Научная статья на тему 'Движение Фетхуллаха Гюлена: идеология и механизм вербовки'

Движение Фетхуллаха Гюлена: идеология и механизм вербовки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2811
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Движение Фетхуллаха Гюлена: идеология и механизм вербовки»

Василий Иванов

ДВИЖЕНИЕ ФЕТХУЛЛАХА ГЮЛЕНА: ИДЕОЛОГИЯ И МЕХАНИЗМ ВЕРБОВКИ

С начала 1990-х годов в Россию, воспользовавшись внезапно появившейся здесь религиозной свободой, хлынули тысячи представителей различных нетрадиционных для страны течений ислама откровенно экстремистского характера. К таковым относится и турецкая секта "Нурджулар" («Люди Света»), адептов которой принято называть нурсистами по имени основателя организации - турецкого проповедника Саида Нурси (18771960). Секта и поныне действует на территории страны, несмотря на то, что ее деятельность в России была запрещена Верховным судом РФ ещё в 2008 году. Верховный Суд пришёл к выводу, что деятельность структурных подразделений

«Нурджулар» на территории Российской Федерации угрожают межнациональной и межконфессиональной стабильности в обществе, территориальной целостности государства.

Ещё раньше 21 мая 2007 года Коптевский районный суд г. Москвы принял решение о признании изданных в русском переводе сочинений Саида Нурси экстремистской литературой. Решение суда касается четырнадцати книг турецкого религиозного деятеля. 18 сентября того же года это решение подтвердила коллегия Московского городского суда. В этом же году в заявлении для СМИ представители прокуратуры Татарстана отметили,

что распространение идеологии данной секты помимо разрушения душевного здоровья граждан представляет угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

В заявлении для СМИ (2007) представитель прокуратуры Республики Татарстан сообщил о том, что в деятельности секты «Нурд-жулар» прослеживаются определённые параллели с деятельностью таких тоталитарных сект, как «Свидетели Иеговы», «Богородичный центр», «Аум Синрикё».

Международное общество «Нурджулар» было создано в Турции в начале XX века, вскоре после Первой мировой войны. Основатель общества — мулла, курд по национальности, Саид Нурси, проповедовавший установление шариатского правления. После развала Османской империи и прихода к власти Кемаля Ататюрка деятельность религиозных орденов была запрещена. Действия Нурси по пропаганде радикал-исламистской идеологии и по созданию законспирированных ячеек организации вошли в противоречие с новым законодательством, поэтому на протяжении всей жизни он преследовался властями светской Турции: более 23 лет провёл в тюрьмах и ссылках, умер в 1960 году.

Сегодня наиболее мощным в организационном и финансовом плане ответвлением "Нурджулар"

является секта «Фетхуллахчилар». Ее лидер - турецкий проповедник Фетхуллах Гюлен, который в официальной биографии на одном из принадлежащих секте интернет-сайтов обозначен как «мусульманский ученый, мыслитель, писатель, поэт»154. Приверженцы учения организации известны как «гюлени-сты». Сам лидер секты (если судить по англоязычным интернет-сайтам гюленистов) свою организацию в настоящее время предпочитает называть «Движение Гюлена» (англ. Gulen Movement)155. В 2012 году решением российского суда целый ряд книг Фетхуллаха Гюлена был включен в Федеральный список экстремистской литературы.

В Турции возглавляемую Гюленом организацию сторонники секулярного государства обозначают как «джамаат», а именно: «Джамаат Гюлена», либо «Джамаат Имама» («Имам» - так называют Гюлена турецкие секуляристы, поскольку в своё время лидер общины был имамом мечети в г. Измир). Слово «джамаат» (тур. cemaat) в данном случае применяется в значении «религиозное сообщество», «орден». В Турции данную организацию также называют «Фетхуллахчилар» (т.е. «сторонники Фетхуллаха», буквальный перевод -«фетхуллаховцы»).

