ИСТОРИЯ
О.А. МОНЯКОВА
кандидат исторических наук, директор Ковровского историко-мемориального музея, старший научный сотрудник Центра изучения региональной казуальной истории Шуйского государственного педагогического университета Е-mail: museum-kovrov@mail.ru Тел. (49232) 2 18 15; 8 915 754 98 52
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ЗЕМСТВА В ОБЛАСТИ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОВИНЦИИ (1864 -1917):
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Статья представляет первую в отечественной историографии попытку комплексного анализа динамики развития нормативно-правовой базы, в контексте которой выстраивались взаимоотношения Русской Православной Церкви и земских органов самоуправления на местах по формированию важного структурного компонента культурно-образовательного пространства российской провинции - среднего образования, с 1864 по 1917 гг. Весь процесс, начавшийся одновременно с модернизацией страны в 1860-е годы и продолжавшийся до 1917 года, автор условно подразделяет на четыре периода.
Ключевые слова и фразы: светское среднее образование, духовное среднее образование, образовательное пространство, земство, Русская Православная церковь, земство, соперничество
В настоящее время наблюдается возврат российского общества к проблемам религиознонравственного образования и просвещения населения. Сегодня Русская Православная Церковь (далее - РПЦ) проявляет активное стремление участвовать в формировании культурно-образовательного пространства на самых различных уровнях, вновь воссоздается система общего духовного образования, начального и среднего.
В контексте современных реалий закономерна потребность обращения к историческому опыту, в том числе и к опыту взаимодействия двух основных субъектов культурно-образовательного пространства России второй половины XIX - начала ХХ вв. - Русской Православной Церкви и земства.
Накануне модернизации страны 1860-х г. вести речь можно было не о культурно-образовательном пространстве в провинции как таковом, а лишь об отдельных его компонентах. А если еще более
© О. А. Монякова
конкретизировать, то об образовательной его составляющей, другие компоненты на тот момент в российской провинции практически отсутствовали [19]. До 1 января 1864 г., когда император Александр II подписал Указ Правительствующему Сенату о введении губернских и уездных земских учреждений в России, главными участниками образовательного процесса являлись РПЦ и Министерство народного просвещения (далее -МНП) в лице своих ведомственных учреждений на местах. После того как земства начали свои действия в провинции, они постепенно становились ведущим субъектом культурно-образовательного пространства наряду с православной церковью, а также ее главным соперником в борьбе за духовное лидерство. В ряде публикаций автором уже рассматривалась проблема взаимоотношений РПЦ и земства в процессе формирования культурнообразовательного пространства российской провинции [20, 21], но в контексте анализа динамики
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
развития нормативно-правового механизма для этих взаимоотношений она исследуется впервые. Так как среднее образование как светское, так и духовное, являлось важным структурным компонентом культурно-образовательного пространства и оставалось таковым до 1917 г., то предметом нашего рассмотрения в данной работе будет нормативно-правовой механизм взаимоотношений РПЦ и земства именно в сфере среднего образования.
И введенные с 1864 г. земства, и не прекращавшее свое функционирование духовное ведомство должны были первоначально опираться в своей деятельности на уже сложившуюся к тому времени систему юридических норм и законов. В связи с этим, прежде чем говорить о юридических основах взаимоотношений РПЦ и земства, следует дать характеристику российского законодательства в области среднего образования перед началом реформ 1860-х гг.
До 1864 г., когда принятием Положения о начальных народных училищах начался новый этап в развитии нормативно-правового механизма светского образования, организация практически всех его звеньев регулировалась одним «Уставом гимназий и училищ уездных и приходских» 1828 года [35, с. 181-193].
Уставом было определено назначение каждого учебного заведения: приходские училища - для детей «самых нижних состояний» (§ 4); уездные
- для детей «купцов, ремесленников и других городских обывателей» (§ 46); гимназии - для детей дворян и чиновников, но не запрещалось за плату учиться и другим детям, кроме детей крепостных и казенных крестьян (§ 134). Отменялась преемственность между уездным училищем и гимназией. Приходские и уездные училища стали школами законченного типа. Гимназии стали средними общеобразовательными учреждениями со сроком обучения семь лет, подразделялись на классические, готовившие к поступлению в университеты и другие учебные заведения, и реальные, где готовили к военной и гражданской службе, и были платными [17, с. 245].
