Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ИСЛАМСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ИСЛАМСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / SOCIAL TECHNOLOGIES / EDUCATION QUALITY MANAGEMENT / THE SYSTEM OF THE ISLAMIC EDUCATION / SOCIOCULTURAL FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гогиберидзе Георгий Меджидович

В статье рассматривается значение исламского образования в условиях усиления роли религии в жизни российского общества, активизации пропагандистской деятельности экстремистских группировок в молодежной и подростковой среде, возрастания угрозы религиозной безопасности. Анализируются концептуальные изменения в системе управления качеством образования под влиянием интеграционных процессов, а также глобализационных и политических факторов. На основе результатов социологических исследований, полевых материалов, обобщения накопленного передового педагогического опыта и анализа научной литературы предложены социальные технологии, нацеленные на создание научно-обоснованных рекомендаций и эффективных методов управления качеством исламского образования; преодоление противоречий между диспозициями участников процесса обучения и воспитания; внедрение субъектно-субъектной парадигмы в образовательное пространство исламских учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL TECHNOLOGIES OF THE ISLAMIC EDUCATION QUALITY MANAGEMENT

The article considers the importance of the Islamic education in the context of strengthening the role of religion in the life of Russian society, the intensification of propaganda activities of extremist groups in the youth and adolescent environment, the increasing threat to religious security. Conceptual changes in the system of education quality management under the influence of integration processes, as well as globalization and political factors are analyzed. On the basis of the results of sociological research, experimental materials, generalization of the accumulated advanced pedagogical experience and analysis of scientific literature the article offers social technologies aimed at the creation of science-based recommendations and effective methods of quality management of the Islamic education; overcoming contradictions between the dispositions of participants in the process of education and upbringing; the introduction of subject-subject paradigm in the educational space of Islamic educational institutions.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ИСЛАМСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

педагогический журнпл епшкортоегпнп м з(аг), яо19

сложно реализовать инновации, затрагивающие взаимоотношения между людьми. Возникает сопротивление, появляется стремление свести возможные изменения к минимуму. Мало шансов на успешное использование в практике нововведений, которые существенно затрагивают сложившуюся систему управления наукой и народным образованием. Значительно больше перспектив у тех, кто хочет лишь частично заменить старые методы и подходы, усовершенствовать отдельные стороны учебно-воспитательного процесса.

Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики. Причем инновация в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем. А также разработку новых технологий управления школой, ее развитие в форме экспериментальной площадки в ситуации, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания системного характера; обновления, затрагивающие цели, содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования. В основе развития находятся две группы факторов: 1) объективные факторы - создание условий, стимулирующих развитие инновационной деятельности и обеспечивающих принятие ее результатов; 2) субъективные факторы, связанные с субъектом инновационного процесса, с его готовностью к инновационной деятельности; с субъектами инновационных процессов, в качестве которых выступают ученые-педагоги, учителя и другие работники сферы образования, чья деятельность носит инновационную направленность [2, 23].

Наиболее объемлющими и широко внедряемыми в образование технологиями в настоящий момент являются информационные технологии. И это естественно, так как именно информация в современном обществе пронизывает все сферы деятельности, изменяя его ценности, темпы и уровень жизни, способ взаимодействия и общения.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Информатизация системы образования открывает большие перспективы для казахстанского образования. За последние годы произошло коренное изменение роли и места компьютерной, телекоммуникационной техники и технологий в жизни общества. Полученные знания и навыки в дальнейшем могут во многом определить пути развития общества. Внедрение информатизации можно рассматривать как одно из важнейших средств реформирования всей системы образовании.

В КарГТУ информатизация образования рассматривается как важное направление реализации стратегии университета в рамках Государственной программы развития системы образования в Республике Казахстан [3].

