Научная статья на тему 'Развитие православного просвещения в России'

Развитие православного просвещения в России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
322
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие православного просвещения в России»

РАЗВИТИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИИ

В.Д. Лаза

Гегодня перед обществом стоит вопрос, каким должно быть ^.^современное религиозное образование, каковы перспективы развития духовного просвещения в наступившем XXI веке.

Как известно, без прошлого нет будущего. Поэтому любой прогноз, любая концепция строится прежде всего на анализе исторической ретроспективы. Символично, что рубеж веков чаще всего становится эпохой реформ. Современное российское общество и государство сталкиваются с теми же проблемами, что 100 и даже 200 лет назад. С начала XIX в. стало обычным проведение школьной реформы не только каждым императором, он и почти каждым министром образования. А так как система образования еще только формировалась, единого плана не было, то религиозное просвещение страдало от реформ, которые зачастую носили характер педагогических экспериментов. Тем не менее, особый интерес правительство проявляло к приходским школам, где преподавало духовенство, которое с самого начала активно участвовало в их создании. Религиозное воспитание молодежи на всех уровнях считалось лучшим средством против либеральных и революционных устремлений, его формирование рассматривалось как политическая и национально-религиозная задача правительства. Николай I любил повторять, что Закон Божий - это единственная крепкая основа всякого полезного учения. Накануне отмены крепостного права вопрос об ответственности церкви за морально-религиозное воспитание народа стал рассматриваться как насущный.

Необходимо вспомнить и о воскресных школах, которые создавались с целью ликвидации неграмотности среди взрослых. Широкое распространение они получают с начала 60-х годов XIX в., при этом религиозно-нравственное образование в них отступает на

Лаза Валентина Дмитриевна - кандидат философских наук, доцент кафедры управления, политологии и социологии Пятигорского государственного лингвистического университета.

второй план. Только к 1864 г. воскресные школы были поставлены под надзор духовенства. В некоторых епархиях в школах преподавали не только священники, но и семинаристы [1, с. 145].

Заметной вехой в истории православной педагогики можно считать "Правила о цер-ковно-приходских школах", утвержденные Александром III 13 июня 1884 г. [1, с. 153]. В "Правилах", в отличие от других, более ранних уставов, речь идет о преподавании не вообще христианского учения, а о "православном учении веры". Тем самым подчеркивается конфессиональный характер церковно-при-ходских школ. Руководство и администрация этих школ находились под контролем Святейшего Синода, где было создано специальное ведомство - Духовно-училищный совет. Организационная форма этого ведомства постоянно расширялась. Делом синодального Училищного совета была выработка учебных программ, публикация учебников и решение организационных и финансовых вопросов. В то же время преподавание в духовных семинариях велось с учетом того, что их выпускники будут преподавать в приходских и воскресных школах. Девочки из семей духовного сословия получали образование в епархиальных училищах, рассчитанных на шестилетнее обучение. С 1902 г. открываются специальные учительские школы или семинары, в учебные программы которых была введена в качестве предмета педагогика [1, с. 154].

Согласно "Правилам" 1884 г., учащихся следовало воспитывать в духе православного учения и верности трону. История приходских школ в период 1884-1917 гг. является отражением политики правительства в указанном направлении. Повсеместно в коренной России, не исключая и самых глухих сел, стали открываться церковно-приходские школы. Всего 10 лет понадобилось, чтобы число таких школ возросло с 4 до 30 тыс. Например, в Пятигорском благочинии к началу XX в. действовало 15 одно- и двуклассных церковноприходских училищ [2].

Несмотря на развитие народного образования, в церковно-приходских школах воспитательная система, проникнутая национально-консервативным духом, не смогла выполнить поставленных перед ней задач, что проявилось в период революционных событий 1905-1906 гг. Такая же картина наблюдалась и в светских школах, в учебных программах которых преподавание Закона Божия не заняло подобающего места. Преподавание основывалось на формальных учебных методах, которые не соответствовали времени и оставляли без внимания широту распространения среди учащейся молодежи материалистических, нигилистических и антирелигиозных идей. Самостоятельно мыслящие ученики, не склонные по внутреннему убеждению принимать материалистическое мировоззрение, не находили в учебниках по Закону Божию никакого удовлетворительного ответа на свои вопросы.

