Научная статья на тему 'Молодежная политика Китая и России в контексте социологических исследований'

Молодежная политика Китая и России в контексте социологических исследований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / молодежная политика / демография / рынок труда / Китай / Россия / youth / youth policy / demography / labor market / China / Russia

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ма Жуйяо

В данной статье поднимается вопрос реализации молодежной политики в России и Китае. Цель статьи – рассмотреть основные тенденции и направления развития молодежной политики в КНР и РФ, коснувшись более подробно вопроса формирования рынка труда в молодежной среде и его влияния на проблему демографического кризиса. В статье используются аналитический, сравнительный, поисковый методы исследования. Результаты исследования показали, что молодежная политика должна проводится на уровне органов государственной власти и должна реализовываться через разработку программ определенной направленности, в том числе и программ, касающихся развития молодежного рынка труда. Автор статьи приходит к выводу, что в основе молодежной политики в сфере занятости лежит демографический фактор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth policy in China and Russia in the context of sociological researches

This paper raises the issue of realization of youth policy in Russia and China. The purpose of the article is to consider the main trends and directions of youth policy development in China and the Russian Federation, touching in more detail on the issue of labor market formation in the youth environment and its impact on the problem of demographic crisis. The article uses analytical, comparative and exploratory methods of research. The results of the study showed that youth policy should be conducted at the level of public authorities and should be implemented through the development of programs of a certain orientation, including programs related to the development of the youth labor market. The author of the article concludes that the demographic factor is the basis of youth policy in the sphere of employment.

Текст научной работы на тему «Молодежная политика Китая и России в контексте социологических исследований»

Ма Жуйяо

Бакалавр.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Молодежная политика Китая и России в контексте социологических исследований

Введение

Исследователи определяют молодость не только как один из этапов жизненного цикла, но и «как социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности, с положением и ролью в обществе, с поведенческими, психологическими и социальными особенностями представителей этой группы» [2, с. 46]. Правительство Российской Федерации, наметив направления государственной молодежной политики дает следующее определение молодежи как социальной группы: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая по возрастным признакам и социальному статусу, имеющая специфические интересы и ценности. К этой группе относятся лица в возрасте от 14 до 30 лет, а в отдельных случаях - лица в возрасте от 35 лет и более» [2].

В Китайской Народной Республике нет единого определения понятия «молодежь», как и нет возрастных критериев этой группы населения. Согласно Закону «О молодёжи Китая» (1997 г.), молодежью в КНР признаются лица, возрастные рамки которых ограничиваются 15 - 30-ю годами. «Средне- и долгосрочный план развития молодежи (2016-2025 гг.)» определяет эту категорию населения как лица от 14 до 35 лет, но «Коммунистическая лига молодежи», в соответствии со своим уставом, объединяет молодых людей в возрасте от 14 до 28 лет [2].

Но каким бы ни был возрастной ценз молодого поколения, ясно одно: и Россия, и Китай, в соответствии со своими политическими, идеологическими, социальными, культурными и другими установками, проводят курс, направленный на развитие современной молодежи, расширение возможностей реализации планов юношей и девушек по участию в жизни государства, решение проблем социального характера, которые оказывают существенное влияние на желание молодежи строить и свое будущее, и будущее своей страны.

Результаты

В Китайской Народной Республике и в Российской Федерации молодое поколение рассматривается руководством стран как основной ресурс благосостояния государства. Поэтому и в Китае, и в России уделяется особое внимание реализации программ молодежной политики.

Национальная молодежная политика Китая реализуется в полном соответствии с постановлениями Коммунистической партии Китая, которая придает большое внимание воспитанию китайской молодежи, поскольку осознает, что именно молодые люди обладают мощным потенциалом для развития страны [5, с. 169]. В КНР молодежная политика регулируется принятым в 1997 году Законом «О молодежи Китая» в котором отражены основные положения и задачи воспитания молодого поколения, а также характерные для молодых людей проблемы, с которыми сталкивается и китайская молодежь: проблемы трудоустройства, обеспечение жильем, вопросы поддержки молодых семей с детьми, забота государства о творческой молодежи и поддержка молодых талантов, работа с молодыми активистами и т.п.

