Научная статья на тему 'История подготовки учителей религии в земле Северный Рейн - Вестфалия (Германия)'

История подготовки учителей религии в земле Северный Рейн - Вестфалия (Германия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История подготовки учителей религии в земле Северный Рейн - Вестфалия (Германия)»

О.Н. Орлова

ИСТОРИЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ РЕЛИГИИ В ЗЕМЛЕ СЕВЕРНЫЙ РЕЙН-ВЕСТФАЛИЯ (ГЕРМАНИЯ)

На рубеже ХХ-ХХ1 веков произошла переоценка роли религии не только . в культуре и истории России, но и в духовно-нравственном развитии человека и общества. Религия и деятельность церкви стала фактором, оказывающим активное воздействие на социальные процессы. Большая часть наших граждан - представителей православия и других традиционных в нашей стране религий, испытывают большую потребность в изучении религии. Идею изучения религии как элемента национальной культуры поддерживает и большинство нерелигиозных россиян. В настоящее время в нашей стране проводится активная работа по включению в школьное образование знаний о традиционных религиозных ценностях. Рост интереса к традиционным культурным и религиозным ценностям нашел свое выражение также в открытии новых православных учебных заведений, в создании факультетов и кафедр теологии и религиоведения в светских высших учебных заведениях.

Учитывая сложность и многогранность проблемы преподавания религии для российской системы образования, представляется целесообразным и полезным изучение опыта подготовки педагогических кадров и особенно подходов к регулированию государственно-церковных отношений в западно-европейских странах, и прежде всего в Германии как светской стране, имеющей в настоящее время сложную конфессиональную конфигурацию.

Анализ истории становления преподавания религии как равноценного школьного предмета в Германии и системы повышения квалификации учителей религии показывает, как непросто происходил этот процесс. Представляется, что изучение истории становления повышения квалификации учителей в Германии позволит более эффективно решать возникающие в нашей стране проблемы и избежать ошибок и трудностей на этом пути.

После Первой мировой войны в Германии существенно менялась организационная структура школы. Более того, события 1918 года поставили под сомнение все до сих пор имевшие значение моральные и духовные ценности. В сложившихся условиях нужно было создать плодо-

творный проект школьного воспитания и образования. Для этого нужна была обновленная педагогика, прочно стоящая на позициях Евангелия. Среди педагогов, занимавшихся этим вопросом, был доктор Отто Дибелиус, которого называют «пионером борьбы за Евангелистскую воспитывающую школу». Он выступил с предложением создать религиозно-педагогический институт. В 1923 году было принято совместное решении Верховного совета и генерального Синодального управления евангелистской церкви Старопрусского Союза о создании религиозно-педагогического института. Руководство церкви считало, что необходимо направить талантливых, четко осознающих задачи учителей евангелистского вероисповедания в университет для получения педагогического образования, и тем самым ввести в академический мир евангельскую педагогику, чтобы показать в целом значение и ценность евангельского образа жизни.

2 ноября 1923 г. в Берлине открылся Религиозно-педагогический институт евангелистской церкви. Руководителем института стал доктор Дибе-лиус, будущий епископ Берлина. Деятельность института развивалась по двум направлениям: 1) фундаментально-научное; 2) практическое, занимавшееся методикой преподавания религии. Религиозно-педагогический институт испытал в своей деятельности много проблем - от определения его научной концепции до финансовых сложностей, но он стал первым учебным заведением, чья цель состояла в подготовке учителей религии для школ.

Институт прекратил существование с приходом к власти национал-социалистов. Идеалы, которые проповедовала евангелистская педагогическая теория и практика, не отвечали запросам фашистского тоталитарного государства. Едва начавшийся диалог между церковью и школой, теологией и педагогикой прекратился, но факт существования религиозно-педагогического института имел огромное значение - были сделаны первые шаги и были получены первые практические результаты.

Следующим этапом в решении проблемы специальной подготовки учителей религии для

70

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2006

© О.Н. Орлова, 2006

школ стало создание в 1929 году в городе Биле-фельде при катехизаторском комитете религиозно-педагогической семинарии. Это учебное заведение предлагало полугодовой курс обучения, по завершении которого выпускались учителя религии.

Руководство семинарии стремилось организовать во время обучения школьно-практические мероприятия. В то же время семинария стремилась организовать свою работу так, чтобы между священниками и учителями установились доверительные отношения. Деятельность этого учреждения во многом была сходна с практической работой Религиозно-педагогического института в Берлине, о котором говорилось выше.

В 1935 году был составлен общий учебный план, цель которого заключалась в обеспечении определенного единства в распределении материала, чтобы ориентировать учителей при составлении ими личных учебных планов.

Следующим этапом в решении вопроса об участии церкви в преподавании предмета «религия» в общеобразовательной школе и подготовке учителей для этих целей стала состоявшаяся в 1945 году в конференция руководителей евангелистс-кой церкви. С докладом выступил Эрнст Клес-манн, который основательно разрабатывал вопросы школьного воспитания и обучения.

