Научная статья на тему 'Ценностные ориентации студенческой молодежи'

Ценностные ориентации студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1364
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / VALUES / VALUE-BASED ORIENTATIONS / YOUTH / STUDENT YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Яшина Л. И.

Современный облик России во многом определяет систему ценностей студенческой молодежи, формирующейся в состоянии свободы, новых стандартов, плюрализма, что предопределяет актуальность исследования. Во-первых, студенчество выступает движущей силой эволюционного развития общества. Во-вторых, она обладает динамичностью и социальной мобильностью. В-третьих, социальная поляризация в студенческой среде порождает необходимость глубокого изучения позиции данной группы. В статье раскрыто содержание научных категорий «ценности» и «ценностные ориентации». Приведены результаты авторского исследования ценностных приоритетов тюменских студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE-BASED ORIENTATIONS OF STUDENT YOUTH

The modern look of Russia largely determines the value system of students who are emerging in a state of freedom, new standards, pluralism, which determines the relevance of research. Firstly, students are the driving force behind the evolutionary development of society. Secondly, it has dynamism and social mobility. Thirdly, social polarization in the student community necessitates a deep study of the position of this group. The article reveals the content of the scientifi c categories of “values” and “value-based orientations”. The results of the author's study of the value priorities of Tyumen students are presented.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации студенческой молодежи»

DOI 10.26105/SSPU.2020.65.2.019 YAK 316.6:316.35(470+571) ББК 60.542.1 5-053.6+74.48(2)

Л.И. ЯШИНА

L.I. YASHINA

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

VALUE-BASED ORIENTATIONS OF STUDENT YOUTH

Современный облик России во многом определяет систему ценностей студенческой молодежи, формирующейся в состоянии свободы, новых стандартов, плюрализма, что предопределяет актуальность исследования. Во-первых, студенчество выступает движущей силой эволюционного развития общества. Во-вторых, она обладает динамичностью и социальной мобильностью. В-третьих, социальная поляризация в студенческой среде порождает необходимость глубокого изучения позиции данной группы. В статье раскрыто содержание научных категорий «ценности» и «ценностные ориентации». Приведены результаты авторского исследования ценностных приоритетов тюменских студентов.

The modern look of Russia largely determines the value system of students who are emerging in a state of freedom, new standards, pluralism, which determines the relevance of research. Firstly, students are the driving force behind the evolutionary development of society. Secondly, it has dynamism and social mobility. Thirdly, social polarization in the student community necessitates a deep study of the position of this group. The article reveals the content of the scientific categories of "values" and "value-based orientations". The results of the author's study of the value priorities of Tyumen students are presented.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, молодежь, студенческая молодежь.

Key words: values, value-based orientations, youth, student youth.

Введение. Известно, что социальным ресурсом и интеллектуальным капиталом общества выступают ценности, которые становятся в дальнейшем важным компонентом самосознания человека и регулятором его поведения. На их основе происходит формирование жизненных установок и проектирование программ жизнедеятельности человека. Следует сказать, что в современных условиях студенческая молодежь представляет элитную и социально-мобильную часть социума. Возросший интерес к ней детерминирован не только демографическими показателями, но и социокультурными характеристиками. Кроме того, процесс формирования современной студенческой молодежи проходит в несколько иной социальной реальности, которая «генетически» не связана с советской ментальностью.

Сегодня студенческая молодежь признана стратегическим резервом современного общества в силу развитости интеллекта и социальной мобильности в условиях трансформационных процессов, где ей отводится главная роль в продуцировании и трансляции ценностно-нормативных структур общества. Применение интеллектуального потенциала студенческой молодежи, как правило, связано с ценностными преференциями. Причем не следует забывать, что система ценностных ориентаций амбивалентна и достаточно противоречива. Кроме того, система ценностей подвержена воздействию разнообразных социальных субъектов, выступающих носителями и трансляторами взаимоисключающих норм и ценностей. Это подтверждает чуткое реагирование ценностной сферы жизнедеятельности студенчества на происходящие изменения в обществе, что актуализирует необходимость глубокого изучения данного социального феномена, теоретического осмысления общественных процессов. Все это приобретает научное и практическое значение.

