УДК 291.2 (430.1) «19»
Е. М. Мирошникова Теология в системе религиозного образования в ФРГ
Будучи составной частью общего глобального процесса, религиозное образование обладает рядом специфических особенностей. Международный опыт в области религиозного образования в целом и теологии в государственных университетах является очень важным феноменом. Теология в немецких университетах - часть государственно-церковного права в рамках кооперационной модели государственно-церковных отношений. Ее основные принципы: нейтралитет, паритет, толерантность. Актуальной проблемой в последнее время стала исламская теология.
Ситуация в России также непростая. Курс ОРКиСЭ, преподаваемый теперь в государственной школе, представляет собой соединение два в одном, т. е. микс конфессиональной и неконфессиональной модели религиозного образования. Необходимость религиозного образования не вызывает сомнений. Правовое регулирование кооперации между государством и религиозными организациями должно стать во главу угла государственной политики в области религиозного образования в целом и теологии в государственных вузах.
Being an integral part of the general globalization process, religious education has some peculiarities. International experience in the field of religious education in general, and theology in state universities is very important. Theology in German universities is a part of the State-Church Law in the framework of the cooperation model of State-Church relations. Its main principles include neutrality, parity, and tolerance. Islamic theology has recently become an urgent problem in state universities.
The situation in modern Russia is also complicated. The "Foundations of Religious Cultures and Secular Ethics", which is now being taught in the fourth grade of general education schools, is a mix of confessional and non-confessional models ("two in one") of religious education. The necessity of religious education is beyond any doubt. The legal regulation of the cooperation between state and religious organizations should become the milestone of the state policy concerning religious education, as well as of theology in state universities.
Ключевые слова: религиозное образование, свобода совести, кооперационная модель государственно-церковных отношений, государственно-церковное право в Германии, статус факультета, католические теологические факультеты, евангелические теологические факультеты, исламская теология, государственно-церковные договоры.
Key words: religious education, freedom of conscience, the cooperation model of state-church relations, state-church Law in Germany, the status of the Faculty, Catholic theological departments, Evangelical theological departments, Islamic theology, state-church covenants.
© Мирошникова Е. М., 2016
Очередной всплеск интереса к проблеме религиозного образования в России, несомненно, вызван двумя важными событиями: решением ВАК о признании теологии научной дисциплиной и предложе-предложением, прозвучавшем на XXIV Рождественских чтениях, о введении ОРКиСЭ с 5 по 9 класс средней школы как обязательного предмета. Укрепление религиозного образования в нашей стране в контексте новой 25-летней истории правового обеспечения свободы совести - закономерный процесс. Но важно понять, в каком направлении этот процесс движется, какая собственно модель религиозного образования складывается и каковы перспективы.
Во всей этой обширной тематике хотелось бы сконцентрироваться на анализе имеющегося международного опыта, поскольку уже несколько лет я занимаюсь этими вопросами, а также по причине довольно частых ссылок на зарубежные аналогии при характеристике отечественной ситуации в данной сфере, особенно в государственной системе образования.
Сразу хочу коротко выделить суть основных используемых понятий. Вслед за Толедскими принципами я понимаю под термином «религиозное образование» передачу знаний о религии, но не индоктринацию в какое-то определенное вероисповедание. Я использую термин «государственно-церковные отношения», а не «государственно-конфессиональные», поскольку первый отражает существо институционального подхода. Разумеется, я разделяю мнение о том, что в религиях за пределами христианства нет понятия церкви. Но в контексте государственно-церковных отношений мы говорим об институциональном аспекте деятельности той или иной религии, и слово «церковь» употребляется в институциональном значении как синоним понятия «религиозная организация». За рубежом, например в ФРГ и в США, хорошо известны специфические особенности ислама и иудаизма, но существует консенсус в отношении термина «государственно-церковные отношения» (Staat-Kirche Verhaeltnisse; Church-State Relations). И всем понятно, о чем идет речь. Другое дело, что именно стоит на первом месте в этом сочетании: «государственно-церковные» или «церковно-государственные» отношения. Примечательно, что в последнее время у нас заметен интерес именно к выражению «церковно-государственные». Это вполне закономерно, если свою позицию выражает религиозная организация. С теологической точки зрения для церкви особенно важно, что она, руководствуясь своим внутренним уставом и правилами, проявляет себя во внешнем мире как организация, имеющая не только права, но и обязанности. С точек зрения политической и социально-экономической
для религиозной организации в этом случае на первое место выходят юридические обязанности, а не теологические. Стало быть, во главу угла ставится государственный правопорядок. Поскольку правовой суверенитет - это прерогатива государства, постольку, на мой взгляд, правильнее выражение «государственно-церковные отношения».
