УДК 355.233.23
О СОСТОЯНИИ РЕЛИГИОЗНОГО И СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ СОЦИУМЕ ДАГЕСТАНА
О.А. Омаров, Н.О. Омарова, Д.Ю. Джахпараева
Б01 10.18522/2072-0181-2016-82-2-93-100
В последние годы на Северном Кавказе религиозный фактор серьезно проявляется в культурной и социально-экономической сферах общества [1, с. 160]. Это усиливает значение религиозного образования и его сотрудничества со светскими образовательными учреждениями.
Сегодня существует несколько путей получения знаний о религии: в стенах конфессиональных учебных заведений; в процессе преподавания "Основ религиозной культуры" в светской школе; через религиоведческое образование.
В современных условиях важно проведение политики, направленной на усиление межнационального и межрелигиозного диалога в российском обществе, на становление сплоченного народа России. Необходимо укреплять общие для всех наций и конфессий нравственные, духовные и религиозные ценности, воспитывать их, начиная с дошкольного образования. Следует использовать в школах и вузах учебные программы по основам мировых религий. Реализация таких программ могла бы внести огромный вклад в формировании целостного понимания религии, основ нравственности и освободить сознание учащихся от многих ошибочных стереотипов, связанных с расовыми, национальными, межконфессиональными предрассудками.
Потребность взаимодействия религиозной культуры и светского образования
Омаров Омар Алиевич - доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой общей физики Дагестанского государственного университета, академик РАО, 367018, Республика Дагестан, г. Махачкала, пр. Насрут-динова, 80 "Б", e-mail: [email protected], т. 8(8722)562765;
Омарова Наида Омаровна - доктор физико-математических наук, профессор кафедры математических и естественно-научных дисциплин Дагестанского государственного университета, член-корр. РАО, 367018, г. Махачкала, пр. Насрутдинова, 80 "Б", e-mail: [email protected], т. 8(8722)562765;
Джахпараева Джамиля Юсуповна - аспирант, научный сотрудник Дагестанского государственного университета, 367018, г. Махачкала, пр. Насрутдинова, 80 "Б", e-mail: [email protected], т. 8(8722)562765.
обусловлена необходимостью повышения нравственности, жизнеспособности нашего общества, обеспечения национальной безопасности.
Образовательная политика XXI в. ориентирована на восстановление духовно-нравственного компонента в воспитании детей и подростков на основе религиозных традиций. Каждый желающий должен получить соответствующие знания о религии, что позволит реализовать в школе принцип свободы совести. На уроках по религиоведению могут присутствовать, не чувствуя себя ущемленными, учащиеся всех вероисповеданий, которым может быть полезно и интересно узнать о мировых религиях. Такое образование не ставит целью привлечение учащихся в религиозные организации, не влияет на их мировоззренческий выбор, и, следовательно, полностью соответствует принципам светского образования. Приобщение к религиозной культуре не противопоказано современному российскому образованию.
Обучение и воспитание по вопросам религии осуществляется в современном обществе в религиозных общинах, семье, средствами массовой информации, в образовательных учреждениях различного типа и организационно-правовой формы - в разном объеме в зависимости от того, какие образовательные программы в них реализуются. Образова-
Omar Omarov - Dagestan State University, 80, Nasrutdinova Avenue, Makhachkala, Republic of Dagestan, 367018, e-mail: [email protected], tel. +7(8722)562765;
Naida Omarova - Dagestan state University, 80, Nasrutdinova Avenue, Makhachkala, Republic of Dagestan, 367018, e-mail: [email protected], tel. +7(8722)562765.
Jamila Dzhakhparaeva - Dagestan State University, 80 Nasrutdinova Avenue, Makhachkala, Republic of Dagestan, 367018, e-mail: [email protected], tel. +7(8722)562765.
тельная деятельность, связанная с изучением религий, религиозной культуры осуществляется религиозными конфессиями, частными лицами, общественными объединениями, государством.
