Научная статья на тему 'Опыт организации повышения квалификации учителей религии в Земле Северный Рейн-Вестфалия (Германия)'

Опыт организации повышения квалификации учителей религии в Земле Северный Рейн-Вестфалия (Германия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Религия / как учебный предмет / духовное образование / Религиозное образование в Германии

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова О. Н.

В статье анализируется немецкий опыт организации повышения квалификации учителей религии; дается характеристика учреждений, осуществляющих повышение квалификации, выявляется содержание их деятельности. Основное внимание автор уделяет структурно-организационным аспектам. Показаны формы взаимодействия государственных, общественных и церковных структур в обеспечении школьного предмета «Религия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses German experience in raising level of religion teaching, gives a description of institutions involved into teachers' professional development and shows the structure of development activities. Substantial attention is given to structural and organizational aspects. Interactions between state, public and church organizations in provisioning teaching of religious studies are also covered in details.

Текст научной работы на тему «Опыт организации повышения квалификации учителей религии в Земле Северный Рейн-Вестфалия (Германия)»

О. Н. Орлова

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ РЕЛИГИИ В ЗЕМЛЕ СЕВЕРНЫЙ РЕЙН-ВЕСТФАЛИЯ (ГЕРМАНИЯ)

Работа представлена кафедрой теологии ирелигиоведения Курского государственного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор М. Н. Костикова

В статье анализируется немецкий опыт организации повышения квалификации учителей религии; дается характеристика учреждений, осуществляющих повышение квалификации, выявляется содержание их деятельности. Основное внимание автор уделяет структурно-организационным аспектам. Показаны формы взаимодействия государственных, общественных и церковных структур в обеспечении школьного предмета «Религия».

The article analyses German experience in raising level of religion teaching, gives a description of institutions involved into teachers’ professional development and shows the structure of development activities. Substantial attention is given to structural and organizational aspects. Interactions between state, public and church organizations in provisioning teaching of religious studies are also covered in details.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в нашей стране произошла переоценка роли религии в истории и культуре России, в общественной жизни и духовно-нравственном развитии человека. Религия и церковь стали фактором, оказывающим активное воздействие на социальные процессы в российском обществе. На сегодняшний день в сознании все более широкого круга граждан выкри-стализовывается мнение, что восстановление нравственных христианских устоев реально способствует пробуждению совести в душе человека, что, в свою очередь, поможет остановить вал вседозволенности и вопиющего бездушия, ожесточенности и цинизма, провоцируемый в том числе средствами массовой информации.

В связи с проводимой на протяжении десятилетий государственной политики атеизации общества и школы отечественные традиции преподавания религии в общеобразовательных учреждениях практически полностью утрачены.

В настоящее время предпринимаются шаги по включению религиозных знаний в содержание образования. Впервые в законодательстве установлена норма, регламен-

тирующая возможность обучать религии детей: по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учебных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

Министерством образования Российской Федерации включены в перечень специальностей и направлений подготовки высшей школы «Религиоведение» и «Теология», а также введены в действие соответ-ствующие государственные стандарты.

В общеобразовательных учреждениях все большую популярность приобретает предмет «Основы православной культуры» (ОПК), позволяющий получить религиозные знания в культурологическом контексте. Так, в Смоленской области преподавание ОПК носит обязательный характер в течение уже пяти лет. В Московской области курс ОПК преподается на факультативной основе в течение уже шести лет, и за

этот срок, по информации Министерства образования Московской области, в регионе «не возникло ни одной проблемной ситуации с родителями детей, исповедующими другие религии». Более того, не существует препятствий инициативе представителей других конфессий: в Чеченской республике, например, уже несколько лет преподают Коран.

Учитывая высокую потребность и в целях оказания помощи учителям-практикам, Министерство образования Российской Федерации в 2002 г. направило в регионы письмо с примерным содержанием материала по учебному предмету «Основы православной культуры» для общеобразовательных школ.

Вместе с тем актуализируется вопрос, кто будет преподавать религиозные знания школьникам и как подготовить высококва-лифицированного специалиста, который мог бы правильно донести их до ребенка. В связи с этим представляется целесообразным и полезным изучение опыта подготовки учителей религии в западноевропейских странах, и прежде всего в Германии, где эта практика имеет достаточно устойчивый характер и хорошо отработана во всех аспектах, в том числе и правовых.

