Научная статья на тему 'Молодежь в современном обществе: система ценностей'

Молодежь в современном обществе: система ценностей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1227
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТИ / КЛЮЧЕВЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / ОБЩЕСТВО / МОТИВЫ / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / YOUTH / VALUES / KEY VALUES / SOCIOLOGICAL RESEARCH / YOUTH ENVIRONMENT / SOCIETY / MOTIVES / BEHAVIORAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Третьякова О.В., Попкова А.А.

а разных этапах общественного развития именно молодежь выступала движущей силой, определяющей приоритеты этого развития, инициирующей общественные трансформации, стремящейся к преобразованиям. Современный этап не является исключением. Напротив, в условиях развития информационного общества молодежь становится существенным субъектом формирования и продвижения ценностей общественного развития. Именно в молодежной среде обостряются противоречия общественного развития, возникающие в ходе тех или иных социальных преобразований. Данные тенденции определяют необходимость исследования ценностных ориентаций молодежи в современных трансформационных условиях. Целью данной статьи является систематизация результатов исследования ценностных ориентаций молодежи. Материалы были получены в ходе исследования методом опроса. Представленные в статье результаты исследования позволяют систематизировать ценностные ориентации студенческой молодежи и могут быть базисным основанием для исследований социального поведения современной молодежи в условиях общественных трансформаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH IN MODERN SOCIETY: A SYSTEM OF VALUES

At diff erent stages of social development it was the youth who acted as the driving force determining the priorities of this development, initiating social transformations, and striving for transformations. The modern stage is no exception. On the contrary, in the context of the development of the information society, young people become an essential subject for the formation and promotion of social development values. At the same time, it is in the youth environment that the contradictions of social development that arise in the course of certain social transformations become more acute. These trends determine the need to study the value-based orientations of young people in modern transformational conditions. The purpose of this article is to systematize the results of the study of value-based orientations of young people. The materials were obtained in the course of the research using the survey method. The results of the research presented in the article allow us to systematize the value-based orientations of students and can be the basis for research of social behavior of modern youth in the conditions of social transformations.

Текст научной работы на тему «Молодежь в современном обществе: система ценностей»

DOI 10.26105/SSPU.2020.65.2.01 6 YAK 316.346.32-053.6 ББК 60.542.15

O.B. ТРЕТЬЯКОВА, МОЛОДЕЖЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ:

A.A. ПОПКОВА СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ

O.V. TRETYAKOVA, YOUTH IN MODERN SOCIETY:

A.A. POPKOVA A SYSTEM OF VALUES

На разных этапах общественного развития именно молодежь выступала движущей силой, определяющей приоритеты этого развития, инициирующей общественные трансформации, стремящейся к преобразованиям. Современный этап не является исключением. Напротив, в условиях развития информационного общества молодежь становится существенным субъектом формирования и продвижения ценностей общественного развития. Именно в молодежной среде обостряются противоречия общественного развития, возникающие в ходе тех или иных социальных преобразований. Данные тенденции определяют необходимость исследования ценностных ори-ентаций молодежи в современных трансформационных условиях. Целью данной статьи является систематизация результатов исследования ценностных ориентаций молодежи. Материалы были получены в ходе исследования методом опроса. Представленные в статье результаты исследования позволяют систематизировать ценностные ориентации студенческой молодежи и могут быть базисным основанием для исследований социального поведения современной молодежи в условиях общественных трансформаций.

At different stages of social development it was the youth who acted as the driving force determining the priorities of this development, initiating social transformations, and striving for transformations. The modern stage is no exception. On the contrary, in the context of the development of the information society, young people become an essential subject for the formation and promotion of social development values. At the same time, it is in the youth environment that the contradictions of social development that arise in the course of certain social transformations become more acute. These trends determine the need to study the value-based orientations of young people in modern transformational conditions. The purpose of this article is to systematize the results of the study of value-based orientations of young people. The materials were obtained in the course of the research using the survey method. The results of the research presented in the article allow us to systematize the value-based orientations of students and can be the basis for research of social behavior of modern youth in the conditions of social transformations.

Ключевые слова: молодежь, ценности, ключевые ценности, социологическое исследование, молодежная среда, общество, мотивы, поведенческая активность.

Key words: youth, values, key values, sociological research, youth environment, society, motives, behavioral activity.

Введение. «Современный этап трансформации Российского общества привел к смене парадигм общественного развития, что отражается, прежде всего, в нормативно-ценностной системе» [5]. Это социальное явление по своей сути является предметом исследований в различных областях научного познания [1, 2, 3, 6]. «В социологии проблема ценностных ориентаций является одной из важнейших, так как её решение связано с непосредственной системой жизнедеятельности личности и социальных групп» [4]. Изучением данных вопросов занимаются представители социальных и гуманитарных наук. В 2017 году «Государственным университетом управления» было проведено исследование «Изучение особенностей формирования социальных представлений студенческой молодежи о современном мире» [7], методика которого легла в основу данного исследования. Данная методика была использована для проведения сравнительного анализа ценностных ориента-

ций молодежи в городе Тюмени, так как в исследование Государственного университета управления образовательные организации Тюменской области не вошли в выборку.

