Научная статья на тему 'Сравнительный анализ опыта конфессионально- ориентированной профессиональной подготовки социальных педагогов в России и Германии'

Сравнительный анализ опыта конфессионально- ориентированной профессиональной подготовки социальных педагогов в России и Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ опыта конфессионально- ориентированной профессиональной подготовки социальных педагогов в России и Германии»

РАЗДЕЛ VI СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 179.08

Т. В. Склярова

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТА КОНФЕССИОНАЛЬНООРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ1

Конфессионально-ориентированная профессиональная подготовка педагогов есть комплекс мер, направленных на структурирование учебно-воспитательного процесса с учётом влияния на него традиционной культуры религиозных конфессий, современной деятельности религиозных объединений, а также индивидуальных характеристик субъектов учебно-воспитательного процесса, отражающих наличие у них религиозного мировоззрении.

В современной России конфессионально-ориентированная профессиональная подготовка педагогов обеспечивается посредством включения в образовательную программу педагогов учебных дисциплин из образовательного стандарта «Теология» и организации воспитательного процесса в религиозной традиции. В православно-ориентированной системе подготовки педагогов в воспитательный процесс включены участие студентов в богослужение, проведение паломничеств, выполнение послушания.

История конфессионально-ориентированного образования в Германии восходит к 1905 г., когда в Ганновере Протестантской церковью была основана женская профессиональная школа по социальному попечению. Широко популярна в протестантской среде в то время была идея «духовного материнства», выражавшаяся в том, что женское служение в церкви более востребовано в сфере ухода и воспитания детей. Реализация этой идеи связывалась с допуском женщин к получению профессионального образования, в том числе теологического, и разрешению профессиональной деятельности в общественно-политической сфере. Разработанная ещё И. Г. Песталоцци и Ф. Фребелем в первой трети XIX в. «педагогика материнства» явилась образовательной концепцией, в которой обосновывалось присущее женщине естественное материнство и возможность специфического вклада женщины в преодолении «социального вреда» в процессе экономического и политического развития общества.

Дальнейшее развитие социально-педагогического образования в

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект 06-06-185а.

Германии связано с созданием сети учебных заведений среднего уровня профессионального образования, выпускающих дипломированных специалистов в области социальной педагогики и социальной работы [1]. В конце 60-х-начале 70-х годов XX века общественно-политические преобразования, как в Восточной, так и в Западной Германии, потребовали изменения образовательных концепций и программ. Результатом модернизации системы образования явилось создание высших профессиональных школ для подготовки социальных педагогов и социальных работников, с предоставлением самостоятельности в выборе содержания учебных программ и планов профессионального образования самим высшим профессиональным школам. В это же время получают широкое развитие высшие профессиональные школы подготовки социальных и религиозных педагогов, учреждаемые религиозными общинами, в первую очередь католическими и евангелическо-лютеранскими. По образному определению профессора Мартина Бениша названный период характеризовался тем, что «Церковь в западной Германии была обращена к проблемам выживания и сохранения общества, а общество в Восточной Германии было обращено к нуждам и проблеме сохранения Церкви» [2]. Отчасти разнонаправленные по своей проблематике, но обращённые к проблеме взаимоотношения церкви и общества, задачи сохранения религиозной традиции в образовании обусловили возрождение интереса к религиозной тематике в педагогическом образовании.

В контексте проводимого нами исследования процесса конфессионально-ориентированной профессиональной подготовки социальных педагогов мы ознакомились с опытом работы высших конфессиональных школ Германии (находящихся на территории бывших ГДР и ФРГ) в октябре 2006 г. Изучение немецкого опыта подготовки специалистов осуществлялось в Высшей евангелической школе г. Дармштадта-Evangelische Fachhochule Darmshtadt, Высшей евангелической школе г. Ганновера - Evangelische Fachhochule Hannover, Теологическом университете г. Фриденсау-Theologishe Hochscshule Fridensau, Высшей евангелической школе г.Берлина-Evangelische Fachhochule Berlin. Все названные учебные заведения являются конфессионально-ориентированными, так как они учреждены религиозными объединениями, учебный процесс в них ориентирован на подготовку специалистов для работы в том числе и в религиозных объединениях и включает учебные дисциплины мировоззренческо-гуманитарной направленности. Теологический университет г.Фринденсау, в отличие от всех других, евангелических школ, является учебным заведением, учреждённым адвентистами. Исследование включало в себя интервью с руководством учебных заведений - ректорами, проректорами и деканами, знакомство с учебными программами магистерских и бакалаврских уровней подготовки педагогов, а также беседы со студентами последних семестров обучения.