В 1971 году Гюлен был осужден на три года тюрьмы турецкими властями за деятельность воз-

154 Официальная биография Фетхуллаха Гюлена на интернет-сайте "Института Гюлена". URL: http://www.guleninstitute. org/about-gulen/biography

155 An analysis of the Gulen Movement (подборка

публикаций на интернет-сайте секты Гюлена). URL: http://fgulen.com/ru/about-fethullah-gulen/an-analysis-of-the-gulen-movement.html

главляемой им секты. Целью организации было создание в Турции государства, основывающегося на шариате, что вовсе не пришлось по нраву официальной Анкаре. Выйдя из тюрьмы, он вновь занялся пропагандой своего учения. Постепенно градус проповедей повысился до призыва к созданию шариатского государства в Турции. В 1997 году турецкие военные, отстранив от власти происламское правительство Нежметдина Эрбакана, развернули судебное преследование исламистов, и через короткое время Гюлен предпочел уехать в США «на лечение». Он осел в Пенсильвании, где при прямой поддержке американских спецслужб начала действовать штаб-квартира его движения.

На просторах Интернета мы можем найти множество публикаций учёных-востоковедов о возглавляемой Гюленом секте, но мало какой из них вы найдёте упоминания о том, что данная организация имеет все признаки деструктивного культа. В частности, для секты Гюлена характерен феномен, который специалистами, изучающими деструктивные культы, обозначается как «эзотерический разрыв»156. Заключается он в следующем. При вербовке в движение Гюлена (как и при вербовке в другие тоталитарные секты) человеку никогда не сообщается об истинном содержании учения секты и не со-

156 Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Глава 3. Тоталитарные секты: общие понятия. Часть 2. Гуруизм, организация, метод, «эзотерический разрыв». URL:

http ://lib. eparhia-

saratov.ru/books/05d/dvorkin/sects/21.html

общается о том, что внутри секты личная свобода адепта будет ограничена.

В этом одно из главных отличий новых религиозных движений деструктивного характера от традиционных религий. Для сравнения можно привести следующий пример. При поступлении в христианский (православный или католический) или буддийский монастырь человек заранее знает о том, что его личная свобода будет ограничена, и добровольно, осознанно идёт на этот шаг (поступление в монастырь). Кроме того, поступающие в монастырь уже, как правило, знакомы с учением той конфессии, которой принадлежит монастырь.

На территории России и Украины очень часто вербовка в секту Гюлена начинается с того, что проповедники проводят бесплатную лекцию о «турецкой культуре», о «диалоге между религиями» или «диалоге между цивилизациями». При этом обращаясь к людям гю-ленисты, как правило, говорят, что являются не религиозной, а «просветительской», или «молодежной студенческой» организацией, либо «общественной организацией, выступающий за диалог между религиями и цивилизациями». Попав на такую лекцию, человек вначале действительно ничего не слышит о религии как таковой (ему ничего не рассказывают ни о вероучении ислама, ни о вероучении организации Гюлена). Он лишь слышит бесконечный поток общих фраз о необходимости достижения толерантности в поликонфессиональном обществе и о необходимости борь-

бы за нравственность, за «традиционные ценности» и «за мир во всём мире».

На третьей-четвёртой лекции проповедник как бы случайно проговаривается, что в дело «достижения толерантности» и «диалога между цивилизациями» огромный вклад внесли «боровшийся за мир во всём мире» Саид Нурси и его последователь Фетхуллах Гюлен. На одной из последующих лекций слушатель узнаёт, что у него есть возможность узнать ещё больше о таких выдающихся людях, как Са-ид Нурси и Фетхуллах Гюлен, причём, попав на бесплатную «просветительскую» поездку в Турцию. Но для этого вначале нужно посетить проходящее в форме чаепития собрание сторонников «диалога между цивилизациями», которое будет проходить в частной квартире либо в загородном доме.

