Научная статья на тему 'МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В БАШКОРТОСТАНЕ: В ПРЕДДВЕРИИ САММИТА ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОДРУЖЕСТВА'

МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В БАШКОРТОСТАНЕ: В ПРЕДДВЕРИИ САММИТА ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОДРУЖЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HISTORY OF ISLAM AND MUSLIM EDUCATION IN BASHKORTOSTAN / MODERN MUSLIM EDUCATION ABROAD / INTERNATIONAL ISLAMIC UNIVERSITY OF AL-AZHAR / ИСТОРИЯ ИСЛАМА И МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БАШКОРТОСТАНЕ / СОВРЕМЕННОЕ МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИСЛАМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АЛ-АЗХАР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саяхов Руслан Линицевич

История мусульманского образования в Башкортостане имеет глубокие корни. В настоящее время отечественная система мусульманского образования находится в стадии становления и не в состоянии конкурировать с ведущими религиозными образовательными центрами исламского мира. В этих условиях обучение за рубежом остается для молодежи весьма привлекательным, в том числеобучение в Международном исламском университете ал-Азхар. В статье описываются учеба за рубежомв последние 20-25 лет; особенности и типичные трудности такого обучения; обобщен опыт получения мусульманского образования за рубежом и даны рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSLIM EDUCATION IN BASHKORTOSTAN: ON THE EVE OF THE SUMMIT OF THE SHANGHAI ORGANIZATION OF THE COMMONWEALTH

History of Muslim education in Bashkortostan has deep roots. Currently the domestic system of Muslim education is in its infancy and unable to compete with the leading religious educational centers of the Islamic world. In these conditions, studying abroad remains very attractive young people, including training in International Islamic University of al-Azhar. The article describes a study abroad in the last 20-25 years, and the typical difficulties of such training; the experience of receiving Islamic education abroad and recommendations.

Текст научной работы на тему «МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В БАШКОРТОСТАНЕ: В ПРЕДДВЕРИИ САММИТА ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОДРУЖЕСТВА»

Р.Л. Саяхов (РФ)

МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В БАШКОРТОСТАНЕ: В ПРЕДДВЕРИИ САММИТА ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОДРУЖЕСТВА

Ключевые слова: история ислама и мусульманского образования в Башкортостане, современное мусульманское образование за рубежом, Международный исламский университет ал-Азхар.

Аннотация: История мусульманского образования в Башкортостане имеет глубокие корни. В настоящее время отечественная система мусульманского образования находится в стадии становления и не в состоянии конкурировать с ведущими религиозными образовательными центрами исламского мира. В этих условиях обучение за рубежом остается для молодежи весьма привлекательным, в том числе обучение в Международном исламском университете ал-Азхар. В статье описываются учеба за рубежом в последние 20-25 лет; особенности и типичные трудности такого обучения; обобщен опыт получения мусульманского образования за рубежом и даны рекомендации.

На фоне исторических событий, определяющих новые векторы развития человеческой цивилизации все более отчетливо проявляется нарастающий интерес к исламу. В этой связи, саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) (проведится летом 2015 года в Башкортостане) яркое тому подтверждение. Значительную часть населения стран ШОС (Россия, Китай, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан) составляют представители ислама. [Заметим, что территория этих стран составляет 60 % территории Евразии [8], а общая численность населения - миллиард 445 миллионов человек, или четвертая часть населения планеты [11].] В таких условиях страны-участницы ШОС оказываются перед проблемой выстраивания собственных систем мусульманского образования, вобравших передовой опыт исламского мира, с одной стороны, и учитывающих местные особенности - с другой.

Например, в Китай ислам проник в начале эпохи Тан (618-907 гг.), то есть на заре становления, а уже в 742 году в столице Китая, городе Чанъан (Сиань), была построена знаменитая мечеть, позже названная Большой Сианьской мечетью. Сегодня ислам в Китае представлен десятью национальностями, что составляет около 18 миллионов человек [7]. В стране насчитывается около 40 тысяч мечетей, каждая из которых должна иметь свою школу. В Китае восемь институтов Корана, основанных в 1983-1987 годах в городах Шэньян, Ланьчжоу, Синин, Куньмин, Пекин, Урумчи, Чжэнчжоу и Иньчуань. Институты Корана имеют статус университетов. Наряду с получением мусульманского образования в собственных учебных заведениях, распространена практика учебы за рубежом (особенно в университете ал-Азхар, г. Каир) [7].

