Научная статья на тему 'Гуманистические идеи ислама: взаимодействие светского и религиозного компонентов на примере реализации курса «Основы исламской культуры» в школе'

Гуманистические идеи ислама: взаимодействие светского и религиозного компонентов на примере реализации курса «Основы исламской культуры» в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
739
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИЗМ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ИСЛАМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ КОМПОНЕНТ / ВЗАИМОСВЯЗЬ / SECULAR EDUCATION / HUMANISM / HUMANISTIC VALUES / ISLAM / RELIGIOUS COMPONENT / INTERCONNECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапошникова Татьяна Дмитриевна, Зианшина Равиля Ибрагимовна

В статье рассматривается гуманистический потенциал педагогической мысли Ислама, что изначально было отражено к коранических текстах и развивалось в культурной традиции исламизированной цивилизации. Использование исторического опыта и духовного наследия в современном образовании позволит создать адекватную образовательную среду в поликонфессиональном российском обществе, уравновешивая противоречия между традициями и инновациями, с одной стороны, и необходимостью формирования культурной идентичности граждан, гармоничных отношений в обществе между всеми его субъектами, с другой стороны. Авторы показывают роль и возможности, а также образовательные перспективы предметов ОРКСЭ («Основы религиозных культур и светской этики») и «Основ исламской культуры» в духовно-нравственном воспитании школьников, их актуальность в связи с государственной политикой межкультурного и межэтнического диалога, взаимосвязи светского и религиозного компонентов в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шапошникова Татьяна Дмитриевна, Зианшина Равиля Ибрагимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanistic ideas of Islam: interaction of secular and religious components on the example of implementing the course “Foundations of Islamic culture” at school

The article examines the humanistic potential of the pedagogical thought of Islam, which was originally reflected in the Quranic texts and developed in the cultural tradition of Islamic civilization. The use of historical experience and spiritual heritage in modern education will create an adequate educational environment in a multi--confessional Russian society, balancing the contradictions between traditions and innovations, on the one hand, and the need to form a cultural identity of citizens, harmonious relations in society between all its subjects, on the other hand. The authors show the role and opportunities, as well as the educational prospects of the subjects Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics and the “Fundamentals of Islamic Culture” in the spiritual and moral education of schoolchildren, their relevance in connection with the state policy of intercultural and interethnic dialogue, the relationship of secular and religious components in education.

Текст научной работы на тему «Гуманистические идеи ислама: взаимодействие светского и религиозного компонентов на примере реализации курса «Основы исламской культуры» в школе»

УДК 37.01 ББК 74.03

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ИСЛАМА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО КОМПОНЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ» В ШКОЛЕ1

Т. Д. Шапошникова, Р. И. Зианшина

Аннотация. В статье рассматривается гуманистический потенциал педагогической мысли Ислама, что изначально было отражено к коранических текстах и развивалось в культурной традиции исламизированной цивилизации. Использование исторического опыта и духовного наследия в современном образовании позволит создать адекватную образовательную среду в поликонфессиональном российском обществе, уравновешивая противоречия между традициями и инновациями, с одной стороны, и необходимостью формирования культурной идентичности граждан, гармоничных отношений в обществе между всеми его субъектами, с другой стороны. Авторы показывают роль и возможности, а также образовательные перспективы предметов ОРКСЭ («Основы религиозных культур и светской этики») и «Основ исламской культуры» в духовно-нравственном воспитании школьников, их актуальность в связи с государственной политикой межкультурного и межэтнического диалога, взаимосвязи светского и религиозного компонентов в образовании.

Ключевые слова: светское образование, гуманизм, гуманистические ценности, ислам, религиозный компонент, взаимосвязь.

HUMANISTIC IDEAS OF ISLAM: INTERACTION OF SECULAR AND RELIGIOUS COMPONENTS ON THE EXAMPLE OF IMPLEMENTING THE COURSE „FOUNDATIONS OF ISLAMIC CULTURE" AT SCHOOL

T. D. Shaposhnikova, R. I. Zianshina

Abstract. The article examines the humanistic potential of the pedagogical thought of Islam, which was originally reflected in the Quranic texts and developed in the cultural tradition of Islamic civilization. The use of historical experience and spiritual heritage in modern education will create an adequate educational environment in a multi--confes-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 19-013-00625 А). 106 Наука и Школа № 5'2019

sional Russian society, balancing the contradictions between traditions and innovations, on the one hand, and the need to form a cultural identity of citizens, harmonious relations in society between all its subjects, on the other hand. The authors show the role and opportunities, as well as the educational prospects of the subjects Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics and the "Fundamentals of Islamic Culture" in the spiritual and moral education of schoolchildren, their relevance in connection with the state policy of intercultural and interethnic dialogue, the relationship of secular and religious components in education.