Сложные явления происходили и в духовных училищах, семинариях и академиях. В этой связи уместно привести слова митрополита Московского Иннокентия, почившего в 1879 г.: "При всем желании выставить все наше доброе и не обнаружить наших недостатков нельзя не сказать, что воспитание нашего духовенства далеко не соответствует той цели, для которой должны существовать наши учебные заведения. ...К великому несчастью нашему, у нас появились уже вольнодумцы, даже безбожники!!! И откуда же? Из академий наших, откуда бы, казалось, менее всего надобно было ожидать этого. И этот злой дух проявляется уже в семинаристах!!!" [3].

После принятия в 1884 г. нового академического устава возникли автономистские взгляды [4]. Многим будущее духовных академий виделось в преобразовании их в некие научно-исследовательские богословские центры или даже в присоединении к университетам на правах факультетов. "Автономисты" стали требовать предоставления автономии духовным академиям, которая, по их мнению, должна выражаться, во-первых, в освобождении школы от архиерейского контроля; во-вторых, во введении принципа выборности всех должностных лиц и, в-третьих, в расширении прав советов. За небольшой отрезок времени с 1905 по 1917 гг. академический устав пересматривался четыре раза. Идейная борьба, развернувшаяся вокруг академической

реформы, стала своеобразным зеркалом, отразившим все многообразие проблем церковной и общественной жизни тех лет.

После февральской революции 1917 г. церкви был нанесен тяжелый удар, она утратила свое влияние на народное образование и потеряла имущество в миллионы рублей. Правительство сначала реорганизовало, а затем и вовсе уничтожило церковные школы, как, впрочем, и всю систему духовного образования.

С 1928 по 1945 гг. деятельность духовных школ была запрещена, однако усилиями преданных церкви людей начинается работа по возрождению православного духовного образования. К этому периоду относится и второе рождение Ставропольской духовной семинарии. В конце 50-х годов новые гонения на церковь разрушили возрождавшуюся систему православного образования, в 1959 г. был ограничен прием абитуриентов в духовные семинарии и академии. В 1960 г. Ставропольская, Саратовская и Киевская семинарии были закрыты, потом пришел черед Минской и Волынской семинарий. К началу 1964/65 учебного года у РПЦ осталось три семинарии и две академии. Во всех духовных школах насчитывалось 752 учащихся. При этом в первых классах всех духовных семинарий числилось всего 58 учащихся [5, с. 612].

Новое возрождение духовного образования начинается в конце 80-х-начале 90-х годов прошлого века. В 1990 г. возобновляется деятельность и Ставропольской духовной семинарии.

В минувшие годы было открыто значительное количество духовных учебных заведений: училищ, курсов, институтов, семинарий и академий. Развитие духовного образование стало важнейшей темой, обсуждавшейся на Архиерейском Соборе 1994 г. По решению Собора начался процесс постепенного преобразования духовных семинарий в высшие учебные заведения. Священным Синодом была образована рабочая группа во главе с епископом Верейским Евгением по созданию концепции богословского образования, которое в настоящее время близится к завершению [5, с. 710].

Особое место в деятельности Собора было отведено вопросам, связанным с религиозным образованием мирян. Одно из определений Собора устанавливает общецерковную

систему религиозного образования для мирян, которая включает воскресные (приходские) школы, детские сады, гимназии, лицеи, высшие православные учебные заведения, не занятые специальной подготовкой пастырей и церковнослужителей. Практическая образовательная работа, которую ведет церковь, наиболее зримо представлена в создании в приходах воскресных школ. По количеству воскресных церковноприходских школ Ставропольская и Владикавказская епархия занимает второе место, уступая только Московской [5, с. 712].

Церковь ныне не стеснена диктатом власти и не имеет прежних препятствий к осуществлению своей миссии в мире. Но есть ряд серьезных проблем, которые требуют решения. Сдерживающими факторами в расширении сети духовных школ остаются финансовые и кадровые проблемы. У церкви пока еще нет базового документа, определяющего цели и задачи духовного учебного заведения, отсутствуют единые образовательные стандарты для духовных школ, без чего невозможно правильно организовать учебный процесс. Это обстоятельство и привело к необходимости выработки унифицированных форм и методов церковного образования. Уже более года продолжает свою работу комиссия по подготовке концепции духовного образования Русской Православной Церкви. Итогом ее деятельности стал проект "Образовательной концепции РПЦ", в котором были изложены цели и задачи, стоящие перед духовным образованием на современном этапе [6]. В соответствии с ними разрабатывались и проекты образовательных стандартов. Все эти документы представлены комиссией на рассмотрение Священного синода и в перспективе должны стать той нормой, в соответствии с которой будет осуществляться преподавание во всех богословских учебных заведениях.

