Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНОЙ СФЕРОЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ'

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНОЙ СФЕРОЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ СФЕРОЙ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН КУРСЫ / DIGITAL ECONOMY / DIGITALIZATION / E-EDUCATION / SPIRITUAL MANAGEMENT / INDIVIDUALIZATION / MASS COMMUNICATION / OPEN ONLINE COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагитов Салават Талгатович

В статье рассматриваются вопросы управления социкультурными процессами, возникающими в ходе цифровизации социума, в том числе - влияние цифровизации на изменение управленческих процессов в различных сферах жизнедеятельности общества; показано, что процессы цифровизации опираются на субъектно-субъектный подход в управлении, а индивидуализация и необходимость индивидуального подхода ко всем участникам процесса управления - важный тренд цифровой экономики. Подробно рассмотрены изменения в социокультурной среде, вызванные переходом к цифровой экономике, которые предложено рассматривать как процессы массовой коммункации, что позволяет структурировать управленческие процессы в данной сфере. На примере изменений образовательных процессов в высшей школе показаны особенности влияния цифровизации на духовную сферу общества, отмечены возможные риски внедрения «цифры», а также предложена модель управления духовной сферой в условиях цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сагитов Салават Талгатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MANAGEMENT OF SPIRITUAL AREA IN THE CONDITIONS OF TRANSITION TO DIGITAL ECONOMY

The article deals with the management of social and cultural processes that arise in the course of the digitalization of society, including the impact of digitalization on the change in management processes in various spheres of society; it is noted that digitalization processes involve the use of a subject-subject approach in management; there is an important trend of the digital economy - individualization and the need for an individual approach to all participants in the management process. Considered in detail issues relating to changes in the socio-cultural environment, caused by the transition to a digital economy; it was proposed to consider such processes as mass communion processes, which allows structuring managerial processes in this area. On the example of changes in educational processes in the system of higher education, the possible risks of introducing the “numbers” are noted; the features of the influence of digitalization on the spiritual sphere of society are also noted; a model for the management of the spiritual sphere under digitalization conditions has been proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНОЙ СФЕРОЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

педагогический журнпл епшкортоегпнп м з(аг), яо19

проект по проблемам медиаобразования с учеными Евразийского национального университета Республики Казахстан и по проблемам медиавоспитания с учеными Технологического вуза Республики Таджикистан. В рамках научно-сетевого проекта заявлены такие актуальные для вузовского образования темы, как: «Интерактивные воспитательные технологии в контексте УШОС»), «Формирование воспитательной медиасреды в техническом вузе», «Проектирование персонифицированной информационно-образовательной среды в системе профессионального образования» и др.

Мы осознаем, что успех, будет достигнут только совместными усилиями по разработке информационного ресурса, позволяющего обмениваться электронными пособиями, видео-копилками, инновационными формами дистанционного обучения и компьютерного контроля. Реальное общение, подкрепленное информационно-коммуникационными технологиями, это тот симбиоз, который гарантирует успешность формирования конкурентоспособного, мобильного, компетентного специалиста, который почерпнув все самое лучшее из ресурсов вузов-партнеров, обогатит информационно-технологический потенциал своего региона.

В целом, оценивая опыт годичного сотрудничества, пришли к единодушному мнению, что последовательное наращивание эффективного взаимодействия потребует постоянного обмена опытом в области модернизации систем образования, приложения скоординированных усилий по всему спектру проблем в этой сфере. В итоге совместных усилий актуализированы стратегические и тактические задачи:

- развитие межгосударственного сотрудничества в сфере образования и науки в рамках направлений «Педагогика»;

- развитие системы подготовки высококвалифицированных кадров для национальных экономик стран УШОС и педагогических кадров УШОС, обеспечивающих формирование евразийского образовательного пространства;

- содействие качественной подготовке высококвалифицированных педагогических работников для многоуровневой модели образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура, дополнительное профессиональное образование);

- реализация совместных научно-исследовательских программ и проектов.

