Научная статья на тему 'Поведение в проблемной ситуации'

Поведение в проблемной ситуации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поведение / проблемная ситуация / рациональность / иррациональность / разрешимость / дифферентность / индифферентность / толерантность / интолерантность / инверсионность / мнительность / рефлексивность / behavior / problem situation / rationality / irrationality / solvability / differentiation / indifference / tolerance / intolerance / inversion / suspiciousness / reflexivity

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Данакин Н.С., Барковский Е.С.

Оптимизация деятельности и поведения человека связана в значительной мере с их рациональностью, что предполагает, в свою очередь, осознание, оценку и преодоление возможных видов нерационального поведения. В статье выделены и описаны десять видов нерационального поведения, представлены результаты соответствующего эмпирического исследования, которое проводилось в производственных и вузовских организациях Белгородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Behavior in a problem situation

Optimization of human activity and behavior is connected significantly with their rationality, which, in turn, implies awareness, assessment and overcoming of possible types of irrational behavior. The article identifies and describes ten types of irrational behavior and presents the results of a corresponding empirical study that was conducted in industrial and university organizations in the Belgorod region.

Текст научной работы на тему «Поведение в проблемной ситуации»

Данакин Н.С.

Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и управления, Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова.

Барковский Е.С.

Аспирант кафедры социологии и управления, Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова.

Поведение в проблемной ситуации

Проблемные ситуации разнообразны, и люди ведут себя в них по-разному. Если человек сталкивается с неразрешимой проблемой, то он скорее всего оставляет ее и направляет свои усилия на достижение доступных целей. В случае оценки им проблемы как разрешимой, он будет действовать уже иначе, более конструктивно.

Если понаблюдать за поведением людей в проблемных ситуациях, то нетрудно будет обнаружить различия в их действиях, независимые от характера этих ситуаций и определяемые их индивидуальными особенностями: темпераментом, волевыми качествами, социально-психологическими установками, жизненным опытом. Одни легко входят в проблемную ситуацию и выходят из нее, другие завязают на ней надолго, одни всемерно избегают затруднений, другие сами их создают.

Говорят: есть лишь один способ не делать чего-то и несколько способов делать. Применительно к поведению в проблемной ситуации это звучит совсем иначе: есть один способ решить проблему и несколько способов не решать ее. Есть рациональный тип поведения в проблемной ситуации, и есть несколько нерациональных типов. Рациональный тип поведения приводит к эффективному решению жизненной проблемы, нерациональные типы уводят от него.

В научной литературе выделено десять типов нерационального пове-дения1.

1. Индифферентное поведение характеризуется тем, что человек не за-

1 Данакин Н.С., Гайворонская Н.И. Проблемный анализ в системе социального управления: монография. Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2011. 183 с; Данакин Н.С., Шатохина Н.В. Типы поведения в проблемной ситуации // Диагностика и прогнозирование социальных процессов: Всероссийская науч.-практ. (заочная) конф., октябрь 2010 / Белгород. гос. технол. ун-т. редкол.: Н.С. Данакин, В.Ш. Гузаиров, И.В. Конев. Белгород: ИП Остащенко А.А., 2010. С. 48-55.

мечает никаких проблем или не придает им значения. Этот тип поведения образно выражен в народной французской песне «Все хорошо». Маркиза, пятнадцать дней находившаяся в отъезде, звонит в свое поместье по телефону и спрашивает одного из слуг: «Ну, как идут у вас дела?». Тот отвечает: Все хорошо, прекрасная маркиза, Дела идут и жизнь легка. Ни одного печального сюрприза! За исключеньем пустяка!

Так ... ерунда....

Пустое дело... Кобыла ваша околела! Но в основном, прекрасная маркиза, Все хорошо, все хорошо....

Далее, кучер сообщает, что конюшня сгорела, пожар уничтожил весь дом, и, наконец, ее муж застрелился. «Но в основном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо».

2. Мнительное поведение отличается, напротив, излишней мнительностью в отношении жизненных затруднений, когда человеку кажется, что все окружающие ополчились против него. Проблемы появляются на пустом месте: за сдержанностью собеседника человеку видится неприязнь, за веселостью - бестактность и т.п.