Материалы и методы. Исследование ценностных ориентаций молодых людей проведено в январе-апреле 2019 года в Тюменском индустриальном университете. Объектом исследования выступала молодежь г. Тюмени. Предмет исследования - ценностные ориентации молодежи. Метод исследования - опрос при помощи анкетирования. Выборочная совокупность - 630 респондентов, учащиеся образовательных учреждений и высших учебных заведений г. Тюмени.

Цель - исследование ценностных ориентаций молодежи г. Тюмени. Для реализации цели были поставлены следующие задачи исследования: определение степени удовлетворенности вовлечения молодежи в общественную жизнь; выявление особенностей коммуникационной активности молодежи; выделение миграционных мотивов молодежи; выявление жизненных целей и ориентиров молодых людей.

Результаты и обсуждение результатов. В опросе приняли участие 30,2% молодых людей и 69,8% девушек, что соответствует общей социально-демографической структуре молодежи в России. Респонденты возрастного промежутка до 18 лет (включительно) представляют собой школьников старших классов или обучающихся колледжей и гимназий; респонденты возрастного промежутка от 19 и старше 24 лет представляют собой обучающихся вузов. Большая часть опрашиваемых (86,2%) - обучающиеся Тюменских вузов как наиболее активная часть молодежи. Анализ социально-демографических характеристик респондентов подтверждает среденестати-стические данные по России.

Большинство респондентов, попавших в выборочную совокупность, имеют высокие показатели учебной деятельности, что характеризует их как усидчивых и целеустремленных (рис. 1).

19 20,6

8

Имею только учусь на "хорошо" и в основном учусь учусь

отличные оценки "отлично" хорошей удовлетворительно

удовлетворительно

Рис. 1 Результативность учебной деятельности респондентов, %

Как уже определялось, молодежь является самой активной частью общества и значимым является создание условий для их самореализации. Учащейся молодежи данные условия могут быть созданы именно в образовательных учреждениях. В исследовании определялась возможность реализовать себя в стенах учебного учреждения, возможности разнонаправленности этой реализации, включенность в предлагаемые формы проявления активности. Анализ результатов опроса показал, что вовлеченность в жизнь образовательного учреждения характеризуется разной степенью удовлетворенности. Более половины респондентов (60,4%) согласились, что в образовательных организациях существует возможность проявить себя и реализоваться, при

этом треть опрошенных (28,6%) заявляют, что предлагаемые формы и направления реализации молодежной активности не интересны, не удовлетворяют обучающихся, отсюда следует, что им достаточно сложно реализовать свои способности (рис. 2).

42,Я

17.5

11

1 1

полностью скорее скорее не совершенно не затрудняюсь

согласен (на) согласен (на) согласен (на) согласен (на) ответить

Рис. 2 Возможность реализовать себя в образовательном учреждении, %

Так как молодежь является активной и мобильной социальной группой, в рамках исследования необходимо было изучить ценностные ориентиры молодежи относительно места проживания в будущем. Так, 23,8% респондентов хотели бы в дальнейшем остаться там, где сейчас учатся. Такое же количество опрошенных хотели бы переехать в другой регион (23,8%). 31,7% респондентов хотели бы эмигрировать из страны. 20,6% респондентов затруднились ответить на данный вопрос. Следовательно, анализ результатов исследования показал, что менее половины опрошенных рассматривают как ценность проживание в нашей стране и уверены, что останутся в ней жить.

Для выяснения причин миграционных настроений был задан уточняющий вопрос о причинах желания уехать из страны. Значительная часть опрошенных (42,9%) ценность переезда в другую страну видят в больших возможностях самореализации в других странах. Такое же количество респондентов (42,9%) полагает ценность свободы более значима в других странах и созданы условия для предотвращения ее ограничения.

Исследование также предполагало выявление форм организации досуга молодых людей. При анализе результатов предпочитаемых форм проведения свободного времени было выявлено, что досуг молодых людей достаточно разнообразен. Большинство респондентов общаются с друзьями/знакомыми оффлайн - 68,3%, о онлайн - 63,5%, что говорит о том, что в структуре досуга молодежи значительное место занимает общение с друзьями, причем виртуальное общение носит доминирующий характер. Незначительное число респондентов 3,2% участвуют в работе религиозных объединений.

Особую ценность социального окружения для молодежи представляют друзья - 88,9% и родственники - 47,6%. Вместе с тем, очень высокий процент (49,2%) опрошенных все свое свободное время проводят в социальных сетях, что существенно меняет характер общения.

