УДК 291.2 (430.1) "19" Елена МИРОШНИКОВА, Вячеслав СКВОРЦОВ
РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ
Аннотация. Религиозное образование (РО) как передача знаний о религии в светском обществе является неотъемлемым правом человека. Но проблемен вопрос о том, как реализовать это право в современном плюралистическом обществе. Авторы анализируют основные стратегии РО в ФРГ на основе международных нормативных актов и межконфессионального подхода в Европейском союзе: интеграция религии в школьные предметы, конфессиональное РО (разделительное) и неконфессиональное РО (интеграционное). Опыт ФРГ важен по нескольким обстоятельствам: как наглядный пример сотрудничества государства с религиозными организациями в сфере образования в рамках кооперационной модели государственно-церковных отношений; благодаря наличию различных подходов к реализации РО в разных землях ФРГ; в связи с реформированием конфессионального РО на основе экуменизма и укрепления толерантности; в свете ответов на вызовы миграционного кризиса, прежде всего по отношению к исламу и исламскому религиозному образованию. Авторы акцентируют внимание на программах политических партий на выборах в Бундестаг в 2017 г. Факт кардинальных различий в вопросах религиозной политики партий подчеркивает не столько социально-педагогическое, сколько политическое значение места и роли РО. Детальный региональный анализ РО в ФРГ показывает, что опора на уважение Конституции, право на свободу совести и необходимость широкого общественного и межрелигиозного диалога способствуют сплочённости общества в условиях социокультурного разнообразия.
Ключевые слова: межрелигиозный диалог, неконфессиональное преподавание знаний о религии, религиозная политика, религиозное образование, толерантность, исламское образование, выборы.
Введение
Одной из актуальных проблем, вызванных глобализацией и миграцией, стало сосуществование разных культур, традиций, религий. В поликонфессиональном и мультикультурном обществе неизбежна амбивалентность публичной роли религии и даже соревнование прав и свобод человека. Конфликты между правом на свободу сло-
© Мирошникова Елена Михайловна - д.филос.н., главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра религиоведческих и этнополитических исследований, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина. Адрес: 196605, г. Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское шоссе, д. 10. Е-mail: [email protected] Скворцов Вячеслав Николаевич - д.э.н., профессор, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина. Адрес: 196605, г. Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское шоссе, д. 10. Е-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope12018114125
ва и правом на свободу выражения религии стали серьёзным камнем преткновения для мирного сосуществования приверженцев разных социокультурных укладов жизни.
В этом плане особую роль приобретает просвещение по вопросам религии в целом и передача знаний о религии в системе светского образования, в частности.
Модели религиозного образования: общее и особенное
Прежде чем анализировать подходы к религиозному образованию на региональном уровне (опыт ФРГ), необходимо отметить общие тенденции в формировании моделей религиозного образования.
Обстоятельный анализ различных национальных практик религиозного образования представлен авторами из разных стран мира. Прежде всего укажем на обобщающий свод информации по данным вопросам, содержащийся в энциклопедическом издании Routledge International Handbook of Religious Education [Davis Derek and Miroshnikova Elena, 2013]. Большой ряд исследований посвящен попытке найти в стратегиях образования баланс между свободой религии и свободой от религии1. В трудах зарубежных авторов проблемы образования по вопросам религии рассматриваются в непосредственной связи с действующими в современном обществе моделями отношений между государствами и религиозными объединениями [Schreiner, 2000; Plesner, 2004; Barnes L. Philip and Davis Andrew, 2015; Ferrari Silvio and Pastorelli Sabrina, 2016]. В российском научном дискурсе тема религиозного образования также получила определённое освещение: формулируются значения термина, обсуждаются правовые основания реализации религиозного образования, рассматриваются возможности интеграции знаний о религии в систему гуманитарного образования2.
Наиболее полно современное видение сущности и способов религиозного образования изложено в международном документе "Толедские принципы по вопросам свободы религии и убеждений" (2008 г.), разработанном Консультативным советом экспертов Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) в качестве справочного пособия для школ и учителей по методам обучения в области религии. В нём подчёркивается, что религиозное образование - это
1 Из их числа: Religion and Education in Europe / eds. R. Jakson, S. Miedema, W. Weisse, J.-P. Willaim. Muenster 2007; Religious Education in Europe / eds. E. Kuyk, R. Jensen, D. Lankshear, E. Loh Manna, P. Schreine. Oslo 2007; Religion en la educacion publica. Analisis comparative de su regulacion juridca en las Americas, Europa e Israel / C. Asiain Pereira (coordinator). Madrid 2010.
