Научная статья на тему 'Развитие среднего профессионального образования Запорожской области на базе инновационно-образовательной платформы'

Развитие среднего профессионального образования Запорожской области на базе инновационно-образовательной платформы Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационно-образовательная платформа / среднее профессиональное образование / азово-черноморский регион / образовательный кластер / инновационно-образовательная территория / innovation and educational platform / secondary vocational education / Azov-Black Sea region / educational cluster / innovation and educational territory

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бахарев В.В., Шавырина И.В., Бойко Н.А.

В статье рассмотрены способы совершенствования системы среднего профессионального образования для решения кадрового вопроса в отраслях промышленности и сельского хозяйства нового присоединенного региона – Запорожской области. Определены условия формирования производственного кадрового резерва на базе инновационно-образовательной платформы, что может стать ключевым фактором развития региональной системы среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of secondary vocational education in Zaporizhie Region based on innovative educational platform

The article discusses ways to improve the system of secondary vocational education to solve the personnel issue in the industries and agriculture of the new annexed region Zaporizhie region. The conditions for the formation of a production personnel reserve on the basis of an innovation and educational platform have been determined, which will become a key factor in the development of the regional system of secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «Развитие среднего профессионального образования Запорожской области на базе инновационно-образовательной платформы»

Бахарев В.В.

Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и управления. Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова.

Шавырина И.В.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, этнографии и социометрии.

Российский государственный социальный университет (РГСУ).

Бойко Н.А.

Бакалавр кафедры социологии, этнографии и социометрии.

Российский государственный социальный университет (РГСУ).

Развитие среднего профессионального образования Запорожской области на базе инновационно-образовательной платформы

Одним из основных компонентов развития региона является образование, его качество, программы, реализуемые на базе учебных заведений, поэтому развитие инновационно-образовательной платформы (далее ИОП), как целостной системы, способствует развитию региональной системы образования, а также созданию нового кадрового потенциала Запорожской области для решения поставленных задач.

На данный момент в Запорожской области реализуется концепция развития, одобренная Президентом Российской Федерации на ближайшие 10 лет. Это означает, что стратегический план развития будет предполагать реализацию инфраструктурных проектов в Запорожском регионе и соседних областях, обеспечивающих постоянный приток человеческого, научного и образовательного капитала, что приведет к повышению качества жизни населения и стремительному развитию тер-ритории1. Но реализация стратегии развития Запорожского области в полной мере осуществима через подготовленные высококвалифицированные кадры, выращивание которых может быть осуществимо на базе

1 Указание Президента Российской Федерации от 23 августа 2023 г. No Пр-1662. // URL: http://www. kremlin.ru/acts/assignments/orders/72467 (Дата обращения: 15.03.2024); Письмо Министерства экономического развития Запорожской области от 6 сентября 2023 г. No 682/ИД.

ИОП для всех отраслей экономики.

Инновационно-образовательная платформа - закрытая система полного цикла, внутри которой интегрирована структура воспитания и выращивания ребенка в субъект стратегического действия. В основе платформы модульное разделение, состоящее из яслей, детских садов, начальной школы, основного общего образования, переходящее в дальнейшем по линии среднего профессионального образования, с выходом подготовленного специалиста на производство, а также среднее полное образование (10-11 класс), отбирающее специалистов в области науки.

Развитие образовательной траектории через СПО может предусматривать возможность интеграции детей в производственный процесс. Особенность данного подхода позволяет решать ряд проблем, одной из которых является профессиональная ориентация школьников2. Начиная с основного общего образования, где обучение проходит с 5-9 класс, ребенок встраивается в систему обучения, где осваивает первичные навыки для среднего профессиональном образовании. Данный модуль предусматривает разделение на несколько инновационно-образовательных кластеров, каждый определен отдельной профессией, освоение которой поможет пройти профориентацию, получить базовые навыки отдельной отрасли и сделать правильный выбор для будущей профессии3.

