Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМУ СВЕТСКОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИНТЕГРАЦИЯ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМУ СВЕТСКОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР / ISLAMIC EDUCATION / SOCIO-CULTURAL CHARACTERISTICS / INTERACTION / GLOBAL WORLD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапошникова Татьяна Дмитриевна, Зианшина Равиля Ибрагимовна

В статье рассматривается современное состояние исламского образования в России, процессы, предшествующие его модернизации, и этапы развития, пройденные за последние несколько десятилетий. Повышение внимания к исламскому образованию связано с теми геополитическими переменами и глобализационными процессами, которые происходят сегодня в мире и обусловливают необходимость рассматривать перспективы его развития с позиций многополярности, с учетом меняющейся в нем роли мусульманских стран, занимающих свою твердую нишу в глобальном мире и предлагающих альтернативу западной модели цивилизационного развития. Современное образование формируется и развивается в поликультурном обществе. Это характерная черта сегодняшнего мира и важная деталь российской действительности. Задачами образования выступают не только передача знаний и обучение профессиональным навыкам людей, но и формирование их духовного мира, развитие личностных качеств. Исламское образование не является аутсайдером данной тенденции, оно также направлено на развитие личности и формирование профессиональных компетенций. Успешное развитие системы исламского образования в России, его взаимодействие со светским имеет свои социокультурные особенности, которые выражаются интегративном движении отношений двух систем: исламского (религиозного) и светского образования. Исторические основания их современного взаимодействия основываются на многолетнем опыте проживания на совместной территории народов и общностей с различными вероисповеданиями, что способствовало формированию поликультурного общества в России. Консолидация усилий исламских образовательных организаций и государственных светских структур обусловлена необходимостью распространения достоверной информацией об исламской культуре и ее наследии, выполнения задач противодействия экстремисткой идеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шапошникова Татьяна Дмитриевна, Зианшина Равиля Ибрагимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW TO INTEGRATE ISLAMIC EDUCATION INTO THE SYSTEM OF SECULAR NATIONALEDUCATION

The article discusses the current state of Islamic education in Russia, the processes preceding its modernization and its stages over the last few decades. The increased attention to Islamic education is associated with those geopolitical changes and globalization processes which take place in the modern world in recent decades. These processes are responsible for the need to consider the prospects of the development of Islamic education from the perspective of multi-polarity and taking into account the changing role of the Muslim countries, occupying today a solid niche in the global world and offering an alternative to the Western model of civilization development. Modern education is formed and developed in a multicultural society. This is a characteristic feature of today's world and an important detail of Russian reality. The tasks of education are not only to transfer knowledge and teach people to professional skills, but also to formtheir spiritual world and develop their personal qualities. Islamic education is not an outsider of this trend; it is also aimed at personal development and the formation of professional competencies. The successful development of the Islamic education system in Russia, its interaction with the secular one has its own socio-cultural characteristics, which are expressed in the integrative movement of relations between two systems: Islamic (religious) and secular education.The historical foundations of their modern interaction are based on the long-term experience of living in the common territory of peoples and communities with different religions, which contributed to the formation of a multicultural society in Russia.Consolidation of efforts of Islamic educational organizations and state secular structures is due to the need to disseminate reliable information about Islamic culture and its heritage, to fulfill the tasks of countering extremist ideology.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМУ СВЕТСКОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

УДК 37.01/.09

Татьяна Дмитриевна Шапошникова,

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории педагогическойкомпаративистики, Институт стратегии развития образования Российской академии образования (г. Москва).

E-mail: tatianashap@inbox.ru

Равиля Ибрагимовна Зианшина, научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования,

Институт стратегии развития образования Российской академии образования (г. Москва).

E-mail: ravilya.zianshina@yandex.ru

ИНТЕГРАЦИЯ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМУ СВЕТСКОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ1

Ключевые слова: исламское образование, социокультурные особенности,взаимодействие, глобальный мир.

Аннотация. В статье рассматривается современное состояние исламского образования в России, процессы, предшествующие его модернизации, и этапы развития, пройденные за последние несколько десятилетий. Повышение внимания к исламскому образованию связано с теми геополитическими переменами и глобализационными процессами, которые происходят сегодня в мире и обусловливают необходимость рассматривать перспективы его развития с позиций многополярности, с учетом меняющейся в нем роли мусульманских стран, занимающих свою твердую нишу в глобальном мире и предлагающих альтернативу западной модели цивилизационного развития.

Современное образование формируется и развивается в поликультурном обществе. Это характерная черта сегодняшнего мира и важная деталь российской действительности. Задачами образования выступают не только передача знаний и обучение профессиональным навыкам людей, но и формирование их духовного мира, развитие личностных качеств. Исламское образование не является аутсайдером данной тенденции, оно также направлено на развитие личности и формирование профессиональных компетенций.

Успешное развитие системы исламского образования в России, его взаимодействие со светским имеет свои социокультурные особенности, которые выражаются интегративном движении отношений двух систем: исламского (религиозного) и светского образования. Исторические основания их современного взаимодействия основываются на многолетнем опыте проживания на совместной территории народов и общностей с различными вероисповеданиями, что способствовало формированию поликультурного общества в России. Консолидация усилий исламских образовательных организаций и государственных светских структур обусловлена необходимостью распространения достоверной информацией об исламской культуре и ее наследии, выполнения задач противодействия экстремисткой идеологии.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ проект № 9-013-00625 А.

Для цитирования: Шапошникова, Т.Д.Интеграция исламского образования в систему светского отечественного образования/ Т.Д. Шапошникова, Р.И. Зианшина // Педагогический журнал Башкортостана. - 2020. - № 3(88). - С. 22-37.