Keywords: secular education, humanism, humanistic values, Islam, religious component, interconnection.

Возрастание роли духовного фактора в развитии человека, востребованность общества в нравственной личности, задачи гуманизации и гуманитаризации современного образования делают актуальным обращение к классическим идеям и этическим ценностям, отраженным во многих культурах и этнических традициях народов, в духовных практиках и священных текстах религий. Ислам в этом смысле, как одна из трех мировых авраами-ческих религий, обладает огромным гуманистическим потенциалом, использование которого позволило бы сегодня внести определенный вклад в решение задач образования и воспитания современной молодежи, процесс социализации которой характеризуется сегодня явлениями неопределенности, изменениями в системах ценностей, их плюрализмом, фиксированием негативной идентичности, ксенофобии, возрождением националистических установок и ориентаций. По данным исследований, проводимых отечественными социологами в последнее десятилетие, отмечается возникновение стереотипов проявления жестокости в поведении подростков и молодежи, этнофобии, мигрантофобии, экстремизма как социальной нормы [1-4].

По мнению ученых, в формировании вышеназванных негативных мотивов поведения важное место принадлежит средствам массовой информации и семейной сфере на уровне обыденного сознания. И только сфера образования оценивается исследователями еще как сфера наименьшего проявления нетерпимости (Г. У. Солдато-

ва, Е. В. Филилеева) [5], из чего ученые делают вывод, что общественные ожидания от результатов образования как института социализации, способного компенсировать дефекты социализации в семье, СМИ и «на улице», достаточно еще велики, окончательно не утеряны и имеют реальную основу [6]. При этом приведенные выше данные говорят также о том, что общее образование как ресурс формирования у подростков и молодежи уважительного отношения к другим людям, готовности школьников к диалогу, его возможности используются сегодня с чрезвычайно низкой эффективностью. Между тем именно образование может стать тем социальным институтом общества, которое способно учить школьников согласию и доверию, диалогу между различными группами и общностями [7].

Одним из факторов, сдерживающих негативные явления, является демократизация образования, расширение в нем цикла гуманитарных предметов, более эффективное использование общегуманитарного знания, содержащегося и в этических концепциях и представлениях, и в религиозных традициях, в том числе исламских.

Изучение и осмысление традиционных гуманистических ценностей религии с целью применения их в современном обучении и воспитании подрастающих поколений рассматривается в контексте общей проблемы взаимодействия светского и религиозного компонентов в современном российском образовании и будет способствовать формированию доверия и согласия в многоконфессиональном российском

обществе, предотвращению негативных явлений, экстремизма, гармонизации межнациональных отношений и гражданского единства, развитию духовной безопасности, становлению российской идентичности и патриотизма, обозначенные как важнейшие направления реализации государственной политики страны в Федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», в Федеральном государственном образовательном стандарте, в Концепции воспитания молодежи.

Категория взаимодействия относится к базовым категориям современного теоретического мышления, ею обозначается одновременность и двунаправленность, присущая процессам влияния объектов друг на друга, которые находятся в отношениях при достижении общей цели (А. И. Уемов, А. Г. Спиркин). В педагогике взаимодействие означает процесс, позволяющий наиболее эффективно решать задачи образования, социализации, воспитания (С. Ю. Афанасьева, Е. Е. Комарова, С. А. Панченко-ва, Е. Л. Сазонова, М. С. Якушкина). Основные проблемы в развитии взаимодействия светского и религиозного в обществе и образовании видятся сегодня отечественным ученым в сохранившихся в общественном сознании установках атеизма, недостаточно проработанной нормативной базе вопросов взаимодействия светского и религиозного образования, слабой разработанностью культурологической концепции и основ духовно-нравственного образования, отсутствием теоретических исследований в педагогике в этой области, недостатками в координации деятельности федеральных и местных органов управления образованием в решении этих вопросов.