Приглашающие человека на такое собрание гюленисты, как правило, говорят о том, что являются идеалистами и собираются вместе просто для того, чтобы поговорить о разных хороших вещах: о том, как лучше устроить наш несовершенный мир, как помочь всем нуждающимся и живущим за чертой бедности, как укрепить нравственность в обществе, как пропагандировать среди молодёжи ценности семьи и т.д. В подобной методике «завлечения» на собрания наблюдается определённое сходство с аналогичной практикой тоталитарной секты мунитов. Затащив человека на закрытое собрание, гюле-нисты стараются всё делать так, чтобы человеку понравилось, и он

захотел посетить и последующие собрания, и всё делают для того, чтобы удержать человека в организации.

Постепенно человек понимает, что попал в религиозную организацию. Но его убеждают в том, что учение Фетхуллаха Гюлена вполне соответствует традиционному исламу. Как вариант - человеку говорят о том, что учение организации идентично джадидизму - общественно-политическому и интеллектуальному движению среди мусульманских народов Российской империи конца XIX - начала XX века, причём сообщается, что «джадидизм -это прогрессивная ветвь традиционного ислама». При этом, разумеется, ничего не сообщается об антигосударственной и порой антироссийской деятельности приверженцев джадидизма в император-1

ской России . Однако со временем в словах «наставника», задающего тон на закрытых собраниях гюленистов, начинают проскальзывать туманные фразы о том, что Саид Нурси для всего человечества является деятелем не менее значимым, чем основатель исламской религии Мухаммед. Сообщается о том, что «в аятах Корана и в трудах выдающихся мусульманских богословов мы видим пророчества о приходе Саида Нурси».

157 Силантьев Р.А. Новые джадиды // ИА «Интерфакс-Религия», 22 сентября 2011 года. URL: http://www.interfax-

religion.ru/new/?act=analysis&div=166 ; Сенютки-на О.Н. Тюркизм как историческое явление (на материалах истории Российской империи 19051916 гг.). - Нижний Новгород, 2009. URL: http://www.idmedina.ru/books/regions/?1632

«Наставники» в секте, опираясь на слова Саида Нурси, утверждают, будто бы в Коране есть скрытые указания на книгу самого Нурси «Рисале-и Нур», таким образом, авторитет священной для мусульман книги используется для возвеличивания сочинений основателя секты. Дело в том, что аяты Корана Саид Нурси толковал не только как пророчества о себе самом, но и как пророчества о своей книге «Рисале-и Нур». Подобные утверждения основателя секты противоречат традиционному исламу. Коран (первоисточник ислама) в секте Гюлена замещается текстами собрания сочинений Саида Нурси «Рисале-и Нур». Восприятие и понимание Корана в секте Гюле-на определяется содержанием «Ри-сале-и Нур», к которому относятся как к священному тексту, а также сочинениями самого Фетхуллаха Гюлена.

Через некоторое время адепту сообщается о том, что Фетхуллах Гюлен является достойным продолжателем дела как Саида Нурси, так и основателя ислама Мухаммеда. Более того, Гюлен фактически (по мнению гюленистов) по своим достоинствам и своей роли для человечества «равен таким людям, как пророк Мухаммед, пророк Моисей (Муса), Иисус (Иса)». Если человек говорит о том, что подобное отношение к религиозным лидерам и уподобление их пророкам нехарактерно для ислама, то ему говорят о том, что «непросвещённые люди» часто относятся враждебно ко всему, что им кажется нетрадиционным, ведь «обычные лю-

ди» привыкли к старым ценностям и зачастую бездумно держатся за них. Но если взглянуть «просвещённым», «незамутнённым» взором, то окажется (по мнению гюле-нистов), что как раз-то этого традиционному исламу народов России и не хватало - «прогрессивных» взглядов Саида Нурси и Фет-хуллаха Гюлена, как и «правильных» взглядов на роль этих деятелей для счастья всех людей, живущих на Земле. Не лучше ли от отказаться от «старых предрассудков» и воспринять «новое, свежее, разумное, прогрессивное»? Человеку сообщается о том, что Гюлен - «прогрессивный реформатор», который реформировал «некоторые устаревшие вещи в исламе», для того чтобы «изменить весь мир к лучшему».