Взаимодействие церкви, семьи и школы в Германии прослеживается на протяжении достаточно длительного времени. Преподавание религии закладывалось в период развития монастырских, соборных и городских школ в Средние века. В дальнейшем, начиная с эпохи Просвещения, развитие школы начинает служить целям общего образова-ния. Изучение религии как школьного предмета в немецкой школе никогда не прерывалось, по крайней мере в западных областях. Данное обстоятельство позволило на -копить значительный опыт преподавания религии, а также способствовало наработке опыта подготовки учителей.

Как установлено действующей Конституцией Германии, воспитание в духе послушания Богу, уважения к достоинству человека и готовности к социальному служению

относится к основным целям воспитания в школах Германии. Эти цели воспитания, согласно Конституции, являются благородными. В Основном законе формулируется ряд воспитательных задач, конкретизирующих эти цели. Так, молодежь должна воспитываться в духе человечности, демократии и свободы, быть терпимой и уважать убеждения другого человека, чувствовать ответственность за сохранение естественных основ жизни, любить свой народ, свою родину, другие народы и стремиться к миру1.

При государственном характере образования урок религии объявляется равноценным школьным предметом, обязательным для государственного учебного плана и преподаваемым в соответствии с принципами соответствующих религиозных конфессий. В Конституции ФРГ указано также, что никого не принуждают посещать или преподавать уроки религии. Пока ребенку не исполнится 14 лет, право решать вопрос о посещении уроков религии принадлежит родителям. В случае отказа обязательно изучение альтернативного предмета культурно-философской направленности «Практическая философия».

Уточнение и дальнейшее развитие конституционные и федеральные нормы получают в Земельных Конституциях, которые рассматривают определение целей образования, разделение компетенции между семьей и школой, установление принципов преподавания предмета «Религия» и специфики подготовки учителей для этих целей. Более детально этот круг вопросов прора-ботан в школьном законодательстве, где дальнейшее регулирование государственноцерковных отношений реализуется посредством договоров и соглашений между ми -нистерством, руководящим земельным образованием, и церковными властями.

Отработка различных сторон взаимоотношений государства и церкви в деле организации религиозного воспитания в Германии позволила сформировать нормативноправовую базу, избежать неточностей и противоречий в трактовке отдельных поло-

жений. При разработке и введении каждого нового документа строго соблюдается принцип преемственности2.

Подчеркнем, что религиозное воспитание детей в Германии относится к важнейшим задачам школы. С другой стороны, значительную меру ответственности в этом вопросе несет семья, так как ребенок будет чувствовать себя членом церкви тогда, когда процесс знакомства с церковной жизнью, ее устройством и обычаями начинается с раннего детства.

Немаловажная роль в обучении религии в общеобразовательной школе и в повышении квалификации учителей религии принадлежит евангелической церкви. Евангелическая церковь Германии стремится внести свой вклад в расширение образовательных горизонтов и улучшение качества педагогического труда. Она участвует в разработке критериев, с помощью которых можно измерить качество образования и уровень его гуманности. Со своей стороны, она является организатором и создателем различных образовательных учреждений. Но в то же время государство предоставляет церкви, церковным общинам и религиозной общественности возможность доста-точно широкого участия в делах общественного образования и определяет для евангелической церкви соответствующую долю ответственности.

В настоящее время евангелическая церковь принимает участие в общественной дискуссии относительно того, какое образование в действительности нужно знающему и обучающемуся обществу, что нужно для развития каждого человека в отдельности и всего человеческого сообщества, которое теперь может рассматриваться только в глобальных масштабах. Евангелическая церковь постоянно участвует в дискуссиях о воспитании, которые проводят общественные организации и представители других религиозных конфессий, стараясь обеспечить взаимопонимание и сотрудничество также и с различными негосударственными структурами.

В отличие от других общественных организаций церковь делает акцент на следующих тезисах:

1. Процесс образования детей, подростков, юношества на сегодняшний день следует базировать на конкретных жизненных ситуациях, с которыми они реально сталкиваются. Особое внимание необходимо уделять изучению детьми этических норм, освоению знаний о духовно-нравственных человеческих чертах, которые церковь считает главными.

2. Теологические принципы евангелической церкви и современное образование должны быть соотнесены для выработки непротиворечивой позиции.

