вопросы воспитания и обучения
УДК 37:001 12/18
Костюкова Татьяна Анатольевна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и педагогической психологии Национального исследовательского Томского государственного университета, [email protected], Томск
Шапошникова Татьяна Дмитриевна
Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО, [email protected], Москва
традиционные духовные ценности и культурная идентификация подрастающих поколений
(ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)
Аннотация. В статье сформулировано утверждение о том, что в духовно-культурном наследии человечества накопилось немало продуктивных подходов к проблеме целостности воспитания. Предложено подвергнуть феномен образования теоретическому анализу в ракурсе культурологического видения, выработанного отечественной традицией. Раскрыт опыт корректного использования этих ценностей в целях культурной идентификации учащихся в содержании светского школьного образования в России и за рубежом.
Ключевые слова: культурная идентификация; традиционные российские духовные ценности; ядро национальной культуры: религия, Отечество, семья.
Kostyukova Tatyana Anatolievna
Doctor ofpedagogical sciences, professor of the department of general and pedagogical psychology of the National Research Tomsk State University, [email protected], Tomsk
Shaposhnikova Tatyana Dmitrievna,
Candidate of pedagogical sciences, the leading research worker of Institute of Theory and History of Pedagogy of the Russian Academy of Education, [email protected], Moscow
TRADITIONAL SPIRITUAL VALUES AND CULTURAL IDENTITY OF THE YOUNGER GENERATION (NATIVE AND FOREIGN ExPERIENCE)
Abstract. In article the statement that in a spiritual cultural heritage of mankind many productive approaching to a problem of integrity of education collected is formulated. It is offered to subject an education phenomenon to the theoretical analysis in a foreshortening of the culturological vision developed by domestic tradition. Experience of correct use of these values for cultural identification of children in the maintenance of secular school education in Russia and abroad is opened.
Keywords: cultural identification; traditional Russian cultural wealth; kernel of national culture: religion, Fatherland, family.
Одной из предпосылок констатируемого сегодня кризиса в России (в экономике, политике, национальных отношениях) стало состояние общества, получившее название «духовного кризиса». Его очевидным проявлением является нравственно-ценностная опустошенность и дезориентация, прежде всего, молодежи. Ситуация такова, что зна-
чительная ее часть, оторвавшись от традиционных духовных ценностей, становится деструктивной силой общества. Традиционные ценности российских народов определяются традиционными мировоззренческими системами России (православие, ислам, буддизм, иудаизм). На социальном уровне рассмотрения они реализуются в функци-
онировании обычаев, традиций, норм, оценок, обрядов, ритуалов, идеалов, т.е. в виде социальных регулятивов и нормативов.
К сущностным характеристикам традиционных российских духовных ценностей относят, во-первых, исконные - изначально воспринятые ценности, ставшие историческим выбором, сформировавшие культуру, традиции и российские этносы в целом; во-вторых, ценности культурообразующего характера, оказывающие в течение длительно -го времени влияние на развитие государства, народа и культуры; в-третьих, ценности, которые составили основу повседневного образа жизни народа, вошли в его язык, обычаи, стали архетипами его мировоззрения; в-четвертых, самобытные ценности, делающие отечественную культуру отличной от культур других стран и народов
Обычно проблема образования как механизма передачи знаний рассматривается в узких рамках секулярного педагогического процесса, в контексте конкретных социальных задач. Вместе с тем, в духовно-культурном наследии человечества и, особенно, в российских религиозных традициях накопилось немало продуктивных подходов к проблеме передачи знания и способов целостности воспитания. Они выражены этнически, конфессионально, по-разному понимаются и осваиваются в разных культурах. Сегодня важно обратиться к российскому духовному наследию и подвергнуть феномен образования теоретическому анализу в ракурсе культурологического видения, выработанного отечественной традицией.
Основополагающее свойство человека - его способность к культурной идентификации - закладывается и формируется с детских лет и представляет собой осознание своей принадлежности к определенной культуре, интернационализации ее ценностей (принятию их как своих), выбору и осуществлению культуросообразного образа жизни, поведения.