Духовное образование было организовано аналогичным образом, но в отличие от светского, сохраняло преемственность между своими учебными заведениями. В 1808-1814 гг. была проведена реформа духовного образования и
Особым комитетом по усовершенствованию духовных училищ составлены уставы, по которым духовные учебные заведения делились на 4 разряда: духовные академии, семинарии, уездные и приходские училища [14, с. С. 181-193]. В административном отношении низшие училища были подчинены высшим в последовательном порядке. Каждая академия была поставлена во главе своего учебного округа. К началу 1860-х гг. их в России было четыре: Московский, Санкт-Петербургский, Казанский и Киевский.
Как известно, главной чертой церковногосударственных отношений в России XIX столетия был тотальный контроль государства за жизнью Церкви. Ни один сколько-нибудь серьезный вопрос по управлению ею не мог быть решен без одобрения императора, а на местах - без согласования со светской администрацией [28, с. 167]. Но при этом православная церковь пронизывала все стороны российской действительности, особенно заметно было господство Церкви в народном образовании, которое на Руси началось еще в XI в. со школ при церквах. Создав в 1802 году Министерство народного просвещения, государство одновременно подготовило почву для появления конкуренции между духовным и светским ведомством в деле народного образования. На высшем политическом уровне оно проявилось в этот период, например, в работе с 1817 по 1824 гг. совмещенного министерства духовных дел и народного просвещения [22, с. 206].
Состязательность за преобладающее влияние в сфере образования между светскими и духовными властями проявилась и на уровне законотворчества. Если выстроить в хронологической последовательности принятые двумя ведомствами различные нормативные акты по вопросам образования, и среднего в том числе, обнаружится одна закономерность - как правило, эти юридические документы следовали друг другу по времени. Если одно ведомство принимало решение по тому или иному вопросу в сфере образования, то вскоре следовало ожидать документа аналогичного характера у другого ведомства. Отмеченная нами особенность будет наблюдаться на протяжении всего исследуемого периода, т.е. до 1917 года. А начало данной системе было положено в первой половине XIX в., когда оба ведомства практи-
ИСТОРИЯ
и*
чески параллельно провели реформы в области образования.
Для доказательства высказанной нами гипотезы обратимся к более близкому к нашему исследованию периоду - накануне реформ 1860-х гг., когда в ожидании их широкое обновительное движение всколыхнуло все общество. Конец 1850-х - начало 1860-х гг. - яркая страница и в истории российского образования. В этот период общественного подъема главное внимание общества оказалось прикованным к народной школе, которой в России, по сути, и не было. Отмена крепостного права вызвала необходимость открытия школ для всех слоев населения. Стала очевидной
несостоятельность сословной политики в области образования, ограничений в области женского образования, выявились проблемы среднего образования, основанного на классицизме. Вопросы о преимуществах и недостатках светской и духовной систем образования стали гласно обсуждаться на страницах периодической печати. В это время оба ведомства демонстрируют активную деятельность на образовательном поле, в том числе и в нормативно-правовом пространстве, которую мы для иллюстрации нашей гипотезы заключим в таблицу, где разместим только документы, касающиеся устройства среднего образования [23, с. 138; 4, с. 103; 8, с. 15].
Таблица 1
Динамика принятия нормативных актов по вопросам среднего образования светским и духовным ведомствами в конце 1850-х - начале 1860-х гг.
Годы Светское ведомство Духовное ведомство
1855 Устав женских учебных заведений; Устав училищ для девиц духовного звания, находящихся под Августейшим покровительством Ее Величества государыни императрицы Марии Александровны;
1856 МНП поручило Ученому комитету главного управления училищ пересмотреть устав гимназий и училищ уездного и приходского ведомств Министерства 1828 г. и составить проект нового устава, «более сообразного с современным взглядом на обучение и воспитание»;
1858 Утверждено «Положение о женских училищах» ведомства МНП.;
1859 При Св. Синоде учрежден особый Комитет для рассмотрения полученных от ректоров академий и духовных семинарий сведений о необходимых изменениях в духовном образовании;
1860 Утверждается новое «Положение» о женских училищах;
Составленная таблица подтверждает высказанное нами предположение о том, что оба ведомства буквально следовали друг другу в проведении преобразований в области образования, стараясь не отстать от конкурента, а то и опередить его.
