Научная статья на тему 'Роль традиционных национальных ценностей в воспитании доверия и согласия у молодежи'

Роль традиционных национальных ценностей в воспитании доверия и согласия у молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1004
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОВЕРИЕ И СОГЛАСИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ЕДИНСТВО / UNIVERSAL AND TRADITIONAL NATIONAL VALUES / PUBLIC TRUST AND CONSENT / POLYCULTURAL EDUCATION / CIVIL UNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюкова Татьяна Анатольевна, Шапошникова Татьяна Дмитриевна

Необходимость развития у молодежи установок на общественное доверие, согласие, диалог культур является приоритетной для обеспечения консолидации различных слоев гражданского общества. Рассмотрены суть и взаимосвязь понятий «доверие», «согласие», «поликультурное образование». Доказано, что это не отвлеченные, а вполне реальные и многогранные категории, которые не являются напрямую экономическими и социальными, но психологически влияют на социально-экономические реалии общества. Показана роль национальных ценностей как совокупности духовных идеалов представителей тех или иных этнических общностей в формировании общественного доверия и согласия у молодежи. Установлено, что общечеловеческие ценности, значение которых нельзя ни умалять, ни преувеличивать, могут лишь задавать контекст, который должен быть наполнен определенным содержанием, вытекающим из диалектики взаимосвязи с традиционными российскими духовными ценностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костюкова Татьяна Анатольевна, Шапошникова Татьяна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TRADITIONAL NATIONAL VALUES IN CONDUCTING TRUST AND CONSENT TO THE YOUTH

The need for young people to develop attitudes toward public trust, harmony, and cultural dialogue is a priority for ensuring the consolidation of various sectors of civil society. The article examines the essence and interrelation of the concepts of trust, consent, multicultural education. It is proved that these are not abstract, but quite real and multifaceted categories that are not directly economic and social, but psychologically influence the social and economic realities of society. The role of national values, as a set of spiritual ideals of representatives of ethnic communities, is shown in the formation of public trust and consent among young people. It is established that universal values, the importance of which can neither be belittled nor exaggerated, can only specify a context that must be filled with a certain content stemming from the dialectics of interrelation with traditional Russian spiritual values. The article overviews the contemporary situation of the problem of polycultural education, and researches the role of education in cohesion, trust and peacefulness among the present day youth. This problem is important for many countries in the world with multinational population. The Russian state politics is aimed at harmonization of international relationships and civil unity. Due to it Russian education considers the task of building relationships with the representatives of various social, ethnic, religious communities on the basics of principles of respect and acceptance of different cultures, nations and religions. Polycultural education has a high potential to fulfill this task.

Текст научной работы на тему «Роль традиционных национальных ценностей в воспитании доверия и согласия у молодежи»

УДК 37. 01:001. 8

DOI: 10. 23951/2307-6127-2017-4-90-95

РОЛЬ ТРАДИЦИОННЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДОВЕРИЯ И СОГЛАСИЯ У МОЛОДЕЖИ*

Т. А. Костюкова1, Т. Д. Шапошникова2

1 Томский государственный университет, Томск

2 Институт стратегии развития образования РОА, Москва

Необходимость развития у молодежи установок на общественное доверие, согласие, диалог культур является приоритетной для обеспечения консолидации различных слоев гражданского общества. Рассмотрены суть и взаимосвязь понятий «доверие», «согласие», «поликультурное образование». Доказано, что это не отвлеченные, а вполне реальные и многогранные категории, которые не являются напрямую экономическими и социальными, но психологически влияют на социально-экономические реалии общества. Показана роль национальных ценностей как совокупности духовных идеалов представителей тех или иных этнических общностей в формировании общественного доверия и согласия у молодежи. Установлено, что общечеловеческие ценности, значение которых нельзя ни умалять, ни преувеличивать, могут лишь задавать контекст, который должен быть наполнен определенным содержанием, вытекающим из диалектики взаимосвязи с традиционными российскими духовными ценностями.

Ключевые слова: общечеловеческие и традиционные национальные ценности, общественное доверие и согласие, поликультурное образование, гражданское единство.