Это и есть «эзотерический разрыв»: человека приглашали в одну организацию - «просветительскую», не имеющую отношения к религии, но он оказался совсем в другой организации - религиозной, причём члены этой организации исповедуют «реформированную» религию, кардинально отличающуюся от традиционного ислама.

Со временем неофиты в секте Гюлена начинают подвергаться антигосударственной пропаганде, их учат что такие «кяферские» государства (т.е. государства «неверных») как Россия, Украина и Белоруссия не имеют никаких прав на существование. «Наставники» учат о необходимости создания всемирного халифата - государства, в котором жизнь будет строиться по

шариату, причём утверждается, что основой халифата будут «страны Великого Турана» - Турция, объединившаяся с другими тюркскими государствами. «Наставниками» секты перед адептами превозносится идея вооруженного джихада.

При этом гюленисты считают, что в состав Великого Турана должны войти Татарстан, Башкортостан и другие тюркские регионы постсоветского пространства. В качестве «исконной земли тюрко-татар», которая должная войти в состав Великого Турана, рассматривается и «Восточный Татарстан» - так они называют нефтеносную Тюменскую область (вместе с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами). По мнению гюленистов, «Восточный Татарстан» - это «захваченная русскими оккупантами земля сибирских татар». В качестве «тюркских стран», которые должны войти в состав Великого Турана, рассматриваются также Крым, Гагаузия и Дагестан, и даже Белоруссия с Литвой, причём последние рассматриваются в качестве «земли польско-литовских татар». Как считают члены организации Гюлена, в составе халифата население всех этих регионов обязательно «обратится к истине и примет ислам». Под «исламом» в данном случае имеется в виду учение секты Гюлена, т.е. созданная на основе ислама нетрадиционная религия, в которой в качестве «пророков» рассматриваются Саид Нурси и Фетхуллах Гюлен. Разумеется, со временем, согласно их планам, в состав всемирного ха-

лифата с центром в Турции войдут все страны мира.

На территории России для некоторых «ячеек» секты Гюлена была характерна следующая практика. На одном из собраний неофиту говорили о том, что нужно скрывать от друзей и близких ту информацию, которую он получает на собраниях, и сам факт посещения собраний необходимо скрывать. Сообщалось о том, что подобная мера необходима - «так как нас преследует ФСБ, которая является врагом ислама и врагом мусульман». В одной из «ячеек» секты в г. Избербаш на территории Дагестана один из неофитов попытался спорить с этим утверждением, сказав о том, что в управлении ФСБ Республики Дагестан работают мусульмане и врагом ислама эту государственную организацию считать нельзя. Тогда ему сказали, что в ФСБ работают «неправильные мусульмане», «предатели», которых уже и «мусульманами считать нельзя». «Наставники» в некоторых «ячейках» секты в России разъясняли, что если человек не будет скрывать от родных и друзей факт посещения собраний, то ФСБ рано или поздно обо всём узнает и арестует ни в чём неповинных людей, приверженцев «прогрессивных идей». Человеку сообщалась ложная информация о том, что ФСБ не только арестовывает «ни в чём неповинных мусульман», но и «в застенках» после ареста подвергает их физическому уничтожению (ликвидации). Неофиту сообщали о том, что теперь и его самого ФСБ будет расценивать как «мусульма-

нина, которого нужно арестовать и уничтожить». И поэтому нужно молчать и никому из родных и друзей не сообщать ни о членстве в организации, ни о том, какие задачи перед тобой ставит «наставник».

То есть людей удерживали в организации посредством страха, прибегая к прямому запугиванию. Однако на первых собраниях людей ни о чём таком не предупреждали. Это также является одним из примеров «эзотерического разрыва» - на этапе вовлечения в секту прибегают к откровенной лжи, когда потенциальному адепту говорится и обещается одно, а когда он стал членом организации - он уже видит совсем другое.