Главным принципом китайской молодежной политики является приобщение к труду. Этика, основанная на участии молодежи в экономической и трудовой деятельности, есть основа основ китайской молодежной политики [5, с. 169]. Но можно выделить и другие направления молодежной политики в Китае:

• идеологическое воспитание в духе коммунистической морали;

• проведение образовательной политики в отношении молодежи, предоставление доступных услуг по получению высшего образования;

• контроль за здоровым образом жизни;

• проведение семейной политики, защита прав молодой семьи и повышение уровня услуг в области репродуктивного здоровья;

• решение проблем в сфере занятости и трудоустройства;

• культурное развитие представителей молодого поколения Китая, способствование изучению ими традиционной китайской культуры и помощь в раскрытии творческого потенциала талантливой молодежи;

• активное участие молодежи в общественной жизни, интеграция молодых людей во все сферы жизни - от экономики до культуры;

• обеспечение защиты прав и интересов молодежи через систему правовой, нормативной и политической поддержки [5].

В Российской Федерации молодежная политика, реализуемая Федеральным агентством по делам молодежи (отметим, что в КНР организа-

цией и координацией работы с молодежью занимается Всекитайская Федерация молодежи), охватывает следующие приоритетные направления:

• воспитание молодого поколения в духе патриотизма;

• вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность;

• пропаганда среди молодежи здорового образа жизни, в том числе и через занятия спортом;

• популяризация национальной культуры в молодежной среде;

• вовлечение молодежи в инновационную, предпринимательскую и творческую деятельность;

• вовлечение молодежи в работу средств массовой информации (молодежные медиа);

• развитие молодежного самоуправления;

• работа с молодежью, находящейся в социально опасном положении;

• содействие профориентации и карьерным устремлениям молодежи;

• социализация молодежи, нуждающейся в особой защите государства;

• формирование у молодежи традиционных семейных ценностей и поддержка молодых семей, направленная на рождение и воспитание детей [4, с. 92].

Обсуждение

В рамках данной статьи нам хотелось бы коснуться актуальных вопросов молодежной политики двух стран, имеющих отношение к демографической проблеме, которая выросла из исторически обусловленных политических ситуаций. Общим параметром демографической проблемы в России и Китае является сокращение доли молодого поколения в общей численности населения страны.

В Китае на фоне сокращения рождаемости, когда до 2015 года была в действии схема «одна семья - один ребенок», не только произошел ген-дерный дисбаланс, но и оказалось, что в скором времени крупнейшая экономика мира может столкнуться с проблемой нехватки трудовых ресурсов. Жесткая демографическая политика китайского правительства привела к дефициту рабочей силы, способной прокормить стареющее население.

Однако, как отмечают китайские социологи, одним из негативных последствий демографической политики Китая является изменившаяся система взглядов молодежи на деторождение, что никак не выравнивает ситуацию, а заводит страну в тупик, поскольку годы демографической политики в сторону уменьшения количества детей в семье сделали свое

дело, сказавшись на менталитете молодого поколения, привыкшего быть единственным ребенком в семье. Поэтому молодые китайцы не торопятся создавать семью, рожать детей [1].

В России также сложилась весьма непростая демографическая ситуация, на которую повлиял кризис, имеющий место в России в 1990-е годы. Резкое снижение уровня рождаемости на фоне роста смертности стало причиной сокращения в 2010-е годы доли молодежи с 21,2 до 16,1 %. Но при этом, как отмечают российские социологи, проводящие опросы среди молодого населения России, год от года вырастает число молодых людей, для которых характерна склонность к иждивенчеству. Несмотря на то, что современное поколение молодых людей родилось уже после распада Советского Союза, отголоски того времени, когда государство «принимало на себя ответственность за благополучие всех слоев населения» [1, с. 239], дошли и до него. Низкий уровень мотивации, связанный с созданием семьи и рождением детей, обусловлен проблемой трудоустройства.