В ходе интервью, проводимого с руководством конфессионально-ориентированных высших профессиональных школ, мы уточняли степень участия религиозной общины (объединения) в организации учебно-воспитатель-ного процесса школы, наличие в учебной программе учебных дисциплин религиозного содержания, специфику профессорско-преподавательского состава учебного заведения, требования, предъявляемые заведением к религиозной принадлежности абитуриентов, особенности проведения церковно-педагогической практики и наличие обратной связи с выпускниками данного учебного заведения.

Изучение учебных программам магистерских и бакалаврских уровней подготовки педагогов, социальных педагогов/социальных работников проводилось с целью выявления дисциплин, отвечающих за теологическую подготовку специалиста, а также отражающих традиции, культуру и обычаи не только исповедуемой религии, но и иных конфессиональных: групп.

Беседы со студентами последних семестров обучения преследовали несколько целей - выявление мотивации к профессиональной деятельности в конфессиональном учреждении, интереса к религиозной традиции той конфессии, которая учредила данное учебное заведение, наличие собственного опыта религиозной жизни в конфессии (в ситуациях готовности респондента говорить на данную тему).

Все руководители высших учебных заведений в интервью говорили о том, что конфессиональная принадлежность школы является важным фактором, определяющим образовательную традицию в данном заведении. Все евангелические учебные заведения были созданы как профессиональные школы для подготовки персонала для церковных структур, в первую очередь, службы диаконии, но впоследствии приобретали государственный статус. Ориентация на подготовку специалистов для работы в тех сферах человеческой деятельности, где явно существует потребность в сострадании, самопожертвовании и подобных личностных проявлениях при выполнении профессиональных обязанностей, - это также общая черта всех описываемых заведений. Наличие особого совещательного органа (обычно именуемого Сенат), который объединяет постоянных преподавателей, студентов, иных работников института и приглашённых преподавателей с одновременным подчинением этой структуры внешнему органу (обычно Ку-раториум), в который входят представители Церкви, выстраивает своеобразную вертикаль управления учебным заведением. В настоящее время все школы имеют государственную аккредитацию, обеспечивая своих выпускников статусом высшего профессионального образования, признаваемым в государстве. Обучение для студентов в высших евангелических школах практически бесплатное, так как ежегодный взнос за право обучения покрывает стоимость выдаваемого учащимся проездного документа. Эти школы финансируются церковными учреждениями и фондами, однако, процент фи-

нансирования различается в зависимости от устава заведения, местного законодательства и иных факторов.

Так, например, Высшая евангелическая школа Дармштадта в последние годы, по словам проректора, профессора А. Зелеша всё меньше финансируется евангелическо-лютеранскими структурами и христианскими фондами, а большая часть содержания школы обеспечивается местными властями. В этой связи евангелическо-лютеранская община, которая является учредителем школы, приняла решение в ноябре 2006 года (интервью проводилось в октябре 2006 г.) подтвердить документально факт передачи высшей профессиональной школы местному муниципалитету. В ходе интервью с профессором А. Зелешем мы уточняли, каким образом отражается конфессиональная специфика учебного заведения на структуре и содержании учебно-воспитательного процесса? Профессор ответил, что в светских вузах предметы мировоззренческо-гуманитарной направленности, такие как этика, теология и т. п. не преподаются вовсе, а в их школе эти предметы входят в учебный модуль. Студенты по желанию выбирают курс теологии или светской этики, однако один из этих курсов должен быть обязательно в учебной программе каждого студента. На наш вопрос о соответствии личностной характеристики студента этическим требованиям, предъявляемым религиозным учением, проректор ответил, что решение этой проблемы не входит в задачи учебного заведения. Присутствовавший на встрече и участвующий в интервью лютеранский пастор, профессор Бернард де Суин, бывший рек-тором этой школы с 1971 по 1982 г., весьма своеобразно прокомментировал озвученную официальную позицию нынешнего руководства школы. Он сказал, что данная политика ректората привела к тому, что нынешние студенты делают такие надписи в туалетах, что впору усомниться, относится ли к церковной общине это учебное заведение? Позиция Б. де Суина, прежнего ректора Высшей евангелической школы в отношении организации учебно-воспитательного процесса остаётся неизменной. По его мнению, студенты конфессионального заведения должны обучаться и воспитываться в атмосфере, отличной от той, что преобладает в светском секулярном обществе, в школе должны быть особые правила поведения, соответствующие религиозной традиции и вероучению, что призвано в конечном итоге, способствовать оздоровлению общества.