Со временем адепт секты Гюлена сталкивается с тем, что «наставник» и повинующиеся последнему «братья» стремятся контролировать его личную жизнь и профессиональную карьеру. Например, требуют развестись с женой, которая хочет, чтобы муж перестал посещать собрания организации. Запрещают жениться на девушке, которая не хочет становиться приверженцем идеологии секты. Запрещают менять место работы, требуя, чтобы адепт сохранил нынешнее место работы (к примеру, в государственной организации или образовательном учреждении), если считают, что на этой должности человек принесёт пользу секте. Либо наоборот, требуют сменить место работы, если считают, что это в интересах организации. Но с этой практикой человек сталкивается уже потом, когда достаточно серьёзно «увяз» в организации. Это од-

на из иллюстраций того, что у спе-циалистов-сектоведов принято обозначать как «эзотерический разрыв».

Адепты секты Гюлена, подобно приверженцам многих других деструктивных культов, стремятся разорвать тяготящие их социальные связи. Приверженцы идеологии секты Гюлена разводятся со своими супругами - в случае если они отказываются становиться приверженцами идеологии организации. Известный мусульманский богослов Валиулла Якупов отмечал тот факт, что в движении Гюлена личная свобода адептов строго ог-

158

раничивается , в чём наблюдается сходство с практикой других деструктивных культов.

Известно, что с начала 1990-х годов на протяжении нескольких лет в органы прокуратуры Татарстана неоднократно поступали жалобы от граждан, обеспокоенных тем, как себя ведут их родственники после вовлечения в деятельность данной секты.

«Известен случай, когда муж одной из членов этой организации умер потому, что жена сознательно вовремя не вызвала "скорую", — в 2007 году в заявлении для СМИ сообщил представитель прокуратуры Татарстана. - Потом она не пошла на его похороны»159. По мнению сотрудника республиканской прокуратуры, здесь «просматривается четкая аналогия с такими тоталитарными сектами, как «Свидетели

158 Якупов В.М. К пророческому исламу. - Казань: «Иман», 2006. - С.393

159 Амелина Я.А. Нурси против России // ИА «Рос-

балт», 17 апреля 2007 года. URL:

http://www.rosbalt.ru/main/2007/04/17/293543.html

Иеговы» или «Богородичный центр», поскольку «новые адепты вливаются в структуру, привлеченные дружеским участием, взаимопониманием, помощью, оказываемой им в разрешении различных жизненных проблем, а в итоге отказываются от брачных и иных отношений с родственниками, не оценившими идеи нурсистов, и начинают испытывать ненависть ко всем остальным».

По мнению представителя прокуратуры Татарстана, в деятельности «Нурджулар» прослеживаются определённые параллели с деятельностью печально известной японской секты «Аум Синрикё»160. Разрыву социальных связей способствует то, что идеология секты неоправданно возвеличивается, служение секте предстает в виде цели жизни, в чем прослеживается сходство с психологическими особенностями адептов "Аум Синри-ке". В заявлении для СМИ (2007) представители прокуратуры Татарстана высказали уверенность в том, что культовые для гюленистов произведения Нурси оказывают деструктивное воздействие на личность. Привлечённые прокураторой Татарстана эксперты назвали содержание книг Нурси "культом Смерти", которая неоправданно возвеличивается, предстает в виде цели жизни, в чем прослеживается сходство с психологической подготовкой адептов печально известной секты "Аум Синрике". Как тогда указали эксперты, произведения Нурси могут использоваться в качестве пособия для подготовки

160 Там же.

террористов-смертников, а тот, кто сделал их частью своей системы взглядов, будет испытывать религиозную враждебность ко всем, кто придерживается иных ценностей. Как указывалось выше, в секте Гю-лена превозносится идея вооруженного джихада.

