Научная статья на тему 'Традиционные духовные ценности и современная образовательная практика'

Традиционные духовные ценности и современная образовательная практика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2188
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ И ФАКУЛЬТАТИВНАЯ СИСТЕМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / VALUE CONTENT OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюкова Татьяна Анатольевна

Статья является результатом теоретического изучения востребованности традиционных духовных ценностей современным мировым и отечественным образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL CULTURAL WEALTH AND MODERN EDUCATIONAL PRACTICE

The article is the result of the theoretical study of the demand for traditional spiritual values with modern international and domestic education. The role and place traditional spiritual values in the public education system is studied by developed democracies countries and Russia which is of undoubted scientific interest to determine future requirements for the content of continuing teacher education.

Текст научной работы на тему «Традиционные духовные ценности и современная образовательная практика»

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

УДК 37:001.127.18

Т. А. Костюкова

ТРАДИЦИОННЫЕ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА1

Статья является результатом теоретического изучения востребованности традиционных духовных ценностей современным мировым и отечественным образованием.

Ключевые слова: традиционные духовные ценности, духовно-нравственное развитие, государственная система образования, обязательная и факультативная системы религиозного образования.

Установленным научным фактом является положение о том, что истоком традиционных духовных ценностей любой национальной общности являются религиозные представления как наиболее устойчивые мировоззренческие ценности наций, народов, отдельных индивидуумов [1—5]. Традиционные духовные ценности имплицитно лежат в основе мировых образовательных систем, придавая им устойчивость, определяя их самобытность, культурно-мировоззренческое своеобразие. Через систему образования духовные ценности, несущие основной фонд представлений о духовно-нравственном развитии подрастающих поколений, в течение длительного периода формируют педагогические концепции и сохраняют свое значение до настоящего времени, в том числе в государствах с самыми передовыми экономикой, наукой и технологиями [6].

Отсюда изучение роли и места традиционных духовных ценностей в системе государственного образования стран развитой демократии представляет несомненный научный интерес для определения перспективных требований к ценностному содержанию непрерывного педагогического образования. Рассмотрим, как востребованы традиционные духовные ценности практикой мирового и отечественного образования.

Проведенный анализ источников [7-11] позволяет утверждать, что на сегодняшний день за рубежом сформировались две основные системы религиозного образования в государственной школе, опирающиеся на традиционные духовные ценности.

Во-первых, обязательная система, суть которой состоит в том, что преподавание религии в школе осуществляется для всех, а прямое волеизъявление

родителей (в старших классах - самих учащихся) необходимо лишь в том случае, если они не желают дать своим детям религиозное образование. В ряде европейских государств используется преимущественно система обязательного религиозного образования; она существует в Германии, Норвегии, Греции, Бельгии, Дании, Финляндии и др. [7].

Во-вторых, факультативная система, для которой характерно то, что родители обязаны прямо заявить о своем желании дать детям религиозное образование (США, Франция и др.).

Установлено, что все зарубежное законодательство о религиозном обучении опирается на эти две концепции с некоторыми модификациями в зависимости от традиций конкретного государства. Нами изучена современная образовательная практика в аспекте ее обращенности к традиционным культурным ценностям в таких странах, как Германия, Греция, Норвегия, Финляндия, Великобритания, США, Франция и др.

Так, например, согласно п. 3 ст. 7 Конституции ФРГ, «религиозное обучение является в государственных школах, за исключением не конфессиональных, обязательным предметом. Без ущерба для права надзора государства религиозное обучение производится в соответствии с принципами религиозных общин» [8].

Выявлено, что первым учебником, служившим для обучения чтению и письму, был фактически «Малый катехизис» Лютера 1592 г. Кроме того, именно Лютер обратился к властям в магистраты с рекомендациями открывать школы для всех детей. Таким образом, развитие школьного образования первоначально служило целям распространения веры. Можно сказать также, что оно имело церковно-религиозные корни.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Традиционные духовные ценности в теории и практике современного российского образования», проект №11-06-00394а.

