В.А. Бачинин
МОЛОДЕЖНАЯ «ТЕЛЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ»: ПРОБЛЕМЫ И ПАРАДОКСЫ
Бачинин Владимир Аркадьевич - доктор социологических наук, профессор,
главный научный сотрудник Социологического института РАН (СПб).
Детство, отрочество и юность составляют единую социально конструируемую реальность, выстраивающуюся вокруг ценностного ядра, каковым являются дети, подростки, юноши и девушки. Этот конструкт имеет процессуальную природу: он разворачивается одновременно в социальном пространстве и времени при участии фактически всех основных социальных институтов, в том числе и института телевидения. Несколько десятилетий существования в нашей стране телевещания для детей и юношества позволяют проследить в этом процессе определенную логику. Так, во времена Советского Союза телевидение служило одним из основных инструментов. Эта направленность сохранялась на протяжении более 30 лет, вплоть до падения коммунистического режима.
В 1990-е годы государство фактически самоустранилось от участия в деле развития детского и молодежного ТВ. В условиях отсутствия зрелого и влиятельного гражданского общества остаточные формы юношеского ТВ погрузились в стихию аномии и достаточно быстро трансформировались в орудие интервенции безнравственности в жизненный мир молодежи. Вместо прежних идеологических доминант в нем возобладала атмосфера низкосортной развлекательности, этической бесконтрольности, переходящей в безудержную вседозволенность. На телеэкран выплеснулись и мгновенно легализовались матерная брань, грязные скандалы, демонстрации всех видов непристойностей, эпатирующие сексуальные сцены, энциклопедическое разнообразие всевозможных форм агрессии, насилия и демонизма. Телевидение с его вульгарно-брутальным языком, идеалом естественного человека, поэтикой распущенности и обаянием вседозволенности превратилось в одного из главных растлителей нации, в орудие деморализации детей и взрослых, в
собирателя мировой коллекции всевозможных пороков, в рупор пропаганды всех смертных грехов.
Для характеристики духовного состояния российской медиасреды рубежа тысячелетий в наибольшей степени подходит категория аномии, выражающая дисфункцию социальных или личностных систем. Поскольку мир молодежного ТВ не располагает единым центром аксиологического или нормативного характера, не подчиняется никаким этическим доминантам, то его содержимое имеет вид россыпи всевозможных сведений о разных сторонах человеческого существования. Об его аномийном состоянии свидетельствует то, что в центре телевизионной картины мира оказалась девиантная личность с деструктивными наклонностями, что всевозможные проявления зла занимают в телепрограммах непропорционально большое место, а человеческие пороки преподносятся в них не как девиации, но как нормы социальной жизни. В итоге зритель лишен возможности испытывать чувство духовной, экзистенциальной безопасности.
Разумеется, ТВ - это только зеркало, отображающее аномию российской социальной макросистемы. Одновременно оно само является источником распространения аномийных импульсов и волн. Накатываясь на массовое сознание и захлестывая его, они лишают телезрителей, в первую очередь молодых, нравственного иммунитета, делают их невосприимчивыми ко многим формам социального зла, отнимают способность сопротивляться порокам. Характерным примером такого зеркала и одновременно распространителя аномии служит популярное реалити-шоу «Дом-2».
Его идея имеет литературно-художественную предысторию. В начале ХХ столетия писатель Евгений Замятин создал роман-антиутопию «Мы». Его герои, обладавшие всем необходимым для жизни - пищей, одеждой, кровом, общением, развлечениями, не имели только одного - свободы. Никто не имел права на то, чтобы сохранять в себе сокровенные уголки внутренней жизни, куда бы не заглядывали посторонние.
У обитателей «Дома-2» похожая ситуация. Они имеют все необходимое для жизни физической, плотской и располагают крайне малыми, практически мизерными возможностями для жизни внутренней. Ведь, как известно, первичное условие внутренней жизни - это часы уединения, когда наедине с собой можно размышлять, воспоминать, мечтать и при этом знать, что ты один, за тобой никто не наблюдает, и никто не потребует от тебя отчета о том, что ты чувствовал и о чем думал. Когда-то Достоевский, описывая свое пребывание в сибирской каторге, в томском остроге, заметил, что для него там самым страшным было четырехлетнее отсутствие возможности побыть хотя бы самое малое время одному, наедине со своими чувствами и мыслями. Подобная невозможность уединения, навязанная публичность всех жизненных отправлений, начиная с
самых интимных, придает существованию участников шоу внутри периметра сходство с пребыванием в армейской казарме или тюремной камере.