Но православное просвещение - это процесс, выходящий за рамки развития только духовных школ. Сегодня совершенно ясно, что образование становится стратегическим направлением в миссии церкви. Современное христианское образование - это прежде всего процесс приобщения молодежи к культурному, научному и духовному опыту человечества в свете православной традиции.

К сожалению, сегодня очень медленно решается вопрос о введении в светских

учебных заведениях предмета "Основы православной культуры", поэтому большинство молодых людей не имеют четких представлений о том, что такое религия, вера, церковь, духовность. Сегодня, само понятие "вера" отсутствует среди приоритетных ценностей молодежи. Более того, Министерство образования и науки совместно с Директоратом по образованию Совета Европы занимается разработкой проекта распространения образовательного предмета "Религиоведение" в государственных учебных заведениях в формах, не приемлемых с церковной точки зрения. По мнению церкви, "объективное и непредвзятое" преподавание этой дисциплины превратится в утонченный вариант атеистической пропаганды, или, что еще хуже, будет способствовать распространению нетрадиционных и оккультных религиозных практик.

В этой ситуации церкви не остается ничего иного, как направить все свои силы на развитие системы учебных заведений в секторе негосударственного образования. Уже существует целый ряд учебных заведений всех уровней - начальных, средних и высших, учебный процесс в которых осуществляется на принципах православной педагогики. Примеры подобных школ, лицеев, гимназий, институтов и университетов, прошедших испытание в нелегкие для нашей страны 90-е годы, говорит о том, что по крайней мере, в крупных городах есть достаточный потенциал для развития такого рода учебных заведений. Все это свидетельствует о том, что пришло время для создания полного завершенного образовательного цикла, который может осуществляться в учебных заведениях, находящихся под окормлением Русской Православной Церкви. Поскольку государство под предлогом своего светского характера, по сути дела, дистанцировалось от духовно-нравственного воспитания молодого поколения, то, видимо, единственным адекватным ответом на сложившуюся ситуацию со стороны церкви должно стать создание своей собственной - альтернативной государственной - системы начального, среднего и высшего образования. Участвовать в этой работе должны в первую очередь общественные организации, находящиеся под окормлением церкви и объединяющие всех, кто осознает важность сохранения и развития христианского образования.

Фундамент такой системы уже заложен трудами многих энтузиастов и тружеников православного просвещения. Тем не менее, очевиден тот факт, что усилия создателей православных учебных заведений всех уровней зачастую остаются разрозненными, а действия нескоординированными. Программы этих школ, как правило, не согласованы - ни между самими школами, ни с учебными заведениями высших и низших ступеней. Чрезвычайно остро стоит вопрос пополнения преподавательского и воспитательского состава; большинство школ подобного рода страдает от хронического недофинансирования, недостатка учебной литературы - и это лишь малая часть существующих проблем. Очевидно, что вопросы именно внешней организации жизни и деятельности таких школ должны решаться сообща. При этом каждая школа может и должна сохранять свою специфику, направление и особенности.

В свете решения обозначенных проблем в Ставропольской епархии можно предложить параллельную государственной структуру православного образования с элементами, включенными в государственное образование.

Начальное образование:

1-я категория - православные детские сады (1-2 в зависимости от количества приходов в городе или населенном пункте);

2-я категория - воскресные школы не только для детей и подростков, но и включающие катехизаторские курсы для взрослых;

3-я категория (на наш взгляд, самая важная) - прогимназии или четырехклассные церковно-приходские школы при каждом крупном приходе. Эта форма наиболее эффективна, так как ребенок в возрасте между шестью и десятью годами - это "человек верующий", и фундамент, заложенный в раннем возрасте, оказывает влияние на формирование личности всю жизнь. После окончания прогимназии дети уйдут в общеобразовательные школы, но они уже будут знать дорогу к храму, получат первый опыт христианской жизни: научатся молитве, приобщатся к церковным таинствам.

Среднее образование:

1-я категория - гимназии в крупных городах при благочиниях. В этом направлении необходима дальнейшая серьезная и кропотливая работа по методическому обеспечению этих учебных заведений, оснащению необходимой учебной литературой, уточнению уставов

и правил гимназистов. Не секрет, что возрастная группа между 12 и 18 годами - самая сложная не только в отношении дисциплины, но и в отношении вопросов веры. Нигилизм, зачастую возникающий в этом возрасте, желание все подвергать сомнению, а сегодня еще и индивидуализм, безразличие и цинизм часто ставят в тупик педагогов и родителей.

