Научная статья на тему 'Основы современного музейного менеджмента'

Основы современного музейного менеджмента Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музей / музейный менеджмент / музеология / музееведение / музейная антропология / museum / museum management / museology / museological studies / museum anthropology

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лань Синмин

Музейный менеджмент, это комплексный стратегический подход, объектная область управления которого является достаточно «размытой» из-за отличительной специализации объекта менеджмента и одновременного масштабирования предмета музейного менеджмента, что определяет актуальность данного исследования. Объект исследования – менеджмент, как наука управления. Предмет исследования – музейный менеджмент. Цель исследования – рассмотреть теоретические основы современного музейного менеджмента, как предметной области управления. В статье раскрыто содержание и функции музейного менеджмента. Сделан вывод, что современный музейный менеджмент, это важная составляющая эффективной государственной культурной и социальной политики и поэтому эффективная реализации функций музейного менеджмента комплексно определяет эффективность государственной политики в общественной сфере. Поэтому научный поиск и научные исследования содержания современного музейного менеджмента является важнейшим вопросом сохранения наследия и общественного благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamentals of modern museum management

Museum management is a comprehensive strategic approach, the object area of management of which is quite “blurred” due to the distinctive specialization of the management object and the simultaneous scaling of the subject of museum management, which determines the relevance of this study. The object of research is management as a science of management. The subject of the research is museum management. The purpose of the study is to consider the theoretical foundations of modern museum management as a subject area of management. The article reveals the content and functions of museum management. It is concluded that modern museum management is an important component of effective state cultural and social policy and therefore the effective implementation of museum management functions comprehensively determines the effectiveness of state policy in the public sphere. Therefore, scientific search and scientific research into the content of modern museum management is the most important issue of heritage preservation and public well-being.

Текст научной работы на тему «Основы современного музейного менеджмента»

Лань Синмин

Бакалавр. Московский государственный педагогический университет

Основы современного музейного менеджмента

Введение

Большинство музеев функционирует, как объекты управления субъектом управления, определяющего общую политику управления с обеспечением ресурсами для ее реализации: «Российские музеи создаются в форме некоммерческих учреждений в целях осуществления просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности, хранения, выявления, собирания, изучения и публикации культурных ценностей. Культурные ценности - движимые предметы материального мира, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение. В последние годы обсуждается включение в музейную практику нематериального культурного наследия — музыки, танца, традиционных ремесел и практик» [1, с. 10]. То есть формируются классические органы управления с назначением директора (высшего органа управления) и ключевых менеджеров высшего звена. Директор музея, управляемый таким органом, отвечает за реализацию культурной политики, повседневную деятельность учреждения и налаживание коммуникации между руководящим органом, персоналом, сотрудниками и посетителями. Разнообразие узкопрофильных специалистов предполагает сложную кадровую структуру: в больших и старых музеях с энциклопедическими коллекциями часто работает большое количество уникальных высококвалифицированных специалистов, а в музеях с более широким спектром услуг и менее обширными коллекциями уникальных специалистов представлено и больше дополнительного, обслуживающего персонала, осуществляющие функции обеспечения сферы услуг. Однако музеи остаются учреждениями в которых человеческий фактор (в смысле человеческого труда) и степень, в которой новые технологии могут снизить потребность в рабочей силе естественно ограничена. Во всех типах музеев работа основана на командной работе, что имеет важное значение для структур управления и подготовки музейных сотрудников, то есть роль современного музейного менеджмента в

сохранении культурного пространства, исторического наследия, развития нравственной, эстетической и этической культуры является основополагающей в общественном и социальном развитии.

Основная часть

Первая организованная форма международного сотрудничества музеев возникла в рамках Комитета интеллектуального сотрудничества Лиги Наций, когда в 1922 году Комитет создал Международное управление музеев, которое занималось проведением исследований и публикацией материалов. Управление прекратило свою деятельность в 1946 году в этот же период был создан Международный совет музеев (ИКОМ), который сегодня является всемирным форумом для музейных специалистов и организует регулярные встречи и поддерживает постоянное общение через интернет. В некоторых странах, где отсутствуют отдельные ассоциации музейного персонала, национальные комитеты ИКОМ берут на себя функции профессиональных объединений, которые также является признанным советником по музейным вопросам Социального и Экономического Совета ООН, а также Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). С момента своего основания в 1946 году ЮНЕСКО отвечает за разработку всё большего количества законодательных актов по защите мирового культурного наследия, активно содействуя возвращению и реституции культурных ценностей в страну их происхождения, инициирует кампании по защите объектов, признанных «объектами всемирного наследия», и предоставляет финансовую помощь для ремонта старых музеев и создания новых, особенно в развивающихся странах. В 1956 году некоторые государства-члены ЮНЕСКО создали Международный центр по изучению вопросов сохранения и реставрации культурных ценностей (ИККРОМ) [2].