2 Колодин А.В. Религиозное образование в государственной школе [Электронный ресурс]. URL: http://religiocivilis.ru/component/content/article/2-articles/1243-religioznoe-obrazovanie-v-gosudarstvennoi-shkole.html; Метлик И.В. Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2005; Понкин И.В. Религиозное образование в России и за рубежом: опыт, проблемы и перспективы. 2009 г. [Электронный ресурс]. URL: http://pedsovet.su/publ/13-1-0-517;_Та-ланкина М.В. Развитие теологической науки и образования в Российской Федерации в постсоветский период // Теология в системе научного знания и образования: М-лы слушаний Общественной палаты Российской Федерации / под ред. В.А. Тишкова. М., 2009. С. 97-108; Человенко Т.Г. Интеграция знаний в процессе теологорелигиоведческого образования в вузе как новое понятие в этом дискурсе // Учёные записки Орловского гос. унта. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 2 (7). С. 311-314.
Современная Европа, 2018, №1
обучение знаниям о религии, но не индоктринация в определённое вероисповедание - знания о религии являются неотъемлемой частью качественного образования [Toledo Guiding Principles, 2007].
В настоящее время можно говорить о двух основных типах религиозного образования в светских государствах: конфессиональное (разделительное или "гетто"-подход) и неконфессиональное (интеграционное или плюралистическое). Конфессиональное образование основано на знаниях о какой-то одной религиозной традиции. Неконфессиональное религиозное образование предполагает передачу знаний о различных религиях, включая и изучение нерелигиозных воззрений.
Содержание религиозного образования определяется: институтом, ответственным за проведение религиозного образования в светской школе, - государственной школой, религиозным объединением или обоими вместе; статусом предмета в школьном расписании - обязательный предмет или один из предметов по выбору; местом проведения - в школе или за её пределами.
Модели образования по вопросам религии можно классифицировать по профилю программ и целей образования и по институциональной базе и ответственности за образование. Различные профили религиозного образования формируются в контексте программы и целей обучения. Это может быть концентрация: на преподавании одной определенной конфессии (конфессиональная ориентация); на различных религиях или образе жизни (плюралистическая ориентация); на этических и философских учениях (этическая ориентация). По профилю программ и целям различаются следующие модели: конфессиональная модель (обучение знаниям о конкретных религиях в духе конфессиональной традиции); плюралистическая модель (обучение сопоставительным знаниям о нескольких религиозных направлениях); этическая модель (обучение гуманитарным предметам светской направленности). В случае с конфессионально ориентированным образованием имеет место разделительный подход к контингенту учащихся.
При плюралистической и этической моделях действует интеграционный подход. В институциональном плане различаются следующие модели: а) религиозное образование осуществляется государственной школой как часть обязательной программы (конфессиональный вариант - Швеция; интеграционный вариант - Исландия, Норвегия, Бранденбург в ФРГ); б) религиозное образование осуществляется государственной школой при сотрудничестве с церковью (ответственность за программу, учебники, подготовку учителей и их квалификацию поделена между руководством школы и религиозной общиной) - интеграционный вариант и для плюралистического и для этического образования (Австрия, Англия, Германия, Италия, Финляндия); в) религиозное образование осуществляется церковью в государственной школе (Берлин, ФРГ); г) религиозное образование осуществляется церковью вне государственной школы (Франция). В большинстве стран Европы преобладает неконфессиональное образование по вопросам религии, всё большую популярность приобретают религиоведческие дисциплины.
В контексте обозначенных подходов целью данной статьи является аналитика регионального опыта религиозного образования в системе государственных светских образовательных учреждений в ФРГ. В этой стране наглядно присутствует основной спектр стратегий и моделей образования в области религии, присущих современному секулярному обществу.
Современная Европа, 2018, №1
Религиозное образование в системе политики по вопросам религии в ФРГ
Споры вокруг перспектив религиозного образования выходят за рамки педагогических проблем и всё больше приобретают политический оттенок, усиливая призывы к изменению действующей практики государственно-церковных отношений. Это особенно наглядно в предвыборных программах немецких политических партий 2017 года [Wissing, 2017]. Тезисно рассмотрим основные идеи программ по изучаемому вопросу1.
ХДС/ХСС. Подчёркивается значение религиозной свободы и отделения церкви от государства, но при этом религиозная вера, церкви и религиозные организации занимают прочное место в обществе. Признается большой вклад христианских церквей в области образования, социальной сферы и культуры.
СДПГ. Указывается на значение межрелигиозного диалога и знаний о религии и культуре в борьбе с экстремизмом. Исламское религиозное образование на немецком языке будет рассматриваться как превентивная мера. Учителя религиозных дисциплин и имамы должны получать образование в Германии. Мусульмане и ислам — часть нашей страны.
Левые (die Linke). Защита свободы для и от религии. Полное институциональное отделение церкви от государства. В сфере образовательной политики левые выступают за всеобщий характер преподавания этики; возможность проведения конфессионального образования должна быть предоставлена всем организациям.
Зелёные. Признаётся право на религиозную и мировоззренческую свободу, включая и неверующих, также как и на свободу искусства и сатиры при выражении своего критического мнения о религии. Параграф 166 "О богохульстве" в уголовном законодательстве должен быть отменён. Преподаватели религиозных дисциплин и имамы должны получать образование в немецких университетах. Признание исламских организаций субъектами публичного права возможно, если они выполняют необходимые для этого правовые нормы: ориентированы на религиозное учение, а не на политические действия [Programm, 2017].