TatyanaD. Shaposhnikova, Cand. Sc. (Pedagogy), Senior Researcher, Laboratories of Comparative Education, Institute for Strategy and Theory of Education, RussianAcademy of Education (Moscow).

E-mail: tatianashap@inbox.ru

Ravilya I. Zianshina,

Researcher, Laboratories of the History of Pedagogy and Education, Institute for Strategy and Theory of Education, RussianAcademy of Education (Moscow).

E-mail: ravilya.zianshina@yandex.ru

HOW TO INTEGRATE ISLAMIC EDUCATION INTO THE SYSTEM OF SECULAR NATIONALEDUCATION1

Keywords: Islamic education, socio-cultural characteristics, interaction, global world.

Abstract.The article discusses the current state of Islamic education in Russia, the processes preceding its modernization and its stages over the last few decades. The increased attention to Islamic education is associated with those geopolitical changes and globalization processes which take place in the modern world in recent decades. These processes are responsible for the need to consider the prospects of the development of Islamic education from the perspective of multi-polarity and taking into account the changing role of the Muslim countries, occupying today a solid niche in the global world and offering an alternative to the Western model of civilization development.

Modern education is formed and developed in a multicultural society. This is a characteristic feature of today's world and an important detail of Russian reality. The tasks of education are not only to transfer knowledge and teach people to professional skills, but also to formtheir spiritual world and develop their personal qualities. Islamic education is not an outsider of this trend; it is also aimed at personal development and the formation of professional competencies.

The successful development of the Islamic education system in Russia, its interaction with the secular one has its own socio-cultural characteristics, which are expressed in the integrative movement of relations between two systems: Islamic (religious) and secular education.The historical foundations of their modern interaction are based on the long-term experience of living in the common territory of peoples and communities with different religions, which contributed to the formation of a multicultural society in Russia.Consolidation of efforts of Islamic educational organizations and state secular structures is due to the need to disseminate reliable information about Islamic culture and its heritage, to fulfill the tasks of countering extremist ideology.

For citing: Shaposhnikova, T.D., Zianshina, R.I.(2020)Integratsya islamskogo obrazovania v sistemu svetskogo otechestvennogo obrazovania[How to integrate Islamic education into the system of secular national education]Pedagogicaljournal of Bashkortostan. No. 3(88): 22-37. (InRuss).

DOI: 10/21510/1817-3992-2020-88-3-22-37

'The reported study was funded by RFBR, project no. 9-013-00625 А.

Современное образование формируется и развивается в поликультурном обществе. Это характерная черта сегодняшнего мира и важная деталь российской действительности. Задачами образования выступают не только передача знаний и обучение профессиональным навыкам людей, но и формирование их духовного мира, развитие личностных качеств. Важная роль в данном процессе принадлежит религиозному образованию. Следует отметить, чтосегодня, организовывая процесс обучения для передачи научного знания и понимания устройства человеческой цивилизации, сложно обойти вниманием многообразие религиозных культур, повлиявших на развитие мира в целом и нашей страны в частности. Элиминирование данной информации приводит к ограниченности полученного образования, не обеспечивает у обучающихся полноты восприятия ими картины мира, сказывается на формировании духовно-нравственной культуры личности.

Неоспоримо то, что в «последние годы роль и место религии в обществе, определены границами свободы совести конкретной личности, заметно возросли и затрагивают базовые общественные интересы и групповые культурные предпочтения разных сообществ в многонациональном и многоконфессиональном государстве, а взаимодействие религиозного и светского отражает демократические преобразования в обществе, либеральный плюрализм культурных ценностей, идей и интересов» [1, 536] разных групп населения и вызывает к себе повышенное внимание и интерес в различных сферах общественной жизни, в том числе в образовании.

В педагогической литературе категория взаимодействия рассматривается как процесс, обеспечивающий эффективность реализации образовательных задач по развитию личности и ее социализации [2]. В контексте данной темы исследования акцент делается на рассмотрение разных сторон в развитии взаимодействия между светским и религиозным образованием: «исторические основания становления феномена светскости и сложившегося взаимодействия между светским и религиозным компонентами в обществе и образовании, этапы развития взаимодействия, характеристики современных практик и моделей взаимодействия светского и религиозного компонентов в современном отечественном образовании в основных его звеньях (дошкольное образование, семейное, школа, вуз и т.д.), основные проблемы во взаимодействии светского и религиозного, которые видятся ученым, в том числе и в сохранившихся в обществе установках атеизма, секуляризованном сознании большинства людей, недостаточно проработанной нормативной базе вопроса, недостаточной разработанностью концептуальных основ духовно-нравственного образования, отсутствием теоретических исследований в педагогике в этой области, слабой координацией деятельности федеральных и местных органов управления образованием по научно-педагогическому и методическому

организационному сопровождению процесса взаимодействия светского и религиозного компонентов в образовании» [1, 540].

Среди форм взаимодействия светского и религиозного в образовании представляет интерес опыт интеграции исламского образования в светское, происходящий сегодня как во всем мире, так и в отечественном образовании. Повышение внимания к исламскому образованию связано с теми геополитическими переменами и глобализационными процессами которые происходят в современном мире в последние десятилетия и обусловливают необходимость рассматривать перспективы его развития с позиций многополярности и с учетом меняющейся в нем роли мусульманских стран, занимающих сегодня устойчивое положение в глобальном мире и предлагающих альтернативу западной модели цивилизационного развития [3].

Методологическую основу исследования составляет комплексный подход, позволяющий выделить и всесторонне рассмотреть интегративные инвариантные связи и отношения системы исламского образования с федеральными структурами государственного управления образованием, раскрывающие процесс становление исламской системы образования в России.

