Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖЬ И ОБРАЗОВАНИЕ: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ'

МОЛОДЕЖЬ И ОБРАЗОВАНИЕ: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL FORMATION / РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ / RELIGIOUS UPBRINGING / САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / SELF-ASSERTION OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асадуллин Раиль Мирваевич

В статье рассматриваются ценность образования для современной молодежи, особенности содержания современного образовательного процесса и роль социальных институтов в самоутверждении молодого поколения. Показано значение религиозного воспитания в системе подготовки специалистов и опыт Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH AND EDUCATION: POINTS OF CONTIQUITY

The article examines the value of education for modern youth, the features of the content of the modern educational process and the role of social institutions in the self-assertion of the younger generation. The importance of religious education in the system of training specialists and experience of the Bashkir State Pedagogical University is shown to them. M. Akmullah in this field.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖЬ И ОБРАЗОВАНИЕ: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ»

РУБРИКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА fy

Р.М. Асадуллин

МОЛОДЕЖЬ И ОБРАЗОВАНИЕ: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

Ключевые слова: молодежь, образование, профессиональное становление, религиозное воспитание, самоутверждение личности.

Аннотация: В статье рассматриваются ценность образования для современной молодежи, особенности содержания современного образовательного процесса и роль социальных институтов в самоутверждении молодого поколения. Показано значение религиозного воспитания в системе подготовки специалистов и опыт Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы в данной области.

Молодежь - это судьбоносная сила любого общества и его важнейший стратегический ресурс, играющий существенную роль в развитии экономики, культуры, политики и других сфер общественных отношений. Функциональная роль современной молодежи состоит в непрерывном возобновлении жизни социальной системы, поскольку в процессе своего становления молодое поколение активно вбирает в себя ценности и нормы, отвечает на социальное стимулирование и нередко задает новые векторы развития общества.

Молодежи свойственно стремление к интеграции и консолидации сил, желание учиться, узнавать что-то новое и интересное, вбирать в себя культуру других народов и делиться собственным опытом. Однако, к сожалению, ей иногда не хватает опыта, мудрости и способностей к рефлексивному поведению.

Результаты социологического исследования, проведенного в мае 2017 года в Башкирском государственном педагогическом университете имени М. Акмуллы, показывают, что молодые люди студенческого возраста свое будущее преимущественно связывают с жизнью в достатке (68 %), благополучием в семейной жизни (78 %), хорошими условиями жизни (60 %) и получением образования в престижном вузе (54 %). При этом в ответах респондентов желание «жить в достатке» заметно преобладает над «возможностями самостоятельно зарабатывать деньги»: только 27 % молодых людей связывают свое счастливое будущее с любимой работой. И практически все опрошенные боятся, что не смогут реализовать себя в современном обществе. Все это, на наш взгляд, указывает на необходимость содействовать самоопределению молодых людей, уважая их жизненные позиции, но не опекать.

В Республике Башкортостан и в России в целом ведется целенаправленная работа в данной сфере, при этом главная роль отводится самой молодежи. Мы, наставники, должны заботиться о том, чтобы энергия и интеллект молодого поколения были направлены в первую очередь на решение социально значимых задач. Не случайно Республика Башкортостан является крупнейшей площадкой и центром проведения международных научных, спортивных и творческих студенческих мероприятий - Международный форум «Золото тюрков» (апрель, 2016 г.), Республиканский праздник «Новруз» с участием иностранных студентов (23 марта 2016 г.), Фестиваль «Студенческая весна стран БРИКС и ШОС», День российского студенчества (25 января 2016 г.), Межвузовская познавательная игра «Коэффициент интеллекта»; Клубный турнир АССК России - 2016 (20-24 февраля 2016 г.) - и других значимых событий, позволяющих создавать платформы для совместной продуктивной деятельности Правительства, министерств, ведомств и образовательных организаций республики в целях воспитания гармонично развитого, здорового, активного, неравнодушного молодого поколения.

Очевидно, что из всех социальных институтов фундаментальную основу для формирования ценностных ориентаций молодежи задает система образования, поскольку именно

ПеППГОГИЧССНИЙ ЖУРНПЛ СЛШМОРТОСТПНП N 5(72). <017 э১э§е

образование является одним из главных приоритетов молодежи. Молодое поколение в большинстве своем стремится к образованию, старается получить его, несмотря на возникающие сложности. Но при этом молодежь видит в образовании иные тренды развития, в отличие от старшего поколения. Те молодые люди, которые сегодня находятся на студенческих скамьях, обучаются не только будущей профессии. Одновременно они проходят тренинг командной работы, овладевают проектным и критическим мышлением, и не воспринимают менторство и натаскивание на знания, ведь со временем они планируют стать руководителями производств. Поэтому именно представители молодого поколения являются наиболее активными участниками большинства крупных научных, социальных, культурных и спортивных проектов: на таких площадках происходит интенсивное социально-психологическое сближение и объединение будущих лидеров региона и России.

Следует признать, что активное участие студентов в подобных проектах существенно сглаживает излишнее увлечение молодежи мероприятиями развлекательного характера и деструктивное воздействие Интернета. Не секрет, что в последние годы появились новые реальные возможности самоутверждения личности, которые не требуют высокого уровня образования. Для некоторых молодых людей такой путь кажется весьма привлекательным, хотя, как правило, он не ведет к настоящему успеху и, более того, негативно сказывается на раскрытии творческого потенциала личности. С каждым годом усиливается ощущение тревожности у россиян. Симптомом обесценивания знаний является понижение профессионального уровня работающего населения, а также падение общей культуры, вследствие чего проявляются такие негативные тенденции, как склонность к криминогенному поведению (в том числе экстремистскому), возрастание конфликтности и агрессии, а также усиление конформизма и социальной апатии. Поэтому накаляющаяся борьба за умы молодежи требует более согласованной, наступательной активности государственных органов и общественных организаций, в том числе работников системы образования, науки, культуры, и семьи.

