Т.М. Аминов
СИСТЕМА ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Ключевые слова: исламское образование, Духовное управление мусульман Республики Башкортостан, медресе, воскресные школы.
Аннотация: В статье раскрываются особенности организации системы исламского образования Духовного управления мусульман Республики Башкортостан. В рамках этой системы проанализированы целевые, содержательные, технологические аспекты образовательного процесса медресе и воскресных школ. Рассмотрены также особенности обучения наших студентов в зарубежных исламских учебных заведениях.
ао1: 10.21510/1817-3292-2017-3-78-87
Исторически так сложилось, что Башкортостан стал центром двух мусульманских центров - муфтиятов: ЦДУМ России и ДУМ РБ. В связи с тем, что в текущем 2017 году Духовному управлению мусульман Республики Башкортостан исполняется 100 лет, есть смысл обратить внимание на отдельные аспекты его деятельности, в частности организацию образовательной сферы. Необходимо сказать о том, что каждый из вышеназванных муфтиятов сегодня формирует собственную систему исламского образования. Конечно, обе эти системы соприкасаются, взаимодействуют, между учебными заведениями организовано сотрудничество, тем не менее, в каждой из этих систем на сегодняшний день уже накоплен собственный опыт образовательной деятельности. Отсюда предметом нашей статьи является педагогический потенциал, накопленный системой образования ДУМ РБ за последние четверть века.
В образовательной деятельности этого управления можно выделить два направления. Первое имеет целью подготовку и повышение квалификации духовенства и делает акцент на просвещении прихожан и других слоев населения. По данному направлению сформированы такие виды работ, как: а) обучение с целью подготовки педагогов и специалистов религиозной сферы (на базе ведомственных медресе); б) курсы повышения квалификации для действующих духовных работников (на базе ведомственных медресе, РИУ, БГПУ имени М. Акмуллы) и в) кратковременные культурно-ознакомительные поездки в исламские страны. По второму направлению организованы: а) курсы по изучению основ ислама и арабского языка (в рамках воскресных школ или мактабов, на базе приходов); б) тематические встречи с населением представителей духовенства (в том числе со студенческой молодежью, служащими); в) работа выездных лекторских групп совместно с БГПУ имени М. Акмуллы [2].
В систему исламского образования ДУМ РБ сегодня входят три профессиональных учебных заведения и множество воскресных школ. Кроме этого, одной из форм увеличения количества образованных людей в регионе является их обучение за рубежом как самостоятельно, так и в результате влияния управления или других духовных лиц. Рассмотрим эти варианты образования, которые функционируют в рамках управления.
Исламский колледж имени Марьям Султановой. Среднее специальное учебное заведение, учрежденное в Уфе по инициативе управления в 1997 году. При поддержке правительства республики учебному заведению было передано здание бывшего СПТУ №62 по ул. Социалистической, 3, где был произведен капитальный ремонт, оборудованы учебные классы и создана необходимая инфраструктура. В 2012 году на средства Благотворитель-
ного фонда «Урал» было отремонтировано и приспособлено под новый учебный корпус пустовавшее по соседству с колледжем здание. Таким образом, произошло значительное увеличение количества помещений и материальной базы. На сегодняшний день у колледжа три учебных аудитории, компьютерный класс, лингафонный класс, конференцзал, два молельных зала, столовая, библиотека и общежитие.
Интересно, что учебное заведение первоначально создавалось как «Исламский институт имени Марьям Султановой», затем было переименовано в «Медресе имени Марьям Султановой», в 2011 году вновь происходит переименование в настоящее название. Очевидно, что название «колледж» - дань современным веяниям. Тем не менее, в разговорной речи и даже в публикациях учебное заведение обозначают словом «медресе». Оно и понятно, ведь по духу, целям, содержанию и другим атрибутам образовательного процесса учебное заведение схоже с традиционными исламскими медресе.