Ликвидация идеологических запретов привела к развитию сферы негосударственного образования в образовательных учреждениях религиозных конфессий [2]. Новые социальные условия, связанные с глобальными изменениями в экономических и политических отношениях, определили необходимость существенного обновления содержания и форм учебно-воспитательной деятельности. Появились новые задачи: предупреждение алкоголизма и наркозависимости в подростковой среде, профилактика вовлечения молодежи в деструктивные религиозные организации, проведение профилактических мероприятий с целью борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма.
Актуальной проблемой высшей и средняя школы в духовно-нравственном обучении школьников являетя использование новых методов и средств воздействия на умонастроения, ориентации и установки учащейся молодежи [3].
Цель статьи - показать основные проблемы формирования светского и исламского образования в Дагестане, его влияния на общественное сознание.
Особое влияние на социальные процессы на Северном Кавказе оказало современное положение средней и высшей школы: появились частные школы, школы религиозных общин, открыты религиозные вузы и инновационные образовательные учреждения.
Молодежь в Дагестане получает ответы на наиболее злободневные жизненные вопросы вне вузовской или школьной аудитории. При этом источниками информации нередко становятся публикации различных сектантских и полусектантских организаций.
Система исламского образования в республике представлена учреждениями трех уровней: примечетские начальные школы -мактабы; медресе; исламские высшие учебные заведения (исламские университеты, институты).
На территории республики Дагестан на сегодняшний день зарегистрировано 16 исламских вузов (3 000 обучающихся):
Лицензию, дающую право на осуществление образовательной деятельности, имеют
только шесть вузов, другие лицензии находятся на стадии продления либо оформления. Аккредитованных религиозных учебных заведений нет [4].
Выпускники религиозных вузов испытывают трудности с трудоустройством, так как не могут выдержать конкуренцию со стороны выпускников государственных вузов.
Религиозные учебные заведения возникли независимо друг от друга. По инициативе духовных управлений мусульман учебный процесс был начат без унифицированных программ обучения и учебных планов. Их деятельность не обеспечивалась научно-методическими и координационными центрами. В этих условиях религиозные учебные заведения превратились в замкнутую систему, недоступную для общественного контроля. Каждое учебное заведение действовало самостоятельно и практически в одиночку решало свои задачи и проблемы.
Под влиянием социально-экономических, политических и иных факторов молодежная среда наиболее подвержена разрушительному влиянию радикальных взглядов и убеждений. В результате молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций. По экспертным оценкам, в среднем 80 % участников организаций экстремистского характера составляют лица, возраст которых не превышает 30 лет.
Особое внимание следует сосредоточить на молодежи, возраст которой составляет от 14 до 22 лет, так как она находится в ситуации возможного "попадания" в поле экстремистской активности (молодежь в "зоне риска").
Последние десятилетия дагестанский учитель работает в диалоге с религиозными наставниками молодежи. На 1 500 средних школ в республике имеется более 3 000 мечетей. К сожалению, диалог нередко сопряжен с требованиями (в мягкой форме, но порой и в форме жестких порицаний) привести содержание уроков в соответствие с нормами шариата. Особый акцент при этом делается на дисциплины естественно-научного цикла. Достаточно часто ради сохранения спокойствия школа идет на уступки, в частности, это касается изложения эволюционной теории (В религиозных учебных заведениях критике теории эволюции уделяется особое внимание).
Естественно, что такое обучение едва ли способствует формированию у школьни-
ков критического мышления. В результате происходит постепенная подмена самого понятия "наука" наукообразными суевериями [5]. В некоторых районах Республики Дагестан около 25 % детей не ходят в школу и получают лишь религиозное образование. Оно, как правило, сводится лишь к описанию адских мук на том свете. Опросы показали, что имеются случаи отрыва детей до 15 лет от обучения в школе (29 % опрошенных), но при этом только 7,4 % ответили, что соответствующими органами налагаются административные штрафы на родителей за подобные противоправные действия [6].