В 2013 г. вышла в свет книга The Routledge International Handbook of Religious Education [4]. Уникальность этого издания, получившего название международной энциклопедии, заключается в том, что впервые проблема религии и образования рассматривается на мировом уровне. В книге представлены очерки о 50 национальных и трех региональных (Азия, Европа, Латинская Америка) системах, а также самый полный библиографический указатель по данной теме. Составители не пытались охватить все страны в силу технических и издательских причин, но представили палитру моделей как религиозного образования, так и государственной политики по религиозному образованию. В результате удалось осветить все современные основные подходы в этой сфере, с особым акцентом на религиозное образование в государственных школах. Анализ мирового опыта в области религиозного образования позволяет выделить две основные тенденции: за и против религиозного образования.
Сторонники религиозного образования считают его необходимым, поскольку все меньшее количество детей может ознакомиться с теми или иными аспектами религиозной культуры в секулярном обществе; в связи с возможными угрозами со стороны «сект» и различного рода религиозных экстремистов в интересах собственной безопасности молодые люди должны иметь соответствующие знания, чтобы не попасть по наивности в сети опасных организаций; знания о религиях необходимы для лучшего понимания памятников мировой культуры; знание об убеждениях, жизненных принципах, ценностях, религиозных праздниках других людей способствовало бы согласованию и урегулированию конфликтов между этническими и социальными группами. Противники религиозного образования обосновывают свою позицию тем, что все меньше желающих посещать религиозные занятия, что существует риск косвенного прозелитизма; религиозное образование может усугубить проблемы этнической и религиозной самоидентификации в учебных заведениях; равнодушные к вопросам веры учащиеся оказываются в дискриминационном положении.
Существуют три основных подхода к религиозному образованию [4, р. 100-101]. Во-первых, есть страны, где обучение религии в государственных учебных заведениях не разрешено. Например, в Японии,
Китае, США, Канаде, Уругвае. Наиболее яркий пример - Франция. Обращения к религии - составная часть обучения по таким предметам, как история, география, язык, искусство, философия, и осуществляется оно учителями, преподающими соответствующие предметы. Проблема религиозного образования решается посредством сети частных конфессиональных школ, высшие учебные заведения вправе включать занятия по религиозному образованию факультативно и на добровольной основе.
Во-вторых, есть страны, где религиозное образование разрешено. При этом реализуются две основные модели: неконфессиональная и конфессиональная. Неконфессиональная модель имеет место, например, в Великобритании, Эстонии, Словении, Норвегии. Она предполагает передачу знаний о различных религиях, включая и изучение нерелигиозных воззрений, что способствует выбору школьниками собственного мировоззрения.
Наконец, есть страны, где разрешено конфессиональное религиозное образование, т. е. передача знаний об определенной религии, это: Германия, Греция, Польша, Бельгия, Испания, Италия, Пакистан, Бангладеш. Конфессиональная модель основана на знаниях о какой-то одной религиозной традиции согласно соответствующим правовым нормам. Вместе с тем школьники имеют право на освобождение от религиозных занятий или выбор альтернативного курса (этика, философия).