Жизнедеятельность колледжа и в целом и в частностях достаточно регламентирована различными нормативными документами: федеральными, региональными, муниципальными, отраслевыми и собственно локальными актами. Среди них Конституция РФ, закон РФ «Об образовании», Образовательный стандарт среднего профессионального образования, Договор между учредителем и колледжем, Устав колледжа, Положение о студенческом общежитии, Правила внутреннего распорядка обучающихся и многие другие законы и подзаконные акты. Кроме этих актов, колледж руководствуется еще положениями Корана, сунны пророка и норм шариата в соответствии с религиозно-правовым направлением или мазхабом имама Абу Ханифы. Последние позиции, чем руководствуются в колледже, понятны, они существовали и в дореволюционную эпоху. Скрупулезная же правовая регламентация жизнедеятельности учебных заведений является одним из основных признаков отличающим современную систему отечественного исламского образования от дореволюционного и советского периодов.
По уставу колледж является средним профессиональным учебным заведением, осуществляющим подготовку религиозных служителей и персонала для мусульманских общин, организаций и объединений. Кроме подготовки специалистов, в его целях есть и такие идеи, как «обучение религии и религиозное воспитание своих последователей, исповедование и распространение веры Ислама, духовное воспитание лиц на основе высших моральных принципов традиционного для России Ислама» [4].
Прием лиц, имеющих основное общее (на базе 9 классов), среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование осуществляется на конкурсной основе. Возможны различные формы обучения: очное, заочное, очно-заочное (вечернее), экстернат. Языком обучения являются русский, башкирский, татарский и арабский. Срок обучения на очном отделении предусмотрен четырехлетний. Для лиц, имеющих профессиональное образование, предусмотрена возможность обучения по сокращенным программам.
В содержание образования входит цикл предметов общих гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, а также предметов конфессиональной подготовки. Кроме этого, предусмотрены учебная и производственная практики. По учебному плану преподают такие предметы, как философия, русский язык и культура речи, история, основы социологии и политологии, башкирский язык, психология, экономика, теория государства и права, информатика, межконфессиональные отношения в современной России, выдающиеся личности Башкортостана, арабский язык, история пророка (сира), корановедение, исламское право (фикх), хадисы, сакральные тексты (Коран), экзегетика сакральных текстов и вероучение. В целом на светские предметы в колледже отводится примерно 17 % времени, на изучение арабского языка - около 20 % и 63 % на религиозные дисциплины.
Набор светских предметов исходит из Образовательного стандарта среднего профессионального образования. В группу дисциплин конфессиональной подготовки входит
пеппгогичеснии журнал слшмортостпнп м з(70), воп ааэЖаб
комплекс наук, которые изучают историю вероучения и институциональных форм религиозной жизни, религиозный культ, религиозное культурное наследие, религиозное право, археологические памятники истории религии, а также историю и современное состояние взаимоотношений между различными религиозными учениями и религиозными организациями. Большая часть дисциплин общеприняты во всех подобных учебных заведениях, отдельные предметы колледж определяет самостоятельно.
Учебный процесс построен по тем же принципам, по которым функционируют современные учебные заведения. В целом сохраняется классно-урочная система, предметы преподаются в форме академических пар (два объединенных урока). Преподавание в медресе ведется по программам и методикам обучения, разработанными в Башкирском государственном педагогическом университете имени М. Акмуллы.
В процессе обучения предусмотрено совершение культовых обрядов шакирдов и преподавателей: пятикратный намаз, ураза и другие. Безусловно, в колледже отмечают все мусульманские праздники и знаменательные события (Курбан-байрам, Мавлид и др.), кроме того, проводят и другие мероприятия воспитательного характера. Например, в 2014/2015 учебном году шакирды участвовали в конкурсе чтецов Корана, на фестивале народного творчества «Салют Победы», в спортивных состязаниях (республиканский турнир по мини-футболу среди мусульман, легкоатлетическая эстафета ко Дню Победы), посещали музей имени М.В. Нестерова.
В медресе обучаются юноши из многих районов республики: Аскинского, Баймак-ского, Гафурийского, Зилаирского, Ишимбайского, Учалинского, Хайбуллинского, а также из соседних областей - Челябинской, Курганской, Оренбургской. Из других российских регионов иногда бывают выходцы с Закавказья. Достаточно много среди шакирдов приехавших из среднеазиатских бывших советских республик - Таджикистана и Узбекистана. По национальной принадлежности около 50 % учащихся составляют башкиры и татары, на втором месте по количеству - таджики. Все иногородние обеспечиваются общежитием. Если судить по «Положению о студенческом общежитии», то иногородние студенты, обучающиеся по очной форме, заочники, сдающие экзамены или выполняющие дипломные работы, а также абитуриенты в период прохождения вступительных экзаменов проживают в общежитии бесплатно.