3. Рефлексивное поведение связано с чрезмерной рефлексией, склонностью решать, а точнее бесконечно анализировать жизненную проблему в самом себе, не выпускать ее во внешний предметный мир. Если обратиться к литературе, то нетрудно будет догадаться, что этот тип поведения наиболее полно представляет образ датского принца Гамлета. В своей знаменитой речи "Гамлет и Дон-Кихот"2 И.С. Тургенев говорил, что Гамлет "не находит ничего в целом мире, к чему бы мог прилепиться душой; он скептик и вечно возится и носится с самим собою; он постоянно занят не своей обязанностью, а своим положением. Сомневаясь во всем, Гамлет, разумеется, не щадит и самого себя; ум его слишком развит, чтобы удовлетвориться тем, что он в себе находит: он сознает свою слабость... Гамлет с наслаждением преувеличенно бранит себя, постоянно наблюдая за собою, вечно глядя внутрь себя, он знает до тонкости все свои недостатки, презирает их, презирает самого себя, и в то же время, можно ска-

2 Тургенев И.С. Гамлет и Дон-Кихот // Полное собрание сочинений и писем в 28 г. - М.: Изд-во «Наука», 1964. С. 169-192.

зать, живет, питается этим презрением. Он не верит в себя - и тщеславен; он не знает, чего хочет и зачем живет - и привязан к жизни... Гамлет сам наносит себе раны, сам себя терзает; в его руках тоже меч: обоюдоострый

"3

меч анализа"3.

4. Инверсионное поведение выражается в том, что жизненные проблемы воспринимаются человеком чуть ли никак личные достоинства. Он охотно о них рассказывает, не упускает случая напомнить о них, и в то же время ничего не делает для их разрешения.

5. Толерантное поведение проявляется в смирении с жизненными трудностями, в стоическом терпении. Трудности воспринимаются как ниспосланные судьбой, поэтому каждый, мол, должен "нести свой крест" и не желать чего-то другого. Крупнейший мыслитель-стоик Марк Аврелий советовал: "Если нет возможности изменить внешнее обстоятельство, то нужно иметь мужество, чтобы изменить собственное отношение к нему".4 Обстоятельства выше человека, поэтому единственный разумный выход - пересмотреть их.

6. Еще один тип нерационального поведения можно передать словом - "образуется" (беспечное поведение). Такой тип поведения чаще всего ассоциируется у нас с образом Обломова - главным героем одноименного романа И. Гончарова. "Мысль И. Гончарова, проведенная в его романе, - писал в своей критической статье Д. Писарев5, - принадлежит всем векам, но имеет особенное значение в наше время, для нашего русского общества. Автор задумал проследить мертвящее, губительное влияние, которое оказывает на человека умственная апатия, усыпление, овладевающее мало-помалу всеми силами души, охватывающее и сковывающее собою все лучшие, человеческие, разумные движения и чувства"6.

7. Для одержимого поведения, уже судя по названию, характерна «одержимость» идеей борьбы со злом. Достаточно ярко оно представлено в образе Дон-Кихота - рыцаря без страха и упрека. Обратимся опять же к речи И. Тургенева: "Дон-Кихот проникнут весь преданностью идеалу, для которого он готов подвергаться всевозможным лишениям, жертвовать жизнью; самую жизнь свою он ценит настолько, насколько она может служить средством к воплощению идеала, к водворению истины, справедливости на земле... Дон-Кихот может показаться то совершенным безумцем, потому что самая несомненная вещественность исчезает перед его глаза-

3 Тургенев И.С. Указ. соч. С. 169-192.

4 Марк Аврелий. Размышления. - Л.: Худож. лит., 1985. С. 112.

5 Писарев Д.И. Обломов // Литературная критика. В 3-х т. Л.: Худож. лит., 1981. С. 42-59.

6 Писарев Д.И. Указ. соч. С. 44.

ми, тает, как от огня его энтузиазма ..."7. Нельзя не восторгаться вместе с Тургеневым нравственными качествами Дон-Кихота, его одержимостью идеей борьбы за справедливость, но ведь такую борьбу надо вести умело, технологично, - если же человека, разумеется, волнует при этом конечный результат, а не только его субъективное отношение к добру и злу. В огне энтузиазма не только сгорают препятствия, но и мнимые проблемы воспринимаются как действительные, а действительные - как мнимые.