Все руководители конфессионально-ориентированных профессиональных школ, с которыми мы беседовали в ходе интервью, подчёркивали, что каждое учебное заведение имеет свою специфику и потому концепция построения учебно-воспитательного процесса, которую они излагают, не будет подобной концепции других конфессиональных школ. Анализируя все интервью, мы пришли к выводу о том, что ведущим фактором, определяющим степень конфессиональной направленности учебного заведения и его образовательной программы, является позиция руководства школы. Руко-

водство церковных структур и христианских фондов, осуществляющих общее руководство советом школы, в ряде случаев осуществляет процесс подбора или подтверждения выдвинутой в руководство или на профессорскую должность кандидатуры. Ситуация в Дармштадской высшей профессиональной школе подтвердила факт окончательного расхождения в позициях школьного и церковного руководства по отношению к организации учебно-воспитательного процесса, что привело к передаче школы от религиозной общины местному муниципалитету. Профессор А. Зелеш, проректор названной школы, поясняя в своём интервью тенденцию развития конфессиональной школы, подчеркнул, что поначалу их школа ориентировалась на подготовку диаконов для церкви, а теперь направляемые церковью на учёбу студенты стремятся к получению образования, которое позволяло бы им работать не только в церкви, но и в частных и государственных учреждениях.

Расширение сферы профессиональной деятельности выпускников конфессионально-ориентированных учебных заведений за счёт государственного и частного секторов первоначально рассматривалось нами как существенный признак высокого качества образования. Обобщив материалы интервью с руководством, и обращая внимание на такие показатели, как наличие (либо отсутствие) правил внутреннего распорядка учебного заведения, регулярный патронаж за учебно-воспитательным процессом со стороны религиозных структур, существующие требования к кандидатурам на преподавательские должности, мы пришли к выводу, что эти показатели напрямую соотносятся с ориентацией профессиональной подготовки специалиста для работы приоритетно в церковных структурах. В тех учебных заведениях, где названные параметры не воспринимаются руководством как обязательные (в нашем исследовании это высшие профессиональные школы социальной работы/социальной педагогики г. Дармштадта и г. Ганновера) студенты ориентируются на профессиональную деятельность в основном в частных и государственных секторах. Однако, предположение о том, что эти выпускники имеют более высокий рейтинг успеваемости, не подтвердилось материалами интервью с преподавателями и личных бесед со студентами.

Все опрошенные руководители учебных заведений сказали, что главный критерий при приёме преподавателя на работу - его профессиональная компетентность, подтверждаемая дипломом и научными публикациями. Однако только проректор Высшей профессиональной школы социальной педагогики Берлина единственный из опрошенных нами респондентов сказал, что религиозная принадлежность профессора-это важный фактор при приёме на работу. Он подтвердил, что церковное руководство не даёт разрешения на преподавательскую деятельность нехристианам. Комментарий к этому правилу был следующий: «Преподаватель должен иметь в голове такую

же «химию», как и руководство школы, тогда у студентов в процессе обучения выстраивается непротиворечивое мировоззрение».