На втором этапе, совпадающем с началом эпохи Просвещения, развитие школы начинает служить целям общего образования, однако значимость преподавания религии как школьного предмета не ставится под сомнение.

На третьем этапе (последние десятилетия Х1Х -начало ХХ в.) педагогическая общественность выступила за свободное преподавание Библии (А. Ди-стервег), но требования об отмене изучения религии не выдвигались.

Обязательность преподавания религии была зафиксирована в Веймаровской Конституции 1919 г., причем именно в смысле церковного характера преподавания предмета. После 1945 г. Восточная и Западная Германия развивались разными путями. В ГДР была принята атеистическая идеология, в ФРГ придерживались непосредственно Вейма-ровской Конституции, и соответствующие формулировки были взяты в новую Конституцию - Основной Закон ФРГ, принятый 23 мая 1949 г., который стал общей законодательной базой для всех немецких земель. Целый ряд положений Основного Закона, связанных государственно-церковными отношениями, взят непосредственно из Веймаров-ской Конституции 1919 г. [10].

В настоящее время в Германии действует Конституция 1949 г. Вопросы нормативного регулирования отношений с церковью в сфере образования являются прерогативой земельного законодательства. Так, в Земле Северный Рейн-Вестфалия действует принятая в 1950 г. Конституция. Ее последняя редакция осуществлена в 1992 г. Кроме того, ряд положений относительно преподавания религии в школе определен Законом о среднем образовании Земли Северный Рейн-Вестфалия (Закон о школьном уставе), принятым в 1952 г. и действующим в настоящее время в редакции 1994 г.

В Основном Законе Германии (1949) к вопросам государственно-церковных отношений можно отнести четыре статьи (3, 4, 6, 7). Согласно ст. 4 «недопустимо посягательство на свободу веры, совести и свободу религиозной и мировоззренческой принадлежности». Эта же статья в п. 2 непосредственно гарантирует свободу вероисповедания.

В настоящее время в Германии сложился порядок религиозного образования в зависимости от вида школы: общественная, религиозная (мировоззренческая), стоящая вне религий (или «свободная»).

Одним из важнейших принципов, на котором строится школьное образование, является школьная толерантность. Согласно этому принципу нельзя отказывать никакому ребенку в приеме в общественную школу по признаку религиозной принадлежности. Вопросы организации преподавания религии в Конституции охватывают как установление статуса этого предмета в школьном образовании,

так и разграничение компетенций в разработке учебно-программной документации и осуществлении контроля. Разработка учебных планов и учебников по религии должна согласовываться с церковным или религиозным обществом. Не нарушая права государства на школьный контроль, церкви или религиозные общества имеют право по согласованному с государственными органами управления образованием порядку осуществлять надзор за тем, чтобы уроки религии проводились в соответствии с их учениями и требованиями.

Законодательство учитывает право учеников на свободный отказ от изучения предмета «Религия». В этом случае лицо, обладающее родительскими правами, или ученик, достигший религиозной зрелости, подает ходатайство об освобождении от уроков религии директору школы [11].

Таким образом, школьное законодательство Земли Северный Рейн-Вестфалия предусматривает не только декларативное обеспечение права на религиозное образование, но и условия реализации этих прав вне зависимости от религиозной принадлежности учеников.

Анализ состояния востребованности традиционных духовных ценностей светской системой школьного образования в таких странах, как Норвегия, Греция, Испания, Бельгия, Великобритания, Италия, Турция, США, Франция позволил заключить, что их изучение обеспечивает сохранение и преемственность культурного наследия, которое школа передает детям; способствует формированию исторического сознания, уважения к отечественной истории, устойчивости развития [в формулировке ООН - развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешних поколений, не нанося при этом ущерб возможностям, оставляемым в наследство будущим поколениям для удовлетворения их собственных потребностей]; обеспечивает демократические права родителей и детей на приобщение к определенной системе духовных ценностей.