На наш взгляд, разделение на инновационно-образовательные кластеры уже системе основного общего образования позволит нивелировать проблему «рецептурного подхода» в подготовке будущих специалистов, который в большей степени связан с превалированием теоретических знаний над практическими. «Рецептурный подход в обучении» во многом связан с традиционной практикой обучения, «основным содержанием которой является воспроизводство и трансляция текстов, собранных в учебные программы и учебные предметы. Исходя из этого, позиция и деятельность преподавателя нацеливают студента на усвоение некоторого набора дидактического материала, при этом создается впечатление,

2 Опришь И.В. Система профориентации в современной России, ее проблемы и перспективы развития // Colloquium-journal. 2019. № 8-4(32). С. 28-29; Савкина Н.Г., Маслёха И.Н. Проблемы профориентации старшеклассников в школе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 2-5. // URL: https://cyberleninka.rU/article/n/problemy-proforientatsii-starsheklassnikov-v-shkole (Дата обращения: 15.03.2024).

3 Лыткина В.С. Проблемы среднего профессионального образования в современных условиях // Концепт. 2017. Т. 25. С. 110-111. // URL: http://e-koncept. ru/2017/770521.htm (Дата обращения: 15.03.2024).

что сам преподаватель верит в то, что без этих основ обучающийся не сможет осуществлять осознанной профессиональной активности4». Таким образом, возможность переноса полученных теоретических знаний и умений в профессиональную плоскость уже в рамках учебного процесса в системе общего образования позволит переосмыслить образовательные технологии с точки зрения преподавания учебных дисциплин, а, следовательно, сформировать умение поступать самостоятельно и ответственно в решении производственных задач с профессионально значимой ситуации.

Сегодняшнее положение экономики Запорожской области состоит в острой нехватке высококвалифицированных специалистах среднего звена, необходимые к работе разных отраслях региона: машиностроение (Бердянские Жатки, МЗАТЗ и т.д.); легкая промышленность (швейные фабрики Токмак, Мелитополь); агропромышленный комплекс и другие. В этой связи, основным заказчиком специалистов в различных отраслях региона, будут выступать сами производства5. Для решения второй проблемы, связанной с кадровым дефицитом на предприятиях, в агропромышленном комплексе и производствах, будет формироваться подход в системе образования непрерывного обучения, включающий СПО, как стратегически важного актора реализации намеченной концепции регионального развития инновационно-образовательной территории, по средствам встраивания оборудования внутри кластеров самими предприятиями, а также привлечение высококвалифицированных специалистов, работающих на данных предприятиях, в качестве института наставничества6. Данное решение позволит подготавливать и формировать производственный кадровый резерв, который в будущем, без потери производственной мощности, позволит интегрироваться новому специалисту7.

Более того, данный подход позволит существенным образом решить проблему корреспондирования рынка труда и рынка образовательных

4 Гуськова Е.А., Шавырина И.В. Проблема профессионального самоопределения современной молодежи в условиях конкуренции вузов на рынке образовательных услуг // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 3. С. 216.

5 Перечень поручений по итогам заседания Государственного Совет по вопросу повышения роли и престижа педагога и наставника (утв. Президентом РФ 27 декабря 2023 г. N Пр-251ГС, п.1 а). // URL: http:// www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/73433 (Дата обращения: 15.03.2024).

6 Перечень поручений по итогам пленарного заседания форума «Сильные идеи для нового времени» (утв. Президентом РФ 25 августа 2023 г. N Пр-1676). // URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/ orders/72120 (Дата обращения: 14.03.2024).

7 Албеков Х.Н., Джабраилова Л.Х., Мордасова Т.А. Проблема профессионального образования в России // Журнал прикладных исследований. 2021. № 6. // URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/problemy-razvitiya-sistemy-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-v-rossii-1 (Дата обращения: 13.03.2024).

услуг в регионе, когда последний должен отвечать запросам актуального состояния развития всех имеющихся экономических кластеров. На наш взгляд, минимизировать описанную проблемную ситуацию можно путем выстраивания концептуального контура взаимодействия образовательных учреждений присоединённого региона с региональными бизнес-сообществами. Векторами возможного взаимодействия могут стать:

• привлечение работодателя, а также сотрудников предприятия в учебный процесс, осуществляемый на базе учебного заведения;

• проведение мастер-классов на производстве;

• организация потенциальными работодателями ярмарок-вакансий с целью привлечения кадров в организацию;

• организация конкурсов студенческих проектов с последующим финансированием;

• организация учебной, производственной и преддипломной практик на базе конкретного предприятия;