Альтернатива для Германии (AfD). Религиозной политике в отличие от других партий посвящен не абзац в программе, а целая глава. Раздел "Ислам в конфликте со свободно-демократическим порядком" начинается со слов, что ислам не принадлежит Германии. Религиозная политика представляет собой прежде всего противопоставление исламу. Партия признает религиозную свободу, но наряду с этим подчеркивает ограничения через законы, права человека и "наши ценности". Минареты и призывы муэдзинов должны быть отвергнуты как "религиозный империализм". Кафедры исламской теологии должны быть закрыты или перепрофилированы на исламоведение, исламское религиозное образование не должно происходить в государственных школах. Исламские религиозные организации не могут быть признаны субъектами публичного права в том смысле, как его имеют христианские церкви, так как они не выполняют необходимые требования. В публичных местах полностью запретить ношение хиджаба.
1 Политические партии на выборах в ФРГ: кто борется за место в Бундестаге? URL: https://ria.ru/world/20170920/1505137000.html (дата обращения 25.12.2017); Предвыборные программы немецких партий накануне выборов в Бундестаг. URL: https://www.imemo.ru/index.php?page_id=502&id=3470 (дата обращения 25.12.2017)
Современная Европа, 2018, №1
СвДП. Выступает за необходимость религиозного образования для мусульман. Главное дело - в содержании. Поскольку речь идёт о занятиях в государственной школе, то непременно должен быть государственный контроль. По мнению спикера СвДП, конфессиональное образование необходимо сохранить, так как оно гарантировано Конституцией. "Но я бы для всех детей независимо от их вероисповедания и для тех, кто вообще не верит, ввел бы религиоведческий курс" [Theurer, 2017].
В Германии действует продуманная и чётко отлаженная система религиозного образования, где уровень школьный и вузовский теснейшим образом взаимосвязаны [Мирошникова, 2016]. Конституционная гарантия религиозных знаний как обязательного предмета предполагает наличие образовательных учреждений по подготовке соответствующих кадров. В связи с этим развита сеть кафедр по религиозной педагогике в высших педагогических школах. Соответствующее образование получают студенты теологических факультетов университетов. Представители религиозных организаций в этих учебных заведениях являются членами экзаменационных комиссий.
"Решающим фактором в подготовке преподавателей религии в Германии является не исповедание, а понимание религии; речь не идёт о том, чтобы дети и подростки учились верить, а о том, чтобы они, полемизируя с верой, развивали способность к религиозной ориентации. Преподаватели религии не должны быть глашатаями веры, но сопровождать своих учеников в поиске религиозных и мировоззренческих ориентиров. Этот фактор является также решающим для определения профиля их компетенции" [Энглерт, 2011]. Одним из обязательных предметов в подготовке будущих учителей является курс религиоведения.
Меморандум Совета протестантских церквей в Германии (ЕКД) констатировал, что в контексте увеличения гетерогенности и разнообразия общества, рамки для религиозного образования полностью изменились. Назрела необходимость новой образовательной компетенции по способности работать в условиях разнообразия [Kirchenamt der EKD, 2014]. Конкретным примером является проект Erasmus plus, финансируемый Евросоюзом, - программа READY (Religious Education and Diversity) по образованию и обучению молодёжи c 2014 по 2020 годы. Одна из целей программы - подготовка учителей для различных форм религиозного образования, необходимого на фоне возрастающего мировоззренческого разнообразия среди учеников и молодых людей [Kliemann, 2015: 61].
Комплексная программа исламского теологического образования реализовыва-лась на базе университета Оснабрюка в 2009 г. при финансовой поддержке Турецкого исламского союза по делам религий (DITIB). За основу составления учебных планов и общей компетенции по специальности "исламская теология" были взяты программы факультетов католической и евангелической теологии. Наряду со специфическими исламскими дисциплинами (фикх, хадис и др.), включены обзорные лекции по христианской теологии, философии, межкультурной коммуникации, психологии, педагогике. Предусмотрены кафедры по специальностям "исламская педагогика", "исламская религия" и "исламская теология".
В настоящее время факультеты исламской теологии действуют в государственных университетах Мюнстера, Франкфурта-на-Майне, Оснабрюка. Центр исламской теологии, созданный на базе двух университетов в Оснабрюке и в Мюнстере, осуществляет программы как по обучению педагогов, так и по подготовке научных кадров. Первая кафедра для преподавания ислама в школе была создана в университете Мюнстера в 2004 году.
