Научная статья на тему 'Межкультурный диалог как основание поликультурного образовательного пространства Дагестана'

Межкультурный диалог как основание поликультурного образовательного пространства Дагестана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DIALOGUE OF CULTURES / MULTI-CULTURAL EDUCATION / ISLAMIC EDUCATION / MUSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулаева Медина Шамильевна

Обозначившиеся в последнее время проблемы межнационального взаимодействия и этнокультурного самоопределения обусловили необходимость разработки новых образовательных стратегий, основанных на использовании поликультурного компонента в учебных программах. В центре внимания автора диалог культур в условиях поликультурной среды образовательного пространства республики Дагестан. Сфера поликультурного образования рассматривается в контексте современного исламского и профессионального музыкального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intercultural dialogue as a foundation of multi-cultural educational space in Daghestan

The article discusses the issues of international cooperation and ethno-cultural self-determination which call for the development of new educational strategies involving multicultural component in educational programs. The focus of the article is on the dialogue of cultures in the framework multi-cultural environment in the sphere of education of Daghestan. The sphere of multi-cultural education is regarded in the context of modern Islamic and professional musical education

Текст научной работы на тему «Межкультурный диалог как основание поликультурного образовательного пространства Дагестана»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

М. Ш. Абдулаева

МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ КАК ОСНОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДАГЕСТАНА

Обозначившиеся в последнее время проблемы межнационального взаимодействия и этнокультурного самоопределения обусловили необходимость разработки новых образовательных стратегий, основанных на использовании поликультурного компонента в учебных программах. В центре внимания автора — диалог культур в условиях поликуль-турной среды образовательного пространства республики Дагестан. Сфера поликуль-турного образования рассматривается в контексте современного исламского и профессионального музыкального образования.

Ключевые слова: диалог культур, поликультурное образование, исламское образование, музыкальное образование.

M. Abdulaeva

INTERCULTURAL DIALOGUE AS A FOUNDATION OF MULTI-CULTURAL EDUCATIONAL SPACE IN DAGHESTAN

The article discusses the issues of international cooperation and ethno-cultural selfdetermination which call for the development of new educational strategies involving multicultural component in educational programs. The focus of the article is on the dialogue of cultures in the framework multi-cultural environment in the sphere of education of Daghestan. The sphere of multi-cultural education is regarded in the context of modern Islamic and professional musical education.

Keywords: dialogue of cultures; multi-cultural education; Islamic education; musical education.

Понятие диалога занимает важное место в современном мышлении. Идея диалога представлена в различных областях знания: философии (А. Ф. Лосев, М. М. Бахтин, М. С. Каган), истории культуры (Д. С. Лихачев, B. С Библер), семиотике (Ю. М. Лотман), педагогике (А. В. Сухомлинский, А. О. Курганов), психологии (Д. Б. Эльконин). Мы солидарны с академиком Ю. С. Осиповым, постулирующим, что диалог — это внут-

реннее, глубинное свойство современного сознания, поведения, общения. Можно даже говорить о «диалоговом характере» современной цивилизации. Диалог и, прежде всего, диалог культур — это взаимодействие, взаимопритяжение и взаимоотталкивание двух субъектов, полюсов, интеллектуальных феноменов, двух менталитетов с целью достижения взаимопонимания, взаимопроникновения, образования некоего единого про-

блемного поля [6, с. 106]. В процессе взаимодействия нескольких культур возникает возможность сравнительной оценки достижений, их ценности и вероятности заимствования. Появившиеся в последние десятилетия различные концепции поликультурного образования включают многоэтническое образование, бикультурное образование, концепцию диалога культур, концепцию мульти-перспективого образования, концепцию «культурных различий». В центре нашего внимания — диалог культур в условиях поликультурной среды образовательного пространства республики Дагестан.

Несмотря на этническую пестроту, языковые различия и культурное многообразие, население Дагестана исторически было объединено близостью происхождения, общностью исторических судеб, этнотерри-ториальными контактами, хозяйственноэкономическими и культурными связями, тенденцией народов к интеграции. Неотъемлемой частью дагестанской истории, духовной культуры стала религия. До принятия ислама дагестанские народы были расчленены по языковому, этническому и религиозному признакам. После принятия ислама народности и племена оказались объединенными на основе религиозной общности. По мере усиления своего господства в условиях народов Дагестана ислам довольно прочно вошел в психологию и быт народа и сросся с национальными обычаями, обрядами, традициями. Влияние мусульманской религии сказывалось также и на семейной жизни, и на национальных традициях.