Ислам как религиозное учение обусловливает определенный образ жизни мусульман, регламентируемый священными текстами и распространяемый на всех членов сообщества.Основные положения которого, действующие внутри данного комьюнити, не противоречат основным принципам развития глобализации при условии сохранения мусульманами собственного видения мира и ценностных ориентиров, без давления и навязывания чуждой им западной идеологии. Напротив, общая тенденция глобализационных процессов стимулирует развитие исламских стран и модернизацию их систем образования, направленных на диалог культур и «интеграцию без ассимиляции» в обще мировое сообщество, что позволяет им оказывать определенное влияние на систему мироустройства в целом.

Процесс модернизации образования в мусульманских странах отмечен ростом интеллектуальных преобразований, основанных на переосмыслении религиозного наследия и роли философско-духовной мысли в мировой культуре таким образом, чтобы в диалоге межкультурных взаимосвязей сохранить свою индивидуальность, не допустив слепого подражания западным концепциям. Перед уммой стоит задача адаптации передовых технологий к системе исламских духовных ценностей для успешной социализации и интеграции в общемировое пространство, преодоления изолированности и дистанцированности исламских государств от глобальных процессов. Основополагающую роль в процессе модернизации занимает система образования, призванная оперативно реагировать на изменяющиеся экономические условия в обществе, способная готовить в образовательных учреждениях социально мобильных субъектов, адаптивных

под формирующуюся среду, высококвалифицированных специалистов с учетом исламской идеологической системы.

Межкультурный диалог и вовлеченность исламских государств в общемировое сообщество - это условия успешного развития системы исламского образования, которое строится на идеях, предлагаемых модернистами еще в XIX веке, в отечественной практике их выдвигали представители джадидистского движения. Ими развивалась и претворялась в жизнь идея обновления системы образования путем синтеза светских наук и религиозных дисциплин, духовно-нравственного воспитания в сочетании с патриотическим. Для этих целей необходимо переосмысление положений, заложенных в священных текстах - Коране и Сунне,в соответствии с актуальными тенденциями развития общества таким образом, чтобы они позволяли сохранить исламские культурные традиции, а также способствовали формированию ряда новых ценностных ориентиров и обеспечивали бы, как следствие, социальную трансформацию, влияющую на межкультурное и внутрикультурное взаимодействие.

Для мусульманского мира данная идея не ограничивается географическими рамками и политическим устройством отдельных государств, ислам - это сообщество стран, обусловленное спецификой социальной философии, которая лежит в основе религиозно-политического уклада мусульманских стран, и проблема модернизации их систем образования решается в разных мусульманский странах по-разному: с учетом задач образования, сроков реализации программ обучения, опыта кросс-культурного диалога каждой страны внутри исламского мира и во взаимодействии с системами образования стран Европы и Ближнего Востока. Перед мусульманскими государствами сегодня стоит задача развития собственных национальных образовательных систем в среде межкультурных связей как внутренних, так и глобального мира как феномена, обладающего качественно новым и принципиально новым уровнем в своей самоорганизации, интегрированности, целостности и взаимозависимости [4, 5]. Мусульманские страны предлагают сегодня разные формы взаимодействия и развития национальных образовательных систем в условиях глобального мира, которые обеспечивают их адаптивность к инновационным процессам.

Например, в Исламской Республике Иран система образования характеризуется отсутствием деления на религиозное и светское, предметы и дисциплины преподаются совместно, в общем порядке, сохраняя историческую преемственность мусульманского классического образования. Иранские власти не отказываются от развития и модернизации - система образования призвана удовлетворить современные потребности общества с учетом традиционных мусульманских ценностей.

Национальная образовательная система Турецкой Республики является единственной среди мусульманских стран, которая с 2001 года принимает активное участие в создании европейского образовательного пространства,

сохраняя собственную национальную и культурную идентичности, с одной стороны, и оптимально используя опыт европейских стран в модернизации своей высшей школы, с другой. Также известна активная позиция государства в распространении свой «ролевой модели для подражания» со стороны вновь созданных на постсоветском пространстве тюркских республик Кавказа и Центральной Азии» [6, 111; 7].

Актуальность вопроса сближения двух социальных институтов - религии и образования - в мировой практике определяется тенденцией пересмотра позиций духовно-нравственной составляющей в системе образования, обусловленной усилением роли религии в обществе. Проблеме синтеза религиозного и светского образования уделяется все больше внимания в профессиональном сообществе преподавателей, в общественном сознании, на дискуссионных площадках и в институтах ЮНЕСКО, однако, практическая реализация взаимодействия светского и религиозного компонентов в образовании зависит от целей и задач конкретного государства.

На территории России и постсоветского пространства наблюдаются процессы, объединяющие «институциональные структуры (дошкольные и средние образовательные учреждения, образовательные организации высшего образования, конфессиональные структуры), в которых религиозная составляющая занимает определенное место. Они эволюционируют в сторону культурного плюрализма в образовании» [8, 163]. Адаптационный опыт взаимодействия светского и исламского образования в нашей стране обусловлен несколькими факторами, а именно: светским характером государственного устройства; количеством проживающих мусульман на территории немусульманской страны (можно говоритькак об отдельных конфессиях, так и об общем числе верующих); историческим опытом межкультурного взаимодействия, традиционно сложившимся на территории России.