8. Интолерантное поведение близко к донкихотовскому и отличается от него тем, что одержимость уступает в нем место нетерпению. «Решение еще не дошло до головы, а руки уже пускаются в ход». «Чуть что - и за шпагу» - так можно выразить смысл такого поведения, который имеет чаще всего импульсивный характер, хотя иногда инициируется и рациональными соображениями.

9. Для «отталкивающего» поведения характерно стремление переложить собственные проблемы на других или, как еще говорят, свалить их с больной головы на здоровую. Причем, проблемы эти рано или поздно возвращаются к исходной точке.

10. Защитное поведение характеризуется склонностью человека к мнимому разрешению собственных проблем, что проявляется в фантазии, рационализации или вытеснении и т.д. Некоторые люди, не решив ни одной серьезной жизненной проблемы, тем не менее, умудряются от них каждый раз избавляться, перестраивая свое отношение к ним.

Нерациональное поведение в проблемных ситуациях может быть характерно не только для отдельного человека, но и для целой общности, когда ею овладевает утопическая идеология или она оказывается под прессом тоталитарного режима. Так, например, удержание власти испанскими фалангистами базировалось в свое время на убеждении, что если не замечать проблем, которые стали для всех очевидными, то, значит, их и нет: существуют лишь то, что обозначено печатным словом, все остальное - химера.

Завершая «типологию» нерационального поведения, обратимся вкратце к особенностям рационального поведения, которое складывается из:

- адекватного осознания жизненной проблемы и ее точной формулировки;

- правильной постановки проблемы;

- оценки проблемы по критериям разрешимости;

- определения пути избавления от проблем (устранения, нейтрализа-

7 Тургенев И.С. Гамлет и Дон-Кихот // Полное собрание сочинений и писем в 28 г. - М.: Изд-во «Наука», 1964. С. 169-192.

ции или разрешения);

- определения стратегии и способа решения проблемы. В ходе проведенного нами эмпирического исследования была предпринята попытка выяснить мнения респондентов о том, какие типы нерационального поведения имеют в их окружении наибольшее распространение. Мнения респондентов приведены в таблице 1.

Таблица 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие типы поведения в проблемной ситуации распространены в Вашем окружении?», в %.

№№ п/п Типы нерационального поведения Категории опрошенных

Преподаватели Руководители

Все Муж Жен Все Муж Жен

1. Человек не замечает собственных проблем или не придает им значения. 15,2 14,7 15,4 37,1 60,0 28,0

2. Излишняя мнительность в отношении жизненных затруднений, когда человеку кажется, что все окружающие ополчились против него. 21,6 20,6 22,0 22,8 20,0 24,0

3. Склонность к рефлексии, т.е. бесконечному анализу проблемы в самом себе, без ее разрешения во вне. 10,4 11,8 9,9 6,0 10,0 4,0

4. Восприятие человеком своих жизненных проблем чуть ли ни как личных достоинств. 7,2 - 9,9 11,4 0,0 16,0

5. Смирение с жизненными трудностями. 18,4 26,5 15,4 31,4 20,0 36,0

6. Отношение к своим проблемам можно передать словами - все «образуется». 36,0 29,4 39,6 22,8 30,0 20,0

7. Одержимость идеей борьбы со злом. 5,6 14,7 2,2 2,9 0,0 4,0

8. Одержимость уступает место нетерпению. 3,2 5,9 2,2 2,9 0,0 4,0

9. Стремление переложить собственные проблемы на других лиц. 20,0 11,8 23,1 31,4 30,0 32,0

10. Склонность человека к мнимому разрешению собственных проблем (забывание, отвлечение, фантазия и т.д.). 10,4 14,7 8,8 22,8 20,0 24,0

Анализ эмпирических данных приводит к следующим результатам.

Индифферентное поведение. Судя по данным опроса вузовских преподавателей, каждый шестой-седьмой человек из их ближайшего окружения не замечает собственных проблем или не придает им значения. Разброс мнений мужчин и женщин в данном вопросе незначителен. Заметно выше в этом отношении чувствительность руководителей образовательных учреждений и их подразделений. Более трети опрошенных (37,1%) указывают их индифферентность своих сотрудников, причем оценки мужчин гораздо критичнее женских оценок (соответственно, 60% и 28% опрошенных).