Следующим, коротким, но очень важным для формирования юридической основы среднего образования этапом был период с 1864 по 1866 год. В контексте нашего исследования он будет первым. И самым значительным нормативным актом этого периода является Положение 1 января 1864 г. о введении в России губернских и уездных земств,
с которого данный этап начинается, а заканчивается выстрелом Дмитрия Каракозова в императора Александра II 4 апреля 1866 г. Два года вместили в себя ряд очень важных законодательных изменений в первую очередь в образовательной сфере и в среднем образовании в том числе.
Не изменяя принятой схеме изложения материала, выстроим цепь основополагающих нормативных документов и различных циркулярных распоряжений со стороны обоих ведомств в области среднего образования в хронологической последовательности: 1 января 1864 г. - Положение о
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
губернских и уездных земских учреждениях [26]; 19 ноября 1864 г. - утвержден новый Устав гимназий и прогимназий [8, с. 38]; 14 марта 1866 г.
- императором назначено на улучшение содержания духовно-учебных заведений из государственного казначейства пособие в 1 500 000 руб. [11, с. 60]; 19 марта 1866 г. - учрежден Комитет по преобразованию духовно-учебных заведений во главе с митрополитом Киевским Арсением [11, с. 60]; 14 апреля 1866 г. - назначение обер-прокурора Св. Синода Д.А. Толстого министром народного просвещения [8, с. 51].
Составленный список, как и раньше, убедительно иллюстрирует тактику следования друг другу в принятии законодательных решений, которую избрали оба ведомства еще в первой половине XIX века. В контексте проблемы нашего исследования данный факт видится несколько по-иному: с 1866 г. приступают к непосредственной практической деятельности на местах органы земского самоуправления, которые в т.ч. принимают на себя от государства основную нагрузку по развитию образования. А, следовательно, постепенно начинает выстраиваться новая линия противостояния: с одной стороны, земства, с другой, объединенные усилия МНП и духовного ведомства. Соперничество последних будет уходить на второй план.
Как уже говорилось выше, на этом этапе появляются первые нормативные документы, регулирующие взаимоотношения на образовательном поле двух ведущих его игроков - РПЦ и земства.
Положение 1 января 1864 г. о земских органах самоуправления, во-первых, учреждает их (гл. I. ст. I.); во-вторых, вменяет им в обязанность заботиться, в том числе и о народном образовании (гл. I ст. 2. п. VII.); в-третьих, допускает к участию в их работе представителей православного духовенства, но с определенными ограничениями: они не могут быть членами ни губернских, ни уездных управ, а только гласными земских собраний (гл. II. ст. 19; ст. 23 п. д.; ст. 24; ст. 47).
Что касается среднего образования, то здесь МНП оказалось на шаг впереди православного ведомства, приняв 19 ноября 1864 г. новый устав гимназий и прогимназий [32], которому впоследствии будут подчиняться и открытые земством собственные средние учебные заведения. Св. Синод только к концу обозначенного нами периода учредит Комитет
по преобразованию духовно-учебных заведений, первым результатом работы которого станут новые Уставы и штаты духовных семинарий и духовных училищ, принятые в 1867 году [12, с. 98-99].
Выделяя по времени следующий второй этап формирования законодательства в области среднего образования (1866-1879), мы ориентировались на уже принятую в историографии истории образования периодизацию, считающую 1866 год пограничным, после которого произошло ужесточение правительственного курса в народном образовании [13, с. 153]. Данные изменения не могли не отразиться и на отношениях между духовными и земскими учреждениями на местах. А вот годом его окончания предлагаем определить 1879 год, когда в Комитете министров был поднят вопрос о расширении влияния духовенства в народном образовании [23, с. 163].
Рассмотрим основные юридические документы, принятые в области среднего образования за этот период светским и духовным ведомствами, и проанализируем, каким образом они регулировали здесь отношения между православной церковью и земскими учреждениями. Сразу отметим, что на этом этапе земские органы самоуправления на местах не только открылись, но и начали активно вмешиваться в различные сферы провинциальной жизни, что в свою очередь не могло не оказать обратного влияния на процесс законотворчества. Для удобства проведения анализа снова заключим основные документы обоих ведомств в синхронную таблицу [11; 12; 23; 16, с. 78; 1, с. 110-122; 31, с. 154-156; 29, с. 357-358].