Пищу для размышления демонстрируют и следующие количественные показатели, взятые из Отчета о результатах самообследования колледжа за 2014/2015 учебный год. Так, студентов на начало учебного года было 52 человека, все, из которых учились на очном отделении. Из них на базе основного общего образования обучалось 38, на базе среднего общего и среднего профессионального - 27 студентов. Все они обучались на бюджетной основе. Выбыло за год - 10 человек: 4 из них за непосещение занятий, 6 - по собственному желанию. Выпускников в этом году было 4 человека, из них трое защитили свои выпускные квалификационные работы на оценку «хорошо» и один на «удовлетворительно». В целом с 1998 года в колледже прошли обучение около 200 слушателей, часть из них стали имамами и муэдзинами.
Интересен педагогический состав колледжа, дело в том, что, кроме собственных преподавателей, в учебном заведении ежегодно преподают от 3 до 5 представителей Международного исламского университета «Аль-Азхар» (Каир, Египет). Колледж, начиная с 2001 года, тесно сотрудничает с этим вузом, в плане обмена опытом, методическими новинками, представители обоих учебных заведений нередко совершают деловые поездки друг к другу. В 2016/2017 учебном году в колледже работало пять педагогов этого университета. Существовала и практика отправки наиболее успевающих выпускников колледжа для продолжения исламского образования в «Аль-Азхаре». Подобное сотрудничество является одной из особенностей колледжа. Преподавателями в колледже работают и педагоги светских вузов города Уфы.
В колледже организованы курсы повышения квалификации имамов и муэдзинов, занятия с которыми выходят за рамки религиозного образования. В программе курсов -лекции по истории и культуре Башкортостана, современной политической обстановке, реформам в России, международным отношениям, проблемам предотвращения радикализма и экстремизма. Здесь проводится ежегодный республиканский конкурс чтецов Корана и каллиграфии.
Помощь в организации повышения квалификации педагогов самого колледжа оказывает БГПУ имени М. Акмуллы. В 2008 году в этом вузе был создан Межведомственный научно-исследовательский центр развития мусульманского образования. Центр курирует научно-методическое сопровождение деятельности исламских образовательных учреждений всей республики, повышение квалификации преподавателей, подготовку учебно-методических пособий, внедрение в учебный процесс современных информационных технологий. Поэтому у колледжа и университета достаточно тесные связи. Кроме этого, колледж сотрудничает с другими светскими и мусульманскими учебными заведениями (БГУ, РИУ, медресе «Галия»).
На базе учебного заведения проводят научно-практические конференции, круглые столы по проблемам интеграции религиозного и светского, образования, предотвращения экстремизма среди верующей молодежи, современных тенденций развития исламской культуры. Руководители и педагоги медресе были участниками совещаний в органах государственной власти и управления республики с мусульманским духовенством республики, общественных светских и религиозных культурных мероприятий, они выступают на радио и телевидении, публикуются в республиканской прессе.
За все время функционирования колледжа его преподаватели подготовили и опубликовали десятки учебно-методических пособий на башкирском, русском и татарском языках. Среди них такие как «Духовные матери мусульман», «Пророки Аллаха», «Коранические рассказы для детей», «Личность мусульманки» на русском, «Терки хетбэлэр», «Хэзрэт Мехэммэд» на башкирском и «Эхкэм ислам» на татарском языке.
Интересная особенность:колледж, при участии с ДУМ РБ, - учредитель газеты «Рисалят» (Послание). Его бессменным главным редактором является директор колледжа Ильдар Малахов. Газета пользуется спросом у мусульман Урала, Поволжья, Сибири, Турции, Азербайджана, Узбекистана, Украины, Литвы. С просьбой организовать доставку газеты в медресе и ДУМ РБ обращаются российские посольства в странах исламского мира. В ней освещаются события, происходящие в жизни мусульман республики и соседних регионов, а также ближнего и дальнего зарубежья. Публикуемые материалы носят религиозно-просветительский характер, в них раскрываются вопросы об истории ислама, его мировоззренческих ценностей и мусульманской практики.