В числе основных компонентов данного типа культуры — религиозное образование. До официального присоединения к России единственной формой образования для коренного населения Дагестана была арабомусульманская школа (мактаб и медресе). Образовательные программы арабо-мусульманских школ включали дисциплины религиозного цикла (арабский язык, шариат, философию, логику) и изучение точных

наук (алгебру, геометрию, астрономию). Религиозные школы выполняли важную социальную функцию: в этносознании народов сформировалась установка на грамотность, престиж знаний и образованность. Мусульманские школы были бесплатными, не разделяли учащихся по социальному статусу, являлись обязательными для всех мусульман.

Включению Дагестана в политикоэкономическое и культурно-образовательное пространство России во второй половине XIX века способствовала организация русскоязычных учреждений и светских школ. Для царской России светские школы являлись важным шагом, инспирировавшим социально-политическую интеграцию Дагестана в Российскую Империю. Светские школы, ставшие своего рода цивилизаторским средством «замирения» Дагестана, и существовавшие параллельно мусульманские учебные заведения должны были усилить образовательный процесс в горном крае. При этом в целях привлечения дагестанской молодежи в светские (русскоязычные) школы в последних преподавались основы ислама и арабский язык. Светское образование в определенной мере могло гарантировать социальную стабильность в регионе. К тому же, правительство России, непосредственно участвуя в зарождении русскоязычной дагестанской интеллигенции, видело в ней гарант стабильности и лояльности по отношению к официальной власти.

Сложившиеся во второй половине XIX в. предпосылки для развития культурного диалога реализовались в интенсивные двусторонние культурные связи, благодаря которым в жизнь дагестанских этносов вошли структуры новоевропейского типа культуры. В то же время исламские традиции, составляющие основу культуры дагестанского общества, продолжают оставаться важными составляющими и после признания русско-европейской культуры в качестве референтной.

Мероприятия, проводимые в стране в советский период, направленные на разрушение религиозно-этнических традиций (перевод письменности с арабского на латинский алфавит, затем — на кириллицу, запрещение исламских учебных заведений, стеснение исламских организаций), в конечном итоге изолировали Дагестан от восточного мира. Одновременно это способствовало ускоренному восприятию русско-европейской культуры. В результате на протяжении XX века в дагестанской духовной культуре одновременно существовали две различные парадигмы: старая, отражавшая связь с арабо-мусульманским суперэтносом, и новая, развивающаяся в пространстве русско-европейской культуры.

Арабо-мусульманская школа, бывшая до середины XIX века единственной формой образования в Дагестане и запрещенная в советский период, в последние десятилетия возродилась на новой культурно-образовательной основе. На протяжении 1990-х — 2000-х годов существенно растет роль и значение арабо-мусульманской составляющей в культуре народов Дагестана. Появившаяся в постсоветсткий период тенденция возрождения религиозного образования реализовалась в интенсивном процессе приобщения дагестанцев к обучению в современных арабо-мусульманских учебных заведениях. Таким образом, параллельно с системой среднего и высшего профессионального образования в Дагестане функционирует широкая сеть исламских учебных заведений.

За последние 15 лет в Дагестане создана самая развитая на территории РФ система исламского образования; она включает в себя исламские вузы, филиалы вузов, медресе, мактабы и кратковременные курсы по изучению основ ислама и арабского языка. Выпускники медресе и исламских вузов, в зависимости от прослушанных ими курсов и ступени обучения, на которой они остановились, получают одну из трех специализаций: чтец Корана, имам-хатиб (умеющий

читать и переводить на родной язык исламскую литературу); алим («специалист в арабо-мусульманских науках»). По данным заместителя председателя комитета правительства РД по делам религий К. М. Ханба-баева, на начало 2008 г. в РД действовало 16 исламских вузов (около 2500 студентов), 15 филиалов вузов (около 700 студентов), 116 медресе (более 3000 обучающихся), 94 мактаба (около 700 обучающихся), всего обучающихся — более 6900 человек [8, с. 122-123].

Одним из первых в Дагестане к подготовке исламских теологов и специалистов гуманитарного направления с углубленным изучением истории и культуры ислама приступил созданный в 2004 г. Институт теологии и международных отношений (ИТИМО). При институте функционируют следующие факультеты: теологии и религиоведения, лингвистики и межкультурных коммуникаций, экономики и информатики, международных отношений. Особенностью образовательной программы этого учебного заведения является обязательное изучение исламской теологии, иностранных языков (арабского, английского), технологии меж-культурных коммуникаций и межконфес-сионального диалога. Таким образом, ИТИМО дает возможность получить и светское, и религиозное образование.