Российские эксперты подчеркивают, что молодое поколение способно преодолеть существующие идеологические и психологические стереотипы, связанные с трудовой деятельностью, и создать новую систему ценностных ориентаций. Молодежь имеет все необходимые предпосылки, чтобы занять важное место на рынке труда: креативность мышления, более высокую социально-экономическую мобильность, профессиональную мотивацию (карьера, финансовая независимость и т.д.), трудоспособность, психологическую гибкость, желание продолжать профессиональное обучение и реализовывать на практике полученные знания, совершенствуя новые методы работы. Но с другой стороны, молодежь - наиболее уязвимая социальная группа. Поставленные в жесткие рамки рыночных отношений, молодые люди менее экономически независимы и консолидированы, не имеют большого профессионального опыта, необходимых навыков и компетенций, не обладают опытом и способностью адекватно реагировать на вызовы рынка. Эти проблемы, по мнению экспертов, связаны с недостаточной подготовленностью молодежи к трудовой жизни, что можно объяснить «пробелами» в современных образовательных программах. Специалисты отмечают, что «образовательные программы, действующие в настоящее время, абсолютно не учитывают практическую составляющую профессиональной подготовки специалистов» [3, с. 285]. Кроме того, как считают эксперты, не выстроены партнерские отношения между учебными заве-

дениями и работодателями. По мысли Н.В. Климовой и Т.И. Касьяновой, необходима «оптимизация образовательных программ в соответствии с требованиями современного рынка труда, создание «системы заказа» на специалистов определенного профиля подготовки от работодателей, организация встреч руководителей или ведущих специалистов предприятий со студентами» [3, с. 285]. К сожалению, в России все еще существует проблема несоответствия полученных выпускниками профессий структуре потребностей рынка труда. И решаться эта проблема должна не только совместными усилиями профессиональных образовательных учреждений и компаний-работодателей, но и .на уровне государственного и муниципального управления. В процессе такой работы «необходим регулярный мониторинг потребностей рынка труда, формирование заказа на подготовку специалистов нужного профиля, а также активное информирование молодежи об актуальных и востребованных профессиях» [3, с. 285].

В КНР также остро встает проблема рынка труда в его молодежном сегменте. Китайская молодежная политика, как и российская, также основана на мероприятиях по стимулированию трудоустройства молодежи. Однако, несмотря на то, что спрос на рынке труда высокий, он не способен обеспечить работой всех граждан. Постоянное расширение набора студентов в вузы (в Китае трудно найти юношу или девушку, которые не стремились бы к получению высшего образования) способствует постепенному увеличению числа выпускников, а значит, и молодых специалистов [6, с. 996].

Итак, профессиональная занятость китайской молодежи также находится в числе первоочередных задач молодежной политики. Китайская молодежь, как и российская, сталкивается с такими же проблемами при трудоустройстве, причем критерии этого трудоустройства намного жестче. Так, например, чтобы трудиться в сфере юриспруденции, то, кроме диплома и квалификационного сертификата, соискатель должен предъявить работодателю международный сертификат делового английского для работы с иностранными компаниями, а претендент на должность бухгалтера должен иметь водительские права и национальный сертификат по английскому языку [6, с. 999].

По мнению экспертов, китайское правительство и компетентные органы, занимающиеся вопросами рынка труда, должны продумать систему трудовой занятости молодежи КНР. Так, одной из альтернативных моделей этой системы может стать «включение планирования карьеры в план

преподавания высшего образования или в план развития компетенций студента» [Чжан, с. 1000]. Большой поддержкой стимулирования молодежной трудовой политики может стать создания онлайн-базы единого национального рынка занятости выпускников вузов, которую такие органы власти, как Министерство труда и социального обеспечения, могут использовать «для публикации достоверной информации о занятости и осуществлять макроконтроль для предотвращения крупномасштабных проблем с безработицей среди молодого поколения» [6, с. 1000]. Эксперты также предлагают создавать Интернет-площадки для размещения данных от работодателей и соискателей, которые помогут создать благоприятную среду для трудоустройства китайской молодежи. Специалисты также считают, что правительство КНР должно проводить политику поддержки молодых амбициозных китайцев, желающих открыть свой собственный бизнес.