Почти шестилетний опыт существования подмосковного телепаноптикума приводит к удручающему выводу: в таких условиях «построить любовь» невозможно. Не помогают ни отсутствие забот о хлебе насущном, ни молодость с ее неодолимой игрой гормонов, ни сбалансированный половозрастной состав, ни постоянный приток новых кандидатур. Внутри периметра уже давно построен вожделенный приз - великолепный дом, когда-то обещанный паре победителей. Воздвигаются все новые и новые постройки, но любовь никак не желает «строиться». Вместо нее возникают жалкие, убогие, а порой и откровенно гнусные «симулякры» любви. Примечательно и то, что как только зарождается некое подобие семейной пары, то проект безжалостно исторгает их как нечто чужеродное и мешающее установившемуся порядку жизни. Ибо в проекте господствуют «ценности» настоящего: живи сегодняшним днем, лови мгновенье, наслаждайся сей минутой.
Контингент «Дома-2» достаточно разнообразен и вместе с тем характерен. Кого только не лицезрел российский телезритель - стриптизеров, барменов, девушек по вызову, лиц с нетрадиционными ориентациями, транссексуалов, «детей индиго», мошенников, торговцев наркотиками, умудряющихся попасть почти сразу же из одного «периметра» в другой, тюремный, и т.п. Словом, это целая коллекция современных социальных типов, в том числе откровенных девиантов.
Среди них представлены разные натуры - прагматичные циники, холодные индифференты, неразвитые грубияны, сластолюбивые бездельники, агрессивные скандалисты, прирожденные интриганы, профессиональные лицедеи и т. д. При всем разнообразии типов, всеми ими движут сходные мотивы, почерпнутые из одного, довольно скудного набора. Первый - это жажда публичной презентации своей персоны («засветиться»). Второй - желание хотя бы какое-то время пожить в обстановке беспечности и свободы для своих гедонистически-сексуальных эмоций («оттянуться»). Третий - стремление любой ценой и как можно дольше удержаться на подмостках («закогтиться»).
Все участники с головой погружены в атмосферу театра непрерывных импровизаций, где на первом месте стоят скандал, интрига и откровенная сексуальная атака. Когда-то Салтыков-Щедрин сетовал, что на улицах российских городов собаки публично и совершенно безнаказанно «предаются распущенности нравов». Но городские сценки, беспокоившие классика, тускнеют рядом с теми сценами распущенности нравов, которые видит зритель нашего телешоу. Он вынужден едва ли не каждый день (я не говорю о ночных просмотрах) созерцать, как разные участники «Дома-2» время от времени пытаются взгромождаться на тех или иных участниц. При этом надо отдать им должное: верхняя одежда остается на месте. Очевидно, это последнее
обстоятельство позволяет устроителям шоу расценивать подобные сцены как невинный флирт юных шалунов, который можно демонстрировать юным телезрителям в то время, когда до сна еще далеко.
Особое место в этом телешоу занимают сюжеты, когда на проект приходят молодые люди, заявляющие, что они хотят «строить любовь» с юношами, и девушки, намеревающиеся заняться тем же с девушками. Вряд ли надо специально доказывать, что подобная запредельная либерализация сексуальной морали, сопровождающаяся фактической легализацией половых аномалий, погружает молодежное сознание миллионов телезрителей в мир сексуальной вседозволенности.
Ведущие проекта - две молодые особы. Одна из них столь одиозна по скорости проникновения в самые низменные сферы шоу-бизнеса, что ее можно считать чемпионкой России в этом виде соревнований. Обе они легко справляются с ролями говорливых и бесцеремонных экскурсоводов, охотно водящих зрителей по закоулкам создаваемых ими же самими лабиринтов грязных интриг, разборок и скандалов. За годы существования проекта они так поднаторели в искусстве сводничества, что им впору открывать самостоятельные «мастер-классы» по сексуальному менеджменту. Совершенно очевидно, что под патронажем таких ведущих построить можно всё, что угодно, но только не любовь. Причина этого проста: в их собственных духовных багажах нет того материала, из которого любовь строится. И они не могут предложить своим подопечным ничего, кроме каких-то мутных, ядовитых снадобий, которые способны вызвать лишь духовное отравление, но никак не любовь. Ведь природа любви какова? Вот одно из ее классических определений: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (Первое послание к Коринфянам апостола Павла; гл. 13, с. 4-7).
