Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛОВ СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - УСЛОВИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ'

ИНТЕГРАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛОВ СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - УСЛОВИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECULAR EDUCATION / РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / RELIGIOUS EDUCATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ / COUNTERACTION TO EXTREMISM AND TERRORISM / ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PSYCHEDELIC TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асадуллин Раиль Мирваевич

В статье рассматривается проблема противодействия экстремизму и терроризму и развития толерантных межконфессиональных отношений в многонациональном регионе РФ. Показаны роль светского и религиозного образования в решении данной проблемы, механизмы интеграции потенциалов двух образовательных систем для достижения сверхэффекта в вопросах воспитания современной молодежи. Приведены результаты социологического исследования, доказывающие необходимость развития системы религиозного образования в соответствии с требованиями времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION TO POTENTIALS OF SECULAR AND RELIGIOUS EDUCATION - THE CONDITION OF COUNTERACTION TO EXTREMISM

The article considers the problem of extremism and terrorism and the development of tolerant inter-confessional relations in multi-ethnic region of Russia. The role of the secular and religious education in addressing the problem, the potential mechanisms of integration of the two educational systems in order to achieve the super-effekt in matters of education of today's youth. The results of sociological research, proving the need for the development of religious education in accordance with the requirements of the time.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛОВ СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - УСЛОВИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ»

РУБРИКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Р.М. Асадуллин

ИНТЕГРАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛОВ СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -УСЛОВИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ

Ключевые слова: светское образование, религиозное образование, интеграция, противодействие экстремизму и терроризму, психоделические технологии.

Аннотация: В статье рассматривается проблема противодействия экстремизму и терроризму и развития толерантных межконфессиональных отношений в многонациональном регионе РФ. Показаны роль светского и религиозного образования в решении данной проблемы, механизмы интеграции потенциалов двух образовательных систем для достижения сверхэффекта в вопросах воспитания современной молодежи. Приведены результаты социологического исследования, доказывающие необходимость развития системы религиозного образования в соответствии с требованиями времени.

doi: 10.21510/1817-3292-2016-5-7-12

Усилившаяся борьба за умы молодежи требует более согласованной наступательной активности государственных органов и общественных организаций, в том числе работников системы образования, науки, культуры, и семьи. Вместе с тем формирование патриота и человека, способного противостоять чуждой для нашей страны идеологии, зачастую происходит стихийно и бессистемно, что неизбежно снижает эффективность прилагаемых усилий. В таких условиях противодействие экстремизму становится одним из приоритетных направлений деятельности вузов Республики Башкортостан. Данная проблема стала предметом обсуждения на заседании Совета ректоров вузов РБ, в ходе которого был обозначен общий вектор взаимодействия светского и религиозного образования в целях определения идеологии противостояния экстремизму и терроризму, ключевая сила которой - квалифицированные, высокообразованные и патриотичные священнослужители, компетентные педагоги и ответственные родители. Все они обеспечивают формирование духовной нравственности подрастающего поколения, развитие здоровых внутри и межконфессиональных общественных отношений.

В рамках реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации в регионе создан Межведомственный научно-исследовательский центр развития мусульманского образования, который объединяет историков, этнологов, философов, социологов и других специалистов. Учитывая поставленные задачи, методологической базой деятельности центра стал Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы - вуз, обладающий солидным научно-методическим потенциалом и имеющий 50-летний опыт подготовки педагогических кадров. Потенциал педагогического вуза используется в повышении методологического, теоретического и общекультурного уровня подготовки будущих служителей исламских образовательных учреждений, будущих учителей и родителей. При этом тесное многолетнее сотрудничество с Российским исламским университетом и другими религиозными образовательными организациями позволило не только повысить уровень религиозного образования, но и обогатить содержание светских образовательных программ (особенно программ педагогических направлений), развивая в них идеи толерантности, уважения национальных и культурных традиций народов РФ, доверия и человеколюбия.