В современных условиях переживаемого Россией исторического периода, характеризующегося значительной необходимостью обеспечения уменьшения социальной напряженности между представителями различных национальных культур, проблема развития у молодежи установок на общественное доверие, согласие, диалог культур является ключевой.

Известно, что доверие - мировоззренческая позиция и в то же время - социально-психологическая и политическая установка [1]. Доверие в социологии и психологии - «открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях» [2, с. 14].

Эту же (мировоззренческую) позицию выражает и согласие, схожее во многом с термином «консенсус» (от лат. consensus omnium), когда к согласию можно прийти путем «сближения позиций сторон на основе определенного единомыслия по всем или по отдельным конкретным вопросам» [3, с. 26].

Разработка проблемы формирования социального согласия и доверия в педагогике является малоизученной и обращает нас в первую очередь к контексту поликультурного образования, которое представляется неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, базирующейся на принципах сохранения социокультурной ситуации плюрализма и многообразия, защиты культурной самости этносов - основ гуманитарного фундамента общественного устройства государства [4, с. 11].

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 16-06-00282 - а)

По мнению многих философов, социологов, политологов, психологов (Б. Братусь, А. Вер-ховский, Е. Дубова, А. Кочетков, В. Ольшанский, А. Панарин, Е. Строев, А. Шеман и др.), сегодняшний отечественный социально-экономический кризис имеет духовные корни: проблемы общества могут быть объяснены не столько кризисом в экономике, культуре, экологии, образовании, сколько кризисом человека, не способного к воспроизводству культуры как самореализующей системы. Ситуация такова, что значительная часть населения, оторвавшись от традиционных духовных ценностей, становится деструктивной силой общества.

В данных условиях первостепенное значение приобретает поиск «инструментов» преодоления кризисных явлений. Одним из них является качественное обновление системы образования как важного источника приумножения культурного богатства человечества, формирования доверия и согласия между членами общества. Сфера образования, несомненно, несет свою долю ответственности за многие негативные явления, ибо причиной их является сам человек, утративший способность активно противостоять злу во всех его проявлениях, потерявший веру в духовные ценности мира и смысл человеческой жизни, лишившийся ориентиров, не находящий ответа на важнейшие мировоззренческие вопросы. Однако образование, продолжая развиваться в русле просвещенческой, сциентистской модели, где главное - обучение, а не развитие и воспитание человека, начинает отставать от требований современной эпохи, одним из признаков которой является необходимость наличия у субъекта, решающего любую жизненную задачу, личностного начала в ситуации выбора и самостоятельного принятия решений. Отсюда принципиально важной функцией образования является обретение им целостности не только в смысле единства обучения, воспитания и развития, но и в смыслах единства материальной и духовной природы человека, единства знания и веры, понимаемой как мировоззренческая убежденность человека, без которой немыслимы его полноценное самосозидание, самореализация и жизнетворчество.

Российское образование, по мнению отечественных ученых, «призвано стать тем социальным институтом, который способствует накоплению у молодежи опыта социального согласия и доверия, миролюбия и диалога культур, толерантного поведения и тем самым обеспечивает решение проблемы профилактики экстремизма в обществе» [5, с. 66].

В условиях неупорядоченной множественности нормы, идеала, границ дозволенного, составляющих суть переживаемого кризиса, обострилась проблема осмысления значения национальных культурных традиций в формировании духовного и образовательного пространства, настало время осознания того, что воспитание должно осуществляться с учетом непрерывной связи поколений.

Национальные ценности - это совокупность духовных идеалов представителей тех или иных этнических общностей, в которых находит отражение их историческое своеобразие. Они выступают в роли социально- и нормативно-культурных аксиом поведения людей одной этнической принадлежности [6].

Отсюда важнейшую роль в воспитании подрастающих поколений играют ценности, которые, будучи по своей природе социально-историческими, являются средством приобщения индивида к роду, тем самым позволяя преодолевать временность индивидуального существования. Ценностно-смысловое содержание является важнейшим моментом формирования «выбора точки опоры», т. е. мировоззренческих ориентиров.

В педагогической литературе 1990-х гг. в качестве таковой точки опоры предлагалось самоопределение личности исключительно вокруг общечеловеческих ценностей; высказывались мнения, согласно которым нет никакого резона углубляться в изучение традиционных российских духовных ценностей, достаточно опираться на так называемые общечеловеческие. Это требует уточнения научной позиции данного исследования.