Тактические задачи вузов-партнеров в рамках направления «Педагогика"

- продолжение работ по согласованию «дорожной карты» проектирования и реализации совместной деятельности вузов-партнеров по развитию сотрудничества в контексте УШОС по направлениям «Педагогика»;

- согласование основных образовательных программ и пакета сопроводительных документов;

- разработка организационно-технологического сопровождения образовательного процесса вузов-партнеров по совместным образовательным программам;

- продвижение инновационных форм реализации открытого университета на базе

УШОС;

- обсуждение возможностей создания консультативного совета из представителей студенчества вузов-партнеров как связующего органа между руководством и студенчеством;

- продвижение инновационных форм в области управления образовательным процессом вузов-партнеров;

- согласование нормативно-правового обеспечения сетевого взаимодействия;

- согласование принципов, технологий и методик сетевого взаимодействия в рамках направлений «Педагогика» УШОС;

- разработка новых методик, современных технологий обучения, образовательных программ в высшей школе государств - членов ШОС;

- подготовка научно-педагогических кадров в сетевой аспирантуре;

педагогический журнпл епшкортоегпнп м з(аг), яо19

- определение совместных научно-исследовательских направлений и проектов по педагогическим наукам;

- внедрение системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров в контексте сетевого взаимодействия вузов-партнеров;

- формирование иноязычной и межкультурной компетенций студентов и преподавателей вузов-партнеров.

В целом международное сотрудничество в рамках УШОС требует дальнейшей разработки программно-целевых, организационно-содержательных и методико-технологических механизмов согласования и реализации основных образовательных программ и создания пакета сопроводительных документов, нормативно оформляющих цели и формы деятельности университета, его органы управления, систему взаимодействия между вузами-партнерами.

В последние годы мы оказываемся свидетелями все более ускоряющегося развития трансграничных процессов - следствия нарастающих темпов глобализации, сущность которой связана со все возрастающим потоком технологий, знаний людей, ценностей и идей, пересекающих национальные границы, то есть формирование новой образовательной реальности - глобального информационного пространства - предпосылки формирования мирового образовательного пространства, возникновения глобальной системы образования. Но, развивая сотрудничество с зарубежными коллегами при создании новых моделей образования необходим инстинкт самосохранения, обращение к отечественной истории образования, развитие собственных образовательных традиций. Только в этом случае интеграционные процессы в образовании глобализирующегося мира будут позитивными для нас. Основные практические ходы отечественного вуза в этом направлении должны быть направлены на привлечение иностранных инвестиций, ученых зарубежных вузов для работы в наших университетах, на использование учебно-материальной и научно-исследовательской базы зарубежных университетов в подготовке специалистов для отечественной системы образования.

Таким образом, формирование глобального образовательного пространства должно сопровождаться совершенствованием национальных образовательных систем, повышением их конкурентоспособности.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

С.Т. Сагитов

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНОЙ СФЕРОЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация, электронное образование, управление духовной сферой, индивидуализация, массовая коммуникация, открытые онлайн курсы.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы управления социкультурными процессами, возникающими в ходе цифровизации социума, в том числе - влияние цифровизации на изменение управленческих процессов в различных сферах жизнедеятельности общества; показано, что процессы цифровизации опираются на субъектно-субъектный подход в управлении, а индивидуализация и необходимость индивидуального подхода ко всем участникам процесса управления - важный тренд цифровой экономики. Подробно рассмотрены изменения в социокультурной среде, вызванные переходом к цифровой экономике, которые предложено рассматривать как процессы массовой коммункации, что позволяет структурировать управленческие процессы в данной сфере. На примере изменений образовательных процессов в высшей школе показаны особенности влияния цифровизации на духовную сферу общества, отмечены возможные риски внедрения «цифры», а также предложена модель управления духовной сферой в условиях цифровизации.