3. Непрерывное образование как требование современности ставит перед церковью проблему поиска форм и средств участия в решении полного спектра образова-тельных задач.

Евангелическая церковь Германии старается содействовать созданию и совершенствованию системы образования в школе и обществе, самой церкви и общине таким образом, чтобы она была отвечающей на насущные потребности современной жизни.

Церковь осуществляет не только подготовку подростков к конфирмации, но и активно участвует в воспитательном и образовательном процессе дошкольных органи-заций и школы, в работе с молодежью и взрослыми.

Эти задачи были поставлены еще в 1971 г. Синодом евангелической церкви, который принял определение о необходимости конструктивной совместной ответственности церкви и государства за состояние образования в целом и религиозного воспитания и преподавания религии в школе.

Евангелическая церковь Германии принимает самое активное участие в подготов-ке школьных учителей религии, а их поддержка стала традицией евангелической церкви. Обеспечение качества повышения квалификации является одним из главных вопросов педагогической миссии евангелической церкви, которая постоянно заботит-

ся о том, чтобы учителя получали все необходимое для работы в школе. Для этого, по мнению церковных деятелей, надо иметь ясное понимание целей, содержания и результатов работы повышения квалификации учителей, а также должны быть четко учтены тенденции современного развития образования. В своей работе по повышению квалификации учителей евангелическая церковь, сохраняя преемственность христианских традиций, учитывает динамику общественной жизни, внося коррективы в процесс повышения квалификации учителей, обеспечивая вместе с тем в школе и учет современных тенденций евангелического вероисповедания.

Формулируя задачи повышения квалификации, евангелическая церковь подчеркивает, что в современном мультикультур-ном и многоконфессиональном обществе повышение квалификации учителей религии направлено на развитие основополага-ющих знаний о различных религиях и религиозных течениях, умений ведения диалога и способствует развитию профессионального, межконфессионального и общественного взаимопонимания3.

Рассмотрим в качестве примера организацию повышения квалификации учителей религии в Земле Северный Рейн-Вест-фалия, которая является типичной для тех регионов Германии, где евангелическая церковь является доминирующей конфессией.

Евангелическая церковь организует повышение квалификации учителей религии государственных школ согласно тем же условиям, требованиям и организационным формам, что и система государственного повышения квалификации учителей, преподающих другие предметы. Повышение квалификации учителей по религии, полученное в церковных структурах, оценивается как должностная обязанность и приравнивается к служебному повышению квалификации. Для священников или других церковных служащих, преподающих в школе, действуют те же нормативно-правовые и

организационные установления, что и для гражданских учителей.

Повышение квалификации учителей религии, организуемое евангелической церковью, не носит конфессионально-догматического характера, а осуществляется в непосредственной связи с важнейшими процессами современности. Главная цель, реализуемая при повышении квалификации, состоит в том, чтобы помочь учителям евангелической конфессии выполнять свои образовательные и воспитательные задачи более профессионально и компетентно.

В содержание повышения квалификации учителей религии входит в первую очередь углубленное изучение основ теологии, что дает возможность учителям религии преподавать с теологической и этической точки зрения правильно, не искажая и не переакцентируя различные стороны христианского учения. С другой стороны, повышение квалификации направлено на формирование у учителя умения соотносить собственные педагогические действия с христи -анскими и общечеловеческими нормами.

В настоящее время наибольшее значение придается реализации в организации и в содержании повышения квалификации следующих требований:

• процесс повышения квалификации должен быть тесно связан с процессом «молодежь, церковь, общество»;

• сохранение профессионализма, углубление его, дополнение и одновременно обогащение новыми импульсами.

Проводя повышение квалификации, церковь целенаправленно решает такие за -дачи, как создание постоянных возможностей для развития методических и дидактических умений и навыков учителей религии и для обновления их воспитательных навыков. Процесс повышения квалификации учителей религии в Германии строится в своей основе как процесс диалогический, что достигается постоянным коллегиальным обсуждением тем, предлагаемых на курсах повышения квалификации. Одновременно на курсах обеспечиваются усло-

вия для обмена опытом учителей с тем, чтобы донести интересные методические на -ходки до самых широких педагогических кругов. Темы для обсуждения, предлагаемые на курсах повышения квалификации, сознательно связаны с перспективами развития классических наук.

