Научная статья на тему 'Религиозная толерантность как онтологическая проблема'

Религиозная толерантность как онтологическая проблема Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1068
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОНТОЛОГИЯ / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / RELIGIOUS TOLERANCE / INTOLERANCE / ONTOLOGY / TERRORISM / EXTREMISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Нартдинова Сания Сабирьяновна

В статье речь идет о проблемах современного состояния духовно-нравственного потенциала человечества, особенно молодежи, о зависимости бытия в мире от многочисленных изменчивых факторов. Автор приходит к выводу, что религиозная толерантность является актуальной проблемой формирования гуманизма и толерантности во всем мире и, особенно, в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious tolerance as ontological essence of being

The question of problems of the current state of spiritual and moral potential of mankind, especially youth, of dependence of being in the world upon numerous factors, which are variable, is in the article. The author comes to the conclusion that religious tolerance is an topical problem of formation of humanity and tolerance around the world and for modern Russia owing to its multinational structure and multi-confessionality.

Текст научной работы на тему «Религиозная толерантность как онтологическая проблема»

цепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения:

30.12.2012).

16. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://text.document.kremlin.ru/SESSION/PILOT/ main.htm (дата обращения: 30.12.2012).

17. Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 (ред. от 29.07.2011) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения:

30.12.2012).

УДК 130.2

Нартдинова Сания Сабирьяновна

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы,

республика Башкортостан, г. Уфа snartdinova@mail.ru

РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье речь идет о проблемах современного состояния духовно-нравственного потенциала человечества, особенно молодежи, о зависимости бытия в мире от многочисленных изменчивых факторов. Автор приходит к выводу, что религиозная толерантность является актуальной проблемой формирования гуманизма и толерантности во всем мире и, особенно, в современной России.

Ключевые слова: религиозная толерантность, интолерантность, онтология, терроризм, экстремизм.

Проблемы толерантности, затрагивающие интересы науки и религии, имеют глу-. бокие исторические корни. Огромный вклад в формирование толерантности внесли известные философы. Категориальное наполнение понятия толерантность может включать: духовное и социальное сплочение людей (Сократ); принцип в отношениях (Платон); равноценное существование (Аристотель); доброту, сравнительное себялюбие, парадигму «свой - чужой» (Кант); самобытность, собственную сущность и сущность других людей, самопознание, осознание равноценности всех (русские философы - Н.С. Трубецкой, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев); великодушие, терпимость, но не терпеливость (В.Соловьев); противоречие «универсальные ценности - самобытные культуры», тенденцию глобализации и сохранения национальной самобытности (современные философы мультикультуралисты). Философское и религиозное обоснование толерантности изучали Л.М. Дробижева, В.М. Золотухин, Г.У. Солдатова, П.М. Козырева, В.А. Лекторский, А.В. Перцев, Б.М. Хомяков, С. Хантингтон, И. Валлерстайн, А. Гжегорчик, К. Поппер, А. Токвиль, М. Уолцер, А. Этциони и др. Этими исследователями были определены три основные подхода к урегулированию конфликтов: предупреждение, улаживание, разрешение.

В разных языках толерантность определяется по-разному. Во французском языке толерантность означает отношение, допускающее, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. В русском языке она трактуется как способность терпеть, мириться с существованием кого-либо или чего-либо. В любом случае системообразующим элементом этого понятия является «терпимость к другому и любому виду его “иноопыта”».

В буддизме для человека дороже всего он сам; а при этом сознание всего живого едино, и отдельных «Я» просто не существует. Если мир становится единым «Я» некой духовной субстанции -будь то Брахман, Будда или джива, то движение к «просветлению» будет начинаться с понимания того, что нет чужой боли, чужого страданья, чужой истины. В китайской философии конфуцианства толерантность проявляет себя в понятии «жэнь» -«гуманность». Справедливость, искренность и верность предстают различными ипостасями этой этической категории. Интересно, что само начертание иероглифа «жэнь» состоит из человека и графического знака, означающего цифру «два», то есть речь идет об отношении человека к человеку.