В современных условиях поликультурного общества особая роль принадлежит тем духовно-нравственным ценностям, которые передаются людьми разных этнических групп, национальностей и вероисповедания из поколения в поколение и служат основой для формирования их культурной идентичности. Однако чрезвычайно важным, на наш
взгляд, в решении проблемы культурной идентификации человека выступает осмысление им тех основ, из которых с детства складывается наиболее общее представление о смысле и предназначении жизни, ее истоках и приоритетах.
В этом контексте в российском образовании в рамках новой области государственных стандартов важное место принадлежит курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (для учащихся 4-5 классов). Именно в нем, на наш взгляд, должны быть продекларированы общечеловеческие ценности и ценности религиозных культур: христианства (православия), ислама, иудаизма, и буддизма.
В качестве основополагающих подходов к преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики», отбору содержания нового предмета и выбору методического обеспечения учебников [См., например: 2; 5], определены культурологический, аксиологический, коммуникативный и деятель-ностный. Следует заметить, что ценности светской этики в данном курсе должны быть рассмотрены не отдельно, а вкупе с теми духовно-нравственными ценностями, которые представлены в традиционных для России религиозных учениях. Понятие «светская этика» не подразумевает того, что она будет противопоставляться религии, это бытовое и непрофессиональное представление. «Светское», если идти от этимологии этого слова, - «мирское»: «жизнь и жить в миру», «всем миром» («всем миром решаем», «всем миром поможем» и т.д.). «Свет» означает «мир», в котором живут все: и верующие люди (причем, разных верований), и атеисты, и агностики. Главный вопрос: как им научиться жить всем вместе, на каких основах строить свои взаимоотношения, чтобы и жить в ладу друг с другом и сохранить наш общий дом - нашу планету [5].
Представленная в курсе тематика интегрирует религиозные и этические традиции через систему базовых ценностей, составляющих ядро национальной культуры: религия, Отечество, семья, - которые выполняют функцию ценностно-смысловых переходов между содержанием разных модулей учебного комплекса. К примеру, школьники в заключительном разделе знакомятся с тем, как представители православия, ислама,
буддизма, иудаизма относятся к Отечеству, ценностям православной, мусульманкой, еврейской и буддисткой семьи.
Освоение учащимися содержания учебного материала призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора школьников, но и в воспитательном процессе формирования достойного гражданина РФ, соблюдающего Конституцию и законы страны, уважающего права и свободы других граждан, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя сплочения общества. В результате обучения в рамках курса у учащихся должны сформироваться действенные мотивы к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также - уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
При разработке и преподавании данного курса, безусловно, полезен международный опыт религиозного образования. Например, в Германии в общественных школах обучение и воспитание детей ведется на основе христианских образовательных и культурных ценностей, но при этом детей открыто знакомят с убеждениями других религий и мировоззрений [3, с. 30-31]. В норвежской школе для тех детей, которые не желают посещать уроки религии, разработан альтернативный курс. Кроме того, существуют рекомендации по структуре образования по иным религиям и убеждениям [Там же. С. 25-27]. В Бельгии курс духовно-нравственных ценностей преподается в рамках изучения католицизма, протестантизма, ислама, иудаизма и морали. Общество считает необходимым ознакомить школьников, не исповедующих никакую религию, на уроках морали с общечеловеческими, нравственными ценностями, объяснить обобщенно кодекс общественного поведения в повседневной жизни [Там же. С. 20-22].
Интересен опыт Финляндии. Здесь с конца 1990-х гг. происходят существенные изменения в организации религиозного образования в государственных школах. Финское государство взяло на себя ответственность обеспечить право каждого ребенка на получение религиозного образования в соответствии с национальной и религиозной традицией его семьи, преподавая традиционные духовно-нравственные ценности той
или иной религии. Если раньше предмет в рамках религиозного образования имел общее наименование «Вероисповедальное обучение религии», то с 2003-го года его стали называть «Обучение своему вероисповеданию» (или «Свое вероисповедание»), поскольку теперь в школах стали преподавать не только лютеранскую и православную веру, но также католическую, ислам, буддизм и кришнаизм. В школьную программу введен предмет «Мировоззрение» для детей из семей, официально вышедших из церкви, который, как и «Свое вероисповедание», является обязательным компонентом школьной программы с 1-го по 9-й класс основной школы (по выбору), а также в гимназиях. В среднем на каждом году обучения на это отводится один час в неделю.