Актуальность темы. Значимость исследования связана с тем, что цифровизация, под которой понимаются процессы сбора, обработки, передачи и использования данных технологическими системами охватывают все большие сферы жизнедеятельности человека, что приводит к улучшению качества жизни социума. Более того, происходит не просто расширение цифровизации, но и ее углубление, особенно если сравнивать с 1995 годом - периодом, когда Николас Негропонте предложил использовать термин «цифровизация». Сегодня мы не просто пользуемся компьютерной техникой, компьютерными программами для решения отдельно взятых вопросов, а уже имеем возможность формировать технологические системы для решения целого класса задач (Свириденко, 2017). Цифровизация это уже не ближайшее будущее, а объективная реальность, меняющая существование каждого конкретного индивида. Не только форма, но и содержание основных сфер жизнедеятельности человека изменяется ежечасно, так как цифровизация сегодня - это объективный и нарастающий процесс.

Цель исследования. Анализ научной и научно-популярной литературы последних лет позволяет сделать вывод, что основные труды, как отечественных, так и зарубежных ученых посвящены воздействию цифровизации (кроме непосредственно /Т-отрасли) на экономические процессы, но гораздо меньше внимания уделяется вопросам влияния цифровизации на духовную сферу. При этом следует отметить, что практически отсуствуют глубокие исследования, связанные с возможными изменениями в процессе управления духовной сферой. Таким образом, целью исследования является анализ связей между субъектами управления в социкультурной сфере, особенности их взаимодействия и выработка модели управления в условиях перехода к цифровой экономике. Также отметим, что под социокультурной сферой мы понимаем подсистему общества, в которой создается и сохраняется нормативная культурная традиция, разделяемая в той или иной степени всеми членами общества и передаваемая от поколения к поколению через различные социальные процессы (Михеева, 2008).

Постановка задачи. Очевидно, в зависимости от сферы жизнедеятельности разнятся и подходы, и методы, и темпы внедрения цифровых технологий. В частности, происходящие изменения в экономической сфере вносят свои коррективы во

12

sssssg§§§§ss§ss§sss§§sss£ проблемы современной психологии и пеапгогини

взаимоотношения между производителем и потребителем товаров и услуг, причем производитель всегда ориентируется на мнение потребителя, но, как считают ученые, «если ранее все технологии оказывали влияние в процессы создания, распределения и обмена товаров и услуг, то «когнитивные технологии проникнут, вмешаются и вызовут существенные изменения на всех этапах экономического процесса, в том числе и в процессе потребления» (Кешалава, Буданов и др., 2017).

Также и в общественно-политической сфере - появление нового инструментария в виде социальных сетей переформатирует работу как партий, общественных объединений, движений, так и органов государственной власти во взаимоотношении с населением. В настоящее время значительное число чиновников имеют свои странички в социальных сетях, на которых «держат отчет» перед неведомыми им гражданами своего муниципалитета, региона, страны. Такая необходимость возникла ввиду того, что общественные проблемы требуют быстрой реакции для решения и свежей (первичной) информации, иначе потом общество будет «потреблять» информацию разного рода аналитиков и политических деятелей, которые могут преподнести ее в своих итересах.

В качестве положительного примера использования big data в социальной сфере можно привести Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО), внедряемую в России. ЕГИССО - информационная система, позволяющая получать гражданам и органам власти актуальную информацию о мерах социальной поддержки, оказываемой из бюджетов всех уровней, как в отношении отдельно взятого человека, так и в целом по стране, а также получать сведения, необходимые органам власти для предоставления мер социальной поддержки каждому конкретному человеку. В то же время использование новейших достижений в области информационных технологий может быть связано и с конфликтами: так, в марте 2019 года в Калифорнии (по сообщению агентства CNN) доктор, воспользовавшись возможностями телемедицины, предпочел объявить больному о его скорой смерти через видеосвязь, заранее записав свое обращение, чем навлек на себя гнев его родственников (Andone, Moshtaghian, 2019).