Распространенные либеральные программы полового воспитания, доведенные телевидением до абсурда, лишены истинно духовной, религиозной составляющей и пребывают целиком во власти бихевиористской схематики. Вместо формирования одухотворенной полоролевой позиции подростка они нацеливают его на осознание собственного пола исключительно через гениталии. И не удивительно, что подобная биологизация полового просвещения не способствует, а препятствует развитию у юношей и девушек супружеских и родительских установок.
Выводы из этих размышлений носят отнюдь не воодушевляющий характер. Во-первых, социальная реальность, которая нас окружает, не просто «лежит во зле», но погрузилась в него полностью и при этом не слишком стремится высвободиться из этой темной пучины. Во-вторых, сегодня (если 130
судить по контингенту аналогичных телешоу) злых, эгоистичных, агрессивных субъектов обнаруживается несравнимо больше, чем людей добрых и мягких. Эта аномальная пропорция утвердилась и продолжает утверждаться благодаря тем порядкам, которые господствуют сегодня вокруг, в том числе благодаря телевидению и тому, что данный социальный институт превратился на наших глазах в мировую фабрику по производству всех видов зла, рассчитанного на все вкусы.
Благодаря телепередачам, подобным «Дому-2», распространяется та самая «разруха в головах», о гибельности которой говорил булгаковский профессор Преображенский. Совершенно чуждое чувству нравственной ответственности, секулярно-аномийное ТВ резко подорвало духовное здоровье народа, лишило несколько поколений молодых людей этического иммунитета, который позволял бы им успешно сопротивляться воздействию множества атакующих их темных соблазнов, противостоять напору деструктивных умонастроений.
Сегодня на смену прежним принципам консолидации общества на основе единой богоборческой идеологии пришла модель атомарного социума, в котором индивиды разобщены и связаны между собой лишь сугубо прагматическими зависимостями, не отвечающими духовно-нравственным критериям. В этих условиях обнаружились несколько основных тенденций, в русло которых устремились основные телеинформационные потоки. Во-первых, это тенденция учебно-школьного атеизма, унаследованного от советской эпохи и не желающего сдавать своих позиций. В ее плену и по сей день продолжает оставаться практически вся сфера российского детского воспитания, среднего и высшего образования, радио- и телевещания. Большая часть аудио- и видеосюжетов, рассказывающих о функционировании этой сферы и о ее героях, строится в основном таким образом, как будто двухтысячелетней истории христианства вообще не было. При этом любые попытки изменить подобную ситуацию нередко расцениваются как нечто антинаучное, идущее вразрез с «требованиями прогресса», отдающее клерикализмом и даже мракобесием.
Другая тенденция выступает в формах духовной неприкаянности, мировоззренческой растерянности. В явном или скрытом виде подобные умонастроения присутствуют там, где требуются внятные этические оценки описываемых фактов и событий. Оценочные затруднения становятся непреодолимым препятствием для секулярного сознания тех радио- и тележурналистов, чье мышление сформировалось внутри стихии безбрежного релятивизма. Пребывающее в отстраненности от мира абсолютных смыслов, норм и ценностей, оно ничем не может помочь юным и взрослым читателям, слушателям и зрителям, для которых состояние непонимания сути того, что происходит в окружающем мире и с ними самими, стало уже привычным.
Третья тенденция связана с актуализацией неоязыческой архаики. Волна увлечений всех слоев населения предсказаниями астрологов, советами знахарей и колдунов захлестнула российское информационное пространство. Одновременно она заполнила те мировоззренческие пустоты, которые образовались во внутренних мирах миллионов людей «смутного времени», переходной эпохи. При активном участии резидентов неоязычества осуществляется теледемонизация детского и молодежного сознания.