Мнительное поведение. По мнению 21,6% опрошенных, в их ближайшем окружении проявляется чрезмерная мнительность в отношении жизненных затруднений. Разница в ответах мужчин и женщин, как и в предыдущем случае, незначительна. В ответах руководителей проявляется несколько большее акцентирование мнительности со стороны респондентов-женщин.

Рефлексивное поведение. Любой вариант поведения человека в проблемной ситуации не обходится без его рефлектирующего сопровождения, т.е. мысленного отслеживания ситуации, оценки результативности предпринимаемых усилий и т.п. Однако в данном случае речь идет о чрезмерной рефлексии, т.е. склонности человека к непрерывному анализу жизненной проблемы в самом себе, во внутреннем пространстве, без ее вынесения во внешнее пространство, где она только и может быть разрешена. Как свидетельствуют результаты опроса, только 10,4% опрошенных акцентируют рефлексивное поведение в своем ближайшем окружении. Аналогично проявляется гендерный фактор в ответах руководителей, если не считать того, что в целом они придают меньшее значение рефлексивному поведению, нежели рядовые преподаватели.

Инверсионное поведение. Некоторым людям бывает «комфортно» жить с собственными проблемами, и они не спешат разрешать их. Среди вузовских преподавателей к данной категории относятся 7,2% опрошенных, причем все они - женщины. Показательны также ответы руководителей: 11,4% из них утверждают, что в их ближайшем социальном окружении встречаются люди, которые воспринимают и демонстрируют свои жизненные проблемы, чуть ли ни как личные достоинства. Такое мнение выражают опять же только женщины.

Толерантное поведение. Понятие «толерантность» выражает в данном случае смирение человека с жизненными трудностями, отношение

к ним как к плохой погоде, которую нельзя никак изменить и остается только терпеть8. Такого рода толерантное поведение в ближайшем социальном окружении отмечают 18,4% вузовских преподавателей и 31,4% руководителей - среди своих сотрудников. В полученных ответах заметно проявляется гендерный фактор. Среди вузовских преподавателей более чувствительны к проявлениям толерантного поведения респонденты-мужчины, среди руководителей, напротив - респонденты-женщины. Трудно объяснить эти расхождения, исходя только из данных социологического опроса.

Беспечное поведение. Многие люди, судя по данным социологического опроса, беспечно относятся к своим жизненным проблемам, полагая, что со временем «все образуется». На такую беспечность указывают 36% вузовских преподавателей и 22,8% руководителей. При этом, в первом случае оценивалось ближайшее социальное окружение, во втором - поведение сотрудников. Сравнительно более восприимчивы к проявлениям беспечности среди вузовских преподавателей - респонденты-женщины, среди руководителей, напротив - респонденты-мужчины. Опять же не совсем понятно, с чем связаны такие гендерные расхождения в ответах.

Одержимое поведение встречается гораздо реже остальных поведенческих типов: на него указывают 5,6% опрошенных вузовских преподавателей и 2,9% руководителей. При этом сравнительно большую восприимчивость к проявлениям одержимости выражают респонденты-мужчины (в группе вузовских преподавателей) и респонденты-женщины (в группе руководителей).

Интолерантное поведение. Этот тип поведения, в котором одержимость уступает место нетерпению, тоже не относится к числу распространенных. На него указывают всего 3,2% вузовских преподавателей и 2,9% руководителей. В оценке интолерантного поведения проявляются те же гендерные различия. Среди вузовских преподавателей более восприимчивы к нему респонденты-мужчины, а среди руководителей - респонденты-женщины.

«Отталкивающее» поведение. Данный тип поведения относится к многочисленным фактам «отталкивания» людьми от себя собственных проблем, их «перекладывания» на других лиц. Судя по данным опроса, он имеет довольно широкое распространение. Его идентифицируют 20% опрошенных вузовских преподавателей и почти каждый третий из опро-

8 Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11; Подгурецкий Ю. Толерантность и ее детерминанты // Социальная коммуникация в современных условиях: состояние, проблемы, перспективы. Белгород: Изд-во БелГУ. 2000. Ч. 1. С. 85-90.