Разумеется, эти модели представляют своего рода веберовские «идеальные типы». В конкретной стране они имеют специфическое выражение, в том числе в зависимости от социально-политических и культурных особенностей. Но в современном мире четко прослеживается сдвиг в сторону неконфессиональной модели.
Основные проблемы конфессиональной модели религиозного образования можно свести к таким, как: 1) обязательность, даже при наличии альтернативы; 2) отбор преподавателей при наличии разрешения соответствующей религиозной организации; 3) гарантия прав родителей из религиозных меньшинств.
Я достаточно подробно исследовала модель государственно-церковных отношений и религиозного образования в Германии [1, с. 152-164]. Государственная политика ФРГ в области свободы совести определяется нормами государственно-церковного права (81аа18к1гсИепгесИ1;), которое в контексте конституционного права регулирует отношения между государством и церковью на основе норм публичного права: придание религиозным организациям особого статуса субъекта публичного права, взимание церковного налога, препо-
давание религиозных знаний как обязательного предмета в государственных школах, государственное содействие деятельности теологических факультетов, различные формы совместной деятельности государства и религиозных организаций в области социальной поддержки населения. Для того чтобы понять специфику роли и места теологии в университетах ФРГ, необходимо коротко сказать о правовом базисе государственной политики Германии в образовательной сфере.
В Германии реализуется кооперационная модель государственно-церковных отношений. В Конституции ФРГ (ст. 140) сказано, что не существует государственной церкви. В то же время отсутствуют слова об отделении церкви от государства. Тем самым гарантируется сотрудничество между государством и религиозными организациями со статусом ассоциации публичного права, в том числе и в сфере образования, на основах принципов мировоззренческого нейтралитета, паритета и толерантности.
Религиозные знания являются обязательным предметом в государственной школе. В Германии действует продуманная и четко отлаженная система религиозного образования, где уровень школьный и вузовский теснейшим образом взаимосвязаны. Конституционная гарантия религиозных знаний как обязательного предмета предполагает наличие образовательных учреждений по подготовке соответствующих кадров. В связи с этим развита сеть кафедр по религиозной педагогике в высших педагогических школах. Соответствующее образование получают студенты теологических факультетов университетов. Представители религиозных организаций в этих учебных заведениях являются членами экзаменационных комиссий.
Теперь важнейший вопрос о финансировании. Когда говорят, что государство платит учителям, преподавателям вузов, задействованным в сфере религиозного образования, то или забывают или просто не знают о важнейшем элементе государственно-церковных отношений Германии, а именно о церковном налоге. Это один из налогов, взимаемых государственными финансовыми органами с членов религиозных организаций, являющихся субъектами публичного права, который затем передается соответствующей религиозной организации. Он покрывает 2/3 финансовой потребности церкви в социальных совместных проектах с государством, в том числе и в религиозном образовании. Так что государственное обеспечение теологических факультетов в государственных вузах содержит в себе не только средства от общих для всех граждан налогов, но и из особого церковного налога (8-9 % годового дохода налогоплательщика).
Еще одним свидетельством системности религиозного образования в Германии является практика заключения государственно-церковных договоров, выполняющих роль специальных механизмов регулирования государственно-церковных отношений. Их легитимность признается Конституцией ФРГ. Так, в ст. 140 указывается, что государственные обязательства, закрепленные законом, договором или другими правовыми нормами в отношении религиозных организаций, исполняются в соответствии с земельным законодательством. Основные же положения устанавливаются на федеральном уровне. Статья 123 Конституции ФРГ говорит о том, что договоры, заключенные с государством (заключение которых в настоящее время относится к ведению земельных органов законодательной власти), действуют и продолжают действовать при соблюдении прав договаривающихся сторон до тех пор, пока не будут заключены новые государственные договоры или пока они не будут расторгнуты самими сторонами. Скажем, открытие и функционирование теологических университетов в Германии является результатом серьезной юридической проработки вплоть до его ратификации законодательным собранием земли.