Материалы и методы исследования. Особенности формирования и функционирования ценностных ориентаций в студенческой среде продолжают оставаться актуальными в настоящее время. Общеизвестно, что именно в юношеский период интенсивно происходит процесс формирования системы ценностных ориентаций студенчества. Студенческая молодежь стремится сформировать активную внутреннюю позицию как по отношению к себе, так и социальному окружению. Динамично протекает процесс формирования миропонимания, определения жизненных перспектив, проектирования направлений деятельности. Именно сформированная система ценностных ориентаций оказывает всестороннее влияние на профессиональную деятельность студентов-выпускников.

Основные подходы к изучению ценностей, их возможности формирования и трудности восприятия были структурированы в научных трудах Э. Дюркгейма, который полагал, что «на основе базовых ценностных идеалов происходило формирование целых цивилизаций». Ученый считает, что «всякая ценность предполагает оценку, осуществляемую субъектом в тесной связи с определенным состоянием чувств» [1, с. 287]. По мнению Т. Парсонса, ценности выступают связующим элементом социальной и культурной систем. Подтверждением может служить сказанное, что «элемент общепринятой символической системы в качестве некоторого критерия для выбора из имеющихся альтернатив ориентации может быть назван ценностью» [5, с. 455].

Теоретические основы изучения «ценностей» были заложены в концепции «социального конструирования реальностей» Т. Лукмана, «ценности есть структурные элементы субъективного смысла социального действия, что имеет значение как желаемое для человека в его будущем» [3, с. 314]. Для раскрытия данной категории важна субъективная оценка П.А. Сорокина, что «традиционные ценности складываются исторически под влиянием совокупности социальных и природных факторов и оформляются под понятием традиции, национальной идеи...» [6]. Также он полагает, что базовые ценности любого, в том числе российского социума, достаточно устойчивы.

В содержании научных подходов в области социологии понятие «ценности» связано с понятием «ценностные ориентации». Однако необходимо различать эти научные категории в содержательной части. Ценности - это социально одобряемые, разделяемые обществом представления о добре, справедливости, патриотизме, дружбе и т.д. По мнению В.П. Тугаринова, человек может использовать те ценности, которые закреплены в обществе [7, с. 211]. С целью описания того, на какие ценности опираются молодые люди, используют термин «ценностные ориентации». Согласно утверждению А.Г. Здраво-мыслова, «ценностные ориентации представляют устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. .Ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности [2]. В данном определении отражена их важная роль как одного из регуляторов их поведения и деятельности [5, с. 456]. Следовательно, они выступают логическим средством в системе действия для формулирования одного из главных аспектов выражения культурной традиции.

В контексте новых научных подходов к интерпретации понятия «ценности» Ж.Т. Тощенко утверждает, «ценностные ориентации есть многомерное образование, состоящее из трех компонентов: когнитивного элемента, связанного с процессом познания, эмотивного являющегося эмоциональной составляющей, поведенческий, отвечающий за реализацию ценностных ориентаций в процессе жизнедеятельности личности» [8]. Однако при всем многообразии научных изысканий в теоретическом и эмпирическом плане проблема формирования жизненных перспектив остается не до конца изученной, а в определении рассматриваемой научной категории до сих пор нет логической четкости, ясности, раскрывающей в полной мере ее содержание.

Аналитическая работа по исследованию ценностной проблематики приводит к выводу, что ценностные ориентации принадлежат индивиду, а ценности - группе, обществу. Ценности никогда не выступают разрозненно, они всегда оформляются в некую целостную систему, которая является основой регулирования поведения личности, группы, общества. Каждое общество имеет свои ценности и не может быть построено без них. У индивида, живущего в этом обществе, есть возможность выбора - разделять ценности общества или нет. Через ценности человек переживает свою принадлежность к социальному целому, поскольку система ценностных ориентаций определяет качественную сторону содержания личности [10, с. 125]. Таким образом, доминирующие в обществе и структуре личности ценности являются важными факторами регулирования содержания и форм сфер жизнедеятельности человека, формирования жизненных смыслов и целей, средств их достижения.

Ценностные ориентации студенческой молодежи были рассмотрены в качестве предмета исследования. Объектом исследования выступили студенты Тюменского индустриального университета в возрасте от 22 до 24 лет. Задачи авторского исследования:

- определить отношение студенчества к получению образования;

- выявить жизненные цели и ориентиры молодых людей;

- определить факторы, влияющие на социальное самочувствие студенческой молодежи.