Требования к религиозной принадлежности студентов также достаточно лояльны. Вместе с тем, подавляющее большинство студентов принятых на первый семестр обучения составляют (судя по документам) лютеране или представители иных протестантских деноминаций. В Теологической высшей школе г.Фриденсау, которая имеет государственную аккредитацию, что предполагает набор абитуриентов вне конфессиональной принадлежности, тем не менее, подавляющее большинство студентов являются практикующими адвентистами. Из интервью с ректором этого учебного заведения мы выяснили, что в правилах поведения на территории студенческого городка (куда входят учебные корпуса, несколько корпусов общежитий, включая семейное общежитие, библиотека, здание церкви начала XX в., «Библейский сад», засаженный растениями, о которых повествуется в Библии), содержатся такие требования, которые оказываются затруднительными для исполнения «нерелигиозному» студенту. На территории учебного заведения запрещено курение, употребление спиртных напитков, громкая музыка и проведение студентами молодёжных массовых мероприятий, таких как дискотеки или коллективные просмотры фильмов. На территории городка есть стадион, но на нем не проводятся массовые спортивные мероприятия. В местной столовой питаются студенты и преподаватели, в меню отсутствуют продукты мясного происхождения. Вместе с тем, питание нельзя назвать полностью вегетарианским, так как яйца, молочная пища и рыбные блюда включены в рацион. Обучение и проживание студентов в Теологической высшей школе г. Фриденсау практически полностью оплачивается самими студентами. Поэтому подобные правила проживания, при условии платного обучения, являются существенной преградой для немотивированного на обучение в конфессионально-ориентированной школе студента.

Проведение церковно-педагогической практики оказалось обязательным только в двух учебных заведениях - высших евангелических профессиональных школах г. Ганновера и г. Берлина. Это обстоятельство можно объяснить тем, что только в этих школах проводится обучение по программам подготовки не только социальных педагогов, но также общинных педагогов и религиозных педагогов.

Три названные педагогические специальности в равной степени востребованы современным образовательно-воспитательным процессом в Германии. И если профессиональная подготовка социальных педагогов проводится как в конфессионально-ориентированных учебных заведениях, так и в светских государственных вузах, то подготовка общинных и религиозных педагогов, даже в условиях государственной высшей школы ведётся с позиций конфессионально-ориентированного преподавания. Объясняется это тем, что в государственной системе образования Германии существуют курсы преподавания религии.

В общеобразовательной школе это уроки религии, причём они проводятся по конфессиональному принципу и в рамках одного предмета ученики знакомятся с историей и вероучением определённой конфессии (чаще это католицизм, лютерантство, ислам, иудаизм). В высшей школе религию изучают в рамках университетского курса теологии и теологических дисциплин в учебной программе профессиональных школ.

Высшие профессиональные школы г. Ганновера и г. Берлина осуществляют подготовку социальных, общинных и религиозных педагогов.

Обучение социальных педагогов ориентировано на подготовку специалистов, осуществляющих социальное воспитание ребёнка в школе, общине или педагогическом объединении. Социальные педагоги работают только с детьми, либо их семьями. Основной функцией социального педагога является помощь ребёнку в адаптации и социализации в обществе. Социальный педагог может работать в религиозной общине, однако его профессиональная деятельность в меньшей степени, чем у общинного и религиозного педагога, обращена к религиозному учению или традиции. Конфессиональная ориентация профессиональной подготовки социального педагога проявляется в том, что учебная программа содержит такие дисциплины по выбору студента, как - теология и научные основы диаконии (социальной помощи, оказываемой Церковью).

Обучение общинных педагогов ориентировано на подготовку помощников пастора на приходе или в общине. Основной функцией общинного педагога является введение ребёнка или взрослого человека в религиозную традицию и первичное ознакомление с основами вероучения. В евангелической церкви основное содержание профессиональной деятельности общинного педагога направлено на знакомство с текстами Евангелия. По словам профессора М. Бениша «Общинный педагог проводит педагогический анализ того, как Евангелие может прийти к человеку» (из интервью). Профессор М. Бениш разработал концепцию деятельности общинного педагога в отношении разных категорий людей. В основе концепции находится степень принадлежности человека христианской общине. Так, взрослый человек или ребёнок могут быть членами общины, они могут быть «на границе общины и внешнего мира», т. е. интересоваться жизнью общины, изредка участвовать в общинных мероприятиях, не являясь её полноправными членами, также общинный педагог обращает свою деятельность на тех, кто находится вне общины, но нуждается в помощи и поддержке общины.