Работа музея требует разнообразных навыков менеджера, особенно в сфере управления трудовой политикой по привлечению специалистов разных направлений - рисунок 1.

• Специалисты по музейным коллекциям - кураторы или хранители, отвечающие за изучение и сохранение коллекции.

• Ученые-информатики - регистрирующие коллекции и соответствующую научную информацию.

• Реставраторы, занимающиеся научным исследованием и обращением с коллекциями во избежание порчи.

• Специалисты в области образования, коммуникации и устного перевода: ответственные за доступность информации и взаимодействие с посетителями.

• Дизайнеры, которые создают экспозиции и визуальное оформление музея.

• Сотрудники службы безопасности, обеспечивающие безопасность коллекции и посетителей.

• Специалисты по маркетингу и связям с общественностью продвигающие музей и его деятельность.

• Административные, обслуживающие и другие вспомогательные работники: обеспечивающие бесперебойную работу музея.

Несмотря на то, что музеи существуют уже много веков, лишь с прошлого века в университетах появилось системное направление профес-

Рисунок 1. Основные специалисты для бесперебойной работы музея.

Специалисты по маркетингу Администраторы

Ученые-информатики

Реставраторы

Дизайнеры

Кураторы Хранители

Источник: разработано автором.

сионального образования и начали появляться факультеты или кафедры музеологии (музееведения, как принято называть данную область в англоязычных странах), где основной акцент в этих учебных программах делался на теоретических и практических аспектах работы музеев, а не на изучении конкретных тематик, представленных в их коллекциях. Курсы музееведения, как правило, включают в себя изучение музейного менеджмента, хотя некоторые базовые знания в этой области могут быть получены уже в рамках бакалавриата тем не менее, для работы в музее требуется последипломное образование.

Управление финансированием

Государственные и частные источники

Основным источником доходов государственных музеев являются государственные фонды, в некоторых случаях государственные средства также составляют значительную часть дохода частных музеев, но в случае бюджетных ограничений финансирование из множественных источников стало нормой, что особенно важно для развитых и развивающихся стран, поскольку от этого зависит возможность развития и поддержания музейной деятельности.

Государственное финансирование

Главным источником средств для музеев в государственном секторе остаётся федеральное правительство, но такая зависимость условно ограничивает гибкость в использовании средств, так как государственное финансирование часто подчиняется политике, которая может не учитывать специфические потребности музеев. Но музеям приходится конкурировать за финансирование с другими традиционными направлениями государственных расходов, такими как образование, социальные услуги, оборона и правопорядок и в результате музеям зачастую уделяется недостаточно внимания.

Частное финансирование

Многие музеи были основаны на частных пожертвованиях, получая постоянную поддержку от пожертвований, которые помогают им покрывать текущие расходы, но при том, что такие источники финансирования могут показаться стабильными и надёжными, они могут быть уязвимы к изменению экономических условий и могут создавать ограничения, не соответствующие современным потребностям музеев.

Музеи всё активнее вовлекаются в привлечение средств, поиск коммерческого спонсорства и собственную торговую деятельность, так сбор

