всеволожского района»

г. Всеволожск, Россия

МОЛОДЕЖНЫЕ МЕЖШКОЛЬНЫЕ СМИ КАК ПЛОЩАДКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИХ ДОСТИЖЕНИЙ

В статье рассматривается один из возможных векторов развития одаренных учащихся по направлению медиажурналистика - организация проектной деятельности детей на базе редакции межшкольного молодежного портала. Приводятся результаты экспериментальной деятельности на примере образовательного проекта «Регата творческих команд».

Ключевые слова: медиажурналистика в школе, современные методики обучения журналистике, медиа-центр, конвергентная редакция, компетентностный подход, юнкоровское движение

Создание эффективных условий для развития меди-атворчества одаренных школьников становится особенно актуальным на современном этапе развития информационного общества. Концепции развития дополнительного образования дают возможность организациям дополнительного образования создавать программные продукты (программы и проекты) современного поколения, направленные на формирование высокого уровня информационной культуры школьников, формирование востребованных в информационном обществе компетенций, формирование у учащихся медийного типа мышления, ориентированного на освоение новых способов деятельности, создание личностно-ориентированного конкурентоспособного продукта творческой деятельности юного медиажурналиста.

Динамично развивающаяся информационная и социокультурная среда влечет за собой переосмысление средств, форм и методов организации работы по выявлению и методическому сопровождению интеллектуально и творчески одаренных детей, поиску новых форм и содержания

образовательного процесса. Школьная журналистика не является исключением.

В основу проектирования содержания и модели организации образовательного процесса также заложен многолетний опыт практической деятельности по организации работы со школьными редакциями Всеволожского района Ленинградской области.

В сентябре 2014 г. в рамках Регионального эксперимента «Управление процессом сопровождения развития одаренных детей в региональной образовательной системе» МБОУДО «ДДЮТ Всеволожского района» запустил муниципальный проект «Регата творческих команд». Целью проекта стало выявление и сопровождение одаренных медиажурналистов Всеволожского района через внедрение инновационных форм и методов в образовательный процесс.

В 2014-2016 гг. инновационная работа по проекту велась в рамках завершающего этапа эксперимента «ДДЮТ как ресурсный центр по работе с одаренными детьми». За этот период в проекте приняли участие 475 школьников из различных образовательных учреждений района. К 2015 г. удалось создать единое скоординированное образовательное пространство с полноценной учебной деятельностью и условиями для развития одаренности школьников по направлению медиа-журналистика, целенаправленно ориентирующее на базисные виды деятельности (ценностно-ориентационную, познавательную, коммуникативную, социально-адаптационную) [1].

К 2016/17 учебному году для организации работы по проекту было проведено интегрирование существующих механизмов поиска и поддержки одаренных детей, созданы современные образовательные программы, позволяющие выявлять и развивать творческий потенциал молодых талантов в области медиажурналистики, разработана интегрированная модель сопровождения интеллектуальной и творческой одаренности учащихся, образовательные траектории и проекты, способствующие формированию ключевых компетенций юных медиажурналистов.

Одним из векторов инновационной работы в данный период являлась совместная работа юных журналистов и коллектива педагогов проекта «Регата творческих команд» над журналистскими проектами муниципального уровня. На базе редакционно-издательского отдела был создан районный муниципальный пресс-центр, в который вошли лучшие юнкоры района, а в результате совместной проектной деятельности юных медиажурналистов района и педагогов центра информационных технологий появился межшкольный медиапортал.

Межшкольный медиапортал, как площадка для реализации творческого потенциала одаренных юных медиажурналистов, в свою очередь представляет прекрасную возможность для школьников не только углубить свои знания и сформировать ключевые компетенции по направлению «медиажурналистика», но и возможность формировать высокий уровень информационно-коммуникативной культуры.

Работа в конвергентной редакции (печатных и интернет-СМИ) позволяет школьникам сформировать адекватную самооценку, дает возможность представить результаты творческой деятельности широкой общественности, получить начальный профессиональный опыт на базе редакции печатного и интернет-издания параллельно.

Работа со школьными пресс-центрами всех школ района проводится непрерывно. Осуществляется методическая, образовательная и информационная поддержка педагогов и учащихся, целью которой является выявление и методическое сопровождение наиболее талантливых начинающих журналистов, фотокорреспондентов и верстальщиков школьных газет, а также повышение качества школьных изданий, в том числе в рамках ежегодного многоэтапного конкурсного движения.

В 2014-2017 гг. нами получены следующие результаты по сетевому взаимодействию с пресс-центрами школ Всеволожского района Ленинградской области:

• 2014/15 учебный год - 21 пресс-центр из 29 ОУ, 72%;

• 2015/16 учебный год - 22 пресс-центра из 29 ОУ, 74%;

• 2016/17 учебный год - 28 пресс-центров из 32 ОУ, 87,5%.

Ежегодно коллектив проекта «Регата творческих команд» составляет и оформляет в виде сборников детских работ продукты журналистской и литературной деятельности школьников района. В 2014-2016 гг. такими сборниками стали: «О чем поет душа» (2014), «Сборник лучших журналистских работ, опубликованных в газете "Наше ВСЕ" в 2014-2015 учебном году» (2015), «Память сердца - от поколения к поколению» (2015), «Сборник лучших детских работ по направлению журналистика» (2016), «Сборник лучших детских работ по направлению журналистика» (2017). В сборниках были опубликованы работы 187 юных журналистов в возрасте от 8 до 18 лет.

С 2014 по 2017 г. 229 юнкоров получили дипломы, как победители и призеры конкурсных мероприятий различного уровня.

В 2014-2017 гг. образовательное поле проекта включало в себя дополнительные общеразвивающие программы: «Юный журналист» и «Медиажурналистика». По данным программам успешно закончили обучение более 300 учащихся.

Мы считаем формирование информационной культуры юных журналистов на базе конвергентной редакции перспективным направлением развития творческого потенциала юнкоров. Школьники таким образом получают больше степеней свободы, современную площадку для реализации молодежных проектов, возможность сформировать ключевые компетенции по направлению «медиажурналистика», в том числе соответствующие требованиям junior skills по данному направлению.

Таким образом, педагогами проекта «Регата творческих команд» созданы условия, обеспечивающие выявление и сопровождение одаренных школьников по направлению «медиажурналистика» в муниципальной образовательной системе Всеволожского района. Доказано экспериментально, что данный вид совместной деятельности способствует дальнейшей профессиональной ориентации юных журналистов, предоставляет возможность опубликовать результаты творческой деятельности на площадках, доступных широкой общественности, использовать на практике навыки, полу-

ченные во время обучения основам журналистского мастерства на базе межшкольной конвергентной редакции, формирует адекватную самооценку и способствует успешной интеграции в информационное общество и социокультурную среду.

Список использованной литературы

1. Скуленкова М.В., Скуленков С.Н. Интеграционная модель сопровождения интеллектуальной и творческой одаренности школьников и студентов СПО в сетевом проекте «Академия информационных технологий» / Региональные аспекты инновационного развития культурно-образовательной и социально-экономической сферы в современных условиях: Мат-лы междунар. науч. конф. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцо-ва. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015.

© Скуленкова М. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.