В христианстве безразличие к истине прямо осуждается в Писании. Даже если человек выступает в качестве личного врага христианина, последний должен проявлять любовь к нему. Любовь предполагает готовность к общению. Состояние, которое удерживает верующего от агрессивности в отношении инакомыслящего и не позволяет ему потерять дистанцию между истиной и заблуждением, есть состояние диалога. Христианство стремится избежать насаждения уверенности в собственной исключительности, в частности, декларируя свой вселенский характер. Эта установка означает то, что в перспективе всемирной проповеди Евангелия всякий человек предстаёт как «ближний». Позитивное религиозное мировоззрение основано на утверждении, что Бог одинаково любит всех людей, независимо от образа их мыслей и дел. Конечно, Бог не остается равнодушным к тому, что кто-то творит зло. Но при этом Он не карает грешника, а просто рано или поздно приводит совершившего зло к ясному осознанию того,

© Нартдинова С.С., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013

43

что же он натворил, к переживанию им всей меры той боли, которую он причинил другим, а через это - к подлинному раскаянию, очищению и возрождению. Таким образом, как говорит евангелист Марк: «Всякий огнем осолится [5, с. 122]».

Тем самым осуществляется превосхождение ветхозаветного понятия об избранности лишь одного народа, на который только и распространяются моральные заповеди. В христианстве «объектом» заповедей становится каждый человек, через веру (а не по «крови») получающий власть быть чадом Божиим.

В мусульманской философии в значении «толерантности» использовалось слово «тасамух», означающее «снисходительность», «готовность закрывать глаза на недостатки других». Более того, бытие выступает актом любви и милосердия Бога к своим творениям - 113 из 114 сур Священного Корана начинаются со слов «С именем Бога Милостивого, Милосердного». С точки зрения исламских философов, «.. .самые обворожительные мотивы, которыми переплетена вся Вселенная, так искусно созданная Творцом, принадлежат этому высочайшему чувству, имя которому любовь» [15, с. 37].

Нетерпимое отношение людей друг к другу на почве религиозного предпочтения и национальной принадлежности сегодня характерно для многих стран мира. Актуальной становится проблема формирования гуманизма и толерантности во всем мире и в современной России в силу её многонационального состава и многоконфессиональности, а также в связи с особенностями переживаемого периода истории - распада СССР, локальными войнами, усилением сепаратистских настроений, ростом национального экстремизма и т.д. Во многом этим объясняются те усилия, которые предпринимаются в настоящее время различными общественными и государственными институтами России для формирования в обществе высокой толерантности.

Культура, существовавшая до начала либеральных реформ, оказалась не готовой ответить на новые вызовы времени (коммерциализация отношений, утрата прежних идеалов и ценностей, глобализация и т.д.). Данные социологических исследований в Москве выявили такие факторы, которые оказали влияние на обострение конфликта поколений. Вызывает особую тревогу тот факт, что у 66% опрошенных чрезвычайно низкий уровень терпимости по отношению к людям других национальностей. В России, особенно на современном этапе ее развития, имеется острая необходимость формирования толерантного сознания.

Человек, обладающий толерантным сознанием, устойчив психически и эмоционально, у него низкий уровень тревожности, развитое чувство эмпатии, этнические предрассудки отсутствуют, он отличается широтой мышления, исходит из того, что все люди равны, у него активная жизненная пози-

ция, он дисциплинирован и ответствен. Развитие толерантности связано с воспитанием чувств, способности к сопереживанию, сочувствию. Конечно, оно происходит с помощью формирования поведенческих моделей толерантного сознания. И одним из путей их формирования является духовное совершенствование личности, так что наибольшее развитие толерантности можно видеть в религиозной сфере. Религия является системой божественных принципов, которые призывают людей творить добро по собственному волеизъявлению. Среди религиозных принципов всегда можно найти такие основы, которые гарантируют человеку как духовное, так и материальное развитие, следовательно, создают предпосылки как для земного счастья, так и для счастья в Вечной жизни.