В качестве примера приведу свой перевод с немецкого некоторых статей государственно-церковного договора правительства земли Рейнланд-Пфальц с евангелическими земельными церквами земли Рейнланд-Пфальц [2, с. 204-221].
Статья 1
Земля Рейнланд-Пфальц гарантирует законную защиту свободы, права на публичное признание и выражение евангелической веры. Статья 11
(1) Церкви назначают духовное лицо в качестве председателя или члена церковного совета или более высокого должностного лица далее как руководителя или учителя какого-то вида практической подготовки священнослужителей только в том случае, если он:
а) немец в трактовке статьи 116, п.1 Основного закона ФРГ от 23 мая 1949 г.,
б) имеет диплом об окончании немецкого университета;
в) не менее трех лет изучал теологию в немецкой государственной высшей школе.
(2) Если в такой должности состоит не духовное лицо, следует применять пункт 1 а).
(3) При государственном и церковном согласии можно пренебречь положениями п. 1 и 2; особенно может быть признано обучение в другой высшей школе, а не в той, что указано в п. 1в).
(4) О личностях служащих, принятых на работу согласно п. 1,2 , сообщается министру по образованию и культам.
Статья 14
(1) Евангелическо-теологический факультет университета Иоганна Гуттенберга в Майнце является основным местом теологических исследований, обучения и научного образования пасторов.
(2) Перед назначением на должность руководителя кафедры церкви имеют право выразить свое мнение относительно указанных предлагаемых кандидатур. Статья 15
(1) Земля заботится о том, чтобы в университете Иоганна Гуттенберга, педагогических высших школах и в специальных учебных заведениях студентам, избравшим обучение евангельской религии, было предложено научное образование, которое они могут содержательно и методически применять в процессе преподавания религиозного занятия.
(2) При назначении ведущих профессоров и доцентов по евангельской теологии в педагогических высших школах и специальных учебных заведениях церкви имеют право на выражение своего мнения.
Статья 16
(2) Для преподавания религиозного занятия в школах земли Рейнланд-Пфальц допускаются только те учителя, чьи полномочия подтверждаются церквами, подписавшими договор.
(3) С отменой полномочий оканчивается право на преподавание религиозного занятия.
(4) Порядок обучения и проведения экзаменов по предмету евангелическая религия согласуется с церквами.
(5) В экзамене по евангелической религии может соучаствовать представитель постоянной земельной церкви; земельная церковь приглашается.
Статья 17
Церкви имеют право создавать частные школы. Земля их признает и помогает рамках действующих положений законодательства. Статья 20
(2) Церкви имеют право при наличия согласия с государственными властями на просмотр посещение религиозного занятия, в результате которого выводы церквей согласуются с земельными властями.
(3) Для духовных лиц, являющихся церковными служащими, действует на основании их церковной должности государственное разрешение для преподавания религиозного занятия. Для церковно образованных религиозных учителей (катехизаторы), которым их церкви дали право на преподавание религиозного занятия, будет дано государственное разрешение на преподавание религиозного занятия в том случае, если между церквами и земельными властями заключено особое соглашение.
(4) Учебные планы и учебники по религиозному занятию утверждаются при взаимном согласии с постоянной церковью.
Помимо Конституции, отдельных законов и государственно-церковных договоров, в Германии самое серьезное значение придается очень важному изданию, а именно Настольной книге государственно-церковного права ФРГ, в которой глубоко и обстоятельно рассматриваются конкретные вопросы регулирования государственно-церковных отношений. При анализе ситуации относительно теологических факультетов я буду использовать информацию из этого двухтомного издания в своем переводе с немецкого [5, 8. 569-596].