Наиболее сложно, по нашему мнению, процессы цифровизации протекают в духовной сфере, так как она и организуется целенаправленно, и отражает нравственные (нематериальные) качества человека - мировоззрение и нравственные качества личности. Таким образом, изложенное обусловливает задачу поиска такого оптимума внедрения цифровых технологий в жизнь социума, который предотвратит превращение человека в киборга, а человеческие отношения - в процесс обмена цифровыми данными.

Духовная сфера. Под духовной сферой мы понимаем область материальных и нематериальных образований, включающих идеи, ценности образования, культуры, религии, искусства, морали и так далее. Она также подвергается значительной трансформации: все чаще применяются технологии, например, в сфере культуры. Так, съемка кино без использования компьютерной графики уже практически не представляется возможным, а поиск кинофильмов и спектаклей, электронных книг во всемирной паутине в любой точке земного шара уже воспринимается как объективная и необходимая реальность. Вместе с тем существует достаточно спорное применение цифровых технологий, например, написание стихов искусственным интеллектом - еще в 201б году такой сервис по написанию стихов на русском языке презентовал «Яндекс». За последнее время Школой лингвистики НИУ «Высшая школа экономики» в данном направлении проделана значительная работа. Так, в декабре 2018 состоялось издание книги «Нейролирика», в которой искусственным интеллектом объединены тексты, написанные в стиле поэтов разных эпох: от античности в русском переводе - до Серебряного века и современности. А уже в 2019 году в была создана нейросеть Нейрошагир (шагир, в переводе с башкирского - поэт) - программа, которая самостоятельно пишет стихи на башкирском языке. Как отметил один из ее создателей Борис Орехов, «исходным

педагогический журнпл спшкортостпнп м з(вя). яо19

материалом, так называемой «обучающей выборкой», стали оцифрованные поэтические произведения 100 башкирских поэтов XX века» (Соболевская, 2018; Шахов, 2019). Была создана трехслойная искусственная нейронная сеть и рассчитана вероятность следования букв в стихах друг за другом.

Анализ литературной ценности нейростихов не входит в задачи данной работы, однако отметим два аспекта. Первый - констатационный, предполагающий, что кроме компьютерных ботов, способных общаться с человеком на бытовые темы, искусственный интеллект «заходит» в духовную сферу. Второй аспект больше философско-эмоциональный - «Для чего?» Для чего создавать нейронные сети, которые будут писать стихи или романы? Ведь как писал один из основоположников русского символизма, великий русский поэт и литературовед В.Я. Брюсов «художник пересказывает свои настроения; его постоянная цель раскрыть другим свою душу... Кто дерзает быть художником, должен найти себя, стать самим собою. Не многие могут сказать не лживо: «это - я». В общем употреблении есть ограниченное число личин, которыми и прикрываются люди, то из подражания, то из страха. Художнику необходимо осмелиться и снять с себя такую личину. Пусть художник готовится к подвигу жизни, как пророк. Тот более велик из художников, кто глубже понял и полнее пересказал свою душу. Это наша ограниченность делит художников на великих и меньших...» (Брюсов, 1899). Исходя из этого, можем говорить о нейростихах и нейропоэтах как о ремесленниках в искусстве, которые, вероятно, уже в ближайшее время будут «писать» сносные («технические») произведения искусства с точки зрения литературной критики и, возможно, отстроенные для употребления, но, по сути, совершенно бесполезные как произведения искусства.

Еще один современный тренд, который наблюдается в духовной сфере - это кардинальное изменение форм и методов дистанционного образования. По мнению ряда экспертов, внедрение электронных форм обучения и онлайн-платформ изменяет роль учителя в школе (Горохова, 2016), когда на первый план в деятельности учителя выходят мотивация ученика и формирование его образовательной траектории. Такие трансформации образовательного процесса нацеливают педагогические вузы на пересмотр классической формы подготовки будущих учителей и внедрение инновационных методик и технологий. Что же касается высшей школы, то здесь одно из основных направлений -внедрение массовых открытых онлайн-курсов (далее - МООК) в образовательные программы, что позволит реализовывать сетевые образовательные процессы.