На территории нынешнего Казахстана ислам утвердился в конце X века. Позже ислам приняли ханы Золотой Орды - Берке (1255-1266) и Узбек (1312-1340). Огромный вклад в пропаганду ислама среди тюркоязычных народов региона внес основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави (1046-1166). В настоящее время основная часть казахского населения (70 %) считают себя мусульманами, соблюдают в той или иной степени обряды. В настоящее время в Казахстане функционируют около 2500 мечетей [6]. Здесь располагается Духовное управление мусульман Казахстана, в ведомстве которого находится множество учебных учреждений: Казахско-египетский исламский университет «Нур» (Алма-Ата), Республиканский институт по обучению имамов, Центр подготовки чтецов Корана «Ихлас» (Шымкент), Медресе «Сарыагаш» (п. Ынтымак, Сарыагашский район), Республиканский центр подготовки чтецов Корана «Каум ад-Дин аль-Иткани аль-Фараби ат-Туркестани» (с. Косшы, Целиноградский район), Медресе «Астана» (Астана), Медресе «Шымкент» (Шымкент), Медресе «Абу Бакр ас-Сиддик» (Павлодар), Медресе «Хибатулла Тарази» (Тараз), Медресе «Ушконыр» (аул Ушконыр, Карасайский район), Медресе «Абу Ханифа» (Алма-Ата), Медресе «Актобе» (Актобе), Медресе «Орал» (Уральск). Многие казахстанские имамы получают духовное образование в университете ал-Азхар в Египте и Академии Дагуа в Пакистане. Каждый год 25 имамов проходят курсы повышения квалификации в учебных заведениях Турции.

педагогический журнал спшкортостпнп м з(5В), 2015 аежааз

В Узбекистане ислам и исламское образование также имеют свои многовековые корни: уже в раннем средневековье здесь существовала разветвленная сеть медресе. Весь мир знает имена таких великих ученых, как Бируни, Ибн Сина и Улугбек, внесших неоценимый вклад в развитие наук. Мусульманский мир изучает труды Имама ал-Бухари, Имама ат-Термизи, Абу-л-Лайса ас-Самарканди, Абу Мансура ал-Матуриди, Бурханиддина Маргинани и других теологов, которые, по признанию современных мусульманских богословов, подняли изучение исламских наук до уровня научных дисциплин. Сегодня система мусульманского образования представлена Ташкентским исламским институтом и десятью средними специальными учебными заведениями - «Кукалдош», «Мир Араб», «Саййид Мухйиддин Махдум», «Мулла Киргиз», «Фахриддин ар-Розий», «Ходжа Бухари», «Мухаммад ибн Ахмад аль-Бируни»; Международным центром «Имам аль-Бухари»; двумя женскими исламскими средними специальными учебными заведениями - «Хадичаи Кубро» в Ташкенте и «Джуй-бори Калон» в Бухаре [1].

На территории современной Киргизии ислам начал утверждаться в конце X века. Сегодня в стране доля мусульман составляет около 90 %. На январь 2013 года здесь функционировало 1674 мечети, 10 высших религиозных учебных заведений, 67 медресе [9]. Много молодежи учится в мусульманских учебных заведениях за рубежом (университет ал-Азхар).

Практически все население современного Таджикистана (99 %) считается мусульманским. В Таджикистане действуют Таджикский исламский университет, множество медресе, более 4000 тысяч мечетей. Распространено обучение исламу на дому; много молодежи учится в различных мусульманских учебных заведениях всего исламского мира.

Согласно статье 1 Хартии ШОС от 7 июня 2002 года, основными задачами являются совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях; содействие обеспечению прав и основных свобод человека; взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании; совместный поиск решения проблем XXI века. Таким образом, с учетом особенностей религиозной принадлежности населения, одним из приоритетных направлений работы всех стран-участниц ШОС будет развитие собственных систем мусульманского образования, способных конкурировать с ведущими вузами арабо-мусульманского мира.