В условиях роста числа людей, исповедующих ислам, на территории государств возникает «необходимость повышения уровня исламского образования, о чем говорят не только религиозные деятели и руководители мусульманских религиозных организаций, но и лидеры государств, включая Президента Российской Федерации В.В. Путина, который практически во всех своих обращениях, касающихся ислама, подчеркивает необходимость реформирования мусульманской образовательной системы, воссоздания собственной исламской богословской школы, которая обеспечит суверенитет российского духовного пространства» [8, 166].

Вызовы глобализации и стремление ряда государств к изменениям в геополитической ситуации в мире остро ставит задачу сохранения целостности государства, обеспечения единства и национальной безопасности. Деструктивные феномены способствует возникновению опасности дестабилизации российского общества, развитию экстремистской деятельности как среди отдельных граждан, так и среди групп лиц, основанной на крайне радикальной религиозной идеологии (независимо от конфессии, используемой в качестве инструмента для манипуляции).

Деятельность подобных организаций тесно связана с привлечением в свои ряды новых членов и формированием у них искаженного представления об исламе в частности и общего мировоззрения в целом. Превентивными мерами по распространению данного рода деятельности является формирование информационного поля с достоверной информацией о религии как о духовно-нравственном учении и связанной с ней культурой, что и является одним из составляющих религиозного образования.

Принимая во внимание все возможные риски и перспективы сложившейся ситуации, связанные с угрозой распространения экстремистских идеологий на территории России, председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации муфтий Р. Гайнутдин неоднократно акцентировал внимание на ограниченности средств и ресурсов для формирования централизованной системной работы в области религиозного образования и просвещения, а также развития информационного пространства как элемента противодействия радикально настроенным течениям [9, 113]. В результате консолидации действий Совета муфтиев России и Правительства Российской Федерации был разработан проект мероприятий по поддержки развития исламского образования в России, целью которых стала подготовка квалифицированных кадров для мусульманских религиозных и образовательных организаций, а также повышение религиозной грамотности населения,просветительская деятельность.

По мнению заместителя директора Института востоковедения РАН А.К. Аликберова, модернизация исламского образования имеет «важное государственное значение, особенно в свете стоящей перед исламской общиной страны задачи воссоздания отечественной богословской школы» [10, 71-72]. Задача, стоящая перед институциональной системой исламского образования, заключается в сохранении традиции духовно-нравственного и религиозного воспитания с учетом социокультурных особенностей регионов России, возрождении богословской школы, способной противодействовать внешнему влиянию, укреплении самобытной исламской культуры, сформировавшейся на территории России.

Рассматривая в исторической ретроспективе процесс формирования новой структуры исламского образования в нашей стране, ученые отмечают ряд существенных изменений в ней, произошедших за этот период. Так,90-е годы XX века, стали переходным этапом в процессе возрождения духовного образования. «Пройдя путь от стихийно организованных учебных заведений до многоступенчатой системы исламского образования с утвержденной научно-методической базой. В.П. Пятков в своих исследованиях состояния исламского образования на примере Республики Башкортостан отмечал, что образовательный процесс велся «без унифицированных программ и учебных планов. Несмотря на то, что эти учебные заведения открывались по инициативе Духовных управлений мусульман, их деятельность была лишена поддержки какого-либо научно-методического, координационного центра» [11, 14]. Позднее

исламские образовательные учреждения вошли в состав Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ) в качестве структурных подразделений. Постепенное развитие и планомерная работа над содержанием образовательного процесса привели их на качественно новый уровень» [12, 398].

Специалисты выделяют несколько этапов становления и формирования образовательного пространства с включенным в него исламским образованием на территории России.

Первый этап связан с разработкой и утверждением нормативных документов по утверждению равных прав всех религиозных организаций и свободы вероисповедания для граждан Российской Федерации при сохранении общего светского устройства государственности (Конституция Российской Федерации (поправки от 4 июля 2020 года), Статья 14: «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» [13]; Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О свободе совести и о религиозных объединениях», Статья 3: «право на свободу совести и свободу вероисповедания» [14]. Принятие документов позволило религиозным организациям вести более активную образовательную и просветительскую деятельность, тем самым расширяя информационное поле для взаимодействия с верующими людьми и людьми, заинтересованными в получении религиозных знаний. Для исламского образования это означало постепенное возрождение исламского образования после длительного периода стагнации во времена советской власти.

Вторым этапом стала планомерная работа по созданию и развитию системы исламского образования и подготовке кадрового обеспечения мусульманских организаций в рамках всей страны. Начиная с 2005 года проводилась подготовка мероприятий в рамках «Комплексной программы содействия развитию сферы религиозного образований на 2005-2015 гг.», в дальнейшем был принят Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.07.2007 № 196-дсп «Об обеспечении подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007 году» [15] и Приказ Федерального агентства по образованию (Рособразования) от 15.08.2007 № 1476 «О реализации проектов, выполняемых в 2007 году в рамках Плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007-2010 годах, финансируемых за счет средств федерального бюджета» [16].

Приоритетными направлениями были указаны: организация комплексной работы структуры исламского образования с учетом всех уровней и видов образования, как светского, так и профессионально религиозного; создание и развитие научно-исследовательских центров; государственных учреждений высшего профессионального образования с включением блоков квотированных мест; системы исламского образования (от медресе до специализированных учреждений высшего

профессионального религиозного сопровождения на базе существующих учреждений высшего профессионального образования).

Правительство Российской Федерации оказало существенную помощь в становлении обновленной системы исламского образования, взяв курс на формирование нового поколения мусульманской интеллигенции, обладающей высоким уровнем социальной адаптивности и интеллектуальной грамотности. Поколения, воспитанного на нормах ислама, его гуманистических ценностях и применения их в интересах Родины, семьи и личности, независимого от внешнего влияния, выросшего на духовном наследии своей страны.