Итак, обозначенный нами условный второй период начался с масштабной реформы духовноучебных заведений. Особенностью данной реформы в контексте проблематики исследования со всей очевидностью является стремление православной церкви идти в русле наметившихся прогрессивных тенденций в области образования. Речь в данном случае идет о решении ввести в курс обучения в духовных семинариях и женских епархиальных училищах с 1866/67 учебного года педагогику, а для совершенствования полученных теоретических знаний на практике открыть при них специальные воскресные школы, где преподавателями должны выступать семинаристы или воспитанницы женских духовных училищ [11, с. 70-71, 92-93]. Следует отметить,
ИСТОРИЯ
что найденная Церковью форма подготовки собственных кадров для ЦПШ стала для того времени своеобразным «know how» в педагогике, которой впоследствии воспользовались и земства, учреждая педагогические классы при своих гимназиях.
Принятые в 1867 году новые Уставы и штаты духовных семинарий и училищ только законодательно закрепили уже опробованное на практике прогрессивное начинание. Кроме того, § 6 Устава о духовных семинариях открыл доступ в них юношам всех сословий. Таким образом, налицо стремление православного ведомства идти
курсом на сближение двух систем образования -светского и духовного.
Реформа светских средних учебных заведений последовала сразу же за реформой духовных. В 1870-1872 гг. был издан пакет документов, подвергший изменениям всю систему среднего образования, включая реальные училища, мужские и женские гимназии и прогимназии, в т. ч. и открывавшиеся на средства земских органов самоуправления. Анализ проведенных изменений находится за пределами нашего исследования, тем более что данная проблема достаточна репрезентативно представлена в отечественной историографии [2; 8; 15; 10; 25].
Таблица 2
Динамика принятия нормативных актов по вопросам среднего образования светским и духовным ведомствами в 1866-1879 гг.
Годы Светское ведомство Духовное ведомство
1866/67 Начало вводить педагогику в программы духовных училищ и семинарий и организовывать специальные ЦПШ при них для педагогической практики воспитанников;
1867 - 14 мая - введены новые Уставы и штаты духовных училищ и семинарий; - При Св. Синоде создан Учебный комитет и институт светских ревизоров, инспектирующий духовно-учебные заведения; - Доступ в духовные семинарии открыт всем сословиям;
1868 20 сентября - Устав женских епархиальных училищ;
1870 - Новое положение о женских гимназиях и прогимназиях; - Положение об учительских семинариях;
1871 Устав женских гимназий и прогимназий;
1872 15 мая - Устав реальных училищ;
1873 25 декабря - Высочайший рескрипт о возложении преимущественного попечения в народном образовании на дворянское сословие;
1875 Особая инструкция об учительских семинариях;
1879 В Комитете министров поднят вопрос о расширении влияния духовенства в народном образовании.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
В контексте проблемы исследования необходимо отметить несколько коррелирующих друг с другом положений в основополагающих документах по организации среднего образования обоих ведомств, при этом постоянно имея в виду, что интересующие нас земские учебные заведения подчинялись нормативно-правовым установкам МНП. Таким образом, сравнивая законодательные принципы организации духовного и светского образования, мы тем самым проводим сравнение между юридическими осно-
вами существования и тенденциями развития церковной и земской систем образования.
Во-первых, средние учебные заведения обоих ведомств стали доступными для детей всех сословий. Во-вторых, обращает на себя внимание схожесть учебных программ в средних учебных заведениях обоих структур и аналогичный ряд преподаваемых в них предметов как обязательных, так и необязательных. Для иллюстрации сравним программы преподавания в средних женских учебных заведениях [27; 33].
Таблица 3
Программы преподавания в женских епархиальных училищах и гимназиях
по Уставам 1868 и 1870 гг.