Система повышения квалификации учителей религии включает целый ряд различных структур, участвующих в организации и проведении занятий по повышению квалификации учителей. В церковных округах созданы школьные комитеты, имеется должность окружного уполномоченного, непосредственно курсы по повышению квалификации учителей религии проводят религиозно-педагогические институты и академии общества евангелических воспитателей, педагогико-теологический институт. Для иллюстрации отметим, что если объединить все мероприятия, проводимые евангелической церковью по повышению квалификации учителей религии в Земле Северный Рейн-Вестфалия, то их общий объем достигнет 30000 человеко-дней в год.

Отличительной особенностью системы повышения квалификации учителей религии в Германии является кооперация местных, региональных и надрегиональных учреждений. Такой подход позволяет обеспечить коллективную ответственность в вопросах преподавания религии как школьного предмета.

Школьные отделы имеются в каждом из церковных округов. Их задача состоит в обеспечении постоянного взаимодействия с учителями, работающими в округе, в содействии повышению их знаний по предмету, методической компетентности. Школьные отделы наделены также обязанностью наблюдать за повседневной общественной жизнью, ее религиозными, культурными и социальными аспектами. Кроме того, школьные отделы наблюдают и за духовными качествами учителей религии. Они определяют, какие потребности в повышении квалификации возникают у учителей религии. С учетом всего этого комплекса

составляется программа повышения квалификации. Школьные отделы располагают библиотеками и медиатеками, осуществляют индивидуальные консультации учителей, помогают в оформлении жизненного пространства школы.

Непосредственно в школах различных ступеней процесс повышения квалификации координируют референты и окружные уполномоченные. Школьные референты (в отечественной педагогической практике этой должности может соответствовать методист учреждения повышения квалификации) совместно с другими организациями евангелической церкви несут ответственность за воспитание и образование в церковных округах. В обязанности школьных референтов входит организация мероприятий по повышению квалификации учителей религии. Однако более существенной составляющей их профессиональных обязанностей является содействие в организации развивающей проектной деятельности.

Кроме того, школьные референты следят за исполнением обещаний, данных учителями во время церковного допуска к преподаванию религии.

Окружной уполномоченный имеет аналогичный круг задач по организации повышения квалификации преподавателей религии в профессиональных училищах. Как правило, окружные уполномоченные сами являются преподавателями в этих учебных заведениях, а для выполнения ими методической работы предусмотрены дополни -тельные часы в рамках общей нагрузки.

Все мероприятия по повышению квалификации учителей религии планируются, проводятся и контролируются тремя основными инстанциями: Обществом евангелист-ских воспитателей, педагогико-теологи-ческим институтом и IV отделом «Воспитание и образование» Земельного церковного ведомства.

Общество евангелических воспитателей -это организация, которая уполномочена евангелической церковью Рейнской области осуществлять повышение квалификации

34 1

учителей религии. Эта работа ведется в рамках педагогической академии, которая предлагает различные мероприятия для учителей и воспитателей евангелического вероисповедания, преподающих во всех типах общеобразовательных учреждений. Объединение евангелических воспитателей уделяет особое внимание сотрудничеству в области воспитания и образования всех заинтересованных сторон - родителей, воспитателей, учителей, общественности.

Педагогико-теологический институт ееангелистской церкви (ПТИ) занимает ведущее место среди учреждений, проводящих курсы повышения квалификации учителей религии в федеральной Земле Северный Рейн-Вестфалия. Согласно нормативным документам, определяющим деятельность педагогико-теологического института, - это «государственно признанный институт, который направляет свою деятельность на развитие и совершенствование профессиональных знаний и повышение квалификации учителей религии всех видов школ, гимназий, профессиональных училищ; воспитателей дошкольных учреждений; пасторов, которые преподают в школах; школьных викариев; а также групп людей, которые интересуются вопросами религиозной педагогики»4.

Педагогико-теологический институт евангелической церкви осуществляет мероприятия по повышению квалификации учителей религии исходя из специфики тех видов школ, гимназий и профессиональных училищ, в которых проводятся воспитательные мероприятия и занятия по предмету «Религия» этими учителями. В курсовых мероприятиях по повышению квалификации, посвященных различным религиознопедагогическим вопросам, постоянно принимают участие пресвитеры, сотрудники синодальных учреждений.