Обычно понятие «общечеловеческие ценности» употребляется, когда хотят их противопоставить национальным и конфессиональным, подчеркнуть, что если в советский период акцент в воспитании подрастающих поколений делался на классовые ценности, то теперь он переместился на общечеловеческие. Но если первым (классовым) в нашей литературе посвящено огромное количество книг, статей и постановлений, то со вторыми вопрос не так ясен. Проблема общечеловеческих ценностей многогранна, до конца не исследована и достойна обстоятельного обсуждения.

Российские исследователи разработали свои подходы к выделению общечеловеческих ценностей. Так, В. А. Караковский предлагает отнести к ним следующие: «мир, земля, отечество, семья, труд, культура, знания, Бог, свобода, счастье, высшая ценность - Человек» [7, с. 10]. В других источниках выделяется иной набор ценностей: стремление к истине, социальное благополучие общества, социальная справедливость, нравственные гуманистические нормы и т. п. В некоторых случаях выделяется 46 и более ценностей. Авторы при этом замечают, что, разумеется, перечень не исчерпан и система открыта.

Какие же выводы должны следовать из этого? Общечеловеческие ценности, значение которых нельзя ни умалять, ни преувеличивать, могут лишь задавать контекст, который, в свою очередь, должен быть наполнен определенным содержанием, вытекающим из диалектики взаимосвязи общечеловеческого и национального в воспитании.

В плане данного исследования важно обратить внимание на значение в педагогическом процессе не столько общечеловеческих, сколько традиционных национальных ценностей. Установленным научным фактом можно считать, что в истоке культуры любого народа лежат культурные ценности религии, определявшие особенности воспитания и обучения подрастающих поколений. Эти ценности являлись важной составной частью национальной культуры, игравшей первостепенную роль в качестве регулятора общественной морали. Следует признать, что в современном педагогическом образовании недостаточно учитывается фактор изменения религиозной ситуации в стране в целом, связанный с активизацией деятельности традиционных духовных институтов, которые представлены мировыми религиями - христианством, исламом и буддизмом, во-первых, а также изменения ситуации в школьных классах, где за партами сидят дети, относящие себя к тем или иным конфессиям, во-вторых. Каждая из этих конфессий в соответствии с традиционной для нее культурой обладает мощным арсеналом воздействия на процессы воспитания, и это необходимо знать и учитывать.

В условиях кризиса, охватившего все сферы жизнедеятельности, когда российское общество находится в состоянии импульсивного и турбулентного мировоззренческого брожения, на передние рубежи не только педагогической, но и общественной жизни все больше выдвигается идея обращения к области духовной культуры, ядром которой являются традиционные духовные ценности. Это задает ситуацию необходимости обращения именно к традиционным ценностям, за счет чего и общечеловеческие наполнятся более глубоким и конкретным содержанием, что обусловливает возрастание их роли и значения в образовании.

К сущностным характеристикам традиционных российских духовных ценностей относятся: «во-первых, исконные - изначально принятые ценности, ставшие историческим выбором, сформировавшие культуру, традиции российского этноса в целом; во-вторых, ценности культурообразующего характера, оказывающие в течение длительного времени влияние на развитие государства, народа, и культуры; в-третьих, ценности, которые составили основу повседневного образа жизни народа, вошли в его язык, обычаи, стали архетипами его мировоззрения; в-четвертых, самобытные ценности, делающие отечественную культуру отличной от культур других стран и народов» [8, с. 150-159].

Базовые национальные ценности (семья, труд, религия, природа, государство, искусство и др.) раскрываются и углубляются в системе нравственных представлений традиционных конфессий о духовном мире человека, патриотизме, родной земле, справедливости, милосердии, солидарности, чести, достоинстве, свободе, доверии к людям, институтам государства, толерантности, формируемой на основе межконфессионального диалога.