Финские педагоги считают, что современный человек должен быть образованным в религиозных и мировоззренческих вопросах, поскольку религия была и остается влиятельным феноменом в человеческом обществе. В религиозном обучении подчеркивается как важность познания собственной веры, так и готовность встретиться с другими религиями, верованиями и мировоззрениями, прежде всего, это касается наиболее влиятельных мировоззренческих традиций, существующих в финском обществе.
В настоящее время религиозное образование в Финляндии носит конфессионально-светский или смешанный характер (Ф. Н. Козырев) [1, с. 27]. Например, совместная молитва в школе разрешается только в качестве обучения, но она не должна иметь вероисповедального характера, поскольку в образовательный процесс нельзя включать культовые действия и открытые формы религиозного почитания. Целью религиозного образования становится воспитание толерантности в отношении иноверцев, открытости к опыту другого. В целом, образование в Финляндии основано на развитии аналитического мышления, этот же критерий относится и к религиозному образованию. Построение обучения должно обязательно идти в ногу со временем, т. е. реагировать на постоянно возникающие новые вопросы в сфере религии, на вызовы времени, поэтому содержание религиозного образования постоянно корректируется. Обучение в большей степени основывается на
диалоговых подходах, совместном размышлении, нежели на передаче информации от учителя к ученикам. Одной из задач религиозного обучения является предоставление учащемуся знаний, обретение им навыков и опыта, которые составят «кирпичики» для построения своего собственного мировоззрения и формирования своей идентичности, важной составной частью которой является принадлежность человека к той или иной конфессии, тому или иному мировоззрению, укрепление конфессиональной идентичности.
Перед религиозным образованием стоит также и задача нравственного воспитания. Ученик должен научиться понимать этические нормы конфессии, к которой он принадлежит, и применять их в своей жизни. Оно также призвано развивать ответственную жизненную позицию, прежде всего, в этическом плане [4, с. 131-135].
Таким образом, Финляндия поддерживает одну из наиболее важных тем в европейском религиозном образовании - взаимодействие представителей разных религий, мирное сосуществование разных культур, исходя из понимания того, что признание и изучение существенного многообразия духовного опыта человечества способствует развитию способности к диалогу с людьми иных убеждений, поиску внутреннего центра душевной жизни; самостоятельной выработке человеком мировоззрения и системы ценностей.
Итак, можно утверждать, что культурная идентичность, формирование которой опирается на традиционные духовные ценности, предполагает формирование у индивида устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления или люди
вызывают у него симпатию или антипатию, в зависимости от чего он выбирает соответствующий тип, манеру и форму общения. Сущность культурной идентичности заключается в осознанном принятии индивидом соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка; понимании своего «Я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе; самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества. Необходимо подчеркнуть, что использование в образовании традиционных ценностей требует от преподавателя корректного отношения: акцент должен делаться не на религиозной догматике, а на культурно-мировоззренческих смыслах.
Библиографический список
1. Козырев Ф. Н. Религиозное образование в светской школе. - М., 2005. - 634 с.
2. Костюкова Т. А. Проблема профессионального самоопределения будущего педагога в традиционных российских духовных ценностях: поиски и решения: Монография. - Томск, 2002. - 252 с.
3. Костюкова Т. А., Воскресенский О. В., Савченко К. В., Шапошникова Т. Д. Основы православной культуры: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2012. - 192 с.
3. Скопец А. Е. Финляндский опыт организации религиозного образования в светской школе: традиции, вызовы времени, перспективы. Концептуальные вопросы преподавания «Духовно-нравственной культуры» в школе // Материалы международной научно-практической конференции - Санкт-Петербург, 2010. - 232 с.
4. Шемшурин А. А., Брунчукова Н. М. Основы светской этики /под ред. Т. Д. Шапошниковой. -М.: Дрофа, 2012. - 192 с.