Потребность современной России в передовой отечественной системе мусульманского образования не вызывает сомнения - это задачи поддержки гармонии социальных отношений в уникальном поликультурном государстве. Однако, несмотря на серьезные усилия духовенства и всемерную поддержку государства, отечественная система мусульманского образования испытывает в своем развитии значительные трудности. Сегодня в средней полосе России ведущими мусульманскими вузами считаются Российский исламский университет в Казани (ректор - Р.М. Мухаметшин), Московский исламский институт (ректор - Д.З. Хайретдинов), Российский исламский университет в Уфе (ректор - Р.А. Раев). Множество мусульманских вузов функционирует на Кавказе (только в Республике Дагестан их более пятнадцати). Несмотря на активные попытки развития системы мусульманских учебных заведений, до сих пор четко не определены единые для всей территории России цели, не разработаны общие образовательные стандарты. Порой такое, парадоксальное на первый взгляд, явление несогласованности наблюдается даже на уровне отдельно взятого региона [2]. А поскольку местное мусульманское образование находится на этапе своего становления, привлекательно для отечественной молодежи получение соответствующих знаний за рубежом. В этой связи актуально изучение исторических вех, а также современного опыта учебы за рубежом.

Ислам занимает важное место в жизни почти 20 % населения России. Для Республики Башкортостан, где доля мусульман значительно выше (по некоторым оценкам, более 50 % населения), роль ислама особенно значима. Влияние религии нашло отражение в

педагогический журнал спшкортостпнп м з(5В), 2015 аежааз

языке местных тюркских народов, традиционно исповедующих ислам, в быту и культуре [13]. С одной стороны, ислам играет существенную роль в деле возрождения морально-этических, нравственных норм, а также является существенным фактором сохранения и стабилизации национального самосознания; с другой стороны, он инициирует появление новых общественно-политических движений с мусульманской ориентацией (что остро ставит вопрос об угрозе исламского фундаментализма) [13, 3]. Таким образом, исследованию ислама, развитию исламского образования и выстраиванию особых государственно-конфессиональных взаимоотношений следует уделять все большее внимание.

История ислама в Башкортостане насчитывает многие столетия: самые ранние свидетельства о связях с миром ислама специалисты относят к VNMX векам, а его становление как религиозной системы начинается в X веке [13, 20]. А.Б. Юнусова пишет, что «ис-ламизация Башкирии в VШ-IX вв. связана с вхождением ее в состав Золотой Орды» [13, 23], где при хане Узбеке (1312-1342 гг.) ислам становится официальной религией. Со временем ислам прочно входит в жизнь местного населения и превращается в один из ключевых факторов его этнического самосознания и этнокультурной самоидентификации. Современный историк-исследователь М.Н. Фархшатов отмечает, в свою очередь, что «в XIX в. примерно 99 % башкир исповедовали исламскую религию... В 1800 г. в крае насчитывались 1141 мечеть и 1921 духовное лицо при них, в 1860 г. - соответственно 1850 и 3488» [12, 13].

Продвижение ислама на территорию современного Башкортостана сопровождалось распространением мусульманских школ - мектеб (место, где учат в первую очередь чтению и письму) и медресе (место, где учат). Т.М. Аминов пишет, что, согласно исследованиям П.Ф. Ищерикова, Р.Г. Кузеева, А.Н. Усманова, Р. Фахретдинова, М.Н. Фархшатова, мусульманские учебные заведения на территории Башкортостана появились в XIN-XIV веках, а к XVI веку они сложились в устойчивую систему [3, 11]. Мектеб или медресе открывались практически при каждой мечети, но для преподавания религии требовалась особая подготовка, и башкиры отправлялись за знаниями в дальние края.

Сохранились шежере (летописи, генеалогические записи,) упоминающие о башкирах, обучавшихся в г. Булгаре и других населенных пунктах Булгарского ханства (IX в. -середина 30-х годов XIII в.) [12, 13]. Широко известны факт встречи арабского географа Якута ал-Хамави (1179-1229) с группой башкир в г. Алеппо (современная Сирия), а также сведения о пребывании башкир в этот и последующий периоды в учебных заведениях Египта, Ирана, Бухары, Дагестана, Турции [12, 14]. В XV-XVI веках одним из центров мусульманского образования для башкир становится Казань.