Также необходимо обратить внимание на использование мультимедиа в образовательном процессе. Результаты социологических исследований позволяют сделать вывод о возрастании требований к визуальной грамотности, так как происходит не только увеличение объема оцифрованной визуальной и аудиоинформации, но и увеличение роли визуальных, мультимедийных компонентов образовательного материала в повышении показателя его освоения (Шлыкова, 2004). Следующий аспект связан с тем, что МООК, с одной стороны, охватывают большее количество студентов; с другой стороны, большое количество онлайн курсов предполагает возможность выбора каждым конкретным студентом индивидуальной образовательной программы, при этом «чем больше человек учится, тем более индивидуализируется его образовательная траектория» (Дежина, Ключарев, 2018).Таким образом, обобщая многочисленные ситуации включения «цифры» в жизнь социума, можно констатировать, что во всех сферах жизнедеятельности человека одним из основных направлений развития становится индивидуализация, что предполагает индивидуализацию управленческих решений, причем в любой сфере.

Методологические подходы. В теории социологии, как и в практике управленческой культуры, уже давно отдается предпочтение субъектно-субъектным отношениям между участниками управленческого процесса, потому что как субъект, так и объект управления обладают сознанием, волей и определенным социальным опытом, то

ажашшзммшшб®^ проблемы современной психологии и пеапгогики

есть качествами, необходимыми для управления и самоуправления (Насибуллин, Бикметов, 2005). Отметим, что субъектно-субъектный подход в социальном управлении стал применяться не только и не столько благодаря теоретическим изысканиям определенной группы ученых, а вследствие достижения обществом такой ступени развития, при которой «управление представляет собой не одностороннее воздействие управляющей социальной системы на управляемую, а диалектическое взаимодействие между его субъектом и объектом, состоящее из многообразных прямых и обратных связей между ними» (Атаманчук, 1974).

В общем случае практически любой процесс социального управления имеет дело не только с очевидными процессами воздействия субъектов управления на объект, но и с процессами, протекающими латентно. Поэтому целесообразно при изучении процесса управления в социально-духовной сфере применить подход, при котором процесс управления будет рассматриваться как процесс массовой коммуникации. Ранее уже отмечалось, что при таком подходе изучаются не только характеристики объекта «потребитель - население», что мы можем наблюдать в большинстве проводимых исследованиях, но и появляется возможность более детального изучения и других важных элементов процесса управления (Сагитов, 2018). В общем виде в процессе массовой коммуникации мы выделяются следующие основные элементы: «Источник информации», «Коммуникатор», «Продукция», «Коммуникационный канал», «Потребитель», «Социальные фильтры», «Индивидуальные фильтры» и «Обратная связь». Доказано, что эффективность всей управленческой цепи зависит как от функционирования каждого ее элемента, от характера отношений между ними, так и от степени соответствия каждого компонента коммуникационного процесса соседнему по входным и выходным параметрам.

Причем следует подчеркнуть важную деталь: с внедрением цифровизации, как уже было отмечено выше, на первый план выходит индивидуализация, персонификация потребителя. Если раньше в большей степени объект социального управления был обезличенным и основное различие уделяли его субъектам, в том числе и со стороны объекта, то в настоящее время, ввиду технических новаций и цифровизации большинства процессов, именно индивидуализация объекта управления вносит существенные коррективы в сам управленческий процесс. Значительное число коммуникаторов через несметное количество коммуникационных каналов доводит неограниченный объем информации до миллиардов потребителей, причем, что важно, за короткий промежуток социального времени.