средств может осуществляться музеем, уполномоченной организацией или вспомогательным органом, сбор средств и спонсорство обычно направлены на поддержку конкретных проектов или программ развития, при этом музей с позиции менеджмента, это объект общественного управления, не коммерческого, что усложняет задачу менеджмента: «Следует обратить внимание и на такой важный момент, как оценка эффективности музея. Очевидно, что применение классических критериев, таких, как объем заработанных средств или общее количество посещений, сегодня уже не актуально. Критерии эффективности, как правило, базируются исходя из конкретных целей и задач музея, поэтому вполне возможен такой критерий, как «усиление локальной идентичности», который может быть зафикисирован исключительно антропологическим инструментарием» [3, с. 116]. Многие музеи взимают плату за вход, чтобы обеспечить финансирование своей деятельности, некоторые музеи взимают плату за вход только на крупные выставки, другие ввели систему добровольных пожертвований посетителей при входе, чтобы пополнить свой бюджет, однако, эффективность такого подхода оказалась довольно низкой: «Таким образом, сложившаяся система финансирования вынуждает государственные учреждения конкурировать между собой за право предоставления той или иной услуги, фактически - это конкуренция на закрытом рынке. В данном случае, это внутренний рынок, где государство - «заказчик», а музей - «исполнитель». Следуя законодательной логике, предполагается, что государство финансирует учреждение, в зависимости от того, насколько качественно «исполнитель» выполняет свои обязательства перед «заказчиком»» [4, с. 190]. Коммерческая деятельность стала неотъемлемой частью работы многих музеев, которая может выражаться в виде наличия в общем объёме культурного пространства ресторанов, магазинов, предлагающих услуги посетителям и приносящих доход музею, поэтому некоторые музеи имеют отдельные консалтинговые компании, которые действуют как издательства или занимаются торговлей по почте, прибыль которых поступает в музей на общие нужды: «От других инвестиционных сфер современный арт-рынок отличает предельная либерализация и оптимизация налогообложения, привлекающая не только частных, но и корпоративных коллекционеров, стремящихся увеличить стоимость собственной деловой репутации за счет наличия подобных альтернативных активов» [5, с. 42]. Такой подход позволяет музею сохранить некоммерческий статус, избежать рисков, связанных

с коммерческим провалом и частично обойти требования о возврате прямых доходов в государственный бюджет.

Истинная ценность культурных ценностей, составляющих универсальное наследие человечества, возлагает на музеи огромную ответственность через принятие предметов или коллекций под свою опеку подразумевает постоянство и эффективность менеджмента и организации, не сравнимое с принятием других видов собственности, что признается в части музейных законах, где такие коллекции объявляются неотчуждаемыми и поэтому полное или частичное уничтожение музейных коллекций обычно происходит только в исключительных случаях, когда предметы больше не служат научным или интерпретационным целям, что увеличивает ответственность менеджмента при управлении учреждением. Исключение предметов из коллекции имеет объективное оправдание только если оно направлено на исправление дисбаланса, возникшего в результате раннего неизбирательного коллекционирования и в таком случае соответствующий материал должен быть предварительно передан другим подходящим музеям перед его уничтожением, что должно отражаться в деятельности и содержании менеджмента. Основная ответственность музейного менеджмента, как области управления заключается в сохранении своих коллекций, предпринимая все возможные меры для замедления действия естественных процессов ухудшения, так как приобретение предмета практически всегда переносит его в новую и потенциально непривычную среду, а например материал, извлеченный из земли в ходе археологических раскопок, может потребовать немедленной обработки для стабилизации. Многие материалы, из которых изготовлены предметы, по своей природе нестабильны и с течением времени подвергаются химическим или структурным изменениям, поэтому необходимо контролировать такие факторы, как температура, свет, влажность, а также воздействие людей и других биологических факторов.

Документирование является ключевой функцией менеджмента любого музея, независимо от размера его коллекции, будь то несколько сотен или миллионы экспонатов, так как помимо необходимости ведения записей для контроля над коллекциями, система документации музея обеспечивает обязательную фиксацию информации, связанной с объектами исследования, что также может включать записи, облегчающие интерпретационную и другую работу музея. Форма музейной докумен-тационной системы может значительно отличаться, но для удовлетворения всех потребностей она должна предоставлять максимально полную

информацию о каждом предмете и его истории так как общепринятых схем классификации музейных предметов не существует, хотя некоторые учреждения используют числовые или буквенно-цифровые обозначения, упрощающие упорядочивание и поиск информации. Ряд музеев разработал компьютеризированные системы документации, некоторые из которых доступны онлайн, а другие полагаются на автоматически генерируемые индексы, которые периодически обновляются для удовлетворения большинства информационных потребностей. Преимущества компьютеризированной документации в музейном менеджменте используются различными способами, например, для обмена данными между музеями, облегчения исследований, предоставления информации о коллекции для публичного использования в музейных галереях или через интернет.