Ислам ввел в качестве религиозной доктрины понимание того, что этническое, религиозное и интеллектуальное разнообразие есть путь к прогрессу и культурному обогащению. Толерантность и проявление уважения к религиозным убеждениям, которые наблюдаются сегодня в фактах соседства друг с другом мечети, церкви и синагоги, берут начало из самой сути Ислама и того взаимопонимания, которое проявил Пророк Мухаммад. Ислам вывел формулу идеальной толерантности: не просто терпеть того, кто отличается от тебя, но любить его, помогать и сострадать ему как человеку - шедевру божественного искусства, - принимать его существование как неизбежное олицетворение воли Всевышнего, пожелавшего того, чтобы этот человек отличался от тебя. Выдающийся исламский мыслитель наших дней Фетхуллах Гюлен так выразил это исламское понимание толерантности: «Окрылись верой и возлюби человека, пусть не останется ни одной опечаленной души, которая не привлекла бы твое соучастие, и которой ты бы не протянул руку помощи!» [14, с. 49].

В России проживает около 20 млн. людей, исповедующих ислам. Исламское население характеризуется тенденцией быстрого демографического роста. Огромная протяженность сухопутных границ ставит вопрос выработки внутренней политики, позволяющей российским мусульманам ощущать себя гражданами своей страны. Сухопутные границы с исламским миром дают прямое соприкосновение с воинствующим исламским экстремизмом, делая Россию первым эшелоном классического конфликта «север - юг». Исламские экстремисты трансформировали идеи и лозунги панисламизма и реформаторов, провозгласив своей целью создание единого государственного образования, объединяющего всех мусульман, выдвигая идею надклассового и наднационального «мусульманского единства», всемирной общности правоверных. Они стремятся к распространению своей деятельности на все регионы, где, по их мнению, попираются права приверженцев ислама.

Современный исламский фундаментализм базируется на идее «исламского возрождения». При этом «возрожденчество» представляет собой процесс усиления роли ислама во всех сферах жизни общества (политической, экономической, в сфере бытовых отношений и т.д.), стремление к созданию идеальной мусульманской уммы.

«Исламский радикализм» - это идеологическая доктрина, основанная на утопических идеях с предположением введения их в общество по принципу «цель оправдывает средства». Закрепление тотального регулирования общественных отношений и религиозного конфликта между «истинной верой» и «неверными» с абсолютным социальным контролем может вызывать только негативную реакцию общества и искажение истинных ценностей ислама [15, с. 23].

В Послании Всемирного саммита религиозных лидеров, прошедшего в Москве 3-5 июля 2006 г. и собравшего глав и посланцев христианских, мусульманских, иудейских, буддистских, индуистских и синтоистских общин из 49 стран мира, говорилось: «Мы осуждаем терроризм и экстремизм в любой форме, а также попытки их религиозного оправдания. Использование религии как средства разжигания ненависти или как предлога для преступлений против личности, морали, человечества - это один из главных вызовов современности».

Прошедшая в июле 2008 года в Москве международная конференция «Ислам победит терроризм», на которую собрались мусульманские лидеры мира, также внесла свой вклад в борьбу с риторикой политического экстремизма. Среди наиболее важных положений совместной резолюции зафиксировано, что покушение на жизнь и достоинство человека считается тяжким грехом, и убийцы невиновных людей не могут считаться шахидами.

Сегодня ислам, которому всегда были присущи умеренность, терпимость и способность к позитивному взаимодействию с другими культурами, экстремисты пытаются радикализировать, противопоставить всему остальному миру, разрушая тем самым не только межконфессиональный мир, но и внутреннее единство исламского мира. Таким образом, радикализм предусматривает и применяет в своих действиях методы, в корне противоречащие предписанным мусульманам [3, с. 55].