шенных руководителей. И в том, и в другом случае более чувствительны к нему респонденты-женщины.

Защитное поведение. Нередко встречается мнимое разрешение человеком собственных проблем, что проявляется в их забывании, отвлечении, фантазии и т.п. Все это предохраняет, защищает человека от реального масштаба и остроты его жизненных проблем. Склонность к мнимому разрешению проблем отмечают 10,4% опрошенных вузовских преподавателей и 22,8% руководителей. Причем, сравнительно большую восприимчивость демонстрируют респонденты-мужчины (среди преподавателей) и респонденты-женщины (среди руководителей).

Выводы. 1. Проведенное исследование подтверждает положение, во-первых, о множестве возможных вариантов нерационального поведения; во-вторых, о различной степени их распространенности в поведении респондентов. Порядок видов нерационального поведения по мере убывания их значимости выглядит следующим образом: беспечное, индифферентное, отталкивающее, толерантное, мнительное, защитное, инверсионное, рефлексивное, одержимое, интолерантное.

2. Сравнительный анализ распределения видов нерационального поведения в зависимости от пола респондентов показывает: мужчины в большей степени подвержены индифферентному, мнительному, рефлексивному, одержимому поведению; женщины, напротив, инверсионному, толерантному, отталкивающему поведению. Некоторые виды нерационального поведения в равной мере присущи и мужчинам, и женщинам, а именно, беспечное, интолерантное и защитное.

3. Распределение видов нерационального поведения в зависимости от сферы деятельности респондентов выглядит следующим образом: преподаватели сравнительно в большей мере подвержены рефлексивному, беспечному, одержимому вариантам поведения; руководители - индифферентному, инверсионному, толерантному, отталкивающему и защитному вариантам. Некоторые виды нерационального поведения почти в равной мере присущи и преподавателям, и руководителям. Это - мнительное, интолератное поведение.

4. Идентификация возможных видов нерационального поведения, их оценка и самооценка социальными субъектами (руководителями, студентами, преподавателями) способствует: с одной стороны, повышению уровня их самооценки и самоконтроля; с другой стороны, оптимизации процессов профессионального и личностного саморегулирования.

Список литературы:

1. Данакин Н.С., Гайворонская Н.И. Проблемный анализ в системе социального управления: монография. Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2011. 183 с.

2. Данакин Н.С., Шатохина Н.В. Типы поведения в проблемной ситуации // Диагностика и прогнозирование социальных процессов: Всероссийская науч.-практ. (заочная) конф., октябрь 2010 / Белгород. гос. технол. ун-т. редкол.: Н.С. Данакин, В.Ш. Гузаиров, И.В. Конев. Белгород: ИП Остащенко А.А., 2010. С. 48-55.

3. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11.

4. Марк Аврелий. Размышления. Л.: Худож. лит., 1985. С. 112.

5. Писарев Д.И. Обломов // Литературная критика. В 3-х т. Л.: Худож. лит., 1981. С. 42-59.

6. Подгурецкий Ю. Толерантность и ее детерминанты // Социальная коммуникация в современных условиях: состояние, проблемы, перспективы. - Белгород: Изд-во БелГУ. 2000. Ч. 1. С. 85-90.

7. Тургенев И.С. Гамлет и Дон-Кихот // Полное собрание сочинений и писем в 28 г. - М.: Изд-во «Наука», 1964. С. 169-192.

8. Рябова Е.Л. К вопросу о единстве образования и воспитания: институциональный дискурс // Казачество. 2023. № 66 (1). С. 11-18.

9. Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени в политической культуре // Культура Мира. 2022. Т. 10. № 26 (1). С. 75-86.

10. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геопсихология и геополитика цветных линий // Казачество. 2022. № 59 (2). С. 9-18.

11. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Чумаки и казаки: опыт сравнительного исследования // Казачество. 2022. № 62 (5). С. 42-50.

12. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.

13. Рябова Е.И., Рябова Е.Л. Дихотомия культуры: конфликт ценностей экологии и экономики // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 11-19.