В целом, на наш взгляд, в колледже выстроена определенная система педагогического процесса, направленная, как об этом высказываются руководители учебного заведения, на формирование духовной и просвещенной личности, воспитанной в традициях толерантности, межрелигиозного согласия. Не менее важной является и задача помощи социально неблагополучной молодежи в поисках своего места в жизни. Обучение и воспитание шакирдов строится как взаимосвязанное целостное явление. Воспитание, полученное в колледже, является надежной защитой от пьянства, наркомании, от соблазнов, подстерегающих современную молодежь. Учащиеся приобретают трудовые навыки, учатся строить, готовить, содержать в порядке свое имущество, заботиться друг о друге. Для многих шакирдов обучение в Уфе, крупном культурном, образовательном и научном центре, дает не только возможность получения религиозного образования, но и создает условия для позитивной социализации, адаптации к современным динамично меняющимся реалиям жизни.
Медресе «Нур Аль-Иман». Город Стерлитамак был одним из центров мусульманского образования дореволюционного Башкортостана. Открытое в середине XIX века мед-
пеппгогичеснии журнал слшмортостпнп м з(70), воп ааэЖаб
ресе, расцвет, которого связывают с деятельностью мударрисов Камалетдина бин Шара-фетдина бин Зайнетдин аль-Стерли и Хайруллы бин Габдулхабира бин Синджаба, в пореформенные десятилетия становится особенно притягательным для лиц, желающих получить достойное образование. По известным причинам медресе было закрыто в 1919 году.
Современная история исламского образования в этом городе начинается в 1990-е годы. Тогда группа активистов мусульман под руководством Р.Ф. Рафикова написала письмо в администрацию города с прошением об открытии медресе и строительстве учебного корпуса. Благодаря этому, в 1992 году здание мечети было возвращено мусульманской общине, также в ее ведение перешли помещения бывшего детского сада. В декабре 1993 года началось строительство пристройки, а в марте 1995 года новое медресе приняло первых студентов - юношей.
Официальное открытие негосударственного мусульманского среднего профессионального учебного заведения - медресе «Нур Аль-Иман» состоялось в октябре 1996 года. Бессменным директором учебного заведения является Р.Ф. Рафиков. В 1998 году в медресе было открыто отделение для женщин, которое успешно функционирует до сегодняшнего дня. При учебном заведении есть общежитие отдельно для юношей и девушек.
Целями деятельности медресе являются подготовка специалистов среднего звена (в том числе служителей и религиозного персонала) для мусульманских общин, организаций и объединений, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей, исповедование и распространение веры (Ислама), духовное воспитание лиц, исповедующих Ислам, на основе высших моральных принципов традиционного для России Ислама посредством реализации конституционных прав граждан на свободу совести и вероисповедания и на образование. Как видим, цели этого медресе совпадают с таковыми других подобных учебных заведений. Особенностью рассматриваемого нами медресе является то, что, кроме подготовки специалистов в области теологии ислама, оно нацелено на обучение и преподавателей арабского языка.
По уставу, прием в медресе осуществляется на конкурсной основе путем экзаменов, тестирования или собеседования. Но, по сути, конкурса как такового нет, количество претендентов чаще всего меньше, чем может принять учебное заведение. Обучение на сегодняшний день только очное, в будущем предполагается введение и заочной формы. Языком обучения являются русский, башкирский, татарский и арабский. Срок обучения - 3 года и 6 месяцев.
Судя по расписанию, в 2016/2017 учебном году в медресе преподавали следующие предметы: башкирский язык, информатика, арабский язык (грамматика, морфология, разговорный арабский), адаб (этикет), сакральные тексты (Коран), хадисы, экзегетика сакральных текстов (тафсир), корановедение, религиозная философия (акыда), исламское право (фикх), история пророка (сира). Светских предметов в медресе всего лишь три, в том числе и арабский язык. Показательно соотношение времени, которое отводится на изучение всех предметов на двух первых курсах. Так, на башкирский язык и информатику было отведено около 7 %, на арабский язык - 26 %, на религиозный цикл предметов - примерно 67 %. Видно, что в этом медресе больше отведено часов на дисциплины конфессиональной направленности и на арабский язык, чем в колледже имени Марьям Султановой. Соответственно в последнем больше времени уделено светским дисциплинам, чем в медресе.