Показательно, что на русскоязычном интернет-сайте Гюлена ru.fgulen.com имеется страница под названием «Джихад»161. В данном разделе сайта собраны те фрагменты из первого тома книги Гюлена «Сомнения, порожденные веком», которые касаются темы джихада: 1) глава под названием «Позвольте задать Вам вопрос о свободе совести и джихаде» и 2) глава под названием «Фатх». В этих публикациях Гюлен превозносит вооружённый джихад. Он не скрывает, что под этим словом имеет в виду не только «борьбу на духовном уровне», но и войну за распространение ислама и установление мусульманской власти. В главе «Фатх» турецкий проповедник превозносит убийство «во имя Аллаха», которое, по его мнению, является «благочестивым поступком». Объективности ради надо сказать, что на этом же интернет-сайте находится статья Гюлена «О джихаде», в которой турецкий проповедник демонстрирует уже чуть ли не пацифистское понимание термина «джихад»162. Но даже в этой статье лидер секты не ис-

161 Страница "Джихад" на интернет-сайте секты Гюлена. URL: http://ru.fgulen.com/content/category/290/296/15/

162 Гюлен Фетхуллах. О джихаде. Интернет-публикация (10.06.2006) URL: http://ru.fgulen. com/content/view/1927/20/

ключает и вооружённую форму джихада.

Во втором томе книги «Сомнения порожденные веком» Гю-лен критикует тех мусульман, которые понимают джихад только как духовное упражнение по внутреннему совершенствованию: «Те люди, которые считают, что есть только духовный джихад, которые не участвуют в борьбе, направленной вовне, в лучшем случае пытаются превратить ислам в нечто вроде йоги»163.

В книге Фетхуллаха Гюлена «Сомнения, порожденные веком» (том 1) можно увидеть высказывания на тему свержения законной власти в государстве и установления господства мусульманской религии над всем миром. В своей книге лидер секты пишет о том, что мусульманская религия, по его мнению, это «источник силы, способной воздействовать на государства и мировое господство, победить все существующие на земле доктрины». По мнению лидера турецко-американской секты, один из коранических аятов указывает мусульманам на высокие цели завоевания мирового господства: «И аят Корана указывает им на эти высокие цели, несет им благую весть о том, что они станут владыками ми-ра»164. Следует указать, что в организации Гюлена под «истинным исламом», «мусульманской религи-

163 Гюлен Фетхуллах. Сомнения, порожденные веком. Том 2. URL: http://nagon.net/books.php?q=F-Gyulen2

164 Гюлен Фетхуллах. Сомнения, порожденные

веком. Том 1.Глава "Не создан ли Коран самим Пророком Мухаммадом? Если нет, то как это до-

казать?". URL: http://ru.fgulen.com/content/view/1903/15/

ей» понимается именно идеология данной секты, а в качестве «истинных мусульман» рассматриваются приверженцы данного учения.

Как считает «мусульманский учёный», уничтожение иноверцев вполне допустимо и даже необходимо: «Уничтожение тех, кто мешал освещению мира сиянием истины, ответ тем, кто посягал на ислам, наказание тех, кто хотел погасить его свет, стали необходимыми во имя мира и спокойствия»165.

Гюлен считает возможным и оправданным ведение войн по религиозным причинам, причем не только ради защиты религии, но и «во имя утверждения высочайшего имени Аллаха». В той же книге «Сомнения, порожденные веком» (том 1) он пишет: «Если же война была неизбежной, то велась она исключительно во имя утверждения высочайшего имени Аллаха во всех уголках земли, и этому принципу никогда не изменяли»166.

В этой связи вызывают удивление (мягко говоря) попытки некоторых представителей научной общественности позиционировать Гюлена в качестве пацифиста и даже сторонника идеи о «непротивлении злу насилием». Гюленистами через Интернет распространяется текст интервью с известным российским учёным, в котором их лидер сравнивается с индийским философом Махатмой Ганди, и утверждается что «между Гюленом и

165 Гюлен Фетхуллах. Сомнения, порожденные веком. Том 1. Глава "Позвольте задать Вам вопрос о свободе совести и джихаде". URL: http://ru.fgulen. com/content/view/1912/15/

166 Там же

Ганди существует схожесть в отрицании любого насилия»167.