В дальнейшем проект получил развитие: в марте 2014 года президент Российской Федерации В.В. Путин распорядился подготовить программы единого исламского высшего образования с примерными программами бакалавриата и магистратуры с углубленным знанием истории и культуры ислама, ориентированные на интеграцию со светской системой образования.

В ходе общей реализации проектов по поддержке религиозного образования было разработано несколько документов, отражающих принципиально важные направления дальнейшего развития исламского образования: «Концепция развития исламского образования» (2003 г.) [17] и «Концепция подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама» (2015 г.) [18].

На сегодняшний день получение знаний об исламской культуре в России организовано в соответствии с принятым в 2012 году Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [19] и реализуется с учетом системно-деятельностного и компетентностного подходов по нескольким направлениям, среди которых: исламское образование, реализуемое религиозными организациями или учреждениями на их основе, действия которых регламентируется разного рода нормативнымиактами -«обеспечение религиозного образования частными образовательными организациями (ч. 7 и ч. 8 ст. 87 Федерального закона об образовании) [19]; образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций духовными образовательными организациями (ч. 9 ст. 87 Федерального закона об образовании); обучение религии и религиозное воспитание религиозными объединениями, не специализирующимися в области образовательной деятельности (ч. 5 ст. 5 Федерального закона о религиозных объединениях)» [18].

Особенностью реализации данного вида образовательной деятельности является трехступенчатая система организации духовного (религиозного) образования: от начальной/общей формы обучения - в семье и мектебе, профессиональной формы обучения в медресе и вузе до специализированных высших учебных заведений с программой по повышению квалификации и присвоению научной степени по теологии; светские образовательные учреждения, реализующие программы по изучению ислама, его истории и

традиций в рамках культурологического подхода (школьная многомодульная дисциплина ОРКСЭ в начальной школе, ОДНК народов России - в основной; программа подготовки специалистов с углубленным изучением ислама в вузах, востоковедческие направления обучения и другие). Ниже представлены направления данного вида образовательной деятельности из утвержденной «Концепции подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама»:

- «изучение ислама как одной из основ духовно-нравственной культуры отдельных народов Российской Федерации (ч. 1 ст. 87 Федерального закона об образовании [19])» [18];

- «реализация образовательных программ в области теологии образовательными организациями высшего образования, имеющими государственную аккредитацию (ч. 4 ст. 87 Федерального закона об образовании [19])» [18];

- изучение культуры и традиций ислама на самостоятельной основе в онлайн и офлайн формате, на информационных площадках духовных организаций, библиотеках и других организациях, осуществляющих просветительские и образовательные мероприятия в форме лекций, семинаров, круглых столов, публичных выступлений и так далее.

Приведенный выше анализ взаимодействияисламского и светского образования касается в основном государственной образовательной политики и управления образованием, разработки юридических, правовых основ, однако нельзя не затронуть и важные вопросы взаимодействия светского и религиозного компонентов на уровне содержания, методов и технологий обучения. Актуальность и значимость этих вопросов подтверждается неутихающими дискуссиями и обсуждениями их с момента постановки самой проблемы введения религиозного компонента в систему отечественного светского образования во всех его звеньях, и прежде всего в общеобразовательной

школе(Л.А. Харисова,Ф.Н. Козырев,В.Л. Бенин,С.В. Рябова,Н.П. Шитякова,Э .Н. Игорева,О.В. Кириллова и др.), тем более, что в настоящее время в рамках предметной области «Основы духово-нравственной культуры народов России» предполагается разработка концепции самой предметной области и продолжение введения вышеобозначенного курса о религиозной культуре в основную школу в рамках культурологического подхода для формирования знаний и представлений о традиционных религиозных культурах народов нашей страны. Важно определить подходы к отбору содержания данных курсов, понять, как можно рассматривать факты религиозной культуры, не нарушая принципов научности и мировоззренческого плюрализма, лежащих в основе современного школьного обучения.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» рассматривается как междисциплинарный, интегративный, реализуемый в контексте решения задач Федеральной целевой программы «Укрепление

единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» и способствующий формированию доверия и согласия между различными слоями общества (2014-2020 годы)» [20]. Международная практика преподавания религиозного образования в школе свидетельствует о пользе изучения такого рода предметов для воспитания и социализации детей - ее рассматривают как основу для обучения школьников культурному диалогу, межкультурному общению.

В рамках предмета ОРКСЭ в начальной школе модуль «Основы исламской культуры» дает школьникам первичные представления об исламе как мировой религии, о влиянии на культуру и искусство, образ жизни человека,нравственность, поведение и тому подобное; формирует толерантное отношение обучающихся к этому общественному и культурному явлению

На сегодняшний день на территории девяти субъектов Российской Федерации успешно функционирует несколько высших учебных заведений, преимущественно в регионах с наибольшим количеством мусульман среди проживающего на территории населения: это Республики Башкортостан, Татарстан, Дагестан, Ингушетия, Чеченская Республика, в Нижегородской области и городах федерального значения, Москве и Санкт-Петербурге. С апреля 2016 года в городе Болгар (Республика Татарстан) начала свою работу Болгарская исламская академия, реализующая программу «Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций (профиль «Исламские науки»)» по двум уровням обучения: магистратура и докторантура, также проводятся курсы повышения квалификации.