Одним из ключевых факторов обеспечения качества образовательных услуг стало построение единой информационной базы, на основе которой создаются приложения, автоматизирующие процессы управления университетом и организации учебного процесса: «АРМ-Преподавателей», «АИС-Студенческий отдел», «Организация автоматизированной работы офис-регистратора для кредитной системы обучения в вузах. За последние годы важным направлением в деятельности университета стало внедрение в учебный процесс инновационных технологий: кредитной системы обучения, дистанционной технологии. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет

аоапайъ ПРО<Р€ССИОНПЛЬНО€ ОБРПЗО НЯНИ€: ПРОБЛЕМЫ. НПИНП, ПРПКТИМП

целенаправленная и контролируемая самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобное для себя время в удобном темпе, имея при себе комплекс специальных средств обучения и согласованную возможность консультаций с преподавателем по Интернету. Возможность интерактивного общения студентов с преподавателями представляет современная программа для ЭВМ, обеспечивающая учебную деятельность удаленных пользователей при помощи глобальной сети Интернет [4, 29] Внедрение инновационных технологий обучения способствовало активному развитию системы информационного обеспечения учебного процесса - сетевой электронной библиотеки КарГТУ и информационно-образовательного портала. Содержание фондов электронной библиотеки: книги, статьи, авторефераты и диссертации, труды профессорско-преподавательского состава и аспирантов, аудиоматериалы и видеоматериалы, электронные учебники и пособия, методические разработки, лекции ведущих преподавателей университета по дисциплинам учебного плана. Электронная библиотека университета является важной частью информационно-образовательного портала. Содержательно портал представляет собой информационный узел, совокупность тематических сайтов: образовательный портал для обучающихся по кредитной технологии; образовательный портал для обучающихся по дистанционной технологии; электронный каталог научной библиотеки; образовательный портал «Карагандинский государственный технический университет»; портал учебно-методического и научно-производственного комплекса.

Отмеченные достижения в определенной степени демонстрируют результативность использования информационных и коммуникационных технологий, однако наряду с положительными результатами есть и проблемные стороны информационно-образовательного процесса. Так, например, в сфере информационного обучения основополагающим является разработка обучающих программ, но обучающие программы не всегда соответствуют должным требованиям. В разработки программ не всегда учитываются психологические и возрастные особенности учащихся, способность ориентироваться на мыслительные задачи, требующие конструирования ответа, а не просто механического запоминания. Разработка обучающих программ должна быть направлена на развитие мыслительных (умственных) способностей человека, развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии. Такая обучающая программа учит человека видеть, узнавать, думать. К сожалению, образовательные программы недостаточно используются учащимися при СРС, хотя они как часть дидактического обеспечения предназначены именно для этого, а выполнение компьютерной образовательной программы должно являться одним из важных видов самостоятельной работы учащегося.

Еще один недостаток информационного образования - определенный ущерб психологическому здоровью обучающегося, так как длительно проводимое время в Интернете создает иллюзию общения (но не само общение) и ведет к неумению вести диалог с собеседником, спор и дискуссию; а также к неумению точно формулировать и выражать свои мысли.

Изложенное позволяет сделать вывод, что любое нововведение не должно рассматриваться односторонне, а с учетом особенностей конкретных ситуаций, с учетом как положительных, так и отрицательных последствий внедрения новшества.

1. Бодарча, Д.В. Информационные технологии в образовании. - Москва : Наука, 2014. - 286 с.

2. Ушакова, К.В. Инновационные технологии в образовательном процессе. //Современные технологии в образовании: Караганда : КарГУ, 2015. - С. 23-25.

3. Государственная программа развития образования Республики Казахстана 2011-2020 годы / Указ Президента Республики Казахстан от 07.12.2010 г. №1118.

4. Касимова, С.С., Ушакова, К.В., Альжанова, Г.Б. Информационные технологии в образовании Республики Казахстан // Наука и образование новое время. - 2019. - №1. - С.29-31.

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА ''Ш?

Г.М. Гогиберидзе

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ИСЛАМСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: социальные технологии, управление качеством образования, система исламского образования, социокультурные особенности.

Аннотация. В статье рассматривается значение исламского образования в условиях усиления роли религии в жизни российского общества, активизации пропагандистской деятельности экстремистских группировок в молодежной и подростковой среде, возрастания угрозы религиозной безопасности. Анализируются концептуальные изменения в системе управления качеством образования под влиянием интеграционных процессов, а также глобализационных и политических факторов. На основе результатов социологических исследований, полевых материалов, обобщения накопленного передового педагогического опыта и анализа научной литературы предложены социальные технологии, нацеленные на создание научно-обоснованных рекомендаций и эффективных методов управления качеством исламского образования; преодоление противоречий между диспозициями участников процесса обучения и воспитания; внедрение субъектно-субъектной парадигмы в образовательное пространство исламских учебных заведений.