Судя по отзывам, в медресе «Нур Аль-Иман» хорошо поставлено обучение арабскому языку. Именно этот факт делает учебное заведение привлекательным, здесь учатся шакирды из многих регионов России. Действительно, на арабский язык, как было отмечено выше, отводится более четверти всего учебного времени. С другой стороны, преподавателями и выпускниками медресе сформирована авторская методика преподавания этого
предмета. Сложно сказать, насколько она уникальна, но результаты в целом продуктивны, обучающиеся лучше понимают смысл прочитанного, воспринимают разговорную речь и суры Корана на слух. Отличительными признаками названной методики являются практи-коориентированность, наглядность, простота в преподавании и учении. В этом отношении, авторы методики исходили из предписаний пророка Мухаммада «Облегчайте и не затрудняйте!». В рамках этой методики сформирован цикл видеоуроков, обучаться по которому может любой желающий.
Студентов на начало 2015/2016 учебного года было 37 человек. Из них на базе основного общего образования обучалось 3 шакирда, на базе среднего общего, среднего профессионального - 34. Интересно, что в этом году выпускников было 8 человек. За весь период деятельности учебного заведения его окончили около 200 выпускников.
В медресе оборудованы и функционируют компьютерный класс, пять учебных кабинетов, библиотека, столовая, общежитие и вся необходимая инфраструктура для обучения и проживания.
Для прихожан, желающих получить знания по исламу, в медресе проходят дополнительные вечерние курсы по различным исламским предметам: таджвид, арабский язык, фикх и другие. Учащиеся разделены по возрасту, по половому признаку и по уровню подготовленности.
Медресе «Галия». В 1997 году, одновременно с колледжем имени Марьям Султановой, ДУМ РБ в Уфе было учреждено негосударственное среднее специальное учебное заведение - медресе «Галия». Медресе и вышеназванный колледж находятся в одном здании по улице Мустая Карима, 3. Директором «Галии» был назначен И.Т. Мухамадеев.
Два учебных заведения по договоренности разделили сферы образовательной деятельности. Медресе «Галия» занимается подготовкой по заочной форме обучения тех лиц, которые уже работают священнослужителями (имамы, муэдзины и т. п.), но не имеют соответствующего образования и тех, кто желает повысить свой профессиональный статус. Поэтому средний возраст обучающихся шакирдов - 40 лет. К сожалению, информации по учебному заведению немного. Известно, что здесь обучаются работники зарегистрированных мечетей республики, Свердловской, Челябинской, Пермской областей и Сибири. В медресе нет определенно обозначенного штата преподавателей. Занятия ведут специалисты уфимских мусульманских учебных заведений, педагоги светских вузов и преподаватели из университета Аль-Азхар. В настоящее время в медресе «Галия» на четырех курсах обучаются более сотни шакирдов.
По статистике за 2014 и 2015 годы пять исламских профессиональных учебных заведений Башкортостана (Российский исламский университет, медресе г. Октябрьского и три рассмотренных нами медресе) выпустили около 150 специалистов, «примерно треть, из которых были женщинами» [1]. Этого количества выпускников, конечно, недостаточно, так как мусульманские приходы нуждаются в специально подготовленных молодых профессионалах. Одна из проблем, над которой и духовным управлениям и государству, да и всему обществу, необходимо работать.
Обучение в зарубежных учебных заведениях. Одним из вариантов получения исламского образования и сегодня является обучение за рубежом. В новейшее время определенный рост использования этой возможности наблюдался в 1990-е годы и в первое десятилетие нынешнего века. В ходе исследования нами было проведено анкетирование около сорока человек, прошедших обучение в мусульманских странах, таких как Египет, Королевство Саудовской Аравии, Турция, Иордания, Судан, Иран и другие. Кроме того, хорошим источником, раскрывающим особенности жизнедеятельности отечественных студентов за рубежом, является работа Р.Л. Саяхова, прошедшего все ступени обучения в университете Аль-Азхар [3].
пепп готический журнал спшнортостпнп м з(70), воп ааэЖаб
Сложно сказать, сколько жителей Башкортостана прошло или проходят обучение в этих странах, официальной статистики на сегодняшний день не существует. Тем не менее, по косвенным свидетельствам, можно предположить, что таких студентов было и есть несколько сотен человек. Не все из выехавших обязательно получали религиозное образование. Среди них были те, кто, например, изучал арабский язык и литературу, то есть их специализацией являлись филологические науки. Но таковых было немного, большинство рассматриваемых студентов выезжали за границу для получения исламского образования.