Опыт зарубежных демократических государств свидетельствует о том, что право граждан на религиозное образование неоспоримо, закреплено в конституциях многих стран, не противоречит общей светской направленности образования в них. Каждый имеет право сделать свой выбор в пользу религиозного образования своего ребенка или отказаться от такого образования.

Следующим шагом исследования стало сопоставление зарубежного опыта по исследуемой проблеме с российским. Одним из актуальных вопросов для российского общества сегодня в области культурной жизни и образования как ее составной части является вопрос, касающийся изучения культурных ценностей религии.

Возникают и складываются первые крупицы отечественного опыта приобщения к традиции культуры в светской системе образования: в школах, учреждениях дополнительного и педагогического образования, системе повышения квалификации. Образуется новый тип образовательного учреждения -так называемая «русская школа», различные типы учебных и внеучебных учреждений, действующих в идейном пространстве системы национального воспитания и образования, включающих в себя миссию передачи историко-культурного наследия русского народа. К основным идеям «русской школы» можно отнести следующие:

- Величия и богатства русской земли: русские дети должны знать и любить свою страну, ее жителей, богатства, климат; представлять ее территориальное пространство как национально-государственное наследие России. Они должны почувствовать, что русская национальная территория добыта кровью и трудом, волею и духом, является исконной территорией, освоенной русским народом.

- Единства русского народа, исторического единства русского и других народов России, общности славянских народов, воспитывающего значения русской истории.

- Святости и национальной доблести, воспитывающего значения православных ценностей.

- Духовного совершенствования личности, подвижничества, милосердия, воспитывающего значения русского языка и литературы, трудового воспитания: дети должны почувствовать творческую радость и силу труда, его необходимость, почетность, смысл; что труд есть источник здоровья и свободы.

В русле этой концепции развивается более 200 образовательных учреждений в России (московские школы №№ 141, 225, школа № 53 г. Пензы, Поросинская средняя школа Томского сельского района и др.), являющихся экспериментальной площадкой по апробации модели «Русская школа».

Начавшийся процесс поиска национальной самоидентификации привел к возникновению в России и других национальных школ: грузинской, армянской, еврейской с углубленным изучением национальных языков и культуры. Свою задачу эти школы также видят в том, чтобы через национальные традиции, мировоззренческое содержание ядра культуры - религии - приобщать к общероссийским и мировым ценностям.

Так, еврейские школы открыты в Москве, Днепропетровске, Харькове, Киеве, Кишиневе, Петербурге и др. Обучение и воспитание через проникновение в истоки древнейшей иудейской культуры - вот одна из основных задач таких школ. Другими задачами еврейских школ являются: обеспечение условий для овладения учащимися системой знаний, вы-

соким уровнем преподавания предметов еврейского цикла; обязательное изучение родного языка; развитие способностей, творческой мысли, потребности и умения самосовершенствоваться; формирование гражданской позиции, национального самосознания. Такая система преподавания традиций еврейского народа дает возможность учащимся подниматься ежегодно на новую, более высокую ступень в изучении традиций своего народа [12].

В Бурятии, Туве и Калмыкии - местах традиционного проживания народов, исповедующих буддизм, в общеобразовательных учреждениях также исследуется проблема преемственности исконных духовных ценностей. Так, в Республике Калмыкия разработана система ознакомления с историей и культурой буддизма, изучения его воспитательных традиций. Наиболее известна программа «Основы буддийского учения, его истории и культуры», одобренная и рекомендованная к работе учебнометодическим советом Министерства общего и профессионального образования Калмыкии (автор А. И. Коокуева).

Важнейшие идеи буддизма, обладающие общечеловеческой ценностью, заложены в материал различных курсов и методику преподавания. Кроме того, идеи и практики буддизма как истоки культуры и духовности наших предков составляют дух национальной школы в контексте современности, способствуя формированию чувства национального самосознания школьников [13].