Музеи хранят первичные вещественные доказательства по различным вопросам, касающимся понимания человечества и окружающей среды, что делает их важнейшим ресурсом для исследований, что определяет научную функцию музейного менеджмента и исследовательская программа музея может быть непосредственно связана с предоставлением государственных услуг, подготовкой выставок, каталогов и других публикаций, или содействием лучшему пониманию дисциплины или региона, которому служит музей. В крупных музеях, теоретические и прикладные научные исследования, которые могут иметь национальное или международное значение и быть связаны с полевыми работами или ознакомительными поездками, при этом активные исследования и публикации по определенной теме, помимо укрепления академического авторитета учреждения, могут привлечь дополнительные коллекции, относящиеся к этой теме. Многие музеи предоставляют исследователям возможность изучать коллекции и связанную с ними документацию, есть помещения для посещения иностранных ученых и эта функция музейного менеджмента особенно актуальна для национальных музеев регионального уровня.

Музейный менеджмент реализует важнейшую информационную функцию, так как музей выступает в роли информационного центра, прежде всего, для национального сообщества. Помимо экспозиций и выставок, банков данных и публикаций, музей обладает штатом специалистов, которые, как правило, доступны по предварительной записи и предоставляют информацию по запросу. Музейные публикации могут иметь образовательный или культурный характер или быть предназначены для

широкой аудитории и могут быть представлены в виде периодических изданий, справочников, каталогов, исследовательских работ или общих руководств по различным аспектам работы музея. В том числе музей, это, прежде всего, место представления исторического и культурного наследия, которое имеет национальный характер, в том числе, национального, духовного образования и нравственного воспитания: «Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности» [6, с. 12].

Заключение

Современный музейный менеджмент, это важная составляющая эффективной государственной культурной и социальной политики и поэтому эффективная реализации функций музейного менеджмента комплексно определяет эффективность государственной политики в общественной сфере. Поэтому научный поиск и научные исследования содержания современного музейного менеджмента является важнейшим вопросом сохранения наследия и общественного благополучия.

Список литературы:

1. Сафонова М.А. Музееведение: Учебник и практикум / М.А. Сафонова, А.А. Сафонов. - 1-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. 1 с. - ISBN 978-5-534-10773-9.

2. Daifuku H. Muséums and monuments: UNESCO's pioneering role // Muséum International. 1998. Т. 50. №. 1. С. 9-19.

3. Гринько И.А. Музейная антропология и музейный менеджмент // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2019. № 1 (23). С. 113-123. - DOI 10.23951/2307-6119-2019-1-113-123.

4. Лаврут Н.С. Особенности финансирования российских музеев // Передовые инновационные разработки. Перспективы и опыт использования, проблемы внедрения в производство: сборник научных статей по итогам третьей международной научной конференции, Казань, 30 апреля 2019 года / ПАО ГАЗПРОМ; ООО Газпром трансгаз Казань. Том Часть 2. - Казань: ООО «Конверт», 2019. С. 187-191.

5. Колычева В.А. Цифровизация данных о продажах предметов русского искусства: проблема несовпадения спроса и предложения / // Дискуссия. 2022. № 1 (110). С. 40-50. - DOI 10.46320/2077-7639-2022-1-110-40-50.

6. Человек К.Д. Ушинского как антипод западной системе ценностей homo economicus / В.А. Хайруллин, С.В. Макар, А.В. Бондаренко, А.В. Ярашева // Дискуссия. 2023. № 6 (121). С. 6-26. - DOI 10.46320/2077-7639-2023-6-121-6-26.

7. Рябова Е.Л. К вопросу о единстве образования и воспитания: институциональный дискурс // Казачество. 2023. № 66 (1). С. 11-18.

8. Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени в политической культуре // Культура Мира. 2022. Т. 10. № 26 (1). С. 75-86.

9. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геопсихология и геополитика цветных линий // Казачество. 2022. № 59 (2). С. 9-18.

10. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Чумаки и казаки: опыт сравнительного исследования // Казачество. 2022. № 62 (5). С. 42-50.

11. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.

12. Рябова Е.И., Рябова Е.Л. Дихотомия культуры: конфликт ценностей экологии и экономики // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 11-19.

13. Кантаева О.В., Рябова Е.Л. Региональные аспекты реализации государственных инициатив по стимулированию активного долголетия и физической активности пожилых граждан // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 42-51.

14. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Явные и скрытые смыслы забастовок // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 30-42.

15. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. 80-лет парада на красной площади: историко-культурный и геополитический смыслы парадов // Казачество. 2021. № 57 (7). С. 9-18.

16. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Боль разделенных городов - последствия геополитических игр // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 1 (27). С. 10-20.

17. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитическая авантюра: цена внешнеполитического просчета в истории // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 5 (31). С. 515-524.

18. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Политизация образов истории повседневности (на примере образа ворот) // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 7 (33). С. 782-791.

19. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитические смыслы закрытых границ: размышления в связи с карантином // Альманах Крым. 2020. № 20. С. 11-22.

20. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экологические смыслы международного сотрудничества: все тайное становится явным // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 1 (19). С. 10-19.

21. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитика в маске // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 4 (22). С. 500-511.

22. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Православные основы самоидентификации российского казачества: история и современность // Казачество. 2019. № 38 (2). С. 35-44.

23. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Связь времен и смыслов: священные деревья // Миссия конфессий. 2019. Том 8. Часть 2 (№ 37). С. 133-142.

24. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Итало-Российская торговая палата: торговые связи в конфигурации международных отношений // Миссия конфессий. 2018. Том 7. Часть (№ 32). С. 585-595.

25. Рябова Е.Л., Чапкин Н.С. Некоммерческие и коммерческие медицинские организации: теоретические аспекты осуществления деятельности // Власть истории - История власти. 2024. Том 10. Часть 3. (№ 53). С. 12-21.

26. Рябова Е.Л., Чапкин Н.С. Роль некоммерческих организаций в укреплении здравоохранения и обеспечении доступности медицинской помощи // Культура Мира. 2024. Т. 12. № 37 (2). С. 14-23.

27. Байханов И.Б. Молодежь в цифровом мире: самооценка сформированности цифровых компетенций абитуриентов московских вузов // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 6 (55). С. 615-623.

28. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 20-29.

29. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 20-29.

30. Байханов И.Б. Формирование цифровых компетенций в условиях трансформации образовательных систем // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 7 (56). С. 705-712.

31. Байханов И.Б. Геополитическая культура: как корабль ты назовешь // Миссия конфессий. 2021. Т. 10. № 5 (54). С. 519-524.

32. Ананченкова П.И., Тонконог В.В. Направления государственной политики в создании и развитии региональной инновационной образовательной системы. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 49. С. 8-15.

33. Тонконог В.В., Константинов В.М., Ананченкова П.И. Развитие образовательных услуг в сфере переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего бизнеса. Труд и социальные отношения. 2014. Т. 25. № 9. С. 106-121.

34. Тонконог В.В., Ананченкова П.И. E-LEARNING: заменит ли дистант традиционные формы обучения? Труд и социальные отношения. 2017. Т. 28. № 4. С. 119-128.

35. Ананченкова П.И., Кузнецов М.Ю. Профессиональное обучение безработных в системе службы занятости населения. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 47. С. 176-183.

Bibliography

1. Safonova M.A. Museology: Textbook and workshop / M.A. Safonova, A.A. Safonov. - 1st ed. - Moscow: Yurait Publishing House, 2020. 1 p. - ISBN 978-5-534-10773-9.

2. Daifuku H. Museums and monuments: UNESCO's pioneering role // Museum International. 1998. Vol. 50. № 1. P. 9-19.

3. Grinko I.A. Museum anthropology and museum management // Tomsk journal of linguistic and anthropological studies. 2019. № 1 (23). P. 113-123. - DOI 10.23951/2307-6119-2019-1-113-123.

4. Lavrut N.S. Features of financing Russian museums // Advanced innovative developments. Prospects and experience of use, problems of implementation in production: a collection of scientific articles following the results of the third international scientific conference, Kazan, April 30, 2019 / PAO GAZPROM; OOO Gazprom transgaz Kazan. Volume Part 2. - Kazan: OOO Konvert, 2019. P. 187-191.

5. Kolycheva V.A. Digitalization of data on sales of Russian art objects: the problem of the mismatch between supply and demand / // Discussion. 2022. № 1 (110). P. 40-50. - DOI 10.46320/2077-7639-2022-1-110-40-50.

6. K.D. Ushinsky's Man as an Antipode of the Western System of Values Homo Economicus / V.A. Khairullin, S.V. Makar, A.V. Bond-arenko, A.V. Yarasheva // Discussion. 2023. № 6 (121). P. 6-26. - DOI 10.46320/2077-7639-2023-6-121-6-26.

7. Ryabova E.L. On the Unity of Education and Upbringing: Institutional Discourse // Cossacks. 2023. № 66 (1). P. 11-18.

8. Shchuplenkov N.O., Ryabova E.L. The Role of the Time Factor in Political Culture // Culture of the World. 2022. Vol. 10. № 26 (1). P. 75-86.

9. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopsychology and geopolitics of color lines // Cossacks. 2022. № 59 (2). P. 9-18.

10. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Chumaks and Cossacks: an experience of comparative research // Cossacks. 2022. № 62 (5). P. 42-50.

11. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea. 2022. № 31. P. 61-72.

12. Ryabova E.I., Ryabova E.L. Dichotomy of Culture: Conflict of Values of Ecology and Economy // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 11-19.

13. Kantaeva O.V., Ryabova E.L. Regional Aspects of the Implementation of State Initiatives to Stimulate Active Longing and Physical Activity of Elderly Citizens // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 42-51.

14. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Explicit and Hidden Meanings of Strikes // The Power of History and the History of Power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 30-42.

15. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. 80th Anniversary of the Parade on Red Square: Historical, Cultural and Geopolitical Meanings of

Parades // Cossacks. 2021. № 57 (7). P. 9-18.

16. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The Pain of Divided Cities - Consequences of Geopolitical Games // The Power of History and the History of Power. 2021. Vol. 7. № 1 (27). P. 10-20.

17. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical Adventure: The Price of Foreign Policy Miscalculation in History // The Power of History and the History of Power. 2021. Vol. 7. № 5 (31). P. 515-524.

18. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Politicization of Images of Everyday History (using the Image of the Gate as an Example) // The Power of History and the History of Power. 2021. Vol. 7. № 7 (33). P. 782-791.

19. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical Meanings of Closed Borders: Reflections on Quarantine // Almanac Crimea. 2020. № 20. P. 11-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Environmental Meanings of International Cooperation: Everything Secret Becomes Revealed // The Power of History and the History of Power. 2020. Vol. 6. № 1 (19). P. 10-19.

21. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitics in a Mask // The Power of History and the History of Power. 2020. Vol. 6. № 4 (22). P. 500-511.

22. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Orthodox Foundations of Self-Identification of Russian Cossacks: History and Modernity // Cossacks. 2019. № 38 (2). P. 35-44.

23. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Connection of Times and Meanings: Sacred Trees // Mission of Confessions. 2019. Vol. 8. Part 2 (№ 37). P. 133-142.

24. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Italian-Russian Chamber of Commerce: Trade Relations in the Configuration of International Relations // Mission of Confessions. 2018. Vol. 7. Part (№ 32). P. 585-595.

25. Ryabova E.L., Chapkin N.S. Non-profit and commercial medical organizations: theoretical aspects of implementation of activities // The Power of History - History of Power. 2024. Volume 10. Part 3. (№ 53). P. 12-21.

26. Ryabova E.L., Chapkin N.S. The Role of Non-Commercial Organizations in Strengthening Healthcare and Ensuring Accessibility of Medical Care // Culture of the World. 2024. Vol. 12. № 37 (2). P. 14-23.

27. Baykhanov I.B. Young People in the Digital World: Self-Assessment of the Formation of Digital Competencies of Applicants to Moscow Universities // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 6 (55). P. 615-623.

28. Baykhanov I.B. Features of Human Resource Management in the Context of Global Change // The Power of History and the History of Power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 20-29.

29. Baykhanov I.B. Features of human resource management in the context of global changes // The power of history and the history of power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 20-29.

30. Bayhanov I.B. Formation of digital competencies in the context of the transformation of educational systems // Mission of confessions, 2021. Vol. 10. № 7 (56). P. 705-712.

31. Bayhanov I.B. Geopolitical culture: as you name the ship // Mission of confessions. 2021. Vol. 10. № 5 (54). P. 519-524.

32. Ananchenkova P.I., Tonkonog V.V. Directions of state policy in the creation and development of a regional innovative educational system. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2016. № 49. P. 8-15.

33. Tonkonog V.V., Konstantinov V.M., Ananchenkova P.I. Development of educational services in the field of retraining and advanced training of personnel for small and medium businesses. Labor and Social Relations. 2014. Vol. 25. № 9. P. 106-121.

34. Tonkonog V.V., Ananchenkova P.I. E-LEARNING: will distance learning replace traditional forms of learning? Labor and Social Relations. 2017. Vol. 28. № 4. P. 119-128.

35. Ananchenkova P.I., Kuznetsov M.Yu. Vocational training of the unemployed in the employment service system. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2016. № 47. P. 176-183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.