Инициаторами такого образования выступали как государственные и религиозные организации, так и сами обучающиеся. Так, например, в конце прошлого и в начале нынешнего века Государственный комитет по науке РБ несколько раз организовывал отправку абитуриентов в университет Аль-Азхар. Среди духовных организаций надо назвать муф-тиаты (ДУМ РБ, ЦДУМ, ДУМ РТ), уфимский РИУ, медресе, а также это отдельные религиозные деятели. И, конечно, так называемое сарафанное радио: когда отъезд за границу инициировали студенты, которые уже обучались в зарубежных учебных заведениях.
Уровень образования отъезжающих был достаточно разным, от тех, кто окончил девятилетку, до лиц с высшим образованием. Конечно, основную массу составляли лица со средним общим или специальным образованием. Большинство из выехавших имели также опыт обучения в исламских учебных заведениях республики: медресе и РИУ. Справедливости ради надо отметить, что уровень образования совершенно не учитывался в тех учебных заведениях, куда претенденты поступали.
Возрастной ценз таких студентов, на момент начала обучения, был от 17 до 35 лет. Есть даже один пример, когда, по программе обмена студентов, в Иорданию поехала девушка в возрасте 15 лет. Около 60 процентов выехавших были выходцами из сельской местности, остальные - жители городов. По социальному происхождению большинство родителей этих студентов рабочие и крестьяне, кроме этого также есть медики, педагоги, агрономы.
В 1990-х годах были примеры обучения наших граждан в Саудовской Аравии, но наиболее привлекательной и приемлемой страной, судя по нашей статистике, была и остается Арабская Республика Египет. Особенно притягательным учебным заведением этой страны остается университет Аль-Азхар. Но, в силу разных причин, учиться на основных факультетах этого вуза удалось не многим нашим соотечественникам. Возникает вопрос, почему? На первый взгляд, поступить на учебу в это учебное заведение может любой желающий. Для этого необходимо пройти программу особой подготовительной специализированной средней школы при Университете, состоящей из трех уровней, срок обучения в которой рассчитан на девять лет. При особом старании и прилежности эту школу можно осилить за 6 лет. От 6 до 9 лет в этой школе и еще 4 года обучения на основном факультете -достаточно солидный срок.
Как пишет Р.Л. Саяхов, только около 10% учившихся в Аль-Азхаре, окончили университет и получили высшее религиозное образование [3]. Остальные студенты проходили две-три ступени средней школы, возможно, один-два курса основного факультета, после этого обучение прекращали. Основной причиной этого обстоятельства, безусловно, было незнание арабского языка. Особенно в первые годы обучения, студент тратил много времени и сил на языковую подготовку. Кроме этого, студент сталкивался с финансовыми проблемами, бюрократией при оформлении документов, адаптацией к непривычному образу жизни, обычаям, менталитету. Показательным является и такое размышление одного из обучавшихся: «Проблема столкновения мировоззрений внутри студенческой среды (учащиеся из Татарстана, Пензенской области, Нижегородской области были салафитами)».
Интересным представляются ответы на вопрос о плюсах и минусах организации образовательного процесса в зарубежных учебных заведениях. Среди критических оценок были такие, как поверхностное отношение к организации уроков, беспорядок и низкий уро-
вень преподавания на начальных ступенях обучения, отсутствие контроля за посещаемостью, растянутость учебного процесса, отсутствие возможности пересдачи экзаменов, переполненность и несоответствие современным веяниям учебных аудиторий, запутанные и непостоянные правила обучения (это об Аль-Азхаре). Но наибольшим пробелом является «отсутствие текущего контроля и корректировки получаемых знаний. На протяжении практически всего учебного года никто не интересуется: понимает ли иностранный студент вообще, так ли понимает, запоминает ли, в силах ли изложить свои мысли...» [3].
Среди плюсов были выделены следующие позиции: возможность хорошего овладения арабским языком и другими религиозными дисциплин, возможность дополнительных занятий в мечетях. На основных факультетах Аль-Азхара у многих педагогов отмечают высокий профессиональный уровень, толерантность, отсутствие навязывания мнений, духовность (имеется в виду религиозность), а также взаимную поддержкустудентов и землячество, не всегда стабильное, тем не менее, возможное частичное решение финансовых проблем за счет различных благотворительных фондов.