• осуществление распределения по местам практик и т.д.8

После окончания внутри ИОП 9-го класса у ребенка есть два образовательных направления: переход на ступень среднего общего образования в 10-11 класс для дальнейшего поступления в высшие учебные заведения. Либо второе - вариант, где обучение будет проходить по направлениям среднего профессионального образования, для которого осуществлялась базовая подготовка на протяжении 5 лет (5-9 класс), а также окончание обязательного профориентационного кластера с дипломом специалиста и дипломом об основном общем образовании, что позволяет сразу интегрироваться на предприятие9. Для этого необходимо совместно с производствами и предприятиями в регионе сформировать программы прохождения производственных практик обучающимися средних профессиональных учебных заведений, успешное обучение и прохождение которых позволит школьникам-студентам, с одной стороны, апробировать свои теоретические знания, нарастить профессиональные умения и навыки, освоить технологический процесс производства, с другой стороны, при успешном

8 Демененко И.А., Шавырина И.В., Кравченко Е.Ю. Концептуальный контур политики взаимодействия вузов и бизнес-сообществ // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2018. № 2 (69). С. 111.

9 Папазян Д.А., Тлехусеж М.А. Современные проблемы профориентации школьников // Профнави-гация молодежи : Сб. матер. V Международ. науч.-практ. конф., Краснодар, 04-21 апреля 2022 г. Краснодар: Кубанский государственный технологический университет, 2022. С. 192-197. // URL: https://kubstu.ru/data/celist/ CEM2193.pdf (Дата обращения: 13.03.2024).

прохождении практики предоставить возможность дальнейшего трудоустройства на предприятие. При развитой системе наставничества и включенности школьников-студентов в производственной процесс работодатель также имеет возможность селекции потенциальных кандидатов на трудоустройство, формирования кадрового резерва из числа школьников-студентов, прошедших производственную практику и показавших существенные результаты. Успешное инкорпорирование выпускников в региональную экономическую систему и региональный рынок труда позволит решить еще одну очень важную проблему, которая связана с возможной миграцией молодежи в центральную часть России и, следовательно, оттоком потенциальных человеческих и трудовых ресурсов.

Параллельно с описанным выше механизмом интеграции молодежи в производственный процесс посредством описанной инновационно-образовательной платформы, происходит решение четвертой проблемы, связанной с трудовой адаптацией сотрудника в коллективе. Трудовая адаптация, в сущности, представляет комплекс профессиональной и социальной ориентаций работника, обоюдное приспособление работника, основывающиеся на плавной врабатываемости сотрудника в новых социальных, профессиональных и организационно-экономических условиях труда, которую можно разделить на несколько этапов:

- внедрение в среду;

- принятие и усвоение норм и ценностей этой среды;

- активное отношение субъекта к этой среде с целью наиболее полного удовлетворения обоюдных интересов10.

Поскольку обучение специальностям СПО происходит внутри одного кластера или в ходе производственной практики, то при переходе на производство, профессиональный коллектив будет сформирован и адаптирован под сотрудников для дальнейшей работы на предприятии.

Формирование нового системного подхода в СПО, берущее начало со школьных кластеров, и, готовящая будущих специалистов в рамках уроков по профориентационной деятельности через направления среднего специального образования еще со школьной скамьи, позволит региону работать в режиме постоянной кадровой модернизации, сделав систему автономной от кадровой потребности, что позволит

10 Ежукова И.Ф. Трудовая адаптация сотрудников // Концепт. 2017. № S1. // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/trudovaya-adaptatsiya-sotrudnikov (Дата обращения: 12.03.2024); Каштанова Е.В. Управление персоналом: теория и практика. Управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением и кадровым резервом. - М.: Проспект, 2013. 64 с.

осуществлять подготовку молодых сотрудников на основе сформированного конструкта.

Список литературы:

1. Албеков Х.Н., Джабраилова Л.Х., Мордасова Т.А. Проблема профессионального образования в России // Журнал прикладных исследований. 2021. № 6. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-sistemy-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-v-rossii-1.

2. Гуськова Е.А., Шавырина И.В. Проблема профессионального самоопределения современной молодежи в условиях конкуренции вузов на рынке образовательных услуг // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 3. С. 215-219.