В отечественной и зарубежной научной литературе термин «качество образования» раскрывается довольно широко и в различных аспектах, но комплексного междисциплинарного подхода к определению данного феномена пока не существует. И это не вопрос терминологии: в новых социокультурных реалиях качество образования приобретает новые смыслы и характеристики. Оно становится «многомерным и рассматривается уже не только как достижение определенного образовательного уровня и овладение необходимыми знаниями, но и как соответствие результатов подготовки обучающихся потребностям социально-экономической и духовной сферы конкретного общества в конкретный период времени» [2, с. 198].

Многие современные ученые, практикующие педагоги, общественные и религиозные деятели склоняются к тому, что качество образования - это интегральная характеристика. Она отражает уровень соответствия результатов, достигаемых обучающимися в процессе освоения учебного материала, личностным, семейным, общественным и государственным потребностям. На формирование этих потребностей существенное влияние оказывают как интеграционные процессы, так и современная ситуация культурного перехода, в котором единичное социальное действие может повлечь за собой крупномасштабные и малопредсказуемые последствия. В настоящее время приобретает первостепенное значение простая, но жизненно важная формула: «мыслить глобально - действовать локально», то есть последствия любого действия должны рассчитываться по модели русской матрешки: локальная среда - региональный масштаб -глобальный уровень.

В этих условиях, естественно, пересматриваются цели и задачи образовательной политики; осознается необходимость перехода от передачи знаний, умений и навыков к формированию компетенций, открывающих перед будущими специалистами (бакалаврами, магистрами) возможность осуществлять свою профессиональную деятельность, опираясь на видение целостной картины мира. Очевидно, что при таком подходе теряет эффективность традиционная модель образования, ориентированная на трансляцию готового знания, иллюстративный способ преподавания и пассивное усвоение материала.

Однако некоторые педагоги пока еще не готовы учитывать возрастающую роль глобализационных и политических факторов, влияющих на семантическую трансформацию

понятия «качество образования», и по-прежнему придерживается традиционного тезауруса, в котором система представлений о качестве образования сопряжена лишь с уровнем научно-педагогического, материально-технического и организационно-методического потенциала образовательного учреждения. Как показали исследования, проведенные кафедрой философии и социальных наук Московского городского педагогического университета в 2017-2018 учебном году, такие представления чаще свойственны педагогам, обладающим значительным стажем трудовой деятельности. Так, например, лишь 39,3 % педагогов, проработавших в школе 25 лет и более, относят к факторам, влияющим на качество образования, конкуренцию на рынке труда; 33,9 % - включение России в мировое образовательное пространство. Тогда как 72,3% респондентов этой категории к числу наиболее значимых факторов относят материальное положение преподавателей; а 69,6 % опрашиваемых этой части педагогов - ресурсное обеспечение образовательных учреждений.

Рассматривая современные глобализационные, политические и социокультурные особенности, влияющие на качество, содержание, технологию и методику образовательного процесса, следует учитывать такие реалии сегодняшнего дня, как усиление роли религии в жизни российского общества, активизация пропагандистской деятельности экстремистских группировок в молодежной и подростковой среде, возрастание угрозы религиозной безопасности. В этих условиях федеральный проект по развитию исламского образования становится в один ряд с важнейшими национальными программами, которым сегодня уделяется первостепенное внимание, и от реализации которых во многом зависит будущее России.

Повышение качества исламского религиозного образования, предусмотренное данным проектом, обусловлено не только необходимостью удовлетворения духовных потребностей российских мусульман, но и создания новой модели государственно-конфессиональных отношений, отвечающей современным глобальным и политическим вызовам. Речь идет о тенденциях цивилизационного развития в XXI столетии, которое с полным основанием называют «веком качества». В соответствии с этой принципиальной установкой в настоящее время формируется «философия качества» как основа профессионального управленческого мировоззрения. Особое значение управление качеством исламского религиозного образования приобретает именно потому, что этот социальный институт в настоящее время существенно меняет свои функции и превращается в один из ключевых факторов обеспечения религиозной безопасности на всей территории России.