14. Кантаева О.В., Рябова Е.Л. Региональные аспекты реализации государственных инициатив по стимулированию активного долголетия и физической активности пожилых граждан // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 42-51.

15. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Явные и скрытые смыслы забастовок // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 30-42.

16. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. 80-лет парада на красной площади: историко-культурный и геополитический смыслы парадов // Казачество. 2021. № 57 (7). С. 9-18.

17. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Боль разделенных городов - последствия геополитических игр // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 1 (27). С. 10-20.

18. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитическая авантюра: цена внешнеполитического просчета в истории // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 5 (31). С. 515-524.

19. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Политизация образов истории повседневности (на примере образа ворот) // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 7 (33). С. 782-791.

20. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитические смыслы закрытых границ: размышления в связи с карантином // Альманах Крым. 2020. № 20. С. 11-22.

21. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экологические смыслы международного сотрудничества: все тайное становится явным // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 1 (19). С. 10-19.

22. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитика в маске // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 4 (22). С. 500-511.

23. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.

24. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Православные основы самоидентификации российского казачества: история и современность // Казачество. 2019. № 38 (2). С. 35-44.

25. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Связь времен и смыслов: священные деревья // Миссия конфессий. 2019. Том 8. Часть 2 (№ 37). С. 133-142.

26. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Итало-Российская торговая палата: торговые связи в конфигурации международных отношений // Миссия конфессий. 2018. Том 7. Часть (№ 32). С. 585-595.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Байханов И.Б. Сквозные компетенции в системе компетенций современного педагога // Педагогическое образование в России. - Екатеринбург, 2022. № 5. С. 17-25. - Б01: 10.26170/2079-8717_2022_05_02.

28. Байханов И.Б. Молодежь в цифровом мире: самооценка сформированности цифровых компетенций абитуриентов московских вузов // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 6 (55). С. 615-623.

29. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 20-29.

30. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 20-29.

31. Байханов И.Б. Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в Чеченской Республике // Отечественная и зарубежная педагогика. - М.: 2019. Т. 1. № 6 (63). С. 46-55.

32. Байханов, И.Б. Формирование цифровых компетенций в условиях трансформации образовательных систем // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 7 (56). С. 705-712.

33. Байханов И.Б. Геополитическая культура: как корабль ты назовешь // Миссия конфессий. 2021. Т. 10. № 5 (54). С. 519-524.

34. Ананченкова П.И., Тонконог В.В. Направления государственной политики в создании и развитии региональной инновационной образовательной системы. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 49. С. 8-15.

35. Тонконог В.В., Константинов В.М., Ананченкова П.И. Развитие образовательных услуг в сфере переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего бизнеса. Труд и социальные отношения. 2014. Т. 25. № 9. С. 106-121.

36. Тонконог В.В., Ананченкова П.И. Е-ЬЕАКШЫО: заменит ли дистант традиционные формы обучения? Труд и социальные отношения. 2017. Т. 28. № 4. С. 119-128.

37. Ананченкова П.И., Кузнецов М.Ю. Профессиональное обучение безработных в системе службы занятости населения. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 47. С. 176-183.

Bibliography

1. Danakin N.S., Gaivoronskaya N.I. Problem analysis in the social management system: monograph. Belgorod: Publishing house BSTU im. V.G. Shukhova, 2011. 183 p.

2. Danakin N.S., Shatokhina N.V. Types of behavior in a problem situation // Diagnostics and forecasting of social processes: All-Russian scientific and practical. (correspondence) conference, October 2010 / Belgorod. state technol. univ. editorial board: N.S. Danakin, V.Sh. Guzairov, I.V. Konev. Belgorod: IP Ostashchenko A.A., 2010. P. 48-55.

3. Lektorsky V.A. On tolerance, pluralism and criticism // Questions of Philosophy. 1997. № 11.

4. Marcus Aurelius. Reflections. L.: Artist. lit., 1985. P. 112.

5. Pisarev D.I. Oblomov // Literary criticism. In 3 volumes. L.: Artist. lit., 1981. P. 42-59.

6. Podguretsky Yu. Tolerance and its determinants // Social communication in modern conditions: state, problems, prospects. - Belgorod: BelSU Publishing House. 2000. Part 1. P. 85-90.