На сегодняшний день в вузах республики сложилась четкая система организации про-филактико-просветительских и культурно-информационных мероприятий по предупреждению и противодействию идеологии терроризма и экстремизма. Традиционными формами такой работы являются форумы, семинары, круглые столы, научно-практические конференции, участие в которых принимают студенты, их родители, сотрудники образовательных

пепп готический журнал спшногтостпнп ы 5(66). 2016 ёЖааай

организаций, а также представители структур власти, правоохранительных органов, религиозных структур (Русской православной церкви, Центрального духовного управления мусульман России и Духовного управления мусульман Республики Башкортостан), ученые и депутаты. Наиболее значимыми мероприятиями стали межвузовский круглый стол «Современная молодежь: под прицелом террористической пропаганды», методический семинар «Терроризм как угроза стабильности в мире. Актуальность борьбы с терроризмом», ежегодная научно-практическая конференция «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века», межрегиональная научно-практическая конференция по профилактике экстремизма «Общественная безопасность: новые идеи и вызовы». Данная работа показывает высокую заинтересованность проблемами образования и воспитания подрастающего поколения, формирования его готовности противостоять псевдорелигиозным течениям. Вместе с тем практика выявила и ряд проблем содержательного, методического и технологического характера, снижающих эффективность современного религиозного образования.

Первая группа проблем связана с интенсивными информационными потоками, в русле которых полностью оградить молодежь от влияния идеологии экстремистов практически невозможно. Мы не можем контролировать все источники информации. Очевидно, что в этих условиях требуются качественно иные механизмы решения, а именно - приложить все усилия для формирования субъектной позиции школьников и студентов, их способности критически осмысливать получаемую информацию и принимать объективные и взвешенные решения. Необходимо усилить мировоззренческое и нравственно-патриотическое воспитание молодежи, а также формирование гражданской позиции всего населения региона. Современная молодежь должна ясно понимать суть происходящих событий, огромную опасность и бесчеловечность экстремизма и терроризма; уважать историческую культуру своей Родины, вырабатывая иммунитет против враждебной идеологии.

Для решения поставленной задачи необходимо проектирование качественно иного образовательного процесса как светского, так и религиозного образования - обновление его содержания, использование современных личностно и субъектно ориентированных технологий, внедрение новых форм и методов обучения, позволяющих каждому обучающемуся чувствовать персональную ответственность за результаты своей деятельности. В этих условиях необходимо осуществлять подготовку и педагогов, и священнослужителей, формируя и развивая их как субъектов будущей профессиональной деятельности и, таким образом, наделяя их способностью самостоятельно противостоять в борьбе идеологий, выстраивать концепции и проектировать системы идеологической работы внутри страны и за рубежом.

Вторая группа проблем связана с необходимостью повышения теоретического уровня подготовки священнослужителей ислама. В свете событий, происходящих в Сирии, становится очевидным, что с организационными, финансовыми, информационными и даже военными аспектами терроризма и экстремизма под исламскими лозунгами можно эффективно бороться, в то время как идеологическая подоплека остается скрытой для мирового сообщества, борющегося с экстремизмом и терроризмом под исламскими лозунгами, доступной лишь для лиц, посвященных в особенности такой идеологии. Профилактика (равно как и практика) противостояния экстремизму и терроризму под исламскими лозунгами еще не обладает основательной идеологической исламской подготовкой. Исламские концепции служат предметом спекуляций у сепаратистов, радикалов, фундаменталистов, а также экстремистов и террористов. Поэтому акцент работы вуза в сотрудничестве с исламскими образовательными учреждениями, священнослужителями всех уровней необходимо направить на подрыв идеологических основ экстремизма и терроризма под исламскими лозунгами. Работа в этом направлении должна быть принципиально открытой, честной и жесткой. Современные религиозные образовательные организации призваны готовить новое поко-

ление духовных наставников, которые с точки зрения убежденности и методической вооруженности будут превосходить идеологических оппонентов за рубежом и в России.