В первой половине XIX века Башкортостан становится одним из центров мусульманского образования на российском Востоке. Здесь располагались крупные медресе, слава о которых вышла за пределы башкирских земель. Особенно знаменитыми были медресе в д. Стерлибаш (Стерлитамакский уезд) и в Сеитовском посаде (село Каргалы, Оренбургский уезд) [12, 18]. Показательно документально засвидетельствованное преподавание в одном из местных медресе (Сеитовского посада) учителя (мударриса) Валиэтдин бин Хасан (1747-1831) - уроженца Багдада [12, 19], что говорит о тесных связях со странами арабо-мусульманского мира.

Таким образом, ислам сыграл одну из ключевых ролей в привитии местному населению любви к грамоте, книге. Мусульманские учебные заведения, по заключению М.Н. Фархшатова, становятся «подлинно народными учебными заведениями башкир и татар», и к концу XVIII века «обучение детей у приуральских мусульман считалось нравственной обязанностью родителей» [12, 20]. Он отмечает также, что во второй половине XIX века в башкирских и татарских деревнях Южного Урала было свыше 600 мектебов и медресе с более чем двадцатью тысячами учащимися. Кроме того, действовало немало домашних пунктов обучения мальчиков и девочек. Не удивительно, что в истории Башкортостана немало известных просветителей: Мифтахетдин Акмулла (1831-1895), Ризаитдин Фахретди-

педагогический журнал спшкортостпнп м з(5в), 2015 аежааз

нов (1859-1936), Мухаметсалим Уметбаев (1841-1907), Мажит Гафури (1880-1934), Шайх-зада Бабич (1890-1919), Даут Юлтый (1893-1938), Мирсалих Бекчурин (1819-1903) и др.

Коренные изменения, произошедшие в России в начале XX столетия, привели к полной утрате системы мусульманского образования в Башкортостане. С началом строительства нового государства постепенно уменьшается число мечетей и мусульманских учебных заведений. По сводкам Башкирского обкома партии, за 1925/1926 учебный год по линии ЦДУМ функционировало 125 приходских школ с количеством учащихся 2328 (1159 мальчиков и 1169 девочек); по линии ДУМ РБ было открыто 70 школ с количеством учащихся до 1500 [3, 16]. Т.М. Аминов отмечает, что мусульманские учебные заведения продержались в регионе до конца 20-х годов, когда с утерей мечетей и возможности получения мусульманского образования, мусульманские народы стали утрачивать традиционные связи с миром ислама.

В советский период на территории СССР официально действует единственное крупное мусульманское учебное заведение - медресе Мири Араб (г. Бухара, Республика Узбекистан). Его выпускниками в советский и постсоветский период были такие известные религиозные и государственные деятели, как председатель Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ РФ), верховный муфтий России, Шейх-уль-ислам Талгат Таджуд-дин (годы учебы: 1966-1973); председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин; муфтий Азербайджана Аллахшукюр Пашазаде; муфтий Казахстана Ратбек Нысанбайулы; Президент Чеченской Республики Ахмад Кадыров. В свое время здесь проходили обучение и представители Башкортостана: муфтий Республики Башкортостан Нурмухамет Нигматул-лин (1971-1975), имам-мухтасиб Белорецкого района Исмаил Мухамедьянов (1991), имам-мухтасиб Ишимбайского района Рафкат Рафиков (1987), имам-мухтасиб г. Сибай Аглям Газизов (1988), имам-мухтасиб г. Стерлитамак Ришат Рафиков (1989).

Если получение религиозных знаний в целом по стране было резко ограничено, то возможности получения религиозных знаний за рубежом мусульмане лишились практически полностью. Т.М. Аминов отмечает, что «обучаться за рубежом было возможно, прежде всего, в Ливии и Египте. Правда, такая возможность была мизерной» [3, 17]. Одним из немногих, кто обучался за рубежом в советский период был муфтий Талгат Таджуддин (Международный иламский университел ал-Азхар, г. Каир, Египет. Год учебы - 1978 г.).

1992 год стал переломным в развитии мусульманского образования в Башкортостане. После принятия закона об образовании, начинается подготовка к открытию новых медресе, и уже к середине 90-х на базе дореволюционной «Галии» открывается медресе имени Ризаэтдина Фахретдинова, переросшее впоследствии в Российский исламский университет (ЦДУМ РФ). Примерно в это же время начинают действовать подведомственные ДУМ РБ медресе в городах Агидель, Баймак, Белорецк, Октябрьский, Сибай, Уфа. В сложных условиях не все мусульманские учебные заведения смогли восстановиться; сегодня на территории Башкортостана действуют Российский исламский университет и медресе в г. Октябрьский, подведомственные ЦДУМ РБ, а также Медресе имени М. Султановой (г. Уфа), Медресе «Галия» (г. Уфа), Медресе «Нур ал-Иман» (г. Стерлитамак), подведомственные ЦРО ДУМ РБ.