3. Демененко И.А., Шавырина И.В., Кравченко Е.Ю. Концептуальный контур политики взаимодействия вузов и бизнес-сообществ // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2018. № 2 (69). С. 109-118.

4. Ежукова И.Ф. Трудовая адаптация сотрудников // Концепт. 2017. № S1. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovaya-adaptatsiya-sotrudnikov.

5. Каштанова Е.В. Управление персоналом: теория и практика. Управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением и кадровым резервом. - М.: Проспект, 2013. 64 c.

6. Лыткина В.С. Проблемы среднего профессионального образования в современных условиях // Концепт. 2017. Т. 25. С. 110-111. // URL: http://e-koncept.ru/2017/770521.htm.

7. Опришь И.В. Система профориентации в современной России, ее проблемы и перспективы развития // Colloquium-journal. 2019. № 8-4 (32). С. 28-29.

8. Папазян Д.А., Тлехусеж М.А. Современные проблемы профориентации школьников // Профнавигация молодежи: Сб. матер. V Международ. науч.-практ. конф., Краснодар, 04-21 апреля 2022 г. Краснодар: Кубанский государственный технологический университет, 2022. С. 192-197. // URL: https://kubstu.ru/data/celist/CEM2193.pdf.

9. Перечень поручений по итогам заседания Государственного Совет по вопросу повышения роли и престижа педагога и наставника (утв. Президентом РФ 27 декабря 2023 г. N Пр-251ГС, п.1 а). // URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/ orders/73433.

10. Перечень поручений по итогам пленарного заседания форума «Сильные идеи для нового времени» (утв. Президентом РФ 25 августа 2023 г. N Пр-1676). // URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/72120.

11. Письмо Министерства экономического развития Запорожской области от 6 сентября 2023 г. No 682/ИД.

12. Савкина Н.Г., Маслёха И.Н. Проблемы профориентации старшеклассников в школе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 2-5. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-proforientatsii-starshek-lassnikov-v-shkole.

13. Указание Президента Российской Федерации от 23 августа 2023 г. No Пр-1662. // URL: http://www.kremlin.ru/acts/ assignments/orders/72467.

14. Кантаева О.В., Рябова Е.Л. Региональные аспекты реализации государственных инициатив по стимулированию активного долголетия и физической активности пожилых граждан // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 42-51.

15. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Явные и скрытые смыслы забастовок // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 30-42.

16. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. 80-лет парада на красной площади: историко-культурный и геополитический смыслы парадов // Казачество. 2021. № 57 (7). С. 9-18.

17. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Боль разделенных городов - последствия геополитических игр // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 1 (27). С. 10-20.

18. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитическая авантюра: цена внешнеполитического просчета в истории // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 5 (31). С. 515-524.

19. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Политизация образов истории повседневности (на примере образа ворот) // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 7 (33). С. 782-791.

20. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитические смыслы закрытых границ: размышления в связи с карантином // Альманах Крым. 2020. № 20. С. 11-22.

21. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экологические смыслы международного сотрудничества: все тайное становится явным // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 1 (19). С. 10-19.

22. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитика в маске // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 4 (22). С. 500-511.

23. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.

24. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Православные основы самоидентификации российского казачества: история и современность // Казачество. 2019. № 38 (2). С. 35-44.

25. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Связь времен и смыслов: священные деревья // Миссия конфессий. 2019. Том 8. Часть 2 (№ 37). С. 133-142.

26. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Итало-Российская торговая палата: торговые связи в конфигурации международных отношений // Миссия конфессий. 2018. Том 7. Часть (№ 32). С. 585-595.

27. Байханов И.Б. Сквозные компетенции в системе компетенций современного педагога // Педагогическое образование в России. - Екатеринбург, 2022. № 5. C. 17-25. - DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_02.

28. Байханов И.Б. Молодежь в цифровом мире: самооценка сформированности цифровых компетенций абитуриентов московских вузов // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 6 (55). С. 615-623.

29. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен // Власть истории и

история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 20-29.

30. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 20-29.

31. Байханов И.Б. Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в Чеченской Республике // Отечественная и зарубежная педагогика. - М.: 2019. Т. 1. № 6 (63). С. 46-55.

32. Байханов, И.Б. Формирование цифровых компетенций в условиях трансформации образовательных систем // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 7 (56). С. 705-712.