В осмыслении учеными проблемы, в их научном дискурсе выделяется несколько направлений. Важнейшее из них связано с переосмыслением понятия светскости в российском и западном контексте, поскольку сегодняшний мир характеризуют серьезные изменения, которые вызваны в

том числе десекуляризацией и переходом к постсекулярному обществу. Происходящие изменения вызвали оживленные дискуссии среди западных и отечественных ученых, суть которых видится ученым в изменении традиционных представлений о роли религии в современном обществе, его светском характере и их сегодняшнем взаимодействии. В центре научного дискурса вопросы о том, что значит «светское»? Какие существуют подходы к его пониманию, что сегодня актуально и что устарело в теориях секуляризации? Где проходят границы между религиозным и светским? Как влияет усиливающаяся социальная значимость религий на современное общество? Где границы этого воздействия и в чем взаимодействие религии и права, экономики, политики, образования и кто и как должен курировать и определять «собственное» пространство религии? Вышеперечисленные вопросы являются предметом исследования ученых из разных областей научного знания: социальных философов, культурологов, юристов, социологов, педагогов, психологов (И. В. Понкин, Е. В. Шкурова, Д. Ш. Цырендоржиева, К. А. Багаева, Т. Ф. Акчурин, Т. А. Гучетль, В. И. Гараджа, Н. Ф. Козырев, И. В. Метлик и др.), поэтому исследования данной проблемы, как правило, носят междисциплинарный характер и в них используется комплекс методов теоретического анализа (изучение философской, социологической, культурологической, психолого-педагогической литературы, контент-анализ нормативных документов, ис-торико-педагогический и сравнительно-педагогический анализ, обобщение, аналогия и др.) и методы получения эмпирических данных [8-17].

Проблема взаимодействия светского и религиозного применительно к современной школе относится также к такому важнейшему направлению в современном российском образовании, обозначенному в нормативных документах и в государственной образовательной политике страны, как формирование духовно-нравственной культуры личности. Ей сегодня отводится

важная роль в обеспечении духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, достижении политической и экономической стабильности государства. Духовно-нравственная культура рассматривается как результат непрерывного процесса становления мировосприятия, мироощущения человека, развития сферы его чувств, формирование мировоззрения. Она формируется при поддержке всего общества, активном взаимодействии его образовательных организаций с другими социокультурными институтами, общественными и религиозными организациями. Важность задач духовно-нравственного воспитания личности, понимание их актуальности вызвало необходимость введения в курс общеобразовательной школы предметов религиоведческого цикла, а в вузы - новую дисциплину «Теология». По мнению ученых (Е. Н. Князева, В. Г. Буданов, Г. Г. Малинецкий, А. Д. Урсул, Т. А. Урсул, Эдгар Морен, М. В. Коваль-чук, Е. Н. Князева, М. С. Каган, Т. С. Назарова и др.), ценности культуры, религии, науки, входящие в содержание современного образования и обусловливающие выбор современных средств обучения и образовательных технологий, представляют собой сегодня не просто информационную составляющую знания, но рассматриваются учеными как факторы формирования целостного мировоззрения современного человека, усвоения ими способов освоения мира, факторов преобразования традиционной школы [18].

Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (4-5-й класс) предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» призван формировать у обучающихся поликультурную компетентность, которая понимается как «...интегративное качество личности ребенка, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализую-

щееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп» [19, с. 19].

Поликультурная компетентность подразумевает неотторжение культурного и религиозного разнообразия мира, уважение к представителям других, иных культур. Результатом освоения предмета станет понимание каждым школьником того факта, что любая «. духовная культура имеет собственный контекст и свою логику развития; ни одна из них не может быть лучше или хуже другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием. Именно пространство культуры может создать условия для первичного знакомства обучающихся со смыслом и значением ценностей светской этики и религиозных культур, прикосновение к ним, приобщение к решению "вечных" вопросов человечества ("Что есть добро и зло?", "В чем смысл жизни?", "Для чего человек приходит в этот мир и каково его предназначение в нем?", "Как можно прожить свою жизнь?", "Что есть нравственный выбор и есть ли он у человека?" и т. д.), конечно, с учетом возрастных особенностей, знаний и опыта школьников» [19, с. 21]. Культура выступает основой для предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» и предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