При выявлении ключевых ценностей молодежи как будущих родителей был задан вопрос о ценностях воспитания детей. Абсолютное большинство респондентов 92,1% считают честность, доброту, отзывчивость необходимыми качествами в воспитании. 75,9% опрошенных выделяют такие ценности воспитания, как любовь к семье, дому, близким. Организованность, самодисциплина, ответственность важны для 76,2% респондентов. Терпимость, гибкость, умение адаптироваться в ситуации важны для 52,4% опрошенных. Другие ответы оказались менее значимыми среди перечисленных ключевых ценностей молодежи, своих вариантов они не предложили. Следо-

вательно, в вопросах отцов и детей для современной молодежи значимыми являются возможность взаимодействия на равных в открытых честных отношениях, где любовь, ответственность и самодисциплина выступают как равнозначные компоненты.

В выборе ключевых ценностей для российского государства мнения респондентов разделились, тем не менее, значительная часть респондентов отмечает, что таковыми должны быть «патриотизм» (49,2%) и «уважение к традициям» (44,4%).

Также мнения респондентов существенно разделились в выборе собственного основного жизненного ориентира. Для 22,2% респондентов важен риск, 7,9% опрошенных имеют противоположную точку зрения. В выборе значимых жизненных целей респонденты демонстрировали достаточно широкий спектр. Для большинства респондентов 74,6% основной жизненной целью является жить в гармонии с самим собой. Второй по популярности ответ - «иметь хорошую семью» - 68,3%. По другим критериям мнения респондентов значительно разделяются.

Выводы:

1. Большая часть молодежи (более половины, 60,4%) имеет достаточные возможности для самореализации в образовательных организациях, в которых учится.

2. В ходе исследования выявлены высокие мотивы эмиграции молодежи.

3. В процессе изучения структуры досуга выявлено доминирование виртуального досуга над реальным.

4. Традиционные ценности российского государства неоднозначны для молодежи.

5. В рассуждениях о счастье у молодых людей доминируют нематериальные ценности.

Результаты проведенного исследования подтверждают, что для молодежи города Тюмени характерна общая тенденция изменения традиционных ценностей, выявленных Государственным университетом управления еще в 2017 году, при том что, в отличие от некоторых городов, попавших в выборку исследования в 2017 году, Тюмень характеризуется высоким уровнем и качеством жизни населения и стабильно удерживает место в тройке лидеров-городов по качеству жизни населения в 2018-2019 годах. Это в свою очередь позволяет сделать вывод о том, что социально-экономические условия жизнедеятельности не влияют на ценностные ориентации молодежи.

Литература

1. Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Евразия, 1999. 479 с.

2. Попкова А.А. Активность молодежи как условие формирования ее субъектной позиции в системе управления // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 19 (374). С. 108-113.

3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 544 с.

4. Толмачева С.В. Динамика влияния рекламы на формирование ценностных ориентаций молодежи г. Тюмени // Академический вестник. Тюмень, 2013. № 2 (24). С. 220-228.

5. Толмачева С.В. Реклама как социокультурный фактор формирования ценностных ориентаций молодежи: дис. ... д-ра социол. наук. Тюмень, 2007. 250 с.

6. Третьякова О.В. Проектирование в системе управления развитием социального пространства города: автореферат дис. ... канд. социол. наук. Тюмень, 2009. 32 с.

7. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодёжной политики: результаты исследования. М.: Издательский дом ГУУ, 2017. 131 с.

References

1. Maslou A. Motivation and Personality. Saint-Petersburg, Eurasia, 1999. 479 p.

2. Popkova A.A. Activity of youth as a condition for forming its subject position in the management system. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universite-ta [Bulletin of the Chelyabinsk state University], 2015. N. 19 (374), p. 108-113 (in Russian).

3. Sorokin P.A. Person. Civilization. Society. Moscow, Politizdat, 1992. 544 p.

4. Tolmacheva S.V. Impact of advertising on the formation of the value orientations of young people in Tyumen. Akademicheskij vestnik. [Academic bulletin Tyumen], 2013, № 2 (24), p. 220-228 (in Russian).

5. Tolmacheva S.V. Reklama kak sociokul'turnyj faktor formirovanija cennostnyh orientacij molodezhi. [Advertising as a socio-cultural factor in the formation of value orientations of young people]: Doctor's (Sociology Science) Thesis. Tyumen, 2007. 250 p.

6. Tretyakova O.V. Design in the management system of social space development of the city. Abstract of dissertation Ph.D. the sociology sciences. Tyumen, 2009. 32 p.

7. Value orientations of Russian youth and the implementation of state youth policy: research results. Moscow, Publishing house GUU, 2017. 131 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.