Сегодня государство прилагает серьезные усилия, направленные на становление отечественной системы мусульманского образования: принята «Комплексная программа содействия развитию сферы религиозного образований на 2005-2015 гг.», разработанная Министерством образования и науки Российской Федерации; учрежден Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования (создан 12 декабря 2006 г.; зарегистрирован 31 января 2007 г.). В соответствии с упомянутой выше комплексной программой, БГПУ имени М. Акмуллы начал подготовку специалистов (юристов) с углубленным изучением истории и культуры ислама; он стал вузом-партнером Российского исламского университета ЦДУМ РФ, а также шефствует над девятью медресе, находящимися как в Башкортостане, так и в

педагогический журнал спшкортостпнп м з(5в), 2015 аежааз

других регионах Урала и Поволжья. Для реализации федерального проекта на высоком уровне в БГПУ имени М. Акмуллы создан Научно-исследовательский центр развития мусульманского образования (НИЦ РМО БГПУ имени М. Акмуллы) [5, 5]. Но, несмотря на объединение усилий мусульманского духовенства и государства, мусульманские учебные заведения современного Башкортостана еще далеки от уровня начала XX века [4].

С распадом СССР открылись большие возможности выезда на учебу по религиозной линии. Так, в начале 90-х, Государственный комитет по науке РБ организовал выезд первой партии из десяти человек для учебы в Международном исламском университете ал-Азхар (г. Каир, Арабская Республика Египет). Они должны были жить и учиться в Каире на стипендию Кувейтского благотворительного фонда ал-Бабтин. Чуть позже по той же линии были отправлены еще две подобные партии. Как осуществлялся отбор - не вполне ясно и, к сожалению, по различным причинам большинство тех ребят оставили учебу. В те же 90-е, видными исламскими деятелями были организованы единичные выезды на учебу в Республику Судан: из Уфы для учебы в Институте арабского языка и исламской культуры при Международном университете Африки были направлены четыре человека; но и тогда Башкортостан не пополнили дипломированные специалисты в религиозной области.

В тот период активный отбор и приглашение молодежи Башкортостана вели представители многих исламских университетов и различных благотворительных исламских организаций, появившихся в стране; собеседования с молодежью проводились в мечетях, медресе, духовных управлениях. Вполне вероятно, что отбор при этом не велся по критериям образованности, а основывался на субъективном мнении: как впишется данная личность в рамки официальной идеологии учебного заведения [10]. Среди религиозных структур, официально занимавшихся организацией выезда на учебу в ал-Азхар, было и Медресе имени М. Султановой ДУМ РБ. В годы начала 2000-х из числа учащихся данного медресе было отправлено не менее десяти человек; достаточно большие группы студентов (5-10 человек) неоднократно посылал и Российский исламский университет ЦДУМ РФ [10], но и они вернулись, не завершив полностью учебу.

Для того чтобы понять причины происходящего, необходимо изучить конкретные условия предоставления образовательных услуг мусульманскими учебными заведениями за рубежом, а также условия пребывания там нашей молодежи.

Университет ал-Азхар - один из старейших, крупнейших и авторитетнейших учебных заведений исламского мира; расположен в г. Каир (Арабская Республика Египет), имеет множество филиалов как внутри страны, так и за рубежом, причем не только в арабских странах. Кроме основных, религиозных отделений, в ал-Азхаре действуют тридцать четыре факультета: филологическое и медицинское направления; технические науки; педагогика, история, обществоведение, иностранные языки, журналистика; обучаются десятки тысяч студентов из девяноста трех стран мира.

Поступить в современный ал-Азхар может любой желающий, прошедший программу особой предфакультетной подготовки - это некая специализированная средняя школа при Университете, трехуровнего типа:

1) специальное обучение (дираса хасса) - три учебных года (реально здесь более года никого не держат);

2) подготовительный институт (махад идадий) - три учебных года;

3) институт второй ступени (маахад санауий) - три учебных года.