Но, несмотря на все перипетии жизни, почти все анкетируемые нами лица после возвращения на родину продолжили свою уже профессиональную деятельность в системе мусульманских организаций. Большинство из них работали преподавателями арабского языка, мусульманских дисциплин, имам-хатыбами, сотрудниками муфтиятов, переводчиками. В заключение, будет уместна цитата о том, что «учеба за границей (естественно, при условии серьезного подхода к ней) - это тяжелый, изнурительный труд, требующий от человека высокой самодисциплины, собранности и терпения» [3].
Воскресные школы. Следующим типом современной системы исламского образования являются так называемые воскресные школы: официально их называют курсами, а в обыденной речи - мактабами. В отличие от медресе и других исламских учебных заведений, воскресные школы нацелены на формирование и повышение общеобразовательного уровня религиозных знаний, умений и опыта прихожан - детей и взрослых. Таким образом, последние выполняют не профессионально ориентированную, а культурологическую и просветительскую функцию.
Организация подобных школ исходит из основополагающих принципов системы исламских ценностей, заложенных в мусульманских первоисточниках. Не случайно в уставах ДУМ РБ и местных мусульманских религиозных организациях отмечается, что создание курсов для обучения основам ислама детей и взрослых является одной из основных форм деятельности прихода. Поэтому сегодня в большинстве крупных мечетей, являющихся центрами приходов, функционируют эти школы. К крупным центрам, где хорошо поставлена деятельность воскресной школы, нужно отнести мечеть «Ихлас» города Уфы, соборную мечеть Мелеуза, мечеть «Таква» Сибая и мечеть «Нур Аль-Иман» Стерлитамака. Занятия в школах организуют на добровольных началах, для всех категорий прихожан, в свободное от работы и учебы в государственных учебных заведениях время. Контингент учащихся воскресных школ разнится достаточной пестротой по возрасту, уровню образованности, половому, национальному, социальному признакам, уровню осведомленности об основах ислама и, что также немаловажно, по разнообразию и уровню мотивации. Безусловно, названные обстоятельства накладывают отпечаток на организацию и функционирование школ.
Занятия проводятся в мечети, на других собственных площадях или в помещениях государственных и общественных организаций на договорных началах. Для желающих учиться, оговаривается только нижний возрастной ценз: например, в уфимской мечети «Ихлас» это 11 лет. Других принципиальных ограничений, кроме общепринятых, мы не встретили. Группы для занятий формируются по возрастному и половому признаку. Обычно создаются две, в лучшем случае три группы учащихся по возрастному критерию: подростки, юношество, взрослые. Мужская и женская половины обычно обучаются раздельно.
пепп готический журнал спшнортостпнп м з(70), воп ааэЖаб
Воскресные школы нацелены на приобщение учащихся к ценностям ислама, правилам шариата и нормам повседневной жизни мусульманина. Названное оговорено и в официальных документах, которые нацеливают организацию обучения по таким направлениям, как арабский язык, правила чтения Корана, хадисы, биография пророка Мухаммада, исламская мораль, основы исламской культовой практики. То есть, в их программу в целом входят общеобразовательные дисциплины начального религиозного образования.
В связи с этим, интересным представляется учебный план мечети «Ихлас», рассчитанный на три года обучения [5].
Предметы Часы
В неделю За год
1-й класс 1. арабское письмо 2. икх (исламское право) 3. ога-хифз (заучивание молитв) 4. кыда (религиозная философия) 5. Ахляк (этикет) 1 1 1 1 1 50Ш0 О
Всего 5 60
2-й класс 1. аджвид (правила чтения Корана) 2. икх (исламское право) 3. ога-хифз (заучивание молитв) 4. кыда (религиозная философия) 5. Сира (история пророка) 1 2 1 1 1 ю ю о о о
Всего 6 60
3-й класс 1. илэвэт (практика чтения Корана) 2. икх (исламское право) 3. ога-хифз (заучивание молитв) 4. кыда (религиозная философия) 5. хляк (этикет) 6. Тафсир (толкование Корана) 1 2 1 1 1 1 15 10 5 10 10 10
Всего 7 60
Конечно, этот учебный план носит примерный характер, количество времени на тот или иной предмет может быть чуть больше или меньше. Занятия проводят для школьников и студентов в субботу и воскресенье, для работающих шакирдов - в вечернее время. Днем в будние дни учатся пенсионеры. В процентном отношении большинство обучающихся составляют женщины предпенсионного и пенсионного возраста. Надо сказать и о педагогическом составе школы этой мечети. Так, из 17 учителей, 11 имеют высшее светское образованием, из них 6 - педагогическое. Один педагог является кандидатом медицинских наук. Кроме того, все, за исключением одного, имеют религиозное образование, из них десять -высшее.