Большой массив информации сегодня обрабатывается одномоментно и со стороны потребителей, и со стороны производителей. К чему это может привести и как выстроить индивидуальные программы под каждого потребителя, вот в чем вопрос. Продажа материальных товаров по индивидуальным запросам - уже реализованный процесс. Но надо понимать, что цифровизация помогает организовать в большей части индивидуальную логистику, хотя и индивидуальное производство (не элитарное, которое было всегда) тоже имеет место быть. В духовной же сфере, в частности, в культуре и образовании, выстроить индивидуальные процессы обезличенному потребителю без потери качества представляется очень сложной, фактически неразрешимой задачей. В первую очередь это связано с тем, что управление в духовной сфере не ориентировано исключительно на количественные показатели. Если брать практически любую теорию мотивации, например, теорию приобретенных потребностей Маслоу, то цифровизация в духовной сфере способствует удовлетворению потребностей физического существования, но удовлетворить социально-приобретенные потребности (которые зиждутся на эмоциональной основе) только в цифровом формате невозможно.

Цифровизация образования. В настоящее время в Башкирском государственном педагогическом университете имени Акмуллы достаточно активно используются элементы

педагогический журнал спшкортостпнп м з(вя). sot 9 bSS§sss

цифрового образования. Анализ степени внедрения онлайн курсов в систему высшего образования позволяет условно выделить пять уровней внедрения МООК, где начальный (нижний) уровень предполагает частичное использование электронного контента для самостоятельного изучения обучаемыми, а конечный (верхний) - полный отказ от аудиторного обучения. В современных условиях наиболее оптимальным представляется применение смешанной модели обучения с сохранением контактных форм аудиторной работы, первая апробация которой была проведена в 2017 году. Следует отметить, что согласно результатам социологических исследований, проведенных на базе Уральского федерального университета, не только педагогическое сообщество, но и студенчество сегодня не готово перейти на электронное обучение: такую готовность выразили лишь 15% обучающихся, против такого перехода высказались 69% опрошенных и 16% затруднились с ответом (Зборовский, 2018). Отметим также, что в Башкирском государственном педагогическом университете перед обучением на МООК был проведен открытый опрос студентов по вопросу заинтересованности в онлайн-обучении, который показал, что 72% студентов считают внедрение МООК в образовательный процесс перспективным решением и ожидают получить от обучения на МООК новые знания. Пилотное внедрение МООК в образовательный процесс показало необходимость существенного пересмотра всей управленческой цепочки, начиная с изменения локально-нормативной документации, структуры и качества электронных курсов, а также продолжительности видеолекций. Кроме того, нагрузка на профессорско-преподавательский состав при проверке большого количества заданий студентов (каждый из которых индивидуальность!) выявила необходимость модернизации системы оценки формируемых компетенций в автоматизированном режиме. Вместе с тем существует понимание, что дальнейшее развитие цифровых технологий поможет выстроить действительно индивидуальную образовательную траекторию для студентов.

Конечно же, диджитализация предполагает и определенные риски. Один из них связан с неадекватным использованием новых информационных и образовательных технологий, которые способны привести не только к снижению эффективности и качества высшего образования, но и ослабить вузы, снизить к ним доверие и подорвать единство между такими общностями, как студент и преподаватель, что в итоге окажет влияние на высшее образование как социальный институт (Зборовский, 2018). Другой - более прикладного характера - предполагает потребность в соответствующих преподавателях, а также их новую нагрузку в процессе цифровизации образования. Для решения этой проблемы представляется необходимым пересмотреть роль преподавателя в вузе, отойдя от чисто «гумбольдтовского» типа университета. Преподаватель к функции посредника-транслятора содержания предмета должен добавить и функцию профессионального компетентного консультанта, тьютора по выбору и навигации, в том числе в медиаконтенте (Bames, 2003). Особенно актуально это в свете перехода высшей школы к модели «Университет 3.0», при которой вуз должен создавать «базовые компоненты общества знаний - новые индустрии, инновационные экосистемы, перспективные технологические рынки, экономически лидирующие регионы, культурно-обогащенные пространства» (Lane, 2013). Модель «Университет 3.0» принципиально и априори ориентирована на индивидуальность, на подготовку личности, «обладающей выявленной специализированной креативностью, навыками научно-исследовательского познания, способной стать носителем компетенций высокого уровня» (Карпов, 2018).