Толерантность, базирующаяся на позитивном религиозном мировоззрении, способна сохранить Россию от многих потенциальных конфликтов, причем не только религиозных. Основанное на абсолютной и безусловной любви Бога ко всякому из нас, позитивное религиозное мировоззрение делает человека, обладающего им, толерантным и в сфере культуры, и в сфере межнациональных отношений. Свобода слова для представителей различных исповеданий, толерантность и позитивное религи-

озное мировоззрение - вот те «три кита», которые могут решать современные проблемы взаимоотношения всех верующих и неверующих. Для того чтобы сохранить определенную стабильность, необходим диалог на основе религиозной толерантности, который предусматривает мирное сосуществование народов при обязательном признании их культурного разнообразия и особенностей. Е.Ю. Клепцова убеждена, что союз религий может способствовать делу мира, но в межрелигиозном диалоге должны участвовать представители самых разных конфессий [7, с. 92]. Религиозная сфера -одна из тех составляющих жизни общества, для которых толерантность необходима в первую очередь. Авторы пособия «Толерантность и культура межнационального общения» указывают, что индикаторами толерантности в области религии выступают: степень лояльности к лицам иного вероисповедания, отношение к экстремизму и глобализации, атеизму и безрелигиозности, трактовка роли и места религии в жизни общества и человека, государства.

Современная Россия - многонациональная и по-ликонфессиональная страна (более 180 национальностей, более 70 религиозных направлений). Естественно, что представители всех народов и верований постоянно взаимодействуют между собой. Поэтому формирование и воспитание религиозной толерантности - один из факторов, влияющих на безопасность страны, ее целостность.

Лишь эволюционно можно достигнуть идеалов, провозглашенных всеми духовными силами человечества в том числе исламом, т.к. толерантность является достаточно тонкой материей и важнейшей категорией, которой нужно придерживаться, поскольку она определяет моральное, общественное и демократическое развитие общества.

Онтологическая сущность толерантности заключается в том, что в многополярном и взаимосвязанном мире это свойство и качество личности становится важнейшим для сохранения мира и процветания. Поэтому воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, нациями. При этом важную роль приобретает проблема толерантности в системе современного образования, реализующегося как в светских, так и религиозных учебных заведениях.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013

45

Библиографический список

1. Асадуллин А.Р., Хазиев В.С., Шарипов Р.А. Истинность социума. - БГПУ им. М. Акмуллы, 2003.

2. Гареев А.Р., Хазиева Е.В. Бытие человека. -Уфа: БГПУ, 2002 .

3. Гайнутдин Р. Ислам победит терроризм. -М.: Новый свет. - 2009. - №3.

4. Дедова Ю. А. Духовная онтология этноса. Бытие человека. - БГПУ им. М. Акмуллы, 2002.

5. Евангелия. - М., 2009.

6. Ислам и терроризм: союзники или противники? // Минарет. - 2009. - №3-4, (21-22).

7. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. - М., 2004. - 167 с.

8. Колычева П.М. Современная онтология - категория взаимодействия / Матералы междун. на-

учной конференции. - СПб., 2005.

9. Лебедев В.Ю., Викторов В.Ю. Религиоведение. - М.: ЮРАЙТ, 2011.

10. М. Фетхуллах Гюлен. Диалог и толерантность. - М.: Новый свет, 2009.

11. Новейший философский словарь. - М., 2009.

12. Садриев М.М. Основные направления воспитания толерантности молодежи. - Уфа, 2011.

13. Священный Коран. - Казань, 2009.

14. Хазиев В.С. Истины бытия и познания. -Уфа: Китап, 2007.

15. Штейнберг В.Э., Калимуллин Р.Х., Мань-ко Н.Н., Галиев Р.Г. Исламский дидактический ша-маиль как детерминант толерантности. - Уфа, 2012.

16. ЯхьяевМ. Об экстремизме, религиозности и духовно-нравственной ситуации в республиках. -Уфа, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.