Таким образом, перед современным образованием поставлена задача формирования системы ценностей, которая опирается на историческую преемственность поколений, сохраняет и развивает традиции российского государства. Об актуальности обращения к культурным смыслам традиционных российских духовных ценностей свидетельствует то, что за последнее десятилетие формационные преобразования и демократизация всех сфер жизни привели к росту национального, этнокультурного и религиозного самосознания. Утверждается понимание того, что «религиозные ценности являются важной составной частью национальной культуры, они играют существенную роль в качестве регулятора общественной морали» [9, с. 14]. Исходя из сущностного понимания религии как определенной системы мировоззренческих взглядов [10, с. 25], получает признание точка зрения, что она служит источником культурно-исторического развития, поскольку лежит в основе ядра любой национальной культуры.

При этом необходимо подчеркнуть, что использование традиционных российских духовных ценностей, в том числе для формирования у молодежи доверия и согласия, требует корректного отношения: акцент должен делаться не на религиозной догматике, а на культурно-мировоззренческих смыслах и ценностях.

Список литературы

1. Москвин Л . Б . Согласие в обществе как важное условие развития России по пути модернизации // Приложение к электронному научному журналу «Вестник Института социологии» . 2012 . № 4 .

2 . Гарфинкель Г . Концепция и экспериментальные исследования «доверия» как условия стабильных согласованных

действий / пер . с англ . А . М . Корбута // Социологическое обозрение . 2009 . Т . 8, № 1. С . 3-25 .

3 . Социальное согласие против правового экстремизма / отв . ред . Л .Я .Дадиани, Г . М .Денисовский . М . : Изд-во Института

социологии РАН, 2005. Вып . 3-4. 405 с .

4 . Диалог культур: толерантность в национальных и конфессиональных отно-шениях (опыт организации современной

жизни народов Сибири) / под ред . Г . И . Петровой . Томск, 2002 . 142 с .

5 . Асмолов А. Г . Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности

и построению гражданского общества // Вопросы образования . 2008. № 1. С . 65-86.

6 . Этнопсихологический словарь . URL: http://dic . academic . ru/ (дата обращения: 23.08. 2017) .

7 . Караковский В . А. Классным руководителям посвящается // Воспитательная работа в школе . 2006 . № 1. С . 3-16 .

8 . Костюкова Т . А. Профессиональное самоопределение будущего учителя в традиционных российских духовных

ценностях: дис д-ра пед наук М , 2002 357 с

9 . Шапошникова Т . Д . Основы религиозных культур и светской этики в контексте духовно-нравственного образования //

Начальная школа . 2010 . № 9 . С . 13-16 .

10 . Костюкова Т . А. , Петрова Г . И . Христианская педагогика в современном образовательном пространстве(серия научных

трудов Института образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО) . Томск, 2001. 274 с .

Костюкова Татьяна Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор, Томский государственный университет (пр. Ленина, 36, Томск, 634050). E-mail: kostykova@inbox.ru.

Шапошникова Татьяна Дмитриевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования РОА (ул. Макаренко, д. 5, Москва, 105062). E-mail: tatianashap@inbox.ru

Материал поступил в редакцию 22.08.2017

DOI: 10.23951/2307-6127-2017-4-90-95

THE ROLE OF TRADITIONAL NATIONAL VALUES IN CONDUCTING TRUST AND CONSENT TO THE YOUTH

T. A. Kostyukova1, T. D. Shaposhikova2

1 Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation

2 Institute for the Development Strategy of Education of the Russian Academy of Education, Moscow,

Russian Federation

The need for young people to develop attitudes toward public trust, harmony, and cultural dialogue is a priority for ensuring the consolidation of various sectors of civil society. The article examines the essence and interrelation of the concepts of trust, consent, multicultural education. It is proved that these are not abstract, but quite real and multifaceted categories that are not directly economic and social, but psychologically influence the social and economic realities of society. The role of national values, as a set of spiritual ideals of representatives of ethnic communities, is shown in the formation of public trust and consent among young people. It is established that universal values, the importance of which can neither be belittled nor exaggerated, can only specify a context that must be filled with a certain content stemming from the dialectics of interrelation with traditional Russian spiritual values. The article overviews the contemporary situation of the problem of polycultural education, and researches the role of education in cohesion, trust and peacefulness among the present day youth. This problem is important for many countries in the world with multinational population. The Russian state politics is aimed at harmonization of international relationships and civil unity. Due to it Russian education considers the task of building relationships with the representatives of various social, ethnic, religious communities on the basics of principles of respect and acceptance of different cultures, nations and religions. Polycultural education has a high potential to fulfill this task.