Важно отметить, что плодотворное взаимодействие системы государственного управления России и Духовного управления мусульман, действующего в рамках выше указных проектов, законодательных и нормативных актов, имеет важное значение для модернизации системы исламского образования и возрождения духовно-богословской мысли в России, а также выводит на качественно новый уровень подготовки выпускников исламских образовательных организаций, что позволит им в дальнейшим поступить в учебные заведения других стран, таких как Египет, Турция, Марокко, Малайзия и другие, с целью повышения квалификации и расширения межкультурного взаимодействия. Данная программа позволит и российским исламским вузам(при успешной модернизации)стать конкурентоспособными среди ведущих исламских институтов с многолетней историей.

Одной из задач модернизации системы исламского образования, как нам представляется, является обеспечение эффективного противостояния угрозе экстремистских течений и их возросшего влияния на формирование сознания молодежи, ставящих под сомнение этические и идеологические ценности, как исламские, так общечеловеческие в целом, и дискредитирующие ислам и всех его последователей. Угроза распространения экстремистских настроений и последующая их трансформация в радикальные движения затронулане только

отдельные страны и регионы, но и весь мир в целом. «Современное общественное устройство зависит от коммуникационных технологий, которые развиваются сневероятной скоростью расширяя аудиторию пользователей и свою функциональность. В этой ситуации информационное пространство - это зона повышенного риска, в котором можно найти разного рода источники с экстремистским содержанием, чем и пользуются радикальные движения распространяя свой антигуманный контент через локальную сеть. В связи с этим необходима эффективная деятельность альтернативной системы по предотвращению проникновения искаженной информации в свободный доступ, предоставляющей параллельно содержательную информацию, отвечающую вызовам времени» [21, 43]. Такой системой может и должна стать система исламского образования и просвещения, важной задачей которой может быть консолидация усилий исламских образовательных организаций и государственных светских структур в организации процесса распространения достоверной информацией об исламской культуре и ее наследии.

В качестве выводов следует отметить, что практика интеграции исламского образования в систему светского в современной в России показывает, что его модернизация и дальнейшее развитие невозможны без взаимодействия со светской системой и учета передовых технологий (образовательного и технологического инструментария), применяемых в целом в образовательном пространстве российской системы образования. Перспективными, по мнению специалистов [22, 23, 24, 25], представляются вопросы формирования целостного образовательного пространства с включением в него культурного (богословского) наследия ислама с учетом новых условий глобализации, создания образовательной среды, адаптированной под конкретные национальные условия с целью формирования у обучающихся адекватных социокультурных компетенций, соответствующих современным требованиям и не разрушающих в то же время духовных основ и культурных традиций ислама, отвечающих на современные вызовы, направленных на гармонизацию национальных, этнокультурных и конфессиональных отношений в российском обществе, снижающих социальное напряжение и противостоящих проявлениям ксенофобии и межнациональных, этических и межконфессиональных конфликтов; вопросы разработки разнообразных форм и способов взаимодействия светского и религиозного компонентов образования на уровне содержания, программ, методов и технологий обучения в конкретных учебных заведениях.

В условиях поликультурной среды важная роль отводится формированию социокультурного взаимодействия между различными слоями общества, социализации молодежи, воспитанию поликультурных компетенций, что закладывает «фундамент» бесконфликтных межличностных отношений в многонациональном и

многоконфессиональном мире на основе культурного диалога и обмена идеями между людьми с разными мировоззренческими позициями.

Выстраивание такого взаимодействия и диалога возможно на основе проверенных временем гуманистических идей воспитания, появившихся и развивающихся в различных культурах, имеющих как свои национальные особенности, так и общие схожие черты, созвучные друг с другом. Именно эти общие основания позволяют говорить об успешной интеграции разных видов образования в практике взаимодействия светского и религиозного компонентов в современных светских государствах.

1. Шапошникова, Т.Д. Проблема взаимодействия светского и религиозного компонентов в современном российском образовании / Т.Д. Шапошникова, Т.А. Костюкова, Р.И. Зианшина, А.М. Копировский, А.Л. Горбачев, Т.М. Горбачева // Образовательное пространство в информационную эпоху - 2019: сборник научных трудов: материалы международной научно-практической конференции. - Москва, 2019. - С. 535-547.

2. Якушкина, М.С. Взаимодействие социокультурных институтов как фактор развития воспитательного пространства : дис... д-ра. педагог. наук/ М.С. Якушкина; Инст. теории и истории педагогикиРАО. - Москва, 2008. - 27 с.

3. Strategy for the Development of Education in the Islamic World: First ISESCO Conference of Education Ministers. ISESCO Publications: 1438 A.H./2017 A.D. Rabat -Kingdom of Morocco. - 81 p. - URL: https://www.isesco.org.ma/wp-content/uploads/2015/05/Strategy-education-VE.pdf(датаобращения: 03.10.2019).

4. Merad, A. Reformism in modern Islam Culture. -1977. - 4(1): 114-115.

5. Walker, C.J.Islam and the west: а dissonant harmony of civilisations. - London : Sutton Publishing, 2005.

6. Muftuler-Baç, M. Turkey as an Emerging Power: аn analysis of its Role in Global and Regional Security Governance Constellations, EUI Working Paper, Robert Schuman Centre for Advanced Studies. Florence: European University Institute, 2014.

7. Davison, A. (1995). Secularisation and modernization in Turkey: the ideas of Ziya Gokalp. Economy and Society. - 24(2): 189-224.

8. Кашаф, Ш.Р. Диссеминация опыта институциональной! организации исламского образования во внешнеполитическом контексте взаимодействия России, Турции и стран Центральной! Азии/ Ш.Р. Кашаф // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2017. - №1. - С. 160-171.

9. Мухаметшин, Ф.М. Конституционное оформление взаимоотношений государства и религии / Ф.М. Мухаметшин // Россия - Средняя Азия. Политика и ислам в XX - начале XXI вв. - Москва, 2011. - Т. 2. - С. 330-342.