В ходе авторского исследования проведен репрезентативный опрос молодежи по формализованной анкете. Опросу подлежали студенты выпускных курсов в количестве 350 человек. Метод анкетирования позволяет достигнуть вышеперечисленных задач.

Результаты исследования. Студенчество - специфическая социальная группа, основным видом деятельности которой является приобретение информации для будущей профессиональной деятельности с целью обретения социального статуса и места в обществе, накопления социального опыта для конструирования и реализации жизненных стратегий. В условиях социально-экономических изменений возрастает интерес со стороны отечественных исследователей к изучению содержания ценностных ориентаций студенческой молодежи, что может стать своеобразным индикатором эволюционного развития общества, а ценностные ориентиры важной траекторией дальнейшего жизненного пути. Кроме того, следует сказать, что интеллектуальный потенциал студентов наиболее важен для профессиональной реализации. Однако порой он оказывается недостаточным, что и порождает необходимость глубокого исследования этой группы.

В современную эпоху происходит повышение ценности образования и информации. В настоящее время современному обществу нужны грамотные, высоконравственные, предприимчивые молодые люди, отличающиеся социальной мобильностью, динамизмом, способностью к конструктивному сотрудничеству и оперативному принятию управленческих решений в ситуации выбора, прогнозирующие возможные последствия. В этом случае образование по праву считается важным фактором развития и становления молодого человека. Основные перспективы развития студенчество связывает именно с получением профессионального образования. На вопрос «В чем заключается ценность получения образования?» ответы распределились следующим образом: 23% - получение интересной и содержательной профессии, 18% - стать профессионалом, 20% - возможность карьеры, 17% - успех в жизни, 18% = материальная обеспеченность, 4% - стать культурным человеком. Итак, образование есть неотъемлемый атрибут современного человека, способного приобщиться к достижениям культуры, накопленной человечеством.

В сложившихся социально-экономических условиях приобретают особую значимость трудовые ценности, оценка которых тюменскими студентами показала, что 45,3% респондентов отмечают, что для успешного трудоустройства необходимы нужные связи и знакомства; 37,7% - отдали предпочтение профессиональной компетентности; 11% отмечают инициативность,

предприимчивость; 6% - самостоятельность. Внедряемая система рыночных отношений разрушила старую систему мотивации работников. Результаты опроса показали, что интересная и престижная работа важна для 35% респондентов, 27% - для построения карьеры, 21% - рассматривают ее как самоценность, 14% - для материального обеспечения.

Треть студентов (34%) выразила желание не просто иметь интересную работу, но и хорошо зарабатывать; около половины респондентов хотели бы иметь стабильную работу с наличием социальных гарантий; 10% - ориентированы на открытие собственного дела; 2% - затруднились с ответом.

Одновременно прослеживается тенденция к распространению гедонистических ориентаций в студенческой среде. Например, забота распространяется главным образом на собственную жизнь и сохранение здоровья. Среди молодежи превалируют такие качества, как порядочность (46,4%), социальная мобильность (36,6%), оптимизм (32,5%), толерантность (28,3%), деловитость и организованность (26,8%) и прагматизм (18,5%). К разряду важных ценностей студенты относят личный успех и комфорт. Одновременно наблюдается усиление значимости личностных ценностей над общественными [4, с. 84]. Однако в целом базовая система ценностей молодых людей остается традиционной. Можно выразить уверенность, что общество имеет поколение, ориентированное на устойчивое развитие и созидательный труд как гражданскую норму в обществе.

В ходе исследования прослеживается единодушие студентов в выражении мнения, что адекватно спланировать свою жизнь на ближайшие годы не позволяют экономические катаклизмы. Повышенная чувствительность молодежи к переменам вскрыла наличие современных проблем, влияющих на социальное самочувствие молодежи. В пятерку наиболее волнующих проблем респонденты отнесли рост цен, инфляцию, безработицу, рост преступности, произвол чиновников. Треть респондентов (29%) среди главных проблем современного общества назвали проблему роста преступности.