На наш взгляд, грамотно проводимая трудовая политика в сфере занятости молодежи поможет решить проблему демографии. Конечно, главный вызов современности, связанный с тенденцией сокращения молодого населения, не грозит ни России, ни Китаю. В России на государственном уровне идет большая поддержка молодых семей, в связи с чем постепенно улучшаются демографические показатели в стране. Китаю эта проблема также не угрожает вследствие огромного демографического потенциала. Однако, трудовая занятость напрямую влияет на стабильность демографических процессов в будущем. Поэтому создание трудовых резервов среди молодой смены является основой государственной молодежной политики КНР и РФ.

Заключение

В любом обществе молодое поколение определяет будущее своей страны, являясь ее стратегическим резервом, в связи с чем важнейшим направлением органов государственной власти является молодежная политика. Несмотря на негативные внешние и внутренние факторы, влияющие на проведение молодежной политики в Китае и России, принципы ее формирования в двух странах находятся на высоком уровне, о чем говорит стремление руководства двух стран поддержать молодое поколение, использовав различные стимулы на современном этапе развития молодежного рынка труда, что скажется и на демографической составляющей КНР и РФ.

Список литературы:

1. Балина Т.А., Балина А.А. и др. Особенности социальных проблем молодежи России, Великобритании и Китая // Вестник Удмуртского университета. 2020. Т. 30. № 2. С. 231-243.

2. Балина Т.А., Гасумова С.Е. и др. Исследование особенностей социальных проблем у молодежи на пороге информационного общества // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2021. № 1. С. 45-58.

3. Климова Н.В., Касьянова Т.И. Рынок труда молодежи: проблемы и пути их решения // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий. - Екатеринбург: Издательство УрФУ, 2017. С. 284-287.

4. Ростовская, Т.К. Молодежная политика в современной России. - М.: Юрайт, 2020. 155 с.

5. Сафонова А.С. Молодежная политика и молодежь в политике: зарубежный опыт // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. - Тамбов: Грамота, 2013. № 2 (28): в 2-х ч. Ч. II- С. 166-174.

6. Чжан Чжэнчи. Особенности формирования занятости молодежи в России и Китае // Экономика труда. 2020. Т. 7. № 11.

С.993-1005.

7. Рябова Е.Л. К вопросу о единстве образования и воспитания: институциональный дискурс // Казачество. 2023. № 66 (1). С. 11-18.

8. Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени в политической культуре // Культура Мира. 2022. Т. 10. № 26 (1). С. 75-86.

9. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геопсихология и геополитика цветных линий // Казачество. 2022. № 59 (2). С. 9-18.

10. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Чумаки и казаки: опыт сравнительного исследования // Казачество. 2022. № 62 (5). С. 42-50.

11. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.

12. Рябова Е.И., Рябова Е.Л. Дихотомия культуры: конфликт ценностей экологии и экономики // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 11-19.

13. Кантаева О.В., Рябова Е.Л. Региональные аспекты реализации государственных инициатив по стимулированию активного долголетия и физической активности пожилых граждан // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 42-51.

14. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Явные и скрытые смыслы забастовок // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 30-42.

15. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. 80-лет парада на красной площади: историко-культурный и геополитический смыслы парадов // Казачество. 2021. № 57 (7). С. 9-18.

16. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Боль разделенных городов - последствия геополитических игр // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 1 (27). С. 10-20.

17. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитическая авантюра: цена внешнеполитического просчета в истории // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 5 (31). С. 515-524.

18. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Политизация образов истории повседневности (на примере образа ворот) // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 7 (33). С. 782-791.

19. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитические смыслы закрытых границ: размышления в связи с карантином // Альманах Крым. 2020. № 20. С. 11-22.

20. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экологические смыслы международного сотрудничества: все тайное становится явным // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 1 (19). С. 10-19.

21. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитика в маске // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 4 (22). С. 500-511.

22. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Православные основы самоидентификации российского казачества: история и современность // Казачество. 2019. № 38 (2). С. 35-44.

23. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Связь времен и смыслов: священные деревья // Миссия конфессий. 2019. Том 8. Часть 2 (№ 37). С. 133-142.

24. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Итало-Российская торговая палата: торговые связи в конфигурации международных отношений // Миссия конфессий. 2018. Том 7. Часть (№ 32). С. 585-595.

25. Рябова Е.Л., Чапкин Н.С. Некоммерческие и коммерческие медицинские организации: теоретические аспекты осуществления деятельности // Власть истории - История власти. 2024. Том 10. Часть 3. (№ 53). С. 12-21.

26. Рябова Е.Л., Чапкин Н.С. Роль некоммерческих организаций в укреплении здравоохранения и обеспечении доступности медицинской помощи // Культура Мира. 2024. Т. 12. № 37 (2). С. 14-23.

27. Байханов И.Б. Молодежь в цифровом мире: самооценка сформированности цифровых компетенций абитуриентов московских вузов // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 6 (55). С. 615-623.

28. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 20-29.

29. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 20-29.

30. Байханов И.Б. Формирование цифровых компетенций в условиях трансформации образовательных систем // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 7 (56). С. 705-712.

31. Байханов И.Б. Геополитическая культура: как корабль ты назовешь // Миссия конфессий. 2021. Т. 10. № 5 (54). С. 519-524.

32. Ананченкова П.И., Тонконог В.В. Направления государственной политики в создании и развитии региональной инновационной образовательной системы. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 49. С. 8-15.

33. Тонконог В.В., Константинов В.М., Ананченкова П.И. Развитие образовательных услуг в сфере переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего бизнеса. Труд и социальные отношения. 2014. Т. 25. № 9. С. 106-121.

34. Тонконог В.В., Ананченкова П.И. Е-ЬЕАРШЫО: заменит ли дистант традиционные формы обучения? Труд и социальные отношения. 2017. Т. 28. № 4. С. 119-128.

35. Ананченкова П.И., Кузнецов М.Ю. Профессиональное обучение безработных в системе службы занятости населения. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 47. С. 176-183.

Bibliography

1. Balina T.A., Balina A.A. et al. Features of social problems of youth in Russia, Great Britain and China // Bulletin of Udmurt University. 2020. Vol. 30. № 2. P. 231-243.

2. Balina T.A., Gasumova S.E. et al. Study of features of social problems of youth on the threshold of information society // Bulletin of PNRPU. Social and Economic Sciences. 2021. № 1. P. 45-58.

3. Klimova N.V., Kasyanova T.I. Youth labor market: problems and ways to solve them // Strategies for the development of social communities, institutions and territories. - Ekaterinburg: UrFU Publishing House, 2017. P. 284-287.

4. Rostovskaya, T.K. Youth policy in modern Russia. - M.: Yurait, 2020. 155 p.

5. Safonova A.S. Youth policy and youth in politics: foreign experience // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. - Tambov: Gramota, 2013. № 2 (28): in 2 parts. Part II. P. 166-174.

6. Zhang Zhengchi. Features of the formation of youth employment in Russia and China // Labor Economics. 2020. Vol. 7. № 11.

P. 993-1005.

7. Ryabova E.L. On the issue of the unity of education and upbringing: institutional discourse // Cossacks. 2023. № 66 (1). P. 11-18.

8. Shchuplenkov N.O., Ryabova E.L. The Role of the Time Factor in Political Culture // Culture of the World. 2022. Vol. 10. № 26 (1). P. 75-86.

9. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopsychology and Geopolitics of Colored Lines // Cossacks. 2022. № 59 (2). P. 9-18.

10. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Chumaks and Cossacks: an experience of comparative research // Cossacks. 2022. № 62 (5). P. 42-50.

11. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea. 2022. № 31. P. 61-72.

12. Ryabova E.I., Ryabova E.L. Dichotomy of culture: a conflict of values of ecology and economics // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 11-19.

13. Kantaeva O.V., Ryabova E.L. Regional aspects of the implementation of state initiatives to stimulate active longevity and physical activity of elderly citizens // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 42-51.

14. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Explicit and Hidden Meanings of Strikes // The Power of History and the History of Power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 30-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. 80th Anniversary of the Parade on Red Square: Historical, Cultural and Geopolitical Meanings of Parades // Cossacks. 2021. № 57 (7). P. 9-18.

16. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The Pain of Divided Cities - the Consequences of Geopolitical Games // The Power of History and the History of Power. 2021. Vol. 7. № 1 (27). P. 10-20.

17. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical Adventure: The Price of Foreign Policy Miscalculation in History // The Power of History and the History of Power. 2021. Vol. 7. № 5 (31). P. 515-524.

18. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Politicization of Images of Everyday History (using the Image of the Gate as an Example) // The Power of History and the History of Power. 2021. Vol. 7. № 7 (33). P. 782-791.

19. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical Meanings of Closed Borders: Reflections on Quarantine // Almanac Crimea. 2020. № 20. P. 11-22.

20. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Ecological meanings of international cooperation: everything secret becomes clear // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 1 (19). P. 10-19.

21. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitics in a mask // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 4 (22).

P. 500-511.

22. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Orthodox foundations of self-identification of the Russian Cossacks: history and modernity // Cossacks. 2019. № 38 (2). P. 35-44.

23. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The connection of times and meanings: sacred trees // Mission of confessions. 2019. Volume 8. Part 2 (№ 37). P. 133-142.

24. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Italian-Russian Chamber of Commerce: Trade Relations in the Configuration of International Relations // Mission of Confessions. 2018. Volume 7. Part (№ 32). P. 585-595.

25. Ryabova E.L., Chapkin N.S. Non-profit and commercial medical organizations: theoretical aspects of implementation of activities // The Power of History - History of Power. 2024. Volume 10. Part 3. (№ 53). P. 12-21.

26. Ryabova E.L., Chapkin N.S. The role of non-profit organizations in strengthening healthcare and ensuring the availability of medical care // Culture of the World. 2024. Vol. 12. № 37 (2). P. 14-23.

27. Bayhanov I.B. Youth in the digital world: self-assessment of the formation of digital competencies of applicants to Moscow universities // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 6 (55). P. 615-623.

28. Baykhanov I.B. Features of human resource management in the context of global changes // The power of history and the history of power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 20-29.

29. Baykhanov I.B. Features of human resource management in the context of global changes // The power of history and the history of power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 20-29.

30. Baykhanov I.B. Formation of digital competencies in the context of the transformation of educational systems // Mission of confessions, 2021. Vol. 10. № 7 (56). P. 705-712.

31. Baykhanov I.B. Geopolitical culture: what will you name the ship // Mission of confessions. 2021. Vol. 10. № 5 (54). P. 519-524.

32. Ananchenkova P.I., Tonkonog V.V. Directions of state policy in the creation and development of a regional innovative educational system. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2016. № 49. P. 8-15.

33. Tonkonog V.V., Konstantinov V.M., Ananchenkova P.I. Development of educational services in the field of retraining and advanced training of personnel for small and medium businesses. Labor and Social Relations. 2014. Vol. 25. № 9. P. 106-121.

34. Tonkonog V.V., Ananchenkova P.I. E-LEARNING: will distance learning replace traditional forms of learning? Labor and Social Relations. 2017. Vol. 28. № 4. P. 119-128.

35. Ananchenkova P.I., Kuznetsov M.Yu. Vocational training of the unemployed in the employment service system. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2016. № 47. P. 176-183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.