В религиозной культуре ислама за годы его существования накоплен огромный опыт гуманистической образовательной традиции использования гуманитарных технологий, которые сегодня лежат в основе функционирования современного общества, отношений между социальными группами и сообществами, которые успешно применяются и в сегодняшнем исламском образовании. Гуманитарные образовательные технологии, в том числе и исламской религиозной традиции, отбирались и совершенствовались в ходе эволюции, помогая создавать, сохранять и передавать из поколения в поколение «ценную информа-

цию», включающую в себя языки, религиозные убеждения, смыслы и ценности, циви-лизационные проекты [20]. Рассмотрим это на примере модуля «Основы исламской культуры» в учебном предмете «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе (4-5-й классы) учебно-методического комплекса под ред. Т. Д. Шапошниковой издательства «Дрофа - Российский учебник» [21].

Модуль «Основы исламской культуры» из предмета «Основы религиозных культур и светской этики» имеет много возможностей для реализации задач социализации молодежи, воспитания ее в духе миролюбия и согласия, доверия к людям различных мировоззренческих позиций в условиях, когда в мире и в российском обществе отмечаются примеры недоверия к мусульманам и исламу, связанное с действиями исламских террористов. По мнению авторов и разработчиков данного учебника, в школьном курсе «Основ исламской культуры» следует сделать акцент на миролюбивом характере ислама, тех гуманистических ценностях, которые раскрывают его в исламе. Поэтому в содержательном материале учебника вопросам правильного объяснения сути понятия термина «джихад» и отношений мусульман к другим национальностям и вероисповеданиям уделяется много внимания. Правильное толкование понятия джихада связано с внутренним очищением человека, его борьбой со своими пороками и соблазнами -именно в таком понимании джихад является обязанностью, воспринимаемой каждым мусульманином. К этим урокам органично примыкают уроки о мусульманах-воинах, их мужестве и стойкости, военных победах во время службы в российской армии, при защите русского государства как Отчества для мусульман в первую мировую войну и Великую Отечественную, как земли, на которой ты живешь и которую защищаешь, как того требует мусульманский закон, ведь ее защита является важнейшей обязанностью каждого мусульманина, как говорится в Коране.

В материале учебника есть еще много ключевых моментов, на которые важно обратить внимание учащихся, раскрывая миролюбивый характер ислама. Например, вопросы добрососедских отношений рассматриваются в контексте религиозных законов ислама. Задача педагога - показать школьникам нравственную сторону религиозных постулатов ислама, их проявления в обычной человеческой жизни. Важно, чтобы школьники осознали, что нравственные законы ислама касаются всех сторон обычной жизни мусульманина, они проявляются и в отношениях его с Богом, и в отношении к самому себе, и к окружающему миру - к природе, к живым существам, к окружающим людям. Например, на первых уроках «Основ исламской культуры» бабушка и внуки из мусульманской семьи готовятся к приему гостей - одноклассников детей. При этом обычная, казалось бы, житейская ситуация ожидания гостей обретает важный смысл - принятие гостя, выстраивание добрососедских отношений - святая обязанность мусульманина, о которой говорится в Коране. Известно, что одним из признаков праведности или неправедности мусульманина является то, что думает о нем его сосед, как он отзывается о нем.

На первых уроках, посвященных законам гостеприимства, четвероклассники узнают о многих интересных и любопытных деталях правил приема гостей в своем доме, а в Приложении приведены примеры того, как приготовить вкусные блюда и сладости для гостей и в праздники для угощения соседей. Эти уроки так и называются - «не совсем обычные» уроки или «вкусные» - при выполнении заданий к ним школьники вместе с взрослыми готовят сладости и угощают ими одноклассников, соседей и знакомых. Таким образом, законы гостеприимства помогают обучающимся усваивать великий нравственный смысл человеческих отношений, нравственного закона ислама.

Гуманистические идеи ислама содержат и особое отношение к учению, в нем сильны образовательные традиции и ис-

ключительно большое значение придается знанию. Стремление к получению знаний является безусловным долгом мусульманина. Обладание знанием ценится в глазах общественного мнения очень высоко, так как знание в исламской традиции представляет безусловную ценность, - считается, что оно охраняет мусульманина.