Среди прочих проблем общества респондентами обозначены слабость государственной власти (27%), коррупция (20%), проблемы ЖКХ (18%), снижение уровня морали и нравственности (14%) [9, с. 175]. К числу приоритетных проблем, волнующих респондентов, на первое место поставлена безработица. На втором месте - социальное «расслоение общества». Третью позицию занимает вариант - снижение уровня качества жизни. Как правило, эти проблемы взаимосвязаны между собой: безработица - социальное «расслоение общества» - снижение уровня жизни. Усиливается пессимизм в студенческом сообществе, поскольку каждый из респондентов находится «в проблеме» и не в одной, что порождает серьезную социальную напряженность обществе. Несмотря на высокий уровень тревожности, рост недовольства качеством жизни, студенческая молодежь проявляет готовность к труду в новых условиях. К сожалению, социальные противоречия для большинства молодых людей не только не разрешаются, но и нарастают. Справедливо замечено, что подобные тенденции обусловлены социально-экономическими трансформациями, происходящими в стране.

Выводы. Таким образом, на формирование системы ценностей оказывают существенное влияние возрастные психологические особенности студенческой аудитории, связанные с процессами активного жизненного самоопределения. Особое значение при формировании образа и стиля жизни приобретает стремление быть признанным в обществе, иметь высокий социальный статус, соответствовать принятым в обществе нормам, осуществляется активный поиск себя, новых жизненных форм для самовыражения в социальной среде. При этом следует отметить, что сегодня происходит настоящий «ценностный переворот», который проявляется в усвоении индивидуалистических ценностей. В связи с этим актуальной продолжает оставаться проблема разработки практического подхода к реализации процесса социализации молодых людей, формирование у них культуры нравственных, деловых отношений и социальной ответственности.

Литература

1. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995. 352 с.

2. Здравомыслов А.Г. Человек и его работа. М.: Аспект Пресс, 2008. 485 с.

3. Лукман Т.О социологическом видении нравственности и нравственной коммуникации. М.: Интеллект, 1998. 255 с.

4. Осипова Л.Б., Горева О.М. Формирование гражданских ценностей у молодежи // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 5 (40). С. 80-84.

5. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем / ред. В.И. Добренькова // Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 448-464

6. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество: монография. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

7. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. М., 1978. С. 211.

8. Тощенко Ж.Т. Социальное прогнозирование. М.: Мысль, 2003. 486 с.

9. Толмачева С.В., Осипова Л.Б. Динамика формирования ценностных ориен-таций молодежи в Тюмени // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. № 2 (29). С. 174-179.

10. Энвери Л.А., Осипова Л.Б. Жизненные стратегии молодежи: опыт социологического исследования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 4 (46). С. 108-129.

References

1. Dürkheim E. Sociologiya. Ee predmet, metod, prednaznachenie [Sociology. Its object, method, purpose]. M.: Canon, 1995. 352 p.

2. Zdravomyslov A. G. CHelovek i ego rabota [Man and his work]. M.: Aspect Press. 2003. 485 p.

3. Lukman T. O sociologicheskom videnii nravstvennosti i nravstvennoj kommu-nikacii [on the sociological vision of morality and moral communication]. M.: Intellect, 1998. 255 p.

4. Osipova L.B., Goreva O.M. Formirovanie grazhdanskih cennostej u molodezhi [Formation of civic values among young people] // Vestnik Orlovskogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya [Bulletin of the Oryol state University. Series: New Humanities research]. 2014. N 5 (40), p. 80-84 (in Russian).

5. Parsons T. The coordinate system of action and the General theory of action systems: culture, personality, and place of social system. Amerikanskaya socio-logicheskaya mysl' [American sociological thought]. M., 1994, p. 448-464.

6. Sorokin P.A. CHelovek, civilizaciya, obshchestvo [Man, civilization, society: monograph]. M..: Politizdat, 1992. 543 p.

7. Tugarinov V.P. On the values of life and culture. M., 1978. pp. 211.

8. Toshchenko Zh.T. Social Forecasting. M.: Thought, 2003. 486 p.

9. Tolmacheva S.V., Osipova L.B. Dynamics of formation of value orientations of youth in Tyumen. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Surgut state pedagogical University. 2014. N 2 (29), p. 174-179 (in Russian).

10. Enveri L.A., Osipova L.B. Life strategies of youth: experience of sociological research. Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast]. 2016. N 4 (46), p. 108-129 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.