В апологетических публикациях, посвященных лидеру радикал-исламистской секты, также можно встретить утверждение о том, что якобы Гюлен отличается толерантным отношением чуть ли не ко всем существующим на Земле религиям. Между тем, в книге Гю-лена «Критерии или огни в пути» содержится утверждение о неполноценности тех народов (культур), которые не исповедуют ислам: «Воистину не поддается пониманию то безбожно враждебное упрямство, с каким другие культуры отвергают Коран, хотя сами пребывают в более чем жалком и унылом состоянии, а сердца, лишенные его света, не знают покоя, и муки их беспредельны»168.

В сочинениях Гюлена мы видим не просто полемику с другим мировоззрением, в них пропагандируется крайне негативное отношение к людям по признаку их мировоззрения, неприятие любого инакомыслия. Известный татарский теолог Валиулла Якупов писал о том, что, организацией Гюлена «публично провозглашаются либеральные лозунги», однако за кулисами движения внутренние порядки далеки от либерализма. По мнению мусульманского теолога, чем дальше от центра движения нахо-

167 Публикация на интернет-сайте секты Гюлена (к публикации прилагается видеоролик). Интервью с Леонидом Сюкияйненым о Фетхуллахе Гю-лене (16.09.2008). URL: http://ru.fgulen.com/content/view/2260/19/

168 Гюлен Фетхуллах. Критерии или огни в пути. Интернет-публикация. Глава "Священный Коран". URL: http://ru.fgulen.com/content/view/2005/?/

дятся его последователи, «тем больше к ним проявляется терпимости», причём «наивысшую степень снисхождения заслуживают неофиты». «Такая маскировка позволяет поддерживать имидж, приемлемый для западного потребителя»169, - отмечал Якупов.

Как считает голландский исламовед Э.Я. Цюрхер, директор Амстердамского Международного института социальной истории, для возглавляемого Гюленом движения характерна так называемая «такия» - концепция, согласно которой приемлемо скрывать свои истинные взгляды и убеждения. По мнению голландского исламоведа, данная концепция «характерна для взаимоотношений движения с Запа-дом»170.

Мнение татарского богослова и голландского исламоведа подтверждает следующий факт. Несмотря на то, что Фетхуллах Гюлен не гнушается высказываниями о неполноценности тех культур, которые не исповедуют ислам, превозносит идею вооружённого джихада, в своих публичных выступлениях лидер нового религиозного движения лицемерно высказывается за межрелигиозную толерантность, «диалог между религиями». По мнению сотрудника американского Института средств массовой информации Ближнего Востока (англ. The Middle East Media Research Institute), известного тур-колога Р. Шарон-Креспин, лидер

турецкой секты «часто позиционирует себя как сторонник терпимости и диалога, но работает в направлении с точностью до наобо-

171

рот» .

Приверженцы «Нурджулар» в России заявляют о том, что Гюлен «очень толерантно относится к другим религиям и выступает за диалог между религиями», «Гюлен не учит ни построению халифата, ни свержению существующего в России государственного строя», «труды Гюлена не учат вооружённому джихаду». Эти откровенно лживые заявления вполне укладываются в концепцию «такии». Подобные лживые заявления, к сожалению, часто можно услышать и от тех представителей научного сообщества, которые выступают в медиа-пространстве в качестве адвокатов секты Гюлена.

Факты, которые будут приведены ниже, подтверждают, что адептам секты даётся установка действовать в рамках концепции «такии» - скрывать истинное учение и истинные намерения организации.