Хадисы подчеркивают важность, ценность образования - в них говорится о том, что если есть желание, возможность и способность, следует непременно учиться, если нет такой возможности, следует слушать умных и образованных людей, стремиться стать учеником. Если и это невозможно, то важно выработать у себя правильное отношение к знаниям - уважительное и ответственное. В знании и образовании заключается счастье для мусульманина: «Ум без образования все равно что тело без души. Слава заключается вовсе не в богатстве, а в знании», - говорится в хадисах. В Коране читаем: «Бог доставит высокую степень тем из вас, которые веруют и получают познание» (Коран, 58.12). Образованный человек - особый человек - может принести огромную пользу всему человечеству: в уроках учебника много места отводится описанию жизни известных мусульманских ученых, врачей, поэтов, мыслителей и философов, таких как Авиценна (Ибн-Сина, 980-1037), Аль Хорезми (ок. 785-847), Ибн Баттута (1304-1377), Ибн аль-Хайсан (965-1039) и др. Материал этих уроков помогают школьникам узнавать, как ценится образование в исламе, какой вклад в развитие мировой цивилизации принес ислам и как следует относиться к учебе.

Традиции исламской культуры подразумевают преемственность в передаче нравственных и этических норм и правил из поколения в поколение, которая сохраняется в семье и реализуется семейным воспитанием, которая как эталон определяет поведение мусульманина. То, как воспитан ребенок, каково его поведение, -это своеобразные показатели выполнения родителями своего родительского долга, их состоятельности как родителей. По отношению детей к родителям - насколько они почтительны и уважительны по отношению к старшим - судят о нравственности и воспитании детей. Поэтому в разделах учебника много внимания уделяется мусульманской семье и отношениям в них. Каковы обязанности мужчины в семье, как он относится к своей жене и детям, какова роль женщины и как воспитывают в семье мальчиков и девочек. Уроки о семейных ценностях и традициях важны для понимания гуманистических идеалов ислама. Приобщение школьников к основам религиозной и светской культуры на уроках об исламской семье происходит при присвоении ими опыта старших, через представления о нем и поведенческих нормах [22, с. 89].

В заключение следует отметить, что гуманистические идеалы исламской традиции, заключенные в нравственно-этическом и интеллектуальном его содержании, составляют тот компонент образования, который может быть с успехом использован в светских учебных заведениях, в образовании школьников для их социализации и нравственного становления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре // Труды по социологии образования / под ред. В. С. Собкина. Т. VIII, вып. XIII. М.: Центр социологии образования РАО. 2009. 391 с.

2. Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997-2002 гг. М.: Новое лит. обозрение: ВЦИОМ-А, 2004. 811 с.

3. Мониторинг общественного доверия: российский и зарубежный опыт (Сер. «Аналитические обзоры Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Россий-

ской Федерации». № 5/2016). М., 2016. 49 с. URL: http://www.ranepa.ru/images/ News/2016-11/11-11-2016-igsu-monitoring.pdf (дата обращения: 12.12.2019).

4. Социология образования: [сб. ст.] / Рос. акад. образования, Ин-т социологии образования; под ред. В. С. Собкина. М.: Ин-т социологии образования РАО, 2011. 200 с. (Тр. по социологии образования; т. 15, вып. 27).

5. Солдатова Г. У., Филилеева Е. В. Толерантность, социальное доверие и ксенофобия: определяющие факторы и группы риска // Тетради Междунар. ун-та в Москве. 2016. № 6. С. 154.

6. Горбачева Т. М., Горбачева А. А. Проблемные аспекты межкультурных отношений и воспитания социального доверия у молодежи в поликультурном образовании // Человек и образование. СПб., 2017. № 4. С. 36-41.

7. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования в России // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 65-86.

8. Понкин И. В. Правовые основы светскости государства и образования. М.: Про-Пресс, 2003. 416 с.

9. Понкин И. В. Светскость государства. М.: Изд-во Учеб.-науч. центра довузов. образования: Социальные детерминанты и правовые аспекты взаимодействия светских и религиозных институтов анализируются в работах, 2004. 466 с.

10. Шакурова Е. В. Социальные детерминанты и правовые аспекты взаимодействия светских и религиозных институтов // Вестник ВГЭУ 2017. № 32 (88). С. 117-127.