7. Turgenev I.S. Hamlet and Don Quixote // Complete works and letters in 28. - M.: Publishing house "Science", 1964. P. 169-192.

8. Ryabova E.L. On the issue of the unity of education and upbringing: institutional discourse // Cossacks. 2023. № 66 (1). P. 11-18.

9. Shchuplenkov N.O., Ryabova E.L. The role of the time factor in political culture // Culture of the World. 2022. Vol. 10. № 26 (1). P. 75-86.

10. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopsychology and geopolitics of colored lines // Ka-zachestvo. 2022. № 59 (2). P. 9-18.

11. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Chumaks and Cossacks: experience of comparative research // Cossacks. 2022. № 62 (5). P. 42-50.

12. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea. 2022. № 31. P. 61-72.

13. Ryabova E.I., Ryabova E.L. Dichotomy of culture: conflict between the values of ecology and economics // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 11-19.

14. Kantaeva O.V., Ryabova E.L. Regional aspects of the implementation of state initiatives to stimulate active longevity and physical activity of older citizens // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 42-51.

15. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Explicit and hidden meanings of strikes // Power of history and history of power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 30-42.

16. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. 80 years of the parade on Red Square: historical, cultural and geopolitical meanings of the parades // Cossacks. 2021. № 57 (7). P. 9-18.

17. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The pain of divided cities - the consequences of geopolitical games // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 1 (27). P. 10-20.

18. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical adventure: the price of foreign policy miscalculation in history // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 5 (31). P. 515-524.

19. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Politicization of images of everyday history (using the example of the image of a gate) // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 7 (33). P. 782-791.

20. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical meanings of closed borders: reflections in connection with quarantine // Almanac Crimea. 2020. № 20. P. 11-22.

21. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Ecological meanings of international cooperation: everything secret becomes clear // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 1 (19). P. 10-19.

22. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitics in a mask // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 4 (22). P. 500-511.

23. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea. 2022. № 31. P. 61-72.

24. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Orthodox foundations of self-identification of the Russian Cossacks: history and modernity // Cossacks. 2019. № 38 (2). P. 35-44.

25. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Connection of times and meanings: sacred trees // Mission of confessions. 2019. Volume 8. Part 2 (№ 37). P. 133-142.

26. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Italian-Russian Chamber of Commerce: trade relations in the configuration of international relations // Mission of Confessions. 2018. Volume 7. Part (№ 32). P. 585-595.

27. Baykhanov I.B. Cross-cutting competencies in the system of competencies of a modern teacher // Pedagogical education in Russia. - Ekaterinburg, 2022. № 5. P. 17-25. - DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_02.

28. Baykhanov I.B. Youth in the digital world: self-assessment of the formation of digital competencies of Moscow university applicants // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 6 (55). P. 615-623.

29. Baykhanov I.B. Features of human resource management in the context of global changes // The power of history and the history of power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 20-29.

30. Baykhanov I.B. Features of human resource management in the context of global changes // The power of history and the history of power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 20-29.

31. Baykhanov I.B. Quality of education as a strategic goal of regional educational policy in the Chechen Republic // Domestic and foreign pedagogy. - M.: 2019. Vol. 1. № 6 (63). P. 46-55.

32. Baykhanov, I.B. Formation of digital competencies in the context of transformation of educational systems // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 7 (56). P. 705-712.

33. Baykhanov I.B. Geopolitical culture: what do you name the ship // Mission of Confessions. 2021. Vol. 10. № 5 (54). P. 519-524.

34. Ananchenkova P.I., Tonkonog V.V. Directions of state policy in the creation and development of a regional innovative educational system. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2016. № 49. P. 8-15.

35. Tonkonog V.V., Konstantinov V.M., Ananchenkova P.I. Development of educational services in the field of retraining and advanced training of personnel for small and medium-sized businesses. Labor and social relations. 2014. Vol. 25. № 9. P. 106-121.

36. Tonkonog V.V., Ananchenkova P.I. E-LEARNING: will distance learning replace traditional forms of learning? Labor and social relations. 2017. Vol. 28. № 4. P. 119-128.

37. Ananchenkova P.I., Kuznetsov M.Yu. Vocational training for the unemployed in the employment service system. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2016. № 47. P. 176-183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.