Приходится констатировать, что абсолютное большинство каналов современного секулярного ТВ сегодня не в состоянии обеспечить детям, подросткам, юношам и девушкам достойное духовное бытие, неспособны помочь им в восхождении на должные уровни нравственности и духовности. Зато насаждение деструктивных наклонностей в детское и юношеское сознание идет полным ходом.
Альтернативой секулярно-аномийному ТВ можно считать христианское телевидение. Оно уже существует в России, делает свои первые шаги и вселяет определенные надежды на возможность выхода страны из глубокого духовного кризиса.
В отличие от децентрированного секулярного ТВ, христианское телевидение обладает строгой внутренней организацией своего ценностно-нормативного пространства. Главным принципом ее существования, развития и функционирования является принцип теоцентризма. Он предполагает два основных значения - объективное и субъективно-личностное, обозначая мироздание, в центре которого пребывает триединый библейско-христианский Бог, и внутренний мир личности, в семантических, аксиологических и нормативных структурах которого Бог также доминирует.
Теоцентрически ориентированные телеканалы помогают своим зрителям успешно преодолевать те темные соблазны, которым человек склонен поддаваться. Они позволяют рассматривать Бога и культуру как единое целое. При этом Бог, присутствующий в культуре, предстает как необоримая сила, очищающая смыслы, возвышающая ценности и утверждающая библейские нормы морали и права. Бог привносит в семантику и аксиологию теледискурса те качества, которые без Него, сами по себе никогда не смогли бы в нем утвердиться, выступает направляющим, руководящим началом, сопровождающим людей во всех их трудах по созданию и сохранению ценностей культуры.
Одно из наиболее важных направлений деятельности христианских телеканалов «Спас», ТБК, «Родной» и других - это христианское просвещение. Если в прошлом христианские знания распространялись через книги, брошюры, журналы, библиотеки, школы, то теперь появились электронные носители и трансляторы религиозной информации. В России, где абсолютное большинство населения - люди, религиозно непросвещенные, не умеющие ни
самостоятельно читать Библию, ни правильно осмысливать ее содержание, просветительскую роль христианских телеканалов трудно переоценить.
Необходимо неустанно подчеркивать, что эти телеканалы не представляют никакой угрозы для чистоты духовного пространства современной России, для духовного здоровья россиян. Они - открытые, честные, достойные оппоненты всех тех, кто привык безнаказанно загрязнять духовную среду различными «развратительными идеями» и низменными продуктами распада человеческих душ.
Тех молодых людей, чья духовная жизнь протекает исключительно в се-кулярном пространстве современной культуры, нередко посещает острое переживание кризиса идентичности, чувство потерянности и духовной неприкаянности. Примечательно, что когда современные ученые-гуманитарии рассуждают о вопросах европейской идентичности, то они называют Библию в качестве ее традиционных культурных оснований. Папа Иоанн Павел II существенно уточнил это положение: «Европейская идентичность, - писал он, -невозможна без христианства. Именно в нем общие корни, из которых вырастает цивилизация старого континента, его культура, динамизм, предприимчивость, способность созидательного расширения на других континентах»1. Аналогичным образом можно рассуждать не только о Европе, но и о России, где русская идентичность также опирается на традиционные ценностные структуры христианского происхождения.
Человеческий дух не может полноценно существовать и развиваться в среде, где все относительно и, следовательно, зыбко, ненадежно и сомнительно. Ему необходимы абсолютные основания, не подлежащие девальвации. Только на них могут опираться духовность, нравственность, правосознание и еще очень многое из того, что составляет содержание социальной и культурной жизни современных людей. Без опоры на абсолютные религиозные ценности социокультурный мир превращается в гибельную трясину, в которой будут тонуть все надежды и чаяния новых поколений. И сегодня нет надобности в создании миросозерцательных структур из советских идеологических обломков, из недоброкачественных идейных фальшивок, когда существует христианство с его тысячелетними духовными традициями, спасительными ориентирами и прочными нравственными опорами. Оно способно помочь молодым людям идентифицировать себя достойным образом. Знакомство с библейскими основаниями своей родословной позволит им успешно преодолевать любые проявления кризиса идентичности.