Здесь получают базовые языковые и религиозные знания, позволяющие начать углубленное обучение на факультете [10]. Наиболее продвинутые учащиеся могут сократить время подготовки, для чего должны показать хорошие результаты, пройдя особые экзамены - имтиханат ал-кабул. Чем выше уровень знаний, тем на более высокую ступень подготовки их могут перевести, ускоряя поступление на желаемый факультет. Учеба на фа-

педагогический журнал Башкортостана м з(5В), 2015 аеЖааз

культете рассчитана на четыре года или пять лет, в зависимости от выбранной специализации.

Много молодых людей из России выезжали и поступали в университет ал-Азхар самостоятельно. В период с 2000 по 2011 годы, по различным неофициальным оценкам, здесь находилось не менее семидесяти юношей и девушек из Республики Башкортостан. Начиная с 2009 года, ЦРО ДУМ РБ организует ряд командировок в АРЕ с целью ознакомиться с ситуацией, наладить связь, сплотить студентов, упорядочить их пребывание за рубежом, организовать каникулярную практику на родине. Эту работу организовал новый заместитель председателя дУм рБ по вопросам образования, внешних связей и связей с общественностью (Р. Саяхов). Не сразу, но сложились доверительные отношения со студентами; была налажена связь Башкортостана с Российским культурным центром в г. Каир (где студенты провели День культуры Башкортостана); введена в практику отчетность студентов о ходе учебы; организована летняя практика для приезжающих на каникулы; проведен телемост Уфа-Каир (когда в ДУМ РБ были приглашены не только родители студентов, но и представители органов государственной власти, журналисты); организованна общая вакцинация студентов перед отъездом и т. д.

В связи с осложнением обстановки и последовавшей революцией в январе 2011 года, многие студенты были вынуждены оставить учебу и покинуть Египет. [3 февраля 2011 года специальным бортом, отправленным Правительством Республики Башкортостан, из охваченного беспорядками Каира были эвакуированы более семидесяти студентов, примерно половина из которых - жители Башкортостана. Следует отметить, что это стало возможной благодаря тесным связям, налаженным со студенчеством республиканским духовным ведомством - ДУМ РБ. С того момента лишь единицы вернулись в АРЕ для продолжения учебы; из соображений безопасности новые командировки более не осуществлялись.]

Наиболее серьезные трудности, с которыми сталкиваются наши студенты в ал-Азхаре - это непривычная предоставленность самим себе, материальные проблемы, длительное пребывание вдали от родины, сложность и растянутость учебы во времени, отсутствие базовой языковой подготовки; ситуации столкновения различных идеологий и мента-литетов [10]. Материальные проблемы часто решались за счет местных и зарубежных благотворительных фондов. Насколько известно, официальных благотворительных организаций в Каире - порядка десяти: среди них есть те, что обеспечивают студентов сразу и жильем, и питанием, и небольшой стипендией; другие предоставляют жилье и стипендию; третьи поддерживают студентов лишь ежемесячной стипендией или выдачей продовольственного пайка. Кроме того, распространены индивидуальные формы поддержки отдельных студентов различными спонсорами. Попасть же на обеспечение той или иной организации, уже находясь в Каире, можно только будучи официально зачисленным на учебу при университете ал-Азхар.

Слабое знание арабского языка не лучшим образом отражается на качестве обучения. Усугубляет данную проблему и существующая «двойственность» языка: местный диалект значительно отличается от литературного языка и языка обучения. Приходится осваивать и диалект, поскольку не все преподаватели даже в университете излагают материал на классическом арабском. Отсутствие текущего контроля и корректировки получаемых знаний - особенность данной системы образования, отрицательно сказывающаяся на качестве получаемого образования. На протяжении учебного года никто не интересуется, понимает ли иностранный студент материал вообще, так ли понимает, запоминает ли, в силах ли изложить свои мысли на чужом (или, хотя бы, на родном) языке; при этом, несмотря на отсутствие текущего контроля, единые экзамены в конце семестра проводятся по весьма жестким правилам и практически не оставляют никаких шансов для нерадивых студентов. В итоге с дипломами ал-Азхара вернулись на родину лишь единицы и не все смогли найти себе занятие официальных духовных работников.