Теологические факультеты в соответствии с исторической традицией представлены прежде всего католическим и евангелическим вероисповеданием. Две большие церкви, как их называют в этой стране,
имеют примерно равное количество (по 15 с каждой стороны) теологических факультетов в государственных университетах. Так, например, католические теологические факультеты имеются в университетах Аугсбурга, Бохума, Бонна, Фрайбурга, Майнца, Мюнхена, Мюнстера, Регенсбурга, Тюбингена, Нюрнберга. Помимо этого католическая церковь имеет свой университет в Айхштете (церковное учреждение). Евангелические теологические факультеты функционируют в университетах Бохума, Бонна, Гамбурга, Гейдельберга, Киля, Марбурга, Мюнхена, Мюнстера, Тюбингена и др. В отличие от католической церкви, у лютеран своего университета нет, но есть церковные высшие школы в Берлине и Вуппертале. Помимо этого имеются многочисленные педагогические институты, действующие как в составе университетов, так и самостоятельно.
Теологические факультеты имеют двойственную природу: это и государственное, и церковное заведение. При выборе преподавательского состава религиозные организации имеют серьезное влияние, в частности, со стороны католической церкви - через missio canónica; со стороны евангелической церкви - через vocatio (это означает «полномочие», «поручение»). Статус теологических факультетов в общем одинаков, но есть в ст. 19 рейхконконкордата одно общее для католических теологических факультетов предписание, которое гласит, что государственные факультеты сохраняются согласно конкордатам земель. Так, например, для теологических факультетов в Аугсбурге, Мюнхене, Вюрцбурге действует баварский конкордат 1924 г. и измененный договор от 4 сентября 1974 г. Для евангелических теологических факультетов в Бохуме, Бонне и Мюнстере действителен прусский церковный договор 1931 г., для Марбурга - гессенский церковный договор 1960 г. Только в университетах Гамбурга и Тюбингена нет никаких договорных регулирований.
Все государственные теологические факультеты и высшие школы служат образованию духовных лиц двух больших церквей на основании их вероучения. Предметом исследования университетских теологов является теология, которая занимается церковным провозвестием. Например, евангелические теологические факультеты, несмотря на свой государственный характер, должны быть membrum еее1е81ае (откуда происходит еще и церковная ответственность их членов). Преподаватели считаются служащими, подчиненными церковному министерству. Вступительные экзамены принимают церковные служащие и, что еще важнее, только при непосредственном участии церквей решаются вопросы о персональном составе препода-
вателей. При этом теологические факультеты полностью сохраняют свой государственный характер.
Католические теологические факультеты и высшие школы еще теснее связаны с церковью. Так, например, в ст. 4 Баварского конкордата 1924 г. (в редакции 1974 г.) сказано, что преподаватели прежде всего должны нести обязательства священнической профессии согласно церковным предписаниям. Их лекции и семинары должны проходить четко в согласии с основными положениями католической церкви. В ст. 19 рейхконкордата утверждается, что католические теологические факультеты существуют в государственных университетах при условии, что их отношения с государством, зафиксированные в конкордатах, и решения в прилагаемых заключительных протоколах должны соответствовать церковным положениям.
Примером таких церковных положений является, скажем, апостольская конституция «Deus scientiarum Dominus», на которую есть специальная ссылка в договоре между епископом Майнца и президентом земли Гессен-Пфальц об открытии католического теологического факультета университета Иоганна Гуттенберга в 1946 г. В частности, заслуживает внимание положение о том, что теологический план обучения должен быть согласован с епископом Майнца..
В настоящее время дихотомичный статус теологических факультетов и связанная с этим свобода научной деятельности и высказываний профессорско-преподавательского состава этих факультетов представляет собой серьезную проблему, которая стала особенно заметна после Второго Ватиканского собора, известного глубокой программой модернизации [3].
По сути дела теологические факультеты получают от государства право на автономию, поскольку образование такого факультета теснее связано с церковью, нежели при образовании какого-то другого факультета. Государство относит отношения между факультетами и церковными ведомствами к внутреннему церковному праву. Лишь в случаях персональных решений на факультетах действуют положения государственно-церковного права. При замещении вакантной должности профессора теологии факультет предлагает свои предложения министру образования и культа, который делает свой выбор из представленных кандидатур и перед назначением обращается к епископу, чтобы выяснить нет ли у него обоснованных претензий к избранному кандидату по поводу его веры и образа жизни. Если такие претензии имеются, государство обязано обеспечить административно-правовую позицию преподавателя. Например, предложить другое место работы.