Необходимо учесть еще один важный аспект - занятость населения, так как «углубление автоматизации и развитие роботизации сократит количество рабочих мест невысокой квалификации: один только беспилотный транспорт оставит без работы миллионы людей. Кроме того, развитие технологий когнитивных / умных вычислений сделает ненужными значительную часть «офисного планктона» (Кешалава, 2017). Более

ажашшзммшшб®^ проблемы современной психологии и пеапгогики

того, увеличение количества и разнообразия отраслевых цифровых платформ лишит предмета деятельности большинство компаний-посредников (в широком понимании этого слова), так как производитель и покупатель смогут легко находить друг друга напрямую и вступать в договорные отношения. Но ни в коем случае в духовной сфере нельзя допустить ситуацию, аналогичную той, которая в конце ХХ века произошла в нашей стране в сельском хозяйстве, когда значительное число аграриев потеряли свои рабочие места по причине индустриализации и автоматизации, массово пополнив ряды безработных. Учитывая изложенное, уже сегодня в образовательной среде, как и в целом в духовной сфере, необходимо прогнозировать и проектировать будущее системы, решая в том числе проблему занятости ипреподавателей, причем на всех уровнях.

Кроме того, обусловленное цифровизацией расширение спектра и индивидуализация цифровых услуг ведут к тому, что действующий сейчас контроль в области цифровых сервисов снижается (Халин, Чернова, 2018). Сегодня есть пример Китая, где к 2020 году на основе больших массивов данных планируется внедрить единую систему социального рейтинга каждого человека. Однако положительный это пример или отрицательный пока никто точно сказать не может. Внедренная еще в 2013 году правительственная программа оценки направлена на поощрение граждан по ряду параметров, а также на принятие мер в отношении тех, кто нарушает закон, либо попадает в поле зрения правоохранительных органов. Так, по сообщениям китайских СМИ, по данным на конец апреля 2018 года, более 15 миллионов китайцев (то есть каждый сотый житель) подверглись административным взысканиям ввиду «низкого уровня социального рейтинга» (Гордеев, 2016). Рейтинг же социальной полезности каждого человека (!) составляется на основе цифровых технологий: цифровые оценщики всюду следят за каждым на предмет соблюдения человеком социальных правил и норм, цифровые приборы идентифицируют каждого гражданина, оценивают баллами социальную полезность и так далее и тому подобное. Можно предполжить, что разработчики программы надеются таким образом «окультурить» людей и отношения между ними. Отмечается, что «власти страны с населением 1,4 млрд. пытаются найти свой путь управления обществом с использованием современных методов вроде обработки «больших данных» (Кириллов, 2018). Можно предположить, что следующим шагом станет «возможность вживления в тело человека устройств микроэлектроники, предназначенных для усиления каких-либо естественных функций (силы, скорости, зрения, слуха) или реализации новых (ночного зрения, приема радиосигналов и т.п.). Раз начавшись, такая чипизация станет необратимой и приведет к киборгизации человека» (Кешалава, Буданов и др., 2017).

Модели управления духовной сферой в условиях цифровизации. Возвращаясь к рассмотрению процессов управления в духовной сфере, отметим, что учеными из Университета Джорджа Мэйсона (США) предложено пять методов исследования «интегративного междисциплинарного поиска в социальном исследовании посредством вычислений при увеличивающимся масштабе информационных процессов»: автоматическая добыча информации, анализ социальных сетей, геопространственный анализ, моделирование сложности и агент-основанное моделирование (Cioffi-Revilla, 2010). По мнению исследователей, применение данных методов по отдельности или в смешанном режиме позволяет добывать информацию для принятия управленческих решений.

Мы же, рассматривая управление в духовной сфере как процесс массовой коммуникации, считаем целесообразным для планирования, анализа и контроля изучения управленческого процесса использовать следующую матрицу (таблица 1), в которой в ячейках строк и столбцов расположены элементы коммуникационного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.