10. Аликберов, А.К. Российское исламоведение, его предмет и место в системе гуманитарных знаний (По следам одной научной дискуссии )/ А.К. Аликберов // Ars Islamica : в честь Станислава Михайловича Прозорова / сост. и отв . ред. М.Б. Пиотровский, А.К. Аликберов ; Ин-т востоковедения РАН. - Москва, 2016. - С. 51-76.

11. Пятков, В.П. Государственно-конфессиональное сотрудничество в профилактике радикализма и экстремизма в Республике Башкортостан / В.П. Пятков // Общественная безопасность: новые идеи и вызовы времени. - Уфа, 2016: - С. 14.

12. Зианшина, Р.И. Развитие исламского образования в эпоху глобализации и смены антропологических координат[Текст] / Р.И. Зианшина // Богословское наследие мусульман России: сборник материалов I международного форума. - Булгар, 2020. -С. 396-401.

13. Конституция Российской Федерации: поправки от 4 июля 2020 года // Консультант Плюс: справочно-правовая система. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11916/ (дата обращения: 01.08.2020).

14. О свободе совести и о религиозных объединениях : Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019)// Консультант Плюс: справочно-правовая система. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (дата обращения: 01.08.2020).

15. Об обеспечении подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007 году : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.07.2007 № 196-дсп// Консультант Плюс: справочно-правовая система. -URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.08.2020).

16. О реализации проектов, выполняемых в 2007 году в рамках Плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007-2010 годах, финансируемых за счет средств федерального бюджета : Приказ Федерального агентства по образованию (Рособразования) от 15.08.2007 № 1476// Консультант Плюс: справочно-правовая система. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.08.2020).

17. Концепция развития исламского образования. - URL: https://muslim.ru/articles/281/8580/ (дата обращения: 01.08.2020).

18. Концепция подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама// Ислам в современном мире. - 2015. - Т. 11, No 4. - С. 63-78.

19. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Консультант Плюс: справочно-правовая система. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.08.2020)

20. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» : постановление Правительства РФ от 29.12.2016 N 1532 (ред. от 31.03.2020)// Консультант Плюс : справочно-правовая система. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210753/ (дата обращения: 01.08.2020).

21. Зианшина, Р.И. Современное состояние исламского образования в контексте глобального образовательного пространства / Р.И. Зианшина // Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века : сборник материалов XII международной научно-практической конференции, приуроченной к 30-летию открытия первого в постсоветском пространстве мусульманского медресе при ЦДУМ России имени Ризаэтдина бинэ Фахретдина. - Уфа, 2019. - С. 42-45.

22. Шарипова, Р.М. Исламские концепции образования (теория и практика) / Р.М. Шарипова Институт востоковедения РАН. - Москва, 2010. - 395 с.

23. Бенин, В.Л. Проблемы формирования содержания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основной общеобразовательной школы / В.Л. Бенин,С.В. Рябова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2017. - № 1(68). - С. 23-30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Харисова, Л.А.Педагогический потенциал ислама/ Л.АХарисова. -Москва: Русское слово, 2008. - 351 с.

25. Харисова, Л.А. Религиозная культура в содержании образования / Л.А. Харисова. - Москва : Просвещение, 2002. - 336 с.

References

1. Shaposhnikova T.D., Kostyukova T.A, Zianshina R.I., Kopirovsky A.M., Gorbachev A.L., Gorbachev T.M. Problema vzaimodeystviya svetskogo i religioznogo komponentov v sovremennom rossiyskom obrazovanii [The problem of interaction of secular and religious components in modern Russian education]Educational space in the information age - 2019: collection of scientific materials of the international scientific and practical conference. -Moscow, 2019. - Pp. 535-547. (In Russ).

2. Yakushkina M.S. Vzaimodeystviye sotsiokul'turnykh institutov kak faktor razvitiya vospitatel'nogo prostranstva. [The interaction of socio-cultural institutions as a factor in the development of educational space] : dissertation in Pedagogy . - Moscow:Institute of Theory and History of Pedagogy, Russian Academy of Education, 2008.-- 27 p. (In Russ).

3. Strategy for the Development of Education in the Islamic World: First ISESCO Conference of Education Ministers. ISESCO Publications: 1438 A.H./2017 A.D. Rabat -Kingdom of Morocco. - 81 p. - Available from: https://www.isesco.org.ma/wp-content/uploads/2015/05/Strategy-education-VE.pdf (accessed: 03.10.2019). (In Eng).

4. MeradA. (1977) Reformism in modern Islam. Culture.- 4 (1):114-115.(In Eng).

5. Walker C.J. Islam and the west: a dissonant harmony of civilizations. - London: Sutton Publishing, 2005.(In Eng).

6. Muftuler-Bag M. Turkey as an Emerging Power: an analysis of its Role in Global and Regional Security Governance Constellations, EUI Working Paper, Robert Schuman Center for Advanced Studies, Florence: European University Institute, 2014.(In Eng).

7. Davison A. (1995). Secularisation and modernization in Turkey: the ideas of Ziya Gokalp. Economy and Society. -- 24 (2):189-224.(In Eng).

8. Kashaf Sh.R. (2017)Disseminatsiya opyta institutsional 'noy organizatsii islamskogo obrazovaniya vo vneshnepoliticheskom kontekste vzaimodeystviya RossTurtsii i stran Tsentra&oy Azii [Dissemination of the experience of the institutional organization of Islamic education in the foreign policy context of interaction between RussiaTurkey and the countries of Central Asi]] State andMunicipal Administration. Scientific notes of SKAGS. - No. 1: 160-171.