В настоящее время в республике функционируют 13 исламских вузов и 9 медресе, имеющих государственные лицензии на образовательную деятельность. 11 медресе находятся на стадии лицензирования. Это 75 процентов от всех исламских учебных заведений, действующих на территории Российской Федерации [2].

Показательно, что преподавание в современных исламских вузах ведется на русском языке. Таким образом, обучение в данных заведениях стало доступным для представителей всех национальностей Дагестана, выводят исламское образование на уровень поликультурного.

В 2007 году создан Северокавказский университетский центр исламского образования и науки (СКУЦИОН). Его основными задачами являются: координация работы религиозных учебных заведений региона, содействие им в разработке необходимых учебно-методических материалов, внедрение современных научно-образовательных и информационных технологий в систему религиозного образования; повышение квалификации и переподготовка имамов и преподавателей исламских учебных заведений, а также их адаптация к условиям и потребностям современного общества [2].

По инициативе СКУЦИОН учрежден Совет исламского образования России, одной из задач которого является разработка образовательных стандартов по подготовке исламских религиозных деятелей в исламских учебных заведениях Российской Федерации. Центр участвует в целевых программах Министерства образования и науки РФ, в работе Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, в программах международного обмена студентами и преподавателями. Налаженные контакты с исламскими центрами Индонезии, Турции, Сирии позволяют выпускникам Института теологии и международных отношений (бакалаврам теологии) обучаться в магистратурах университетов названных стран. Руководство ИТИМО запланировало стажировку и учебу своих выпускников и преподавателей в университетах Египта, Иордании, Малайзии и в некоторых европейских странах, в том числе на теологическом факультете Кембриджского университета.

Современные тенденции развития общего и специального образования выдвигают ряд теоретических и практических проблем, связанных с определением понятия культурная образовательная среда. Обозначившиеся в последнее время проблемы межнационального взаимодействия и этнокультурного самоопределения обусловили необходимость разработки новых образовательных стратегий, основанных на исполь-

зовании поликультурного компонента в учебных программах. Концепция диалога культур на современном этапе выглядит актуально и перспективно. Целью поликультурного образования, согласно данной концепции, является приобщение к различным культурам, формирование общепланетарного сознания, позволяющего интегрироваться в мировое культурно-образовательное пространство. Ведущими идеями данной концепции выступают идеи открытости, культурного диалога, культурного плюрализма. Определение поликультурного образования сформулировано Х. Томасом: «Поликуль-турное образование имеет место, когда определенная личность стремится в общении с людьми другой культуры понять их специфическую систему восприятия, познания, мышления, их систему ценностей и поступков, интегрировать новый опыт в собственную культурную систему и изменить его в соответствии с чужой культурой. Поликуль-турное образование побуждает наряду с познанием чужой культуры и к анализу системы собственной культуры» [7, с. 100].

Рассмотрим особенности реализации концепции поликультурного образования в процессе преподавания музыкально-исторических дисциплин.

Одна из задач курса истории музыки — формирование целостного, системного подхода к музыкально-историческим знаниям. В конечном итоге музыкант-профессионал получает достаточное для его педагогической деятельности знание музыкальных произведений и представление о музыкальных стилях и жанрах. Именно в указанном аспекте (стили и жанры) изучается музыкально-исторический процесс.

В процессе преподавания дисциплин музыкально-исторического цикла нередко возникает ситуация, когда студенты — представители культурной образовательной среды, — не знакомые с основами мировых религий (исключение составляет ислам), испытывают трудности в усвоении учебного материала, связанного с историей западно-

европейской музыки средневековья и Возрождения. Многочисленные ссылки на библейские тексты и сюжеты, лежащие в основе сочинений композиторов обозначенных периодов, требуют дополнительного времени на знакомство с культурой христианского мира. Проблема усугубляется в учебных группах, национальный состав которых на 100 процентов состоит из представителей коренного населения Дагестана, получивших среднее образование в сельской местности. Таким образом, в задачи преподавателя входит ознакомление студентов с основами мировых религий, а курс истории музыки обогащается междисциплинарным и кросс-культурным контекстом, который составляют репродукции известных полотен, фотографии памятников архитектуры и скульптурных изображений, фрагменты музыкальных и литературных произведений, в основе которых — сюжеты и священные тексты мировых религий.