11. Цырендоржиева Д. Ш., Багаева К. А. Светскость в российском обществе: социально-философский контекст // Изв. Иркутского гос. ун-та. 2016. Т. 17. С. 98-105.

12. Акчурин Т. Ф. Российское государство и принцип светскости (аналитический обзор) // Пространство и время. М., 2011. № 3 (5). С. 55-65.

13. Гучетль Т. А. Взаимодействие религиозного и светского в современной России // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. № 3. С. 14-17.

14. Гараджа В. И. Социология религии. М.: Аспект Пресс, 2005. 348 с.

15. Козырев Ф. Н. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе: моногр. СПб.: Апостольский город, 2005. 636 с.

16. Метлик И. В. Религия и образование в светской школе: [моногр.]. М.: Планета-2000, 2004. 384 с.

17. Метлик И. В., Галицкая И. С. Реализация права ребёнка на свободу вероисповедания в учебно-воспитательном процессе: пособие для работников образования. М.: ГосНИИ семьи и воспитания РАО, 2005. 140 с.

18. Назарова Т. С. Когнитивные технологии в образовании и мультидисциплинарные учебные комплексы // Вестн. Московского ун-та. Сер. 20: Педагогическое образование. 2016. № 3. С. 45-71.

19. Шапошникова Т. Д., Савченко К. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики 4 класс (4-5 классы). Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2013. 187 с.

20. Основы исламской культуры: учебное пособие для учреждений системы ПК / Н. В. Давыдова, А. Н. Йоффе, И. А. Мишина [и др.]. М., 2010. 123 с.

21. Основы исламской культуры: учебник 4 класс (4-5 классы) / Р. Б. Амиров, Ю. А. Насртдинова, К. В. Савченко, Т. Д. Шапошникова; под ред. Т. Д. Шапошниковой. М.: Дрофа, 2013. 178 с.

22. Емельянова Т. В., Савченко К. В., Шапошниква Т. Д. Основы исламской культуры: Методическое пособие к учебнику Р. Б. Амирова, Ю. А. Насртдиновой, К. В. Савченко и др. «Основы исламской культуры» 4 класс (4-5 классы). М.: Дрофа, 2013. 270 с.

REFERENCES

1. Problemy tolerantnosti v podrostkovoy subculture. In: Sobkin V. S. (ed.) Trudy po sotsi-ologii obrazovaniya. Vol. VIII, Iss. XIII. Moscow: Tsentr sotsiologii obrazovaniya RAO. 2009. 391 p.

2. Gudkov L. Negativnaya identichnost. Statyi 1997-2002 gg. Moscow: Novoe lit. obozre-nie: VTsIOM-A, 2004. 811 p.

3. Monitoring obshchestvennogo doveriya: rossiyskiy i zarubezhnyy opyt (Ser. "Anal-iticheskie obzory Instituta gosudarstvennoy sluzhby i upravleniya Rossiyskoy akademii narodnogo khozyaystva i gosudarstvennoy sluzhby pri Prezidente Rossiyskoy Federat-sii". No. 5/2016). Moscow, 2016. 49 p. Available at: http://www.ranepa.ru/images/ News/2016-11/11-11-2016-igsu-monitoring.pdf (accessed: 12.12.2019).

4. Sobkin V. S. (ed.) Sotsiologiya obrazovaniya: coll. of art. Moscow: In-t sotsiologii obrazovaniya RAO, 2011. 200 p. (Tr. po sotsiologii obrazovaniya. Vol. 15, Iss. 27).

5. Soldatova G. U., Filileeva E. V. Tolerantnost, sotsialnoe doverie i ksenofobiya: oprede-lyayushchie faktory i gruppy riska. Tetradi Mezhdunar. un-ta v Moskve. 2016, No. 6, p. 154.

6. Gorbacheva T. M., Gorbacheva A. A. Problemnye aspekty mezhkulturnykh otnosheniy i vospitaniya sotsialnogo doveriya u molodezhi v polikulturnom obrazovanii. Chelovek i obrazovanie. St. Petersburg, 2017, No. 4, pp. 36-41.

7. Asmolov A. G. Strategiya sotsiokulturnoy modernizatsii obrazovaniya v Rossii. Voprosy obrazovaniya. 2008, No. 1, pp. 65-86.