№№ Женские епархиальные училища Женские гимназии и прогимназии
Обязательные предметы
1. Закон Божий: а) история Ветхого и Нового Завета; б) пространный Катехизис; в) объяснение богослужения; г) церковная история, всеобщая и русская Закон Божий
2. Русский язык и русская словесность и практическое ознакомление со славянским языком Русский язык (грамматика и знакомство с важнейшими произведениями словесности)
3. Арифметика и общие основания геометрии Арифметика с приложением к счетоводству и основания геометрии
4. География всеобщая и русская География всеобщая и русская
5. Гражданская история всеобщая и русская История
6. Общие необходимые сведения из физики Главнейшие понятия из естественной истории и физики с присовокуплением сведений, относящихся к домашней хозяйству и гигиене
7. Педагогика Чистописание
8. Чистописание Рукоделья
9. Церковное пение Гимнастика, если заведение имеет необходимые к тому способы
Необязательные предметы
1. Новейшие языки Языки французский и немецкий
2. Музыка Рисование
3. Рисование Музыка и пение
4. Танцевание
Мы не рассматриваем здесь внутреннее содержание учебных курсов и учебных пособий, по которым они преподавались, так как это не входит в задачу данной работы, но, тем не менее, отметим очевидную схожесть программ. Небольшие отличия больше относятся к специфике учебных заведений, как например, преподавание церковного пения в епархиальном училище, которого нет в гимназиях. Или рукоделие входит в число обязательных предметов в гимназиях, а в ду-
ховных училищах оно предлагается воспитанницам во внеклассное время, но в обязательном порядке. Главное же отличие программ состоит в том, что в епархиальном училище педагогика стала обязательным предметом, а в гимназиях она была предметом выбора для учениц и преподавалась в специальном восьмом педагогическом классе. Следовательно, на примере женских средних учебных заведений мы можем говорить о целенаправленной работе духовного ведомства
ИСТОРИЯ
и*
по вопросам подготовки кадров для собственных учебных заведений, в частности для церковноприходских школ и школ грамоты, и пришло оно к необходимости такой работы несколько раньше, чем МНП и земства.
Подводя итог второго законодательного периода в развитии среднего образования, отметим, что изначально сверху в законодательном отношении все субъекты - участники процесса, были поставлены в одинаковые правовые условия и практически действовали в рамках одних и тех же законов и циркуляров, хотя тенденция юридического ущемления прав земств уже намечается.
Следующий третий период в законотворчестве, определявший развитие среднего образования, мы ограничили 1879-1901 гг. Нижняя граница этого этапа одновременно является завершающей в предыдущем периоде. Речь идет об уже упоминавшемся выше моменте, когда в Комитете министров был поднят вопрос о расширении влияния духовенства в народном образовании. Закончить этот период мы предлагаем 1901 годом, так как в уже следующем 1902 году и светское, и духовное ведомства приняли принципиально новые законодательные документы относительно развития народного образования.
Анализ основных законодательных инициатив в области среднего образования в отмеченный период показывает усиленное внимание духовного ведомства к состоянию своих средних учебных заведений, что выразилось в первую очередь в принятии уже в 1884 году новых уставов и штатов духовных семинарий и училищ, по сути, практически сразу же после завершения их преобразований по предыдущим уставам и штатам 1867 г., растянувшимся почти на полтора десятилетия [34]. Характерной особенностью новых документов в контексте проблемы исследования является, во-первых, усиление религиозного начала в учебной и воспитательной части уставов; во-вторых, усиление прав епархиальных архиереев на местах (§§ 14-17) и сокращение выборного начала в административном устройстве этих средних духовных учебных заведений. Если Уставы 1867 г. явно демонстрировали стремление РПЦ «идти в ногу» со светской школой, то теперь наоборот четко просматривается тенденция на укрепление и усиление церковности в системе преподавания и воспитания будущих пастырей
церкви и в административном устройстве этих учебных заведений, о чем совершенно откровенно говорится в Объяснительной записке к Уставу духовных семинарий 1884 г.: «Таким образом, семинарии по уставу 1867 г. заняли какое-то неопределенное, промежуточное положение между новыми классическими гимназиями и старыми семинариями; они стали более светскими общеобразовательными, чем духовными учебными заведениями, при чем главная их цель отступила на второй план. Естественным последствием такой постановки учебного дела в семинариях было то, что в них стал оскудевать дух церковности...» [24, с. 90].
Уже через 12 лет в 1896 году церковное ведомство вновь занялось пересмотром духовно-образовательного дела, организовав по постановлению Св. Синода от 21 января - 8 февраля 1896 г. Комиссию об изменении постановки учебного и воспитательного дела в духовных учебных заведениях [24, с. 95-96]. Основное содержание изменений, которые Комиссия предлагала внести в Уставы духовно-учебных заведений, по-прежнему имело целью укрепление религиознонравственных начал в учебном и воспитательном процессах. Последним законодательным актом в области среднего духовного образования в означенный период стал утвержденный императором 14 июля 1901 г. новый устав женских духовных училищ, который унифицировал существовавшие до сих пор уставы женских учебных заведений церковного ведомства и приблизил организацию в них учебно-воспитательного процесса к современным педагогическим реалиям [5, 260-265].