Деятельность общинного педагога направлена на обучение Евангелию взрослых и детей, а также семейные союзы, молодёжь и стариков в общине; находящихся за пределами общины и на «границе» общины и внешнего мира.

Наличия диплома общинного педагога в евангелическо-лютеранской церкви достаточно для посвящения человека, обладающего им, в сан пастора. Так как женское священство признаётся в лютеранстве правомочным, мно-

гие выпускницы высших профессиональных школ социальной педагогики также становятся пасторами, одновременно выполняющими функции общинных педагогов.

Церковно-педагогическая практика будущего общинного педагога предполагает проведение конфирмационных занятий с детьми и взрослыми, и проведение одной или нескольких встреч членов общины, посвящённых чтению и обсуждению фрагмента Евангелия.

Обучение религиозных педагогов направлено на подготовку преподавателей религии в школе. В учебной программе религиозных педагогов преобладают теологические дисциплины. Будущие преподаватели религии изучают древние языки, а также методику, этику, общинную педагогику, работу по подготовке к конфирмации и диаконические науки. Религиозные педагоги могут работать в общине, но именно выпускники этих бакалаврских программ чаще других конфессионально-ориентированных педагогов продолжают обучение в магистратуре (по материалам интервью и бесед со студентами).

Профессор М. Бениш (г. Берлин) в интервью объяснил концепцию конфессионально-ориентированной профессиональной подготовки педагога любой специальности следующим образом. Педагог, получающий профессиональное образование в конфессионально-ориентированном (в данном случае христианском) учебном заведении должен научиться по-христиански верить, жить и учить. Каждому направлению учёбы соответствуют учебные дисциплины высшей школы.

«Как верить?» - учит теология.

«Как жить?» - учат дисциплины гуманитарного цикла - социология, психология, социальные науки.

«Как учить?» - учит педагогика.

В учебные программы подготовки конфессионально-ориентированных педагогов (социальных, религиозных и общинных) в лютеранско-еванле-лических высших школах входят такие дисциплины, отражающие религиозную специфику, как -

Grundlagen der Teologie - Основы теологии;

Konfirmandenarbeit - Работа по подготовке к конфирмации;

Teologie: Exemplarische Vertiefung - Теология, углубленное изучение отдельных тем (по выбору преподавателя, который предлагает специализацию) ;

Teologie: Vertiefung mid religionspad. Orient - Теология: углубленное изучение восточных религий и религиозно-педагогическая работа с мусульманами;

Praktische Teologie in der Schule - Практическая теология в школе;

Praktische Teologie in der untersch.Handlungsfeldem - Практическая теология в различных сферах деятельности;

Religion in der Gesellschaft- Религия в обществе;

Gemeindepadagogik - Общинная педагогика.

В учебные программы конфессионально-ориентированной профессиональной подготовки социальных педагогов/социальных работников в теологической высшей школе, учреждённой адвентистами, входят дисциплины, отражающие религиозную специфику и культуру не только адвентистов - Библейская археология, Теология, Религиозные культы и межкультурная коммуникация, Социальная безопасность в местах катастроф (изучаются в том числе религиозные особенности погребения, поминальных трапез и т. п.).

Сопоставим конфессиональную специфику лютерантско-евангелической и адвентистских высших школ с учебной программой католической высшей школы. В диссертационном исследовании Ю.В.Койновой описана учебная программа подготовки социальных педагогов католической высшей профессиональной школы. Блок теологии в ней представлен следующими дисциплинами - «Введение в основные понятия теологии», «Христианское учение о человеке», «Теологическая этика», «Социальный заказ в представлении Церкви».

Таким образом, рассматриваемые нами учебные программы конфессионально-ориентированных школ отличаются не только содержанием изучаемых теологических дисциплин, но и направленностью процесса профессиональной подготовки специалиста на формирование конфессиональной компетентности.

Менее всего представлены теологические дисциплины в адвентистском высшем учебном заведении. Однако именно в этом учебном заведении наиболее широко изучаются религиозно-культурные особенности иных конфессий, проявляющиеся в социально-педагогическом взаимодействии. Особое значение уделено ознакомлению с традициями ислама и межкультурным коммуникациям в восточных странах.