Для учителей и воспитателей, работающих в дошкольных учреждениях и в начальной школе, основными темами, которые предлагаются на курсах повышения квалификации в последние три года, являются

следующие: «Вклад в религиозное воспитание девочек и мальчиков», «Теология для детей», «Религиозное воспитание детей в плюралистическом обществе».

Большое значение сотрудники ПТИ придают работе с начинающими воспитателями в первые годы их работы по специальности. Для молодых специалистов проводятся практико-ориентированные курсы по основным вопросам теологии и религиозной педагогики. Как правило, это долгосрочное обучение, занимающее 4-5 недель. Центральное место в работе с молодыми воспитателями уделяется сравнительно новому курсу «Духовность в детских учреждениях» (состоит из 4 блоков, осваиваемых в течение 2 лет посредством недельных очных сессий). Интересной особенностью используемых в ПТИ организационных форм мероприятий по повышению квалификации является проведение занятия с целыми коллективами детских садов, а также с рабочими группами, скомплектованными из работников одного дошкольного учреждения.

Для школьных учителей различных ступеней, для преподавателей гимназии и профессиональных училищ в ПТИ проводятся заседания для учителей-методистов, заседания предметных секций, курсы руководителей городских предметных секций, занятия с молодыми специалистами по подготовке к второму государственному экзамену, выездные занятия с целыми педагогическими коллективами школ, которые находятся в совместном ведении государства и евангелической церкви, учебные курсы для школьных духовников.

К особой форме повышения квалификации относятся курсы, которые направлены на получение церковного разрешения (допуска) на преподавание предмета «религия» в школе. Обычно разрешение на преподавание евангелической религии в школе учителя получают после участия в пяти- или тредневных семинарах, которые включают в себя проведение церемониального богослужения с причастием.

Обязательным условием участия в кур -сах на получение церковного разрешения на преподавание предмета «Религия» в школе является наличие педагогического образования, т. е. у учителя должны быть сданы первый (университетский) и второй (после окончания двухлетней педагогической семинарии) государственные экзамены.

Мероприятия по повышению квалификации для воспитателей и учителей религии не ограничиваются обсуждением теологической проблематики. Неотъемлемой составляющей всех мероприятий является педагогический контекст, т. е. со слушателями обсуждаются и в активной форме апробируются различные средства и методы преподавания.

Педагогико-теологический институт евангелистской церкви ведет также работу по подготовке детей к конфирмации.

Эта работа организуется в той же идеологической парадигме, что и работа по повышению квалификации учителей и воспитателей, а именно: максимальная приближенность к жизненным ситуациям и готовность отвечать основным требованиям к работе по подготовке детей к конфирмации, которые евангелическая церковь предъявляет к церковным общинам. Педагогикотеологический институт, пытаясь совместно с общиной и родителями решать эти вопросы, считает целесообразным отказ от таких традиционных форм, как различные заседания и доклады, а предлагает наблюдение, тематическое взаимодействие, обсуждение. Так, в институте проводятся семинары в выходные дни для детей, готовящихся к этому событию (общие или отдельно для мальчиков и девочек), для родителей, совместно для родителей с детьми, для сотрудников церковных общин, курирующих подготовку детей к конфирмации.

В работе с детьми ПТИ особое внимание уделяет детям с проблемами в развитии. Это направление деятельности института носит название интегративной работы и осуществляется при тесном взаимодействии со священниками, представителями общин,

референтами, социальными педагогами и самими детьми, имеющими проблемы в развитии. Доценты педагогико-теологическо-го института стараются таким образом развивать церковную практику, чтобы дети с проблемами в развитии вели активный образ жизни и смогли полностью проявить себя. Наряду с работой с детьми с проблемами в развитии институт предлагает ряд мероприятий по повышению квалификации для сотрудников различных заведений для детей с проблемами в развитии. Зачастую курсы организуются по желанию участ-ников в соответствии с их потребностями и запросами. В целом же при работе с детьми с проблемами в развитии институт руководствуется позицией церкви, которая состоит в том, что необходимо всеми способами поддерживать детей и взрослых с различными проблемами (инвалидов) и стараться помочь им чувствовать себя полноправными членами общества и церковной общины.