В его докладе были сформулированы 10 важных для церкви задач на тот момент. Отметим здесь лишь те, которые представляют для нас особый интерес и связаны с нашей темой:

- рабочие комитеты, включающие учителей и священников, должны быть созданы при каждой общине или каждом синоде, «.. .если мы хотим, чтобы между школой и церковью существовал дружеский обмен мнениями, готовность прислушиваться друг к другу»;

- следует образовать церковно-педагогичес-кие семинарии, которые глубже познакомили бы учителей, желающих преподавать религию, с вероучением церкви;

- при каждом синоде следует основать Катехизаторскую службу, которая будет заниматься упорядочением вопросов катехизации и школы;

- церковные учительские семинарии должны установить прочную связь с церковными организациями;

- школьные учебные планы по предмету «религия» должны разрабатываться и составляться с участием церкви;

- церковь должна требовать от правительства, чтобы ей разрешили знакомиться со списком учителей, которые временно допущены к работе, чтобы определить тех, кто получит разрешение от церкви.

После падения гитлеровской диктатуры шансы церкви для участия в обновлении общественной жизни и школы возросли, а вместе с этим перед церковью в новом свете встала задача коллективной ответственности вместе с государством в области педагогики. Евангелистская церковь уже имела практические наработки в этом направлении Очень важным и полезным при этом оказался опыт религиозно-педагогического института еван-гелистской церкви Старопрусского Союза.

В августе 1945 года снова начались занятия в народных школах Вестфалии, которые, как и все другие школы были закрыты с вступлением в страну американских войск. В это же время руководство евангелистской церкви выступило с предложениями государственным органам управления обсудить ряд вопросов, касающихся преподавания предмета «религия» в школе. Церковное руководство предложило, чтобы предмет «Религия» стал равноправным учебным предметом в школьном расписании, чтобы уроки религии в образовательных учреждениях всех типов и уровней могли вести только учителя, имеющие церковное разрешение (допуск), что уроки религии могли бы преподавать также катехизаторы или духовные лица. При этом церковь предлагала осуществлять контроль преподавания религии в школах.

Одновременно в общины евангелистской церкви был разослан циркуляр Катехизаторской службы, в котором говорилось об устных договоренностях руководства евангелистской и католической церквей с представителями государства о том, что для получения разрешения от церкви учителя должны пройти переподготовку. Эти договоренности можно рассматривать в качестве начала возникновения системы повышения квалификации учителей религии в Земле Северный Рейн-Вестфалия.

Церковь предложила организовать церковно-педагогическую семинарию, подготавливающую учителей религии. Первоначально планировалось проведение двухнедельных курсов с привлечением доцентов теологической школы и священников. Курс был рассчитан на 30 участников.

Была выдвинута инициатива - основать при каждом церковном округе Катехизаторскую службу, которая в числе других своих обязаннос-

тей будет отвечать за организацию и деятельность рабочего сообщества священников и учителей, возможно, это будет комитет «Церковь и школа». Каждый учитель, который преподает религию, должен привлекаться к работе такого комитета. Это служило бы поддержкой связи между членами рабочих сообществ и сделало бы возможным дружественный обмен мнениями и помогло бы устранить старые предрассудки.

Другая инициатива касалась семьи. Предлагалось родителей евангелистского вероисповедания созывать на собрания с целью разъяснения им политики государства и церкви относительно школьного обучения религии, чтобы родители и дети общались с учителями и представителями церкви и высказывали свое мнение.

Таким образом, определялась важная роль Катехизаторской службы в области школьного воспитания, образования и преподавания религии: программа работы Катехизаторской службы, ее задачи в переквалификации или повышении квалификации учителей.

Инициативы 1945 года и в настоящее время являются одной из сторон деятельности педагогических институтов. Катехизаторские службы при некоторых общинах позднее были преобразованы в школьные комитеты. Ни тогда, ни в настоящее время контакт между церковью и школой не терял значения. От этих связей обе стороны получают только пользу. И церковь и школа хорошо понимали уже тогда, что родители учащихся не должны быть только зрителями в процессе школьного воспитания и образования детей. Они должны вместе с учителями и учащимися сплотиться в единый коллектив и принимать активное участие в жизни школы.

Работая над концепцией Евангельского наставления, теологи и педагоги старались объединить теорию с практикой. В процессе создания концепции предмета деятельное участие принимала, прежде всего, церковь, привлекая к практическим разработкам опытных учителей и, благодаря этому сотрудничеству, постепенно оформлялось религиозно-дидактическое содержание предмета.