Современная Европа, 2018, №1
Серьёзные проблемы возникают с учителями государственных школ, желающими носить определенные религиозные атрибуты непосредственно во время уроков. В первую очередь это относится к вопросу о хиджабе. Согласно принципам профессиональной государственной службы, требования объективности и нейтралитета при выполнении служебных обязанностей распространяются и на учителей, являющихся государственными служащими. В Баварии, согласно Конституции которой религиозные организации признаны субъектами воспитательного процесса, принято дополнение в ст. 59 Закона об образовании, определяющую правовое положение учителя. Нововведение запрещает ношение учителем на уроке внешних символов и одежды, имеющих выражение религиозного убеждения. В земле Гессен принято дополнение в ст. 2 Закона "О гарантии государственного нейтралитета". Оно содержит требование сохранения политического и религиозного нейтралитета на рабочем месте для государственных служащих, к которым относятся и учителя. Особенно выделяется запрет на ношение одежды, символов или других предметов, которые могут повредить или нарушить политическое, религиозное или мировоззренческое согласие. Основанием для такого решения объявлены христианские и гуманистические традиции земли Гессен.
Модели религиозного образования в ФРГ
Опыт Германии в реализации религиозного образования примечателен тем, что там наряду с классической моделью конфессионального (разделительного) образования существуют локальные дифференциации в форме интеграционного подхода. Кроме того, постоянно идёт процесс реформирования религиозного образования, который происходит в ФРГ под влиянием как внутренних, так и внешних причин, особенно наглядно заявивших о себе в условиях миграционного кризиса.
Есть ряд исторических моментов, важных для понимания эволюции форм и содержания немецкого религиозного образования. Прежде всего следует отметить роль Прусского общего права 1794 г., признавшего школы институтом государства и обязательность религиозного обучения. До середины XIX в. в Германии осуществлялась модель интеграции религии в школьное образование. Христианские церкви в период культуркампфа после 1871 г. взяли на себя роль представителей родителей и их права на религиозное образование детей. Всем этим закладывались основы конфессионального обучения в государственной школе Германии. Веймарская Конституция 1919 г. ликвидировала прямое влияние церкви на школу в лице церковных инспекторов, гарантировала права родителей на воспитание и образование детей, включая и религиозное. По прошествии почти 100 лет положения Веймарской Конституции о взаимоотношениях государства с религиозными организациями лежат в основе соответствующих норм ныне действующего Основного закона ФРГ.
Религиозное образование в ФРГ является составной частью политики государственно-церковных отношений (ГЦО). Термин Staat-Kirche Verhaeltnisse применяется в немецком конституционном праве и различных нормативных актах (употребляется и термин Religionsverfassungsrecht - религиозно-конституционное право [Frisenhahn..., 1975]). Кооперационная модель ГЦО в Германии характеризуется стремлением найти баланс между индифферентностью религии и идентификацией [Мирошникова, 2007]. Наряду с мировоззренческим нейтралитетом государства признаётся полезность религии для решения социально-политических задач.
Современная Европа, 2018, №1
Мировоззренческая принадлежность жителей ФРГ выглядит следующим образом (на сайте партии "Зелёные" в предвыборной программе 2017 г.): не относящие себя ни к одной конфессии (неверующие) - 36 %, католики - 28,9%, протестанты -27,1%, мусульмане - 4,4%, другие мировоззрения - 3,6 % [Programm, 2017].
Правовой базой ГЦО является 140-я статья Конституции ФРГ, гарантирующая религиозную свободу, закрепляющая отсутствие государственной религии и предусматривающая специфические механизмы кооперации: государственно-церковные договоры и конкордаты, церковный налог, особый публичный статус "ассоциация публичного права". В настоящее время помимо "больших церквей" (католической и евангелической) таким особым статусом в разных землях ФРГ обладают Русская православная церковь МП, меннониты, методисты, Армия спасения, иудейские организации, мормоны, Свидетели Иеговы (признаны экстремистской организацией в РФ), адвентисты, гуманисты. Ни одна мусульманская организация таким статусом в ФРГ до сих пор не обладает1.
Наличие этого особого публичного статуса дает право на взимание церковного налога, налоговые льготы, право на членство в государственных советах (например, по делам СМИ и молодежи), возможность преподавания знаний о своем вероучении в государственной школе. Согласно ст. 7 Конституции ФРГ, религиозное образование является обязательным предметом в государственной школе. Для перевода в следующий класс обязательна оценка полученных знаний.
Согласно ст. 142 Основного закона установлено разделение полномочий между федеральным центром и землями в области образования, в частности, религиозного. Сфера образования относится к компетенции земель. Поэтому наряду с преобладающим конфессиональным религиозным образованием существует локальные дифференциации. Ряд конституций земель ФРГ обозначают церкви и религиозные организации как носителей образования и воспитания. Например, конституция Баварии особо подчеркивает право католической церкви на соответствующее влияние в воспитательном процессе. В Баден-Вюртемберге представители церквей являются членами школьных советов, в Баварии - членами родительских советов, в Берлине - советов по воспитанию. Примечательно, что конституции новых земель в сравнении со старыми землями не содержат формулировок о религиозных целях воспитания; здесь преобладают гуманистические аспекты, особо подчеркивающие важность воспитания в детях толерантности.