Помимо теологических факультетов существуют теологические кафедры (определенного вероисповедания), чаще всего на основе соглашений между соответствующим диоцезом и государственным университетом. Примечательно, что перед назначением на должность профессора теологической кафедры факультет(!) представляет свои кандидатуры в министерство культа вместе с соглашением с епископом.
В практике католических теологических факультетов есть такое явление, как конкордат-профессор. Это профессор по философии и истории философских факультетов, чьи персональные данные об отношении к католической церкви не поднимаются. Такая практика обоснована положением ст. 3 баварского конкордата в издании 1974 г. относительно философии, общественных наук и педагогики как образовательно-научном блоке в университетах Аугсбурга, Мюнхена, Эр-ланген-Нюрнберга, Пассау, Регенсбурга.
Современная жизнь вносит серьезнейшие коррективы в классический пример немецкой кооперационной модели государственно-церковных отношений. В контексте разговора о теологических факультетах прежде всего следует указать на исламскую теологию .Комплексная программа исламского теологического образования ре-ализовывалась на базе университета Оснабрюка в 2009 г. при финансовой поддержке Турецкого исламского союза по делам религий (Б1Т1Б). За основу составления учебных планов и общей компетенции специальности «исламская теология» были взяты программы факультетов католической и евангелической теологии. Наряду со специфическими исламскими дисциплинами, как, например, фикх и хадис, включены обзорные лекции по христианской теологии, межкультурной коммуникации, педагогике и др. В настоящее время факультеты исламской теологии действуют в государственных университетах Мюнстера, Франкфурта-на-Майне, Оснабрюка. Недавно открылся Центр исламской теологии, созданный на базе двух университетов: в Оснабрюке и в Мюнстере. В первом вузе акцент будет делаться на обучение педагогов, во втором - на подготовку научных кадров. Первая кафедра школьного ислама была создана в университете Мюнстера в 2004 г. Предусмотрены кафедры для 15 профессоров по специальностям «исламская педагогика», «исламская религия» и «исламская теология». На пятилетнюю программу развития подготовки собственных учителей ислама государство выделило 20 миллионов евро. В настоящее время в издательствах ФРГ готовятся учебные пособия для учеников начальных школ и старшеклассников. Вузы приступили к подготовке трех тысяч преподавателей ислама1.
1 Ислам по науке. В Германии готовят теологов [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/! 1/02/germaniya.html
Четкий и отлаженный механизм кооперационной модели государственно-церковных отношений в Германии вызывает искреннее уважение, и его опыт в области религиозного образования, несомненно, необходим и возможен при определенных условиях для применения в нашей стране. Однако для большего положительного эффекта надо учитывать проблемы, с которыми сталкиваются в современной ФРГ в сфере религиозного образования. Среди них особенно дает себя знать проблема содержания религиозного занятия, необходимость его совершенствования. В частности, в связи с реформами в старших классах гимназий, с увеличением роли дифференцированного обучения и возможностью выбора обязательных предметов обозначилась перспектива потери религиозными дисциплинами статуса обязательного предмета. Большую озабоченность вызывают результаты социологических исследований, показывающих тенденцию отхода от церкви молодых людей, т. е. тех, кто лишь недавно окончил школу с обязательным предметом по религиозному образованию, поиска ими смысла жизни за пределами больших церквей. В восточных землях (бывшая ГДР) только треть населения считает себя христианами.