Организаторам учебного процесса, не владеющим методикой и методологией образования, не знающим внутреннюю организацию и регулирование образовательного процесса, негде повышать свой научно-методический уровень. Некоторые из них начали с изучения истории и традиций исламского образования в России, существовавшего до 30-х годов ХХ в., но не были знакомы с требованиями стандартов современного российского профессионального образования и оставили их без внимания. В других случаях духовные управления к организации учебного процесса привлекали людей, знакомых со светской системой образования, учителей, организаторов, но совершенно не знающих суть религиозного образования. Между тем образовательная программа подготовки священнослужителей разного уровня для религиозных общин, кроме общепрофессиональных и специальных дисциплин, включает еще и многое другое: изучение истории, экономики, информатики, иностранных языков и т.д., т.е. дисциплины, необходимые для общекультурной подготовки будущего служителя [7].
В настоящее время разработан и принят стандарт по образовательному направлению "теология" с квалификацией бакалавр. Однако все еще отсутствуют единые стандарты, введенные во всех российских исламских образовательных учреждениях и строго обязательные для всех. Нет единых критериев оценки деятельности вузов с точки зрения качества. Отсутствию интеграции способствуют не только административное деление мусульманской уммы на центры, но и отсутствие единого понимания целей и задач деятельности исламских вузов [8].
Отсутствие светских предметов в программе исламских вузов - только одна
из проблем современного исламского образования на Северном Кавказе. Другой проблемой является однобокость изучения исламских наук. Изучение трудов местных суфийских авторитетов, ничего примечательного для развития суфийской мысли не сделавших, а также фикха только в рамках одного шафи-итского мазхаба не позволяет говорить о том, что студентам здесь дается высшее исламское образование. Более того, современные исламские вузы даже не дают того объема знаний, который могли предложить средневековые медресе [9].
По данным администраций городских и районных муниципальных образований, всего на территории республики образовано 105 медресе (4 196 обучающихся), из которых в Управлении Минюста России по РД зарегистрировано 46 негосударственных исламских образовательных учреждения среднего профессионального религиозного образования республики; 59 медресе не зарегистрировано. Лицензии на право осуществления образовательной деятельности имеют 15 медресе [10].
Медресе в основном имеют собственные здания, а также размещены при джума и крупных квартальных мечетях, в них преподают в большинстве случаев имамы - выпускники религиозных учебных заведений и муэдзины мечетей. Здесь, в отличие от начальных школ, дают основы исламских знаний, обучение длится дольше.
В учебные планы негосударственных образовательных учреждений среднего профессионального религиозного образования введены светские дисциплины - до 40 % аудиторной учебной нагрузки (русский язык, литература, история России, история Дагестана, информатика, экология, физическое воспитание, педагогика и психология) и 60 % - религиозные специальные дисциплины. Все негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального религиозного образования, получившие лицензии, работают по учебным планам, составленным на русском языке и утвержденным учредителем [11].
Преподавание дисциплин в медресе сгруппированы по трем блокам: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (ОГСЭ), естественно-научные дисциплины (ЕН), общепрофессиональные и специальные дисциплины (ОПиСД). В рамках ОГСЭ (1 108 час.) предполагается преподавание 14 дисциплин, а именно: основы экономики, ос-
новы социологии и политологии, история Отечества, литература, русский язык и культура речи, английский язык, основы экологии, психология, педагогика, основы религии, Сира, история пророков, история халифата, чтение текстов, история мусульманских общин, религиозно-правовые направления в исламе, исламская культура и архитектура. В рамках ЕН (368 часов) - математика и информатика, основы здорового образа жизни, безопасность жизнедеятельности и первая медицинская помощь, физическая культура. В рамках ОПиСД (1 680 часов) предполагается преподавание 17 дисциплин: исламское воспитание, методика преподавания теологии, чтение Корана, толкование Корана, Таджвид, исламское право, исламское мировоззрение, изречения Пророка, хадисоведение, арабский язык, корановеде-ние, основы проповеди, диалоги, фонетика, каллиграфия, сравнительное религиоведение. Таким образом, изучению естественно-научных дисциплин отведено малое количество часов. Такого рода обучение приводит к тому, что у выпускников средней школы картина мира основывается не на естественно-научных постулатах, а на наукообразных мифах и поверьях.