Как бы ни различалось религиозное образование в разных землях, есть общее начало, а именно тесная взаимосвязь с правами родителей на религиозное воспитание детей и с правом ребёнка на самоопределение. В государственно-церковном праве существует понятие "религиозное совершеннолетие", наступающее в 14-летнем возрасте. Это означает, что ребёнок имеет право самостоятельно определить свою религиозную принадлежность, возможность выхода из церкви, а также участие или отказ от участия в занятиях по религиозным дисциплинам.
Поскольку заказчиком религиозного образования является государство, то оно ответственно за разработку учебных планов, расписание, порядок проведения экзаменов, обеспечение учебниками. Государство обязано обеспечить недопущение какой бы то ни было дискриминации в занятиях по религиозному образованию. Для
1 См. Bundesministerium des Innern. Praktische Informationen / URL: https://www.personenstandsrecht.de/PERS/DE/Themen/Informationen/hinweise_node.html;jsess ionid=38B72891A317DAE1575B1586F1E10EBF.2_cid364 (дата обращения 5.01.2018)
Современная Европа, 2018, №1
детей, не желающих посещать эти занятия, руководство должно предоставить альтернативный предмет (например, по этике или по философии). Государство ответственно также и за финансовое обеспечение труда преподавателей, и за материальное обеспечение самого процесса преподавания знаний о религии.
Влияние религиозных организаций на религиозное образование выражается в первую очередь в содержании занятий: практически это означает, что такие занятия имеют чаще всего или католическую, или евангелическую направленность, поскольку "большие церкви" наиболее влиятельны в ФРГ. Содержание занятия составляют тексты из Ветхого и Нового Завета, жизненные проблемы, этические, социальные вопросы, история церкви и мировых религий. Примерно дважды в год в школе возможно богослужение, посещение которого добровольно.
Государственно-церковные договоры дополняют конституционно-правовые положения о занятиях по религиозному образованию, конкретизируя условия этого образования в государственных учебных заведениях и определённые формы церковного влияния в экзаменационный период, соучастие в разработке учебного плана и надзор за его исполнением, за обеспечением средствами обучения, условия деятельности священников и катехизаторов в качестве учителей. Религиозные организации обладают преимуществом при выборе преподавателей, то есть важно, чтобы преподаватель соответствующей дисциплины разделял основы вероучения.
Многолетняя практика религиозного образования в ФРГ, как католического, так и евангелического, до 1960-х годов определялась как "Церковь в школе", то есть выполняла прежде всего задачу церковного провозвестия. В настоящее время идет процесс реформирования религиозного образования, прежде всего касательно его содержания и замены на альтернативные предметы. Новые подходы в религиозной педагогике ориентированы на преодоление конфессиональной узости религиозного образования и более тесную интеграцию в общеобразовательный процесс, что даёт право толковать занятия по религиозному образованию как форму передачи нравственных ценностей подрастающему поколению. В связи с этим усиливается внимание к гуманитарным проблемам, их отражению на культурно-историческом, художественном и литературном уровне образования.
Основная проблема совершенствования содержания занятий по религиозному образованию и сохранения ими статуса обязательного предмета состоит в отсутствии согласия по вопросу о том, быть ли этому предмету конфессиональным или же религиоведческим. Воссоединение Германии в 1990-е годы вызвало к жизни локальные дифференциации религиозного образования, отличные от сложившихся форм конфессионального образования в "старых землях".
В соответствии со ст. 141 Основного закона ФРГ пункт 3 ст. 7 об обязательности "религиозного занятия" в государственной школе не применяется там, где на 1 января 1949 г. имело место другое правовое регулирование. "Бременская оговорка" (Bremer Klausel) изымает из общей конституционной гарантии занятий по религиозному образованию те земли, в которых не был введён предмет по определённому вероисповеданию. Данная норма касается, например, Бремена, Берлина, Бранден-бурга. В Бремене вместо конфессионально ориентированных предметов преподается не связанный с конкретным убеждением предмет по библейской истории. Религиозное образование, осуществляемое непосредственно религиозной организацией, возможно на добровольной основе и только во внеучебное время. Католическое меньшинство посещает почти везде частные школы. За эти занятия полную ответ-
Современная Европа, 2018, №1
ственность несут государственные органы школьного образования, включая подготовку учителей, учебных планов и обеспечение учебниками.