2-я категория - гимназии для мальчиков 10-11 классов при духовной семинарии на основе полного пансиона. Эта форма сегодня наименее распространена, но наиболее востребована. В данном случае перед указанными учебными заведениями стоят задачи не только духовно-нравственного, но и военно-патриотического содержания. Юноши в этих гимназиях, выбравшие путь пастырского служения, еще раз могут проверить правильность своего выбора. В то же время военно-патриотическая работа позволит воспитать не только духовно, но и физически здоровых людей, которые так необходимы нашему обществу и государству. В данном случае не исключается сотрудничество с военными, ведь сегодня много говорят о необходимости введения института военных капелланов, которые вместе с солдатами могли бы переносить все тяготы военной службы.

3-я категория - четырехклассные епархиальные женские педагогические училища на базе 9-11-тилетнего среднего образования по подготовке учителей прогимназий, воспитателей детских садов, домашних воспитательниц (тоже на условиях полного пансиона при духовной семинарии). Осуществление этого проекта поможет в кратчайшие сроки решить проблему учительских кадров и воспитать настоящих православных жен и матерей, ведь демографическая проблема и проблема здоровья нации признаны стратегически важными на государственном уровне.

Высшее образование:

В данном направлении следует обратить особое внимание на вопросы, связанные с государственной аккредитацией духовных учебных заведений. На сегодняшний день -это одна из важнейших проблем, от решения которой во многом зависит будущее всей системы духовного образования. Уже несколько месяцев подряд в церковной печати идет обсуждение законопроекта, предусматривающего предоставление права религиозным

учебным заведениям преподавать по светским государственным стандартам. 21 декабря 2005 г. Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ приняла решение о возможности закрепления этого права в ст.19 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" [7]. В перспективе это означает возможность аккредитации духовных школ и получения их выпускниками дипломов, признаваемых государством. Предложения Комиссии направлены в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.

Аккредитация - это возможность социализации выпускников духовных учебных заведений. Это откроет священникам двери светских учебных заведений, даст возможность продолжить образование, заняться педагогической и научной деятельностью, признаваемой государством.

Параллельно этому необходимо более широко развивать светское теологическое образование. Создание теологических факультетов и отделений позволит сформировать целую когорту специалистов в области религиозного образования, экспертов, имеющих возможность объективно и непредвзято проводить религиоведческую экспертизу на всех уровнях.

Таким образом, решение проблем духовного образования сегодня снимет в будущем многие болезненные вопросы, которые остро стоят перед нашим обществом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сионич И.К. История Русской церкви // История образования и Русская православная церковь / Сост. М.Н. Костикова: Хрестоматия: В 2 ч. Ч. 1.

2. ЦГА РСО-Алания. Терский календарь. 1915. С. 36.

3. Иннокентий, митрополит Московский. Несколько мыслей касательно воспитания духовного юношества // Литературная учеба. Кн. 5-6. М., 1993. С. 161.

4. См.: Сухова Н.Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX в.). М., 2006.

5. Цыпин Василий, протоиерей. История Русской православной церкви. Синодальный период. Новейший период. М., 2004.

6. Климент, митрополит Калужский и Боровский. Мы имеем полное право на сохранение своих образовательных традиций // Церковный вестник. 2006. № 1-2.

7. Журавский А. Государственная аккредитация невозможна без реформирования системы духовного образования // Церковный вестник. 2006. № 7.

5 декабря 2006 г.

ТРАНСФОРМАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВЕРМАХТОМ В ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Г.И. Кольга

П'рошло более 60 лет со дня окончания Второй мировой войны. Но до сих пор историки спорят о том, что явилось главными предпосылками победы над фашистской Германией, каковы причины краха третьего рейха. Мнения российских и западных историков диаметрально противоположны.

Отечественная историография за прошедшие годы проделала большой путь в осмыслении этого судьбоносного периода оте-

Кольга Геннадий Иванович - кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ямальского нефтегазового института (филиала) Тюменского государственного нефтегазового университета.

чественной истории. Вначале считалось, что победа была достигнута благодаря "мудрому руководству" Сталина и за счет преимуществ существовавшего в СССР режима. В последнее время постепенно утверждается другая точка зрения: изменить ход событий на советско-германском фронте удалось не вследствие каких-то военно-стратегических свершений, но лишь благодаря тому, что удалось в последний момент мобилизовать огромные материальные и моральные резервы народов СССР для решающей битвы против захватчиков [1].

Западная историография усматривает причины поражения третьего рейха в основном в недостаточной кадровой и военной оснащенности вермахта, некомпетентности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.