8. Ponkin I. V. Pravovye osnovy svetskosti gosudarstva i obrazovaniya. Moscow: Pro-Press,

2003. 416 p.

9. Ponkin I. V Svetskost gosudarstva. Moscow: Izd-vo Ucheb.-nauch. tsentra dovuzov. obrazovaniya: Sotsialnye determinanty i pravovye aspekty vzaimodeystviya svetskikh i re-ligioznykh institutov analiziruyutsya v rabotakh, 2004. 466 p.

10. Shakurova E. V. Sotsialnye determinanty i pravovye aspekty vzaimodeystviya svetskikh i religioznykh institutov. Vestnik VGEU. 2017, No. 32 (88), pp. 117-127.

11. Tsyrendorzhieva D. Sh., Bagaeva K. A. Svetskost v rossiyskom obshchestve: sotsialno-filosofskiy kontekst. Izv. Irkutskogo gos. un-ta. 2016, Vol. 17, pp. 98-105.

12. Akchurin T. F. Rossiyskoe gosudarstvo i printsip svetskosti (analiticheskiy obzor). Pros-transtvo i vremya. M., 2011, No. 3 (5), pp. 55-65.

13. Guchetl T. A. Vzaimodeystvie religioznogo i svetskogo v sovremennoy Rossii. Vestn. Adygeyskogo gos. un-ta. Ser. 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yuris-prudentsiya, politologiya, kulturologiya. 2009, No. 3, pp. 14-17.

14. Garadzha V. I. Sotsiologiya religii. Moscow: Aspekt Press, 2005. 348 p.

15. Kozyrev F. N. Religioznoe obrazovanie v svetskoy shkole. Teoriya i mezhdunarodnyy opyt v otechestvennoy perspektive: monogr. St. Petersburg: Apostolskiy gorod, 2005. 636 p.

16. Metlik I. V Religiya i obrazovanie v svetskoy shkole: [monogr.]. Moscow: Planeta-2000,

2004. 384 p.

17. Metlik I. V., Galitskaya I. S. Realizatsiya prava rebenka na svobodu veroispovedaniya v uchebno-vospitatelnom protsesse: posobie dlya rabotnikov obrazovaniya. Moscow: Gos-NII semyi i vospitaniya RAO, 2005. 140 p.

18. Nazarova T. S. Kognitivnye tekhnologii v obrazovanii i multidistsiplinarnye uchebnye kompleksy. Vestn. Moskovskogo un-ta. Ser. 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2016, No. 3, pp. 45-71.

19. Shaposhnikova T. D., Savchenko K. V. Osnovy dukhovno-nravstvennoy kultury narodov Rossii. Osnovy religioznykh kultur i svetskoy etiki 4 klass (4-5 klassy). Rabochaya programma dlya obshcheobrazovatelnykh uchrezhdeniy. M.: Drofa, 2013. 187 p.

20. Davydova N. V., Yoffe A. N., Mishina I. A. et al. Osnovy islamskoy kultury: uchebnoe posobie dlya uchrezhdeniy sistemy PK. Moscow, 2010. 123 p.

21. Amirov R. B., Nasrtdinova Yu. A., Savchenko K. V., Shaposhnikova T. D. Osnovy islamskoy kultury: uchebnik 4 klass (4-5 klassy). Moscow: Drofa, 2013. 178 p.

22. Emelyanova T. V., Savchenko K. V, Shaposhnikva T. D. Osnovy islamskoy kultury: Metodicheskoe posobie k uchebniku R. B. Amirova, Yu. A. Nasrtdinovoy, K. V. Savchenko i dr. "Osnovy islamskoy kultury" 4 klass (4-5 klassy). Moscow: Drofa, 2013. 270 p.

Шапошникова Татьяна Дмитриевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории педагогической компаративистики ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»

e-mail: tatianashap@inbox.ru

Shaposhnikova Tatyana D., PhD in Education, Senior Researcher, Laboratory of Comparative Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education

e-mail: tatianashap@inbox.ru

Зианшина Равиля Ибрагимовна, научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» e-mail: ravilya.zianshina@yandex.ru

Zianshina Ravilya I., Researcher, Laboratory of the History of Pedagogy and Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education e-mail: ravilya.zianshina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 01.10.2019 The article was received on 01.10.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.