В 1953 году церковное руководство и Земельный Синод создали несколько служб, центров и семинаров (семинар проповедников, гомиле-тико-катехизаторский центр, курсы по подготовке учителей и пасторский колледж как помощь для священнослужителей). Пасторский колледж

организовывал выступления докладчиков и дискуссии по всем аспектам церковной и общественной жизни, обмен опытом по вопросам деятельности евангелистской церковной общины. Приветствовалась любая возможность по проведению совместных докладов, вечеров-диспутов или просто встреч священнослужителей и учителей. Все организовывалось в тесном содружестве пасторского колледжа и катехизаторских курсов. Была высказана мысль о том, что к задачам выше упомянутого гомилетико-катехизаторского центра, следует отнести подробное разъяснение содержания библейских посланий широким кругам верующих таким образом, чтобы они стали частью жизнедеятельности людей.

Таким образом, с 1953 года первой и основной задачей Катехизаторской службы считается повышение квалификации учителей. Примечательно то, что совместная деятельность Катехизаторской службы и школы регулировалась в служебном руководстве. Чтобы гарантировать «необходимое сотрудничество» без трений, было предложено разграничение необходимых аспектов деятельности Земельной церковной службы и Катехизаторской службы. Впервые было четко указано, что Земельная церковная служба по определенным вопросам имела приоритет относительно Катехизаторской службы.

Осенью 1962 года на заседании Земельного синода обсуждался вопрос об ответственности церкви за воспитание и преподавание. Синод распространил по этому поводу рекомендации по дальнейшему улучшению сотрудничества церковных общин с родителями и школой. Тогда же Катехизаторская служба получила новый устав и одновременно новое название: «Педагогический институт Евангелистской церкви Вестфалии».

Катехизаторские курсы для получения права преподавать религию в народных школах еще долгое время действовали как мероприятия по дальнейшему совершенствованию образования. Как правило, кандидат на учительскую службу одновременно со своим первым экзаменом на должность учителя приобретал право на преподавание религии. Но здесь возникали некоторые проблемы. Многочисленные студенты покидали педагогические академии без экзамена на право преподавания религии. Большинство из них немного позже приходит к мнению, что они пропустили что-то существенное, и обращаются к курсам усовершенствования.

72

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2006

Далее Катехизаторская служба предложила факультативные курсы для учителей народных школ. В ноябре 1962 года был выпущен указ министерства образования, что каждый доцент-преподаватель религии Педагогического вуза должен вести такие факультативные курсы и принимать заключительные экзамены по предмету «религия».

Вестфальские гимназии в 1961году получили 330 учителей религии с высшим образованием. Сюда следует отнести 160 работавших в школах пасторов, викариев и преподавателей катехизиса, а также 35 заново подготовленных учителей.

В 1961 году Катехизаторская служба в одном из докладов отметила «скачок в росте реальной школы». Не хватало учителей религии и в этой форме школ. Чтобы помочь исправить положение, были предложены спецкурсы учителей религии в реальных школах. Они состояли (как и на курсах для учителей народных школ) из начального и заключительного курса общей продолжительностью в 24 дня. К этим курсам были допущены учителя реальных школ, имеющие право преподавать в народных школах.

В 1962 году церковное руководство одобрило учебный план по религии для гимназий. В 1963 году появился с изменениями и дополнениями новый выпуск учебного плана по религии в народных школах. В подготовке нового руководства и учебных планов участвовал министр образования.

С началом преподавания религии в профессиональных школах была открыта новая глава в преподавании религии в открытых школах. Государство, как и церковь, вступало здесь в определенном смысле на целину. Для этого вида школ не было учителей религии, подготовленных в государственных педагогических учебных заведениях, отсутствовали также учебные планы и учебники. Практический опыт преподавания религии в профессиональных школах еще только надо

было приобретать. Церковь творчески подошла к этому вопросу. Учитывая создавшуюся ситуацию, церковь соглашение с министром образования, суть которого состояла в следующем: в тех случаях, когда преподавание религии ведется не учителями религии, то церковь берет на себя преподавание и направляет своих преподавателей, т.е. священнослужителей. Несмотря на это, количество вакансий так и не удалось сократить полностью. В общеобразовательных школах в дальнейшем закрепилось это явление - подключение церковных преподавательских сил. Но чаще всего это практиковалось в начальных школах в областях, в которых евангелистские христиане представляли меньшинство среди католиков.

Краткий исторический экскурс развития повышения квалификации учителей религии в Германии показывает, как много проблем пришлось решить, чтобы создать систему повышения квалификации, оснащенную учебно-методическими материалами, способную осуществлять большую работу по подготовке преподавательских кадров. Заслуживает внимания, что эта работа осуществлялась в тесном взаимодействии школы и церкви. Также представляется продуктивным, что церковным деятелям были предоставлены достаточно широкие полномочия в деле работы с учителями - они не только участвовали в подготовке учебно-методических материалов, но и осуществляли педагогическую деятельность с учителями учебных заведений всех видов и типов. Более того, церкви было предоставлено право направлять священников для работы в школу в условиях кадрового дефицита учителей религии.

В заключение хочется сделать вывод, что только творческое и открытое взаимодействие различных общественных сил способно положительно разрешить сложные проблемы, порожденные тоталитаризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.