9. Mukhametshin F.M.Konstitutsionnoye oformleniye vzaimootnoshenii gosudarstva i religi(In Russ).i [Constitutional registration of the relationship between the state and religion]In: Russia - Central Asia. Politics and Islam in the XX - early XXI centuries - Moscow, 2011. - T. 2. - Pp. 330-342.(In Russ).

10. Alikberov A.K. Rossiiskoye islamovedeniye , yego predmet i mesto v sisteme gumanitarnykh znanii (Po sledam odnoi nauchnoi diskussii) [Russian Islamic studies, its subject and place in the system of humanitarian knowledge (In the wake of one scientific discussion)]In: Ars Islamica: in honor of Stanislav Mikhailovich Prozorov / comp. and ed. M.B. Piotrovsky, A.K. Alikberov; Institute of Oriental Studies RAS. - Moscow, 2016. - Pp. 51-76.(In Russ).

11. Pyatkov V.P. Gosudarstvenno-konfessional'noye sotrudnichestvo v profilaktike radikalizma i ekstremizma v Respublike Bashkortostan [State-confessional cooperation in the prevention of radicalism and extremism in the Republic of Bashkortostan]In: Public Safety: New Ideas and Challenges of the Time. - Ufa, 2016: - P. 14.(In Russ).

12. Zianshina R.I. Razvitiye islamskogo obrazovaniya v epokhu globalizatsii i smeny antropologicheskikh koordinat [Development of Islamic education in the era of globalization and the change of anthropological coordinates]In: Theological heritage of Muslims of Russia: in the collection of materials of the 1st international forum. - Bulgar, 2020.- Pp. 396-401.(In Russ).

13. The Constitution of the Russian Federation: amendments of July 4, 2020 -Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11916/ (accessed: 01.08.2020).(In Russ).

14. O svobode sovesti i o religioznykh ob"yedineniyakh [On freedom of conscience and on religious associations]: Federal Law of 26.09.1997 N 125-FZ (as amended on 02.12.2019). -Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (accessed: 01.08.2020).(In Russ).

15. Ob obespechenii podgotovki spetsialistov s uglublennym znaniyem istorii i kul'tury islama v 2007 godu [On ensuring the training of specialists with in-depth knowledge of the history and culture of Islam in 2007]: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 04.07.2007 No. 196-dsp. -Available from: http://www.consultant.ru/ (accessed: 01.08.2020).(In Russ).

16. O realizatsii proyektov, vypolnyayemykh v 2007 godu v ramkakh Plana meropriyatiy po obespecheniyu podgotovki spetsialistov s uglublennym znaniyem istorii i kul'tury islama v

2007-2010 godakh [On the implementation of projects carried out in 2007 within the framework of the Action Plan to ensure the training of specialists with in-depth knowledge of the history and culture of Islam in 2007-2010], financed from the federal budget: Order of the Federal Agency for Education (Rosobrazovanie) dated 15.08.2007 No. 1476. - Available from: http://www.consultant.ru/ (accessed: 01.08.2020).(In Russ).

17. Kontseptsiya razvitiya islamskogo obrazovaniya [Concept for the development of Islamic education]. - Available from: https://muslim.ru/articles/281/8580/ (accessed: 01.08.2020).(In Russ).

18. Kontseptsiya podgotovki spetsialistov s uglublennym znaniyem istorii i kul'tury islama [Concept of training specialists with in-depth knowledge of the history and culture of Islam]Islam in the modern world. - 2015 .-- V. 11, No 4: 63-78.(In Russ).

19. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii [On education in the Russian Federation]: Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ. -Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 01.08.2020).(In Russ).

20. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Realizatsiya gosudarstvennoy natsional'noy politiki» [On the approval of the state program of the Russian Federation "Implementation of the state ethnic policy"]: Decree of the Government of the Russian Federation of December 29th, 2016 N 1532 (ed. from March 31, 2020). -Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210753/ (accessed: 01.08.2020).(In Russ).

21. Zianshina R.I. Sovremennoye sostoyaniye islamskogo obrazovaniya v kontekste global'nogo obrazovatel'nogo prostranstva [The current state of Islamic education in the context of the global educational space]In: Ideals and values of Islam in the educational space of the XXI century: a collection of materials of the XII international scientific and practical conference, timed to the 30th anniversary of the opening of the first Muslim madrasah in the post-Soviet space at the Central Muslim Council of Russia named after Rizaetdin bin Fakhretdin. - Ufa, 2019. - Pp. 42-45.(In Russ).

22. Sharipova R.M. Islamskiye kontseptsii obrazovaniya (teoriya i praktika) [Islamic concepts of education (theory and practice)]. - Moscow:Institute of Oriental Studies RAS, 2010.395 p.(In Russ).

23. Benin V.L., Ryabova S.V.(2017)Problemy formirovaniya soderzhaniya predmetnoy oblasti «Osnovy dukhovno-nravstvennoy kul'tury narodov Rossii» na urovne osnovnoy obshcheobrazovatel'noy shkoly[Problems of Forming the Content of the Subject Area "Fundamentals of Spiritual and Moral Culture of the Peoples of Russia" at the Level of the Basic General Education School].Pedagogical journal of Bashkortostan. - No. 1 (68): 23-30.(In Russ).

24. Kharisova L.A. Pedagogicheskiy potentsial islama [The pedagogical potential of Islam]. - Moscow: Russian Word, 2008 .-- 351 p.(In Russ).

25. Kharisova L.A. Religioznaya kul'tura v soderzhanii obrazovaniya[Religious culture in the content of education]. - Moscow: Education, 2002.-- 336 p. (InRuss).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.