По данным Росстат РД, общеобразовательные учреждения ежегодно заканчивают 35 000 выпускников. В республике действуют 135 примечетских начальных школ (мактабов) (более 3000 обучающихся) [12].
Обучение в мактабах носит непостоянный, сезонный характер, количество учеников меняется. Основная цель таких школ - обучение намазу (молитве) и чтению арабского текста Корана. Программа мактабов включает основы арабской грамматики, основы религии.
Основной контингент обучающихся в исламских учебных заведениях - подростки и молодежь от 12 до 23 лет. В вузах и медресе городов и районов республики девушки составляют от 25 до 30 % учащихся.
Обучение во всех исламских учебных заведениях в основном бесплатное, в большинстве случаев учащиеся за счет заведений обеспечиваются жильем и питанием.
Подготовка кадров имамов мечетей, кади (шариатских судей) и мударрисов (преподавателей исламских дисциплин) осуществляется в медресе и вузах. Выпускники данных учебных заведений, в зависимости от прослушанных ими курсов и ступени обучения,
на которой они остановились, получают одну из трех специализаций: чтец Корана (кари'); имам-хатиб, умеющий читать и переводить на родной язык исламскую литературу; алим - специалист в арабо-мусульманских науках [11].
Новые реалии развития системы современного светского и религиозного образования в Дагестане требуют объяснения их места и роли в развитии дагестанского общества.
Анализ объективной информации и субъективных оценок мониторинга общественного мнения показывает, что определенные группы дагестанцев религию используют исключительно для достижения своих корыстных целей, распостранения своего влияния в республике для последующего утверждения радикальной идеологии среди граждан. Светские учебные заведения сокращаются, этот вакуум заполняют религиозные учебные заведения, которые пропагандируют экстре -мистские идеи среди молодежи.
Ежегодно около 1 500 молодых дагестанцев выезжают на обучение в исламских учебных заведениях зарубежных стран. Канал получения мусульманского образования в зарубежных странах (более 14 стран) неоднозначен по своим последствиям [13]. С одной стороны, это отражает идущий процесс глобализации мусульманского образования, стремление получить высокий уровень религиозных знаний, с другой стороны, как показывает практика, после возвращения из-за рубежа часть выпускников зарубежных исламских учебных заведений начинает активно внедрять и распространять экстремистскую идеологию, особенно среди молодежи. Их призывают не работать в государственных учреждениях, саботировать призыв в армию, не отдавать детей в школы. Религиозные идеологи легко привлекают молодежь в свои ряды, чем непременно готовы воспользоваться радикальные религиозные лидеры и их духовные наставники из других регионов страны и за рубежом.
Социологические исследования последних лет, проведенные группой ученых Института национальных проблем в образовании Дагестанского государственного университета среди дагестанских граждан и экспертов, показывают следующее: привержены и поддерживают радикальные религиозные течения
около 3 %; считают, что религиозные организации РД не должны действовать согласно федеральному и республиканскому законодательству 6 %; считают, что наиболее подходящей формой государственного устройства Дагестана является исламское государство 12 % респондентов. Очевидно, что это внушительные цифры.
Причинами "расцвета" религиозного сознания молодежи и возрастания его роли в общественной жизни являются нестабильность в социально-экономической и политической сферах, распад прежней системы ценностей, а также остро выраженная проблема массовой безработицы, в частности, среди молодежи, и низкий уровень жизни населения республики. Резко ослаблена роль институтов социализации молодежи, будь то семья, школа, система профессионального образования, средства массовой информации и коммуникации. Отсюда растерянность, пессисимизм, неверие в будущее. Молодежь зачастую находит выход из сложившейся ситуации в религии, не имея представления о правильном толковании ислама.
Сотрудниками лаборатории "Социально-психологические проблемы образования в поликультурном регионе" вышеуказанного института в 2015 г. было проведено психологическое исследование особенностей религиозной идентичности в самосознании учащейся молодежи светских и исламских учебных заведений в городе Махачкала (лицей № 52, Гимназия № 13, Дагестанский государственны педагогический университет, Дагестанский государственный университет и Институт теологии и международных отношений).