Событием несомненной важности в области детского ТВ стало появление спутникового христианского телеканала «Улыбка ребенка» (Санкт-
1. Христос — источник новой культуры для Европы на заре нового тысячелетия. Предсинодальный симпозиум в Ватикане. — М., 2000. — С. 9.
Петербург), имеющего духовно-развивающую направленность, нацеленного на аудиторию из младших школьников, подростков и их родителей. Ценностные ориентиры этого телеканала:
- воспитательная направленность программ на гармоничное развитие личности ребенка - духовно-нравственное, интеллектуальное, художественно-эстетическое, физическое;
- категорический запрет на демонстрацию передач, пробуждающих в детях негативные наклонности - агрессивность, сексуальную распущенность, грубый меркантилизм;
- демонстрация чистоты и красоты русского языка, неприятие любых форм молодежных арго и сленгов;
- воспитание толерантности, отрицательного отношения к различным формам ксенофобии;
- отстаивание семейных ценностей, норм здоровой семейной морали;
- соблюдение здорового баланса между универсальными, общечеловеческими духовными ценностями и ценностями национальными, российскими.
Творческая команда телеканала учитывает, что потребность в новых впечатлениях и знаниях, характерная для юных зрителей, наилучшим образом развивается посредством игровых форм и жанров - мультфильмов, театрально-кукольных и цирковых представлений, передач рукодельного сотворчества, состязательных проектов, художественно-познавательных и художественно-воспитательных фильмов.
Задача телеканала - готовить новые поколения к жизни в сверхсложном информационном обществе с его плюрализмом мировоззрений, разнообразием ценностных и нормативных систем, учить детей отличать истину от лжи, добро от зла, помогать им совершать в каждой конкретной жизненной ситуации правильный выбор.
Особенность телеканала «Улыбка ребенка», в отличие от детских каналов с секулярной направленностью, состоит в демонстрации того, что возможен христианский взгляд на проблемы, непосредственно касающиеся детей. Это взгляд не узкоконфессиональный, не православный, протестантский или католический, а библейско-евангельский, апеллирующий к тем духовно-нравственным ценностям, средоточием которых является Библия. Данное обстоятельство составляет подлинную новизну того направления, в котором движется этот телеканал.
Язык «Улыбки ребенка» - это язык, опирающийся на универсальные ценности любви, надежды, добра, справедливости и потому доступный пониманию детей и взрослых с разными взглядами. В нем отсутствуют ноты нетерпимости, духовного превосходства, гордыни, он открыт, толерантен, сердечен. Подобное детское ТВ - это культуросозидающая информационная среда, играющая активную роль в построении детьми и подростками собст-134
венной картины мира, в обретении ими своей идентичности. Она же способна сыграть неоценимую роль в деле консолидации общества на основе не преходящих идеологических схем и политических клише, но на базисе духовных ценностей высшей пробы - нравственных, религиозных, эстетических. Отличие ее программ от программ секулярных телеканалов носит глубинный, мировоззренческий характер. В них зритель не увидит сюжетов, акцентирующих внимание на безверии, безнадежности и ненависти. В них представлен взгляд на мир с позиций веры, надежды и любви. Любое событие выглядит здесь как свидетельство того, что мир не пребывает в полной власти сил тьмы, зла и разрушения, что в нем всегда присутствуют начала света, добра и справедливости.
Сегодня приходится признать, что духовный вектор христианского, биб-лейско-евангельского телепросвещения вынужден пробиваться сквозь мощные заграждения современного бытового атеизма, академического скептицизма, школьного секуляризма, бюрократического нигилизма, обывательского неоязычества и других ложных умонастроений. Глубокая секуляризованность российского массового сознания - внушительное и весьма тяжелое наследие прошлого. За десятки лет коммунизма в душах нескольких поколений было выжжено очень многое из того, что так или иначе предрасполагало человека к вере. Большинство современных россиян - это люди, которые продолжают считать себя живущими в антропоцентричном мире, где не предусмотрено место для Бога. Однако ни российскому государству, ни российскому обществу не следует страшиться христиански ориентированных детских и взрослых телеканалов. Их передачи, способные выдержать самую строгую морально-этическую экспертизу, не подрывают моральных устоев семьи, частной собственности и государства. Напротив, они утверждают атмосферу высокой духовности, в которой сегодня так нуждаются люди.