На сегодняшний день эффективность деятельности преподавателей в сфере религиозного исламского образования и священнослужителей в значительной степени зависит от их компетентности не только в вопросах религии, но и в педагогике и в психологии, умения аргументированно убеждать и оппонировать. Для этого необходима система подготовки и повышения квалификации работников религиозного образования, обеспеченная специализированными кабинетами, площадками для опытно-экспериментальной работы, методиками, технологиями и тренажерами, позволяющими оттачивать навыки педагогического воздействия и идеологической пропаганды.

Третья группа проблем связана с разработкой и внедрением эффективных форм и методов непосредственной работы с молодежью, соответствующих ее актуальным интересам и потребностям. Сегодня это направление деятельности нуждается в существенном обновлении как содержания, так и технологий. Практика показывает, что современная молодежь не обделена вниманием со стороны религиозных организаций, стремящихся создавать максимальные условия для ее духовного развития. Однако зачастую эта работа ведется однобоко, и поэтому ее позитивное влияние с лихвой перекрывается Интернетом, с его информационной широтой и разносторонностью.

Немалую роль играет и возраст духовных наставников. Так, в Республике Башкортостан в 7,5 тысячах мечетей 85 % священнослужителей имеют возраст более шестидесяти лет. Всем им, в силу возрастной ментальности, трудно подстроиться под психологию и интересы современной молодежи. В то же время большинство молодых выпускников Российского исламского университета по социально-экономическим причинам не остаются работать в мечетях. Безусловно, главное решение этой проблемы - поддержка религиозного образования со стороны общества и государства. Поэтому одним из направлений развития системы подготовки кадров для религиозных организация должна стать разработка и внедрение совместных образовательных программ светско-религиозной направленности. В этом случае выпускники светских вузов получат дополнительную квалификацию в области религиозного образования, а выпускники религиозных программ - дополнительную светскую специальность. Такой подход значительно расширит профессиональную компетентность молодых педагогов и повысит и конкурентоспособность на рынке труда.

Еще одна группа проблем связана с отсутствием квалифицированной психологической службы в образовательных организациях как светской, так и религиозной направленности. Нельзя игнорировать тот факт, что западные оппоненты России (в том числе запрещенная в РФ организация ИГИЛ) для достижения своих целей используют эффективные, ультрасовременные методы воздействия на молодежь - психоделические технологии, которые отключают критическое мышление и, непосредственно воздействуя на подсознание, управляют поведением человека. При этом психологи и социологи напрямую связывают высокий уровень суицида среди молодежи с одновременным использованием психоактивных веществ, внушением и психотерапией. Практика показывает, что у 40 % студентов первого курса вузов РБ обнаруживаются признаки психотропного влияния. Остается неясным, является ли вспышка суицидов случайным совпадением или же результатом сознательной целенаправленной работы сторонников экстремизма. В любом случае для эффективного противодействия данным тенденциям необходима мощная региональная психотерапевтическая служба с высококвалифицированными кадрами и качественно новым подходом к деятельности. Сегодня психиатры, наркологи и терапевты работают в режиме ожидания своих пациентов, которые обращаются, как правило, уже в практически безнадежной ситуации. Поэтому в данном случае наиболее эффективной будет активная пропедевтическая работа, позволяющая пресекать попытки негативного психологического воздействия на молодежь, а не устранять их последствия.

пепп готический журнал спшногтостпнп ы 5(66). 2016 аёЖам

Последняя (пятая) группа проблем связана с использованием информационных потоков в процессах противодействия экстремизму и терроризму. Очевидно, что любая информация, поступающая по радио, телевидению, из других СМИ и через Интернет, обладает огромной силой внушения. Это понимают и на это рассчитывают экстремисты и террористы. Там, где заранее известно, что вслед за взрывом бомбы не последует информационного взрыва, мотивация в совершении бесчеловечных поступков резко падает. Эту силу воздействия СМИ можно и нужно использовать и в идеологической работе против будущих экстремистов и террористов.