Общую выборку составили 200 респондентов (К = 200), из них - 100 студентов и учащихся светских учебных заведений (К = 100) и 100 студентов и учащихся исламских учебных заведений (К = 100) (мужчины и женщины в равных долях) в возрасте от 16 до 25 лет (средний возраст испытуемых составил 19 лет).
Анкета включала 24 вопроса с вариантами ответов и с предоставлением возможности своего варианта ответа.
Для определения приверженности к религиозным ценностям и степени религиозности исследуемых в обеих группах мы задали вопрос: "Считаете ли вы себя религиозным
человеком?". Исследование показало, что 86 % молодых людей из светских учебных заведений и 100 % из религиозных учреждений одинаково позиционируют себя как верующих людей.
На вопрос: "Охарактеризуйте Ваше отношение к религии" 28 % учащейся молодежи светских и 82 % религиозных учебных заведений ответили, что регулярно участвуют в религиозных праздниках и обрядах, выполняют ритуальные предписания религии в домашних условиях. В то же время 38 % учащейся молодежи светских и 10 % религиозных учреждений нерегулярно участвуют в религиозных праздниках и обрядах, частично выполняют ритуальные предписания религии в домашних условиях.
Отметим также, что 14 % учащейся молодежи светских и 4 % религиозных учебных заведений ответили, что только иногда выполняют ритуальные предписания религии и нерегулярно участвуют в наиболее важных религиозных праздниках.
Наряду с этим 10 % студентов светских учреждений не веруют и считают себя атеистами, к религии безразличны, но уважают религиозные чувства верующих.
С целью выявления религиозно-экстремистского настроения в нравственной сфере был задан вопрос, где респонденту предлагался выбор между светским и религиозным вариантом ответа.
Как оказалось, студенты 92 % опрошенных из светских и 74 % из религиозных учреждений одинаково считают, что нравственным может быть любой человек, независимо от своего отношения к вере. При этом 1,5 % молодежи из светских учебных учреждений и 18 % молодых людей из религиозных учреждений более категорично утверждают, что только верующий человек может быть нравственным.
Студентам был задан вопрос об определении статуса людей с высшим светским и с высшим исламским образованием. И хотя 59 % от общей генеральной выборки считают, что нельзя делать таких сравнений, 20 % студентов светских учреждений и 40 % религиозных учреждений, считают, что при прочих равных условиях избранный ими тип образования занимает более высокий статус в обществе. Светское образование и воспитание
для одних (26 %) и религиозное образование для других (34 %) являются приоритетными. При этом подавляющее большинство из числа опрошенных в обеих исследованных группах учащихся (62 %) считают в равной мере важными и светское и религиозное образование.
Здесь следует отметить, что, независимо от степени религиозности, все респонденты всего исследованного нами массива (К = 200) заявили о собственной конфессиональной принадлежности к исламу. Ислам здесь воспринимается не только как религиозная система, но и как естественная культурная среда, национальный образ жизни (аварец - поэтому мусульманин). Тем самым независимо от того, признают или отрицают свою религиозность, они подчеркивают свою причастность к мусульманской умме (к мировому мусульманскому сообществу).
Проведенное исследование выявило различия в содержании структуры общего самосознания учащейся и студенческой молодежи светских и религиозных учебных заведений. Подтверждена идея о том, что религиозный компонент прочно занимает ведущее место в иерархии структуры самосознания современной молодежи Дагестана.
Высокий процент (93 % от N=200) молодежи, признавшей себя в той или иной степени религиозной, независимо от статуса учебного заведения, объясняется тем фактом, что религиозность в дагестанском обществе поощряется. В Дагестане все средства общественного воздействия (школа, вузы, радио, телевидение, печать, интернет и др.) способствуют развитию религиозной идентичности в самосознании молодежи. Столь высокое значение роли религии в судьбе отдельного человека и республики в целом придается потому, что религиозность для большинства дагестанцев является фактором социального тестирования и в отдельных случаях даже определяет статус личности в семье, в роду и в джамаате [14].
Повышение роли религиозного фактора требует совершенствования изучения религии как в светских, так и в исламских учебных заведениях.