В результате «погружения» студентов в богатство мировых религий есть надежда на то, что обучающиеся воспитают в себе терпимость и уважение к другой культуре, даже если она в целом или какие-то ее стороны представляются им чуждыми. Принимая постулат «образование есть передача культуры от поколения к поколению» [5, с. 103], мы целенаправленно строим процесс образования как диалог культур. При таком процессе образования студенты «погружаются» в самые различные предметные, коммуникативные, языковые ситуации, то есть в ситуации реально организуемого диалога культур. В процессе взаимодействия нескольких культур возникает возможность сравнительной оценки достижений, их ценности и вероятности заимствования. Изучая всеобщую историю музыки в опоре на диалог культур, мы реально показываем, как представители разных культур и религиозных конфессий привнесли в сокровищницу общечеловеческих ценностей близкие по смыслу идеи. Приведем примеры.

1. В курсе истории русской музыки, при изучении знаменного пения, провести параллель с мусульманскими нашидами* и определить точки соприкосновения и отличия в принципе организации духовных песнопений православной и мусульманской традиций.

2. С принципом организации музыкальной ткани знаменного распева (в основе которого — попевочно-кантиленный мелос) перекликается особенность структурирования мусульманского азана**, который представляет собой совокупность определенных интонаций и попевок.

3. В контексте творчества русских композиторов XIX века органичным дополнением к основному учебному материалу станет информация о дагестанской музыкальной фольклористике, в становлении которой важная роль принадлежит музыкантам, сосланным в Дагестан во время Кавказской войны [1, с. 123-124]. Среди них — композитор А. А. Алябьев и супруга ссыльного генерала, певица Л. И. Кармалина. Кавказский (в частности, дагестанский) музыкальный материал стал основой целого ряда произведений, расширил интонационный словарь русской академической музыки.

4. Масскульт как один из стилевых показателей отечественной музыки 1930-х годов в курсе истории музыки позиционируется в русле музыкально-сценических жанров. В данном контексте показательно появление в 1937 г. оперы дагестанского композитора Г. А. Гасанова «Хочбар». Объединив разнотипные оперные жанры (историкогероический и «песенный»), Г. Гасанов представил, по существу, новый тип оперы, этнической (национальной) по содержанию и европейской по форме.

На основе поликультурного компонента строится учебный курс истории дагестанской музыкальной культуры. В процессе анализа творчества дагестанских композиторов выявляется комплекс характеристик, включающий типичное для дагестанской народной музыки и индивидуальный автор-

ский стиль. Известно, что понятие «национальный стиль» определяет форму выражения музыкально-образного содержания, которое отражает мировосприятие, идеи, эмоции, специфичные для определенной национальной культуры [3, с. 255]. В более узком плане национальный стиль связан со свойственными определенным жанрам элементами: мелодическими, ладогармониче-скими, фактурными, формообразовательными. Отсюда — проблема соотношения общестилевого (в данном контексте — национального) и индивидуального в творчестве дагестанских композиторов, рассматриваемая в контексте диалога культур: это сочетание национального начала с фониз-мом, аккордикой, с принципами формообразования, характерными для мировой музыкальной культуры второй половины XX века. Примечательно, что в некоторых случаях индивидуальный стиль композитора с отчетливо выраженной новаторской установкой сводит практически к нулю его зависи-

мость от предшествовавшей национальной профессиональной культуры, позволяя говорить о тенденции к полистилистике в его творчестве.

Говоря о роли межцивилизационного диалога в современном мире, В. В. Наумкин отметил ключевые условия для успешного ведения диалога: это, во-первых, желание и умение понять Другого, отказаться от стереотипов представлений друг о друге и, во-вторых, готовность от навязывания своей культуры Другому, принятие разнообразия культур как неизбежной данности мира [4, с. 273]. Межкультурный диалог, находящийся в основе поликультурного образовательного пространства Дагестана, вносит серьезный вклад в решение проблем взаимопонимания, национальной терпимости и веротерпимости. Поликультурное образование, таким образом, призвано преодолевать негативные тенденции в сфере межэтнических отношений, препятствовать распространению межэтнической интолерантности.

ПРИМЕЧАНИЯ

* Нашид — мусульманское песнопение, традиционно исполняемое мужским вокалом соло или в ансамбле без сопровождения музыкальных инструментов.

** Азан — в исламе призыв к молитве, возвещаемый с минарета муэдзином мечети.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдулаева М. Ш. Дагестан — Россия: исторический контекст взаимодействия музыкальных культур // PAX SONORIS: история и современность. Выпуск II (IV). Астрахань, 2009. С. 123-127.

2. Выпускники Кембриджа будут преподавать ислам в Дагестане. Электронный ресурс http://www.islamnews.ru/news-32591.html 13.03.2011.

3. Михайлов М. К. Национальный стиль // Этюды о стиле в музыке. Л., 1990. 284 с.