БГПУ имени М. Акмуллы нашел эффективную форму, создав специальный информационный сайт, где, наряду с общей информацией, была создана возможность быстрого ответа на возникающие у жителей региона и страны животрепещущие вопросы, связанные с терроризмом. На данном сайте в пилотном режиме запускались социальные ролики, которые без прямого воздействия на сознание людей, помогали им определиться в спорных ситуациях. Сайт пользовался большим интересом у населения: количество пользователей было столь значительным, что модераторы не всегда успевали реагировать на их действия. К сожалению, организационный и финансовый потенциалы вуза не позволили содержать такое средство массовой информации. Однако осталась разработанная программа, наработанные методики, которые можно эффективно использовать на других ресурсах.

Результатом такой всеобъемлющей работы должно стать наличие четкой гражданской позиции неприятия насилия, экстремистских и террористических методов достижения политических, экономических и иных целей, и в общественном мнении это будет восприниматься объективно, вне зависимости от политических, художественно-эстетических и нравственных предпочтений и принципов. Устойчивые антитеррористические убеждения должны стать фактором, консолидирующим различные слои и группы многонационального и многоконфессионального населения республики, в первую очередь молодежь.

Для решения таких задач координирующую роль в этом направлении берет на себя региональный педагогический вуз - Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы - методический центр патриотического воспитания, объединяющий усилия военно-патриотических и исторических клубов, общественных организаций ветеранов и различных молодежных объединений. Это позволяет активно вовлекать студенчество в процесс идейного, духовного воспитания подрастающего поколения, содействовать его успешной и осознанной социализации, формированию ответственной гражданской позиции. В этой связи педагогическим коллективом вуза освоено немало эффективных форм работы. В то же время многое в данном направлении еще предстоит сделать.

БГПУ имени М. Акмуллы не первый год является участником федеральной программы обеспечения подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Учитывая международные тенденции и специфику региона при разработке таких образовательных программ, нельзя было ограничиваться формальным выполнением поручений, предусмотренных государственным заданием. Необходимо было выстраивать работу на основе анализа актуальной ситуации межнациональных отношений, оценки потребности региона в кадрах данной квалификации и требований к качеству религиозного образования. С этой целью с июня по октябрь 2016 года проводилось широкомасштабное социологическое исследование «Конфессиональные отношения и религиозное образование в Республике Башкортостан», которое включало социологический опрос, метод фокус-групп, экспертные интервью. В исследовании приняли участие тысяча человек, представлявших различные возрастные, социальные, национальные категории. Результаты опросов свидетельствуют, что в целом в республике складывается спокойная доброжелательная обстановка (что, однако, не дает повода для самоуспокоения). Большая часть респондентов (78,7 %) оценивают межнациональные отношения в Башкортостане в целом как доброжелательные (что для многонациональной республики, где взаимоотношения между представителями

разных этносов выстраивались в течение многих столетий, является нормой). При этом исследователи отмечают, что многонациональный состав населения республики оказывает позитивное влияние на межконфессиональные отношения, которые 80 % опрошенных характеризуют как «спокойные» и «скорее спокойные».

В религиозном аспекте были выявлены определенные отличия в оценке межконфессиональных отношений. Так, например, «спокойными» и «скорее спокойными» отношения между представителями различных конфессий считают 89,3 % мусульман и 76,3 % православных христиан. При этом среди православных отмечено больше респондентов, считающих, что межконфессиональные отношения в республике носят напряженный характер, по сравнению с представителями мусульманской религии - 10,7 % против 8,1 %. Результаты показывают, что мусульмане более оптимистичны в оценках межнациональных отношений: 43,8 % мусульман считают, что отношения в республике доброжелательные. Среди христиан доля «позитивистов» несколько меньше - 28,1 %.

Анализ результатов исследования позволяет говорить об устойчивом характере доброжелательных отношений в республике. По мнению 35,6 % опрошенных, предпосылки для распространения экстремизма отсутствуют; порядка 32,9 % респондентов отмечают их наличие, но считают эти события маловероятными. И хотя только 8,3 % участников опроса полагают, что проблема экстремизма в республике стоит достаточно остро, этот показатель заставляет задуматься и направить усилия на поиск новых форм работы с населением и, следовательно, на разработку нового содержания подготовки священнослужителей. Отметим, что среди респондентов, обеспокоенных наличием угрозы экстремизма в республике, 40 % мусульман, 16 % православных и 28 % человек, не считающих себя верующими. При этом критических расхождений в оценках предпосылок распространения экстремизма в республике на конфессиональном срезе не выявлено.