33. Байханов И.Б. Геополитическая культура: как корабль ты назовешь // Миссия конфессий. 2021. Т. 10. № 5 (54). С. 519-524.

34. Ананченкова П.И., Тонконог В.В. Направления государственной политики в создании и развитии региональной инновационной образовательной системы. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 49. С. 8-15.

35. Тонконог В.В., Константинов В.М., Ананченкова П.И. Развитие образовательных услуг в сфере переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего бизнеса. Труд и социальные отношения. 2014. Т. 25. № 9. С. 106-121.

36. Тонконог В.В., Ананченкова П.И. Е-ЬЕАКШЫО: заменит ли дистант традиционные формы обучения? Труд и социальные отношения. 2017. Т. 28. № 4. С. 119-128.

37. Ананченкова П.И., Кузнецов М.Ю. Профессиональное обучение безработных в системе службы занятости населения. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 47. С. 176-183.

38. Рябова Е.Л. К вопросу о единстве образования и воспитания: институциональный дискурс // Казачество. 2023. № 66 (1). С. 11-18.

39. Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени в политической культуре // Культура Мира. 2022. Т. 10. № 26 (1). С. 75-86.

40. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геопсихология и геополитика цветных линий // Казачество. 2022. № 59 (2). С. 9-18.

41. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Чумаки и казаки: опыт сравнительного исследования // Казачество. 2022. № 62 (5). С. 42-50.

42. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.

43. Рябова Е.И., Рябова Е.Л. Дихотомия культуры: конфликт ценностей экологии и экономики // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 11-19.

Bibliography

1. Albekov Kh.N., Dzhabrailova L.Kh., Mordasova T.A. The problem of vocational education in Russia // Journal of Applied Research. 2021. № 6. // URL: https://cyberleninka.rU/article/n/problemy-razvitiya-sistemy-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-v-rossii-1.

2. Guskova E.A., Shavyrina I.V. The problem of professional self-determination of modern youth in the conditions of competition between universities in the market of educational services // Bulletin of the Belgorod State Technological University named after. V.G. Shukhova. 2014. № 3. P. 215-219.

3. Demenenko I.A., Shavyrina I.V., Kravchenko E.Yu. Conceptual outline of the policy of interaction between universities and business communities // Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2018. № 2 (69). P. 109-118.

4. Ezhukova I.F. Labor adaptation of employees // Concept. 2017. № S1. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovaya-adaptat-siya-sotrudnikov.

5. Kashtanova E.V. Personnel management: theory and practice. Management of business career, career and professional advancement and personnel reserve. - M.: Prospekt, 2013. 64 p.

6. Lytkina V.S. Problems of secondary vocational education in modern conditions // Concept. 2017. Vol. 25. P. 110-111. // URL: http://e-koncept.ru/2017/770521.htm.

7. Oprish I.V. The career guidance system in modern Russia, its problems and development prospects // Colloquium-journal. 2019. № 8-4 (32). P. 28-29.

8. Papazyan D.A., Tlekhusezh M.A. Modern problems of career guidance for schoolchildren // Vocational navigation for youth: Sat. mater. V International scientific-practical conf., Krasnodar, April 04-21, 2022. Krasnodar: Kuban State Technological University, 2022. P. 192-197. // URL: https://kubstu.ru/data/celist/CEM2193.pdf.

9. List of instructions following the meeting of the State Council on the issue of increasing the role and prestige of the teacher and mentor (approved by the President of the Russian Federation on December 27, 2023 N Pr-251GS, clause 1 a). // URL: http://www. kremlin.ru/acts/assignments/orders/73433.

10. List of instructions based on the results of the plenary meeting of the forum "Strong Ideas for New Times" (approved by the President of the Russian Federation on August 25, 2023 N Pr-1676). // URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/72120.

11. Letter of the Ministry of Economic Development of the Zaporozhye Region dated September 6, 2023 № 682/ID.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Savkina N.G., Maslekha I.N. Problems of career guidance for high school students at school // Current problems of the humanities and natural sciences. 2017. № 2-5. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-proforientatsii-starsheklassnikov-v-shkole.