Несколько иная ситуация в Берлине. Посещение религиозного или мировоззренческого занятия добровольное. Право на религиозное образование предоставлено евангелической церкви, католической церкви, иудейской общине, греческо-православной митрополии, Гуманистическому союзу, Исламской федерации, Але-витскому культурному центру, буддийскому обществу в Германии, христианскому обществу. Занятия могут проводить только преподаватели, имеющие соответствующее образование и сданный экзамен по предмету о вероучении. Согласно закону об образовании, за занятия по религиозным дисциплинам ответственны преподаватели из религиозной организации. Школа предоставляет лишь помещения с освещением и отоплением и два часа в неделю в учебном расписании [Brau, 2016]. Важно отметить, что взятый церквями курс на экуменизм непосредственно касается и занятий по религиозному образованию. Католики и протестанты разрабатывают кооперационную концепцию совместных занятий по христианскому обучению Reli für alle.
Особый интерес представляет введение нового школьного предмета "Образ жизни - этика - религиоведение" (L-E-R). В земле Бранденбург вместо конфессиональных учебных дисциплин этот предмет в качестве обязательного введён с 7-го по 10-й классы. Цель его преподавания заключается в передаче принципов нравственного образа жизни, знаний об основных аспектах философии и этики, а также о религиозных и мировоззренческих организациях. Предмет не носит конфессионального характера. Школьники, желающие посещать конфессиональные занятия, освобождаются от посещения предмета "Образ жизни - этика - религиоведение". По желанию школьники могут посещать и то, и другое занятие [Verordnung, 2013].
Введение нового обязательного предмета проходило довольно болезненно и длительно. С 1990-х годов не прекращались споры вокруг статуса занятий, количества школьников в учебной группе, места в сетке расписания, критериев оценки знаний, преподавательского состава, возможности освобождения от предмета L-E-R. Государственными органами заключены договоры с католической, евангелической церквями и Гуманистическим союзом. Этими актами установлено минимальное количество школьников в учебной группе — 12 человек [Verordnung, 2013]. Занятия проводятся согласно рамочному учебному плану.
Примечательно, что на фоне общей тенденции снижения числа членов всех церквей в Германии наметился некоторый количественный рост учеников, посещающих конфессиональные занятия вместо религиоведческих. Здесь, думается, проявляется одна из рефлексий на распространение в стране ислама. Участие в конфессиональном занятии по изучению христианства становится своего рода защитой культурной идентичности гражданами Германии.
Понимание религиозной политики ФРГ и анализ религиозного образования невозможны без осмысления роли и места ислама и исламского образования. Государство и Немецкая исламская конференция (DIK) продолжают искать пути решения этого непростого вопроса: "Непременным условием сохранения и укрепления межрелигиозного и межэтнического согласия в меняющемся мире должна стать внутренняя эволюция ислама в сторону признания, наряду с собственными, сугубо религиозными, общечеловеческих ценностей" [Красиков, 2013: 151].
В настоящее время существуют различные варианты проведения занятий по изучению ислама. Наиболее распространенным является "исламоведение на немец-
Современная Европа, 2018, №1
ком языке". Например, в земле Северный Рейн-Вестфалия с 1999 г. этот предмет преподаётся в 130 школах до 10-го класса исключительно как религиоведческий курс. Но он до сих пор не является обязательным, проводится как эксперимент в государственных школах. В Нижней Саксонии на так называемом круглом столе по исламскому религиозному занятию представители исламских союзов вместе с соответствующей комиссией министерства культов выработали рамочные правила обучения знаниям об исламе на немецком языке (пока эти занятия проводятся в качестве эксперимента на переходный период). В Баварии действует эксперимент по локальной кооперации с местной исламской общиной. В Эрлангене с 2003-2004 учебного года введено обучение знаниям об исламе в начальной школе. Учебный план разработан соответствующим министерством и учёными университета Эрлан-ген-Рюрнберг совместно с мусульманской общиной Эрлагена. Создан междисциплинарный центр ислама при университете. В Гессене с 2002 г. введён предмет "Этика ислама" в рамках занятий по этике. В Берлине за конфессиональное обучение ответственна исламская федерации Берлина. Чиновники министерства культов контролируют лишь рамочные учебные планы, предоставляют помещения для занятий и оплачивают работу преподавателей.
Конфессиональная модель, будучи основной моделью религиозного образования в государственной школе ФРГ, осуществляется также непосредственно в конфессиональных учебных заведениях. Эта тема требует отдельного рассмотрения. На примере католической церкви Германии очевидны роль и место негосударственного религиозного образования. В докладе главы Немецкой конференции епископов кардинала Маркса о церковной статистике 2016-2017 годов1 отмечается, что действуют 904 католические школы (гимназии, интернаты), где обучаются 359 500 учеников. Особая роль принадлежит высшему образованию и образованию взрослых. В ФРГ действуют 11 факультетов католической теологии в государственных университетах и 34 института католической теологии, один католический университет (в Айхштетт-Ингольштадте), а также епископальные теологические факультеты и высшие школы при орденах. Задействовано 365 профессоров. В течение одного года проводятся около 170 тысяч самых различных семинаров и мероприятий в контексте дополнительного образования. Тем самым создаётся профессионально подготовленная среда для работы с молодёжью и подростками.