Наряду со светскими учителями, детьми и родителями педагогико-теологиче-ский институт ведет работу по повышению квалификации и для школьного викариата. Школьные викарии - это священники, которые совмещают службу на приходе и преподавательскую деятельность в школе. Они обязаны закончить трехмесячные курсы школьного викариата. Курс школьного викариата предполагает религиозно-дидактические темы для практического рассмотрения, помогает познакомиться с применением различных методов и средств обучения религии, оказывает помощь в подборе и разработке отдельных мероприятий.

В каждом из рассмотренных выше направлений работы педагогико-теологиче-ского института предлагается проведение мастер-классов (по разработке и апробации различных учебных и методических материалов для преподавания евангелической религии), а также различных проектных групп по актуальным педагогически проблемам.

Институт особенно нацелен на восприятие и реализацию инновационных форм в

рамках религиозной педагогики с целью их дальнейшего развития и распространения, поэтому по оценке немецких педагогов пе-дагогико-теологический институт является тем местом, где сходятся наука о воспита-нии, религиозная педагогика и педагогика религиозной общины. Иными словами, ПТИ представляет собой площадку для сотрудничества и творческого взаимодействия теологов, педагогов, учителей, воспитателей и работников церкви.

Земельное церковное ведомство (Отдел IV: «Воспитание и образование») уполномочено церковным руководством отвечать перед Федеральными землями и окружными администрациями за порядок проведения повышения квалификации евангелических учителей религии и за затраты на эти мероприятия. Вопросы субсидирования из общественных средств согласовываются со всеми организациями, занимающимися повышением квалификации учителей. Земельное ведомство особо поддерживает контакты с администрацией округов и ответственными референтами, приглашает их к служебному обсуждению насущных проблем, информирует о состоянии дел с преподаванием религии, а также церковной образовательной деятельности. Ответственные референты церковного ведомства занимаются организацией и обеспечением деятельности учреждений земельной церкви. Уполномоченные отвечают за повышение квалификации учителей, а также за развитие и выполнение программ повышения квалификации.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что практика повышения квалификации учителей религии в Земле Северный Рейн-Вестфалия является результатом тщательно продуманного и открытого взаимодействия государства, религиозных организаций, образовательных учреждений и местных органов власти. При рассмотрении этого процесса становятся очевидными следующие важные моменты, которые лежат в его основе:

• точное определение меры ответствен -ности государства и церкви в решении орга-

низационно-управленческих и педагогических задач в области повышения квалификации учителей религии;

• устоявшиеся подходы к распределению компетенций между всеми участниками процесса;

• конкретность в выборе мероприятий, согласование программ с учетом пожеланий не только управленческих структур, но и отдельных учителей;

• постоянный учет требований текущего момента при разработке и проведении мероприятий по повышению квалификации и постоянный контроль качества проводимых мероприятий.

Таким образом, высокий уровень повышения квалификации учителей религии в Германии достигается благодаря тому, что:

1) существует непрерывный диалог меж -ду всеми субъектами образовательного процесса - государственными и общественными организациями, учителями, учащимися, их родителями, представителями церковных общин и т. д. Постоянно на курсы повышения квалификации для бесед с учителями приглашаются ученые-теологи, религиозные педагоги, представители министерства образования;

2) постоянно проводится анализ педагогической ситуации в ее развитии с возможностью предсказания ближайших и отдаленных результатов;

3) организована проектная работа, имеющая целью помочь учителям религии на -учить детей делать правильный выбор в сложных жизненных ситуациях, основываясь на идеалах христианства, учащимся -помочь правильно вести себя в поликуль-турном обществе;

4) все мероприятия по повышению квалификации учителей религии, проводимые на различных уровнях, максимально приближены к жизни школы и учащихся.

Учитывая богатый опыт преподавания религии в учебных заведениях Германии, представляется важным и актуальным внимательное изучение системы повышения квалификации немецких учителей религии,

что может оказаться весьма полезным для учителей православной культуры в нашей

развития современной системы подготовки стране.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Костикова М. Н. Государственно-церковные отношения в сфере образования. На примере законодательства Земли Северный Рейн-Вестфалия, Германия. Владивосток, 2000. С. 54.

2 Там же.

3 PTI. Tagungsprogramm 2004. Bonn, 2003. S. 58.

4 Zur Qualität kirchlicher Lehrerinnen-und Lehrerfortbildung. Dokumentation. Düsseldorf, 2003. S. 64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.