Светское среднее образование в этот период развивалось также по пути укрепления, но только дворянских начал в среднем образовании, изживая как можно больше элементов демократичности из организации учебно-воспитательного процесса в гимназиях, прогимназиях и реальных училищах, о чем свидетельствует известный пакет циркуляров 1887 г., ограничивший допуск в эти учебные заведения представителей низших социальных слоев населения. Данный вопрос имеет свою устоявшуюся историографию [9; 10; 15; 17] и не является предметом нашего рассмотрения. В контексте изучаемой проблемы хотелось бы только отметить одинаковую направленность производившихся в обоих ведомствах
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
изменений, направленных на защиту от проникновения в их среду либерально-демократических настроений, носителями которых в том числе были и земские деятели. Земства, как и во всех других направлениях развития образования, здесь подчинялись установкам МНП.
И в заключение отметим основной в формате нашего исследования документ этого периода -это новое «Положение о губернских и уездных учреждениях», утвержденное Указом Александра III 12 июня 1890 г. [30, с. 215-240], которое внесло существенные коррективы во взаимоотношения земства и православной Церкви на правовом уровне, в том числе и в образовательном процессе. В первую очередь, оно исключило участие духовенства в работе земских органов самоуправления, начиная уже с момента выборов, т.е. теперь, согласно ст. 26 Положения, «священно- и церковнослужители Христианских исповеданий в выборах, производимых на избирательных собраниях и съездах, не участвуют». Кроме того, нововведения значительно усиливали зависимость учреждений земского самоуправления от органов государственной власти. Для надзора за деятельностью земских учреждений на местах были созданы специальные «Губернские по городским и земским делам присутствия» (ст. 8). Губернаторам предоставлялись полномочия останавливать исполнение постановлений Губернских и уездных собраний (ст. 87-91).
Последний, четвертый этап в развитии нормативно-правовой базы в сфере среднего образования мы предлагаем начать с 1902 г., когда оба ведомства приступили к пересмотру базовых документов для развития своих образовательных учреждений, и завершить, естественно, 1917 годом, который прервал это движение. Нельзя не отметить, что данный выделенный нами период существенно отличался от предыдущих наличием мощных внешних факторов воздействия, в том числе и на законотворчество: это, во-первых, первая русская революция 1905-1907 гг.; во-вторых, появление на арене нового представительного органа, вмешавшегося в законодательный процесс - Государственной думы; и, наконец, Первая мировая война, во многих направлениях замедлившая поступательное развитие вперед.
При этом мы не должны забывать, что если православное ведомство имело право собствен-
ного законотворчества, то земства такой возможности не имели, а должны были действовать в правовом пространстве, очерченном министерством народного просвещения, и подчиняться его распоряжениям. А чтобы каким-то образом влиять на процесс принятия законов, они избрали прием ходатайств. В 1904 году были, например, удовлетворены ходатайства земств об отнесении расходов на содержание инспекции на казенный счет, что освободило их от содержания 58 должностей инспекторов [3, с. 546].
Светские средние учебные заведения, включая земские гимназии и прогимназии, в этот период продолжают развиваться по законам, принятым еще во второй половине XIX в., тогда как духовное ведомство усиленно реформирует свои духовно-учебные заведения. И судя по содержанию принимаемых нормативных документов, преследует в этом процессе две цели: во-первых, укрепить дух церковности в этих заведениях, а, во-вторых, добиться соответствия современным педагогическим требованиям и реалиям жизни. Сказанное очевидно просматривается в тех изменениях в учебной и воспитательной части семинарий и духовных училищ, которые Св. Синод своим Определением от 15 августа 1906 г. распорядился местным преосвященным внести до того, как будет проведена очередная реформа духовно-учебных заведений [6, с. 239-240]. К примеру, в семинариях предлагалось увеличить число уроков по предмету Св. Писания Нового Завета и одновременно по общеобразовательным предметам, таким как теория русской словесности и литературы, физико-математическим наукам, философии, дидактики, ввести преподавание одного из новых языков, сократив преподавание языков классических. В том же направлении изменялась учебная часть и духовных училищ.
При этом налицо стремление церковных властей сделать свои учебные заведения более открытыми и доступными, о чем свидетельствует пункт этого определения, разрешивший правлениям семинарий принимать без экзаменов для получения богословского образования воспитанников гимназий и реальных училищ. По примеру светских средних учебных заведений этим же документом в духовных семинариях был введен институт классных воспитателей.