Сокращение числа прихожан и как следствие закрытие храмов в современной Германии привели к дискуссии о сокращении государственного финансирования теологических факультетов. Современная система образования не может отгородиться от религиозного плюрализма. Стало общепризнанным утверждение о том, что религиозное образование является предварительным условием для защиты свободы религий и убеждений. Я бы здесь сделала существенное добавление: и свободы совести. Религиозное образование помогает студентам понять мир, разнообразие культур и роль религиозного измерения в жизни человека. С моей точки зрения, воспитание толерантности является главной задачей религиозного образования.
Приведенный краткий аналитический обзор немецкого опыта религиозного образования имеет самое непосредственное отношение к российской политике в области религиозного образования. Религиозное образование в России представляет собой сложную проблему в плане его приемлемости и легитимности. Несмотря на то, что факультативное проведение занятий было вполне законным делом, лоббирование религиозного образования в государственных школах, открытие в государственных вузах кафедр теологии за последнее десятилетие привело к отходу от конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства. По сути дела реализуются отдельные нормы кооперационной модели государственно-церковных отношений без должного правового обеспечения.
Одной из важнейших проблем является подготовка преподавательского состава. Университетские программы по подготовке религиоведов сокращаются. Хотя именно эти специалисты могут достойно исполнять государственный заказ на религиозное образование в светской школе, в том числе и в высшей. К большому сожалению, выпускникам-религиоведам не находится места и в административных органах власти, что, несомненно, способствовало бы эффективному реагированию на социально-политические вызовы в нашей поликонфессиональной и многонациональной стране. Подмена религиоведения теологией представляется мне также непродуктивным процессом, как и продолжение спора о том, является ли теология наукой.
На базе немецкого опыта видно, что защита диссертаций и признание ученых степеней по теологии происходит непосредственно в университетах. Потому и нет дискуссии, аналогичной нашей по поводу требований ВАК. Но предложения о включении теологии в образовательные программы высшей школы требуют системного решения правового, финансового и организационного аспектов. И, конечно же, - ответов на главные вопросы: как это согласуется с конституционным положением о равенстве религий перед законом, о какой теологии идет речь? Кто и по каким критериям отбора будет преподавать?
Поиск эффективных путей решения назревших проблем в области религиозного образования является одним из наиболее сложных проектов, требующих тщательной правовой проработки, времени и терпения, системного подхода, а не «точечной застройки». Диффамация гуманизма и свободы совести, смещение акцентов, выдергивание отдельных элементов из зарубежного опыта без анализа специфики государственно-церковных отношений способны вызвать негативное отношение в будущем не только к религиозному образованию, но и к религии.
Список литературы
1. Мирошникова Е. М. Значение немецкого опыта для религиозного образования // Преподавание религии в школе: актуальная дискуссия в России и Германии: материалы междунар. конф., организованной Русской православной церковью и Московским отделением Фонда им. Конрада Аденауэра (Москва, 24-25 февр. 2010 г.). - М.: Отдел внешних церковных связей Моск. Патриархии, 2011.
2. Модели государственно-церковных отношений в современном мире: хрестоматия / сост. Е. М. Мирошникова. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им.Л. Н. Толстого, 2009. - 223 с.
3. Steinhauer E. W. Die Lehrfreiheit katholischer Theologen an den staatlichen Hochschulen in Deutschland // Theologie und Hochschule / Reimund Haas, Stefan Samerski und Eric W. Steinhauer (hrsg) - Köln: Verlagshaus Monsenstein und Van-nerdat; OHG Münster Druck und Bindung; MV-Verlag, 2006. - 395 s.
4. The Routledge International Handbook of Religious Education / edited by Derek H. Davis and Elena Miroshnikova. - MPG Books Group (Great Britain), 2013. - 414 p.
5. Theologischen Fakultateten, Staatliche Paedagogische und PhilosophischTheologische Hochschulen: Handbuch des Staatskirchenrechts der Bundesrepublik Deutschland / Hrsg.von Ersnt Friesenkahn und Ulrich Scheuner. 2 Aufgabe. - Berlin: Duncker Humblot neu bearbeitete, 1995. B. 2. XIV, 1240.