И еще одна тема, которая не может оставаться вне поля нашего внимания, - религиозное воспитание молодежи. Исследования, проведенные в нашем регионе и в других субъектах РФ, показывают, что в последнее время все больше молодых людей интересуются религией, посещают религиозные мероприятия, используют соответствующую атрибутику. Причем данный интерес к религии, в отличие от идеологии старшего поколения, обусловлен, прежде всего, желанием заполнить имеющийся духовный и идеологический вакуум, принять готовую ценностно-нормативную систему, идеалы и установки. Это желание первоначально удовлетворяется, что приводит к формированию модных стереотипов, которые привлекают в религию все больше молодых людей. При этом неосознанное, неотреф-лексированное следование готовым шаблонам может привести либо к суррогатной духовности, полной эрзацев нравственных «подвигов» и «свершений», либо к разочарованию в религиозных установлениях и, как следствие, к радикализации и фундаментализму. По нашему мнению, необходимо донести до молодого поколения глубокий смысл духовно-нравственного посыла традиционных религий, показать, что за формой скрывается тысячелетний опыт духовного поиска и выстраданное и высоко ценимое содержание.

С этой целью Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы совместно с Аппаратом Правительства Республики Башкортостан и представителями религиозной сферы в работе с молодежью сделали акцент на просвещение, образование, а также работу с неформальными лидерами. Именно с этих позиций, чувствуя свою высокую гражданскую ответственность, коллектив БГПУ имени М. Акмуллы определил два важнейших направления деятельности, которые включены в общую концепцию развития вуза в числе основных видов деятельности университета, наряду с главной уставной обязанностью вуза - подготовкой компетентных специалистов в сфере образования.

Первое направление включает в себя усиление мировоззренческой работы, нравственно-патриотическое воспитание студенческой молодежи и деятельность по формированию гражданской позиции всего населения региона. Мы добиваемся того, чтобы молодежь ясно понимала суть происходящих событий, огромную опасность, бесчеловечность экстремизма и терроризма, историческую правоту своей Родины. Педагогический университет становится координационным и методическим центром патриотического воспитания, объединяет усилия военно-патриотических и исторических клубов, общественных организаций ветеранов, самых различных молодежных объединений. При этом студенчество активно приобщается к процессу идейного, духовного воспитания молодежи, ее успешной, осознанной социализации как граждан своей Родины. Освоено немало эффективных форм работы, но многое в этом направлении еще предстоит сделать.

Второе направление предполагает повышение научного, теоретического и методического уровня священнослужителей ислама. Акцент работы вуза в сотрудничестве с исламскими образовательными учреждениями, священнослужителями всех уровней необходимо направить на подрыв идеологических основ экстремизма и терроризма под исламскими лозунгами. Работа в этом направлении должна быть принципиально открытой, честной и жесткой. Нам необходимо готовить новое поколение духовных наставников, превосходящих по своей убежденности и методической вооруженности идеологических оппонентов за рубежом и внутри страны.

В вузе создан Научно-исследовательский институт духовной безопасности и развития религиозного образования, который привлекает историков, этнологов, философов, социологов и других специалистов. Используя большой потенциал педагогического вуза, факультеты и кафедры оказывают значительную помощь в повышении методологического, теоретического и общекультурного уровня подготовки будущих служителей исламских образовательных учреждений и будущих учителей. Башгоспедуниверситет активно развивает собственные информационные ресурсы, обеспечивает функционирование информационно-образовательного портала, активно развивает образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам с применением дистанционных образовательных технологий.

Работа в области воспитания современной молодежи (особенно в направлении борьбы с различными формами экстремизма), безусловно, станет более эффективной, если будет опираться на позитивный опыт других стран. В этих целях образовательным организациям России необходимо в тесном сотрудничестве с зарубежными коллегами развивать деятельность по просвещению молодого поколения в области исламского образования и информационной безопасности и для этого создавать на базе образовательных организаций высшего образования площадки для диалога представителей молодежных культур. Еще одним направлением такого сотрудничества видится проведение совместных молодежных мероприятий различной направленности с целью гармонизации межнациональных отношений, духовного и патриотического воспитания студенческой молодежи. Вузам Республики Башкортостан, России и других стран следует развивать совместные программы подготовки и переподготовки специалистов в сфере государственной молодежной политики. В рамках развития межкультурного диалога необходимо создавать проекты, направленные на вовлечение молодежи в процессы гармонизации межнациональных отношений и межэтнической дружбы, социальную адаптацию студентов-иностранцев, презентацию культурных традиций народов, а также на развитие международных студенческих центров и клубов и т. д. Вузовское сообщество всегда готово к осуществлению международных академических обменов студентами с ведущими зарубежными вузами, что, безусловно, окажется полезным как для Башкортостана, так и для страны.

Сегодня уже никого не нужно убеждать в том, что работа в сфере молодежной политики всегда была и будет направлена на эффективную самореализацию молодого поколения

пеппГОГИЧССНИЙ ЖУРНПЛ СЛШНОРТОСТПНП N 5(72). 2017 э১э§е

и повышение уровня его потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене. Эта работа не из легких, но поставленную задачу можно реализовать при условии, что нашим главным партнером станет сама молодежь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.