Заключение
Проблематика религиозного образования в плюралистическом обществе выходит за рамки педагогической сферы и затрагивает всю систему государственно-церковных отношений. Опыт различных европейских стран указывает на необходимость комбинации нормативных и практических аспектов. Анализ ситуации в ФРГ показывает, что процессу социальной интеграции способствует соединение пропаганды культурного и религиозного наследия с плюралистическим и динамичным подходом к общей идентификации, основанной на солидарности между людьми с различными религиозными представлениями. Немецкий опыт свидетельствует, как важен широкий общественный диалог о религиозном образовании на интернациональном, национальном и локальном уровнях. Причём чем раньше, до введения
1 Datenstand: Juli 2017. Katholische Kirche in Deutschland. Zahlen und Fakten.2016/2017. Kardinal Reinhard Marx // dbk.de Kirchliche Statistik. URL: https://www.dbk.de/zahlen-fakten/kirchliche-statistik/ (дата обращегия 5.01.2018)
Современная Европа, 2018, №1
того или иного предмета, он начнётся, тем успешнее модель религиозного образования. По словам профессора университета Мюнстера Удо Шмельцле, ориентация в "критических ситуациях на свободу религии и совести отцов, матерей и молодых людей и в то же время на создание позитивного креативного пространства в публичной образовательной сфере для конфессиональных форм религиозного образования останется, несмотря на секуляризацию, плюрализм, дехристианизацию, основой для дальнейшего развития" [Scmaelzle, 2013: 128].
Список литературы
Красиков А. А. (2013) Клерикализм, секуляризм и свобода совести // Секуляризм и религиозная свобода - противостояние или партнёрство / Под ред. О.Ю. Гончарова, И.А. Шалобиной. М.: Институт Европы РАН. С. 138-152.
Мирошникова E. M. (2007) Кооперационная модель государственно-церковных отношений: опыт и проблемы. М.: Институт Европы РАН.
Мирошникова E. M. (2016) Теология в системе религиозного образования в ФРГ // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. № 1. С. 129-142.
Энглерт Р. (2011) Создание и структура системы подготовки учителей в Германии // Преподавание религии в школе: актуальная дискуссия в России и Германии / Под общ. ред. Л.П. Шмидта. М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. С. 115-127.
References
Barnes, Philip L. and Davis, Andrew. (2015) Religious Education: Educating for Diversity. London (UK): Bloomsbury Publishing.
Brau, Ruediger (2016) Religionsunterricht wird immer beliebter Maerkische Allgemaiene. URL: http://www.maz-online.de/Brandenburg/Religionsunterricht-wird-immer-beliebter 26.12 2016. (accessed on: 11.01.2018).
Davis, Derek and Miroshnikova Elena. (2013) The Routledge International Handbook on Religious Education. London (UK): Routledge.
Durham, W.C., Lindholm, T.S., Tahzib-Lie B.G., (eds). (2004). Facilitating Freedom of Religion or Belief: a deskbook / publ. by the Oslo Coalition on Freedom of Religion or Belief in Celebration of the 20th Anniversary of the Declaration on the Elimination of all Forms of Intolerance and of Discrimination based on Religion or Belief. Leiden: Martinus Nijhoff publ. pp. 791-812.
Englert, Rudolf. (2011). Sozdanie i struktura sistemy podgotovki uchitelei v Germanii. in: Prepodavanie religii v shkole / L.P.Schmidt (red.) [The establishment and structure of teacher training in Germany // Teaching of religion in school: topical discussion in Russia and Germany. L. P. Schmidt (ed.)]. Moskva: The Department for external Church relations of the Moscow Patriarchate, p. 115-127.
Ferrari, Silvio and Pastorelli, Sabrina (eds). (2016). Religion in the Public Space: A European Perspective. London (UK): Routledge.
Frisenhahn Ernst, Scheuner Ulrich and Listl Joseph (1975) Handbuch des Staatskirctienrechts der Bundesrepublik Deutschland. 1, 2 Bd. Berlin: Duncker Humblot.
Kirchenamt der EKD (2014). Religioese Orientierung gewinnen. Evangelischer Religionsunterricht als Beitrag zu einer pluralitaetsfaehigen Schule.Eine Denkschrift der Evangelischen Kirche in Deutschland. Guetersloh.
Kliemann, Peter (2015) Religiounsunterricht im europaeischen Kontext: READY? In: Entwurf: Konzepte, Ideen, und Materiellen fuer den Religionsunterricht, issue 4, 60-62, Friedrich-verlag, Seelze, DE
Krasikov A. A. (2013) Klerikalism, sekuliarism i svoboda sovesti. In: Sekuliarism i religiosnaya svoboda — protivostoyanie ili partnerstvo / O.Yu. Goncharov, I.A. Shalobina (eds). [Clericalism, secularism and freedom of conscience] // Secularism and religious freedom — conflict or partnership / ed. by O.Yu. Goncharov, I.A. Shalobina] Moskva: Institut Evropu RAN. pp. 138-152.