4. Наумкин В. В. Межцивилизационный диалог и толерантность // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения, 14-15 мая 2009. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. С. 272-276.

5. Никандров Н. Д. Образование как диалог культур // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения 14-15 мая 2009. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. С. 102-105.

6. Осипов Ю. С. Российская наука как диалог культур // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения 14-15 мая 2009. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. С. 106108.

7. Хакимов Э. Р. Обоснование поликультурного образования через межпарадигмальную рефлексию // Искусство и образование. 2009. № 7. С. 100-105.

8. Ханбабаев К. М. Исламское образование в республике Дагестан: состояние и проблемы // Состояние и проблемы преподавания культурологических дисциплин в вузах и школах Дагестана: Материалы республиканской научно-практической конференции. Махачкала: Изд-во ДГПУ, 2008. С. 121-130.

REFERENCES

1. Abdulaeva M. Sh. Dagestan — Rossija: istoricheskij kontekst vzaimodejstvija muzykal'nyh kul'tur // PAX SONORIS: istorija i sovremennost'. Vypusk II (IV). Astrahan', 2009. S. 123-127.

2. Vypuskniki Kembridzha budut prepodavat' islam v Dagestane. JElektronnyj resurs

http://www.islamnews.ru/news-32591.html 13.03.2011.

3. MihajlovM. K. Nacional'nyj stil' // Etjudy o stile v muzyke. L., 1990. 284 s.

4. Naumkin V V. Mezhtsivilizatsionnyj dialog i tolerantnost' // Dialog kul'tur i partnerstvo tsivilizatsij: IX Mezhdunarodnye Lihachevskie nauchnye chtenija? 14-15 maja 2009. SPb.: Izd-vo SPbGUP, 2009. S. 272-276.

5. Nikandrov N. D. Obrazovanie kak dialog kul'tur // Dialog kul'tur i partnerstvo civilizacij: IX Mezhdunarodnye Lihachevskie nauchnye chtenija, 14-15 maja 2009. SPb.: Izd-vo SPbGUP, 2009. S. 102-105.

6. Osipov Ju. S. Rossijskaja nauka kak dialog kul'tur // Dialog kul'tur i partnerstvo tsivilizatsij: IX

Mezhdunarodnye Lihachevskie nauchnye chtenija 14-15 maja 2009. SPb.: Izd-vo SPbGUP, 2009. S. 106-108.

7. Hakimov E. R. Obosnovanie polikul'turnogo obrazovanija cherez mezhparadigmal'nuju refleksiju // Iskusstvo i obrazovanie. 2009. №7. S. 100-105.

8. Hanbabaev K. M. Islamskoe obrazovanie v respublike Dagestan: sostojanie i problemy // Sostojanie i problemy prepodavanija kul'turologicheskih disciplin v vuzah i shkolah Dagestana: Materialy respublikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mahachkala: Izd-vo DGPU, 2008. S. 121-130.

А. В. Конева

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО В ЕВРОПЕЙСКОЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

Одним из наиболее значимых процессов культуры XXI века становится формирование новой системы ценностей, что и определяет процесс индивидуализации личности в современной культуре. Индивидуализация проявляет себя в общении и образовании, в следовании моде, в выборе профессии. В таком контексте все чаще употребляется понятие индивидуальности, хотя смысл его остается скорее конвенциональным, чем теоретически определенным. Предметом философского осмысления индивидуальность стала довольно поздно, и этот концепт встречается лишь в современных теориях. Однако ретроспективный взгляд на историю философско-культурологической мысли позволяет выявить те теоретические понятия, развитие которых позднее привело к формированию теоретической проблемы индивидуальности. Мы старались показать, каким образом индивидуальность трактовалась в разные исторические эпохи. В рамках парадигмы on he on - как «определенность бытия», в рамках парадигмы флософствования cogito — как «неопределяемая уникальность», в рамках парадигмы existenz — как персона в совокупности ее социальных отношений. В современности мы констатируем формирование новой парадигмы философствования, парадигмы difference, в которой понятие индиви-дуалности становится одним из главнейших. Индивидуальность сегодня — это понятие, описывающее сущность бытия субъекта культуры.

Ключевые слова: индивидуальность, личность, идентичность, парадигма философии, субъект культуры.

A. Koneva

THE CONCEPT OF INDIVIDUALITY IN THE HISTORY OF PHILOSOPHY

One of the most important processes in contemporary culture is the development of a new system of values and this process characterizes the importance of individualization. We can see processes of individualization in communication, education, fashion, in the choice of profession... So it is in this context that the concept of individuality should be regarded.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.