педагогический журнал Башкортостана м з(бв), sots bssssss

Обобщая опыт обучения выходцев из Башкортостана в университете ал-Азхар за последние двадцать пять лет, можно видеть, что выезды в основном происходили спонтанно, предварительная языковая подготовка либо полностью отсутствовала, либо была недостаточной; часто молодые люди не имели четкого представления о целях своего выезда и его возможных результатах. Подавляющее большинство студентов не завершили учебу и вернулись, не получив диплом: по приблизительным оценкам, с дипломами вернулось не более 5-10 % от общего числа выехавших. Как правило, даже ребят, выезжавших по официальным направлениям, никто не сопровождал и не курировал. Вернувшиеся из-за рубежа не смогли найти себя в религиозной области и пополнить ряды действующего духовенства; часто их контакты с представителями действующего духовенства затруднены. Лишь незначительная часть выехавших на учебу вернулись на родину с дипломами; некоторые из них пополнили ряды действующего духовенства; другие занимаются переводами, публикуют статьи и книги, участвуют в конференциях; иные продолжили учебу в светских вузах; часть дипломированных специалистов уехали работать в другие регионы (в основном - в Республику Татарстан). После длительного пребывания за рубежом молодые люди испытывают серьезные проблемы, связанные с трудностями социализации и интеграции в мусульманское сообщество у себя на родине.

Таким образом, развитие мусульманского образования в Башкортостане имеет богатую историю. После почти векового застоя и утери наработанного опыта, в начале 90-х годов XX столетия система мусульманского образования возрождается. В этих условиях, учеба за рубежом продолжает оставаться привлекательной, однако, в силу различных факторов, ее эффективность за последние двадцать пять лет была невысока [10]. В новых условиях представители мусульманского духовенства (и государство) прилагают усилия для создания современной и эффективной отечественной системы исламского образования, которая аккомулировала бы положительный исторический и современный опыт отечественной и зарубежной систем образования, была бы способна сотрудничать (и конкурировать) с лучшими зарубежными исламскими учебными заведениями

1. Агзамходжаев, С. Проблемы становления и развития мусульманского образования на постсоветском пространстве [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.idmedrna.nj/books/school-book/P1835.

2. Аминов Т.М. Теоретические и методологические основы историко-педагогического исследования [Текст] // Педагогический журнал Башкортостана. 2007. № 2. С. 42-46.

3. Аминов Т.М. Развитие мусульманского образования в Башкортостане [Текст] // Духовное управление мусульман Республики Башкортостан сегодня. - Уфа: Мир печати, 2012. - 100 с.

4. Антология истории мусульманского образования в Республике Башкортостан [Текст] / сост. Т.М. Аминов. - Уфа : Изд-во БГПУ, 2010.

5. Во имя мира и согласия в обществе : сб. материалов по профилактике религиозного экстремизма [Текст] / автор предисл. и сост. Г.Б. Фаизов. - Уфа : Изд-во БГПУ, 2013. - 160 с.

6. Ислам в Казахстане. ttps://ru.wikipedia.org/wiki/

7. Ислам в Китае. Islam in China // «Вестник Московского университета». Сер. 13. Востоковедение. М., 2010, № 4. С. 56-69.

8. Комиссина, И.Н., Куртов, А.А. Шанхайская организация сотрудничества : становление новой реальности [Текст] / И.Н. Комиссина, А.А. Куртов. - М. : Российский институт стратегических исследований, 2005. - 117 с. - ISBN 5-7893-0064-2.

9. Курбанова, Н.. Исламское образование в Кыргызстане [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.ca-c.org/journal/2014/journal_rus/cac-01/08.shtml.

10. Саяхов, Р.Л. Университет ал-Азхар. Записки студента [Текст] / Р.Л. Саяхов. - Уфа : изд-во «ХАН», 2009, 72 с. : с цв. вкладышем.

11. Тусупбаева, Г.А., Шаймергенов, Т.Т. Роль международных структур в обеспечении региональной безопасности в Центральной Азии : перспективы для ШОС и НАТО : сб. материалов «Третья ежегодная алматинская конференция по вопросам безопасности и регионального сотрудничества». г. Алматы, 2005 г.

12. Фархшатов, М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период : 60-90-е гг. XIX в. [Текст] / М.Н. Фархшатов. - М. : Наука, 1994. - 144 с.

13. Юнусова, А.Б. Ислам в Башкортостане. - Уфа : Уфимский полиграфкомбинат, 1999. - 352 с. : ил. - Библиогр. : с. 319-337. Указ. имен., геогр. : с. 338-350.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.