В частности, в сентябре 2010 года сотрудниками правоохранительных органов у адептов «Нурд-жулар» в Подмосковье были изъяты боеприпасы (гранаты, электродетонаторы и детонирующие шнуры). Двум арестованным адептам радикал-исламистской секты было предъявлено обвинение по ст. 222 УК РФ (незаконное хранение боеприпасов) и ст. 282 УК РФ (возбу-

Якупов В.М. К пророческому исламу. - Казань: «Иман», 2006. - С.393

170 Zürcher Erik-Jan. Kamermeerderheid Eist Onder-zoek Naar Turkse Beweging (July 4, 2008). URL: http://www.novatv.nl/page/detail/uitzendingen/6173

Sharon-Krespin R. Fethullah Gulen's Grand Ambition. Turkey's Islamist Danger (2009). URL: http://www.meforum.org/2045/fethullah-gulens-grand-ambition

ждение ненависти либо вражды). После предъявления обвинения задержанным первый вице-спикер Совета Федерации, член Национального антитеррористического комитета (НАК) Александр Тор-шин заявил, что удалось арестовать одного из главарей организации "Нурджулар", который вербовал террористов-смертников в Московской области. При задержании главаря при нем была обнаружена специальная литература и блокноты, где были записаны методики гипноза и программирования людей. Как заявил Торшин, «есть все основания говорить, что именно он работал напрямую со смертниками, которых вовлекают по-разному». Выяснилось, что наблюдение за деятельностью арестованного спецслужбы вели с начала 2010 года, отслеживая все его контакты и передвижения. Во время задержания в одной из съемных квартир были найдены несколько десятков гранат РГД, 7 электродетонаторов и 15 детонирующих шнуров. В тот же период источник в правоохранительных органах рассказал СМИ о том, что в найденных в квартире блокнотах была «расписана четкая технология того, как нужно гипнотизировать и вербовать человека, программировать его на организацию террористического акта и прежде всего на уничтожение себя». Было проведено исследование текстов. Заключение эксперта показало, что их содержание направлено на побуждение у человека же-

172

лания самоуничтожения .

172 В Подмосковье задержали специалиста по применению гипноза при подготовке смертников

Эти факты могут удивить только тех, кто склонен верить осуществляемым в рамках концепции «такии» заявлениям о толерантности, веротерпимости и миролюбивости организации Гюлена. Однако они не могут удивлять тех религиоведов и востоковедов, кто действительно изучил вероучи-тельную практику и деятельность данной организации и знает, что учение разбираемой турецко-американской секты внушает своим адептам крайнюю нетерпимость к людям с иным мировоззрением и в трудах её лидера Фетхуллаха Гю-лена превозносится идея вооружённого джихада.

Тем более не вызывает удивления тот факт, что в Курганской области полицией в медресе, организованном «Нурджулар», был обнаружен конспект с подробным описанием схемы изготовления взрывчатого вещества - аммонала. Данный конспект был обнаружен полицией в августе 2011 года, в результате оперативно-розыскных мероприятий, направленных на расследование деятельности двух жительниц г. Челябинска, которые руководили ячейками объединения "Нурджулар" и организовали в селе Азналино Курганской области медресе. В данном учебном заведении секты обучались девочки в возрасте 11-17 лет. Именно одной из этих учениц и принадлежал злополуч-

173

ный конспект .

// Newsru.com, 18 октября 2010 года. URL: http://www.newsru.com/russia/18oct2010/habib.html 173 В Челябинске задержаны две женщины - лидеры религиозно-экстремистских ячеек // ИА «Интерфакс-Религия», 9 августа 2011 года. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=41789

В свете вышеприведенных фактов не вызывает удивления и то, что в своё время организация Гю-лена занималась оказанием помощи бандитам и террористам в Чечне.

Турецкий политолог Мехмет Перинчек в своё время высказал следующее мнение об адептах секты Гюлена: «Они только делают вид, что пропагандируют турецкую культуру. Но на деле провоцируют межнациональные конфликты, разжигая, например, чеченский или татарский сепаратизм. Они используют противоречия внутри государств, являющихся барьером для планов США, чтобы ослабить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

174

их» .

174 Цит. по: Мельников А. Турция надеется на Россию в борьбе с собственными сектантами // Независимая газета - Религия, 6 февраля 2008 года. URL: http ://religion. ng.ru/printed/205882

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.