Key words: universal and traditional national values, public trust and consent, polycultural education, civil unity.

References

1. Moskvin L . B . Soglasiye v obshchestve kak vazhnoye usloviye razvitiya Rossii po puti modernizatsii [Harmony as an essential condition for the development of Russia on the path of modernization] . Prilozheniye k elektronnomu nauchnomu zhurnalu "Vestnik Instituta sotsiologii" - Appendix to the electronic scientific journal Bulletion of the Institute of Sociology (Vestnik Insti-tuta sotziologii), 2012, no . 4 (in Russian) .

2 . Garfinkel G . Concept and experimental study of "trust" as a condition of stable concerted actions (Russ . ed . : Garfinkel G .

Kontseptsiya i eksperimentalnyye issledovaniya "doveriya" kak usloviya stabilnykh soglasovannykh deystviy. Sotsiologiches-koye obozreniye - Sociological Review, 2009, vol . 8, no . 1, pp . 3-25) (in Russian) .

3 . Sotsial'noye soglasiye protiv pravovogo ekstremizma. Otv. red . L . Ya . Dadiani, G . M . Denisovskiy [Social cohesion against

extremism . Ed . by L . Ya . Dadiani, G . M . Denisovskiy] . Moscow, Institute of sociology of Russian Academy of Sciences Publ . , 2005. Vol . 3-4. 405 p . (in Russian) .

4 . Dialog kul'tur: tolerantnost' v natsioanl'nykh i konfessional'nykh otnosheniyakh (opyt organizatsii sovremennoy zhizni narodov

Sibiri). Pod red . G . I . Petrovoy [Dialogue of cultures: tolerance in national and confessional relations (experience in organizing the modern life of the peoples of Siberia) . Ed . G . I. Petrova] . Tomsk, 2002 . 142 p . (in Russian) .

5 . Asmolov A . G . Strategiya sotsiokul'turnoy modernizatsii obrazovaniya: na puti k preodoleniyu krizisa identichnosti i postroy-

eniyu grazhdanskogo obshchestva [The strategy of cultural education modernization: on the way to overcoming the crisis of identity and building a civil society] . Voprosy obrazovaniya - Educational Studues, 2008, no . 1, pp . 65-86 (in Russian) .

6 . Etnopsikhologicheskiy slovar' [Ethnopsychological dictionary] (in Russian) . URL: http://dic . academic . ru/ (accessed 23 August

2017) .

1 . Karakovskiy V A. Klassnym rukovoditelyam posvyashchaetsya [To class teachers it is devoted] . Vospitatelnaya rabota v shkole - Educational Work in School, 2006, no . 1, pp . 3-16 (in Russian) .

8 . Kostyukova T. A . Professionalnoye samoopredeleniye budushchego uchitelya v traditsionnykh rossiyskikh dukhovnykh tsen-

nostyakh. Dis . dokt . ped . nauk [Professional self-determination of the future teacher in the traditional Russian spiritual values . Diss . doct. of ped . sci . ] . Moscow, 2002 . 351 p . (in Russian) .

9 . Shaposhnikova T D . Osnovy religioznykh kul'tur i svetskoy etiki v kontekste dukhovno-nravstvennogo obrazovaniya [Bases of

religious cultures and society ethics are in the context of spiritually-moral education] . Nachal'naya shkola - Primary School, 2010, no . 9, pp . 13-16 (in Russian) .

10 . Kostyukova T A . , Petrova G . I. Khristianskaya pedagogika v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve (seriya nauchnykh

trudov Instituta obrazovaniya Sibiri, Dal'nego Vostoka i Severa RAO) [Christian pedagogy in the modern educational space (a series of scientific works of the Institute of Education of Siberia, the Far East and the North of RAO)] . Tomsk, 2001. 214 p . (in Russian)

Kostyukova T. A., Tomsk State University (pr. Lenina, 36, Tomsk, Russian Federation, 634050). E-mail: kostykova@inbox.ru

Shaposhikova T. D., Institute for the Development Strategy of Education of the Russian Academy of Education (ul. Makarenko, 5/16, Moscow, Russian Federation, 105062). E-mail: tatianashap@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.