ИСТОРИЯ
и*
Попытки реализовать на практике двоякую задачу, стоявшую перед средними духовно-учебными заведениями начиная с реформ 1860-х гг., а именно: подготовка пастырей для Церкви и одновременно школьных педагогов, очевидно просматривается в положениях духовно-учебной реформы, которую РПЦ пыталась провести, но так и не провела в начале ХХ в. Подтверждение высказанной нами мысли можно найти в п. 3 и 5 Постановления Св. Синода за № 10493 от 29 декабря 1909 г., регламентирующих учебную программу семинарий и духовных училищ, которые рассматриваются как единый цикл с 10-летним курсом образования (4 года - училище, 6 - в семинарии). Пункт 3 рекомендовал правлениям семинарий и училищ «при распределении по классам учебных предметов 10-летнего курса духовной школы дать богословскому образованию во всех классах такую постановку, чтобы воспитанники во все время обучения своего в духовной школе сознавали себя питомцами именно духовной школы». Одновременно п. 5 Постановления предлагал «объем преподавания различных общеобразовательных предметов избрать по возможности такой, чтобы закончившие полный 10-летний курс духовной школы были в состоянии в случае выяснившегося отсутствия призвания к пастырскому служению или непоступления в духовные Академии, продолжать свое образование и в других высших учебных заведениях без тех затруднений, с коими приходится считаться ныне» [7, с. 567-568].
Следовательно, мы видим уже на законодательном уровне стремление Церкви укрепить свои пошатнувшиеся духовные позиции при одновременном стремлении соответствовать сложившимся требованиям современной жизни, при этом очевидны ее попытки выстроить работу своих средних учебных заведений по аналогии со светскими.
Таким образом, анализ общего российского законодательства в области среднего образова-
ния за период 1861-1917 гг. позволяет сделать следующие выводы о нормативно-правововом механизме взаимоотношений Церкви и земства на среднем образовательном поле в провинции:
Во-первых, разделить весь исследуемый период на четыре этапа: 1864-1866 гг.; 1866-1879 гг.; 1879-1901 гг.; 1902-1917 гг.
Во-вторых, отметим, что специального законодательства, регулирующего взаимоотношения РПЦ и земства не существовало. Оба ведомства функционировали в рамках общероссийского законодательства и собственного ведомственного циркулярного права, при этом земства подчинялись в своей образовательной деятельности распоряжениям Министерства народного просвещения.
В-третьих, в продолжение предыдущего вывода мы должны отметить нарастание с 1866 г., с начала функционирования земских органов на местах, тенденции законодательного ущемления прав земств по сравнению с церковным ведомством, ослабление ее в годы первой русской революции и слабое, но все же нарастание (так как правительство уже вынуждено было считаться с работой земских органов) ее в оставшийся временной отрезок до 1917 г.
В-четвертых, мы не можем скрывать наличие соперничества и элементов состязательности между светским и духовным ведомством даже на уровне нормотворчества, которое начало проявляться еще до начала исследуемого нами периода в первой половине XIX в. Земства, будучи структурным элементом гражданского устройства Российской империи, естественным образом стали преемниками этих взаимоотношений, кроме того, в связи с расширением в последующем их деятельности они стали основным объектом этого соперничества. При этом мы должны отметить стремление обоих субъектов следовать друг другу в принятии основополагающих документов для развития обеих систем среднего образования.
Библиографический список
1. Абрамов В.Ф. Российское земство: экономика, финансы, культура. М. 1998. 164 с.
2. АлешинцевИ.А. История гимназического образования в России (ХУШ-Х1Х в.). СПб. 1912.
3. ВеселовскийБ.Б. История земства за сорок лет. Т.1. СПб.: Издательство О.Н. Поповой, 1909. 724 с.
4. Вессель Н.Х. Общественное училищеведение //Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. Сост. и вст. ст. В.Я. Струминский. М.: Госучпедгиз РСФСР. 1959.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
5. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1901 год. СПб.: Синодальная типография, 1905.
6. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1905-1907 годы. СПб.: Синодальная типография, 1910.
7. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1908-1909 годы. СПб.: Синодальная типография, 1910.
8. Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в. 2-е изд. М.: Госучпедгиз, 1954. 303 с.
9. Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880 годов. М. 1964.
10. Зейфман Н.В. Среднее образование в системе контрреформ 1880-х годов. Автореф. дисс. ... канд .ист. н. М. 1973.
11. Извлечение из Всеподданнейшего Отчета обер-прокурора Святейшего Синода гр. Д. Толстого по ведомству православного исповедания за 1866 год. СПб., 1867. 107 с.
12. Извлечение из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по ведомству православного исповедания за 1867 год. СПб.: Синодальная типография, 1868. 103 с.
13. Камоско Л.В. Деятельность министерства народного просвещения в конце 60-х годов XIX в. Сборник научных трудов аспирантов исторического факультета МГУ. М. 1970. С. 153-180.
14. Козлов М. Духовное образование в России в XVII - XX вв. //Православная энциклопедия. М. 2000.
15. Константинов Н.А. Очерки по истории средней школы (гимназии и реальные училища с конца
XIX в. до Февральской революции 1917 года). М. 1956.
16. Конюнченко А.И. Русское православное духовенство во второй половине XIX - начале XX вв. // Социально-политические институты в провинциальной России (XVI - начало ХХ веков). Челябинский гос. Ун-т, 1993. С. 76-94.
17. Латышина Д.И. История педагогики и образования. М.: Гардарики, 2007. 526 с.
18. Латышина Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли М.: Гардарики, 2002. 603 с.
19. Монякова О.А. Культурно-образовательное пространство российской провинции 1860-е - 1917 год: структура и этапы формирования //Вестник Нижегородского государственного университета. 2010. № 5. С. 245-252.
20. Монякова О.А. Организация начального образования в России во второй половине XIX - начале
XX века (по материалам Владимирской губернии) //Федерализм. 2010. № 1. С. 195-208.
21. Монякова О.А. Церковь и земство в формировании уездного образовательного пространства // Федерализм. 2009. № 4. С. 161-170.
22. Никольский Н.М. История русской церкви. М.: Изд-е политической литературы, 1983.
23. Никулин М.В. Православная церковь в общественной жизни России (конец 1850-х - конец 1870-х гг.) М., 2006. 288 с.
24. Объяснительная записка к уставу духовных семинарий 1884 года /Свод уставов и проектов уставов духовных семинарий 1808-1814, 1862, 1867, 1884 и 1896 гг. СПб.: Синодальная типография, 1908.
25. Перцев В.В. Развитие гимназического образования в русской провинции второй половины XIX
- начала ХХ века (на материалах Орловской губернии). Автореферат дисс. к. пед. н. Елец, 2006 и др.
26. Положение о губернских и уездных земских учреждениях. СПб., 1864.
27. Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения 1870 г.
28. Римский С.В. Церковная реформа 60-70-х гг. XIX века //Отечественная история. 1995. № 2.
29. Русское православие. Вехи истории. М. 1989. - 720 с.
30. Свод законов Российской империи. Т. II. Кн. I. М. 1910.
31. Смирнов В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX века. М.: Изд-во Академии наук РСФСР, 1954. - 311 с.
32. Устав гимназий и прогимназий 1864 года. СПб.: Типография Рогальского и К., 1864.
ИСТОРИЯ
33. Устав женских епархиальных училищ 1868 г.
34. Уставы православных духовных семинарий и училищ, Высочайше утвержденные 22 августа 1884 года, с относящимися к ним Постановлениями Святейшего Синода. СПб.: Синодальная типография, 1908.
35. Хрестоматия по истории педагогики. Пособие для педагогических училищ. Сост. проф. В.З. Смирнов. М.: Госучпедгиз, 1957.
O.A. MONYAKOVA
REGULATORY MECHANISM FOR THE RELATIONSHIP OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND ZEMSTVA IN THE FIELD OF SECONDARY EDUCATION IN THE PROVINCE (1864 -1917): HISTORICAL ASPECT
The article presents the first in the national historiography attempted a comprehensive analysis of the dynamics of the regulatory framework in the context of relationships that were built Russian Orthodox Church and local government bodies on the ground to form an important structural component of the cultural and educational space of the Russian provinces - secondary education from 1864 to 1917. The whole process started simultaneously with the modernization of the country in 1860 and lasted until 1917, the author of conventionally divided into four periods.
Key words: secular secondary education, secondary education is a spiritual, educational space, district council, the Russian Orthodox Church, zemstvo, the rivalry