В евангелических высших учебных заведениях теологические дисциплины максимально представлены в учебных программах подготовки религиозных педагогов, далее (по убыванию) - в подготовке общинных педагогов и подготовке социальных педагогов. Особенностью изучения теологических дисциплин в названных школах является также тот факт, что изучаются как теология своей конфессии, так и осуществляется сравнительно-религиоведческий обзор иноконфессиональных учений. Судя по анализируемым программам, основной акцент в этом обзоре также делается на исследование ислама и исламской культуры.

В католической высшей школе изучаются теологические дисциплины только католического профиля. Основной акцент в преподавании дисциплин осуществляется на ознакомление с догматами вероучения, культурой и традицией католичества. Следует сделать вывод о том, что католические учебные программы в большей степени ориентированы на введение будущего специалиста в культуру и вероучение своей религиозной традиции, а

не ознакомление с иноконфессиональными особенностями других культурных групп. Это обстоятельство демонстрирует существующее различие в конфессиональной ориентации учебного процесса в религиозных высших профессиональных школах. Часть такого рода учебных заведений (в нашем исследовании - евангелические и адвентистские школы) наряду с собственным теологическим учением обучают студентов основам иных конфессиональных учений, культур и традиций. Учебная программа католической высшей школы ориентируется на обучение в первую очередь католической теологии, антропологии, этики и оснований социальной помощи в католической Церкви.

Проведённое нами исследование опыта конфессионально-ориентированной профессиональной подготовки социальных педагогов в высшей профессиональной школе Германии позволяет сделать следующие выводы.

Конфессиональная ориентация учебно-воспитательного процесса высшей профессиональной школы определяется учредителем школы и воплощается руководством школы в соответствии с общей концепцией учебного заведения. Все учебные программы конфессионально-ориентированных высших профессиональных школ содержат дисциплины теологической подготовки будущих специалистов. Отличительными особенностями преподавания дисциплин теологической подготовки будущих специалистов является обращённость учебной программы на изучение, наряду с теологией своей конфессии, дисциплин, отражающих вероучение, культуру и традиции иных конфессиональных групп, чаще всего - ислама.

Сравнительный анализ конфессионально-ориентированной профессиональной подготовки социальных педагогов позволяет обозначить общие и особенные признаки осуществляемой подготовки в России и Германии. Общими являются стремление выстроить взаимодействие Церкви и общества, отличительные особенности связаны с тем, на что обращено это взаимодействие - на сохранение и передачу церковной традиции в обществе, либо на оздоровление общества посредством церковной традиции. Изучение теологии также является общим признаком, отличительными особенностями являются подходы к изучению теологии - мировоззренческий, полагающий, что посредством изучения теологии будущий специалист обретает основания собственного мировоззрения и инструментальный, предполагающий научение компетентному общению с представителями иных конфессионально-культурных групп. Создание образовательной среды, являющееся общим признаком, отличается тем, каким образом структурируется эта среда - либо отражая влияние церковной традиции, либо отражая разнообразие современной социальной действительности. Все названные параметры в конечном итоге формируют две тенденции подготовки специалистов социальной сферы в системе высшего христианского образования. Первая тенденция отражает мировоззренческое обра-

щение к богословской традиции и её воспроизведение, и выражается в подготовке специалистов, стремящихся осуществить жертвенное социальное служение христианина в современном мире. Вторая тенденция отражает инструментальный подход к изучению религиозной традиции и нацелена на профессиональную подготовку специалистов, актуализирующих свои индивидуальные интересы и потребности в социально-педагогической деятельности.

Библиографический список

1. Койнова, Ю. В. Формирование профессиональной компетентности социальных работников в процессе вузовского обучения (на материале Германии) / Ю. В. Койнова. Дисс. на соиск. уч.ст.канд.пед.наук. - М., 1996.

2. М. Behnisch. Von Potsdam nach Berlin. Notizen zum Weg einer gemeindepadagogischen Ausbildung // Aufbruche und Umbruche. Zur padagogischen Arbeit der evangelischen Kirchen seit der Wende. Leipzig ,1998, S. 106-115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.