Следует отметить, что, кроме воскресных школ, в мечетях действуют и другие образовательные курсы. Например, в мечети «Ихлас» были организованы курсы по культуре ислама для учителей, преподающих школьную дисциплину, - «Основы религиозных куль-
тур и светской этики». Эта же мечеть ежегодно организует летний выездной образовательный лагерь для детей, продолжительностью 7-8 дней. В целом, только в этой мечети ежегодно обучаются около 700 человек.
Организаторы воскресных школ сталкиваются с различными сложностями. Так как любую образовательную деятельность необходимо лицензировать, то для имамов решение этого вопроса самостоятельно представляется достаточно сложным. У школ нет и определенной централизованной финансовой поддержки, что сказывается на оснащении учебного процесса. Существует недостаток учебной литературы на башкирском и татарском языках. Возникают проблемы и с наличием педагогов по специальным дисциплинам.
Тем не менее, в республике существует тенденция увеличения количества воскресных школ. Происходит это благодаря подвижнической работе имамов и прихожан, среди которых очень много тех, кто имел или имеет опыт педагогической работы в государственных и религиозных учебных заведениях.
Таким образом, в современном исламском образовании республики сформирована четырехуровневая система обучения: воскресная школа (курсы или мактаб), медресе, высшее учебное заведение (РИУ, Уфа) и послевузовское образование. Названное противоречит неоднократно высказываемому мнению о трехуровневой рассматриваемой системы. Очевидно, что у мусульманского образования сегодня достаточно много нерешенных вопросов и проблем. Например, количество выпускников, ежегодно подготавливаемых во всех исламских учебных заведениях республики, недостаточно для оптимального развития мусульманской уммы в целом и религиозных организаций в частности. В современном мусульманском образовании уровень общего и специального светского компонента еще не соответствует времени, существует несогласованность содержания светского образования с богословским. Методический и особенно научный уровень подготовки педагогического персонала также требует усиленного внимания. Этими и другими вопросами образования, безусловно, занимается ДУМ РБ. Разрабатывается юридическая база, унифицируются, насколько это возможно, учебные планы и программы, инициируется подготовка молодых специалистов. Большое внимание уделяется аттестации, переподготовке и повышению квалификации преподавателей.
В целом, в современный период мусульманское образование в Башкортостане, согласно исторической теории развития по спирали, повторяет, но уже на новом, более высоком уровне тот опыт, который был накоплен этой системой в целом в дореволюционный и отчасти в советский период.
1. Пятков, В.П. Государственно-конфессиональное сотрудничество в профилактике радикализма и экстремизма в Республике Башкортостан [Текст] // Общественная безопасность: новые идеи и вызовы времени : мат-лы межрег. науч.-практ. конф. - Уфа, 2016. - С. 14-19.
2. Саяхов, Р.Л. Деятельность воскресных школ и их роль в формировании толерантности населения: опыт Духовного управления мусульман Республики Башкортостан [Текст] // Мат-лы Всеросс. науч.-метод. конф. (с международным участием) «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры». - Оренбург, 2015 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
3. Саяхов, Р.Л. Университет Аль-Азхар. Записки студента [Текст]. - Уфа, 2009.
4. Устав мусульманской религиозной организации - духовная профессиональная образовательная организация «Исламский колледж имени Марьям Султановой». Централизованная религиозная организация - Духовного управления мусульман Республики Башкортостан (новая редакция). - Уфа, 2014.
5. Фаткуллина, Ф.Г., Халикова, Р.И. «Ихлас» мэчете башлангыч меселман мэдрэсэсенеч 3 еллык уку-укыту программасы. - Уфа, 2015.