Ценности ислама как источник духовно-нравственного развития пробивают дорогу в государственные образовательные учреждения. Так, на базе школы-лицея № 11 г. Казани организована деятельность малого университета по проблеме «Ценности исламской культуры и воспитания детей». В ходе работы этого университета, помимо изучения содержания этической системы ислама, исследуется проблема поиска оригинальных методических приемов, которые бы позволяли использовать возможности ислама в наиболее актуальном их значении для нравственного воспитания в школе.

Для преодоления некомпетентности многих современных родителей в области знания народнонациональных традиций воспитания детей в семье организованы циклы бесед с целью просвещения в сфере ценностей исламской этики и ее актуальности для практики воспитания современных подростков в семье.

Итак, проведенное исследование показывает, что с начала 90-х гг. ХХ в. в России начинается переосмысление роли традиционных духовных ценностей в воспитании и образовании, складывается новый опыт приобщения к традиции культуры. Возникают школы, в концепциях которых находят отражение идеи единства, национальной доблести,

воспитывающего значения традиционных конфессиональных ценностей. Не случайна поэтому инициатива разработки и апробации экспериментального курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2010-2011 гг. в региональной образовательной системе Томской области.

На исконных духовных традициях строят свою работу и другие национальные школы (мусульманские, буддийские, иудейские), входящие в образовательное пространство России.

Однако необходимо подчеркнуть, что использование традиционных духовных ценностей в воспитательных целях требует от преподавателя корректного поведения, учитывающего, что религиозная вера - это личное дело каждого. Поэтому со стороны педагога не должны допускаться догматичность, навязывание своей точки зрения. Он может только стимулировать самостоятельность поиска, расширять круг знаний религии, ее место в культуре, истории развития народа.

Список литературы

Костюкова Т. А. Педагогическое значение аксиологических идей буддизма // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagógica! University Bulletin). 2004. Вып. 5 (42). С. 161-167.

Костюкова Т. А. Культурные ценности мусульманской педагогики // Там же. 2001. Вып. 2 (27). С. 46-48.

Костюкова Т. А. Место и роль христианской педагогики в современной духовной и культурно-исторической ситуации // Там же. 2000.

Вып. 3 (19). С. 20-25.

Костюкова Т. А. Иудейская педагогика как феномен мировой культуры // Там же. Вып. 8 (24). С. 65-68.

Костюкова Т. А., Шульгин А. Православная педагогика в современной духовной ситуации // Там же. 2010. Вып. 10 (100). С. 25-30.

Войтеховская М. П. Историко-педагогические тенденции модернизации образования в России // Там же. Вып. 11 (101). С. 49-56. Чернега К. Г. Религиозное образование в государственной школе: Особенности правового регулирования. М., 2002. 150 с.

Конституции зарубежных государств: учеб. пос. М., 2010. 584 с.

Костикова М. Н. Государственно-церковные отношения в сфере образования: на примере законодательства Земли Северный Рейн-Вестфалия, Германия. Владивосток, 2000. 54 с.

Bilanz der Religions - pädagogik. Düsseldorf: Patmos,1995. 487 p.

Böhm G. Religionsunterriche in der öffent lichen. Schule in geme insamer Verantwortung von und Kirche // Pädagogie und Schule in Ost West,1990. Jg.. 38.

Каплунский С. Модель школы: структура и учебный процесс // Новая еврейская школа. М., 1998. № 2. С. 12-15.

13. Мукаева О. Д. Этнопедагогика калмыков. Ч. 2. Элиста, 2003. 256 с.

Костюкова Т. А., доктор педагогических наук, профессор. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: kostykova@inbox.ru

Материал поступил в редакцию 11.10.2011.

T. A. Kostyukova

TRADITIONAL CULTURAL WEALTH AND MODERN EDUCATIONAL PRACTICE

The article is the result of the theoretical study of the demand for traditional spiritual values with modem international and domestic education. The role and place traditional spiritual values in the public education system is studied by developed democracies countries and Russia which is of undoubted scientific interest to determine future requirements for the content of continuing teacher education.

Key words: value content of continuous pedagogical education.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: kostykova@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.