13. Directive of the President of the Russian Federation dated August 23, 2023 № Pr-1662. // URL: http://www.kremlin.ru/acts/assign-ments/orders/72467.

14. Kantaeva O.V., Ryabova E.L. Regional aspects of the implementation of state initiatives to stimulate active longevity and physical activity of older citizens // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 42-51.

15. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Explicit and hidden meanings of strikes // Power of history and history of power. 2022. Vol. 8.

№ 1 (35). P. 30-42.

16. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. 80 years of the parade on Red Square: historical, cultural and geopolitical meanings of the parades // Cossacks. 2021. № 57 (7). P. 9-18.

17. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The pain of divided cities - the consequences of geopolitical games // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 1 (27). P. 10-20.

18. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical adventure: the price of foreign policy miscalculation in history // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 5 (31). P. 515-524.

19. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Politicization of images of everyday history (using the example of the image of a gate) // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 7 (33). P. 782-791.

20. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical meanings of closed borders: reflections in connection with quarantine // Almanac Crimea. 2020. № 20. P. 11-22.

21. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Ecological meanings of international cooperation: everything secret becomes clear // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 1 (19). P. 10-19.

22. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitics in a mask // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 4 (22).

P. 500-511.

23. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea. 2022. № 31. P. 61-72.

24. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Orthodox foundations of self-identification of the Russian Cossacks: history and modernity // Cossacks. 2019. № 38 (2). P. 35-44.

25. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Connection of times and meanings: sacred trees // Mission of confessions. 2019. Volume 8. Part 2 (№ 37). P. 133-142.

26. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Italian-Russian Chamber of Commerce: trade relations in the configuration of international relations // Mission of Confessions. 2018. Volume 7. Part (№ 32). P. 585-595.

27. Baykhanov I.B. Cross-cutting competencies in the system of competencies of a modern teacher // Pedagogical education in Russia. - Ekaterinburg, 2022. № 5. P. 17-25. - DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_02.

28. Baykhanov I.B. Youth in the digital world: self-assessment of the formation of digital competencies of Moscow university applicants // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 6 (55). P. 615-623.

29. Baykhanov I.B. Features of human resource management in the context of global changes // The power of history and the history of power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 20-29.

30. Baykhanov I.B. Features of human resource management in the context of global changes // The power of history and the history of power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 20-29.

31. Baykhanov I.B. Quality of education as a strategic goal of regional educational policy in the Chechen Republic // Domestic and foreign pedagogy. - M.: 2019. Vol. 1. № 6 (63). P. 46-55.

32. Baykhanov, I.B. Formation of digital competencies in the context of transformation of educational systems // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 7 (56). P. 705-712.

33. Baykhanov I.B. Geopolitical culture: what do you name the ship // Mission of Confessions. 2021. Vol. 10. № 5 (54). P. 519-524.

34. Ananchenkova P.I., Tonkonog V.V. Directions of state policy in the creation and development of a regional innovative educational system. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2016. № 49. P. 8-15.

35. Tonkonog V.V., Konstantinov V.M., Ananchenkova P.I. Development of educational services in the field of retraining and advanced training of personnel for small and medium-sized businesses. Labor and social relations. 2014. Vol. 25. № 9. P. 106-121.

36. Tonkonog V.V., Ananchenkova P.I. E-LEARNING: will distance learning replace traditional forms of learning? Labor and social relations. 2017. Vol. 28. № 4. P. 119-128.

37. Ananchenkova P.I., Kuznetsov M.Yu. Vocational training for the unemployed in the employment service system. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2016. № 47. P. 176-183.

38. Ryabova E.L. On the issue of the unity of education and upbringing: institutional discourse // Cossacks. 2023. № 66 (1). P. 11-18.

39. Shchuplenkov N.O., Ryabova E.L. The role of the time factor in political culture // Culture of the World. 2022. Vol. 10. № 26 (1). P. 75-86.

40. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopsychology and geopolitics of colored lines // Ka-zachestvo. 2022. № 59 (2). P. 9-18.

41. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Chumaks and Cossacks: experience of comparative research // Cossacks. 2022. № 62 (5). P. 42-50.

42. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea. 2022. № 31. P. 61-72.

43. Ryabova E.I., Ryabova E.L. Dichotomy of culture: conflict between the values of ecology and economics // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 11-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.