Религиозно-политический экстремизм, проявляя невероятную гибкость и пластичность, постоянно трансформируется, пытаясь приспособиться к геополитическим и этноконфессиональным особенностям в каждом конкретном регионе. Так, например, зарубежные эмиссары, используя религиозные чувства и одновременно религиозное невежество российских мусульман, активно распространяют экстремистскую идеологию с помощью вырванных из контекста Корана цитат и их произвольной интерпретации. «Использование таких способов аргументации, при которых те или иные идеи подтверждаются через их соотнесение с догматами священного писания, вынуждают людей, слабо разбирающихся в традиционной религиозной культуре, одобрять такие ценности, которые в действительности могут быть враждебными их жизненным интересам» [3, 83]. Прикрываясь благими пожеланиями возрождения традиционных исламских ценностей, облачившись в современные экипировки и обновив свои названия (ДАИШ1,

1 ДАИШ — сокращение название на арабском языке террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации.

педагогический журнпл спшкортостпнп м з(аг), яо19

Джабхат Фатих аш-Шам, Хизб ут-Тахрир аль-Ислами, Ат Такфир валь-Хиджра), идеологи радикальных религиозных течений развернули качественно подготовленную миссионерскую деятельность, прежде всего, в социальных сетях. При этом они используют современные психологические и информационные технологии, а также эффективные методы индивидуальной избирательной пропаганды. Подобно серфингистам, они стремятся оседлать гребень самой высокой волны религиозного ренессанса, чтобы привлечь на свою сторону, прежде всего, подростков и молодежь. И это не случайно, ведь именно подрастающее поколение является главным мобилизационным ресурсом, за который готовы бороться все конфессии. Вот почему от уровня подготовки российского исламского духовенства, от умения работать с религиозной молодежью сегодня во многом зависит жизненный выбор многих юных россиян.

Представления о том, что для противодействия религиозно-политическому экстремизму достаточно запрета, закрепленного на уровне федерального или регионального законодательства, правоприменения «закона Лугового», силовых действий или реализации определенных мероприятий - опасная иллюзия. Очевидно, что решение этой проблемы требует проведения последовательной, научно обоснованной государственной политики, ориентированной на систематическую поддержку и пропаганду объективных и полных знаний об истинных религиозных ценностях ислама. В этой связи крайне острой остается проблема формирования оптимальной модели образования, интегрирующей и адаптирующей друг к другу практику обучения в светских и религиозных учебных заведениях с соблюдением правовых норм и с учетом духовных и практических потребностей граждан России.

Решению данной проблемы призван способствовать созданный при министерстве науки и высшего образования Российской Федерации консорциум вузов по исламскому образованию. Это объединение исламских и светских университетов нацелено на консолидацию имеющихся научных, психолого-педагогических и богословских возможностей для обеспечения качественного образовательного процесса в исламских учебных заведениях. Основная цель светско-религиозного образовательного тандема -подготовка высококвалифицированных кадров для работы, прежде всего, в исламских религиозных объединениях (мечетях, медресе, высших исламских учебных заведениях, духовных управлениях, исламских СМИ и издательствах), способных осуществлять профилактику и противодействие распространению радикальных течений и движений в исламском сообществе.

В реализации данного проекта следует отметить особую роль Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (БГПУ), ректорат и профессорско-преподавательский коллектив которого весьма основательно, профессионально, с филигранной точностью в своих действиях подошел к решению этой сложной и весьма деликатной проблемы. В рамках программы сотрудничества с исламскими образовательными учреждениями БГПУ предоставил бюджетные места по специализации «Юриспруденция с углубленным изучением ислама». В 2016 году руководителями проекта в Уфе было запланировано создание на базе БГПУ научно-исследовательского центра для проведения междисциплинарных исследований, поддержания связей с ведущими исламскими университетами мира, создания эффективной модели отечественного мусульманского образования.

В 2017 г. Межведомственный научно-исследовательский центр развития мусульманского образования БГПУ им. М. Акмуллы был переименован в Научно-исследовательский институт духовной безопасности и развития религиозного образования, основная цель которого осталась прежней - повышение качества исламского религиозного образования. Еще одним ярким примером интеграции светского и религиозного образования может послужить состоявшаяся недавно в БГПУ защита кандидатской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.