До сих пор в школах Дагестана не преподается история и культура ислама. Школьники, да и многие студенты средних и высших учебных заведений, не знают разницу между истинной религией и сектантскими,
экстремистскими идеологиями, использующими религию как средство для достижения своих политических антиобщественных целей [12]. Российская Федерация - государство многоконфессиональное, и чтобы избежать возможных религиозных конфликтов, воспитание и образование в школе должно быть направлено на формирование религиозной толерантности.
Нуждается в совершенствовании работа и религиозных институтов образования. Педагогический опыт зарубежных мусульманских стран свидетельствует о том, что в современной России систему среднего и высшего религиозного образования следует построить на светских стандартах, придавая медресе и мусульманским университетам статус среднего и высшего учебного заведения (с подчинением общим правилам государственной аккредитации и выдачей дипломов государственного образца). По окончании средней религиозно-светской школы следует предоставить возможность продолжать учебу в светских высших учебных заведениях. Выпускники школ и университетов смогут работать как в религиозной области, так и в светской.
В сложившихся условиях для дальнейшего развития системы образования в Республике Дагестан необходимо разработать методологические основы интеграции мусульманской культуры и содержания учебно-воспитательного процесса светской школы, определить социально-педагогические условия и направления формирования здоровой личности как в физическом, так и духовном плане [7].
Религиозная культура молодежи - это не только потребность верующего в обогащении своих знаний, но и условие обеспечения мировоззренческой безопасности гражданина, условие мирного сосуществования разных культур современного общества. Отсутствие у большинства граждан базовых знаний в области религии делает их уязвимыми к внешним агрессиям, экстремистским и иным опасным идеологическим проявлениям.
ЛИТЕРАТУРА 1. Барков Ф.А., Ляушева С.А., Черноус В.В. Религиозный фактор в межкультурной коммуникации на Северном Кавказе / Южнороссийское обозрение ЦСРИ и ПИППК ЮФУ и ИСПИ РАН. Вып. 56. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ 2009. 204 с.
2. Омаров О.А., Омарова Н.О., Джахпараева Д.Ю. Факторы, усиливающие экстремистские настроения у молодежи в социально-напряженной среде // Педагогика. 2013. № 9. С. 59-62.
3. Информационно-аналитический канал "Ансар. Ru" URL: http://www.ansar.ru/rfsng/v-dagestane-poschitali-islamskie-uchebnye-zavedeniya
4. Гаджимурадова З.М., Омарова Н.О. Особенности религиозного самосознания учащейся молодежи светских и исламских учебных заведений Дагестана. М.: Педагогика, 2015. 18 с.
5. Пределы светскости: общественная дискуссия
0 принципе светскости государства и о путях реализации свободы совести. М.: Центр "Сова", 2003. 268 с.
6. Омаров О.А., Гасанов К.З. Система профилактических мероприятий по предотвращению проявлений экстремизма в ситуации обострения социальной напряженности: программа. М.: ИНПО-ПРЕСС, 2011. 48 с.
7. Харисова Л.А. Ислам: духовно-нравственное обучение школьников: Конспекты занятий. М.: Гуманитарный изд. центр "Владос", 2002. 176 с. С. 5-6.
8. Хабибулина Г. Ю. Состояние современного профессионального исламского религиозного образования в России / информационно-аналитический портал islamrf.ru. URL: http://www.islamrf.ru/news/ islam-world/umma/2587.
9. Официальный сайт Московского исламского института. URL: http://www.miu.su/archives/4060
10. Официальный сайт Хаджи Мурада Доного http://www.gazavat.ru/history3.php?art=582&rub=14
11. Центр Исламских исследований Северного Кавказа. URL: http://islam-kavkaz.umi.ru/about/ islamskoe_obrazovanie/
12. Система исламского образования в Дагестане: проблемы и перспективы. URL: http://www. islamdag.ru/analitika/5990.
13. Абдулагатов З.М. Дагестанцы в зарубежных исламских образовательных сетях // Черноморско-Ка-спийский регион: геополитика, этонополитические процессы и межрегиональные взаимодействия. Сб. научных статей. М.: РИСИ, 2015. С. 7-22.
14. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. М.: Планета- 2000, ППЦ "Пересвет", 2004. 254 с. С. 78-79.
REFERENCES
1. Barkov F.A., Lyausheva S.A., Chernous V.V. Religioznyy faktor v mezhkul'turnoy kommunikatsii na Severnom Kavkaze [The religious factor in intercultural communication in the North Caucasus]. In: Yuzhnorossiyskoe obozrenie TsSRIiP IPPK YuFU
1 ISPIRAN [Southern review of TsSRIiP IPPK YuFU i ISPI RAN]. Issue. 26. Rostov-on-Don, SCNC HE SFU, 2009, 204 p.
2. Omarov O.A., Omarova N.O., Dzhakhparaeva D.Yu. Pedagogika, 2013, no. 9, pp. 59-62.
3. Informatsionno-analiticheskiy kanal "Ansar.Ru [Information-analytical channel "Ансар^и], available at: http://www.ansar.ru/rfsng/v-dagestane-poschitali-islamskie-uchebnye-zavedeniya.
4. Gadzhimuradova Z.M., Omarova N.O. Osobennosti religioznogo samosoznaniya uchashcheysya molodezhi svetskikh i islamskikh uchebnykh zavedeniy Dagestana. Moscow, "Pedagogika", 2014. 18 р.
5. Predely svetskosti: obshchestvennaya diskussiya o printsipe svetskosti gosudarstva i o putyakh realizatsii svobody sovesti [The limits of secularism: public debate about the principle of secularity of the state and on ways of realization of freedom of conscience]. Moscow, Center "Sova", 2003, 268 p.
6. Omarov O.A., Gasanov K.Z. Sistema profilakticheskikh meropriyatiy po predotvrashcheniyu proyavleniy ekstremizma v situatsii obostreniya sotsial'noy napryazhennosti: programma [The System of preventive measures for prevention of manifestations of extremism in the situation of aggravation of social tensions: the program]. Moscow, INPO-PRESS, 2011. 48 р.
7. Kharisova L.A. Islam: dukhovno-nravstvennoe obuchenie shkol'nikov: Konspekty zanyatiy [Islam: spiritual and moral education of students: Synopses of the lessons]. Moscow, Humanitarian publishing center "Vlados", 2002. рр. 5-6.
8. Khabibulina G.Yu. Sostoyanie sovremennogo professional 'nogo islamskogo religioznogo obrazovaniya v Rossii [The State of modern professional Islamic religious education in Russia], available at: http://www.islamrf.ru/news/islam-world/ umma/2587
9. Ofitsial 'nyy sayt Moskovskogo islamskogo instituta [The official website of the Moscow Islamic Institute], available at: http://www.miu.su/archives/4060
10. Ofitsial 'nyy sayt Khadzhi Murada Donogo [Official website of Haji Murad Donoho], available at: http://www.gazavat.ru/history3.php?art=582&rub=14
11. Tsentr Islamskikh issledovaniy Severnogo Kavkaza [Centre for Islamic studies of Northern Caucasus], available at: http://islam-kavkaz.umi.ru/about/ islamskoe_obrazovanie/
12. Sistema islamskogo obrazovaniya v Dagestane: problemy i perspektivy [System of Islamic education in Dagestan: problems and prospects], available at: http://www.islamdag.ru/analitika/5990
13. Abdulagatov Z.M. Dagestantsy v zvrubezhnykh islamskikh obrazovatel'nykh setyakh [Abdulagatov Z. M. Dagestan people in foreign Islamic educational networks] In: Chernomorsko-Kaspiyskiy region: geopolitika, etnopoliticheskie protsessy i mezhregional'nye vzaimodeystviya [The Black sea-Caspian region: geopolitics, ethnopolitical processes and interregional cooperation]. Moscow, RISI, 2015, pp. 7-22.
14. Metlik I.V. Religiya i obrazovanie v svetskoy shkole [Religion and education in secular schools]. Moscow, Planeta-2000, PPTs "Peresvet", 2004, 254 p. pp. 78-79.
18 марта 2016 г.