Значительный блок в социологическом исследовании был посвящен проблемам религиозного образования. Его результаты показывает, что практически третья часть всех опрошенных (а именно 28,1 %) считают, что в религиозном образовании нет необходимости. Другая треть (29,7 %) допускают возможность получения такого образования в специальных духовных образовательных организациях. Для четверти опрошенных (24,2 %) религиозное образование тождественно самообразованию. С тем, чтобы религиозные образовательные программы реализовывались светскими образовательными организациями, согласились всего 5,9 % респондентов. Такие показатели свидетельствуют о том, что в обществе сохраняется доминирующее представление о светском характере образования в целом. Сложившиеся стереотипы, безусловно, тормозят процессы развития религиозного образования, и выходом из ситуации может стать интеграция потенциалов светских и религиозных организаций.

Первые шаги в этом направлении сделаны совместными усилиями Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы и Российского исламского университета ЦДУМ России, которыми разработан и реализуется ряд мероприятий в рамках проекта развития мусульманского образования. Основной целью данной работы является системная реализация инновационных проектов по развитию молодежных инициатив и противодействию экстремистскому влиянию. В составе мероприятий организуются выездные лекторские группы в городах и районах республики, разрабатываются и реализуются программы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих для работы в сфере патриотического воспитания молодежи, противодействия идеологии терроризма и экстремизма на региональном уровне, проводится работа со средствами массовой информации. Более семидесяти председателей и секретарей муниципальных комиссий по государственно-конфессиональным отношениям в 2016 году прошли обучение по дополнительной профессиональной программе «Специалист по вопросам государственно-конфессиональных отношений» в объеме 72 часов. Педагогами и руководителями религи-

пепп готический журнал спшногтостпнп ы 5(66). 2016 ёЖааай

озных (исламских) образовательных организаций востребованы программы «Педагогика в системе исламского образования» и «Менеджер мусульманской религиозной организации». Вопросы профилактики распространения идей терроризма и религиозно-политического экстремизма, межнациональной и межконфессиональной розни отражены в рабочих программах дисциплин и учебно-методических комплексах.

Экстремизм в условиях глобализации и информатизации социума изменяет формы своего проявления, все чаще принимая виртуальный характер - зарождаясь и развиваясь в глобальной компьютерной сети, трансформируется в явления объективной реальности посредством социально-групповой самоорганизации молодежи. Поэтому образовательным организациям необходимо активно развивать собственные информационные ресурсы, обеспечивать эффективное функционирование информационно-образовательных порталов, расширять использование дистанционных образовательных технологий в реализации основных и дополнительных образовательных программ.

Еще одним важным направлением работы по дерадикализации молодежи и нейтрализации экстремистских настроений является организация и проведение мероприятий, направленных на преодоление отчуждения и формирование позитивных стереотипов друг о друге у представителей различных национальностей и конфессий, взаимного уважительного отношения к культуре, традициям и ценностям народов Башкортостана и России. Известная истина - чтобы уберечь молодежь от плохого, нужно заинтересовать ее хорошим, - конкретизирует цели современного образования: понимать приоритет образования, вкладывать в умы нашей молодежи здоровые установки, увлекать и направлять, формировать ценности гуманизма, созидания, уважения к личности, к Родине и к народу. Наличие четкой гражданской позиции неприятия насилия, экстремистских и террористических методов достижения политических, экономических и иных целей должно восприниматься обществом вне зависимости от политических, художественно-эстетических и нравственных предпочтений и принципов. Устойчивые антитеррористические убеждения должны стать консолидирующим фактором, объединяющим различные слои и группы многонационального и многоконфессионального населения республики, и в первую очередь - подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.