Miroshnikova E. M. (2007) Kooperatsionnaia model' gosudarstvenno-tserkovnykh otnoshenii. [The cooperation model in State-Church Relations. Experience and problems] Moskva: Institut Evropu RAN.
Miroshnikova E. M. (2016). Teologiya v sisteme religioznogo obrazovaniya v FRG // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina. Filosofiya. № 1. pp. 129-141. [Theology in the system of the religious education in Germany].
Современная Европа, 2018, №1
Plesner, Ingvill Torson. (2004). Promoting Tolerance through Religious Education. in: Facilitating Freedom of Religion or Belief: a deskbook / publ. by the Oslo Coalition on Freedom of Religion or Belief in Celebration of the 20th Anniversary of the Declaration on the Elimination of all Forms of Intolerance and of Discrimination based on Religion or Belief. Leiden: Martinus Nijhoff publ.
Programm 2017. URL: https://www.graene.de/programm-2017/a-bis-z/wir-streiten-fuer-toleranz-vielfalt-und-selbstbestimmung.html (accessed on: 29.12.2017).
Schreiner, Peter. (2000) Religious Education in Europe: a Collection of Basic Information about RE in European Countries, Comenius Institut/Intereuropean Commission on Church and School. Muenster, DE.
Scmaelzle, Udo Friedrich. (2013). Religious Education in Germany. in: Davis Derek and Miroshnikova Elena. The Routledge International Handbook on Religious Education. London (UK): Routledge, рр. 122-129.
Theurer, Michael. (2017). Parteien zur Bundeswahl 2017 im Check: FDP, evangelisch. de. URL: http://www.evangelisch.de/inhalte/145475/11-09-2017/michael-theurer-religionspolitischer-sprecher-fdp-fuer-evangelische-kirche-und-religion (accessed on: 05.01.2018).
Toledo Guiding Principles on Teaching about Religion and Beliefs in Public Schools (2007). Warsaw, OSCE/ODIHR. URL: http://www.osce.org/odihr/29154 (accessed on 09.01.2018).
Übergreifender Unterricht in Brandenburg-Katholiken und Protestanten planen "Reli für alle" 22.05.17. URL: https://www.rbb24.de/politik/beitrag/2017/05/brandenburg-religionsuebergreifendes-unterrichtskonzept.html (accessed on: 09.01.2018).
Verordnung über Religionsunterricht und Weltanschauungsunterricht an Schulen (Religions- und Weltanschauungsunterrichtsverordnung - RWUV) vom 29. April 2013 (GVBl.II/13, [Nr. 34]). URL: https://bravors.brandenburg.de/verordnungen/rwuv (accessed on: 09.01.2018).
Welanschauungen in Deutschland, Bundnis 90/Gruenen, Programm. URL: https://www.gruene.de/programm-2017/a-bis-z/wir-streiten-fuer-toleranz-vielfalt-und-selbstbestimmung.html (accessed on: 08.01.2018).
Wissing, Hubert. Das sagen die Parteien zur Religionspolitik, katholisch.de. 20/09/2017. URL: /http://www.katholisch.de/aktuelles/aktuelle-artikel/bundestagswahl-wahlprogramme-parteien-zu-staat-und-kirche (accessed on: 25.12.2017).
RELIGIOUS EDUCATION IN GERMANY
Authors: Miroshnikova E., Doctor of Science (Philosophy), Chief Research Fellow, Scientific Research Centre for religious and ethno-political studies, Leningrad (Pushkin) State University, Russian Federation. Address: 10, Peterburgskoe highway, Pushkin, S.-Peterburg, 196605. E-mail: [email protected]
Skvortsov V., Doctor of Science (Economy), Professor, Leningrad (Pushkin) State University, Russian Federation. Address: 10, Peterburgskoe highway, Pushkin, S.-Peterburg, 196605. E-mail: [email protected]
Abstract. The religious education as a teaching on religion is an integral human right. The question is how to realize this human right in the modern plural society? The authors analyze the main strategies in religious education in Germany on the basis of international documents and the inter-confessional approach: the integration of religion into the mandatory school curriculum, the confessional religious education (partitive), and non-confessional one (unifying). The German's experience has significant importance due to the following: as a real pattern of the partnership between the state and religious organizations in the field of education in the framework of the State-Church cooperation model; due to availability of different approaches to realization of the religious education; due to reformation of the confessional education on the basic of ecumenism and tolerance; due to the experience in the field of the Islamic education. The authors study the programmes of the political parties during the election to the Bundestag in 2017. The religious education becomes a strong political issue, not only the social-pedagogical one. The detailed analyze of religious education in modern Germany shows that the trust in the Constitution, human rights, freedom of conscience and the broad social and inter-religious dialog promote unity in diversity.
Key words: inter-religious dialogue, a non-denominational teaching of religion, religious politics, religious education, tolerance, Islamic education, elections.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope12018114125
Современная Европа, 2018, №1